Ребенок 2 года ночью плачет во сне

Ребенок 2 года ночью плачет во сне thumbnail

   Мы уже много писали о безопасности и условиях сна, о режиме и ассоциациях сна с кормлениями, о медицинских причинах трудностей со сном. Поэтому в этой статье мы не будем останавливаться на этом. Давайте обсудим, что еще может мешать малышу спать, и почему в 2 года он просыпается ночью и плачет?

К 2-3 годам проблемы со сном чаще носят психологический характер. Поэтому понаблюдайте за своим ребенком и проанализируйте ситуацию.

 СТРЕСС

   Что может стать причиной стресса в жизни такого маленького человечка? Давайте поразмышляем.

  • Может вы начали водить малыша в детский сад? Тогда пробуждение среди ночи и плач могут свидетельствовать об адаптации малыша к этим новым условиям, или о перевозбуждении, или о переутомлении и переизбытка эмоций от новых условий, игрушек и знакомств. Это нормально. Малышу требуется время, чтобы прикнуть к этому и адаптироваться к новому режиму и правилам.
  • Приучаете к горшку? Ну, да, крохе некомфортно и непривычно просыпаться мокрым, когда нет памперса. Пробуйте сделать приучение к горшку более мягким. Обучайте новому навыку в течение дня – без подгузника, а только потом подключайте ночные обучения.
  • Приехали гости? Приезд бабушки, которую малыш давно не видел, или других ваших знакомых – это новые впечатления для непоседы, а чтобы справиться со своими эмоциями, нужно время и помощь взрослого. Планируйте приезды гостей не на время укладывания малыша, старайтесь избегать шумных посиделок допоздна, что может сбить режим крохи. Если все же не удалось сохранить режим и малыш спал плохо ночью, постарайтесь компенсировать недосып во время дневного сна. Помните, если во время шумных посиделок ваше чадо «выключается» прям на руках, то это не про то, что он прекрасно засыпает, а про переутомление и защитную реакцию детского мозга. Как раз в таких ситуациях ребенок может просыпаться часто в течение ночи и плакать или проснуться очень рано утром. Так действует кортизол – гормон стресса, который вырабатывается при переутомлении и помогает «дотянуть» до сна, но потом нервная система не может полностью расслабиться, что и ведет к пробуждениям и плачу.

 ПРИВИВКА

   А может, накануне вы сделали прививку малышу? Это также может отразиться на состоянии малыша и его сне, ведь требуется время, чтобы организм выработал антитела.

 НОЧНЫЕ КОШМАРЫ И СТРАХИ

   Ночные кошмары и страхи также могут стать причиной ночных пробуждений малыша с плачем к 2-3 годам. Не обесценивайте страх малыша, помогите утешить или создайте безопасную обстановку. Об этом у нас есть отдельная статья.

 НЕДОСТАТОК МАМЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ.

   Мама вроде и есть, но занята домашними делами или в телефоне, и потому с ней нет совместных игр. Или мама вышла на работу. Как вы думаете, это стрессовая ситуация для ребенка? И тут мы вовсе не об осуждениях мамы. Это ее выбор, но и ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к этой ситуации. Иногда выход мамы на работу полезно и маме и малышу – как способ переключится и соскучиться по друг другу. Если маме помогает это быть в настроении и поддерживать внутреннее спокойствие, то это несомненно важно для спокойствия малыша: у мамы появляются силы и ресурсы справиться с укладыванием или капризами, она тренирует выдержку и терпение, такая мама может дать больше малышу (спокойная мама может поделиться спокойствием со своим малышом). Или другая ситуация: мама вернулась из поездки-отпуска и малыш ее не видел несколько дней. Как вы считаете, это нормально хотеть с ней быть чаще, чтобы восполнить дефицит общения и ласки? Уделяйте больше внимания днем, вместе играйте, лепите, рисуйте.

Если вы вышли на работу, то можно вставать пораньше и поиграть с ребенком, чтобы компенсировать недостаток общения в течение дня, и будьте готовы, что у малыша возрастает потребность в тактильном контакте вечером: быть на руках, обниматься, ласкаться, целоваться.

