Перескажите сон светланы своими словами жуковский

Перескажите сон светланы своими словами жуковский thumbnail

В произведениях мировой и русской литературы сон выполняет самые различные функции. Это сон-портрет, который создаёт картину внутренней жизни героя. Сон-иносказание, подготавливающий читателя к последующим событиям сюжетной линии. Сон-дополнение, который делает сюжет более сложным и разнообразным, наслаивая на уже существующую реальность новую реальность: как правило, в этой новой реальности разрешается конфликт, который остался неразрешенным в действительной жизни.

Сон-портрет впервые начинают использовать писатели эпохи романтизма. Это обусловлено тем, что в эпоху романтизма внутренний мир и чувства человека становятся центром внимания — поэтому многие авторы отправляются на поиски новых художественных приемов изображения внутренней жизни героя, его переживаний.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Одним из первых в русской литературе сон как метод характеристики литературного героя использует Василий Андреевич Жуковский – яркий представитель русского романтизма. В балладе «Светлана» сон главной героини составляет основную часть произведения, композиционный центр. Само название баллады называет предмет, о котором идёт повествование — это внутренний мир Светланы, открывающийся читателю посредством сна. Все символические образы в произведении принадлежат русской национальной культуре – ворон как символ смерти, голубь как символ святого духа. Эти детали говорят о близости Светланы фольклору; они позволяют Жуковскому создать именно национальный тип русской женщины. Светлана поэтична, суеверна. Но в то же время героиня проявляет духовную силу: она выдерживает испытание пугающим сном и не оставляет надежду в спасение возлюбленного.

Больше того, сон в балладе Жуковского — это сон-дополнение, так как он становится испытанием для самой героини: сталкиваясь с собственными переживаниями и опасениями в нереальном мире, она становится духовно сильнее в реальности. Используя сон как дополнительную реальность, автор как бы включает внутреннюю жизнь героини в сюжет: таким образом он создаёт повествование, наполненное из внутреннего мира Светланы, состоящее из ее переживаний и чувств, приобретающих вещественные символические образы. Так страх девушки за жизнь своего возлюбленного облекается в образ гроба, сам ее возлюбленный предстаёт во сне мертвецом. Страх смерти возникает в образе чёрного ворона, надежда и вера материализуются в облике белого голубя. Сон Светланы – это и сон-иносказание, предугадывающий судьбу жениха девушки. Только автор использует этот приём и заранее ставит себе цель – ввести читателя в некоторое заблуждение, то есть противопоставить реальность сна действительности. Так сон Светланы изначально выполняет функцию сна-иносказание, но в конце теряет ее.

Приём, использованный Жуковским в балладе, удивительно прочно прижился в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин неоднократно использовал этот метод в своих произведениях, в том числе и в романе в стихах «Евгений Онегин». Сон Татьяны, как и сон Светланы, выполняет три функции; и в первую очередь — сна-портрета. Пушкин создаёт свой тип идеальной русской женщины, можно предположить, что Татьяна «эволюционирует» из Светланы: об этом говорят, например, близость обеих героинь к фольклору, их поэтичность. Во сне Татьяны присутствуют образы, заимствованных из русских сказок и песен: медведь, переправа через реку, свадьба-пиршество странных созданий и чудищ. Еще одна схожесть заключается в том, что и сну «Светланы» и сну «Евгения Онегина» предшествует единый фольклорный мотив — гадание – действо, в котором обычно девушка взаимодействует с потусторонними силами, желая предугадать собственную судьбу или судьбу жениха. Поэтому сны героинь оправданы психологическим состоянием – и Татьяна, и Светлана желают узнать о своих возлюбленных. Потому в снах Светланы и Татьяны создаётся будущее, уже предугаданное сознанием. И в это отношении Татьяна оказывается более проницательной: в её сне с точностью предугадывается одно событие – убийство Ленского Онегиным. Получается, что сон Татьяны играет роль сна-иносказания, и в отличие ото Сна Светланы, действительно предвещает реальные события, а не возможный исход. Этим обуславливается и место расположения сна в композиции романа: он расположен в самой середине – в 5 главе. Так сон как бы подготавливает читателя к дальнейшим событиям, он становится переходом, приготовлением к кульминации.

