Опера сон в летнюю ночь отзывы

© Афиша
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»
Рецензия «Афиши» на спектакль
9
Сон об императорской Мариинке
Еще десять лет назад эта премьера считалась бы очень радикальным жестом — с воем противников и экстазом сторонников. Активная экспансия Мариинки в область американской неоклассики ХХ века казалась предвестием конца света для одних и началом новой эры для других. В результате, правда, не случилось ни того ни другого. Балеты Баланчина превратились в нормальную репертуарную рутину. Ну еще один балет Баланчина теперь — ну и что? А вот что.
«Сон в летнюю ночь» не принадлежит к коллекции золотых хитов, обязательных в наборе каждого уважающего себя театра, который хочет, чтобы его уважали другие. Это вам не «Серенада», «Драгоценности», «Четыре темперамента» или «Агон». Если он и попадает на DVD в сборники Баланчина, то только по принципу «а еще он умел вот так». Положа руку на сердце, великим спектаклем «Сон» не назовешь. Но выдающимся — можно: из общего корпуса баланчинских текстов он действительно выдается, вместе с еще несколькими своими собратьями. Среднестатистический «балет Баланчина» — это бессюжетная композиция на полчаса — сорок минут, танец наедине с музыкой, никаких декораций, весь дизайн сосредоточен на свете и пачках, а часто вместо пачек — простые черные репетиционные купальники. А в «Сне» великого аскета развязывает по полной программе: есть и либретто по мотивам Шекспира, и разнообразные костюмы, и пантомима, и комикование, и стремление быть «понятным» и «понятно красивым» (девочки-стрекозы на пуантах изящно складывают ручки), и даже искры пошловатости — мол, народное такое искусство, нос не задирает. Не то чтобы это случай, описанный Набоковым как «аскету снится пир, от которого чревоугодника бы стошнило», от «Сна» вовсе не тошнит, хотя сперва именно так и кажется. Баланчин был эмигрантом и русским беглецом, которому вторая родина дала и славу, и насыщенную жизнь, ее объятия были теплы. Но стать «бывшим эмигрантом», видимо, нельзя, как и бывшим графом. Всю жизнь Баланчин, возводивший американский балет, нет-нет да останавливался — и строил себе маленький русский балет: например, «Бриллианты» или «Ballet Imperial» — сверкающую, чуть тронутую инеем грезу об идеальном русском императорском балете в параллельном мире, где не случилось революции, а Георгий Мелитонович Баланчивадзе стал главным хореографом Мариинского театра в столице конституционной монархии. Но то были дворцы. А «Сон в летнюю ночь» — его русская дача, построенная по рецептам старинных феерий и комедий Петипа. Типа «Дон Кихота», только покороче. И если присмотреться, видно, что автор был, говоря словами другого эмигранта, Иосифа Бродского, «не жлоб, не сноб, не либерал, а грустных мыслей генерал».
Лучшие отзывы о спектакле «Сон в летнюю ночь»

9
Почти чистый классический балет сделанный как будто вчера. Все новое, чистое, свежее. Пачки, трико, позолота, стразы, пасторальные быстроменяющиеся декорации, слаженный и синхронный кордебалет (на этой постановке репетиторы, видимо, не зря хлеб едят), минимум драмбалета, минимум совковой мутной напыщенности. Да и труппу как будто подменили — кроме кривоногих, низкорослых и ленивых у Мариинки оказывается есть и нормальные танцоры, способные поднимать руки и прыгать не вразнобой. Из минусов только встречающееся местами американское комикование на грани клоунады, но все в рамках приличий. Жаль, что такой отличный балет стоит в афише два-три раза в году.
7
Не знаю зачем потащился на балет. Как не понимал ничего, так и не понимаю. Нет, танцуют определенно хорошо, спортивные… но не мое это, не мое
9
Отличная хореография, декорации, красивые костюмы, ярко, красочно и динамично. Получили огромное удовольствие.
