Пушкин стихи во время бессонницы анализ

Пушкин стихи во время бессонницы анализ thumbnail

Оба стихотворения написаны примерно в одно и то же время: у Тютчева – в 1829 году, у Пушкина – в 1830 году. В обоих произведениях раскрывается тема ночной бессонницы и раскрываются чувства и мысли героя в этот период. У обоих поэтов звучат сходные мотивы времени в образе движения часов: «часов однообразный бой» (Тютчев) и «ход часов лишь однозвучный» (Пушкин); мотив неумолимой судьбы: «неотразимый Рок» (Тютчев) и «Парки бабье лепетанье» (Пушкин), мотив тоски и скуки: «томительная ночи повесть», «кто без тоски внимал из нас» (Тютчев) и «сон докучный», «скучный шёпот» (Пушкин); мотив пророчества: «пророчески прощальный глас» (Тютчев) и «ты зовёшь или пророчишь» (Пушкин); мотив совести: «и внятный каждому, как совесть» (Тютчев) и «укоризна или ропот» (Пушкин).

Но при всём сходстве темы и мотивов у поэтов разный подход к освещению темы бессонницы. Лирический герой Тютчева выступает как философ, который говорит от лица всего человечества (местоимение «мы»), раскрывая проблему человека и Вселенной, проблему мироустройства и места человека в нём. Ночь чужда человеку и в то же время внятна (понятна), так как обнажившееся ночное небо (космос, Вселенная, бездна) напоминает ему о кратковременности земной жизни и о бездне, готовой его поглотить, у него возникает ощущение осиротелости («мир осиротелый»), ощущение того, что он покинут на самого себя: «И мы в борьбе с природой целой, // Покинуты на нас самих».

Жизнь представляется призраком, люди чувствуют, что стоят на краю земной жизни, прощаются с веком и друзьями, понимая, что время их «давно забвеньем занесло», а за спиной толпится «новое, младое племя». В последней строфе звучит мотив смерти: «Лишь изредка, обряд печальный // Свершая в полуночный час, // Металла голос погребальный // Порой оплакивает нас».

Стихотворение Тютчева написано четырёхстопным ямбом, звучит мерно, важно, торжественно, передавая трагическую тональность.

У Пушкина лирический герой говорит о своих ощущениях, поэтому поэт употребляет местоимения первого лица единственного числа: мне, меня (2 раза), мной, от меня, я (2 раза). Во время бессонницы лирический герой ощущает суетность жизни («жизни мышья беготня»), пытается понять, в чём смысл его существования, какова его судьба. Испытывая томление и душевную тревогу, смуту, он пытается понять, чего от него хочет Парка-судьба (античный образ): призывает к себе или пророчит о чём-то?

Стихотворение Пушкина написано четырёхстопным хореем, который звучит живо, эмоционально, ритм подвижный, динамичный. Эмоциональную тональность усиливают риторические вопросы (5 вопросов, а у Тютчева всего один, зато у Тютчева 4 восклицательных предложения, а у Пушкина ни одного, но есть многоточие – фигура умолчания); разговорная лексика: «бабье». «мышья беготня».

Лирический герой подвергает себя нравственному анализу, разбирает, как прошёл «утраченный день», укоряет себя за напрасно прожитое время, испытывает недовольство собой.

Таким образом, Тютчев создал философской стихотворение о человеке и природе, человеке и Вселенной, а Пушкин написал лирически взволнованное стихотворение о мыслях и чувствах своего героя в бессонную ночь.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50546

Источник

Пушкин стихи во время бессонницы анализ

Ïóøêèí.
Âîñïîìèíàíèå.

Êîãäà äëÿ ñìåðòíîãî óìîëêíåò øóìíûé äåíü,
È íà íåìûå ñòîãíû ãðàäà
Ïîëóïðîçðà÷íàÿ íàëÿæåò íî÷è òåíü
È ñîí, äíåâíûõ òðóäîâ íàãðàäà,
 òî âðåìÿ äëÿ ìåíÿ âëà÷àòñÿ â òèøèíå
×àñû òîìèòåëüíîãî áäåíüÿ:
 áåçäåéñòâèè íî÷íîì æèâåé ãîðÿò âî ìíå
Çìåè ñåðäå÷íîé óãðûçåíüÿ;
Ìå÷òû êèïÿò; â óìå, ïîäàâëåííîì òîñêîé,
Òåñíèòñÿ òÿæêèõ äóì èçáûòîê;
Âîñïîìèíàíèå áåçìîëâíî ïðåäî ìíîé
Ñâîé äëèííûé ðàçâèâàåò ñâèòîê;
È ñ îòâðàùåíèåì ÷èòàÿ æèçíü ìîþ,
ß òðåïåùó è ïðîêëèíàþ,
È ãîðüêî æàëóþñü, è ãîðüêî ñëåçû ëüþ,
Íî ñòðîê ïå÷àëüíûõ íå ñìûâàþ.

————————————————————————————————————

Ïóøêèí
ÑÒÈÕÈ, ÑÎ×ÈÍÅÍÍÛÅ ÍÎ×ÜÞ ÂÎ ÂÐÅÌß ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÛ

Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
Âñþäó ìðàê è ñîí äîêó÷íûé.
Õîä ÷àñîâ ëèøü îäíîçâó÷íûé
Ðàçäàåòñÿ áëèç ìåíÿ.
Ïàðêè áàáüå ëåïåòàíüå,
Ñïÿùåé íî÷è òðåïåòàíüå,
Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ…
×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé øåïîò?
Óêîðèçíà èëè ðîïîò
Ìíîé óòðà÷åííîãî äíÿ?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâåøü èëè ïðîðî÷èøü?
ß ïîíÿòü òåáÿ õî÷ó,
Ñìûñëà ÿ â òåáå èùó…

————————————————————————————————————

Ô. È. Òþò÷åâ.
Áåññîííèöà («×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé…»)

×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé,
Òîìèòåëüíàÿ íî÷è ïîâåñòü!
ßçûê äëÿ âñåõ ðàâíî ÷óæîé
È âíÿòíûé êàæäîìó, êàê ñîâåñòü!
Êòî áåç òîñêè âíèìàë èç íàñ,
Ñðåäè âñåìèðíîãî ìîë÷àíüÿ,
Ãëóõèå âðåìåíè ñòåíàíüÿ,
Ïðîðî÷åñêè-ïðîùàëüíûé ãëàñ?
Íàì ìíèòñÿ: ìèð îñèðîòåëûé
Íåîòðàçèìûé Ðîê íàñòè㠖
È ìû, â áîðüáå, ïðèðîäîé öåëîé
Ïîêèíóòû íà íàñ ñàìèõ.
È íàøà æèçíü ñòîèò ïðåä íàìè,
Êàê ïðèçðàê íà êðàþ çåìëè,
È ñ íàøèì âåêîì è äðóçüÿìè
Áëåäíååò â ñóìðà÷íîé äàëè…
È íîâîå, ìëàäîå ïëåìÿ
Ìåæ òåì íà ñîëíöå ðàñöâåëî,
À íàñ, äðóçüÿ, è íàøå âðåìÿ
Äàâíî çàáâåíüåì çàíåñëî!
Ëèøü èçðåäêà, îáðÿä ïå÷àëüíûé
Ñâåðøàÿ â ïîëóíî÷íûé ÷àñ,
Ìåòàëëà ãîëîñ ïîãðåáàëüíûé
Ïîðîé îïëàêèâàåò íàñ!
<1829>

————————————————————————————————————

Ïåòð Âÿçåìñêèé. «Áåññîííèöà»

