Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным

Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным thumbnail
  1. Пустое и однообразное существование главного героя, Ильи Обломова.
  2. «Сон Обломова» как самостоятельное художественное произведение.
  3. Мечтательность как причина деградации Обломова.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» изображает нам всю жизнь главного героя. Жизнь эту, конечно, не назовешь интересной. Никакие жизненные события не украшают пустого и однообразного существования Ильи Ильича Обломова. Главный герой всем своим образом жизни показывает, как в человеке могут медленно умирать самые лучшие чувства и стремления. Понять и осознать это порой бывает непросто. Однако именно для того, чтобы образ главного героя был для читателей более понятен, Гончаров приводит в романе великолепный эпизод ««Сон Обломова». Этот эпизод имеет огромное значение.

«Сон Обломова» вполне может рассматриваться как самостоятельное художе-ственное произведение. Роман «Обломов» без данного эпизода был бы «неоконченным», как свидетельствует А. В. Дружинин. Главный герой медленно деградирует. Почему? Автор, по-видимому, прекрасно осознавал, что читатель может оказаться в замешательстве, ведь понять личность главного героя не так легко. И именно поэтому был создан «Сон Обломова». Во сне главный герой видит всю свою прежнюю жизнь, как бы возвращается в родовое имение семьи — деревню Обломовку.

Жизнь в этой деревне напоминает какое-то заколдованном царство. Это застывший мир, в котором любое несоответствие существующим правилам вызывает страх и неприязнь. В деревне Обломовке все течет по заведенному порядку. Единственное «достойное» занятие в деревне Обломовке — это еда и сон. «Еда» включает в себя как ее приготовление, так и поглощение. В поместье царят лень, апатия, псе вокруг не вызывает ни малейшего интереса. Мы узнаем, что отец Обломова каждый день начинал так же, как и вчерашний. Единственным занятием, которое утром занимало отца Илюши, было наблюдение за тем, что творится во дворе.

Мать Ильи по три часа спорила с Аверкой, портным, как можно из фуфайки мужа перешить Илюше курточку. Ее деятельности заключалась в следующем: дать задания слугам, сколько нужно сплести кружев; погулять по саду, понаблюдать за созреванием яблок. Однако все эти «занятия» были не главными, а второстепенными. Главным было позаботиться о приготовлении обеда. «Об обеде совещались целым домом». После обеда все спали.

В деревне Обломовке у людей не было ровным счетом никаких интересов. Детство человека — это лучшая пора, но детство маленького Ильи Обломова вряд ли можно назвать таковым. Мальчик растет в атмосфере сонного царства, он видит, что взрослые ничем не интересуются, ни к чему не стремятся.

Ребенок быстро перенимает все повадки взрослых. Немудрено, что взрослый Илья Обломов стал жить так же, как жили остальные в его родовом имении. В детстве маленькому Илюше запрещалось абсолютно все. Это делалось вовсе не из деспотизма родителей или их желания ущемить права ребенка. Напротив, родители и все окружающие стремились обезопасить маленького Илюшу от всего, что могло бы ему навредить. Со временем добрый и мягкий .по натуре мальчик привык к такому положению вещей, оно стало его вполне устраивать. Если человеку не к чему стремиться, он поневоле начинает угасать. Нет ничего хуже бездействия, от этого теряются как душевные, так и физические силы. Взрослый Обломов полностью «соответствует» той модели поведения, которая была заложена в его сознание детскими впечатлениями.

Во сне Обломову видится не только раннее детство. Когда Илюша становится постарше, няня часто рассказывает ему сказки. Сказки — это тот же сон, вымысел. Сказочный мир не совпадает с реальностью. Но Илюша, привыкший с детства ничего не делать, внимает сказкам с огромным удовольствием. Ведь сказочные истории дают ему хоть какой-то интерес, позволяют немного «украсить» жизнь чудесным вымыслом. Выдуманные истории постепенно заполняют едва ли не весь внутренний мир Илюши, начиная заменять реальность.