Сон Татьяны – это и сон-дополнение. В своём сне Татьяна разрешает внутренний конфликт: чувство симпатии и чувство страха к Онегин противопоставлены друг другу. Онегин притягивает Татьяну (во сне она решается зайти в избу, в которой проходило пиршество чудищ под предводительством Онегина), и одновременно с этим ужасает её (позже героиня стремится убежать из избы, потому что она напугана). Но сон оказывается сразу двойным портретом: портретом Татьяны и портретом Евгения Онегина (каким его представляет сознание героини). Сон Татьяны – это первая, пусть и неосознанная попытка осмыслить сущность Онегина.

Так сон в литературе, как правило, выполняет одну из трёх функций: дополнение, потрет или иносказание. Но Жуковский начинает традицию, когда сон как приём играет сразу три роли, взаимодополняющих и взаимосвязанных, и занимает центральное, смыслообразующее место в произведении. Сон Татьяны в «Евгении Онегине» эту традицию продолжает.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50954

Обновлено: 2019-03-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

«Светлана» – лирическая баллада, в которой описаны традиционные на Руси гадания в крещенскую ночь, а также удивительный сон Светланы, который, к счастью, не оказался пророческим.

«Светлана» читательский дневник

Краткое содержание «Светлана» для читательского дневника

ФИО автора: Жуковский Василий Андреевич

Название: Светлана

Число страниц: 12. Жуковский В. А. «Баллады. Поэмы». Издательство «Искатель». 2016 год

Жанр: Баллада

Год написания: 1812 год

Время и место сюжета

Действие баллады происходит в начале XIX века, в одной из русских деревень. Все события развиваются в крещенскую ночь, в которую незамужние девушки традиционно гадали в попытках узнать свое будущее.

Главные герои

Светлана – юная девушка, скромная, робкая, верная, любящая.

Жених Светланы – молодой красивый парень, который сдержал свое слово и вернулся за возлюбленной.

Подруги Светланы – веселые, беззаботные девушки.

Белоснежный голубок – символ добра и света, ангел-хранитель Светланы.

Сюжет

В крещенский вечер девушки решили погадать. Они кидали за ворота собственные башмаки, кормили курицу пересчитанным зерном, клали в чашу с водой серьги и перстни, топили воск. Среди веселых подруг выделялась грустная, задумчивая Светлана. Прошел уже год, как уехал ее возлюбленный, и нет от него ни письма, ни весточки. Подружки посоветовали ей ночью погадать на суженого, который должен к ней явиться.

Светлана накрыла скатертью стол, поставила два столовых прибора, свечу и зеркало. Ей было страшно, но желание узнать свою судьбу взяло верх, и ровно в полночь девушка села за стол. Он с волнением вглядывалась в зеркало, и, незаметно для себя, уснула.

Светлане приснился страшный сон. Ей привиделось, будто в комнату вошел ее суженый и позвал ее обвенчаться в церкви, где уже поджидал их священник. Они вышли на улицу, сели в сани и пустились вскачь. Тусклый свет луны освещал ночную степь, и Светлана заметила, что ее возлюбленный был бледным, молчаливым, унылым. Вскоре показался храм, и через открытые двери были видны люди, склонившиеся над гробом с покойником. Светлане стало страшно, но молодой человек даже не попытался ее утешить.

Читайте также:  Не помню сны это хорошо или плохо

Неожиданно поднялась сильная метель, закаркало воронье. Перед глазами Светланы появилась небольшая хижина, занесенная снегом. В этот миг исчезли сани вместе с женихом, и девушка вошла в избушку, в которой горел свет. Она увидела стол, накрытый белой скатертью, на котором стоял гроб с мертвецом. Девушка не на шутку испугалась, и кинулась к образам, прося защиту у Спасителя. Зажав в руках нательный крестик, она забилась в угол под иконами, и принялась неистово молиться.

Вьюга утихла, и в избушку неожиданно влетел белый голубок, который сел на грудь к Светлане и обнял ее своими крыльями. В этот момент покойник пошевелился и застонал. Он готов был выбраться из гроба, но белый голубок сел на грудь мертвеца и тот, обессилев, замер. Светлана с ужасом узнала в мертвеце своего возлюбленного. Она пробудилась ото сна, и увидела, что уже наступило утро.

Страшный сон не давал Светлане покоя. Она сидела у окна, переживая о том, что ее кошмар может сбыться наяву. Вдруг у ворот дома она увидела молодого парня, который оказался ее суженым. Разлука только укрепила его чувства, и он явился за Светланой, чтобы сделать ее своей женой. Мрачный сон девушки остался в прошлом…

Вывод и свое мнение

Своим произведением автор хотел донести до читателей, что не следует полагаться на разного рода суеверия. Вместо этого нужно твердо верить в себя, никогда не опускать руки в сложных жизненных ситуациях, не падать духом. Вера в лучшее, добрые поступки – вот основа счастливой, радостной жизни.