 òîñêå áåññîííèöû, ñðåäü òèøèíû íî÷íîé,
Êàê ðàçäðàæèòåëåí ÷àñîâ äîêó÷íûé áîé!
Êàê ìîëîòîì êóçíåö ñòó÷èò ïî íàêîâàëüíîé,
Òàê êàæäûé èõ óäàð, òÿæåëûé è ïå÷àëüíûé,
Ïî ñåðäöó ìîåìó îäíîîáðàçíî áüåò,
È ñ êàæäûì áîåì âñ¸ òîñêà ìîÿ ðàñòåò.
×àñû, «ãëàãîë âðåìåí, ìåòàëëà çâîí» íàäãðîáíîé,
×åãî âû îò ìåíÿ ñ íàñòîé÷èâîñòüþ çëîáíîé
Õîòèòå? Äàéòå ìíå çàáûòüñÿ. ß óñòàë.
Êóêóøêè âäîâîëü ÿ íàìåêîâ íàñ÷èòàë.
ß çíàþ è áåç âàñ, ÷òî âðåìÿ ìèìîëåòíî;
Áåçîñòàíîâî÷íî îíî, áåñïîâîðîòíî!
Òåì ëó÷øå! È êîìó, â êîì çäðàâûé ðàçóì åñòü,
Îõîòà áû ïðèøëà æèçíü ñûçíîâà ïðî÷åñòü?
Íî, ñêó÷íûå ÷àñû ìîåé áåññîííîé ïûòêè,
 äâèæåíèÿõ ñâîèõ êóäà êàê âû íå ïðûòêè!
È, ñëîâíî ãèðÿìè êðûëî îáðåìåíÿ,
Âû òàùèòåñü ïî ìíå, öàðàïàÿ ìåíÿ.
È ñêîëüêî äèêèõ äóì, áåññìûñëåííûõ, íåñâÿçíûõ,
×óäîâèùíûõ êàðòèí, âèäåíèé áåçîáðàçíûõ, —
Òî âûíûðíóâ èç òüìû, òî ïîãðóæàÿñü â òüìó, —
Ìåðåùèòñÿ ãëàçàì è ãðåçèòñÿ óìó!
Ãðóäü äàâèò òåìíûé ñòðàõ è áåøåíàÿ çëîáà,
Êîãäà çìåè íî÷íîé áåçäîííàÿ óòðîáà
Çà ÷àñîì ÷àñ íà÷íåò ïðîæîðëèâî ãëîòàòü,
À ñíà íà æàðêèé îäð íå ñõîäèò áëàãîäàòü.
Òîñêà áåññîííèöû, òû ìíå äàâíî çíàêîìà;
Íî âñ¸ ìíå íåâòåðïåæ òâîé ãíåò, òâîÿ èñòîìà,
Êàê áóäòî â ïåðâûé ðàç ìíå èçìåíÿåò ñîí
È êðåïêî-íàêðåïêî áûë çàñòðàõîâàí îí;
Êàê áóäòî ïî íî÷àì áåññîííûì íå â ïðèâû÷êó
Òîìèòåëüíûõ ÷àñîâ ìíå ñëóøàòü ïåðåêëè÷êó;
Êàê áóäòî ÿ è âïðÿìü íà âñåðîññèéñêèé ëàä
Ñïàòü áîãàòûðñêèì ñíîì âñåãäà è âñþäó ðàä,
È òîëüêî ãîëîâîé ïîäóøêó ÷óòü ïðèãðåþ, —
Óæ ñ Õðàïîâèöêèì ðå÷ü çàòÿãèâàòü óìåþ.
1862 (?)

Читайте также:  Что делать если бессонница у пожилых

————————————————————————————————————

Îñèï Ìàíäåëüøòàì
«Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà…»

Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà.
ß ñïèñîê êîðàáëåé ïðî÷åë äî ñåðåäèíû:
Ñåé äëèííûé âûâîäîê, ñåé ïîåçä æóðàâëèíûé,
×òî íàä Ýëëàäîþ êîãäà-òî ïîäíÿëñÿ.

