Почему сон обломова является смысловым ключом к пониманию всего романа

Почему сон обломова является смысловым ключом к пониманию всего романа thumbnail

Я очень люблю роман И. А. Гончарова “Обломов”, причем одной из самых моих любимых глав является “Сон Обломова”. Мне кажется, что это одна из самых поэтичных и нежных картин в романе. От каждого описания природы, каждого слова, сказанного жителями Обломовки, веет какой-то негой, лаской и добротой. Правда, этот сон также объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы в романе не было, я думаю, не одно поколение терялось бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов, “человек лет тридцати двух-трех от роду” целые дни проводил, лежа на диване, “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”.

И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова” “увертюрой” всего романа. “Сон Обломова” сперва появился на свет как “эпизод из неоконченного романа”. Гончаров подчеркивал, что в этом коротком произведении им был набросан “главный мотив «обломовщины»”.

В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров видел, что “обломовщина” неотделима от крепостничества. Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка — очень яркое и полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни”.

Как же “милые обломовцы” повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюда- ельного и впечатлительного мальчика? Маленький Илюша Обломов был очень подвижным и любознательным ребенком. Ему было скучноподолгу повторять за матерью молитвы. Его живая натура требовала движения, а энергия — выхода.

Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее, что в нем было. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть “Захар и еще 300 Захаров”. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик “только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос”. Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому немедленно пресекалась: “Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!”

Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что “воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”. Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же “у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебницы” и он “бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.

Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила в нем всякое стремление к знанию.

Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? “Сам Обломов — старик тоже не без занятий”, — с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? “Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.” Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца “талант хозяйничания”, не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята “делом”: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь “забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”.

Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше “той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту”. Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного подъема был недолгим.

Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он “простился с толпой друзей” и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой. Я очень сочувствую Обломову, он очень мне симпатичен. Мне жаль, что у него так сложилась жизнь. Когда я прочитал роман, мне захотелось вернуть Обломова в детство, чтобы он снова стал маленьким Илюшей, но чтобы детство его проходило совсем по-другому. Он мог бы тогда остаться энергичным и любознательным, получил бы хорошее образование, и жизнь была бы ему г* радость. Его взгляд бы не “помрачался выражением будто усталости или скуки”, у него были бы интересные занятия, он бы много читал и общался с интересными людьми. Но ОСломовка сделала свое дело — она самым пагубным образом повлияла на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича Обломова.

Читайте также:  К чему во сне тонуть в грязи

Источник

Характер у Ильи Обломова был двойственным,
поэтому и само произведение разделено на две части, к
оторые связывает глава»Сон Обломова».
«Сон Обломова» является своего рода ответом на
множество вопросов, в частности, и почему сам
Обломов такой человек.
Он не только дает разъяснения, но еще и помогает
раскрыть самого героя, а также говорит, что сущность
Обломова идет из его иаленькой родины,
полной материнской заботы.
Обломовка заложила в главного героя множество
различных качеств и оказала большое влияние как на него
самого, так и на его жизнь.

