Прекрасным вечером василисе премудрой приснился причудливый сон

Прекрасным вечером василисе премудрой приснился причудливый сон thumbnail

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 
Задачи урока: 
Образовательные: 

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

— Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.

1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

— А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

— Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

— Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

— Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.

1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.

2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.

3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.

4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом ( группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.

5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.

Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.

7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.

8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.

Карточка №1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-«.

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре- и при-. 
Научись нас различать, 
Друг от друга отличать. 
Запомни сначала четыре значенья: 
Неполное действие и приближенье
Близость чего-то к чему-нибудь, 
Присоединенье ещё не забудь. 
Наши руки всё сумеют, 
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, 
Всё ПРИделают как нужно 
Быстро, весело и дружно. 
Заяц ПРИскакал к соседу, 
Закричал: «Я к вам ПРИеду! 
На ПРИшкольном огороде 
Есть уже морковка вроде». 
ПРИоткрой скорей окошко – 
В дом попасть не может кошка. 
Ах, котлеты ПРИгорели! 
Не беда, уже их съели. 
ПРЕ – отличная приставка. 
Ей во всём нужна добавка. 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем 
Или ПЕРЕ- заменяем. 

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИбежать

ПРЕлестный

ПРИклеить

ПРЕрвать

ПРИморский

ПРИгореть

Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)

Читайте также:  Скачать песню в моих снах лицо под капюшоном

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

= очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

= пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

Неполное действие

ПРИгореть

Карточка № 2. Учимся применять правило.

1. Найди «Четвертое лишнее» и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Ответы:

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

2. Распределители словосочетания в нужную графу.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Ответы:

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

приехать на автомобиле

пришить пуговицу

привокзальная гостиница

придерживаться за край стола

преинтересный рассказ

неожиданная преграда

примчаться сломя голову

приклеить на картон

пришкольный участок

приподнять тяжелый шкаф

премиленький ребенок

преодолевать препятствия

3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега.

  2. Задуматься на некоторое время.

  3. Участок около школы.

  4. Гнаться за кем-нибудь.

  5. Слегка задеть что-либо.

  6. Вызывающий восхищение, красивый.

  7. Немного открыть окно.

  8. Расположенный у дороги

  9. Спуститься с неба на землю.

  10. Очень длинный.

Ответы:

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный).

  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 

  3. Участок около школы. (Пришкольный).

  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться). 

  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).

  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть).

  8. Расположенный у дороги (Придорожный).

  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

  10. Очень длинный. (Предлинный).

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Карточка № 3. Проверяем свои знания

Творческий диктант. Задание дифференцированное.

Выбери одну карточку для работы.

Карточка с красным заголовком – трудная.

Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.

Карточка с синим заголовком – простая.

1 группа (сложные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки синего цвета)

1.   Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

Читайте также:  Видеть во сне себя беременной на большом сроке

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

3.Рефлексия

Оценочный лист

Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)

№ задания

баллы

Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или — )

примечания

Карточка №1

Продолжи фразу:

1.правило

Сегодня на уроке я понял(а) ……..

Карточка №2

1.

2.

3.

Карточка №3

Запиши цвет карточки

Теоретический материал

Приставки пре-, при-.Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.

Приставка пре- пишется:

1. если употребляется в значении «очень, весьма»

 2. если ее можно заменить приставкой пере-

прекрасный – очень красивый

пребольшой – очень большой

прервать – перервать,

преломить – переломить

Приставка при- употребляется в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости чему-либо

4. неполноты действия

приблизиться, прибытие, приехавший

приклеенный, придавить, присоединение

пришкольный, приморье, прибрежный

присесть, приподняться

Дополнительный материал

При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.

А. Значение приставки пре-

Б. Значение приставки при-

1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать.

2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение.

3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования

1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный.

2. Приближение: приехать, придвигать.

3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный.

4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый.

5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать.

6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать.

7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться

Источник

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку «Правописание приставок при- и пре-«

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Правопмсание приставок при- и пре-.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Урок русского языка в 6 классе © Фокина Лидия Петровна

Описание слайда:

Урок русского языка в 6 классе © Фокина Лидия Петровна

2 слайд

Повторим орфографию! Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте о

Описание слайда:

Повторим орфографию! Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. На..писать, о…давать, о…ломать Ра…бить, ра…кинуть, и…портить, …делать От…грать, без…звестный, раз…скать, сверх…нтересный Какие правила надо знать, чтобы не ошибиться в написании этих слов? © Фокина Лидия Петровна

3 слайд

1) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забав

Описание слайда:

1) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия. © Фокина Лидия Петровна

4 слайд

Читайте также:  Уронить ребенка во сне из рук к чему

2) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабав

Описание слайда:

2) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия. © Фокина Лидия Петровна

5 слайд

Тема урока: «Правописание приставок при- и пре- » Тип урока: изучение нового

Описание слайда:

Тема урока: «Правописание приставок при- и пре- » Тип урока: изучение нового материала. © Фокина Лидия Петровна

6 слайд

Цели урока: Знать: о зависимости написания гласных в приставках при- и пре-.