Немудрено, что став взрослым. Обломов с тоской вспоминает сказочные истории. «Взрослый Илья Ильич, хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

Нет ничего удивительного в том, что взрослый Обломов воспринимает труд как нечто неприятное, тоскливое… Зато бездействие, мечтательность для Обломо-ва крайне желанны. Он наслаждается ничегонеделанием, его устраивает пустая бессмысленная жизнь, лишенная действенных поступков. Потому что, как это ни парадоксально, именно в ней он и видит смысл своего существования.
Из сна Обломова мы узнаем, что родители мечтали о хорошем будущем для своего Илюши. Они хотели бы, чтобы он был советником в палате или губернатором. Но, прежде всего, родители желали бы, чтобы сынок обошел все трудности, которые неминуемо встретились бы ему на пути. Им хотелось, чтобы Илюша учился бы «слегка», чтобы добыл аттестат, в котором было бы написано, что он «прошел все науки и искусства». Мечты родителей Обломова смешны, достойны презрения и осуждения. Мы прекрасно понимаем, что обстановка, в которой вырос Обломов, послужила причиной его деградации. Ограниченные родители не понимали той простой истины, что в жизни ничего не дается без определенных усилий. Родители стремились оградить своего обожаемого ребенка от всевозможных падений, не понимая, что тем самым лишают сына и возможности взлетов.

Читайте также:  Сонник змея во сне нападает и кусает субботу на воскресенье

Мечты сами по себе — явление отнюдь не плохое. Но в случае с Обломовым фантазии выступают единственной заменой реальной деятельности, поэтому мечты Обломова воспринимаются нами как отрицательное явление. Сон Обломова позволяет лучше понять причину появления у главного героя таких качеств, как равнодушие к жизни, апатия, крайняя флегматичность. Именно по этой причине эпизод со сном так важен в романе.

Источник

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас» (А.В. Дружинин).

    Гончаров выступает в своих произведениях как знаток человеческой души. Не случайно созданный им собирательный образ русского барина настолько известен и многогранен, что до сих пор не дает покоя критикам и литературоведам. Только настоящий мастер слова мог так великолепно описать русскую душу. Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип, который решает вечный гамлетовский вопрос – «Быть или не быть?» — не иначе как «Только не теперь». Обломов – результат воздействия среды, а не аномалия общества. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение, – глава «Сон Обломова».

    Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира героя, но Гончаров применяет его не только для этого. Для него главное — показать причины настоящего состояния героя. В этой главе автор, применяя приём ретроспективы, даёт подробное описание детства своего персонажа, доказывая, что Обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

    К тому же сон в этом романе несёт дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает обычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

    По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, а также внесюжетным элементом. Хотя эта глава и обладает известной законченностью и самостоятельностью, она не влияет на развитие сюжета, а призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

    Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны». Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, всё происходящее похоже на сказку. Всё живое и одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только чтобы обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя». Сказочны даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».

    На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть. Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял». И так всегда – всё, что не касается привычного уклада жизни «поел-поспал», пугает обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

    Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!» И только время дневного сна давало ему свободу. Засыпали все, даже няня. И тогда начиналась самостоятельная жизнь…

    Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати-тринадцати. Ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил: именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, и незачем. Главное, за чем следила его мать, — чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

    Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминает, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание… Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались. Вот так и протекало детство Обломова. Деятельная от природы натура не развивалась, её заглушила забота домашних.

Читайте также:  Успокаивающая музыка для младенцев для сна слушать онлайн бесплатно

    Таким образом, глава, в которой автор романа описывает сон главного героя, важна и значима для понимания образа Обломова.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас» (А.В. Дружинин).

Смотрите также по
произведению «Обломов»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Источник

«Где мы? В какой благословенный уголок земли пе­ренес нас сон Обломова? Что за чудный край!» Там «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю», «все сулит там покойную долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подоб­ную смерть». С первых же слов описания Обломовки, малой родины главного героя романа И. А. Гончаров вводит нас в мир, отличный от обычного — исполнен­ного суеты и движения, мир, где нет места тревогам, заботам и любому волнению. Для чего же писатель знакомит нас с Обломовкой и ее обитателями? Вспом­ним, что сон приходит к Обломову в ответ на его мучи­тельный вопрос: «Однако … отчего я… такой?..». Для того чтобы читатель полнее осмыслил характер глав­ного героя, не делал скоропалительных выводов, представляя Обломова персонажем глубоко отрица­тельным, автор и переносит нас на несколько лет на­зад, в период формирования личности маленького Илюши Обломова.

