Ночью старая сосна полусонная со сна шепчет маленьким детишкам

Ночью старая сосна полусонная со сна шепчет маленьким детишкам thumbnail

Время суток Ориентировка во времени – один из показателей школьной зрелости. Современные дети недостаточно владеют этим полезным умением.

Содержание

  1. Стихи про утро
  2. Стихи про вечер
  3. Стихи про ночь
  4. Стихи про день (сутки)

Спросите у ребёнка за обедом, что он сейчас делает: завтракает, обедает или ужинает. Далеко не все ответят правильно. А ведь части суток начинают объяснять с 3-4 лет.

Дети не глупые, просто для них время не имеет значения. Часто поэтому в школу опаздывают, кружки и секции пропускают, домой из школы идут по три часа.

Ориентировке во времени в подготовительной группе следует уделить особое внимание. Хорошим подспорьем для родителей будут детские стихи про время.

Стихи про утро

Утро

Утром было много
Чудес:
Появился ветерок —
И исчез.
Мыли облаку бока
Облака —
Стало облако белей
Молока.
А потом не небольшой
Высоте
Самолёт один смешной
Пролетел;
Помахал он сверху липам
Домам —
И умчался по своим
По делам.

В. Лапин

***

В это утро очень рано
Соскочил щенок с дивана.
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.

С. Михалков

Я и солнышко

Солнышко ясное встало.
– Доброе утро! –
Сказало.
– Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснёшься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, всё равно…
Придумано мудро:
– Доброе утро.

***

– Доброе утро! = птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам.
Солнце взошло и идёт по делам.

А. Кондратьев

****

Птичья зарядка

Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.

В. Берестов

 ***

– Почему ты
Рано встал?
– Я, бабуся,
Спать устал

В. Бирюков

***

Выходите по прядку,
Становитесь на зарядку.
Начинай с зарядки день,
Разгоняй движеньем лень.

Н. Носов

***

Я с утра в лесу гуляю,
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про берёзку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.

Н, Матвеева

*** 

С утра на лужайку
Бегу я с мячом.
Бегу, распеваю,
Не знаю о чём…
А мячик, как солнце,
Горит надо мной.
Потом повернётся
Другой стороной
И станет зелёным,
Как травка весной.

А. Барто 

Стихи про вечер

Перед сном

Зажигают фонари
За окном,
Сядь со мной,
Поговори
Перед сном.
Целый вечер
Ты со мной не была.
У тебя всё дела
Да дела.
У тебя я не стою
Над душой.
Я всё жду,
Всё молчу,
Как большой…
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном.
Поглядим
На фонари
За окном.

А. Барто

Стихи про ночь

Доброй ночи

– Доброй ночи! – молвит тишина;
Каждому сейчас она слышна;
Говорит бесшумными словами:
– Спите, я всю ночь останусь с вами.

А. Кондратьев

 ***

Где ночует дрёма?

Вечер закатил
Солнышко за море.
В дверь ко мне
Стучится дрёма.

– Мамочка, постой,
Не впускай её.
Я хочу спросить,
Где она живёт.
Утром незаметно
Ускользнув из дома.
Где же днём ночует
Моя дрёма?

– В старой норке,
Где мыши шумят.
Спящих в дупле
Обнимает совят.

Я. Балтвилкс

*** 

Ночь

Ночь стоит в лесу густом.
Слынен шорох за кустом:
Ходят хвостиком лисята
За лисицыным хвостом…
За мамашею лисицей
Дети ходят вереницей.

В. Орлов

 ***

Ночь

Городу холодно стало.
Ночь для него одеяло достала.
Снегом заботливо город одела
И посветлела от доброго дела.

Е. Аксельрод

*** 

Лесные шорохи

Ночью старая сосна,
Полусонная со сна,
Шепчет маленьким детишкам,
Озорным сосновым шишкам:
«Тихо, шишки, не шалите!
Лучше спите, крепко спите.
Шарит ветер по вершинам,
Рыщет ветер по лощинам,
Свищет ветер да шумит,
Ищет ветер кто не спит.
Непослушных ищет ветер.
Спите, дети. Спите, дети»
Шишки глазки закрывают,
Шишки быстро засыпают.
Ветерок же возле них
Пошуршал… и сам затих.