Описание слайда:

Цели урока: Знать: о зависимости написания гласных в приставках при- и пре-. Уметь: определять значение приставок и применять правило при написании. © Фокина Лидия Петровна

7 слайд

Подумаем вместе! Подумайте, какое значение придает словам приставка ПРИ? Приб

Описание слайда:

Подумаем вместе! Подумайте, какое значение придает словам приставка ПРИ? Прибежать Приехать Приплыть Приблизиться Приближение!!! © Фокина Лидия Петровна

8 слайд

Подумай и вставь и или е! ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-? Это совсем не секрет.

Описание слайда:

Подумай и вставь и или е! ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ. ПР…был ли поезд, ПР..плыл теплоход, Космонавт ПР…летел из Вселенной – В словах ПР…дет, ПР…летит, ПР…плывет Пишется ПР…- непременно! © Фокина Лидия Петровна

9 слайд

Подумаем вместе! Подумайте, какое значение придает словам приставка ПРИ? прил

Описание слайда:

Подумаем вместе! Подумайте, какое значение придает словам приставка ПРИ? прилепить прибить пришить привязать Присоединение!!! © Фокина Лидия Петровна

10 слайд

Подумай и вставь и или е! Винт пр..винтил, пр..крутил колесо, Пр…клеил, пр…ши

Описание слайда:

Подумай и вставь и или е! Винт пр..винтил, пр..крутил колесо, Пр…клеил, пр…шил умело – Пишем мы ПР…- , говоря обо всем, Что добрые руки пр…делали. © Фокина Лидия Петровна

11 слайд

Выполните задание Замените данные словосочетания словом с приставкой ПРИ-: не

Описание слайда:

Выполните задание Замените данные словосочетания словом с приставкой ПРИ-: ненадолго лечь- чуть задуматься над задачей- чуть открыть дверь- слегка коснуться стены Какое значение придает приставка этим словам? Неполное действие!!! © Фокина Лидия Петровна

12 слайд

Подумай и вставь и или е! Язык пр…кусил – не совсем откусил, Пр…горело – не з

Описание слайда:

Подумай и вставь и или е! Язык пр…кусил – не совсем откусил, Пр…горело – не значит сгорит. Помни – что сделано, но не совсем Пишем с приставкой ПР…-. © Фокина Лидия Петровна

13 слайд

Подумаем вместе! Что объединяет эти слова? Пришкольный (участок) Придорожное

Описание слайда:

Подумаем вместе! Что объединяет эти слова? Пришкольный (участок) Придорожное (кафе) Приморский(край) Привокзальная (площадь) Близость расположения © Фокина Лидия Петровна

14 слайд

Делаем вывод! Если приставка имеет значение: Присоединения – ПРИклеить Прибли

Описание слайда:

Делаем вывод! Если приставка имеет значение: Присоединения – ПРИклеить Приближения – ПРИехать Близости – ПРИбрежный Неполного действия -ПРИлечь © Фокина Лидия Петровна

15 слайд

Подумаем вместе! Преломить- Преступить- Преградить- Прервать- Пресекать- Пре-

Описание слайда:

Подумаем вместе! Преломить- Преступить- Преградить- Прервать- Пресекать- Пре-близка к приставке ПЕРЕ- Предобрый- Премудрый- Преотважный- Прегордый- Премилый- Пре-близка по значению слову ОЧЕНЬ © Фокина Лидия Петровна

16 слайд

 © Фокина Лидия Петровна

Описание слайда:

© Фокина Лидия Петровна

17 слайд

Закрепление 1.Параграф№40 2. Тест(для слабых уч-ся) 3.Интерактивный тест по р

Описание слайда:

Закрепление 1.Параграф№40 2. Тест(для слабых уч-ся) 3.Интерактивный тест по русскому языку: «Правописание приставок при- и пре-». 6 класс © Фокина Лидия Петровна

18 слайд

Рефлексия Я узнал (а)….. Я научился (ась)…. Было трудно… Теперь я могу… © Фо

Описание слайда:

Рефлексия Я узнал (а)….. Я научился (ась)…. Было трудно… Теперь я могу… © Фокина Лидия Петровна

19 слайд

 © Фокина Лидия Петровна

Описание слайда:

© Фокина Лидия Петровна

20 слайд

 Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint © Фокина Лидия Петровна

Описание слайда:

Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint © Фокина Лидия Петровна

Выберите книгу со скидкой:

Прекрасным вечером василисе премудрой приснился причудливый сон

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Прекрасным вечером василисе премудрой приснился причудливый сон

Курс повышения квалификации

Прекрасным вечером василисе премудрой приснился причудливый сон

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Прекрасным вечером василисе премудрой приснился причудливый сон

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-161606

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник