Приучение ко сну по методу эстивиля

Приучение ко сну по методу эстивиля thumbnail

   Когда уложить ребенка спать становится тяжело, когда почти каждое укладывание сопровождается капризами, когда ночью ребенок пробуждается около 10 раз, мама устает, теряет всякую надежду и думает, как изменить ситуацию. Как научить спать малыша лучше, как обучить его самостоятельному засыпанию? Ведь ребенок растет, становиться тяжелее его укачивать и сложнее удержать на месте. И тогда родители ищут в интернете всевозможные способы укладывания ребенка спать с минимальным участием взрослого.

   В этой статье речь пойдет об одном из методов обучения сну детей – о методе доктора Эстивиля или методе контролируемого плача.

 Кто такой Эстивиль?

   Эдуардо Эстивиль – это испанский доктор, профессор барселонского центра исследований и лечения нарушений сна, который доработал метод Фербера и выпустил свою книгу по детскому сну «Спите спокойно» (1996 г.). Мы попробуем рассказать объективно про суть данного метода, про его плюсы и минусы.

 Исследования эффективности

   Был проведен ряд исследований, в рамках которых изучалось использование поведенческих методик для лечения первичной детской инсомнии (бессонницы/ нарушения сна). «Метод исключения плача» («дать проораться»/ «cry it out») признали неэффективным, т.к. он вызывает стресс как у родителей, так и у ребенка.

   Одной из тем изучения эффективности обучения ребенка самостоятельному засыпанию был и «метод контролируемого плача». Методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «методу CIO».  «Cry it out» был немного изменен и популяризирован Ричардом Фербером в его книге для родителей (1985 г.) и Дугласом (1989 г.).

   Чуть позже подход Фербера был немного доработан доктором Эстивилем. Различные варианты «метода контролируемого плача» оценивались в 14 исследованиях на 748 детях. Результаты изучения действия метода показали снижение проблем при укладывании ребенка или сокращении частоты ночных пробуждений. Также 5 исследований были посвящены подобному принципу (игнорирование ребенка и выход из комнаты), но без четкой процедуры проверки ребенка. И все-таки исследователи пришли к выводу, что «метод контролируемого плача» не уступает по эффективности «методу исключения плача».

 Описание метода Эстивиля

   Доктор Э. Эстивиль заявляет, что с 6 месяцев ребенок может спать один в отдельной комнате, когда вокруг абсолютная темнота, и не пробуждаться до утра. По мнению автора 6-7 месячные здоровые дети должны уметь:

  • идти в кроватку без плача и с радостью
  • засыпать одни в комнате без посторонней помощи
  • спать в своей кроватке в темноте без ночников-светильников
  • спать ночью около 10-12 часов без пробуждений.

 Схема применения

   Автор уделяет много внимания ритуалам и последовательным действиям перед сном, к которым малыш постепенно привыкает. Говорит, что можно оставить игрушку и соску – они могут помочь малышу справиться с отсутствием поддержки взрослого. И далее предлагает укладывать малыша спать примерно в одно и то же время вечером, указывая на то, что именно в это время ребенок заснет легче.

   Согласно подходу Эстивиля, мама должна положить ребенка в кроватку без укачиваний и лишней помощи. Справедливо, что ребенок, почувствовав уход мамы, будет стремиться удержать ее: может начать капризничать, вставать в кровати, тянуть ручки к маме.

   При этом предлагается не бежать к малышу, чтобы вновь укладывать ребенка спать, а присесть к нему и успокоить голосом, объяснить, что «мама будет учить тебя спать». И после этого мама должна выйти, набраться терпения и выждать время, пока малыш находится один.

   По предложенному методу мама начинает выход с 1 минуты, и в этот же день последующие выходы должна быть по 3-5 минут. После возвращения к ребенку в комнату рекомендуется ни в коем случае не брать его на руки, а просто показаться «вот она я, я никуда не делась, я возвращаюсь». И далее опять выйти. Так с каждым заходом в комнату время за дверью увеличивается на 2-4 минуты в день по предложенной автором схеме – до 7, 10, 12 минут и так далее. При пробуждении ночью предлагается делать все также, как вечером при засыпании.

 Плюсы и минусы метода Эстивиля

   Плюсы:

  • Применение с 6 месяцев
  • Учитывается состояние здоровья ребенка
  • Уделяется внимание ритуалам для засыпания
  • Срочная помощь для семей, где мама уже теряет контроль над эмоциями и боится навредить ребенку.

   Минусы:

  • Резкая смена условий
  • Почти нет помощи взрослых
  • Методика не подходит для детей, у которых повышенная возбудимость и которые не склонны к самоуспокоению
  • Сон в отдельной комнате, что до 1 года небезопасно
  • Часто вызывает стресс у родителя, который не может долго игнорировать плач ребенка
  • Плохо влияет на формирование привязанности между мамой/ папой и ребенком.
Читайте также:  До скольки месяцев пеленать ребенка на сон

 Сравнение методик Эстивиля и Ким Вест

   Представьте, что малыш привык засыпать с укачиванием, а тут мама резко меняет план действий. Она просто кладет малыша в кроватку. Но он не готов еще к такому, он ждет привычных условий укладывания. Поэтому, если вы использовали укачивания всегда, то для начала необходимо их сократить.

   Допустим мама уделила внимание сокращению укачиваний в течение определенного периода времени. И уже укладывает малыша в кровать и решает выходить, не дождавшись, пока он уснет. Что происходит с малышом в этот момент? Ему страшно, непонятно, почему мама его «бросила», почему ушла и не возвращается. В такие стрессовые моменты подрывается, мягко сажем, доверие к миру. Ребенок учится делать сам что-то, чтобы справиться со своими эмоциями… Но какой ценой? Ведь новая ситуация или условия воспринимаются как стресс. В таких случаях ребенок больше всего нуждается в маме: ее внимании, взгляде, успокоении, голосе. Это то, что знакомо, привычно, а потому стабильно и безопасно. Важно даже не то, что ребенок плачет. А что его никто не утешает, не поддерживает в такую «трагическую» для него минуту.

   Психологи считают, что для формирования здоровой и безопасной привязанности очень важно находится с малышом во время стресса и помочь ему справиться со своими эмоциями. Мама является тем, кто перерабатывает эмоции, отзеркаливает, понимает, сочувствует и помогает малышу с ними справится, находясь рядом.

   А мама выходит из комнаты и на плач, истерики, капризы малыша не возвращается и никак не реагирует. Как будто приучает его к тому, что время ее отсутствия будет увеличиваться. Поэтому кричи-не кричи, а ты должен будешь уснуть когда-то. Но что происходит, когда близкий значимый взрослый не реагирует на потребности ребенка и при этом выходит, то возникает вполне логический вопрос: а как же будет формироваться привязанность (эмоционально близкие отношения) между мамой и малышом? Если ребенок зовет, а мама уходит. И тут не про то, что нужно скакать вокруг малыша или сразу же мчаться и брать его на руки. Но хотя бы участие, сопереживание, утешить голосом, пожалеть…Это действительно важные элементы в детско-родительском взаимодействии.

   По методу мягкого отдаления, который представляет команда Спи, Малыш в России — мама находится рядом и постепенно помогает малышу учиться засыпать с минимальной ее помощью, и только потом увеличивает дистанцию.

   Испанский ученый уделяет отдельное внимание психоэмоциональному состоянию мамы в момент укладывания. И это, действительно, важно. Ведь малыш в таком раннем возрасте очень чувствителен к эмоциям мамы: он их отслеживает, чувствует и заряжается ими. С этим мы тоже согласны. Потому так важно уделять больше внимания своему отдыху и стараться контролировать свои переживания в момент укладывания.

   Что касается возраста обучения самостоятельному засыпанию. Действительно, детские специалисты не рекомендуют обучать самостоятельному сну детей до 6 месяцев, так как ребенок еще физически к этому не готов – ему еще нужна помощь мамы, чтобы успокоиться и уснуть. К тому же нервная система еще не настолько развита, чтобы самостоятельно справляться с успокоением. Мы также рекомендуем начинать обучением самостоятельному засыпанию после 6 месяцев и после предварительной подготовки.

   Эстивиль пишет о том, что по его методу малыш может с 6 месяцев спать в своей комнате, отдельно от взрослых. Мы считаем, что это небезопасно в таком возрасте. И мы рекомендуем: все-таки до 1 года лучше спите в одной комнате с малышом. Во-вторых, сон в отдельной комнате с 6 месяцев встречается в некоторых культурах и это нормально, но нашим мамам это не подходит. Потому как есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, у наших мам более теплые отношения с детьми и более опекающие. Потому для наших мам резкое дистанцирование от ребенка ведет к внутренним противоречиям и часто к отсутствию результата. Потому команда «Спи, малыш» адаптировала американскую методику медленного отдаления для славянских мам. Мы уделяем много внимания психологической готовности мамы и малыша.

   Эстивиль утверждает, что дети могут спать без пробуждения всю ночь. Да, действительно, могут. Но с небольшой оговоркой. Автор упорно исключает психологические причины трудностей со сном. Но все-таки сон – это комплексное состояние, оно зависит от многих факторов и причин, которые важно учитывать. Дети в периоды стресса (уход от ГВ, выход мамы на работу, переезд, начало посещения детских занятий или детского сада), скачка роста/ регресса, во время обострения страха разлуки с мамой (в периоды психологической сепарации), в периоды болезни или плохого самочувствия могут просыпаться ночью и нуждаться во внимании мамы или показывать так называемые «периодические проверки» по поводу «рядом ли мама». И это нормально!

Читайте также:  Почему иногда кажется что ты падаешь во сне

 Как выбрать метод для своей семьи?

   Важно понимать, что волшебства в обучении самостоятельному засыпанию нет. Тут важны подготовительные шаги, терпение и последовательность действий взрослого. НО обучить спать малыша с минимальной помощью взрослого возможно, если подойти к этому вопросу основательно. И для начала важно пройти все подготовительные шаги перед тем, как Вы решитесь на применение метода мягкого отдаления с консультантами Спи, Малыш или самостоятельно (например, прочитав наши статьи на эту тему и посмотрев наши вебинары). Для начала нужно:

  • Наладить условия сна и создать приятную атмосферу для засыпания: темнота, тишина, проветривание и т.д.
  • Уделить должное внимание подготовке ко сну и ритуалам для засыпания.
  • Выстроить режим (утренний подъем, укладывание на ночной сон, дневные сны), подобрать для своего малыша комфортное время бодрствования, учитывая его признаки усталости.
  • Уйти от стойких ассоциаций на сон: сократить укачивания, уйти от сна на руках или в коляске, снизить ассоциацию «еда=сон».
  • Обучить спать в своей кроватке. Уйти от сна в движении (машине, коляске). Пробовать малыша укладывать в его кроватку не только спящим, но иногда и сонным.
  • И только последний шаг перед обучением самостоятельному засыпанию (по методика мягкого отдаления) – постепенное сокращение помощи взрослого при засыпании. Уже тут ребенок может стать спать лучше.

   После подготовки можно переходит к этапу обучения самостоятельному засыпанию и стартовать методику мягкого отдаления. Это постепенное обучение малыша успокаиваться с минимальной помощью взрослого. Да, тут тоже могут быть слезы. Но они не про то, что малышу больно, а про его протест новым непривычным условиям. При этом самое главное – мама на момент обучения находится рядом и своим присутствием, голосом и дозированными прикосновениями помогает малышу привыкнуть к тому, что уже он будет засыпать в своей кроватке с минимальной ее помощью.

   В любом случае, выбор метода всегда за мамой. Но помните, что детства не вернуть. И пока мы можем помочь нашим деткам справляться с эмоциями, постепенно они научатся в таких безопасных условия – рядом с мамой – справляться со стрессом. А это также важный навык для детского развития.

Приучение ко сну по методу эстивиля

Источник

Знаю, что сейчас словлю не совсем лестные комментарии, но чтобы предупредить других родителей, я решилась опубликовать.

Я бы хотела поделиться нашим опытом приучения ко сну методом испанского доктора Эстивиля и заодно предостеречь. Сразу надо отметить, что метод РАБОТАЕТ!

Метод довольно жесткий, и чтобы начать приучать ко сну этим методом, надо дойти, как говорится, до ручки. Наш малыш вначале довел меня до хронического недосыпа: стал просыпаться каждые два часа, а то и чаще — через полчаса, через 15 минут. Плотный ужин был, потеря энергии была, прохладная ванна была, проветрено было, увлажнено, ни бутылочка, ни соска, ни грудь — ничего не помогало в продлении сна сына. В поисках «как наладить сон ребенка» наткнулась на метод Эстивиля (приучение через плач). Я давно бы этот метод применила, но наш папа, наша бабушка, которая живет с нами, далеко не сторонники, «чтоб ребенок поплакал». Мне было неудобно, стыдно, когда ребенок только начинал хныкать, делала все, лишь бы он не заплакал, потому что не хотелось выглядеть в глазах близких мегерой, злой матерью, которая не хочет или не может успокоить ребенка. И оказалась в заложниках у такой ситуации! Я так поняла, от метода «не давать ребенку плакать» страдала больше всех я …

В итоге, на 10-й месяц недосыпа и мучений совести желание поспать возобладало и я начала наступление по всем фронтам, дабы убедить, что сына надо приучать спать именно этим методом.

