Подготовьте краткий пересказ сюжета баллады опишите сон героини

Подготовьте краткий пересказ сюжета баллады опишите сон героини thumbnail

Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку.
На святках, «в крещенский вечерок», как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные га­дания, которые перечисляет в начале бал­лады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали ис­пытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страш­ных гаданий — с зеркалами. Появление жениха и его приглашение поехать в цер­ковь венчаться — завязка. Действие раз­вивается стремительно. Быстро летят кони, кругом вьюга, вокруг степная пус­тота. Бледный и унылый жених молчит. Кони промчались мимо церкви, в которой шла панихида по усопшему. Все предве­щает беду. «Ворон каркает: печаль!» Кони приблизились к хижине под снегом. Ис­чезло все: кони, сани, жених. Одинокая Светлана с молитвой вошла в избу и уви­дела накрытый белою попоной гроб. К ней ластится голубок. Но вот зашевелился по­койник в гробу. Наступает кульминаци­онный момент баллады — Светлана узна­ет в мертвеце своего жениха, и наступает пробуждение. Светлана верит в то, что сон предвещает недоброе. Однако приближа­ется счастливая развязка: радостно приез­жает жених.

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах Милы разговоры.

Отворяйся ж, Божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты.

Завершается баллада некоторой мо­ралью, наставлением автора в духе право­славного мировоззрения — не верить снам и гаданиям, а верить в Промысел Божий. Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей — Вера в провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

Вспомните описание девичьих гаданий в кре­щенский вечерок. Какие из них вам особенно за­помнились?

В начале баллады Жуковский дает раз­вернутую картину народных гаданий, к которым прибегали девушки на свят­ках, чтобы узнать свою судьбу, в основном связанную с будущим замужеством. Они бросали снятые с ноги башмачки, слуша­ли под окном, кормили куриц счетным зерном, гадали на воске. Но самое главное и страшное гадание — это ожидание же­ниха при зеркалах и свечах. По описани­ям в исследовательской литературе, на­пример в книге Сахарова «Сказания рус­ского народа», это гадание происходит так. В темной комнате накрыт стол на две персоны. Он расположен между двумя об­ращенными друг к другу зеркалами, пе­ред каждым из них зажжена свеча. Де­вушка должна быть одна в комнате и си­деть против зеркала. Другое зеркало — за ее спиной. Она долго ожидает прихода же­ниха. Если он не придет, значит, ей в этом году суждено остаться незамужней. Если предстоит свадьба, то ее мужем станет че­ловек, показавшийся в зеркале. По народ­ным поверьям, может произойти нечто страшное, что случилось со Светланой или Людмилой. Опытные люди советова­ли юным гадальщицам не ждать развития событий (они могут быть весьма трагиче­скими), а, увидев суженого, накрыть зер­кало платком и прекратить дальнейшее испытание судьбы.

Попробуйте рассказать о героине баллады — Светлане, о ее подругах, женихе. Какой из этих рас­сказов получился более обстоятельным и подроб­ным? Почему?
Самый подробный рассказ может полу­читься о Светлане, так как в балладе пере­даны ее переживания, ожидания и при­ключения. Она — героиня произведения. Светлана высоко моральный и глубоко ве­рующий человек. Она ни разу не измени­ла вере в Бога: ни во время разлуки с же­нихом, ни во время страшной скачки. Войдя в неизвестную избу, перекрести­лась, села под святые образа, это ее и спас­ло от страшной участи Людмилы.

Подруги — это лишь фон для развития сюжета, они выслушивают жалобы Свет­ланы и советуют ей прибегнуть к гада­нию. О женихе мы знаем, что он статен, ласков, любит Светлану, не забыл ее в раз­луке, любовь выражает приятными ре­чами.

Опишите картины зимнего пейзажа в балладе. Какие строки отвечают настроению и состоянию ге­роини?

В балладе во сне Светланы изображена зимняя вьюжная ночь, освещаемая лун­ным светом; вокруг скачущих саней, за­пряженных конями, пустота, глубокий снег. Этот зимний пейзаж мрачен, он вы­зывает тревожное настроение Светланы. И даже стоящий в стороне храм усилива­ет ощущение мрака и тревоги: из его две­рей доносится заупокойная служба, там стоит гроб и звучат слова панихиды «Буди взят могилой». После пробуждения Светланы природа уже празднует победу доб­ра над злом, счастья над несчастьем, ве­чер, ночь и луна сменяются утром, днем, солнцем.

Какие художественные средства (сравнения, эпитеты, метафоры) чаще всего используются в бал­ладе?

Из художественных средств следует от­метить яркие эпитеты: горькая судьби­на, красен свет, мертвое молчанье, мертвый сон, ворота тесовы, черный вран, кони борзые, грозный сон, сладо­стные уста и др. Они имеют фольклорное происхождение и удачно вписываются в народный стиль баллады. Активно ис­пользуются в них и метафоры, а также ги­перболы.