Как известно, первые, еще неосознанные детские впечатления закладывают основу для дальнейшего развития и становления человека. Каким может вы­расти ребенок, перед чьим взором протекал размерен­ный, лишенный каких-либо потрясений, не прини­мавший нововведений, патриархальный уклад жиз­ни. Ребенок, чье естественное детское любопытство и активность подавлялись уже в самом зародыше. «Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним». Так растут вместе с 06-ломовым инертность, лень, безответственность: «…его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей…». Оберегаемый в детстве от всех забот, потрясений, даже от «излиш­ней» учебы, не приученный к самостоятельности, не обремененный ответственностью, главный герой ро­мана не может и, взрослея, развить у себя качества, необходимые для полноценной жизни. Пассивность Обломова подкреплена его убеждением, что кто-то за него все сделает,— значит и уметь что-либо нет необ­ходимости. Штольц упрекает Илью Ильича: «Ты свое уменье затерял еще в детстве, в Обломовке… Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

Обломову претит служба. Стремление других людей преуспеть в той или иной жизненной сфере вызывает у него снисходительную усмешку, удовлетворение тем, «что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человече­ское достоинство и свой покой». Да, понятие о челове­ческом достоинстве, как, впрочем, и обо всем осталь­ном, у Обломова своеобразное, взращенное Обломов­кой, обломовщиной. Такая жизненная позиция передается там из поколения в поколение «с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность». Любая ра­бота воспринимается как наказание, душевные волне­ния являются чуть ли не дурным тоном.

Ребенок, взгляды на мир которого, формируются, как правило, под влиянием родителей и ближайшего окружения, воспринимал такой порядок вещей, как само собой разумеющееся. Не оказалось в тот момент рядом с ним человека, способного расширить, изме­нить его мировосприятие, открыть другие радости, новые возможности, стимулировать желание позна­вать и открывать собственный потенциал. Так можно ли обвинять Обломова в том, что он вырос именно та­ким — ленивым, скучающим барином-мечтателем? Скорее всего, нет, так же как нельзя полностью оправ­дать его за бездарно прожитую жизнь, преданную ради спокойствия любовь.

И. А. Гончаров в своем романе хотел донести до чи­тателя мысль о том, сколь губительна может быть для человека окружающая среда. «Обломовщина… не вся происходит по нашей собственной вине, а от многих, от нас самих независящих причин… «Сон Обломова» и должен объяснить, почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа…»,— так писал Гончаров, спустя 20 лет после публикации Обломова.

Источник

Сочинение: И.А.ГОНЧАРОВ "Обломов, без своего «сна», был бы созданием неоконченным..."

Хорошо известно резкое высказывание Н.А. Добролюбо­ва о романе «Обломов»: «Сущность характера Обломова — в его совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете, в полной оторванности от жиз­ни, в безволии, приводящей к тому, что он становится рабом каждой женщины, каждого мошенника, который пожелает .взять над ним верх». Чтобы понять накал споров вокруг ро­мана, обратим внимание на противоположную по тонально­сти и сути реплику критика А.В. Дружинина: «Невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко… Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви… Сам творец его беспредельно предан Обломову…

«Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя». Где таятся корни этого столь противоре­чивого образа? Первая часть романа завершается вопросом Обломова: «Отчего я такой?» Ответ на него дан в чудном «Сне Обломова». В нем сам автор в живой картине жизни Обломовки объяснил происхождение обломовского характера. Вообще, первая глава необыкновенно совершенна. Ее чрез­вычайная и непринужденная насыщенность такова, что две­надцать страничек, в сущности, предвосхищают и исчерпы­вают все содержание объемистой книги.

Читайте также:  Ко мне во сне пришла богородица

С первых строк портрет Ильи Ильича выражает не только идею романа, но и все ее оттенки. «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворен­ные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропада­ла, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».
[sms]

Глубоким поэтическим чувством отличается «Сон Обло­мова», несмотря на то что отрицательное отношение автора к укладу жизни и нравам обломовщины несомненно. В чем причина такого «противоречия»? Конечно, прежде всего в том, что повествование на этих страницах ведется под углом зрения Обломова: это в его воображении возникают картины столь милого ему прошлого, это он оценивает дорогих ему людей. Трудно не согласиться с мнением критика А.В. Дру­жинина, современника Гончарова, о том, что в «Сне Обломо­ва» отразились воспоминания детства писателя, которые он пронес через всю жизнь.

