О ком видит сон сосна в стихотворении на севере диком

О ком видит сон сосна в стихотворении на севере диком thumbnail

«На севере диком» – пример произведения, сюжет и образы которого заимствованы. Однако, М. Ю. Лермонтов сумел воплотить в нем и свои переживания. Школьники изучаю стихотворение в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На севере диком» по плану.

Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На севере диком стоит одиноко.

История создания – произведение было создано весной 1841 г. (поздний период творчества), а опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках».

Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.

Композиция – Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Метафоры«… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет».

Эпитеты«стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

Сравнение «одета, как ризой».

История создания

Известно, что М. Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. Он не был приверженцем заимствований из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На севере диком» – исключение. В 1841 г. М. Лермонтов работал над переводом произведения Генриха Гейне. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком» и, без учета истории написания, воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича.

Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжет? Видимо, в строках Гейне он узнал себя. Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким, как среди сверстников, так и в кругу старших людей. Он был достаточно резким и замкнутым человеком. Все эти факторы подтолкнули поэта к размышлениям над проблемой одиночества.

Тема

В анализируемом стихотворении М. Ю. Лермонтов раскрыл темы одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы. Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет в северном крае. Она одинока, но утешает себя сновидением.

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в теплые края, где «живет» пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего». Сосна понимает, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остается только наслаждаться короткими сновидениями.

Под аллегорическим образом скрывается одинокий человек, который не может найти единомышленников. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек близкий сосне по духу. Скорее всего, это воплощение любимой женщины, которую автор так и не смог найти.

Композиция

Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена, что соответствует смысловой организации.

Жанр

Жанр произведения – элегия, ведь его строки, пропитанные грустью, поднимают вечную проблему одиночества. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. М. Ю. Лермонтов использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и создать аллегоричные образы, автор использовал художественные средства. Главную роль играют эпитеты, посредством которых передается внутреннее состояние героев, условия их «жизни»: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

Также в тексте есть метафоры – «… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет» и сравнение – «одета, как ризой».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 60.

Источник

26 июня 2014      

админ      

     Просмотров:  
6875

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из величайших русских поэтов, автор множества замечательных стихов. Многие его произведения объединяет одно чувство — чувство одиночества. Таким же является и стихотворение «На севере диком стоит одиноко … ».
Поэт рисует перед читателями картину природы:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Нам открывается тихий, таинственный северный пейзаж. Читатель словно видит одинокую сосну, засыпанную снегом. Но мы понимаем, что стихотворение, не просто о сосне. За этим образом скрыто душевное состояние самого поэта. Как и сосна, он одинок и всеми покинут. О человеке с родственной душой ему остаётся только мечтать.

Стихотворение Лермонтова находит отклик в душах читателей, ведь каждому случалось чувствовать себя одиноким и всеми покинутым. Этот поэтический шедевр, простой и лаконичный, близок и понятен любому человеку.

Читайте также:  Человек задыхается во сне причины и лечение

Стихотворение «На севере диком стоит одиноко… » является вольным переводом стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Сосна стоит одиноко» из «Книги песен».

Героями обоих стихотворений являются сосна и пальма. И если Гейне, создавая эти образы, говорил о печальной разлуке двух влюблённых (в немецком языке «сосна» — мужского рода, а «пальма» — женского), то Лермонтов, пренебрегая этими грамматическими различиями, утверждает более широкую мысль — мысль об одиночестве, о трагической разъединённости людей.

По мнению Ю. Лотмана, «стихотворение Гейне — любовное, Лермонтова — философское».

После чтения учителем стихотворения в классе, внимание учеников сосредоточится на композиции стихотворения. Какие две части можно выделить в этом стихотворении? Как эти части стихотворения соотносятся друг с другом? И если первый вопрос не вызовет трудностей у учащихся, то второй потребует размышлений и внимательного отношения к художественному тексту.

Изображаемое в каждой строфе соотносится по сходству: героями обеих частей стихотворения являются деревья — сосна и пальма, что позволяет говорить о параллелизме как приёме построения стихотворения. Но в сцеплении слагаемых художественного текста это сходство дополняется и контрастом, потому что сосна и пальма показаны в разных пространственных измерениях.  Сосна изображена «на севере диком», а пальма «в пустыне далёкой, / В том крае, где солнца восход».

Вместе с тем в двух строфах стихотворения, по меткому замечанию Ю. Лотмана
изображены два поэтических мира. Это реальный мир, в котором сосна «стоит одиноко», и мир мечты, который «снится ей». Неосуществимость мечты, резко оттеняющая тему одиночества, является одним из мотивов стихотворения.

В черновом автографе стихотворения представлен не только текст всего стихотворения с исправлениями Лермонтова, но и его же рисунок карандашом, на котором запечатлена пальма «на утёсе горючем». Поэт в контурном наброске изобразил именно пальму, по-видимому, потому, что как раз напротив этого рисунка вписан окончательный текст последних трёх строк стихотворения. А художник И.И.Шишкин, принявший живое участие в подготовке к изданию иллюстрированного собрания сочинений к 50-летию со дня смерти М.Лермонтова, на рисунке к стихотворению «На севере диком стоит одиноко … » изобразил сосну. И впоследствии этот рисунок послужил основой для создания замечательной картины «На севере диком … ».

Ученики рассмотрят эту картину и подберут строки стихотворения, которые нашли пластическое выражение на полотне. Выполняя задание, большинство учеников склоняется к тому, чтобы озвучить всю первую строфу стихотворения. И в самом деле, такие детали, как «стоит одиноко», «на голой вершине», «снегом сыпучим / Одета …, и составляют основное содержание первого четверостишия.

Картина Шишкина удивительно созвучна стихотворению Лермонтова.

Яркость и красочность зрительных образов, присущих живописи, по глубине и всеохватности воспроизведения жизни всё же уступают литературе. Сосна в стихотворении Лермонтова изображается как живое существо. Поэт, воссоздавая картины природы в словесных образах, последовательно прибегает к олицетворению (сосна «дремлет», ей «снится»), которому вторит сравнение («одета, как ризой, она»). Да и повторение союза «и» при глаголах и кратком причастии явно согласуется с категорией одушевлённости («И дремлет», «И снегом сыпучим / Одета …, «И снится ей»).

В обращении к творческой истории стихотворения уже подчёркивалось, что основным мотивом стихотворения является одиночество. Как же этот мотив воплощён в художественном тексте?

Стихотворение написано размером — амфибрахием, который в нечётных стихах имеет четыре стопы, а в чётных — три стопы. И в первой, и во второй строфе рифмуются лишь только чётные строки: «сосна — она» и «восход — растет», зато нечётные строки первой строфы («одиноко», «сыпучим») находят созвучие в нечётных стихах второй строфы («далёкой», «горючем »).

Благодаря этому рифма прочно связывает две части стихотворения в нераздельное целое и подчёркивает редкостную гармонию всего стихотворения.

    Метки: Лермонтов     

Источник

Судьбу русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова счастливой не назовешь: в три года остался без матери и был взят на воспитание бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая лишила его возможности общаться с отцом. Зато именно благодаря усилиям Елизаветы Алексеевны, Михаил все детство провел в казармах, так как бабушка единолично решила, что для мальчика лучшим воспитанием должно стать военное образование.

Таким образом, уже с детства мальчик испытывал чувство одиночества, которое нашло отражение в его самых известных лирических произведениях. Пожалуй, самым распространенным эпитетом в стихотворениях Лермонтова можно считать слово «одинокий». Знаковым для всего творчества поэта, безусловно, является «Парус», который, как известно, тоже «одинокий», «белеет … в тумане моря голубом».

Не менее символическим становится другое стихотворение, написанное в последний год жизни поэта, — «На севере диком…» По сути, это не авторское стихотворение — это перевод лирической миниатюры немецкого романтика Генриха Гейне. Чувство одиночества было едва ли не самым главным для романтического героя, однако в переводе Лермонтова возникает такое щемящее чувство одиночества, которое пронизывает все стихотворение, вызывая у читателя ощущение безнадежности:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…

Эпитет «дикий» усиливает впечатление одиночества, ведь любому цивилизованному человеку понятно, что такое состояние может вызвать только страх, как все древнее, первобытное, враждебное живому на земле. Единственное, что в какой-то степени утешает, что сосна «дремлет», а значит, не испытывает дискомфорта, ведь во сне все, даже самое неприятное, происходит быстрее. При этом особую торжественность описанию придает сравнение ее одежды («снега сыпучего») с ризой — праздничным облачением священника. Только вот подобный богатый убор не делает ее счастливей, ведь и стоит она, и дремлет «одиноко».

