Пушкин сон о ком рассказывает поэт

Пушкин сон о ком рассказывает поэт thumbnail

Пускай поэт с кадильницей наемной
Гоняется за счастьем и молвой,
Мне страшен свет, проходит век мой темный
В безвестности, заглохшею тропой.
Пускай певцы гремящими хвалами
Полубогам бессмертие дают,
Мой голос тих, и звучными струнами
Не оглашу безмолвия приют.
Пускай любовь Овидии поют,
Мне не дает покоя Цитерея,
Счастливых дней амуры мне не вьют.
Я сон пою, бесценный дар Морфея,
И научу, как должно в тишине
Покоиться в приятном, крепком сне.

Приди, о лень! приди в мою пустыню.
Тебя зовут прохлада и покой;
В одной тебе я зрю свою богиню;
Готово все для гостьи молодой.
Все тихо здесь: докучный шум укрылся
За мой порог; на светлое окно
Прозрачное спустилось полотно,
И в темный ниш, где сумрак воцарился,
Чуть крадется неверный свет дневной.
Вот мой диван; приди ж в обитель мира:
Царицей будь, я пленник ныне твой.
Учи меня, води моей рукой,
Всё, всё твое: вот краски, кисть и лира.

А вы, друзья моей прелестной музы,
Которыми любви забыты узы,
Которые владычеству земли,
Конечно, сон спокойный предпочли,
О мудрецы! дивиться вам умея,
Для вас одних я ныне трон Морфея
Поэзии цветами обовью,
Для вас одних блаженство воспою.
Внемлите же с улыбкой снисхожденья
Моим стихам, урокам наслажденья.

В назначенный природой неги час
Хотите ли забыться каждый раз
В ночной тиши, средь общего молчанья,
В объятиях игривого мечтанья?
Спешите же под сельский мирный кров,
Там можно жить и праздно и беспечно,
Там прямо рай; но прочь от городов,
Где крик и шум ленивцев мучит вечно.
Согласен я: в них можно целый день
С прелестницей ловить веселья тень;
В платок зевать, блистая в модном свете;
На. бале в ночь вертеться на паркете,
Но можно ли вкушать отраду снов?
Настала тень,— уснуть лишь я готов,
Обманутый призраками ночными,
И вот уже, при свете фонарей,
На бешеной четверке лошадей,
Стуча, гремя колесами златыми,
Катится Спесь под окнами моими.
Я дремлю вновь, вновь улица дрожит —
На скучный бал Рассеянье летит…
О боже мой! ужели здесь ложатся,
Чтобы всю ночь бессонницей терзаться?
Еще стучат, а там уже светло,
И где мой сон? не лучше ли в село?
Там рощица листочков трепетаньем,
В лугу поток таинственным журчаньем,
Златых полей, долины тишина —
В деревне все к томленью клонит сна.
О сладкий сон, ничем не возмущенный!
Один петух, зарею пробужденный,
Свой резкий крик подымет, может быть;
Опасен он — он может разбудить.
Итак, пускай, в сералях удаленны,
Султаны кур гордятся заключенны
Иль поселян сзывают на поля:
Мы спать хотим, любезные друзья.
Стократ блажен, кто может сном забыться
Вдали столиц, карет и петухов!
Но сладостью веселой ночи снов
Не думайте вы даром насладиться
Средь мирных сел, без всякого труда.
Что ж надобно? — Движенье, господа!

Похвальна лень, но есть всему пределы.
Смотрите: Клит, в подушках поседелый,
Размученный, изнеженный, больной,
Весь век сидит с подагрой и тоской.
Наступит день; несчастный, задыхаясь,
Кряхтя, ползет с постели на диван;
Весь день сидит; когда ж ночной туман
Подернет свет, во мраке расстилаясь,
С дивана Клит к постеле поползет.
И как же ночь несчастный проведет?
В покойном сне, в приятном сновиденье?
Нет! сон ему не радость, а мученье;
Не маками, тяжелою рукой
Ему Морфей закроет томны очи,
И медленной проходит чередой
Для бедного часы угрюмой ночи.
Я не хочу, как общий друг Вершу,
Предписывать вам тяжкие движенья:
Упрямый плуг, охоты наслажденья.
Нет, в рощи я ленивца приглашу:
Друзья мои, как утро здесь прекрасно!
В тиши полей, сквозь тайну сень дубрав
Как юный день сияет гордо, ясно!
Светлеет все; друг друга перегнав,
Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;
Еще роса над свежей муравой;
Златых озер недвижно дремлют волны.
Друзья мои! возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
Крутых холмов устаньте на вершине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон.

