Ребенок с куклой бессонницей

Ребенок с куклой бессонницей thumbnail
Кукла Бессонница    Кукла Бессонница.

Сегодня Веселина пришла в мастерскую молчаливая и хмурая, на ходу скинула сандалии, а пока дошла до кресла успела раз пять зевнуть.

— Никак вчера заснуть не могла, — ответила она на мой молчаливый вопрос, — ворочалась, ворочалась пол ночи, заснула под утро, и сегодня весь день хожу сама не своя.

— Ну зашла бы к Кубышке Травнице, она бы тебе чайку с мятой заварила, да с собой бы сонной травы в мешочке дала, — говорю ей, — положишь его под подушку и спишь, пока не разбудят.

А вообще у древних славян есть специальная тряпичная кукла для сна – кукла Бессонница, которая предназначается именно для быстрого засыпания.

Сну наши предки придавали очень большое значение. Во сне люди не только отдыхали, в это время с человеком совершались настоящие волшебные действия – во сне можно было пророчествовать события, предугадывать их, разгадывать секреты и тайны, а также встречаться с теми, с кем в обычной жизни встретиться уже невозможно. Естественно, что были силы, которые препятствовали реализации таких возможностей, просто не давая человеку заснуть.

Для того, чтобы противостоять такому безобразию и появилась тряпичная кукла оберег Бессонница, которая принимала на себя участие в играх с духами, а человек спокойно мог заснуть. Чаще всего такая помощь была необходима маленьким детям, еще не имеющим мощную обереговую защиту рода. Поэтому родители или нянька в нужный момент быстро делали куклу Бессонницу и решали таким образом все проблемы с засыпанием.

Особенностью этой куклы является неустановленная продолжительность ее жизни – от одного вечера до нескольких месяцев. Если ребенок внезапно раскапризничался после ухода гостей, или после неожиданной или не очень приятной встречи, то достаточно было сделать однодневную куклу, после игры с которой исчезал негативный фон и ребенок успокаивался и нормально засыпал. В некоторых случаях появлялась необходимость защищать ребенка в течение длительного времени, тогда кукла жила столько, сколько было нужно.

Первоначально куклу Бессонницу делали из одного лоскута без использования чего-бы то ни было. Куклу часто приходилось изготавливать буквально на лету, не готовясь и не планируя этого заранее. Поэтому для этого идут в ход носовые платки, салфетки и другие подходящие по размеру, но совершено не предназначенные для изготовления кукол куски материи.

Если процесс создания такой куклы происходил дома, то можно было взять два лоскута и немного разнообразить внешний вид Бессонницы, сделав ей одежду. В том случае, если помощь куклы необходима в течение многих дней, при ее создании использовали лекарственные растения, которые помогают заснуть и успокаивают.

— А мы какую будем делать Бессонницу? – спрашивает Веселина, притворно зевая.

— Мы сделаем самую настоящую куклу, из двух лоскутов и пучка ветоши, ты только не засни во время работы.

Процесс изготовления куклы не сложен и занимает от силы пару минут.

Кукла Бессонница, мастер класс, этап 1Для работы понадобятся два лоскута — квадратный 20 х 20 см для головы и рук, прямоугольный 30 х 15 для одежды и пучок ветоши.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 2Квадратный лоскут складываем по диагонали и обыкновенными узелками делаем ладошки на противоположных концах.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 3В центр сложенного лоскута укладываем смятую ветошь.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 4Формируем голову и делаем один перекрут по линии шеи.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 5Передний конец лоскута оборачиваем вокруг шеи, конец подсовываем под него же и затягиваем.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 6Один конец от второго лоскута перекидываем со спины на противоположное плечо спереди.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 7То же делаем со вторым концом.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 8Перекрещенные концы подтягиваем, расправляем ткань, и опускаем их на талию, перекрещивая второй раз.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 9Куклу переворачиваем и концы лоскута завязываем обычным узлом.Кукла Бессонница, мастер класс, этап 10Тряпичная кукла Бессонница готова.Кукла Бессонница в традиционном исполненииКукла Бессонница в традиционном исполнении

— Ну вот, у нас теперь есть сразу две Бессонницы, — сказал я, — тебе какая больше нравится?

— Да они обе нравятся, — уже по-настоящему зевая ответила Веселина, — тем более, что я их обеих и заберу с собой, теперь то я уж точно буду засыпать на раз два.

— Смотри по дороге не засни, — сказал я им вслед, и мы распрощались.