Êàê æóðàâëèíûé êëèí â ÷óæèå ðóáåæè —
Íà ãîëîâàx öàðåé áîæåñòâåííàÿ ïåíà —
Êóäà ïëûâåòå âû? Êîãäà áû íå Åëåíà,
×òî Òðîÿ âàì îäíà, àxåéñêèå ìóæè?

È ìîðå, è Ãîìåð — âñå äâèæèìî ëþáîâüþ.
Êîãî æå ñëóøàòü ìíå? È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò,
È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò
È ñ òÿæêèì ãðîõîòîì ïîäxîäèò ê èçãîëîâüþ.

————————————————————————————————————

Ìàðèíà Öâåòàåâà
x x x

Áåññîííèöà! Äðóã ìîé!
Îïÿòü òâîþ ðóêó
Ñ ïðîòÿíóòûì êóáêîì
Âñòðå÷àþ â áåççâó÷íî-
Çâåíÿùåé íî÷è.

— Ïðåëüñòèñü!
Ïðèãóáü!
Íå â âûñü,
À â ãëóáü —
Âåäó…
Ãóáàìè ïðèãîëóáü!
Ãîëóáêà! Äðóã!
Ïðèãóáü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Îò âñåõ ñòðàñòåé —
Óñòîé,
Îò âñåõ âåñòåé —
Ïîêîé.
— Ïîäðóãà! —
Óäîñòîé.
Ðàçäâèíü óñòà!
Âñåé íåãîé óñò
Ðåçíîãî êóáêà êðàé
Âîçüìè —
Âòÿíè,
Ãëîòíè:
— Íå áóäü! —
Î äðóã! Íå îáåññóäü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Èç âñåõ ñòðàñòåé —
Ñòðàñòíåéøàÿ, èç âñåõ ñìåðòåé —
Íåæíåéøàÿ… Èç äâóõ ãîðñòåé
Ìîèõ — ïðåëüñòèñü! — èñïåé!

Ìèð áåç âåñòè ïðîïàë.  íèãäå —
Çàòîïëåííûå áåðåãà…
— Ïåé, ëàñòî÷êà ìîÿ! Íà äíå
Ðàñòîïëåííûå æåì÷óãà…

Òû ìîðå ïüåøü,
Òû çîðè ïüåøü.
Ñ êàêèì ëþáîâíèêîì êóòåæ
Ñ ìîèì
— Äèòÿ —
Ñðàâíèì?

À åñëè ñïðîñÿò (íàó÷ó!),
×òî, äåñêàòü, ùå÷êè íå ñâåæè, —
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó, ñêàæè,
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó…

Ìàé 1921

————————————————————————————————————

Êòî ñïèò ïî íî÷àì? Íèêòî íå ñïèò!
Ðåá¸íîê â ëþëüêå ñâîåé êðè÷èò,
Ñòàðèê íàä ñìåðòüþ ñâîåé ñèäèò,
Êòî ìîëîä — ñ ìèëîþ ãîâîðèò,
Åé â ãóáû äûøèò, â ãëàçà ãëÿäèò.

Çàñí¸øü — ïðîñí¸øüñÿ ëè çäåñü îïÿòü?
Óñïååì, óñïååì, óñïååì ñïàòü!

À çîðêèé ñòîðîæ èç äîìà â äîì
Ïðîõîäèò ñ ðîçîâûì ôîíàð¸ì,
È äðîáíûì ðîêîòîì íàä ïîäóøêîé
Ðîêî÷åò ÿðàÿ êîëîòóøêà:

Íå ñïè! êðåïèñü! ãîâîðþ äîáðîì!
À òî — âå÷íûé ñîí! à òî — âå÷íûé äîì!

12 äåêàáðÿ 1916

————————————————————————————————————

À. Àõìàòîâà
Áåññîíèöà

Ãäå-òî êîøêè æàëîáíî ìÿóêàþò,
Çâóê øàãîâ ÿ èçäàëè ëîâëþ…
Õîðîøî òâîè ñëîâà áàþêàþò:
Òðåòèé ìåñÿö ÿ îò íèõ íå ñïëþ.

