Невский проспект анализ эпизода сон пискарева

Невский проспект анализ эпизода сон пискарева thumbnail

41артем23 / 07 окт. 2014 г., 10:21:59

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗАРАНЕЕ!
1.Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Ш…пот-шепчет, ч…лка-чело, неч…тный-честь, сгущ…нка-сгущать, щ…нок-ощенившаяся собака, кош…лёк-кошель, беч…вка-бечева, деш…вый-дешевле, подж…г дома-поджог, он подж…г дом-поджигать, обж…рство-обжора, ш…рты-под ударением пишется «О»- без ударения «Ё», ш…рох-под ударением пишется «О»- без ударения «Ё», крыж…вник-под ударением пишется «О»- без ударения «Ё», пиж…н-словарное слово, жонгл…р-словарное слово, за рубеж…м-рубеж, чуж…е- жи/ши пиши с буквой и, кофе-кофейный, морж…вый, алыч…вый, груш…вый, лиц…вой, пал…вый, ситц…вый, чесуч…вый, глянц…вый, ж…лтый, туш…нка, ч…рт, старич…к, резать нож…м, плеч…м к плечу, печ…нка, щ…лкнуть, медвеж…нок, мелкая душ…нка, щ…тка, творож…к, интересоваться репортаж…м, испеч…м пирог, копч…ности, замуж…м, идти с тяж…лой ношей, выпить на посош…к., ш…винизм, ш…кировать, ш…ссе, ж…сткий, зач…т, щ…лка, изж…га, пч…лка, реш_тка, никч_мный, распаш_нка, щ_лк, ш_потка чая, чащ_ба, трущ_ба, сверч_к, дьяч_к, пустяч_к, снеж_к, клоч_к, бедняж_чка, сюртуч_к, л_вша, д_монтаж, д_зинфекция, ж_стянка, девочка обиж_на, он отверж_н мной, страшный толч_к, насладиться борщ_м.

2.Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления или не обособления разных типов определений; каковы закономерности выбора тире или дефиса.В статье “Горе от ума” В.Г.Белинский рассматривает русскую литературу диалектически продолжающую традиции истории и культуры. Разделение словесного искусства на три рода — лирический эпический и драматический — является отражением художественного осмысления жизни. Русская литература отличается удивительными перевоплощениями влекущими к соединению в контексте одного произведения смешного и грустного “высокого” и “низкого”. Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” — пример блистательной сатиры цельной по форме и содержанию. “В “Ревизоре” нет сцен лучших потому что нет худших все представляет собой единый художественно-замкнутый мир” — писал Белинский.6 По мнению критика главным героем комедии является страх городничего как результат испуганного воображения невежественного чиновника боявшегося не только вышестоящих лиц но и своих собственных грехов. Интересно что Хлестаков появляется во втором действии а исчезает в четвертом. Ревизор-призрак и все происходящее на сцене — это некая фантастическая реальность обретающая по воле автора писателя-сатирика свое пространство и время.

3.Расставьте знаки препинания объясните условия обособления или необособления обстоятельств и дополнений; какой частью речи выражаются обстоятельства и дополнения какова функция и роль деепричастных оборотов в предложении.В статье «О русской повести и повестях Гоголя» В.Г.Белинский рассматривает творчество писателя в контексте русской и европейской литературы открывая богатые возможности словесного искусства. В отличие от других русских писателей начала XIX века Гоголь создает “натуральную школу” обращаясь к истине и прозе жизни как источнику художественных фантазии и философских размышлений. “Он не льстит жизни но и не клевещет на нее он рад выставить наружу все что есть в ней прекрасного человеческого и в то же время не скрывает и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Она для него настоящий портрет в котором все охвачено с удивительным сходством начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков идущих по Невскому проспекту в сапогах запачканных известью; от колоссальной физиономии богатыря Бульбы который не боялся ничего на свете с люлькою в зубах и саблею в руках до стоического философа Хомы который не боялся ничего на свете даже черта и ведьм когда у него люлька в зубах и рюмка в руках».

7.Определите все части речи.В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» отметил как была воспринята комедия консерваторы негодовали люди прогрессивного мышления особенно молодежь восхищались едкой и злой сатирой на старое поколение. Чацкий воспринимался как человек нового времени. В этой же статье В.Г.Белинский выделяя художественные особенности пьесы утверждал что Чацкий не кто иной как «новый Дон-Кихот». Как известно А.С.Пушкин соглашался с мнением критика. Как бы ни были противоречивы суждения о главном герое ясно то что автор комедии сделал первый шаг в развитии новой реалистической драматургии. В письме к П.А.Катенину А.С.Грибоедов рассказал о том как он работал над планом пьесы как создавал героя (один «здравомыслящий человек» попал в окружение «25 глупцов»). «Сначала он весел и это порок шутить и век шутить как вас на это станет».

Источник

Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвященных северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».