“Сон Обломова” — своеобразная мечта Обломова,
воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни.
Сон даёт представление об окружавшей маленького мальчика
атмосфере, описывается вся будущая жизнь главного героя.
Гончаров описал жизнь барина «от черты до черты»,показал,
как Обломов становится нравственно «мертвым»,постепенно
охладевает к жизни.
Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце,
чистое небо.
Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое,
но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное
время, придавая новые силы и людям, и природе.
Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно
крестьянину.
Никогда “… не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги
морозами… ”.
Всё идет по календарю.
В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце,
просыпается лес.
Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий.
Горы в Обломовке — это не мрачные отвесные скалы, а плодородные
холмы.
Речка весело течет, шаля и играя своими водами.
“Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и
мастерски нарисовано”.
Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет
именно так, а не иначе.
Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще
долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
В Обломовке царили свои естественные законы.
Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией,
никто не писал ни книг, ни картин.
Главным наказанием для обломовцев был труд,
Илья Ильич воспринимал его также.
Всё время проходило в праздном поглощении пищи,
созерцании мира, а чаще всего во сне.
Сон и еда стали важными занятиями в доме.
Что приготовить на ужин, продумывалось весь день,
а готовка начиналась с обеда.
Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог
противиться возможности поспать часок-другой после о
бильного обеда.
Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам.
Главной своей обязанностью родители считали накормить
и оградить любимое чадо от всего опасного.
Ильюша, росший в барской семье, ничем не был обременен.
Его естественное любопытство постепенно угасало,
он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал
жизни в гордом созерцании чужого труда.
Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой
стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год
ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы
да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и
“по хотению” лентяя.
Где запросто тебя женят на неслыханной красавице
Милитрисе Кирбитьевне.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали
детей.
Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
Детство, отрочество — в них начало судьбы Обломова,
недаром картины патриархальной жизни в родном доме
(вечерние зимние часы, история с письмом, кормление
булочками… ) навсегда остались для Ильи
Ильича идеалом настоящей жизни — спокойной и сытой.
Герой отказывается от движения, он является
продолжением Обломовки.
И никакие последующие влияния — книги,
университетский быт,
служба в Москве — не смогли его серьезно поколебать.

Читайте также:  Много зайцев во сне к чему

Источник

Почему «Сон
Обломова» является образным и смысловым ключом к пониманию всего
романа?

И. А. Гончаров назвал «Сон
Обломова» «увертюрой» всего романа. «Сон Обломова»
сперва появился в свет как «эпизод из неоконченного романа».

Картину, нарисованную Гончаровым,
можно воспринять как некую аллегорию: Обломов-ка— очень яркое и полное
олицетворение «сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни».

Как же «милые обломовцы»
повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного
мальчика?

Очень может быть, что в благоприятных
условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но ему постоянно внушали,
что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров» Когда
Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет
ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он
поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу
и природную живость. Любая ( попытка мальчика сделать что-нибудь самому,
немедленно пресекалась: «Отец и мать, да три тетки в пять голосов
и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька!
Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»

Родители не заботились о том,
чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это
представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые
из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в
ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлитель-‘
ного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались
уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич
понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве,
но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи,
походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшеб^
ницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не
жизнь, а жизнь не сказка».

Постепенно Илюша начинает
приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди.
В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила 8
нем всякое стремление к знанию.

Как же живут, как проводят
время хозяева Обломовки? «Сам Обломов — старик тоже не без занятий»,
— с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? «Он целое утро
сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.»
Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь
беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную
часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его
имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в
Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов,
унаследовавший от отца «талант хозяйничания», не знает счета
деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег
столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята «делом»:
все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов
и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом.
И ничего удивительного, ведь «забота о пище была первая и главная
жизненная забота в Обломовке».

Учебой Илюшу не загружали.
Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия
в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись
блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в
класс, то задаваемые уроки учил не дальше «той строки, под которой
учитель, задавая урок, проводил ногтем черту». Родители Илюши видели
в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды,
быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них
было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской
среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить.
Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться
с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание
добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного
подъема был недолгим.

Первые столкновения с жизнью,
первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда.
Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал
постепенно отгораживаться от мира. Он «простился с толпой друзей»
и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным:
все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем
его в квартире на Гороховой.

Читайте также:  Маленькие щенки во сне к чему

Источник

И. А. Гончаров назвал «Сон Обломова» «увертюрой» всего романа. «Сон Обломова» сперва появился в свет как «эпизод из неоконченного романа». Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка — очень яркое и полное олицетворение «сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни». Как же «милые обломовцы» повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного мальчика?

Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров» Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому, немедленно пресекалась: «Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»

Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось в основном но няниным рассказам. Некоторые из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила В нем всякое стремление к знанию. Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? «Сам Обломов — старик тоже не без занятий» — с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? «Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.» Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственноcтью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца «талант хозяйничания», не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста 0бломовки даст денег столько, сколько нужно.

Мать Илюши тоже занята «делом»: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше «той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту». Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем.

Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного подъема был недолгим.

Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он «простился с толпой друзей» и все реже и реже выхолил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой.

Источник