Чем можно объяснить плясовой характер зву­чания стиха? Каким стихотворным размером поль­зуется поэт?

Святки — это праздничная неделя от Рождества до Крещения, наполненная раз­личными народными гуляниями и развле­чениями. Благополучный конец баллады тоже настраивает на праздничный лад.

Отсюда и выбор стиля произведения, его плясового звучания, что соответствует праздничному настроению народа. Стихо­творный размер — хорей.

Читайте также:  Видеть во сне дочь в свадебном платье и фате к чему это

Рассмотрите рисунки Жуковского. Что в них напоминает пейзажи баллады?

Справка. Каждый выбирает для от­вета на этот вопрос рисунок по своему ус­мотрению. Можно воспользоваться кни­гой «Рисунки русских писателей».

Найдите в балладе строки, исполненные шут­ливости и веселья. Как вы объясняете их появление в балладе?

Соберитесь стар и млад;

Сдвинув звонки чашки, в лад Пойте: многи леты!

или

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Первые строки взяты из свадебного фольклора; вторые — один из вариантов концовки народных сказок типа «Мед я пил, по усам текло, в рот не попало». Или «Сказка — ложь, да в ней намек».

Жуковский, Светлана. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку.

5 (100%) 1 vote


На этой странице искали :

  • краткий пересказ баллады светлана
  • подготовьте краткий пересказ баллады определив завязку кульминацию развязку
  • вспомните описание девичьих гаданий в крещенский вечерок
  • пересказ баллады светлана
  • опишите картины зимнего пейзажа в балладе светлана

Сохрани к себе на стену!

Источник

Баллада «Светлана» Жуковского, написанная в 1812 году,  является одним из ярких образцов раннего романтизма в русской литературе. В основе произведения лежит поэма немецкого писателя Готфрида Бюргера «Ленора».

Предлагаем читать онлайн краткое содержание «Светланы», которое будет полезным для читательского дневника и анализа книги. Проверить полученные знания поможет специальный тест на нашем сайте.

Главные герои

Светлана  – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.

Другие персонажи

Подруги Светланы – незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.

Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.

Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.

Краткое содержание

Как-то раз «в крещенский вечерок» собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – «молчалива и грустна» Светлана. Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья – ее «милый друг далёко», и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях – возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении «в полночь, без обмана» должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана «с тайной робостью» садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится «тихий, легкий шепот».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и отмечает, что тот «бледен и унылый». Вскоре перед ее глазами появляется «божий храм», наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают «кони, сани и жених». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она «в дверь с молитвою стучит», и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает «белоснежный голубок с светлыми глазами», садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится «тайный мрак грядущих дней». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и «статный гость к крыльцу идет». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

Заключение

В своем произведении В. А. Жуковский делает акцент на том, что не стоит придавать большое значение вещим снам и разного рода приметам. Нужно верить в себя, верить в Бога, и все плохое пройдет стороной.

Читайте также:  Убить человека во сне что это значит

После ознакомления с кратким пересказом «Светланы» рекомендуем прочесть балладу в полном варианте.

Тест по балладе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 696.

Источник

  • Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку.
  • На святках, «в крещенский вечерок», как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные га­дания, которые перечисляет в начале бал­лады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали ис­пытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страш­ных гаданий — с зеркалами. Появление жениха и его приглашение поехать в цер­ковь венчаться — завязка. Действие раз­вивается стремительно. Быстро летят кони, кругом вьюга, вокруг степная пус­тота. Бледный и унылый жених молчит. Кони промчались мимо церкви, в которой шла панихида по усопшему. Все предве­щает беду. «Ворон каркает: печаль!» Кони приблизились к хижине под снегом. Ис­чезло все: кони, сани, жених. Одинокая Светлана с молитвой вошла в избу и уви­дела накрытый белою попоной гроб. К ней ластится голубок. Но вот зашевелился по­койник в гробу. Наступает кульминаци­онный момент баллады — Светлана узна­ет в мертвеце своего жениха, и наступает пробуждение. Светлана верит в то, что сон предвещает недоброе. Однако приближа­ется счастливая развязка: радостно приез­жает жених.

    Та ж любовь в его очах,Те ж приятны взоры;Те ж на сладостных устахМилы разговоры.Отворяйся ж, Божий храм;Вы летите к небесам,Верные обеты.

    Завершается баллада некоторой мо­ралью, наставлением автора в духе право­славного мировоззрения — не верить снам и гаданиям, а верить в Промысел Божий. Вот баллады толк моей:

    «Лучший друг нам в жизни сей —Вера в провиденье.Благ Зиждителя закон:Здесь несчастье — лживый сон;Счастье — пробужденье».

  • Вспомните описание девичьих гаданий в кре­щенский вечерок. Какие из них вам особенно за­помнились?
  • В начале баллады Жуковский дает раз­вернутую картину народных гаданий, к которым прибегали девушки на свят­ках, чтобы узнать свою судьбу, в основном связанную с будущим замужеством. Они бросали снятые с ноги башмачки, слуша­ли под окном, кормили куриц счетным зерном, гадали на воске. Но самое главное и страшное гадание — это ожидание же­ниха при зеркалах и свечах. По описани­ям в исследовательской литературе, на­пример в книге Сахарова «Сказания рус­ского народа», это гадание происходит так. В темной комнате накрыт стол на две персоны. Он расположен между двумя об­ращенными друг к другу зеркалами, пе­ред каждым из них зажжена свеча. Де­вушка должна быть одна в комнате и си­деть против зеркала. Другое зеркало — за ее спиной. Она долго ожидает прихода же­ниха. Если он не придет, значит, ей в этом году суждено остаться незамужней. Если предстоит свадьба, то ее мужем станет че­ловек, показавшийся в зеркале. По народ­ным поверьям, может произойти нечто страшное, что случилось со Светланой или Людмилой. Опытные люди советова­ли юным гадальщицам не ждать развития событий (они могут быть весьма трагиче­скими), а, увидев суженого, накрыть зер­кало платком и прекратить дальнейшее испытание судьбы.

  • Попробуйте рассказать о героине баллады — Светлане, о ее подругах, женихе. Какой из этих рас­сказов получился более обстоятельным и подроб­ным? Почему?
  • Самый подробный рассказ может полу­читься о Светлане, так как в балладе пере­даны ее переживания, ожидания и при­ключения. Она — героиня произведения. Светлана высоко моральный и глубоко ве­рующий человек. Она ни разу не измени­ла вере в Бога: ни во время разлуки с же­нихом, ни во время страшной скачки. Войдя в неизвестную избу, перекрести­лась, села под святые образа, это ее и спас­ло от страшной участи Людмилы.

    Подруги — это лишь фон для развития сюжета, они выслушивают жалобы Свет­ланы и советуют ей прибегнуть к гада­нию. О женихе мы знаем, что он статен, ласков, любит Светлану, не забыл ее в раз­луке, любовь выражает приятными ре­чами.

  • Опишите картины зимнего пейзажа в балладе. Какие строки отвечают настроению и состоянию ге­роини?
  • В балладе во сне Светланы изображена зимняя вьюжная ночь, освещаемая лун­ным светом; вокруг скачущих саней, за­пряженных конями, пустота, глубокий снег. Этот зимний пейзаж мрачен, он вы­зывает тревожное настроение Светланы. И даже стоящий в стороне храм усилива­ет ощущение мрака и тревоги: из его две­рей доносится заупокойная служба, там стоит гроб и звучат слова панихиды «Буди взят могилой». После пробуждения Светланы природа уже празднует победу доб­ра над злом, счастья над несчастьем, ве­чер, ночь и луна сменяются утром, днем, солнцем.

  • Какие художественные средства (сравнения, эпитеты, метафоры) чаще всего используются в бал­ладе?
  • Из художественных средств следует от­метить яркие эпитеты: горькая судьби­на, красен свет, мертвое молчанье, мертвый сон, ворота тесовы, черный вран, кони борзые, грозный сон, сладо­стные уста и др. Они имеют фольклорное происхождение и удачно вписываются в народный стиль баллады. Активно ис­пользуются в них и метафоры, а также ги­перболы. Материал с сайта //iEssay.ru

  • Чем можно объяснить плясовой характер зву­чания стиха? Каким стихотворным размером поль­зуется поэт?
  • Читайте также:  Сбываются ли дневные сны в четверг

    Святки — это праздничная неделя от Рождества до Крещения, наполненная раз­личными народными гуляниями и развле­чениями. Благополучный конец баллады тоже настраивает на праздничный лад.

    Отсюда и выбор стиля произведения, его плясового звучания, что соответствует праздничному настроению народа. Стихо­творный размер — хорей.

  • Рассмотрите рисунки Жуковского. Что в них напоминает пейзажи баллады?
  • Справка. Каждый выбирает для от­вета на этот вопрос рисунок по своему ус­мотрению. Можно воспользоваться кни­гой «Рисунки русских писателей».

  • Найдите в балладе строки, исполненные шут­ливости и веселья. Как вы объясняете их появление в балладе?
  • Соберитесь стар и млад;Сдвинув звонки чашки, в ладПойте: многи леты!илиВ ней большие чудеса,Очень мало складу.

    Первые строки взяты из свадебного фольклора; вторые — один из вариантов концовки народных сказок типа «Мед я пил, по усам текло, в рот не попало». Или «Сказка — ложь, да в ней намек».