Тема – Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.

Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятеле), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик заводит роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр – Повесть.

Направление – Социально-критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощеным питерским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением, всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

Читайте также:  Поцеловать покойника в губы во сне

Тема

Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Композиция

Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:

  • завязка – встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка – поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
  • эпилог – описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.

Жанр

Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения – обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению под названием социально-критический реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 349.

Источник

Я иду на урок

Татьяна КАЛГАНОВА

Татьяна Алексеевна КАЛГАНОВА (1941) —
кандидат педагогических наук, доцент Института
повышения квалификации и переподготовки
работников народного образования Московской
области; автор многих работ по методике
преподавания литературы в школе.

Иллюстрация Д.Н. Кардовского к «Невскому проспекту». 1904 г.

Рабочие материалы для учителя

Из истории создания повести

«Невский проспект» впервые был опубликован в
сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую
оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать
над повестью в период создания «Вечеров на
хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его
записной книге сохранились наброски «Невского
проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи
перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки
сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель»
(1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам
писатель не объединял их в особый цикл. Все они
написаны в разное время, не имеют общего
повествователя или вымышленного издателя,
однако вошли в русскую литературу и культуру как
художественное целое, как цикл. Это произошло
потому, что повести объединены общностью
тематики (жизнь Петербурга), проблематики
(отражение общественных противоречий), схожестью
основного героя (“маленький человек”),
целостностью авторской позиции (сатирическое
разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести

Основная тема повести — жизнь Петербурга и
судьба “маленького человека” в большом городе с
его социальными контрастами, вызывающими разлад
между представлениями об идеале и
действительностью. Вместе с основной
раскрываются темы равнодушия людей, подмены
духовности меркантильными1
интересами, продажности любви, пагубного влияния
наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

— Какую роль играет описание Невского
проспекта в начале повести?

— Какой момент является завязкой действия?

— Как складывается судьба Пискарёва?

— Как складывается судьба Пирогова?

— Какую роль играет описание Невского
проспекта в финале повести?

Гоголь соединяет в повести изображение общих,
типичных сторон жизни большого города с судьбой
отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга
раскрывается в описании Невского проспекта, а
также в авторских обобщениях по ходу
повествования. Таким образом, судьба героя дана в
общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести
является экспозицией. Неожиданный возглас
поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их
диалог и следование за прекрасными незнакомками
— завязка действия с двумя контрастными
развязками. Завершается повесть также описанием
Невского проспекта и рассуждением автора о нём,
что является композиционным приёмом, содержащим
и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Рассматривается в ходе беседы. Примерные
вопросы.

— Какую роль играет Невский проспект в жизни
города, как к нему относится автор?

— Как показаны социальные контрасты и
разобщённость жителей города?

— Как выявляется несоответствие показной
стороны жизни дворянского сословия и его
истинной сущности? Какие качества людей
высмеивает автор?

— Как возникает мотив демона в описании
вечернего Невского проспекта в начале повести?
Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

— Как связаны описания Невского проспекта в
начале повести и в финале?

Автор начинает повествование
торжественно-приподнятыми фразами о Невском
проспекте и отмечает, что это “всеобщая
коммуникация2
Петербурга”, место, где можно получить “верные
известия” лучше, чем в адрес-календаре или в
справочной службе, это место для гуляния, это
“выставка всех лучших произведений человека”.
Вместе с тем Невский проспект — это зеркало
столицы, в котором отражается её жизнь, это
олицетворение всего Петербурга с его
разительными контрастами.

Читайте также:  Зуб во сне сломался зуб без крови

Литературоведы считают, что описание Невского
проспекта в начале повести представляет собой
своеобразный “физиологический” очерк
Петербурга. Его изображение в разное время суток
позволяет автору охарактеризовать социальную
структуру города. В первую очередь он выделяет
простых людей-тружеников, на ком держится вся
жизнь, и для них Невский проспект не является
целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство,
для которого Невский проспект составляет цель —
это место, где можно показать себя. Иронией
пронизан рассказ о “педагогическом” Невском
проспекте с “гувернёрами всех наций” и их
воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках,
гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта,
скрывающуюся за его парадным видом изнанку
жизни, трагическую её сторону, разоблачая
пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их
лицемерие, автор использует ироническую
патетику. Это подчёркивается тем, что вместо
людей действуют детали их внешнего облика или
одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким
пером, никакою кистью неизобразимые <…>
Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <…>
Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не
снились никогда <…> А какие встретите вы
длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом
плане, вместе с тем рассказ о переменах на
Невском предваряется фразой: “Какая быстрая
свершается на нём фантасмагория3 в течение одного только дня”.
Иллюзорность4,
обманчивость вечернего Невского проспекта
объясняется не только сумерками, причудливым
светом фонарей и ламп, но и действием
безотчётной, таинственной силы, влияющей на
человека: “В это время чувствуется какая-то цель
или, лучше, что-то похожее на цель, что-то
чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и
становятся вообще очень неровны. Длинные тени
мелькают по стенам мостовой и чуть не достают
головами Полицейского моста”. Так в описание
Невского проспекта включаются фантастика и
мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются,
казалось бы, его психологическим состоянием,
однако могут быть восприняты и как действия
демона: “…Красавица оглянулась, и ему
показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на
губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим
<…> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими
лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и
ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз,
будка валилась к нему навстречу, и алебарда
часового вместе с золотыми словами вывески и
нарисованными ножницами блестела, казалось, на
самой реснице его глаз. И всё это произвёл один
взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не
слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким
следам прекрасных ножек…”