Хотите верьте, хотите нет, но после изготовления этих кукол я еле-еле справлялся со сном, и пока я пару часов не поспал, толком ничем заниматься не мог. Поэтому, если у вас вдруг случилась бессонница – сделайте такую куклу и проблема будет решена, только не забывайте про заговоры и другие правила изготовления славянских кукол оберегов.

На этом сегодня все, спасибо за внимание, всем желаю приятных снов сегодня и всегда, пока.

Источник

Исакова Алёна Сергеевна
«Кукла Бессонница». Занятие по художественно-эстетическому развитию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад №16 с. Новостройка

Читайте также:  Глицин от бессонницы дозировка отзывы

Тема «Кукла Бессонница»

Занятие

по дополнительному образованию

(художественно-эстетическое развитие)

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель : Исакова А. С.

2014 г.

Цель: Формирование представлений о разнообразии народного –декоративно- прикладного искусства: обереговая кукла., научить изготовлять куклу Бессонницу.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить детей с самодельными видами кукол – оберегами.

— закреплять умение делать игрушки из ткани, прочно соединяя части.

Развивающие:

-развить интерес к декоративно-прикладному творчеству.

— совершенствовать двигательные умения и навыки детей,

действуя согласно тексту подвижной игры.

развивать крупную и мелкую моторику рук.

-развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками

Воспитательные:

— Воспитывать интерес к народной игрушке, художественный вкус.

Материал, инструменты, оборудование.

— муз сопровождение «Мама, первое слово»

— фартук, капор, очки – для образа Бабушки

— Презентация на тему «Народные куклы»

— Корзинка с куклой

— лоскутки разного цвета на выбор детям, набивка (вата, синтепон)

— За ранее приготовленные куклы – пеленашки в подарок гостям.

— Технологическая карта «Кукла Бессонница»

Интеграция образовательных областей:, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

-Беседа о предстоящем празднике «День матери»

— Разучивание п. игры «Тихо, куколка»

занятие кружка «Свойства ткани»

— Изготовление кукол -пеленашек в подарок для гостей.

Ход НОД

Под муз. сопровождение «Мама –первое слово» дети входят в муз. зал и здороваются (садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, о ком эта песенка?

Дети : Эта песенка о маме.

Воспитатель :Правильно. О маме.

Ребята, сегодня мы с вами продолжает работу нашего кружка под названием «Город Мастеров». В прошлый раз мы с вами говорили о ткани.

Давайте вспомним, что делают из ткани.

Ответы детей: одежду, игрушки.

Воспитатель: Правильно. А сегодня мы с вами попытаемся научиться мастерить игрушку из ткани куклу Бессонницу, а помогут нам в этой работе ваши мамы, которых мы пригласили в гости.

Мама — сколько тепла, ласки носит это слово, этим словом называют самого родного, близкого человека,

Мама учит нас быть честными и смелыми, дает советы, заботится о нас, оберегает., покупает разные игрушки.

На всей Земле дети любят играть с игрушками.

Я сейчас вам загадаю загадку об одной игрушке, а вы внимательно слушайте и попробуйте отгадать её.

В корзину я спрятала игрушку

(Показ корзины)

Девочек любимую подружку

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Дети: Это кукла.

Воспитатель, Молодцы! Правильно угадали. Это кукла.

Такими куклами вы любите играть сейчас.

Давайте поиграем с нашей куколкой.

Физминутка. (пальчиковая гимнастика)

Не плач, куколка моя, (укачивание)

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

(загибаются поочередно пальцы)

юбки и чулки,

Свитер,варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

(имитировать движения, описанные в стихотворении).

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко, Натяну веревочку.

К ней одежду при креплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

(положить ладони на колени).

Дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать какими куклами играли ваши бабушки, когда были совсем, совсем маленькими, такими, как вы?

Воспитатель: А давайте с вами закроем глазки и отправимся в прошлое на много — много лет назад. Туда, где не было еще ваших мам, а мамы ваших мам — ваши бабушки были совсем- совсем маленькими детьми.

Дети закрывают глаза, считают до 10

(воспитатель переодевается в бабушку)

Дети открывают глаза

Бабушка:

Здравствуйте, гости добрые, и детишки славные.

Дети здороваются с бабушкой.

Расскажу я вам рассказ об игрушках забавных.

Посмотрите, детвора, чем играла в детстве я.

Показ презентации на тему «Тряпичные куклы»

После слайдовой презентации (остановить на кукле Бессонице)

Бабушка показывает куклу и говорит:

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

«Ну, а прежде, чем за работу взяться

Я предлагаю вам размяться.

Выходите поскорей

К милой бабушке своей.

Будем вместе мы играть

Не привыкли мы скучать.»

Проводится подвижная игра «Тихо куколка!»

Звучит тихая музыка, дети стоят в кругу. В центре ребенок с куклой. Дети ходят по кругу на носочках. Говорят слова.

Тихо куколка сиди,

Свою маму не буди (ребенок качает куклу)

Звучит громкая музыка.

Прыгай кукла веселей

Буди маму по скорей.

Ребенок в кругу прыгает с куклой, а остальные дети хлопают в ладоши.

Читайте также:  При каких заболеваниях бывает бессонница

Бабушка:

Ребята, а давайте пригласим ваших мам

Сегодня я хочу вас научить изготавливать куклу Бессонницу. Когда я была совсем маленькой, я часто плакала, и что бы меня успокоить моя мама делала мне эту куклу. И я своим деткам делала точно такую же куклу. Эта куколка делается из ткани. Что бы куколка нравилась ребенку берутся ткани разных цветов.

Представим с вами, что мы мастера, как в древние времена и приступим к изготовлению куклы посмотрите, как её делать (показ работы)

1. Квадратный лоскут складываем по диагонали и обвязываем два конца;

2. раскрываем, в середину кладем небольшой комок набивки – голову;

3. голову формируем петлей; туловище укладываем на цветной лоскут;

4. верхний угол цветного лоскута заводим по диагонали за спину куклы;

5. другой угол поднимаем крест-накрест и заводим через спину, — кукла готова

Изготовление куклы Бессонницы

Бабушка: какие красивые куклы обереги получились у нас с вами. Когда вы станете большими и у вас появятся дети, вспомните, чему я вас сегодня научила. и изготовьте для своих детей такую же куколку.

А теперь пришла пора возвращаться домой. Закрывайте глазки (Счет в обратном)

Воспитатель

Вот и подошло к концу наше занятия кружка.

Сегодня вы мастерили куклу Бессоницу. А из чего вы её делали?

Дети: из ткани разного цвета.

Воспитатель: А для какой цели предназначается эта кукла. ?

Ответ детей. (для того, чтоб ребенок не плакал)

Давайте поблагодарим ваших мам за помощь.

А для наших гостей бабушка оставила подарки.

Дети дарят подарки.

Все уходят.

Уважаемые коллеги, мне предстоит в ноябре дать открытое занятие. Очень переживаю. оставляйте пожалуйста свои комментарии к прочитанному конспекту. Для меня очень важно ваше мнение!

Источник

Конспект занятия.

1.Организационный момент:

— Воспитанники входят в кабинет и рассаживаются

— Приветствие воспитанников

— Ребята! Сегодня мы с вами начинаем новую тему.

— А какую вы сейчас отгадаете. Я загадаю вам  загадку. Отгадка и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

2. Актулизация занятия:

Загадка.

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

(Кукла )

Дети а вы знаете какие-нибудь стихи про куклу?

Читают стихи.

Викторина вопрос-ответ.

— А знаете ли вы когда появилась первая кукла?

—  4 тыс. лет назад.

— Для чего служила кукла изначально?

— Как оберег от злых духов.

— Из каких материалов делалась ?

— Соломы, натуральных тканей(лен, хлопок).

— Как вы думаете как она изготовлялась ?

— Не шилась, а сворачивалась, заматывалась нитками, была без лица.

А почему сейчас я вам расскажу.

3.Знакомство с новой темой занятия:

Как известно все дети любят играть, мальчики в машинки, а девочки в куклы.

Кукла первая среди игрушек. Самым древним египетским куклам 4 тыс. лет.

Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Русское слово «кукла» родственно греческому «кислос» («круг») означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали, подчиняясь инстинкту матери.

Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры играет роль в жизни не только ребенка, но и взрослой женщины, матери.

Женщины мало отличаются по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как к чему-то живому, а  иногда и как к детям. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Кукле издревле приписывались волшебные свойства.

Люди верили что они могли защищать от злых сил, принять на себя болезни, беды человека принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана.

Мастерицы не использовали колющие, режущие предметы, лоскутки ткани и нитки рвались вручную, а затем связывались.

Узелки служили оберегом против злых сил. Кукле никогда не рисовали лицо, потому что вместе с лицом кукла получала душу, а значит становилась уязвимой для дурного глаза. Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни (рождение, свадьба, похороны). В крестьянских семьях кукла с хозяйкой проживала всю жизнь. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых. Древние люди приносили в жертву богам живых людей. Но однажды кто-то решил принести в жертву куклу- полено. Так кукла-полено спасла человека. Появились и другие куклы-чучела, которые приносились в жертву. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Купало и др. Обряды жертоприношения с тех пор превратились в праздники.

Читайте также:  Убрать ограничение гиблые земли бессонница

Современная кукла имеет детские пропорции, она хлопает глазками, цветет румянцем, её одевают в детскую и взрослую одежду. Появились такие куклы как Барби, Baby и др.  Baby изобретена в лаборатории искусственного энтилекта и похожа на настоящего младенца.

Но не надо забывать историю с чего все начиналось. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фальклёрные ансамбли, возрождаются праздничные народные гулянья, в высокой моде находят элементы русского народного костюма.

Знакомство с традициями русской куклы позволит познакомиться с культурой русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут подарком для ваших друзей.

Давайте с вами сегодн6я попробуем сделать одну из них. А какую, прежде я вам расскажу одну историю.  

Душная электрича. Молодая мама никак не может успокоить раскапризничавшегося малыша, который хнычет, изворачивается, бросает на пол игрушки. И вдруг, как по мановению руки, ребенок затихает и начинает внимательно следить за руками пассажира, сидящего напротив. Тот не спеша что-то сворачивает из носового платка. Под ловкими пальцами сначала появляются заячьи ушки над узелком мордочки, а другой узелок превращается в куцый хвост.

В одно мгновение он становиться единственным и неповторимым, самым любимым и ночью занимал место под подушкой. Однажды, уйдя в стирку с очередной партией белья, он больше никогда не возвращался. Все попытки снова свернуть из носового платка милого зайку заканчивались неудачей. И вообще, это не зайка, такого зайки не будет больше никогда, лишь в памяти остались два-три ловких движения, ожививших детскую фантазию. Этот зайка- родной брат старинной магической колыбельной куклы Бессоницы.

Когда без видимой причины младенец начинал плакать, мать чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани  куклу-оберег и кидала её в колыбель, приговаривая

Сонница — бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой…

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Теперь мы с вами приступаем к изготовлению куклы Бессоницы.

Представим с вами что мы мастерицы как в древние времена.

4. Физ зарядка.

Но прежде  мы с вами сделаем  небольшую разминку.(мы играем с куколкой, танцуем с ней, протягиваем ручки, тянемся, здороваемся, клонимся, а теперь садимся на места).

5. Выполнение практической работы:

— Объяснение технологических приемов изготовления куклы по схемам:

Берется 2 одинаковых по размеру лоскутка ткани.

Один лоскуток складывается пополам по диагонали. На противоположных его концах туго затягиваются узлы. Затем  лоскуток разворачивается и в центр  закладывается клубочек из спутанных обрывков нитей или тонких полосок ткани или комочек ваты. Лоскуток снова складывают пополам. Комочек плотно обжимают и перетягивают лоскуток в центре несколько раз по часовой стрелке.

В представлении наших предков все, что связывалось с жизнью, двигалось, как солнце, по часовой стрелке.

Свободные концы лоскута вновь расправляют. Расстелив и расправив второй лоскуток, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого лоскутка. Диагональ с завязанными узелками накладывают параллельно на сторону второго лоскутка. Правый верхний конец второго лоскутка оборачивают слева от скрутки первого лоскутка и выводят из- под первого лоскутка вновь на правую сторону. Таким же образом левый конец второго лоскутка оборачивают справа от скрутки. Оба конца лоскутка стягивают плотным прямым узлом. Скрутку расправляют и получается простейшая тряпичная кукла, которая, и есть прародительница современной мягкой игрушки.

— Воспитанники выполняют куклу по схемам поэтапного изготовления под руководством педагога.

-Воспитанники изготавливают куклу Бессонница

Заключительная часть:

Вопросы для закрепления нового материала.

-Почему куклы делались без лица?

— Вместе с лицом кукла получала душу

-Что оберегала кукла Бессонница?

— Сон

— Чтобы  кукла несла защитную роль как она должна изготовляться?

— Без колющих, режущих предметов, ткань рвалась в ручную, кукла обматывалась и завязывалась.

Анализ и оценка работы:

Подведение итогов, оценка работы на уроке и мнение детей о работе.

Домашнее задание:

Предложить воспитанникам найти информацию о других народных  куклах.

Заключительное слово педагога:

Могут руки людей сделать чудо любое:

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немножко фантазии и волшебства-

И сошью я такое, что вам и не сниться.

Только чтобы жила на земле красота!

Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни.

Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному.

И у вас всё получится!

Источник