    Источник

    1. Подготовьте краткий пересказ сюжета баллады. Опишите сон героини.

    2. Расскажите, какой представляется вам героиня баллады – Светлана.

    3. Подготовьте краткое сообщение о племяннице поэта А. А. Воейковой.

    4. Найдите описание картин природы в балладе и решите, как они связаны с общим настроением повествования и с характером героини.

    5. Почему современники часто называли Жуковского «балладником»? Сколько баллад он написал? Найдите их и прочитайте.

    Часто одну и ту же балладу переводили разные поэты. Так, В. А. Жуковский и М. Ю. Лермонтов перевели произведение Ф. Шиллера «Перчатка». Сам Шиллер назвал его рассказом, поскольку оно написано не в строфической форме, а как повествование. Жуковский назвал повестью, а Лермонтов жанр не обозначил. Белинский считал это произведение балладой. Споры идут до сих пор. Прочитайте перевод Жуковского и решите, к какому жанру вы его отнесете.

    Перчатка

    Перед своим зверинцем,С баронами, с наследным принцем,Король Франциск сидел;С высокого балкона он гляделНа поприще, сраженья ожидая;За королем, обворожаяЦветущей прелестию взгляд,Придворных дам являлся пышный ряд.

    Король дал знак рукою —Со стуком растворилась дверь,И грозный зверьС огромной головою,Косматый левВыходит;Кругом глаза угрюмо водит;И вот, все оглядев,Наморщил лоб с осанкой горделивой,Пошевелил густою гривой,И потянулся, и зевнул,И лег. Король опять рукой махнул —Затвор железной двери грянул,И смелый тигр из-за решетки прянул;Но видит льва, робеет и ревет,Себя хвостом по ребрам бьет,И крадется, косяся взглядом,И лижет морду языком,И, обошедши льва кругом,Рычит и с ним ложится рядом.И в третий раз король махнул рукой —Два барса дружною четойВ один прыжок над тигром очутились;Но он удар им тяжкой лапой дал,А лев с рыканьем встал…

    Они смирились,Оскалив зубы, отошли,И зарычали, и легли.И гости ждут, чтоб битва началася.Вдруг женская с балкона сорваласяПерчатка… все глядят за ней…Она упала меж зверей.Тогда на рыцаря Делоржа с лицемернойИ колкою улыбкою глядитЕго красавица и говорит:«Когда меня, мой рыцарь верной,Ты любишь так, как говоришь,Ты мне перчатку возвратишь».

    Делорж, не отвечав ни слова,К зверям идет,Перчатку смело он беретИ возвращается к собранью снова.

    У рыцарей и дам при дерзости такойОт страха сердце помутилось;А витязь молодой,Как будто ничего с ним не случилось,Спокойно всходит на балкон;Рукоплесканьем встречен он;Его приветствуют красавицыны взгляды…Но, холодно приняв привет ее очей,В лицо перчатку ейОн бросил и сказал: «Не требую награды».

    Вопросы и задания

    1. Как в этом произведении использована рифма?

    2. Какие художественные приемы помогают читателю представить себе рыцаря Делоржа и «его красавицу»?

    1. Попробуйте назвать все приметы баллады и все приметы повести, которые вы заметили в этом произведении, и вынесите свое суждение о его жанре.

    2. Желающие могут сравнить перевод Жуковского с переводом Лермонтова. Какой из переводов ближе по своим особенностям к балладе?

    3. Какие баллады Жуковского вы читали, какие сюжеты запомнились? Какие строки знаете наизусть? Считаете ли вы, что, читая его баллады, вы познакомились с творчеством Гёте, Шиллера и других поэтов, которых он переводил?

    4. Кажется ли вам верным утверждение, что «переводчик в стихах – всегда соперник автора»? Как можно доказать правильность этого утверждения?

    5. Жуковский издавал небольшим тиражом сборники стихов «Для немногих». В них были помещены рядом текст, который переводится, и перевод. Читатель видел перед собой два самостоятельных произведения: то, которое переведено, и его перевод. Как вы оцените замысел такого издания? Что он говорит об авторской честности Жуковского?

    Из истории баллады

    В средневековой поэзии балладой называлась незамысловатая песенка с обязательным рефреном (припевом), сопровождающая танцы. Обычно в ней говорилось о любви. Затем песня отделилась от пляски и утратила припев.

    В XIV веке во Франции этот жанр развился в придворной поэзии; у него выработались очень четкие формы организации стиха. Эти формы были очень сложны, и в таком виде баллада довольно быстро перестала существовать. В английской и в шотландской народной поэзии баллада была известна как сюжетная песня с хоровым припевом. Именно такой она представлена в творчестве поэтов XVIII–XIX веков. Баллада – небольшое стихотворение повествовательного характера, основанное преимущественно на историческом или легендарном материале с мрачным сюжетом.

    Источник