Так же двояко может быть объяснён и
фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная
пестрота лиц привела его в совершенное
замешательство; ему казалось, что какой-то демон
искрошил весь мир на множество разных кусков и
все эти куски без смысла, без толку смешал
вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется
открыто: источником лжи и фальши непостижимой
игры с судьбами людей, по мнению автора, является
демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту!
<…> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!
<…> Он лжёт во всякое время, этот Невский
проспект, но более всего, когда ночь сгущённою
массою наляжет на него и отделит белые и палевые
стены домов, когда весь город превратится в гром
и блеск, мириады карет валятся с мостов,
форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам
демон зажигает лампы для того только, чтобы
показать всё в ненастоящем виде”.

Художник Пискарёв

Примерные вопросы для беседы.

— Как автор характеризует Пискарёва —
художника и человека?

— Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как
автор передаёт его чувство?

— Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв
бежал из “отвратительного приюта”?

— Как меняется внешний вид девушки?

— Как выражено авторское отношение к
красавице, как связан с ней мотив демона?

— Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь
иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему
реальную жизнь?

— Почему автор называет план Пискарёва
жениться на проститутке легкомысленным? Как это
подтвердилось?

— Как погиб Пискарёв, почему он неправ в
своём безумном поступке?

Пискарёв — молодой человек, художник,
принадлежит к людям искусства, и в этом его
необычность. Автор говорит, что он относится к
“классу” художников, к “странному сословию”,
подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга,
автор характеризует Пискарёва как небогатого
человека, живущего в маленькой комнате,
довольствующегося тем, что у него есть, но
стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий,
скромный, детски-простодушный, носивший в себе
искру таланта, может быть, со временем
вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия
героя5 подчёркивает
его обычность, напоминает о типе “маленького
человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты,
чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он
пошёл вслед за незнакомкой только потому, что
увидел в ней идеал красоты и непорочности, она
напомнила ему “Перуджинову Бианку”6. Но прекрасная незнакомка
оказалась проституткой, и Пискарёв трагически
переживает крушение идеалов. Очарование красоты
и невинности оказалось обманом. Беспощадная
действительность разрушила его мечты, и художник
бежал из отвратительного приюта, куда привела
его семнадцатилетняя красавица, красота которой,
не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с
улыбкой, исполненной “какой-то жалкой
наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и
пошло <…> как будто вместе с непорочностью
оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва,
с горечью пишет: “…Женщина, эта красавица мира,
венец творения, обратилась в какое-то странное
двусмысленное существо, где она вместе с
чистотою души лишилась всего женского и
отвратительно присвоила себе ухватки и наглости
мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем
прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота
женщины, дающей миру новую жизнь, может быть
предметом торговли, ведь это поругание красоты,
любви и человечности. Им овладело чувство
“раздирающей жалости”, отмечает автор и
объясняет: “В самом деле, никогда жалость так
сильно не овладевает нами, как при виде красоты,
тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы
ещё безобразие дружилось с ним, но красота,
красота нежная… она только с одной
непорочностью и чистотой сливается в наших
мыслях”.

Читайте также:  Что делать когда ребенок плачет во сне

Находясь в сильном психологическом напряжении,
Пискарёв видит сон, в котором его красавица
предстаёт как светская дама, пытающаяся
объяснить посещение приюта своей тайной. Сон
внушил Пискарёву надежду, которая разрушена
жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный
образ являлся ему почти каждый день, всегда в
положении, противоположном действительности,
потому что мысли его были совершенно чисты, как
мысли ребёнка”. Поэтому он пытается
искусственно, принимая наркотик, уйти в мир
сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не
могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о
скромной жизни, обеспеченной собственным трудом,
отвергнута падшей красавицей. “Как можно! —
прервала она речь с выражением какого-то
презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы
заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор
говорит: “В этих словах выразилась вся низкая,
презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и
праздности, верных спутников разврата”. И далее
в размышлениях автора о красавице опять
возникает мотив демона: “…Она была какою-то
ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить
гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”.
За время, которое художник не видел девушку, она
изменилась к худшему — бессонные ночи разврата,
пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению
автора, “вечный раздор мечты с
существенностью”. Он не выдержал столкновения с
суровой действительностью, наркотик разрушил
его психику окончательно, лишил возможности
заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв
кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом
безумном поступке: христианская религия считает
жизнь величайшим благом, а самоубийство большим
грехом. Также и с точки зрения светской
нравственности лишение себя жизни недопустимо —
это пассивная форма разрешения жизненных
противоречий, ибо деятельный человек всегда
может найти выход из самых сложных, казалось бы,
неразрешимых ситуаций.