Как только тень оденет небосклон,
Пускай войдет отрада жизни нашей,
Веселья бог с широкой, полной чашей,
И царствуй, Вакх, со всем двором своим.
Умеренно пируйте, други, с ним:
Стакана три шипящими волнами
Румяных вин налейте вы полней;
Но толстый Ком с надутыми щеками,
Не приходи стучаться у дверей.
Я рад ему, но только за обедом,
И дружески я в полдень уберу
Его дары; но, право, ввечеру
Гораздо я дружней с его соседом.
Не ужинать — святой тому закон,
Кому всего дороже легкий сои.
Брегитесь вы, о дети мудрой лени!
Обманчивой успокоенья тени.
Не спите днем: о горе, горе вам,
Когда дремать привыкли по часам!
Что ваш покой? бесчувствие глубоко.
Сон истинный от вас уже далеко.
Не знаете веселой вы мечты;
Ваш целый век — несносное томленье,
И скучен сон, и скучно пробужденье,
И дни текут средь вечной темноты.

Но ежели в глуши, близ водопада,
Что под горой клокочет и кипит,
Прелестный сон, усталости награда,
При шуме волн на дикий брег слетит,
Покроет взор туманной пеленою,
Обнимет вас и тихою рукою
На мягкий мох преклонит, осенит,—
О! сладостно близ шумных вод забвенье.
Пусть долее продлится ваш покой,
Завидно мне счастливца наслажденье.

Читайте также:  Что означает видеть во сне ужа

Случалось ли ненастной вам норой
Дня зимнего, при позднем, тихом свете,
Сидеть одним, без свечки в кабинете:
Все тихо вкруг; березы больше нет;
Час от часу темнеет окон свет;
На потолке какой-то призрак бродит;
Бледнеет угль, и синеватый дым,
Как легкий пар, в трубу, виясь, уходит;
И вот жезлом невидимым своим
Морфей на все неверный мрак наводит.
Темнеет взор; «Кандид» из ваших рук,
Закрывшися, упал в колени вдруг;
Вздохнули вы; рука на стол валится,
И голова с плеча на грудь катится,
Вы дремлете! над вами мира кров:
Нежданный сон приятней многих снов!

Душевных мук волшебный исцелитель,
Мой друг Морфей, мой давный утешитель!
Тебе всегда я жертвовать любил,
И ты жреца давно благословил.
Забуду ли то время золотое,
Забуду ли блаженный неги час,
Когда, в углу под вечер притаясь,
Я призывал и ждал тебя в покое…
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклони,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало,—
Все в душу страх невольный поселяло.
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полкапов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…

Но вы прошли, о ночи безмятежны!
И юности уж возраст наступил…
Подайте мне Альбана кисти нежны,
И я мечту младой любви вкусил.
И где ж она? Восторгами родилась,
И в тот же миг восторгом истребплась.
Проснулся я; ищу на небе день,
Но все молчит; луна во тьме сокрылась,
И вкруг меня глубокой ночи тень.
Но сон мой тих! беспечный сын Парнаса,
В ночной тиши я с рифмою не бьюсь,
Не вижу ввек ни Феба, ии Пегаса,
Ни старый двор каких-то старых муз.

Я не герой, по лаврам не тоскую;
Спокойствием и негой не торгую,
Не чудится мне ночью грозный бой;
Я не богач — и лаем пес привратный
Не возмущал мечты моей приятной;
Я не злодей, с волненьем и тоской
Не зрю во сне кровавых привидений,
Убийственных детей предрассуждений,
И в поздний час ужасный бледный Страх
Не хмурится угрюмо в головах.

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Александр Пушкин начал писать свои первые произведения уже в семь лет. В годы учебы в Лицее он прославился, когда прочитал свое стихотворение Гавриилу Державину. Пушкин первым из русских писателей начал зарабатывать литературным трудом. Он создавал не только лирические стихи, но и сказки, историческую прозу и произведения в поддержку революционеров — за вольнодумство поэта даже отправляли в ссылки.

Источник

 Литературное чтение. 4 класс Тема: А.С.Пушкин. Стихи «Няне». «Туча». «Осень».

Цели: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; прививать любовь к природе, к поэзии; развивать память, воображение речь.

Ход урока.

I. Организационный момент. II. Речевая разминка.  III. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа. Учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

— Кто из вас знает, помнит, откуда строки, которые я прочитала?

( Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина «Сон» .)

— О ком рассказывает поэт? ( О няне. Он любил слушать бабушку и няню Арину Родионовну- самых близких его сердцу людей. Будущий поэт очень любил слушать страшные истории, хотя и очень боялся.) — Что вы помните об этом замечательном писателе? ( ответы детей)

2. Рассказ учителя об А.С.Пушкине. Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас все жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.» мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутым ловким Балдой, или о царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже в школьные годы.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Читайте также:  Увидеть себя во сне очень красивой

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь., со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями. И все это увлекает и волнует нас, как будто происходит на самом деле, сегодня. В самом деле, то , что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно- простыми словами, короткими, выразительными фразами. Язык его прозрачен, ясен, чист. Но за простыми словами- великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удивляться и повторять вслед за поэтом:

…И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу…

2. Чтение текста о детстве А.С.Пушкина на с. 66-67.- Прочитайте текст самостоятельно про себя.- Что вам непонятно? 4. Словарная работа.

-Что такое арка?( Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами, сооружение в виде больших ворот такой формы)- Что такое рампа?( Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену)- Как вы понимаете выражение «дышал стихами» ?

IV. Физкультминутка.

V. Чтение стихотворения «Няне» 1. Первичное чтение стихотворения самостоятельно.

— Прчитайте стихотворение самостоятельно. Подумайте, как его надо читать, с какой интонацией. Почему?- Вспомните как нужно правильно читать стихи, как я вас учила?( Нужно читать как для себя).

2. Чтение стихотворения вслух.-Прочитайте стихотворение, представив себя на месте автора.- Чтение вслух несколькими учащимися.- Чье чтение вам больше понравилось?

VI Чтение и анализ стихотворения «Туча».1. Чтение стихотворения учителем.2. Словарная работа.

— Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? -Какие слова он для этого выбирает?- Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корыстолюбивый, страстно желающий чего-нибудь)- Подберите синоним к слову «унылый».( Грустный, печальный)- Подберите антоним к слову «ликующий». ( Унылый, тоскливый.)- Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните.

3. Выразительное чтение стихотворения.- Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение .- Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

VII Чтение и анализ стихотворения «Осень».1. . Чтение стихотворения учителем.2. Словарная работа.

— Объясните значение слов и выражений: «багрец», «прощальная краса», «пышное природы увяданье», «в их сенях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».

— Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».

— Подберите антонимы к словам «свежее» (дыхание), «седая» (зима).

3. Работа по вопросам учебника на с.70.

4. Выразительное чтение стихотворения.

VIII. Итог урока.

— Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?

-Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем? Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, по желанию можно иллюстрировать его.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №79»

г. Сочи

Конспект -урока

по литературному чтению

в 4 классе по теме

«А.С. Пушкин –великий русский поэт. Стихотворение Няне»

учитель начальных классов МОУ СОШ №79

Алексанян Гаянэ Самвеловна

Тема: А.С. Пушкин — великий русский поэт. Стихотворение «Няне».

Цель:продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина;

  • учить понимать и правильно читать стихи поэта;

  • прививать любовь к природе, к поэзии;

  • развивать память, воображение, речь.

  • воспитывать умение видеть красоту человеческих отношений.

Оборудование:

ПК, проектор, карточка — оценочных баллов, учебник «Родная речь» 4 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий;

Ожидаемый результат:

  • Систематизация знаний по творчеству А.С.Пушкина, основных моментов биографии;

  • Активизация читательской деятельности учащихся;

  • Умение анализировать полученные знания и самооценка;

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

I Орг. момент

Сообщает тему и цель урока

Слушают учителя, читают со слайда цели урока, настрой на работу.

IIИзучение нового материала

Учитель ведет рассказ – беседу по творчеству поэта.

Учитель задает вопросы по пройденному материалу.

Анализ стихотворения.

Включает слайды по ходу урока.

Выступления подготовленных ребят.

Отвечают на вопросы, составляют рассказ по предложенному материалу, делают выводы, анализируют.

Включаются в работу на всех этапах урока.

III

Итог урока

Проводит инструктаж по оценки деятельности учащихся на уроке, благодарит за работу.

Оценивают свою работу

Ход урока

I. Организационный момент

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта. Послушайте отрывок из его произведения, и скажите о ком пойдет речь на уроке?

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

— Кто автор этих строк?

— Кто из вас знает, помнит, откуда строки, которые я прочитала?

(Эти строки из стихотворения А. С. Пушкина «Сон.)

— Оком рассказывает поэт?

(О няне . Он любил слушать бабушку и няню Арину Родионовну самых близких его сердцу людей. Будущий поэт очень любил слушать страшные истории, хотя и очень боялся.)

Слайд №1

-Какова тема сегодняшнего урока?

-Будем читать стихотворение «Няне» А.Пушкина.

II. Изучение нового материал

(показ слайдов)

Слайд №3

Познакомимся с планом урока. О чем пойдет речь на уроке?

Что вы помните об этом замечательном писателе?

Слайд №4

1. Рассказ ученика

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве
в семье потомка знатного дворянского рода.

Читайте также:  Сон богородицы денежный горшочек как читать

Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой.

В доме Пушкиных часто бывали в гостях известные музыканты, поэты того времени, например, Жуковский, Карамзин.

Слайд №5

В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев.

а) Чтение текста о детстве А.Пушкина

( с.66-67 Учебник «Родная речь» 4 кл.)

— Как понимаете выражение «дышал стихами»?

— Что узнали о детстве поэта?

Слайд №5

2. Рассказ ученика.

— Как было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров-иностранцев.

Маленький Александр прочитал много книг из библиотеки отца, где была в основном французская литература. После домашнего обучения Саша поступает в Лицей.

Слайд №7

Это было лучшее учебное заведение для юношей благородного происхождения в Царском Селе под Петербургом. Здесь Пушкин стал поэтом.

На публичном экзамене знаменитый поэт Державин высоко оценил талант юного Александра.

Слайд №8

За свои вольные высказывания против царя А.Пушкин оказывается в ссылке.

В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями. И все это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня.

Слайд №6

  1. Рассказ учителя.

— Большая и крепкая дружба связывала маленького Сашу с няней Ариной Родионовной. Именно она, рассказывала ему первые сказки, которые запали в душу и помогли стать сказочником.

б) Чтение стихотворения «Няне» Слайд №9

— Прочитайте самостоятельно. Вспомните, как нужно правильно читать стихи? (нужно читать как для себя)

— Отметить непонятные слова.

в) Словарная работа. Слайд №10

светлица- светлая парадная комната в доме

спицы- тонкие палочки для вязания

вороты- (старинная форма) ворота

всечасно- всегда, каждый час

теснят заботы- печаль, переживания

г) Чтение стихотворения вслух. Работа над стихотворением.

— Как Пушкин относится к няне?

— Какие слова об этом говорят?

— А какие слова помогают понять чувства няни к поэту?

— С какой интонацией прочитаете это произведение? Почему?

— Какая картина возникла при чтении стихотворения?

— Какими бы красками раскрасили картину? Почему?

д.) Конкурс чтецов

— Проведем конкурс на лучшего исполнителя стихотворения.

— Чье чтение больше всего понравилось?

е) Образ няни. Слайд №11

— Составить рассказ о няне Пушкина по плану:

1.Какой вы себе представили Арину Родионовну?

2.Какие слова стихотворения помогают нам увидеть ее образ?

3.Как А.С.Пушкин передает в произведении чувства няни в разлуке с ним?

4.Как поэт относился к своей старой няне? В каких словах это выражено?

Слайд №12

  1. Рассказ учителя.

Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже, в школьные годы.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

— Какие сказки Пушкина знаете?

В самом деле, то, что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно — простыми словами, короткими, выразительными фразами. Язык его прозрачен, чист и ясен. Но за простыми словами — великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удивляться.

Слайд № 13

  1. Рассказ учителя.

Пушкин – известный поэт, его имя знает вся Россия. Зависть, склоки, скандалы вокруг его имени не давали покоя поэту. Зима 1837 года. Дуэль между Пушкиным и французом Дантесом, служившим в русской армии.
Только так в те времена Александр Сергеевич мог защитить свое доброе имя
и честь своей семьи. Поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало.

Слайд №14

Пушкина не стало, а его имя осталось в памяти народа. Вот, что говорил о себе поэт:

…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу…

— Прочитать со слайда еще слова Пушкина о себе. Как понимаете?

III Итог урока. Рефлексия. Слайд № 15

-Чему учились на уроке?

-Оцените себя на уроке и оцените работу класса.

( у уч-ся таблица – оценка себя на уроке)

Характерные черты

Я

Класс

Добросовестно

Аккуратно

Кое-как

Старательно

Небрежно

Без интереса

Увлеченно

Спустя рукава

С любовью

По приказу

Я хочу похлопать (имя), потому что мне понравилось, как он сегодня работал на уроке. А тебе, (имя), чья работа понравилась больше? Похлопай товарищу.

(и так далее , пока весь класс не будет хлопать последнему ученику. Хлопают вместе с учителем .)

Источник