Работа перед сном средняя группа картотека

Работа перед сном средняя группа картотека thumbnail

Воробьева Татьяна Николаевна
Планирование воспитательно-образовательной деятельности в средней группе по теме недели «Животные зимой. Птицы»

Понедельник 12.12.16

Утро:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Прием, осмотр. Утренняя гимнастика (комплекс №16).

Самомассаж лица и шеи. П/г «Птичка» — развиваем мелкую моторику, речь.

Работа с календарем природы. Дежурство в уголке природы.

Индивидуальная работа:

Арина П., Даша С. — составление рассказа по картинке «Зимой в лесу».

Саша А. – во время умывания напомнить, что вытирать лицо и руки нужно развернутым полотенцем.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр книги – энциклопедия о птицах, иллюстрации зимующих птиц.

Центр дидактических игр – д/и «Цветное лото», пазлы «Птицы».

НОД:

Познавательное (приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы) «Зимующие птицы».

Физическое (физическая культура на улице).

Прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Наблюдение за воробьем – продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с воробьем, его повадками, средой обитания и особенностями внешнего вида.

П/и «С кочки на кочку» — упражнять в прыжках на двух ногах.

Индивидуальная работа:

Артем П., Артем В. – ходьба по узкой снежной дорожке с перешагиванием через различные предметы.

Саша А., Ермолай Ш. – рисование геометрических фигур на снегу.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Спилы деревьев для п/и «С кочки на кочку», ледянки, выносной материал для игр со снегом.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном:

Культура поведения – вспоминаем правила поведения в групповой комнате и спальне.

Беседа по ПДД «Гололед и пешеход».

Вечер:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Подъем, закаливание (ходьба по массажным дорожкам). Оздоровительная гимнастика. Игра малой подвижности на ориентировку в пространстве «Найди, где спрятался воробей».

Индивидуальная работа:

Сережа Г., Даша М. – игровое упражнение по ФЭМП «Посчитай птиц».

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр конструирования – крупный конструктор и схемы «Машины» (обыгрывание ситуаций по замыслу).

Центр с/р игры – атрибуты к игре «Чаепитие у куклы Маши».

Вечерняя прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

П/и «Самый быстрый» — упражнять в беге, выполняя задания на ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа:

Арина Д., Юля Ч. – «Белые снежинки» (учить плавно двигаться).

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Ледянки, санки, выносной материал для игр со снегом.

Взаимодействие с родителями:

Оформление папки-передвижки в информационный уголок по теме недели «Птицы».

Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей.

Вторник 13.12.16

Утро:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Прием, осмотр. Утренняя гимнастика (комплекс №16). Планы на день.

Беседы с детьми о том, каких птиц видели по дороге в детский сад.

Зрительная гимнастика «Птицы прилетели» (с использованием мобиля).

Индивидуальная работа:

Даша М. – ЗКР, упражнять в правильном произношении звука [C], [C`]

Катя Я., Дана У. – дежурство, сервировка стола.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр ИЗО – трафареты и шаблоны птиц, цветные фломастеры, восковые мелки.

Центр с/р игр – атрибуты к игре «Больница».

НОД:

Познавательное (формирование элементарных математических представлений) Помораева, стр. 29, занятие №2.

Физическое (физическая культура) по плану инструктора по физ. воспитанию.

Прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Наблюдение за птицами, которые прилетают к кормушке.

Беседа «Какой корм любят зимующие птицы».

Трудовая деятельность – расчистка дорожек от снега.

П/и «Птицы и кошка» — учить двигаться по сигналу, развивать внимание и скорость.

Индивидуальная работа:

Сережа Г., Яна Ю., Алла М. – игровое упражнение «Попади в корзину»

(развивать ловкость, глазомер).

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Кормушка для птиц, корм, инструменты для трудовой деятельности, маски для п/и, ледянки.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном:

Совершенствовать умение быстро раздеваться в определенной последовательности после прогулки.

Чтение М. Горький «Воробьишко» — развивать интерес к художественной литературе, умение слушать и беседовать по прочитанному.

Вечер:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Подъем, закаливание (ходьба по массажным дорожкам). Оздоровительная гимнастика. Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц».

Индивидуальная работа:

Дана У., Дарина З. – лепка из пластилина «Ягодки, зернышки для птичек».

Саша А., Саша С. – работа с ножницами.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр музыки и театра – атрибуты к драматизации сказки «Заюшкина избушка»

Центр двигательной активности — лошадки, скакалки, мячи среднего размера.

Центр дидактических игр – «Мозаика» со схемами (построй по образцу, «Шнуровки» для развития мелкой моторики.

Вечерняя прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Наблюдение за небом — развиваем наблюдательность.

Беседа с детьми «Как вести себя на горке?»

Подвижные игры по желанию детей.

Индивидуальная работа:

Арина Д., Саша Ш. – ловля мяча двумя руками, одной рукой.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Ледянки, выносной материал (ведерки, совочки, лопаты, вертушки).

Взаимодействие с родителями:

Предложить родителям понаблюдать с детьми за птицами, покормить их, поиграть в игру «Отгадай птицу».

Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей.

Среда 14.12.16

Утро:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Прием, осмотр. Утренняя гимнастика (комплекс №16).

Артикуляционная гимнастика «Маляр», «Улыбка». Словесная игра «Ушки на макушке» — развивать внимание, быстроту реакции, память. Планы на день.

Индивидуальная работа:

Миша Т., Саша Ш. – игровое упражнение «Угадай по описанию» (продолжать учить узнавать предметы по описанию).

Маша Н., Никита С. – дежурство, сервировка стола.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр ИЗО – пластилин, стеки, клееночки, салфетки, пошаговые иллюстрации по лепке воробья и снегиря.

Центр двигательной активности – «Варежки – липучки», мягкие классики.

Центр математики – лабиринты, обводилки, игры «Продолжи узор».

НОД:

Художественно — эстетическое (лепка/аппликация) – пластилинография «Снегирь»

Художественно — эстетическое (музыкальная деятельность) по плану музыкального руководителя.

Прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Беседа «Что изменилось?».

Трудовая деятельность – уборка сухих веток с участка.

П/и «Совушка» — учить быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа:

Вика П., Алла М. – развитие движений, ходьба на носочках.

Никита К., Никита С. –закреплять понятия «длинный – короткий».

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Корм для птиц, инструменты для трудовой деятельности, маска совы для п/и, санки, набор для игры в хоккей.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном:

КГН – обращать внимание детей на свой внешний вид, воспитывать желание быть опрятным.

Читайте также:  Монитор после сна не включается монитор

Загадки по теме недели.

Беседа по ОБЖ «Что будет, если…»

Вечер:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Подъем, закаливание (ходьба по массажным дорожкам).

Упражнения для профилактики плоскостопия с деревянными палочками.

Д/и «Летает – не летает» — побуждать детей определять действия словами.

Индивидуальная работа:

Марина Ш., Артем П. – продолжаем закреплять понятия «вчера, сегодня, завтра».

Артем В. – наводим порядок в центре конструирования (трудовая деятельность).

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр с/р игр – атрибуты для игры «Дом. Семья»

Центр двигательной активности – игры на развитие речевого дыхания (султанчики, «воздушный футбол»).

Центр дидактических игр – д/и «Времена года», разрезные картинки «Собери птицу».

Вечерняя прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Экспериментирование со снегом – расширять представления детей о свойствах снега.

Проверить кормушки, досыпать корм для птиц.

Подвижные игры по желанию детей – приучать детей самостоятельно выбирать игру и партнёра по игре, соблюдать правила игры.

Народная игра «Петушок – золотой гребешок».

Индивидуальная работа:

Никита С. – игровая ситуация «Как быстро и правильно одеться на прогулку?».

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Ледянки, выносной материал (ведерки, совочки, лопаты, вертушки).

Шапочка петушка для народной игры.

Взаимодействие с родителями:

Предложить родителям почитать сказки, рассказы о птицах.

Папка — передвижка «Здоровье детей в наших руках» (напомнить родителям о соблюдении режима не только в саду, но и дома).

Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей.

Четверг 15.12.16

Утро:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Прием, осмотр. Утренняя гимнастика (комплекс №16).

Самомассаж лица и шеи.

П/г «Птичка» — развиваем мелкую моторику, речь.

Работа с календарем природы. Дежурство в уголке природы.

Индивидуальная работа:

Яна Ю., Маша Т. – д/и «Скажи ласково» (образование слов в уменьшительно-ласкательной форме).

Вика П. – д/и «Найди маме птенца».

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр творчества – цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, салфетки, клееночки, альбомные листы, цветные перышки, образцы готовых аппликаций.

Центр музыки – аудиозапись русских народных сказок, музыкальный центр.

НОД:

Физическое (физическая культура) по плану инструктора по физ. воспитанию

Речевое (развитие речи) «Описание воробья. Составление сюжетного рассказа по набору картинок». О. С. Ушакова стр. 112, занятие №3

Прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Наблюдение за трудом дворника – обратить внимание детей на инвентарь, который использует дворник.

Трудовая деятельность – подметание веранды, расчистка снега на дорожках.

П/и «Найди пару» — учить быстро двигаться в заданном направлении, находить пару.

Индивидуальная работа:

Юля Ч., Артем В. – перелезание через сугробы, способствовать развитию двигательных навыков.

Ваня Ш., Даша М. – д/и по развитию речи «Назови одним словом».

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Ледянки для катания с горки, выносной материал для игр со снегом, набор для игры в хоккей, инструменты для трудовой деятельности.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном:

КГН — и/у «Покажем мишке, как надо складывать вещи» — продолжаем учить детей аккуратно вещать и складывать вещи в шкафчике, мокрые вещи размещать на сушилке.

Чтение В. Бианки «Синичкин календарь».

Вечер:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Подъем, закаливание (ходьба по массажным дорожкам). Оздоровительная гимнастика.

Д/и «Четвертый лишний» — развивать внимание, речь, умение классифицировать.

Настольный театр «Сорока-белобока».

Индивидуальная работа:

Сережа Г., Дарина З. – конструирование из бумаги «Птица» по типу оригами.

Саша С. – вырезание и составление узора из цветной бумаги.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр экспериментирования – природный материал, перья различных птиц, набор для опыта «Почему птицы не тонут?».

Центр с/р игры – атрибуты к игре «Парикмахерская».

Центр двигательной активности – скакалки, обручи, кольцеброс.

Вечерняя прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Пословицы и поговорки о птицах.

П/и «Чье звено быстрее соберется» — учить детей бегать и быстро строиться.

Индивидуальная работа:

Ермолай Ш., Артем В. – трудовое поручение «Собери игрушки после прогулки» — формировать умение убирать игрушки на место после совместных игр.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Ледянки, санки, набор для игры в хоккей, выносной материал для игр со снегом.

Взаимодействие с родителями:

Разместить в информационном уголке объявление – приглашение на новогодний утренник (23.12.16 в 9:00).

Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей.

Пятница 16.12.16

Утро:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Прием, осмотр. Утренняя гимнастика (комплекс №16).

Самомассаж рук с использованием мячиков-ежиков.

П/г «Сорока», «Птичка» — развитие мелкой моторики и речи.

Д/и «Что есть у птицы?».

Планы на день.

Индивидуальная работа:

Даша С., Яна Ю. – рисование голубя при помощи шаблона.

Артем В., Миша Т. – ситуативный разговор о том, как можно договориться играть вместе, учить вежливо обращаться с просьбами к друзьям, использовать вежливые слова.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр речевого развития – мнемотаблица «Описание птиц», дыхательный тренажер «Птицы прилетели».

Центр математики – счетные палочки, геометрические фигуры и схемы составления птиц, животных.

Центр дидактических игр – настольные игры «Домино», «Лото» и разрезные картинки.

НОД:

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное) по плану музыкального руководителя.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Сказочная птица».

Прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Познавательно-исследовательская деятельность «Где чей след?» — развивать внимательность, познавательный интерес.

Кормление птиц.

Трудовая деятельность – расчистка дорожек от снега.

П/и «Птицы и кошка» — учить двигаться по сигналу, развивать внимание и ловкость.

Индивидуальная работа:

Алла М., Дана У. – игровая ситуация «Как можно согреть руки?».

Никита К., Никита С., Даша М. – игра «Что сначала, что потом?» (времена года).

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Корм для птиц, инструменты для трудовой деятельности, маски для п/и, ледянки.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном:

Совершенствовать умение мыть лицо обеими руками, прямыми и круговыми движениями, проявлять аккуратность – не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Чтение В. Бианки «Синичкин календарь» (продолжение).

Ситуативный разговор с Никитой С. «Когда я ем, я глух и нем».

Вечер:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Подъем, закаливание (ходьба по массажным дорожкам).

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Прослушивание аудио энциклопедии Чевостик «Про птиц».

Индивидуальная работа:

Арина П., Дарина З. – д/и «Назови фигуры, из которых построен дом»

Саша А., Ваня Ш. – ориентировка в пространстве «Где спрятался воробей?».

Читайте также:  Во сне получить конверт с деньгами

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Центр музыки и театра – шагающий театр «Колобок», театр теней «Под грибом», музыкальные инструменты.

Центр дидактических игр – «Крупная мозаика» со схемами (построй по образцу, «Пазлы» и «Бусы» для развития мелкой моторики, кубики «Зимующие птицы».

Вечерняя прогулка:

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая):

Наблюдение за вечерним небом – продолжаем развивать наблюдательность.

Ситуативный разговор «Одевайся по погоде, а не по моде!»

Подвижные игры по желанию детей.

Индивидуальная работа:

Катя Я., Марина Ш. – ходьба приставным шагом по нарисованной на снегу линии.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей:

Ледянки для катания с горки, выносной материал (ведерки, совочки, лопаты, вертушки, инструменты для трудовой деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Предложить родителям закрепить с детьми пройденный материал дома (разместить папку-передвижку «Домашнее задание»); поиграть дома с детьми в игры, которые они предлагают.

Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в средней группе по теме недели «Животные зимой. Птицы»Работа перед сном средняя группа картотекаРабота перед сном средняя группа картотекаРабота перед сном средняя группа картотекаРабота перед сном средняя группа картотекаРабота перед сном средняя группа картотека

Источник

Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность отдохнуть.

Работа с детьми перед сном — цели и методы

Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.

Сон — основа здоровья ребёнка

Чтобы сон у ребёнка стал физиологической привычкой, необходимо строго следовать режиму дня, вплоть до каждой минуты. Тогда ко времени начала дневного отдыха ребёнок будет к нему готов.

У многих дошколят найдётся тысяча поводов не заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является:

  • релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
  • восстановление нормального состояния нервной системы;
  • облегчение психоэмоциональной нагрузки;
  • ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.

Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:

  1. Подготовка помещения для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный воздух. Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков!) и во время сна малышей.
  2. Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также переоделись в удобную для сна одежду.
  3. Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности.

Помещение, где спят дети, нужно заранее проветрить

Методическая организация подготовки детей ко сну

Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:

  • определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну;
  • подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса;
  • проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
  • периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп);
  • делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики.

Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для деток средней группы добавляем дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры.

Многие психологи отрицают важность дневного сна, так как подобный режимный момент, строго соблюдаемый в детском саду, подавляет индивидуальность детей, не желающих спать.

Как создать благоприятные условия для засыпания

Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:

  • приглушённый свет;
  • закрытые шторы или жалюзи;
  • пастельные, спокойные тона стен и потолков;
  • свежий воздух.

Пастельные тона обстановки, чистота и свежий воздух — залог сладкого сна малышей

Этапы работы перед сном: временной план

Выделяется 3 ступени организации дневного сна.

  1. Подготовка (15–20 минут).
  2. Релаксация (5–7 минут).
  3. Сон (1–2 часа).

Подготовка

Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.

Игры для первой и второй младших групп

Тихие игры с предметами:

  1. «Волшебный мешочек». Педагог предлагает малышам запустить ручку в мешочек с маленькими игрушками и, не вынимая её, угадать, что это.
  2. «Подбери фигуру». Малыши получают набор геометрических фигур (3–4 шт.) и пустые трафареты. Задача: назвать фигурку и вложить её в подходящее отверстие.
  3. Домино (лото). Если малыши уже знакомы с командными играми, то для них можно предложить домино, в котором на всех игральных костях изображены животные. Задача: игрокам нужно среди своих фишек найти ту, что продолжит линию на столе.

Игры для средней группы

Игры для средней группы могут включать задания на сообразительность и смекалку (но не только):

  1. Складывание заданных фигурок из элементов мозаики занимает ведущее место в картотеке игр перед сном для детей 4–5 лет.

    Мозаика, конструктор не только тренируют координацию, развивают процессы мышления ребёнка, но и отлично расслабляют

  2. «Острый глаз». Показываем ребятам баночку или мисочку. Их задача — оценить диаметр отверстия тары и вырезать из картона подходящего размера крышку. Тот, чья крышка будет точно совпадать, побеждает.
  3. «Повторюшка». Педагог называет тему (обычно близкую той, что была на занятии до обеда), по которой дети подбирают слова. Малыши выполняют задание по очереди, причём, называя своё слово, повторяют те, что были озвучены раньше.

Игры для старшей и подготовительной групп

Это могут быть и двигательные игры, после которых можно рассказать сказку или провести дыхательную гимнастику:

  1. «Бабушка пошла на базар и купила…». Ведущий говорит: «Бабушка пошла на базар и купила мясорубку» — рукой имитирует движение мясорубки. Следующий участник говорит эту же фразу, но вместо мясорубки называет что-то своё (например, кофемолку, швейную машинку). После рук называются движения для ног (главное, чтобы «покупку» можно было показать простым движением). Имитируя движение названного предмета, ребёнок не перестаёт крутить мясорубку. Смысл в том, чтобы все движения делать одновременно.
  2. «Это мой нос». Малыши садятся в круг. Один прикасается к своему подбородку и говорит: «Это мой нос». Его сосед дотрагивается до своего носа, но говорит: «Это мой подбородок». Смысл в том, чтобы говорить и показывать разные части тела (можно ограничиться одним лицом или головой).
  3. «Король тишины». Один малыш — король — садится на стул, остальные стоят вокруг него. Монарх указывает на любого ребёнка и жестом призывает к себе. Так он выбирает себе министров. Если «министр» по дороге произвёл хоть малейший шум, он выбывает. То же самое с королём: если он зашумел, то его свергают с трона и ставят на это место первого министра, который добрался до монаршей особы беззвучно.
Читайте также:  Видеть во сне черную кошку свою

В играх желательно задействовать всех детишек.

Сказки

Дети очень любят сказки. А в младших группах в силу возрастной медлительности на игры времени не остаётся, так что чтение вслух лучший приём. Хотя и более старшие ребята с удовольствием послушают захватывающий сюжет.

  1. «Сказка про оленя, который не мог уснуть».
  2. Ирис Ревю «Как Тиша сон искал».
  3. Андрей Прокофьев «Заячья лапка».
  4. «Сказка про носорога, который не мог заснуть».
  5. Наталья Ященко «Как Тигрёнок-полосатик клад искал» и др.

Стихотворения

На стадии подготовки, после игр и чтения сказок, дети идут в туалет и проводят гигиенические процедуры: моют руки, в летний период — ноги, умываются. Младшие делают это с помощью воспитателя и помощника воспитателя. Все действия взрослые сопровождают стихотворениями (особенно важно для малышей, действия которых лучше организуются такими рифмовками), дети старшего возраста проговаривают их вместе с педагогами.

  • Прыг-скок, прыг-скок,
    Мы присядем на горшок.
    Мы поели, мы попили,
    Про него чуть не забыли!
    Послушные детишки
    Сделают делишки:
    А-а-а и пись-пись-пись.
    Только ты не торопись!

    Подготовка ко сну в младшей группе начинается с высаживания малышей на горшки

  • Добрая водичка! Помоги немножко:
    Вымой у ребяток грязные ладошки!
    Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,
    Станут наши ручки чище и белее!

    Гигиене уделяется особое внимание перед сном

  • Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтоб глазки блестели,
    Чтоб щёчки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

Игровая ситуация

Приходит пора малышам раздеваться, складывать вещи и надевать пижамы. Процесс раздевания может быть превращён в игру «Мы уже совсем большие».

Инструкция:

  1. «Детки, давайте проверим, повзрослели ли вы за этот день. Для начала расскажем, в каком порядке нужно снять одежду».
  2. Дети выполняют. Говорят либо все по очереди, либо кто-то один, названный воспитателем.
  3. «А теперь нужно сложить вещи на стульчик». Дети выполняют, взрослые помогают.
  4. «Отлично! Вижу, что вы уже совсем большие. Но, наверное, надеть пижаму у вас без моей помощи не получится…» Дети, подстёгиваемые азартом сомнения педагога, одеваются.

Создание игровых ситуаций ускоряет процесс раздевания и переодевания ко сну

Как вариант можно придумать историю про куклу Бэллу, которая никак не запомнит, в каком порядке нужно снимать одежду: сначала обувь, а потом платье или наоборот? Многие дети вне зависимости от возраста с трудом справляются с соблюдением порядка складывания вещей. Для таких ребят можно использовать историю про Митю, который после сна постоянно ходил грязнулей.

Инструкция:

  1. «Детки, смотрите, кто пришёл! Это Митя, он тоже собирается спать. Ой, чего-то он расстроенный и ложиться не хочет… Что же случилось? Оказывается, Митя очень аккуратный мальчик, но каждый раз после сна его одежда оказывается грязной и измятой. А всё потому, что мальчик, раздеваясь, не складывает вещи, а комкает. И сверху ставит обувь».
  2. «Давайте расскажем Мите, как нужно складывать одежду».
  3. Дети рассказывают. (Желательно по очереди, после того, как воспитатель даст слово. Иначе они будут говорить наперебой).
  4. «Отлично! Вы всё сказали верно, а теперь вместе с Митей отправляемся в постельки».

Релаксация

Этот этап уместно проводить под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).

Дыхательная гимнастика

Перед тем как малыши ложатся в постельки, с ними проводится 1–2 упражнения (для младшей группы), 2–3 для средней, старшей и подготовительной групп.

«Роза и одуванчик»

Инструкция:

  1. Становимся прямо, представляем, что в руке держим розу, вдыхаем её аромат.
  2. А в другой руке — одуванчик. Дуем на него, выдыхая.
  3. Повторяем 3–4 раза.

«Дыхание»

  • Тихо-тихо мы подышим,
    Сердце мы своё услышим.

Инструкция:

  1. Начальная поза — стоя, ручки вытянуты по швам.
  2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
  3. Замираем на 4–5 секунд.
  4. Выдох тоже делаем через нос.
  5. Повторяем 2–3 раза.

Дыхательные упражнения помогают детям расслабиться

Игры с поощрением

Чтобы настроить старших детей на сон, можно использовать игры с поощрением.

Таблица: игры с поощрением для организации сна (фрагмент мастер-класса «Время спать, или как организовать сон в детском саду»)

Потешки

Для релаксации малышей прекрасно подходят потешки:

  • Вот лежат в кроватке
    Розовые пятки.
    Чьи это пятки —
    Мягки да сладки?
    Прибегут гусятки,
    Ущипнут за пятки.
    Прячь скорей, не зевай,
    Одеяльцем накрывай!
  • Маленькие заиньки
    Захотели баиньки,
    Захотели баиньки,
    Потому что заиньки.
    Мы немножечко поспим,
    Мы на спинке полежим.
    Мы на спинке полежим
    И тихонько посопим.

Переход ко сну

На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают».

В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует правильность позы ребёнка:

  1. На левом или правом боку.
  2. Ручки поверх одеяла.
  3. На животе или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и негативно влияет на опорно-двигательный аппарат.

С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.

Сон в режиме дня — обязательное условие для сохранения и укрепления физиологического и психоэмоционального здоровья детей. Занятия перед сном — важная часть организации образовательного процесса в детском саду. Она состоит из трёх этапов, на каждом из которых воспитатель использует определённый набор приёмов, помогающих реализовать поставленные цели и задачи методической работы в группе.

Источник