Òû îïÿòü, îïÿòü ñî ìíîé, áåññîííèöà!
Íåïîäâèæíûé ëèê òâîé óçíàþ.
×òî, êðàñàâèöà, ÷òî, áåççàêîííèöà,
Ðàçâå ïëîõî ÿ òåáå ïîþ?

Îêíà òêàíüþ áåëîþ çàâåøåíû,
Ïîëóìðàê ñòðóèòñÿ ãîëóáîé…
Èëè äàëüíåé âåñòüþ ìû óòåøåíû?
Îò÷åãî ìíå òàê ëåãêî ñ òîáîé?

————————————————————————————————————

Áîðèñ Ïàñòåðíàê

ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Êîòîðûé ÷àñ? Òåìíî. Íàâåðíî, òðåòèé.
Îïÿòü ìíå, âèäíî, ãëàç ñîìêíóòü íå ñóæäåíî.
Ïàñòóõ â ïîñåëêå ùåëêíåò ïëåòüþ íà ðàññâåòå.
Ïîòÿíåò õîëîäîì â îêíî,
Êîòîðîå âî äâîð îáðàùåíî.
À ÿ îäèí.
Íåïðàâäà, òû
Âñåé áåëèçíû ñâîåé ñêâîçíîé âîëíîé
Ñî ìíîé.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 21.06.2015. ***
  • 17.06.2015. ***
  • 09.06.2015. Ñòèõè, ñî÷èíåííûå íî÷üþ âî âðåìÿ áåññîííèöû
  • 04.06.2015. Íå çðÿ

Источник

Когда ночь укутывает землю сумрачным покрывалом, многие остаются один на один со своими мыслями. Особенно назойливы они во время бессонницы. В этом состоянии люди осознают быстротечность жизни, бесполезность дневной суеты и силу рока. Ночным раздумьям посвящены произведения А. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» и Ф. Тютчева «Бессонница».

«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» А. С. Пушкина написал осенью 1830 г. в городе Болдина. Поэт собирался выдать сборник с одноименным циклом. Тем не менее, данное произведение было опубликовано только после смерти поэта Жуковским.

Ключевой образ стиха – лирический герой, который никак не может уснуть. Он слушает «однозвучный» ход часов, слышит каждый шорох, даже «спящей ночи трепетанье». Ночная атмосфера порождает вопросы о жизни. Герой понимает, что жизнь – это лишь «мышья беготня», а день снова был утрачен. Он подозревает, что день не пропал бесследно, а до сих пор «зовет или пророчит». Последние строки в который раз подтверждают, что человек не может понять высшую материю бытия. Лирический герой обращается к дню: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…». На этом диалог с жизнью заканчивается, но несложно догадаться, что он повторится в следующую бессонную ночь.

В 26 лет Ф. Тютчев уже успел построить дипломатическую карьеру, укрепился в литературных кругах и создать семью. Но мысли о скоротечности не покидали молодого поэта. В 1829 году он написал стихотворение «Бессонница». В начале стихотворения создается ночная атмосфера, причем ее атрибуты очень похожи на те, что немного позже использует А. С. Пушкин: «Часов однообразный бой, томительная ночи повесть» (ср. «Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный…»).

Читайте также:  Причина бессонницы в менопаузе

В следующих строфах более выразительно проявляется образ лирического героя. В отличие от Пушкинского, он говорит не только о своих мыслях. Герой обобщает раздумья, обращаясь: «Кто без тоски внимал из нас,… пророчески-прощальный глас?». Его мысли глобальные: о мире, о людях, которым кажется, что они покинуты на самых себя.

Постепенно поэт переходит к мотиву быстротечности, и смене поколений. Он говорит, что его поколение уже теряется в сумраке дней (и это мысли 26-летнего человека!), а ему на смену приходи «младое племя», подобное солнцу. Ушедшие поколения теряются во времени и лишь изредка их оплакивает «металла голос погребальный».