Сам Гончаров, рассказывая о прото­типах романа, говорил о том сладостном чувстве, которое ох­ватило его в молодости по приезде домой, в Симбирск, из Мо­сквы: «Дом у нас был, что называется, полная чаша Свои лошади, корова, даже козы и бараны, куры и утки — все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники пере­полнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». И еще: «и по приезде домой, по окончании университетского курса, меня обдало той же «обломовщиной», которую я наблюдал в детстве».

«Сон» — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонно­го царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича… «Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отноше­ние к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из ар­хаических значений слова «обло» — круг, окружность (отсю­да «облако», «область»)…

Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в первую оче­редь в виду автор. Это значение обломка. В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни? И что такое Обло-мовка, как не всеми забытый чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок райского сада Эдема?

Главную причину столь любовного отношения писателя к изображаемой жизни следует видеть в творческой натуре пи­сателя, в его понимании литературы. Он передал Обломову некоторые собственные черты («Мне, например, прежде все­го бросился ленивый образ Обломова в себе и в других»). Од­нако главное, по мнению Гончарова, в том, что в создании ис­кусства обязательно присутствует сердце художника: он должен испытать любовь к тому пласту жизни, который изо­бражает.

«Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича сла­бости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, малоизвиняемые и неизвиняемые. В целокуп-ном образе органично сочетались с ними и многие благие за­датки, милые и симпатичные свойства, также присущие вся­кому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека». В этих словах современного критика Ю. Лощица — ключ к пониманию непреходящего значения образа Обломова.

«Сном Обломова» завершается первая часть романа. В том, как он написан, мы видим глубокую связь Гончарова с принципами натуральной школы. Полная отчужденность от интересов большого мира, «первобытная лень», консерва­тизм — таково обломовское бытие. «Забота о пище была пер­вая и главная жизненная забота в Обломовке», — подчерки­вает писатель. Отрыв от реальной жизни, власть сказки, чуда и воображения в фантастическом замысле, восприятие жизни как вечного праздника — таков внутренний мир обло-мовцев. Гончаров подчеркивает, что обломовцы не знали ре­альных забот, «многотрудной жизни», не знали, «зачем дана жизнь». Их идеал жизни — «покой и бездействие». Труд они «сносили… как наказание».

Весь пафос их существования сосредоточился в трех актах жизни (рождение — свадьба — похороны), а в промежутках между ними они погружались в обычную апатию. Всякие иные заботы — перемены и новше­ства — обломовцы встречали со стоической неподвижно­стью. И поэтому ничто не могло нарушить однообразия их жизни, всесильной власти над ними традиционных норм жизни, обрядов и обычаев, от другого житья-бытья они с ужасом отвернулись бы. В этой атмосфере мальчик превра­тился в лелеянный, тепличный «экзотический цветок», и «так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увя­дая». Романист постоянно показывает, как «пытливое внима­ние» одаренного мальчика не пропускает «ни одной мелочи, ни одной черты» в картине домашнего быта. Они «неизгла­димо врезываются» в его душу. «Его мягкий ум» напитыва­ется «живыми примерами и бессознательно чертит програм­му своей жизни по жизни его окружающей».

Как же Гончаров достигает подобной поэтичности и обоб­щающей широты в изображении «Сна»? Он мастер точного и пластического воспроизведения предметов домашнего быта, всякого рода деталей, поз, взгляда, жеста, обстановки. Он погружает свои сюжеты в густую ткань вещей, мелочных житейских привычек, поступков и помыслов. При всей этой связанности с будничными деталями жизни он остается не­изменно одухотворенным поэтом, умеющим в мелочах от­крывать общий смысл жизни, находить выражение в них ха­рактера героя и целого общественного уклада. Каждая мелочь в описании «Сна» становится поэтически ощутимой. Она гармонически входит в ткань его романа, служит рас­крытию идеи и характеров.[/sms]

Источник