Описанием бедных похорон Пискарёва автор
выражает своё отношение к социальному
неравенству, выступающему за парадной
внешностью города, вызывает чувство сострадания
к простым людям, подчёркивает бессмысленность
гибели художника.

Поручик Пирогов

Примерные вопросы для беседы.

— Как автор характеризует Пирогова? Как
отмечает типичность героя?

— Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

— Куда попал Пирогов вслед за красавицей,
кем она оказалась?

— Почему Пирогов ухаживает за замужней
дамой?

— Что высмеивается в образе Шиллера?

— Чем кончается история Пирогова?

— Что высмеивается в образе Пирогова, как
автор это делает?

— В чём смысл сопоставления образов
Пискарёва и Пирогова?

О поручике Пирогове автор говорит, что такие,
как он, офицеры составляют “в Петербурге
какой-то средний класс общества”, подчёркивая
этим типичность героя. Рассказывая об этих
офицерах, автор, конечно же, характеризует и
Пирогова.1Рисунок Ники Гольц.

В своём кругу они считаются образованными
людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят
потолковать о литературе: “хвалят Булгарина,
Пушкина и Греча и говорят с презрением и
остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то
есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина,
иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы
показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться
до полковничьего чина”, достичь обеспеченного
положения. Они обычно “женятся на купеческой
дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею
тысяч или около того наличных и кучею брадатой
родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о
его талантах, на самом деле раскрывает такие его
черты, как карьеризм, ограниченность, наглость,
самоуверенная пошлость, стремление подражать
тому, что входит в моду у избранной публики.

Наглядным примером подтверждает автор, что
главный предмет дум и стремлений Пирогова — это
чин. К людям ниже его по чину он относится
высокомерно.

Любовь для Пирогова — лишь интересное
приключение, “интрижка”, которой можно
похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько
не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой
ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность
его и блестящий чин дают ему полное право на её
внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами
о жизненных проблемах, стремится к
удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова
явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер.
Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил
полное отсутствие человеческого достоинства: “с
удовольствием провёл вечер и так отличился в
мазурке, что привёл в восторг не только дам, но
даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с
противоположными нравственными началами в
характерах героев. Комический образ Пирогова
противопоставлен трагическому образу Пискарёва.
“Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они
начали в один день, в один час преследование
своих красавиц, и как различны для обоих них были
следствия этих преследований! О, какой смысл
скрыт в этом контрасте! И какое действие
производит этот контраст!” — писал
В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников — жестяных дел
мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра
Кунца — дополняют социальную картину
Петербурга. Шиллер — воплощение
меркантильности. Накопление денег составляет
цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий
расчёт, ограничение себя во всём, подавление
искренних человеческих чувств определяют его
поведение. Вместе с тем ревность пробуждает
чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в
пьяном виде, не думая в этот момент о
последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

Вопросы и задания для учащихся

— Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя
«Невский проспект».

— Напишите сравнительную характеристику
Пискарёва и Пирогова.

— Напишите сочинение на тему
«Художественное своеобразие повести
Н.В. Гоголя “Невский проспект”».

Можно использовать примерный план:

1. Композиция повести.

2. Значение контраста в повести.

3. Роль фантастики, мотив демона.

4. Фамилии героев, отсутствие имён.

5. Патетика и сатира в повести, приёмы
создания, примеры.

Примечания

Меркантильный
излишне расчётливый, торгашеский (книжн.,
неодобр.
).

Коммуникация
здесь: путь, связывающий части города.

Фантасмагория
причудливое, бредовое видение.

Иллюзия
1) обман чувств, то, что кажется; 2) нечто
несбыточное, мечта.

5 В черновой редакции
фамилия героя была Палитрин.

6 Имеется в виду
картина художника Перуджино (1446–1524), учителя
Рафаэля.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина MSK-MODA.ru. Перейдя по ссылке https://msk-moda.ru/woman/platya, Вы ознакомитесь с действительно потрясающим (более 200 моделей) ассортиментом вечерних платьев . Удобная поисковая система сайта поможет подобрать стильную одежду или обувь по Вашим размерам и предпочтениям. Следите за модными тенденциями вместе с сайтом MSK-MODA.ru !

Источник