Стихотворение Ф. Тютчева тяжелее для восприятия, чем стих А. Пушкина. Это связано не только со сплетением нескольких мотивом, но и с особенностями художественного оформления. А. Пушкин использует эпитеты, метафоры, которые не требуют расшифровки. Произведение Тютчева – это палитра образов-символов, оригинальных метафор, эпитетов и контрастов. Читать его нужно между строф.

«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» А. С. Пушкина – целостный внутренний монолог, не разделенный на строфы, стих «Бессонница» Ф. Тютчева разделен на строфы. Произведение Пушкина написано хореем, а Тютчева – ямбом, но по настроению они похожи.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Сравнительный анализ стихотворений Есенина «Пороша» и Пушкина «Зимняя дорога»
Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Что ты клонишь над водами…» и Фета «Сядем здесь, у этой ивы…»
Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи»
Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Узник» и Лермонтова «Пленный рыцарь»

Источник

Комплексный анализ двух лирических
произведений формирует навыки по сопоставлению
текстов на уровне настроений, преобладающих в
них, на уровне осмысления основных мотивов,
лирических образов, на уровне композиционной
структуры, на уровне оценки особенностей
поэтических миров, на уровне жанровой специфики.

Эта работа развивает навыки анализа элементов
художественной формы на уровне лексического
строя текста, на уровне поэтического синтаксиса,
на уровне изобразительных средств, на уровне
приемов звукописи, на уровне рифмы,
стихотворного размера.

Данный вид деятельности выявляет нестандартно
мыслящих учащихся, глубину их ассоциативных
рядов, широту эрудиции.

Сопоставительный анализ стихотворений
А.С.Пушкина
“Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” и
П.А.Вяземского “Бессонница”

Предложенные для сопоставительного анализа
стихи Пушкина и Вяземского относятся к жанру
философской лирики. Основная тема произведений
– неудовлетворенность собой и жизнью.
Лирических героев терзает совесть, мучает
бессонница. У Пушкина герой признается:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный

У Вяземского лирический герой тоже пребывает
“в тоске бессонницы, средь тишины ночной”. В
обоих стихотворениях ночную тишину нарушает ход
часов. Часы, “глагол времен”, напоминают героям
о том, что время человеческой жизни “мимолетно,
безостановочно, бесповоротно!”

Но вот однажды наступает момент истины, когда
нельзя больше себя обманывать. Так случилось и в
жизни героев произведений Пушкина и Вяземского.

Лирический герой в стихотворении Пушкина с
горечью признается:

Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?

И сегодня еще один день герой бесследно
вычеркнул из жизни, назвал его “утраченным”,
потерянным. Лирический герой в стихотворении
Вяземского тоже не доволен собой. Его состояние
передают строки:

Грудь давит темный страх и бешеная злоба…
Злоба на себя, на малодушие свое…
“Царапают”душу ему воспоминания:
И сколько диких дум, бессмысленных, несвязных,
Чудовищных картин, видений безобразных, —
То вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму, —
Мерещится глазам и грезится уму!

Ведь когда-то, в молодости, лирический герой
Вяземского сочувствовал декабристам, но, видя
невозможность борьбы с самодержавием, перешел в
лагерь реакции. Это не добавило уважения к самому
себе, угрызения совести не дают покоя, ведь он
предал идеалы молодости.

Вот почему “тоска бессонницы” давно знакома
лирическому герою Вяземского, а бессонница героя
в стихотворении Пушкина – явление временное.

В произведении Пушкина нет накала страстей,
эмоций, которыми отличается произведение
Вяземского. Часы, их ход по-разному действуют на
героев.

У Пушкина:

Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня…

У Вяземского:

Как раздражителен часов докучный бой!