Источник
Опера была поставлена на сцене Концертного зала Мариинского театра, который отдан для экспериментов и пробных работ. Нынешняя премьера была также экспериментом и, что особенно важно, дебютом для постановщика. Режиссёром-постановщиком стала — Клаудиа Шолти, которая впервые как режиссёр, поставила оперный спектакль. И надо сказать — дебют более чем удачный. Успех этой постановки «переплюнул» экспериментальную премьеру оперы Верди «Аида», которая была поставлена месяцем ранее Даниэлем Финци Паска на сцене Концертного зала в рамках фестиваля. Таких бурных и продолжительных аплодисментов, после премьеры, я не слышал давно. Зал, переполненный в этот день, был объят единым порывом. Постановка оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» в Мариинском театре — ярчайшее событие в мире оперы, о котором будут говорить, и то, что это название будет в афише театра не один сезон — это факт.
Редко, когда режиссёр не ставивший ни разу оперу, да к тому же если он кинорежиссёр, берётся за оперное произведение — делает это хорошо. Даже в истории Мариинского театра были неудачные тому примеры. Но Клаудиа Шолти взяла за основу интересную и привлекательную концепцию постановки, которая оказалась беспроигрышной. Кроме того, успех действа был создан воплощением сценического пространства художником-постановщиком Изабеллой Байуотер. Сама по себе эта опера — фэнтези, со сказочными персонажами, эльфами, феями, летающими созданиями, со сказочными превращениями. Опера Бриттена была написана по знаменитой сказке Вильяма Шекспира, которую композитор написал меньше чем за год. Мировая премьера постановки случилась в 1960 году, и только сейчас дошла до нас, во многом, благодаря риску, который в этот раз оправдался. В опере есть и трагедия, и юмор, и нелепые случайности, в которые попадают герои, над которыми «шутят из вне».
Сцена, переполненного в день премьеры концертного зала, представляет собой сказочный лес, в котором всё действие оперы и разворачивается. Нашему вниманию режиссёр представляет мир сказочный и обычный. Во время действия эльфы сказочного леса общаются с простыми смертными, но люди их конечно же не замечают. Клаудиа Шолти хорошо даёт понять, как хорошо в царстве лесных эльфов, где все дружны, веселы и добродушны, где не существует проблем и забот, в противовес нашему, земному миру, где существуют измены, страх, боязнь и враньё. Так, с юмором исполняется квартет Лизандра, Деметрия, Гермии и Елена, которые запутались в своих чувства, запутались в непонимание — кто кого любит и где чей возлюбленный, а эльф Пак, живущий в мистическом лесу, запутывает несчастных смертных ещё больше, тем самым забавляясь.
О самом актёре Алексее Солдатове, который исполняет эльфа Пака, — нужно сказать отдельно. Его трактовка образа — сродни открытию. Сама партия — разговорная и акробатическая. Задорно и искромётно, дурачась и паясничая, Алексей на протяжении всего действа взмывает вверх и кувыркается в воздухе, как и подобает сказочному существу, которыми наполнен лес. Артисты миманса в этой постановке представляют собой то кусты, то гигантские деревья, и всё это перемещается в воздухе, словно по взмаху неведомой волшебной палочки. Хозяин всего это — Оберон, царь эльфов. Его исполнял контратенор Артём Крутько, располагающий удивительным голосом, один из талантливейших оперных голосов России. Царицу эльфов, Титанию, исполняла звонкое сопрано Мариинского театра — Ольга Трифонова. Среди звёзд Мариинки в этот вечере была также Ирина Матаева, исполняющая партию Елены, которая великолепна не только в русских классических операх, но также органично живёт и в музыкальном мире Бриттена. Ну, а главным сюрпризом премьеры в этот вечер, кроме блестящей постановки, стало заявленное исполнение Уилларда Уайта — одного из лучших исполнителей Боттома на сегодня. Мировая оперная сцена признала его — выдающимся, чего, пусть не покажусь невеждой, я не узрел в его исполнении. За дирижёрским пультом, как и подобает в день премьеры, стоял сам маэстро — Валерий Гергиев.
Музыка у Бенджамина Бриттена не из простых, но музыкальная основа настолько мелодична и приятна, что вслушиваясь, ты представляешь себе таинственный лес с чудными эльфами, а сцена оформленная Изабеллой Байуотер дополняет сказочность и мистичность фэнтазийного мира, который создаётся на сцене благодаря музыке, режиссуре и работе артистов.
В спектакле задействован детский хор, который занят как в больших хоровых кусках, так и в небольших сольных партиях эльфов. Взрослые гораздо хуже справились с премьерным волнением. Так, в финальной части оперы, Александр Морозов, исполняющий Тезея, забыл слова, а Екатерина Крапивина — Ипполита — не всегда знала когда нужно вступать и откровенно смотрела на дирижёра ожидая команды к вступлению, что было отчётливо видно сидя в четвёртом ряду партера. Быть может, в премьерной спешке и была срочная замена не совсем готовых артистов, но ведущие партии были подготовлены безупречно, а главное, большое место отдано в постановке юмору с Шекспировским размахом. Условностям тут нету места. Сказочные персонажи волшебного леса летают по воздуху, то стремительно взмывая и опускаясь, то застыв парили в воздухе, а превращения Боттома в Осла не даёт повода для сомнений в волшебстве; чувство любви, которое испытывает Титания к Ослу, под влиянием волшебного цветка — правдиво.
Постановка красивая, интересная, много необычных приёмов и актёрских откровений. Ну, а главное откровение — режиссёрский дебют Клаудиа Шолти, которая подарила Мариинскому театру блестящую постановку оперы «Сон в летнюю ночь», что в дальнейшем сулит предложение от Гергиева о дальнейшем сотрудничестве, которое я как зритель — буду ждать. На второй премьерный показ, после того, как слух облетел о премьере — билеты были сразу раскуплены. Таким образом, фестиваль «Звёзды белых ночей» принёс новое название в афишу, на которое нужно будет постараться попасть. В афише концертного зала на октябрь и ноябрь, стоит по два спектакля, и пока ещё билеты есть (22-23 октября, 5-6 ноября). Желающим посмотреть, посоветую приобрести билеты заранее, и четырёх часовое погружение в музыку Бриттена будет совершенно необременительным, а оставит лишь приятное воспоминание о спектакле, на который захочется придти ещё раз.
Источник
Написать отзыв
Отзывы по рейтингу пользователя
9
Сон — первая и пока единственная приличная работа в Музтеатре (кроме Моцарта на малой сцене).
Удивительная сомнамбулическая музыка Бриттена и отличная стенография! Первое отделение почти идеальный театр. Невозможно было представить себе такого представления известной классической пьесы.
Во втором отделении Олден как бы просыпается и теряется стиль. Я бы сцену потешного театра решил немного иначе, мне кажется, контраст с общим тоном постановки не нужен. Но эта полистистилистика не мешает общему впечатлению. Прекрасная и очень интересная работа!

7
Очень хорошая постановка.
Есть одно НО.
Вы должны оценить свои силы — это представление только для подготовленного зрителя.
Учитывайте, что автор британец и писал в 20ом веке, т.е. музыка соответствующая.
Если Вы любитель Верди и ничего кроме мелодичности и лиричности от оперы не ожидаете, это не Ваше произведение.
Изначальный вариант оперы Бриттена, кстати, достаточно классический, был существенно переработан в данной постановке. Это уже не шекспировский Сон в летнюю ночь, каковым он был первоначально у композитора, а современная драма, поставленная весьма эпатажным режиссёром Кристофером Олденом.
Текст лег практически идеально, если знать культуру современной Англии. Это и есть главный недостаток данной постановки, на мой взгляд, – она слишком Британская.
Хотя за спойлеры ругают, но в данном случае они необходимы, т.к. либретто не переписано и неподготовленный зритель может просто впасть в прострацию, когда занавес откроется . Это уже не волшебный лес, а жесткий мир британской школы 50 годов. Жесткая кастовость (слово афиняне превратилось здесь в отвлеченное название школьной группировки), унижение личности и манипуляции – вот страшные воспоминания современного Тезея (он же в детстве — Пэк). И – да, педофилия и наркотики, первое остаётся за «кадром».
Как научиться жить с тем, что было в детстве? Как вообще жить, когда твоя душа была так покалечена? Пытается перебороть свое прошлое накануне своей свадьбы, но проигрывает Тезей. Это уже не сказка, а размышление – способен ли человек освободиться от своих демонов.
Здесь нужно сказать, что режиссер примешивает сюда и политическую подоплёку, не забыв по британской традиции «пнуть» королеву. Добавим сюда лёгкую сатиру на классическую оперу, и получим весьма интересный, но своеобразный коктейль – рекомендую.

1
«Yankee, go home » или «Покажи фанатам сиськи!»
Театр им. Станиславского — это бренд. Все спектакли в нём — потрясающие.
Постановку «Сон в летнюю ночь» трудно назвать спектаклем ( для формата данного театра), больше похоже на ужас.
Неужели в Британии именно такое представление об искусстве!
Несмотря на то, что в театральной среде цензуры нет, что церковь далеко не заинтересована в том, что происходит на сцене и какую духовную пищу используют нынешние горожане (не говоря уже о государственном секторе), это и не значит, что нужно и можно так низко пасть!
Я потрясена тем, что зрители до сих пор откровенно «ржут» под такие моменты «как спущенные штаны» и «секунды садомазы». (Да я в первый раз увидела, что смерть героя пьесы (точнее, героини, но ее играл мужчина, потому как по тому времени так было принято, может и шутки ради), можно передать через (извините) псевдо-анальный секс между мужчинами!)
Музыка:
полная чушь: это непередаваемо жуткое нечто, что раздается из оркестровой ямы; игра невпопад и наперегонки.
Декорации:
что-то среднее между тюрьмой для малолетних преступников и нашим сериалом «Закрытая школа». В первые 5 минут ты сидишь с мыслью в голове «А туда ли я попал?» Декорации играют большую роль во время спектакля, но в данном случае, это раздражает и сбивает с толку.
Игра актеров:
Трудно сказать из-за того, что изначально появились негативные впечатления от начала. На вкус она — как мел, обычный белый мел, правда побывавший в английском вазелине. Ужасно, не так ли? А еще длиииннные паузы, тупое молчание и бесмысленная ходьба от стенки к стенке.
Чудак на букву М, Бенждамин, наверное потряс всех. Что он хотел передать и показать нам, зрителям, не понятно! И при чём тут «Сон в летнюю ночь»- волшебная и чудная сказка!- тоже не ясно!
Я считаю, Бриттен не раскрыл тему. И если в Лондоне это прошло на ура, то в Москве это не прокатит! Мы должны оставаться горды за свою культуру и искусство. И таким как Бриттен не аплодировать, а дулом от винтовки показывать им направление в сторону дома.
Больше всего обидно за пожилое поколение и молодежь, им в сотый раз пришлось «хавать» эту банальную грязь и дешевку, но далеко не за дешевую стоимость билетов.
Если вы дорожите своим временем, настроением и вкусом, мой совет — сходите на что-нибудь более стоящее.
=)

1
Опера «Сон в летнюю ночь» просто разочаровала. Причем, музыка Б.Бриттена не оставила равнодушной, как и исполнители, но современное прочтение больше похоже на неумелое. Неужели обкуренные наркоманы и сексуальные сцены это и есть талантливое современное прочтение этого произведения? Где настоящие талантливые постановщики? Чтобы цепляло за душу, а не било ниже пояса и не ставился знак равенства между скандальным и современным, талантливым. Если спектакль для возраста 16+, то почему детский хор его участник?
Надоели эти оголенные тела и фривольные позы, сцены. Надоело!! Неужели больше ни на что не способны?
Мюзикл Уилсона, сценический сериал Юхананова и сказка на ночь от Богомолова: что смотреть онлайн в театре на этой неделе
6 ├F3: M04┤, 2020
Буллинг: 5 книг о том, чего родители боятся, а дети скрывают
4 ├F3: M04┤, 2020
15 советских и русских фильмов, изменивших мир
4 ├F3: M04┤, 2020
30 гангстерских фильмов, изменивших мир
3 ├F3: M04┤, 2020
Источник