Главная мысль

Не стоит верить гаданиям, предсказаниям и приметам. Судьба человека – только в его руках.

Авторские афоризмы

«…Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье…»

«…Слава-нас учили-дым; Свет-судья лукавый…»

«…Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…»

«…Ах! а им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит…»

«…Милый друг далеко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой…»

«…Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу»

Толкование непонятных слов

Суженый – жених, тот, с кем суждено вступить в брак.

Ярый – светлый, белый.

Перстень – кольцо, надеваемое на безымянный палец (перст).

Венец – славянский девичий головной убор.

Светлица – у восточных славян светлая парадная комната.

Запон – передник, фартук.

Покров – покрывало.

Новые слова

Сверчок – насекомое, издающее приятные звуки, часто селится в домах.

Поп – православный священник.

Дьякон – лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.

Фимиам – ароматическая смола, благовоние, сжигаемое при богослужениях.

Полотно – гладкая и плотная льняная или хлопчатобумажная ткань простейшего переплетения.

Тест по балладе

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 136.

Источник

Василий Жуковский

Раз в крещенский вечерок
     Девушки гадали:
За ворота башмачок,
     Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
     Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
     Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
     Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
     Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
     В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
     Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
     Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
     Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
     Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
     При святом налое“».

«Как могу, подружки, петь?
     Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
     В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
     Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
     Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
     Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
     Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
     Белой пеленою;
И на том столе стоит
     Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
     «Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
     В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
     Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
     Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
     К зеркалу садится;
С тайной робостью она
     В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
     Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
     Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
     Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
     Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
     Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
     Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
     За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
     Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
     Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
     Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней
     Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
     Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
     С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
     Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
     В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
     Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;
     Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
     Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
     Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
     Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
     «Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
     Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
     Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
     Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
     Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
     Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
     «Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
     Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
     Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
     Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
     Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
     Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
     Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
     Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
     Из очей пропали:
Кони, сани и жених
     Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
     Брошена от друга,
В страшных девица местах;
     Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
     Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
     Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
     Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
     Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
     В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
     Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
     Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
     Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…
     Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
     То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
     Страшное молчанье…
Чу, Светлана!.. в тишине
     Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
     С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
     Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
     Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
     Мертвый шевелится…
Сорвался покров; мертвец
     (Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
     Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
     Руки охладелы…
Что же девица?.. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
     Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
     Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…
     Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
     Страшно он зубами
И на деву засверкал
     Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
     Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
     Ах!.. и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна
     Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
     Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
     День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
     Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
     Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
     Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
     Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
     Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
     Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
     Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
     Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет…
     Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
     Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
     В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
     Те ж приятны взоры;
То ж на сладостных устах
     Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
     Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
     Пойте: многи леты!

Читайте также:  Сонник толкование снов тараканы много и живые

Улыбнись, моя краса,
     На мою балладу;
В ней большие чудеса,
     Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
     Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
     Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
     Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
     Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
     Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
     Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
     К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
     Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
     Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
     Дней ее подруга.

© Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Источник

Автор Оксана На чтение 9 мин. Просмотров 49

Баллада «Светлана» Жуковского, написанная в 1812 году, является одним из ярких образцов раннего романтизма в русской литературе. Предлагаем прочитать краткое содержание «Светланы» для читательского дневника и анализа книги. В основе произведения лежит поэма немецкого писателя Готфрида Бюргера «Ленора».

Основные персонажи баллады

В. А. Жуковский Светлана главные герои:

  • Светлана – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.
  • Подруги Светланы – незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.

Другие персонажи:

  • Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.
  • Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.

Жуковский «Светлана» очень кратко

Краткое содержание Светлана Жуковский для читательского дневника:

В крещенский вечер девушка Светлана гадает со своими подругами. Она грустит, потому что ее любимый далеко и уже год не пишет ей. Подружки советуют Светлане сегодня погадать на своего суженого.

В ту же ночь Светлана садится за стол, на котором лежат два столовых прибора и зеркало. Девушка с волнением смотрит в зеркало. Вдруг в комнату как будто кто-то входит, в зеркале блестят чьи-то глаза и слышится шепот: “Я с тобой, моя краса…”. Светлана видит перед собой своего возлюбленного. Тот приглашает девушку венчаться в церковь, где их уже ждет священник.