Сосна не просто спит — она видит сон о прекрасной пальме, растущей «в том крае, где солнца восход». Прямого указания на юг нет — можно только догадываться, что пальмы растут именно там. Примечательно другое: пальма растет «на утесе горЮчем». Скорее всего, подразумевается не столько температура, сколько ГОРЕ, ГОРЕЧЬ. В русских сказках всегда плакали горючими слезами. Вот и героиня — «прекрасная пальма» — тоже горюет, горюет о близкой родственной душе, которой нет рядом.

Читайте также:  Ловить крупную рыбу на удочку во сне

И если сосна, находясь на голой вершине, окружена снегами, переливающимися под солнечным или лунным светом (ведь не случайно сравнение с ризой!), то пальма растет в пустыне, где ничего не меняется годами, где только палит жаркое солнце да бушуют песчаные бури.

Кроме пейзажных особенностей, сложно выделить что-то контрастное, так как автор не преследовал цели противопоставить эти образы. Наоборот, тот факт, что и на севере, и на юге есть те, кто испытывает одиночество, приводит к очень грустному выводу о всеобъемлющей тоске неразделенности в масштабах всей земли, планеты, Вселенной, а это у любого человека вызывает стойкое чувство страдания и обреченности.

Использованное автором олицетворение можно смело назвать символом, как в «Парусе». Любому понятно, что речь идет не просто об образе, наделенном одушевленными чертами, а о символе — обобщенном выражении главной идеи стихотворения. В случае с «Сосной» это не просто мотив неразделенной любви — это фатальная невозможность соединения любящих (такой же мотив звучит в стихотворениях «Утес» и «Листок»).

В завершении анализа необходимо отметить, что в этих последних произведениях Лермонтов отходит от повышенной экспрессивности, свойственной раннему творчеству. Наоборот, поэт обращается к речи намеренно не украшенной, иной раз даже прозаизированной, что называется, безыскусной. При этом драматизм каждой конкретной лирической ситуации не ослабляется, а усиливается, и подобная простота выражения это лишь подчеркивает.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова

  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «На севере диком…»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко. . » — перед глазами возникает картина: высокая скала, на вершине растет одинокая сосна, ее ветви покрыты снегом. Снежная пустыня безмолвна. Природа спит. И это состояние вечно. Ничто не нарушает покоя. Кажется, звучит торжественная, величавая музыка. И дальше у М. Лермонтова сосна видит сон-мечту: в жаркой пустыне на горячем утесе растет прекрасная пальма. Она, наверное, тоже одинока, потому что «грустна» . Сосна и пальма — это как две одинокие души, которые так далеки друг от друга, что никогда не смогут быть вместе. Поэтому стихотворение навевает не только настроение покоя, но и грусть. На картине И. И. Шишкина : как точно передал художник настроение одиночества и покоя, которое есть в стихотворении М. Ю. Лермонтова. Центр картины занимает покрытая серебристым снегом сосна. Она выше скал. Над ней только низкое северное небо в тяжелых облаках. Сосна как бы задумалась о чем-то. Но картина И. Шишкина не кажется мне грустной: сверху льется яркий лунный свет. От него бело-голубой снег кажется праздничным, а сосна нарядной. На снегу лежит синяя тень. Да, сосна одинока, но величава и могуча. Суровая северная природа не сломила ее. Она выстояла и выстоит в любую непогоду.
<a rel=»nofollow» href=»https://shkolyaram.narod.ru/sochin83.html» target=»_blank» >https://shkolyaram.narod.ru/sochin83.html</a>

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко. . » — перед глазами возникает картина: высокая скала, на вершине растет одинокая сосна, ее ветви покрыты снегом. Снежная пустыня безмолвна. Природа спит. И это состояние вечно. Ничто не нарушает покоя. Кажется, звучит торжественная, величавая музыка. И дальше у М. Лермонтова сосна видит сон-мечту: в жаркой пустыне на горячем утесе растет прекрасная пальма. Она, наверное, тоже одинока, потому что «грустна» . Сосна и пальма — это как две одинокие души, которые так далеки друг от друга, что никогда не смогут быть вместе. Поэтому стихотворение навевает не только настроение покоя, но и грусть. На картине И. И. Шишкина : как точно передал художник настроение одиночества и покоя, которое есть в стихотворении М. Ю. Лермонтова. Центр картины занимает покрытая серебристым снегом сосна. Она выше скал. Над ней только низкое северное небо в тяжелых облаках. Сосна как бы задумалась о чем-то. Но картина И. Шишкина не кажется мне грустной: сверху льется яркий лунный свет. От него бело-голубой снег кажется праздничным, а сосна нарядной. На снегу лежит синяя тень. Да, сосна одинока, но величава и могуча. Суровая северная природа не сломила ее. Она выстояла и выстоит в любую непогоду.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко. . » — перед глазами возникает картина: высокая скала, на вершине растет одинокая сосна, ее ветви покрыты снегом. Снежная пустыня безмолвна. Природа спит. И это состояние вечно. Ничто не нарушает покоя. Кажется, звучит торжественная, величавая музыка. И дальше у М. Лермонтова сосна видит сон-мечту: в жаркой пустыне на горячем утесе растет прекрасная пальма. Она, наверное, тоже одинока, потому что «грустна» . Сосна и пальма — это как две одинокие души, которые так далеки друг от друга, что никогда не смогут быть вместе. Поэтому стихотворение навевает не только настроение покоя, но и грусть. На картине И. И. Шишкина : как точно передал художник настроение одиночества и покоя, которое есть в стихотворении М. Ю. Лермонтова. Центр картины занимает покрытая серебристым снегом сосна. Она выше скал. Над ней только низкое
непогоду.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко. . » — перед глазами возникает картина: высокая скала, на вершине растет одинокая сосна, ее ветви покрыты снегом. Снежная пустыня безмолвна. Природа спит. И это состояние вечно. Ничто не нарушает покоя. Кажется, звучит торжественная, величавая музыка. И дальше у М. Лермонтова сосна видит сон-мечту: в жаркой пустыне на горячем утесе растет прекрасная пальма. Она, наверное, тоже одинока, потому что «грустна» . Сосна и пальма — это как две одинокие души, которые так далеки друг от друга, что никогда не смогут быть вместе. Поэтому стихотворение навевает не только настроение покоя, но и грусть. На картине И. И. Шишкина : как точно передал художник настроение одиночества и покоя, которое есть в стихотворении М. Ю. Лермонтова. Центр картины занимает покрытая серебристым снегом сосна. Она выше скал. Над ней только низкое северное небо в тяжелых облаках. Сосна как бы задумалась о чем-то. Но картина И. Шишкина не кажется мне грустной: сверху льется яркий лунный свет. От него бело-голубой снег кажется праздничным, а сосна нарядной. На снегу лежит синяя тень. Да, сосна одинока, но величава и могуча. Суровая северная природа не сломила ее. Она выстояла и выстоит в любую непогоду.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко. . » — перед глазами возникает картина: высокая скала, на вершине растет одинокая сосна, ее ветви покрыты снегом. Снежная пустыня безмолвна. Природа спит. И это состояние вечно. Ничто не нарушает покоя. Кажется, звучит торжественная, величавая музыка. И дальше у М. Лермонтова сосна видит сон-мечту: в жаркой пустыне на горячем утесе растет прекрасная пальма. Она, наверное, тоже одинока, потому что «грустна» . Сосна и пальма — это как две одинокие души, которые так далеки друг от друга, что никогда не смогут быть вместе. Поэтому стихотворение навевает не только настроение покоя, но и грусть. На картине И. И. Шишкина : как точно передал художник настроение одиночества и покоя, которое есть в стихотворении М. Ю. Лермонтова. Центр картины занимает покрытая серебристым снегом сосна. Она выше скал. Над ней только низкое северное небо в тяжелых облаках. Сосна как бы задумалась о чем-то. Но картина И. Шишкина не кажется мне грустной: сверху льется яркий лунный свет. От него бело-голубой снег кажется праздничным, а сосна нарядной. На снегу лежит синяя тень. Да, сосна одинока, но величава и могуча. Суровая северная природа не сломила ее. Она выстояла и выстоит в любую непогоду.

Вы че долбаебы? у дург дурга копируйте, уебаны

Источник

Читайте также:  Пробуждающая гимнастика после сна средняя группа