У Пушкина ход (часов), у Вяземского бой (часов); у
Пушкина раздается, у Вяземского:

Как молотом, кузнец стучит по наковальне,
Так каждый их (часов) удар, тяжелый и печальный,
По сердцу моему однообразно бьет…

Различно состояние героев: лирический герой
Пушкина “тревожится”, а герой Вяземского
“злится” и на самого себя, и на часы, “с
настойчивостью злобной” напоминающие о
мимолетности, краткости человеческой жизни, ведь
герою уже поздно что-либо менять в жизни.

Вот почему в стихотворении Пушкина много
вопросительных предложений, а в произведении
Вяземского — восклицательных. Накал страстей
лирического героя Вяземского передается
выразительно-изобразительными средствами:
олицетворением (часы одушевляются, с ними герой
ведет диалог; думы, картины, вынырнув из
тьмы…мерещатся), эпитетами (“бессонная пытка”
– пытка бессонницей; “раздражителен” бой
часов), сравнениями (“как молотом, кузнец
стучит”), метафорами (“гнет бессонницы”) и др.

У лирических героев произведений Пушкина и
Вяземского разные жизненные позиции и возраст. У
пушкинского героя все впереди. Он молод и
надеется найти смысл своей жизни, наполнить ее
содержанием, достойным человека.

Я понять тебя (жизнь) хочу,

Читайте также:  Сериал бессонница о чем фильм

Смысла я в тебе ищу…

В этом признании идея произведения Пушкина. У
героя произведения Вяземского все в прошлом. Он
пожилой человек, с болью говорит, обращаясь к
часам:

Что вы от меня с настойчивостью злобной

Хотите? дайте мне забыться. Я устал

Активная жизненная позиция лирического героя в
стихотворении Пушкина противопоставлена
пассивной жизненной позиции героя стихотворения
Вяземского.

Оба произведения побуждают вступающих в
самостоятельную жизнь задуматься над очень
важными вопросами жизни: как сегодня быть
полезным своему Отечеству!

Комплексный анализ эпического
произведения К.Г.Паустовского
”Прощание с летом”. Природа – это… храм…!

Константин Георгиевич Паустовский – известный
писатель, автор книг о творчестве, о людях
искусства, рассказов о животных, произведений о
родной природе.

Человек и природа – тема рассказа,
предложенного для анализа. Мастер пейзажа
Паустовский уже в экспозиции так рисует
картины природы, что читатель может живо и ярко
представить себе место и время действия,
душевное состояние героев. “Был конец ноября –
самое грустное время в деревне.” Приметы
времени: “холодный дождь”, “мокрый ветер”,
“глухие туманы”, “неуютная темень и стужа”,
“дороги размыло”, “последние птицы
спрятались…”

Героями рассказа являются люди интеллигентные,
образованные, знакомые с произведениями мировой
классики. Их волнуют, трогают романы Чарльза
Диккенса, о котором Лев Толстой писал: “Просейте
мировую прозу, останется Диккенс.” Не один
Толстой, многие из тех, кто был современником
Диккенса или пришел после него, считали его
великим писателем. В романе “Холодный дом” он
четко выразил свои демократические убеждения. В
судьбе уличного мальчишки, беспризорного
маленького Джо, подметальщика из лондонских
трущоб, отразил страдания миллионов простых
людей Англии, униженных и гонимых – то есть
открыто выступил в защиту Простого народа. Выбор
книг для чтения выявляет симпатии героев
рассказа Паустовского.

Деталь интерьера деревенского дома – портрет
художника Карла Павловича Брюллова – дополняет
характеристику героев этого
рассказа:”Откинувшись в кресле, он (Брюллов)
смотрел на нас и, казалось, так же, как и мы,
отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном…”
Заметим, что это “ Автопортрет” известного
художника.

Герои рассказа Паустовского – люди
неравнодушные. Они встают по ночам, закутывают
плачущего во сне маленького рыжего Фунтика
теплой шерстяной тряпкой. Уютная обстановка
деревенского дома (“шумел огонь в печи”, “ярко
горели лампы”, “пел и пел свою нехитрую песню
медный самовар-инвалид”,”запотевшие стекла”…)
противопоставлена шумящим в темноте за стенами
ударам ветра и плеску дождя.