Влюбленные едут в санях в церковь. Молодой человек выглядит молчаливым, бледным и унылым. По пути влюбленные видят храм, в котором люди стоят вокруг гроба. Наконец Светлана и ее возлюбленный приезжают к церкви для венчания. Внезапно жених, а также кони и сани куда-то исчезают. Светлана остается одна в неизвестном месте.

Сквозь метель Светлана замечает избушку, в которой горит свет. Девушка входит в дом и внутри видит гроб с покойником. Девушка молится перед иконами и ждет в углу. Внезапно к ней подлетает белый голубь и обнимает ее. Тем временем Светлана слышит стон покойника и видит его грозный взгляд, в котором чувствуется смерть. Девушка понимает, что покойник и есть ее возлюбленный.

В этот момент Светлана пробуждается ото сна и видит, что на дворе уже утро. Девушка боится, что ее кошмарный сон сбудется. Днем Светлана сидит у окна. Вдруг к ее дому подъезжает неизвестный гость. Им оказывается ее жених – живой и невредимый. Молодой человек по-прежнему любит Светлану. Девушка понимает, что ее страшный сон ничего не значил.

Читайте также: Бунт против своей судьбы и роптание на божий замысел – довольно частый мотив баллад Жуковского. Как бы человек не противился начертанному на небесах, судьба так или иначе настигает его. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание баллады Жуковского «Людмила», написанной в 1808 году.

Короткий пересказ «Светланы» Жуковского

Баллада Светлана Жуковский краткое содержание:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.

Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу. С робостью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Светлана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги. Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса!» Оглянулась — милый к ней протягивает руки: «Едем! Поп уж в церкви ждёт… / Хор венчальну песнь поёт.»

Читайте также:  Во сне целоваться с девушкой в губы

Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.

Они едут ночной степью, тусклая луна освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появляется храм, через открытые двери виден чёрный гроб — отпевают усопшего. Светлане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Поднимается метель, ворон вьётся над санями и каркает: «Печаль!» Вдруг появляется хижинка, занесённая снегом. Кони подлетают к ней и… пропадают вместе с санями и женихом.

Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке — стол, накрытый белой скатертью, а на столе — гроб. Светлана падает на колени перед образом Спасителя и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.

Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спускается к Светлане, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился. Так и есть — покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнёт свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишённый силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу.

«Глядь, Светлана… о творец! / Милый друг ее — мертвец! / Ах! …и пробудилась.» Проснулась Светлана в своей же светлице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поёт, встречая новое утро. Но у Светланы тяжело на душе от страшного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому, «Статный гость к крыльцу идёт… / Кто?… Жених Светланы.»

Развеялся мрачный сон — жених приехал за Светланой, чтобы вести ее к венцу.

Читайте также: Сюжет баллады В. Жуковского «Лесной царь», написанной в 1817 году, взят из датской легенды. В сказаниях фигурировал злой дух, который олицетворяет собой смерть, он приходит к людям, которые стоят на краю жизни и смерти. Краткое содержание баллады «Лесной царь» для читательского дневника в поэтической форме покажет различное видение окружающего пейзажа мужчиной и его больным сыном.

Сюжет баллады «Светлана» с цитатами

В. А. Жуковский баллада Светлана краткое содержание с цитатами из произведения:

Как-то раз «в крещенский вечерок» собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – «молчалива и грустна» Светлана.

Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья – ее «милый друг далёко», и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях – возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении «в полночь, без обмана» должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана «с тайной робостью» садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится «тихий, легкий шепот».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и отмечает, что тот «бледен и унылый». Вскоре перед ее глазами появляется «божий храм», наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают «кони, сани и жених». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она «в дверь с молитвою стучит», и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает «белоснежный голубок с светлыми глазами», садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится «тайный мрак грядущих дней». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и «статный гость к крыльцу идет». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном. «О! не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана…».

Читайте также: Баллада Жуковского «Кубок» – красивая, романтическая и вместе с тем печальная история об отважном паже, который пожертвовал собственной жизнью ради выполнения воли капризного монарха-самодура. Краткое содержание «Кубок» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом и подготовиться к уроку литературы.

Видео краткое содержание Светлана Жуковского

В своем произведении В. А. Жуковский делает акцент на том, что не стоит придавать большое значение вещим снам и разного рода приметам. Нужно верить в себя, верить в Бога, и все плохое пройдет стороной. После ознакомления с кратким пересказом «Светланы» рекомендуем прочесть балладу в полном варианте.

Источник