 ОБОСТРЕНИЕ СТРАХА РАЗЛУКИ С МАМОЙ

   К 2 летнему возрасту иногда сталкиваются с кризисным этапом в развитии малыша. Тут у некоторых деток может обостриться страх разлуки с мамой в связи с взрослением и ростом самостоятельности ребенка. Поэтому малыш больше нуждается в ласке и тактильном контакте с мамой. Это помогает ему безболезненно пережить этот период и дает уверенность в безопасности. Именно таким образом родители способствуют формированию надежной привязанности между ними и их чадом.

 СМЕНА МЕСТА СНА

   Также бывают случаи, когда малыш засыпает в одном месте, а просыпается в другом: он пробуждается в середине ночи с плачем, потому что его перенесли во время сна в свою кроватку, например. Давайте представим: вы заснули в своей кровати вечером, а проснулись на кухне… Мистика? Ну, мягко скажем, непонятно и жутко. Маленький человечек пугается оттого, что меняются привычные условия, при которых он засыпал. Именно вы, взрослые, можете помочь сделать этот процесс спокойнее и приятнее, когда поможете научить засыпать в своей кроватке, осознавать этот момент и не пугаться, что сегодня ночью он не проснется где-то в другом месте. К тому же помните, что ребенку важны правила и ритуалы для засыпания, привычные условия сна и его любимая игрушка, также как стабильное место для сна. Помогайте малышу сформировать полезную привычку!

 ПЕРЕЕЗД В ОТДЕЛЬНУЮ КОМНАТУ

   То же самое касается и переезда в отдельную комнату. Ночные пробуждения могут говорить о том, что ребенок пугается, когда просыпается один в новой комнате или еще не понимает, где он. Поэтому сделайте переезд в детскую комнату спокойным и постепенным: больше играйте в этой комнате днем, повесьте красочные рисунки или картинки с любимыми героями малыша, для начала можно организовать дневной сон в этой комнате, и только потом ночные сны. Возможно, тут подойдет способ, когда родители еще помогают полностью заснуть или при пробуждениях находятся рядом, пока не заснул малыш. Иногда первые пару ночей взрослые могут поспать в комнате ребенка, дать ему возможность привыкнуть к новой обстановке с поддержкой взрослого. Но это должно быть временным, чтобы ребенок не требовал потом вашего присутствия постоянно. Особенно это касается более чувствительных деток. И тут помогут различные мотивирующие задания и поощрения, сказкотерапия (про героя, который стал смелым, например) или просмотр мультфильмов с подобной тематикой (например, «Крошка Енот»).

В период переезда в отдельную комнату не нужно начинать самостоятельное засыпание, иначе это будет двойным стрессом для малыша. Дайте возможность постепенно адаптироваться к новым условиям.

 ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ

   А может ваш малыш очень возбужден перед сном. Помогите создать ему спокойные условия и снять напряжение. Исключите просмотр телевизора за 2 часа до сна, даже фоном: часто деток могут впечатлить какие-то сцены, на которые мы не обратим даже внимания. Не нужно перед сном делать подарки или показывать новую игрушку: сильные положительные эмоции также мешают засыпанию. Слишком активным непоседам может помочь мышечная релаксация, чтобы снять напряжение и тонус, и помочь расслабить тело. Это также лучше делать в игровой форме: «Давай пожужжим как пчелка, отряхнёмся как собачка, попрыгаем как кузнечик…» Но тогда это лучше делать не перед самым сном, а хотя бы за полчаса до укладывания. В таких ситуациях очень важно, чтобы ребенок был активен и во время бодрствования и отработал свою физическую нагрузку для этого подвижного возраста: прыгайте, бегайте, посещайте детские занятия, танцуйте, щекочите друг друга, устройте дома «тропу препятствий» и помогите малышу ее «преодолеть». 

Читайте также:  Сон верхний передний зуб выпал без крови

 ПОДГОТОВКА КО СНУ

   Сколько по времени длится подготовка малыша ко сну?

   Важно понимать, что 10 минут – это мало. И еще – это интересно вам и малышу? Или Вас раздражает этот процесс? Тут можно подумать о том, чтобы разнообразить подготовку ко сну (ритуалы) согласно возрасту крепыша. Ребенок уже взрослый, но он все также нуждается в определенных последовательных действиях для перехода от активности к спокойствию. К тому же это ценное время, которое он может провести с мамой, когда она в полном «доступе» для него! Что тут может быть? Собрать игрушки – это приучает к порядку. Можно сделать это в игровой форме: кто быстрее соберет, например. Уложить спать любимую игрушку, погладить ее – не забывайте, что такая форма тактильности помогает деткам еще и расслабиться. Можете вместе с крохой загадать сон! Кто такой интересный может присниться малышу? Что его забавляет? Какое событие его увлекает? Полет во сне? Или очередная история про белочку? И пусть это станет ежедневным интересным сказочным событием для малыша! Но помните, что занятия перед сном должны быть приятны и вам. Попробуйте изменить свое отношение к укладыванию и воспринимать его как приятное времяпрепровождение с малышом.

Ребенок 2 года ночью плачет во сне

Источник

27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок

Рассказывает Монтессори-педагог.

Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.

Конечно, ребенок вырастет, так что, держитесь. А пока мы собрали полный перечень детских «не хочу» и адекватных взрослых ответов на них. Как разговаривать с «великим Нехочухой», подсказывает Монтессори-педагог Татьяна Брыкова.

Не хочу спать!

Если этот вопрос часть других — не хочу есть, пить, спать, умываться, не хочу ничего — и возраст ребенка 1,5-4 года, скорее всего, мы наблюдаем кризис трех лет.

Важное отступление про кризис трех лет. Ребенок уже прошел кризис одного года: он научился управлять своим телом, освоил прямохождение, манипулирование предметами. К трем годам он начинает понимать, что его мир сильно ограничен взрослыми. Чем больше ребенка опекают и чем больше взрослые его обслуживают, тем сильнее у него накапливается чувство собственной неполноценности. Рано или поздно ребенок понимает, что в его власти только отказаться от того, что ему предлагает родитель. Именно ограниченная ситуация порождает яростный протест: не хочу все!

Кризис трех лет в норме разрешается тем, что ребенок начинает осваивать игру: я не могу быть водителем трамвая — но я могу играть в водителя трамвая. Ребенок сублимирует взрослую деятельность в игре — и этим разрешает свою невозможность делать взрослые дела.

Игра — это сублимация современного мира. В доисторическом обществе, когда деятельность взрослого была примитивна, ребенок просто начинал выполнять те обязанности, которые ему были посильны. Он включался в работу взрослых и чувства неполноценности не возникало: кризис-то был, но он моментально находил свое разрешение. Посмотрите на список «не хочу» в этой статье — крестьянскому ребенку 300 лет назад никто ничего подобного не предлагал.

В настоящее время кризис трех лет разрешается так: чем больше у ребенка в возрасте от 1,5 лет появляется своих дел и обязанностей, тем меньше протеста у него возникает. 

Ребенок в группах Монтессори проблем негативизма не знает: не хочешь есть — не ешь. Там у ребенка почти нет «нехотения».

Что делать в случае, если проблема сиюминутная: прямо сейчас нужно укладывать ребенка спать, а он спать не хочет.

Важно: как часто такое возникает? Если не хочет спать только сейчас, ситуация одна. Если скандалы с укладыванием спать постоянные — решение будет совершенно другим.

Смотрим на причины. Если сегодня в гости приехала бабушка и ребенок не хочет спать, решение одно. Если ребенок встает вовремя и каждый вечер скандалит из-за того, что его укладывают спать в 8 часов — может быть, имеет смысл укладывать позже. Или организовывать ритуалы, потому что зачастую мама приходит и с места в карьер: пора спать, идем чистить зубы. То есть ребенку необходимо прервать игру, перестроиться и пойти спать, а он еще не умеет так собой управлять. Нужен ритуал: мама может позвать его на вечернюю сказку, пусть это будет даже мультфильм. Это может быть общение, которого ребенок ждет целый день. Ситуация укладывания спать должна быть привлекательна.

Читайте также:  Во сне поймать руками золотую рыбку

Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну

Если ребенок перестал хотеть спать внезапно, необходимо проверить, не появилось ли у него страхов: темноты или монстров, может, он посмотрел страшный мультик, прочитал страшную историю или кто-то что-то ему рассказал.

Не хочу одеваться!

Частные случаи: не хочу надевать много тяжелой зимней одежды. Не хочу надевать этот шарф, он колется. Не хочу надевать эту футболку, она некрасивая!

Сначала про зимнюю одежду. Основная причина того, почему ребенок не хочет одеваться, — он не умеет и ему неудобно. Этот вопрос надо продумывать, находить лайфхаки, приемы, хитрости.

Ребенок недостаточно умел, чтобы одеваться самому; важно, чтобы одежда была комфортная. Ему должно быть удобно надевать ботинки, легко натягивать штаны.

Уже с 1,5 лет нужно постепенно обучать, давать инструкции, расширять детские возможности: в 1,5 года ребенок в состоянии надеть на себя шапку или носки.

Мама параллельно одевается сама, рассказывая, что они будут делать на улице, когда оденутся, на какую машину они посмотрят, какую кису они проведают, какой сок будут в магазине покупать. Ребенок получает информацию о том, зачем ему нужно одеваться, это важно!

Если шарф колется — найдите другой шарф.

Если не нравится  футболка — наденьте другую. Прививать малышу чувство стиля и ссориться с ним из-за неподходящей (по вашему мнению) одежды — это трата нервов и времени. Если ребенок хочет идти на улицу в купальнике и резиновых сапогах, а на улице при этом тепло — почему нет. Если ему кажется некрасивой зимняя одежда, без которой не обойтись, можно попробовать купить значки или термо-наклейки с изображениями героев мультфильмов. Опять же, оставьте уже ваше чувство прекрасного: да, Человек-Паук на новом пуховике, возможно, смотрится нелепо, но зато вы избавлены от утренних препирательств, а ребенок счастлив.

Не хочу есть!

Ребенок не обязан есть кашу, суп или овощи. Но ребенок также не должен диктовать маме, что готовить. Родители могут лишь прислушиваться к тому, что ребенок любит, и согласовывать этот момент.

Не проблема, если ребенок съест немного меньше, это не страшно.

Хорошо в возрасте от 3 лет ребенку давать возможность наливать и накладывать себе самому. Когда не мама накладывает еду и ставит тарелку, а у ребенка есть возможность подставить стул и с маминой помощью положить столько, сколько он хочет.

Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов

Маленький ребенок накладывает обычно больше, чем может съесть, поэтому с ним нужно обсуждать, что еда – это ценность и труд, что каждый кусочек посадили, вырастили, собрали, привезли, приготовили. Поэтому выбрасывать еду не очень хорошо. Предложить детям подумать, что сделать, чтобы еда выбрасывалась поменьше — они сами приходят к мысли, что надо начинать с небольших порций, а потом, если хочется, положить добавки.

Не хочу выключать планшет!

Это вопрос правил. Есть вещи, которые не находятся в компетенции ребенка. Вполне нормально, что планшет — собственность мамы и она решает, когда и на сколько ребенок его получает.

Если эта ситуация решается с прогибами — ты сильно плачешь, ладно можно, а завтра опять нельзя, послезавтра я разговариваю по телефону, поэтому забери планшет и отстань — у ребенка нет информации, как долго можно пользоваться планшетом, нет границ, насколько он в этой ситуации хозяин, и тогда он будет скандалить больше, чаще и сильнее.

Поэтому планшет выдается по таймеру или расписанию.

Не хочу идти на улицу!

Если это не кризис трех лет, то проблема решается вопросом «зачем мы идем на улицу». Когда взрослому необходимо выйти по делам, тогда это вопрос правил: прости, пожалуйста, я не могу оставить тебя одного дома, хочешь-не хочешь, идти надо.

Можно договариваться с ребенком, какой дорогой вы пойдете или как будете смотреть ту машину с оленем на капоте или кошку в таком-то окошке.

Если дело для ребенка неинтересное (поход к врачу, в банк), на обратном пути можно предложить выбрать то, что ему интересно. Причем мы не подкупаем ребенка покупкой шоколадки — мы даем ему выбор из того, что можно.

Если ситуация дошла до истерики, ребенка нужно взять на руки (или посадить к себе на колени) и дать выплакать слезы тщетности. Я тебе сочувствую и хочу помочь, я тебя люблю, давай вместе решать, как сделать, чтобы тебе было повеселее, но все равно надо идти сегодня в ЖЭК, что поделаешь.

Но лучше до слез не доводить и предложить какое-то интересное дело. А требовать, чтобы ему было интересно ходить с мамой в Сберкассу, — нонсенс.

Не хочу уходить с улицы, из игровой, с батута

Ситуация возникает, когда мама внезапно сообщает увлеченному ребенку, что пора идти, а он ее не слышит — и возникает скандал. У маленьких детей эта проблема решается тем, что мы уходим не с прогулки, а меняем одно интересное занятие на другое интересное занятие. Погуляли на площадке  — а теперь идем посмотреть на интересную машину, рисовать стрелочки на асфальте, рисовать тайные знаки на снегу, открывать магнитным ключом дверь (я тебя подниму, ты сам откроешь), проверять почту, нажимать кнопки в лифте. То есть мы идем не домой, а заниматься другими интересными вещами.

В перерывах, когда ребенок закончил свою основную деятельность, — откачался на качелях, откатался на горке и ищет, чем бы еще заняться — в этом момент мы подсказываем ему идею.

Не хочу идти дальше! (останавливается на улице и дальше не идет)

А куда хочешь? — Хочу здесь сидеть! — Ну давай посидим.

Если торопимся — иди на ручки, я тебя понесу. Хорошо, если это произносится не в директивном тоне, а в игровом: как бы мне тебя понести — за руки, за ноги или за нос? Либо можно выбирать: если идти не будем, то давай мы с тобой попрыгаем или полетим, можем пальчиками ходить по бордюру или играть в божьих коровок и перепрыгивать.

Читайте также:  Лекарство для сна детям до года

Ребенку не нравится, когда его перемещают в пространстве как мешок картошки, — конечно, он протестует.

Не хочу убирать игрушки!

Вопрос делится на 2 части: как организовано хранение игрушек и как организована игра.

Если игрушки находятся в неструктурированном хаосе в больших баулах-мешках-коробках, если ребенку дается полная воля их высыпать-рассыпать-расставлять — логично, что четырехлетка убрать этот хаос за собой не может. Это ошибка родителя, не ребенка. В такой ситуации необходимо игрушки рассортировать: от части избавляемся, часть убираем на верхнее хранение.

С 3 лет ребенка его игрушки должны быть расставлены на стеллажах и их должно быть видно. Если игрушки хранятся в контейнере, аккуратно их убрать ребенок не может, большого смысла эти игрушки не имеют.

Хорошо бы договариваться, чтобы игра происходила по правилам: сначала убрали машинки, потом достали конструктор.

Хорошо убирать игрушки в игровой форме: возвращать машинки в гараж, кукол — домой, строить башню из кубиков в ящике, убирать игрушки на скорость под быструю музыку.

Если я впервые решила заставить ребенка убирать игрушки, а он не убирает — это вполне естественно. Лучше, если это будет системой с раннего возраста: игрушек немного, они выставляются на стеллаж и ротируются родителем. То, что не используется — ставится на антресоль. Можно вместе выбирать, что мы достаем на следующей неделе — и это еще одна компетенция ребенка, в этом случае он настоящий хозяин игрушек.

Хорошо, когда место на полках ограничено и ребенок знает: чтобы что-то добавить, надо что-то убрать. В случае, если игрушки желанны и осознанны, если это не пластиковый мусор, убираются они с большим трепетом.

Если вы вспомните детские начала или середины 20 века — на этажерке стоят кукла, мячик, мишка, кубики, коробка с солдатиками. А 3 икеевских короба с Лего трудно убрать даже взрослому; как это будет убирать четырехлетний ребенок?

Не хочу выкидывать сломанную игрушку!

Значит, будем чинить. Если она так дорога и нужна – не выкидывать. Если игрушек много и это ломаный хлам — предлагаем разбирать: сам решай, какие игрушки нужны, какие выкинуть.

Не хочу умываться!

Дети умываются вместе со взрослым. Мама чистит зубы — ты чистишь зубы, мама умывается — ты умываешься. Это не желание, это правило. Маленького ребенка умывает родитель и постепенно разрешает умываться самому. Хорошо, когда не заставляют умываться, а разрешают.

Если умываться не хочет ребенок постарше, нужно проверить: может, он боится воды, у него чувствительная кожа, щиплется мыло, физические проблемы. Важно поддерживать, радоваться — не хвалить, а именно поддерживать. Хорошо работает похвала в 3 лице, когда мама рассказывает кому-то: Вася сегодня так здорово умывался.

Не хочу слушать сказку!

Нет проблемы. Почему ребенок должен хотеть слушать сказку? Не хочет — не слушает.

Не хочу веселиться на детском празднике и водить хоровод

Ребенок не должен хотеть веселиться. Не хочет — не водит. Да, конечно, вам очень хочется, чтобы он был лидером, но это уже проблема родителя, а не ребенка. Застенчивым и тревожным детям часто бывает очень трудно включиться в общее веселье, особенно, когда вокруг еще толпа незнакомых взрослых и громкая музыка. Не нужно их заставлять.

Не хочу в гости!

Гости — это удовольствие, если удовольствия нет, не надо ходить в такие гости.

Приглашение в гости к ровесникам — не хочешь, не иди. Если зовут в гости к бабушке и надо ехать — извини, не могу тебя оставить дома одного. Сходим, подарим подарок и пойдем домой.

Выясняем, почему ребенок не хочет в гости. Возможно, там его берут на руки без разрешения, заставляют есть, разговаривают с ним так, как ему не нравится. Тогда вопрос нужно решать с взрослыми, а не с ребенком.

Не хочу уходить из гостей!

Это вопрос правил: все уходят, праздник закончился. Если надо уйти раньше, когда праздник еще продолжается, — объяснять, почему.

Не хочу делиться игрушками или вкусным!

Ребенок не обязан делиться.

Не хочу отдавать чужую игрушку владельцу!

Как получилось, что чужая игрушка оказалась у ребенка? Если схватил и не отдает, это одно, если дали поиграть, это другое.

Если схватил и не отдает — искреннее удивление мамы: нет, что ты, это же Васина! Давай мы Васе отдадим, а если она тебе очень понравилась, давай предложим поменяться.

Если игрушка понравилась-хочу-сейчас дайте-ничего меня не успокаивает — обнять, пожалеть и дать выплакаться. Очень жаль, но это не наша игрушка. Может, мы такую на день рождения купим, если ты не передумаешь.

Игрушка владельцу отдается без вопросов, ребенок утешается и хвалится: ты хорошо поступил, что вовремя отдал вещь, ты хороший человек.

Не хочу обнимать бабушку или разговаривать с ней по телефону!

У ребенка нет обязанности обнимать бабушку.

Не хочет разговаривать по телефону — то же самое. Можно спросить: бабушке передать от тебя привет? И вслух: бабушка, он передает тебе привет, он сейчас конструктор собирает, не хочет разговаривать, но привет передает.

Это вопрос отношений мамы и бабушки, а не ребенка.

Не хочу пристегиваться в автокресле!

Это вопрос безопасности, его ребенок не решает. Пристегиваемся без вопросов. Мы полны сочувствия, но это правило. Даем ему в руки планшет, машинку, куклу и едем даже с криками и воплями.

Обычно протест вызывает, если мама пристегивает, бабушка не пристегивает, до магазина не пристегиваемся, туда-то пристегиваемся. Должно быть правило: пристегиваемся всегда.

Продолжение на сайте Chips Journal

Источник