Но наш папа пожалел ребенка и, согласившись на этот метод, решил его модернизировать. Ему казалось слишком жестоким положить ребенка и уйти. Он клал сына и сидел рядом с кроваткой, гладил его, разговаривал, уговаривал уснуть, давал бутылочку с водой… В конце концов, через неделю сын не начал спать всю ночь без пробуждений, не начал засыпать без слез и криков, как это обещают в книге. Папа своими «помоганиями» только увеличил интервалы засыпания, а малыш, видя, что во внимании ему не отказывают, плакал, плакал и плакал, требовал и требовал. Муж осознал, что метод эффективен все-таки только тогда, когда следуешь строго методике, описанной в книге. Начали делать всё по книге…

Читайте также:  Зубы крошатся с кровью во сне

И, о чудо, наш ребенок уже через 3 дня, САМ попросился в кроватку, лег и уснул! А мы наконец-то выспались!!! Мы и теперь высыпаемся. И это счастье — выспавшаяся мама, которая теперь не ворчит постоянно, и выспавшийся папа, который не уснет за рулем по дороге на работу и не попадет в аварию!

Спросите, а в чем же, собственно, недостатки? Расскажу на примере одной из наших ночей.

Был обычный день, обычный ужин, обычное засыпание сына в кроватке. В час ночи сын проснулся, кряхтел, я оставила ночные кормления и поэтому решила покормить, раз проснулся, заодно поменять подгузник. Сын от груди отказался (такое было в первый раз!), а когда меняла подгузник, он лежал и не сопротивлялся, и даже не хныкал (пожалуй, такое тоже было в первый раз). Я подумала, что он, наверное, сильно устал и очень хочет спать. Через час я проснулась от того, что он как-то странно покашлял. Думаю, ну если сейчас расплачется, то подойду. По методу надо подходить к ребенку, если он прям плачет, кричит, истерит. Но ничего не последовало. А еще через час я проснулась не от плача, не от того, что ребенок встал в кроватке и бренчит бутылочкой, а от того, что его (как бы выразиться-то?…) пробрал понос со страшной силой! Конечно же я подскочила, взяла ребенка на руки, и, прижав к себе, чувствую, что лицо у него мокрое, а сам он прижался ко мне и повис, как тряпочка. Включаем свет, и тут понимаем, что час назад он не кашлял как-то странно, а это, оказывается, его вырвало.

Даже сейчас, когда после того случая уже прошло больше месяца, я пишу, а мне стыдно, страшно за моего ребенка! В ту ночь я сильно испугалась. Нет, не за то, что я не смогу помочь ребенку при рвоте и поносе, а за то, что я, слепо следуя методу, не подошла и не проверила ребенка, а он мог и захлебнуться своей рвотой! За то, что я ничего не заподозрила после его первого странного просыпания, когда он не взял грудь, не оказывал сопротивления… Корю себя за невнимательность, за отсутствие чуткости к поведению ребенка. Оправдывает меня только то, что днем и вечером ничего не предвещало беды, и предугадать такое развитие событий никто не мог.

Мы потом еще до утра не спали, проводили регидратацию, старались не паниковать, чтоб ребенок меньше нервничал, и все обошлось! Строгая диета и прогулки в коляске на свежем воздухе помогли окончательно выздороветь.

Выводы. Метод действительно помогает наладить сон ребенка, но надо внимательно следить за ребенком, за малейшими изменениями его поведения. Любое нестандартное поведение должно послужить сигналом для пристального наблюдения за ребенком. Применяя этот метод и помня о нашем случае, возможно, будет разумнее воздержаться от переселения ребенка в отдельную комнату, пока он не научится словами объяснять свое состояние. Может, я сгущаю краски, но мне страшно представить, что было бы, если бы ребенок спал в отдельной комнате, я бы просто не услышала ни «странного кашля», ни поноса… А что я увидела бы утром в кроватке?? А вот если ребенок умел бы говорить, то при первом пробуждении он, скорее всего, мне бы сказал, что его тошнит (ну может, не прям таким словом, но как-нибудь бы сообщил).

P.S: а во всем виновата помидорка, съеденная за ужином! Сын уже ел помидоры, поэтому мы не предполагали такого развития событий. Видимо, эта помидорка была особенно «химической» или вирус какой на ней был.

Много других полезных историй на https://m.vk.com/aidparents

Источник