Строки “…и страшно было подумать о тех, кого,
может быть, застигла эта ненастная ночь в
непроглядных лесах…” дополняют характеристики
героев.

В экспозиции же рассказа узнаем и о желанных
гостях этого дома: деде Митрии, о Ване Малявине, о
лесничем.

Завязкой сюжета является эпизод,
повествующий о том, как начался первый зимний
день. Герой рассказа “однажды ночью проснулся от
странного ощущения”. Ему показалось, что он
оглох во сне… . Скоро понял, что он не оглох, а
попросту наступила необыкновенная тишина,
которую называют “мертвой”. “…Умер дождь, умер
ветер, умер шумливый беспокойный сад”…Природа
очеловечена, одушевлена. В описании картин
природы проявляется любовь автора к ней.

Кульминацией является та праздничная
картина, которую увидел автор за стеклами: “…все
было снежно и безмолвно. Когда же выпал первый
снег?… Значит за два коротких часа необыкновенно
изменилась земля: стужа заворожила поля, леса,
сады.” Зимний наряд земли автор сравнивает с
нарядом застенчивой невесты.

К утреннему чаю “приплелся” в гости дед
Митрий. Он “поздравил с первопутком” автора
словами:

— Вот и умылась земля…снеговой водой из
серебряного корыта.

Речь деда, передающая восторженное отношение к
зимнему наряду земли, насыщена тропами. А в
повседневном общении отмечается
просторечиями:”… нешто”, “милок”,
“не пущала ломота в костях”,”стародавние
годы”, “по здешним лесам”, “первопуток”.

Увиденное на лесных озерах дополняет картину
за стеклами дома:”В лесах было торжественно,
светло…Мы бродили по лесам до сумерек”.

Развязкой является эпизод прощания с летом.
“Мы сорвали несколько гроздей схваченной
морозом красной рябины – это была последняя
память о лете, об осени.”

“Зима начала хозяйничать над землей…и
показалась нам такой же прекрасной, как лето.”

Анализируя элементы художественной формы,
обращаем внимание на то, что язык Паустовского –
язык поэзии. Тропами и стилистическими фигурами
насыщен текст рассказа “Прощание с летом”.

Примеры троп: олицетворений (“стужа
заворожила”, “одинокая ветка стучит в окно”,
“земля умылась”, “снег щекотал”, “день
дремал”, “зима хозяйничала”и другие приведены
выше); эпитетов (“туманы глухие”, “зима
прекрасная”, “грустное время”, “темень
неуютная”, “самовар-инвалид”, “песня
нехитрая”, “одинокая ветка”, “ненастная ночь”,
“тишина мертвая”, “сад беспокойный”,
“стеклянный дождь”, “земля нарядная”,
“серебряное корыто”); метафор (“лицо
земли”, “удары ветра” и другие); сравнений
(“пена, похожая на сбитый белок”, “цвет неба
напоминал свинец”, “снег сыпался, как
стеклянный дождь”, “земля нарядная, похожая на
застенчивую невесту”, “смерзшиеся капли воды
скатывались, как бисер, на землю…”)

Примеры синтаксических фигур: инверсий
(“лил дождь”,” шумел ветер” и другие); обращений
(“Откуда ты это взял, Митрий, такие слова?” и
другие); вопросительных предложений
(“Когда же выпал первый снег?”); однородных
членов (“…земля уходит в … туманы, в … темень и
стужу”).

Выразительно-изобразительные средства
передают восторженное отношение храм, автора к
родной природе. Это отношение автор стремится
передать читателю.

Природа – это, действительно, храм! И
назначение человека – и созерцать, и
преклоняться, и учиться “вглядываться” и
“всматриваться” в родные пейзажи, чтобы
“любовью”, по словам Н.Рыленкова наполнилось
сердце.

Источник