А. Александров 

Стихи про день (сутки)

*** 

Добрые слова

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Читайте также:  С четверга на пятницу вещие сны

О. Дриз

*** 

Тюлень

Целый день лежит тюлень.
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не приме для подражанья.

Б. Заходер

Источник

Ах, как медленно ползет — идем по кругу, руками сворачиваем улит –

По земле улитка. ку на голове.
На спине она везет. — шевелить рожками – пальчиками

Шоколада плитку — двигаться очень медленно.
Если б я улиткой стал,
Я бы сразу побежал. -каждый бежит, как может.

2. Длинноногий журавель
Длинноногий журавель — идем с прямой спиной, руки
По лугу ходил весь день — на поясе, ноги высоко поднимать
Только ноги промочил — стряхнуть воду с ног.
Выбился совсем из сил. — тело обмякло, руки повисли.
А когда совсем устал,
Одну ножку он поднял — стоим на одной ноге.
И немножко постоял… — стоим сколько можем.
Глубоко потом вздохнул — глубокий вдох, взмах руками
Крыльями легко взмахнул — тело вытянуто,
И красиво полетел — «летим» по кругу все быстрее и быстрее
Полетел, полетел,
А потом на крышу сел. — остановка, сели.

Устала метель —
Все дела, да дела,
Залезла на ель
И следы замела.
На лапах зеленых
Свернулась она.
И лес облегченно
Вздохнул: «Тишина…..»

Т. Золотухина.

(это стихотворение читается для выделения главных слов в тексте, для правильного их интонирования, иногда это называется «выразительное чтение»)

В Т О Р О Й К Л А С С
Во втором классе в работу с ритмами берется трехсложная стопа, которая гармонично соединяет дыхание ( движение легких) с биением сердца и циркуляцией крови. Движения, сопровождающиеся стихами, должны быть осмыслены, а ритм должен точно восприниматься через хлопки и шаги.
Ноги — на коротких звуках дети работают на цыпочках, на длинных звуках опускаются на всю стопу.
Руки
– на коротких звуках хлопок очень тихий, на длинных звуках сильный удар ладонями.
Ребенок должен слышать звук, и художественный аспект речи, идущий из глубины души поэтому кричать и громко читать стихи не рекомендуется
Дактиль – падающий ритм, помогает развивать чувство мышления (-vv-vv-vv-)

Дума за думой, волна за волной,
Два проявленья стихии одной;
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь в заключении, там, на просторе,
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно пустой.
(Ф. Тютчев)

Есть время природы особого света
Неяркого солнца, нежнейшего зноя,
Оно называется бабие лето.
И в прелести спорит с самою весною.
(О. Бергольц)
(упражнение можно проговаривать через передачу мячиков по кругу)

Лесные шорохи
Ночью старая сосна,
Полусонная со сна
Шепчет маленьким детишкам,
Озорным сосновым шишкам:
«Тихо шишки, не шалите!
Лучше спите, крепко спите,
Шарит ветер по вершинам,
Рыщет ветер лощинам,
Свищет ветер да шумит,
Ищет ветер, кто не спит!
Непослушных ищет ветер.
Спите, дети. Спите, дети».
Шишки глазки закрывают,
Шишки быстро засыпают.
Ветерок же возле них
Пошуршал…и сам затих.
( А. Алесандров)
(На первых 2-х строках дети работают в ритмом либо через шаг, либо через руки его проговаривают, второе четверостишие дети инсценируют, как бы усыпляя, затем руками показывают движения ветра, последнее четверостишие дети с закрытыми глазами успокаиваются и все замирают)
Анапест – повышающийся ритм, формирует чувство( vv-vv-vv-)

Колокольчики.
Сколько их расцветало недавно,
Словно белое море в лесу
Теплый вечер качал их так плавно,
И берег молодую красу.
(В Соловьев)
Ничего не проси, ничего не желай.
Пусть лишь только любовь перельется за край.
Пусть лишь только любовь нарастает, как вал,
Ты меня сотворил. Ты мне мир этот дал.
( З. Миркина)
(анапест связан с культом Дионисия и ритмический танец воины исполняли перед уходом на войну и назывался он «Танец войны», затем по приходу с войны они снова в этом же ритме танцевали танец, но уже «Танец мира» ( танец Энергий). Этот танец помогает самых сварливых и неспокойных детей делать спокойными и мирными. Повышает тонус, активизирует).

Амфибрахий — качающийся ритм, формирует волю (v-vv-vv-vv-)
Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой.
Мой грустный товарищ, махая крылом
Кровавую пищу клюет под окном.
(А. Пушкин)

Читайте также:  Заговор на похудение на воду перед сном читать на воду и пить

Амфимакр – (-v-)
Тих как мех,
Тих как лев,
Губы в смех
Брови в гнев
Выше звезд
Выше слов,
Во весь рост
Крысолов.
( М. Цветаева)
(Эти поэтические четверостишия можно « прошагивать» в ритме, можно работать с мячами, или палками).

Падающий ритм для формирования «Я»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут лесные тропинки
Вкусным осенним грибком.
Мы под дождем не намокнем,
Пусть моросит с высоты.
Мы через лужицы скачем,
И раскрываем зонты.
(М. Ивенсен)
(Для каждой строчки данного стихотворения рекомендуется делать большое падающее движение в круге, или по кругу).

Повышающийся ритм

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят шумный брег,
Бегут и блещут и гласят….
Они гласят во все концы:
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
(Ф. Тютчев)
(бег по кругу, или через одного, на последнем слове каждой строки прыжок, или хлопок над головой. В работу можно включать передачу мячиков по кругу считая «двойками», «тройками»).

Тихий стих
Это тихий тихий стих, -шаг
По квартире ходит Тих, -шаг
Ходит тихо на носках, -шаг
В теплых вязаных носках. -шаг
«Не шуми, ходи как я, -шаг
Дремлет бабушка твоя»- -шаг
Шепчет на ухо мне стих, -шаг
Этот тихий тихий Тих! -шаг

(упражнение имеет отношение к «тречастному шагу» и «прошагивается» оно следующим образом: дети идут по кругу, поднимая и опуская правую или левую ногу на длину одной строки, важно следить за тем, как они поднимают колено и переносят медленно в ритме стиха и ногу и вес своего тела, после рубикона можно читать это стихотворение, шагая назад).

Мой веселый звонкий мяч!
(начиная проговаривать эти стихи педагог раздает из корзинки мячи и пускает их по круг)

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
Ты, пятнадцать раз подряд,
Прыгал в угол и назад.
(собирает мячи)
А потом ты покатился
И назад не воротился,
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо
Лопнул, хлопнул_
Вот и всё! (хлопок ладонями, мяч можно пропускать как в левую так и в праву сторону)

Шли мы после школы
Шли мы просто так. -шаги по кругу
Прямо и направо, -соответственно тексту
А потом назад! — движение назад
А потом налево, -поворот налево
А потом кругом! -поворот кругом
А потом вприпрыжку, -скачки
А потом бегом! — бег по кругу.

Т Р Е Т И Й К Л А С С

Во третьем классе в работу с ритмами берется четырехсложная стопа, пеон . В этот период ребенок начинает отделять мир от себя и в работу рекомендуется брать пейзажную лирику, рифмовки, «Калевалу». Дети начинают понимать внутреннюю красоту языка. В работе с согласными у него идет подражание внешнему миру и действию, в работе с гласными он выражает свои чувства. И тогда язык это место встречи симпатии и антипатии. Рассказываемое и читаемое должно привлечь внимание ребенка, интерес, и когда он есть, то в душе пробуждается своего рода тихое удовольствие, а оно физически проявляется в тонкой секреции желез, которая рассасывает отложение солей, возникающее при чтении, рассказывании и зазубривании неинтересного материала. Нельзя допускать, чтобы дети скучали иначе в организме будут вырабатываться и распределяться нерастворимые соли, тем самым способствуя заболеваниям, связанным с обменом веществ. Особенно для девочек, зубрежка и невозможность облечь материал в форму душевных рассказов, которые вызывают удовольствие, как результат появляются мигренеподобные состояния и начинение организма мелкими шпорами, которые не рассасываются. И если дети движутся в разных пеонах, то течение ритма переживается как течение реки.

Падающий пеон — (-vvv-v)

Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И от снега сразу
Поле побелело,
Словно пеленою
Все его одело.
(А. Суриков)

Читайте также:  Что означает когда кончаешь во сне

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше,
И весна милей….
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что их стран далеких

Принесла с собой.
(А. Плещеев)



Источник

В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся и снова
Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.

С намеренным однообразьем,
Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава.

Мы делим отдых краснолесья,
Под копошенье мураша
Сосновою снотворной смесью
Лимона с ладаном дыша.

И так неистовы на синем
Разбеги огненных стволов,
И мы так долго рук не вынем
Из-под заломленных голов,

И столько широты во взоре,
И так покорны все извне,
Что где-то за стволами море
Мерещится все время мне.

Там волны выше этих веток
И, сваливаясь с валуна,
Обрушивают град креветок
Со взбаламученного дна.

А вечерами за буксиром
На пробках тянется заря
И отливает рыбьим жиром
И мглистой дымкой янтаря.

Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магией пены
И черной магией воды.

А волны все шумней и выше,
И публика на поплавке
Толпится у столба с афишей,
Неразличимой вдалеке.

Анализ стихотворения «Сосны» Пастернака

Борис Пастернак уже признавался своим читателям в любви к природе и одиноким прогулкам по тихим лесам и паркам. Помимо «Сосен», этому посвящены и другие произведения поэта: «Охранная грамота», «Урал впервые». Автор всегда очень трепетно относился к деревьям, разговаривал с ними, чувствовал, что они отвечают ему.

В стихотворении «Сосны» в тесном переплетении находятся мысли главного героя и красота окружающего леса. Стих был написан в 1941 году, это были страшные времена немецко-фашистского захвата, вокруг царило насилие, боль и ужасы войны. Умиротворенная красота природы противопоставляется всему, что творилось в реальности. Именно в лесу, герои укрылись от проблем и нашли исцеление души в «траве, меж диких бальзаминов, ромашек и лесных купав». Они верят, что также бессмертны, как величавые сосны, окружающие их. Даже размеренность слога настраивает читателя на волну умиротворения и спокойствия. Так автор позволяет отвлечься от проблем и забыться хоть на мгновение.

Вдохновение пришло к Борису в его любимом Переделкино. До этого был длительный период без стихов, поэт занимался исключительно переводами. Красота местной природы помогла преодолеть творческий кризис и вновь взяться за перо.

В «Соснах» раскрыта тема не только прекрасного леса, но и не менее завораживающего моря. Появляется красочное описание. как волна поднимается с самого дна и накрывает величественные деревья, засыпает их бесчисленным множеством ракушек. Это еще один прием, способствующий уходу от негативных мыслей. Завершается произведение описанием вечерней красоты природы. Подобно морю, тьма накрывает все вокруг, скрывая под своим пологом. Наступает чарующее время суток, которое скрадывает все следы. Теперь уже и не понять было ли все происходящее с героями на самом деле, или им это почудилось.

Борис Пастернак был очень дружен с Мариной Цветаевой. По ее воспоминаниям, ему гораздо лучше удавались сцены природы, нежели остальные сюжеты. Она даже сравнивала его с деревом, ведь о чем бы не была его мысль, она все равно возвращалась в свое лоно – к природе. Поэт очень трепетно одушевляет природу, передавая ее элементам частичку своей души и сознания. По его мнению, деревья – это святые, спасающие человечество от болезней, невзгод и смерти. Это связь лишь усиливается по мере развития творчества Пастернака.

«Сосны» – произведение гениальное и, в тоже время, простое. Все используемые фразы и слова максимально просты и не вычурны. Их так мастерски использует автор, что они передают все изящество и тонкую красоту окружающего мира. Получается произведение на все времена, вечное.

  • Следующий стих → Борис Пастернак — Стога
  • Предыдущий стих → Борис Пастернак — Венеция

Читать стих поэта Борис Пастернак — Сосны на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник