Отзывы полеты во сне и наяву

Отзывы полеты во сне и наяву thumbnail

1983, СССР, Украина, IMDb: 7.6

Фото пользователя

Отзывы полеты во сне и наяву

Рецензия «Афиши» на фильм

9

Сереге Макарову (Янковский) настал сороковник. Вместе с ним ему пришел какой-то полный абзац в виде осточертевшей работы, нелюбимой жены, безразличной любовницы, серого свитера, джинсов, друга (Табаков), с которым можно за пьяной яичницей спеть про синий троллейбус, и женщины (Гурченко), к которой еще можно, но уже почти не имеет смысла заваливаться в шесть утра.

Янковский соединил костюмированное шутовство Мюнхгаузена с элегантной обреченностью влюбленного по собственному желанию и в результате изобразил главный подрывной мужской характер восьмидесятых годов. Он призывно вытягивал губы, ввязывался в драки на запасных путях, нервировал кинорежиссера Михалкова Н.С., притворялся мертвым с большой дыней под мышкой и, словно Дух Божий, носился над водами под леонтьевские «деревянные качели — расписные карусели». Подрывая основы социалистического общества (которое в этом фильме было абсолютно идентично по повадкам обществу буржуазному), он сам подорвался на мине замедленного действия, имя которой — Возраст, а фамилия — Жизнь. Роман Балаян жестко намекнул, что от этих вещей не откупишься воплем «Кукареку!» и от них не зароешься иголкой в стогу мокрого сена.

Отзывы по рейтингу пользователя

5

Хороший плохой парень

Эгоистичный шутник и циник с чрезмерно развитым воображением, которого обожают, кажется, абсолютно все окружающие женщины, аккурат перед своим юбилеем настигнут накопленной за 40 лет не самой благостной жизни кармой. Жена выгоняет, подруга не понимает, коллеги осуждают, а друзья не доверяют. «Лишний человек» в провинциальном советстком городе — Серёжа — интересно, кем бы он стал 30 лет спустя, как бы он встретил своё 70-летие???

5

Глубокий фильм с Олегом Янковским про кризис среднего возраста. Мне он напоминает «Над пропастью во ржи» Селинджера, только здесь вместо подростка взрослый мужик. Но проблема та же — неопределённость в жизни, бесцельность существования, бесперспективность своего положения.

9

Олег Янковский исполнил одну из самых своих сильных и трагических ролей. Его главный герой Серёжа попадает в яму, которую нас учат копать с малых лет. Яма счастья завтрашнего дня.
И что остаётся делать, когда всё есть? И жена, и любовница, и дочь, и работа. Только ощущения того, что всё это настоящее уже нет. Осталась лишь неизбежная клаунада в цирке, где все вокруг друг друга любят, и никто взаимно, и никто искренне, потому что искренность страшна, как ужасна правда. И мир этот вдруг так внезапно истерзан лицемерием. А вокруг уже осень. Жизни осень. И воздушный змей, нарисованный на смятом письме маме. Маме – первой истине и единственной, над которой не властны годы бессмысленных копаний и тревог. Не найти на это времени ни в будни, ни в праздники. Не добраться туда ни машиной, ни поездом. В жизни весну.. И ни осталось ничего. Лишь нарисованная правда на смятом клочке жизни.

9

Это мой любимый фильм. Это гениальный фильм! Во первых этот дух совка, которым он пронизан, во вторых главный герой — это Печорин 100 лет спустя. В третьих это музыка (очень похоже на Артемьева, но нет..). Вобщем, это надо увидеть. Словами не передать и капли происходящего на экране.

9

Моей маме 73 года, передам здесь ее мнение об этом кино, поскольку сама она в соцсетях не пишет. Фильм сейчас посмотрела со мной в первый раз (почему-то раньше он ей на глаза не попадался). «Жалко мужика, умный и сильный, а так себя и не нашел. Жена глупо себя повела. А чувство серьезное у него только к дочке».

9

После просмотра старого советского фильма такого уровня остается только дивиться примитивизму современных кинокартин. Думаю, что раньше в нашем обществе было другим отношение к литературе, соответственно и к качеству сценариев. Режиссер воспринимал фильм как искусство, и соответствующие требования предъявлял к истории. Культура слова имела значение. Те времена ушли. Россия потеряла способность производить высококачественный контент, когда во главе угла оказались деньги. Мы же привыкли зарабатывать на процессе, а не на результате. И в кино то же самое: «лучше» своровать на стадии производства, чем заработать конечным продуктом. Без возрождения института автора, без популяризации роли созидателя в обществе мы не выберемся. Если уж говорить о национальной идее – то вот она: сотворить стоящую вещь круче, чем тупо заработать на чем попало.

9

Рисуя образы персонажей, сценарист обязан понять их прошлое и настоящее, но никак не будущее. Чем резче автор оборвет свое видение героя в финальном плане, тем больше простора для мысли он оставит зрителю. Если образ сильный, а у Янковского он очень сильный, зритель неминуемо использует его продолжающую литься энергию для извлечения идеи из своей головы – самой важной для него на текущий момент. О такой встрече образа и идеи режиссер должен заботиться ближе к концу. «Только расслабленное тело способно излучать силу». Так, например, я вижу то, что оставил мне увидеть сценарист, в финальной сцене запустив героя внутрь стога сена.

Читайте также:  Судороги ног во сне у взрослых причины

9

Все-таки Янковский в фильмах совсем не то, что в театре. Бежит, останавливается, говорит что-то с ухмылочкой – и сразу у женщин сердце открывается, у мужчин – многозначительно констатирует: «Ты прав, брат, ждут они нас, ой как ждут!» В театре так не получится: заскочить на кухню, увидеть кастрюлю и женщину, схватить ложку с оливье и перехватить десятку денег «до получки». В театре бытовой мужской блицкриг не изобразить – режиссеры перед лицом публики очень серьезно выводят мизансцены. Олег Иванович в жизни тоже был серьезен, только глазами улыбался в интервью, а вот в кино врос настоящим, безжалостным. На нем обламывалась любая ложь – сценаристов, режиссеров, эпохи. С чем сравнить ту сцену в телефонной будке, где он жует батон? Это – явление! Я все свое огромное самолюбие продал за это состояние номер 14-бис, и пусть на смертном одре у меня теперь не будет и пяти копеек, но бродяге и не нужно никакое смертное одро. Я, друзья, парю в космосе, с тех пор как увидел эту сцену. Кто же Он, кто приходит к нам на волне памяти, с рубежа 70-80-х, мечущийся, но не мятежный? Как Его нашли сценаристы? Может быть, они начали с вопроса: «Чего хотят женщины?» Да будет известно нашим зрителям: по законам эволюции, среди мужских особей выживают сережи, а не николайпавловичи. Бродяги, а не держатели стола. Право держать и держаться за материальные предметы мы должны предоставить женщинам, а сами не будем превращаться в свою противоположность. Женщины хотят спокойствия, но инстинктивно стремятся рожать от бродяг; в этом состоит их мегадраматический внутренний конфликт. И когда мы с вами вдруг зачем-то будем думать о зрительницах, давайте сделаем ставку на женский эволюционный инстинкт. И сделаем им подарок на Восьмое Марта. Или – как получится.

9

Обратите внимание на «тройную» связь героев Янковского и Табакова: 1) друзья с юности; 2) подчиненный и начальник; 3) стороны любовного треугольника (вместе с героиней Гурченко). «Полеты» – обязательны для анализа сегодняшними сценаристами, которых учат «делать кассу», но не заставляют конструировать сложные, многослойные отношения между действующими лицами.

9

Движение главного героя в фильме хаотично только для зависимых, нетонких или закрывшихся людей. Все жизненные точки и траектории, которые такие люди нашли для себя, – пыль, а ругать человека за нежелание лизать пыль нельзя. И бездарность поиска Сережи не дает нам право оценивать его самого как бездарность. Название-то какое придумали, скучные люди: «кризис среднего возраста». Сразу тебе и полочка, и окаменевший на полочке пирожок. Пусть я не совсем понимаю, что именно ищу, и даже не решил для себя, ищу ли что в принципе, но это все лишь потому, что нет рядом того, кто расскажет мне о местечковости моих устремлений. А у героя мы подчеркнем одну лишь психологическую черточку, один штришок поведения, за который он вполне способен ухватиться сам. Не можешь быть дохлой рыбой – объешься дохлой рыбой, умри от нее. Человек, так-то, живуч: встанет, пойдет дальше. И мир огромен, и рыбой кормят не в каждом из миров. Шарик катается-катается туда-сюда, и вдруг попадает в паз в центре круга. Пусть герой найдет точку, где он согласен умереть. В других снах, где-то наверху, над мостами транспортных развязок, есть мое, только мое, пятнышко света; и оно не принадлежит физическому. Попадая в него, я смогу выбрать себе новую дорогу. Устремленность в свое место во сне освежает, пребывание на своем месте питает душу.

9

Есть картины, которые помогают, если мы просто думаем о них, вспоминаем героев, ключевые сцены, знаки и образы. «Полеты во сне и наяву» – такой фильм. Однажды я наблюдал, как один могущественный специалист по бессознательному выводил из пограничного состояния больного: начертил на карточке последовательность разных знаков (некоторые были известные мне, например знак параграфа, а некоторые я видел в первый раз) и попросил пациента на них взглянуть. Мы редко обращаемся к последовательности знаков искусства в попытке прийти в себя. А ведь там что-то растаскивает наше вещество, дает нам свободу. Чистку сознания, в отличие от чистки тела, мы не ввели в свой обиход. Значит, столкнемся с тотальной аннигиляцией.

9

Степень совершенства художественного произведения совпадает со степенью глубины символа. Герой Янковского – не столько человек (поколения, времени или чего-либо еще), сколько вертикаль, на которой держится неописуемый в своем первоисточнике мир смыслов-символов. (NB: Ни в коем случае не смыслов-аллегорий, смыслов-метафор, или смыслов-метонимий.) Глубина символизма – это глубина нашего проникновения в замыслы первоисточника. С какого-то уровня эту глубину можно только ощущать и использовать, но нельзя линейно, словами, доказать. Финальная сцена «Полетов во сне и наяву» (последние 11 минут) именно поэтому и не поддается описанию. Однако мы можем взять ее в свою собственную жизнь, и тем самым пойти дальше постмодерна. Нам мало оперировать знаками-смыслами, мы готовы вызвать из художественного произведения намерение героя, намерение автора, и скомбинировать их со своими собственными намерениями. Я найду в своей жизни функцию, производная которой в фильме представляет собой последнюю сцену. Получив искомую функцию методом дифференцирования, я в дальнейшем смогу интегрировать материал своих личных сцен. Интегрируя, я буду создавать художественное произведение из своей собственной жизни – на глубине, которую определила найденная функция.

Читайте также:  К чему во сне катиться с горы
  • 100 главных фильмов за полвека

    2 ├F3: M04┤, 2019

  • Лучшие советские фильмы

    27 ├F3: M02┤, 2015

  • 10 российских артистов, которых можно сегодня поддержать на Bandcamp

    20 ├F3: M03┤, 2020

  • Онлайн-концерты для самоизоляции: уже прошедшие трансляции

    20 ├F3: M03┤, 2020

Источник

Привет всем!

Погода нынче какая-то осенняя, способствует тому, чтобы вспомнить осенний фильм «Полеты во сне и наяву» 1982 года, режиссер — Роман Балаян.

— У-у-у! Ты меня провоцируешь!

Практически все художественные произведения я люблю рассматривать с точки зрения психологии, это очень интересно, и этот фильм меня очень удивил таким насыщенным психологизмом, практически чистой идеей без какого-либо налета совка, и это в 1982 году! Браво создателям.

— Серега больше так не будет…

Краткое описание с любимого всеми сайта:

Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…

Фильм шикарный, объясню почему. Уверена, что в начале 80-х в Советском союзе мало что знали о человеческой психологии вообще и психотипах в частности, а уж тем более, о каких-то там психологических кризисах — работай и стой в очереди за югославскими сапогами. Но этот фильм — просто пособие по кризису средних лет у мужчины с нарциссическими чертами.

— Ну здравствуй…

— Чего ты тут забыл?

Сначала может показаться, что главный герой Сергей (Олег Янковский) просто бесится с жиру, типичный клоун-бабник, который треплет всем нервы, на самом же деле, если вспомнить те времена, это глубокий застой и серость, на которые накладывается комплекс неполноценности и кризис среднего возраста Сергея, который уже выполнил жизненный план советского человека: нудная работа и семья.

— Куда это вы катались?

В принципе, он понимает, что больше ничего интересного его не ждет, поэтому пытается доказать всем и себе, что он все еще чего-то стОит, параллельно пытаясь получать хоть какие-то эмоции, заводя любовницу, а исчезая с вечеринки, симулируя приступ, прыгая в реку, — испытывает окружающих на любовь к себе, так как, как настоящий нарцисс, сам себя не любит.

Зато все любят его: кто из жалости (друзья, Табаков, Адабашьян),

— Она любит другого…

кто по праву родства (жена, Людмила Зорина),

— Ты, животное!

кто — очаровавшись его нарциссической подачей (любовница, Елена Костина), а кто и давно и по-настоящему (бывшая любовница, Гурченко), ну как его не любить?

— Ты лучший друг…

Фильм, конечно, невеселый, по сути он о душевных метаниях, с налетом депрессивности и осенние холодные виды с туманами только нагнетают его, но если вы любите фильмы со смыслом, то очень советую, Янковский играет безупречно.

Спасибо!

Другие замечательные фильмы, о плохих не пишу, можно сразу выбирать и смотреть:

Великолепная чернуха: Пьянь 1987. Смотреть со старым «гундосым» одноголосым дубляжом обязательно!

Молчание бабочек или Коллекционер: замечательное кино, не хуже книги. Коллекционер 1965

«Талантливый мистер Рипли» и рядом не валялся! «На ярком солнце» — замечательное кино

Зависть, секс и город или «Секс в большом городе» — отличный сериал, но не без существенного минуса

Бассейн 1969: Красивые люди с комплексом неполноценности и бассейн: кто кого?

Простота хуже воровства — Милая Френсис

Шаурма от «Вуди Аллена» в коротких шортах или вариант нью-йоркских историй Лины Данэм

За что же бедняжку упекли в монастырь? Монахиня (2013)

Если душа просит настоящего кино, посмотрите «О любви». Без спойлеров. Без соцреализма.

Матч поинт — великолепный фильм!

Необычный фильм-биография: Ангел за моим столом (1990)

Любимый фильм Моники Белуччи! И мой, на данный момент Потрясающее кино — Пианино (1992) Без спойлеров.

Кроме порочной связи взрослой женщины с подростком поднимаются и другие темы, о которых не принято говорить: «Скандальный дневник», 2006 без спойлеров:)

Дама с собачкой. Человеческая драма. Потрясающее кино. Настоятельно рекомендую любителям Чехова и не только. Без спойлеров.

Сомнение. Отличный фильм о сомнениях. Без спойлеров.

Бедняга Мэвис… Почему же ты такая бедная, девочка? «Бедная богатая девочка» без спойлеров. Совсем не попсовое кино

Кризис среднего возраста на Revolutionary Road: Дорога перемен, 2008

Еще один шедевр от Вуди — «Жасмин» без спойлеров

История о том, как сломали человека. А если это любовь? Фильм Юлия Райзмана, 1962

Источник

Первый раз, в подростковом возрасте, когда эмоции не терпели полутонов, фильм вызвал возмущение и скуку. Раздражали все «лишние» сцены, явный вызов главного героя.

Позже фильм не смотрела, «пробегала», выхватывая фрагменты. Но эти фрагменты уже завораживали, останавливали.

Потребовалось много лет, чтобы понять, что это, действительно, шедевр. Даже не множество скрытых смыслов создают это ощущение, а заложенное в нем пророчество. А еще это кино — хороший тест для любого общества. Рецензии на фильм — лучшее описание «истории болезни».

Кадр из фильма Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru

Роман Балаян снял «Полеты во сне и наяву» в 1982 году. Главного героя, сорокалетнего Сергея Макарова, сыграл Олег Янковский. Великолепный актерский состав: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Костина, Никита Михалков, Александр Адабашьян (его озвучил Юрий Богатырев), Олег Меньшиков.

Сергей Макаров показан накануне своего сорокалетнего юбилея, времени переосмысления жизни. Не случайно многие пишут, что этот фильм о кризисе среднего возраста. Разумеется, этот фильм и о кризисе, но мне кажется, что герой показан в критическое время, чтобы высветить остроту «спрятанных» проблем.

У него есть жена и маленькая дочка, есть молодая любовница Алиса, есть коллега, бывшая любовница Лариса Юрьевна, он пользуется ее машиной и без всякого стеснения кредитуется. Коллегу-любовницу играет Людмила Гурченко. В Ларису Юрьевну влюблен начальник, а по совместительству и друг Макарова — Николай Павлович (в исполнении Олега Табакова).

Сергей Макаров мечется между женщинами, работой, подобно мотыльку. Грезя полетами над всей этой иллюзией жизни. Иногда кажется, что он и есть единственный живой человек в «механической» реальности. Человек, которому не хватает воздуха без Неба. Удивительная харизма притягивает к нему и женщин, и друзей.

Казалось бы, совершенно незаслуженное внимание, внимание к человеку, который за поиском потерял сам предмет этого поиска. Он не способен любить, ему чужды и другие человеческие чувства. Будто испытывает близких на прочность, постоянно провоцируя. Но это провокация себя через них, словно стремится достигнуть собственного дна, стремится исчезнуть, но исчезнуть красиво — в полете.

Многие писали, что это фильм о невозможности свободы в эпоху позднего застоя, да и сам режиссер как-то обмолвился о «лишнем человеке», невозможном для него расписанном пути (холодильник, ковер, квартира). Но через тридцать с лишним лет все видится иным.

Герой Михалкова (странно видеть в эпизоде) — человек будущего, человек, созданный для нашего сегодняшнего времени. Он в любом балагане — главный, ведь только он, созданный из цинизма, умеет «договариваться», умеет убедить любого, особенно «человека летающего». От него веет беспринципной прагматичностью.

И герой Табакова вползет в будущее, потому как ему и надо-то немного. Потому как таких — большинство, они основа. Им важна любовь, важна дружба, они ответственны, но их не смущает ложь «во благо», они готовы многое стерпеть…

Кадр из фильма Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»

А как много героинь Людмилы Ивановой! Зайдите на любой форум, включите ток-шоу. Они всегда «знают, как надо», они жизнь свою положили на «экспертную деятельность».

И молодому другу юной любовницы Алисы в роли Олега Меньшикова тоже есть место, а уж пресловутые 90-е были и вовсе его временем. А вот «летающему Макарову» места нет, кончилось его время. И то, что в конце застоя воспринималось тюрьмой для полетов, теперь выглядит иначе. Это остатки атмосферы для них, пусть уже и «кислотной».

Фильм многоплановый, воспринимается зрителями по-разному. Интересный и ненавязчивостью образов, которые раскрывают смыслы. Общую фальшивость «рисует» музыка, сцены непонятной свадьбы, съемок странного фильма. Путешествия по мирам, сны наяву — как свобода от каких-либо привязанностей. Не случайно он забывает о юной любовнице, когда она пряталась в машине от знакомых.

Афиша фильма Афиша фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru

Почему этот человек обладает такой манкостью, таким притяжением? Вытянутый серый свитер, который он не снимает все время действия, подчеркнутая стертость образа, и только глаза — в которых какой-то иной блеск, а может, просто жизнь?

И финальная сцена, сцена, в которой герой становится совершеннейшим ребенком, бегая с мальчишками, а потом — сворачиваясь эмбрионом в стоге сена, мучаясь от холода, «рождаясь наоборот», умирая…

Тема детства присутствует все время, не зря же постоянны обращения к матери. Но у героя инфантилизм как вызов, как инструмент провокации, полета. Он «улетел», остались только те, которых придавило притяжение. Остался и инфантилизм, только как новое правило существования, как основа нового мира. В котором комфортно глупенькой Алисе, осуждающим «экспертам», всем героям, не жаждущим полетов.

Источник

Читайте также:  Скачать эта ночь нам покажется сном