Релаксационная гимнастика в детском саду перед сном

Консультация для воспитателей

Релаксационная гимнастика.

В дошкольном учреждении, кроме традиционных (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физкультминутки) и дополнительных (лечебная физкультура, массаж, индивидуальная работа по коррекции нарушений осанки) видов работы по организации двигательной деятельности детей, могут проводиться комплексы упражнений по методике профессора Э. Джекобсона (США): релаксационное растягивание, упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, мышечная релаксация по представлению, дыхательная гимнастика расслабления. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе. Они могут проводиться не только в специализированных, но и в обычных детских садах.

     Воспитатель должен знать, какие группы мышц работают при выполнении каждого упражнения, контролировать состояние детей во время и после занятия. О правильном использовании техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия эффективны только тогда, когда они приятны детям.

     Ребенка следует научить различать не только крупные мышцы рук и ног, но и состояние расслабленности и напряжения определенных групп мышц при выполнении каждого упражнения.

     Инструкции педагога должны быть четко сформулированы и образны. Это поможет привлечь и удержать интерес детей, добиться, чтобы при выполнении упражнений они автоматически включали в работу определенные группы мышц. Например: «Руки висят как тряпочки, руки вялые, тяжелые и т.п.».

     Следует помнить:

  • во время одного сеанса рекомендуется тренировать не более трех групп мышц;
  • расслабление должно быть более длинным, чем напряжение;
  • некоторые инструкции, учитывая индивидуальные особенности и эмоциональное состояние детей, необходимо повторять большее или меньшее количество раз по сравнению с указанным в конспекте.

     Помещение, в котором проводятся упражнения, должно быть проветрено, температура воздуха – 20-22 градуса.

Релаксационное растягивание

Обеспечивает оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника, снятие динамического напряжения. Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа, под тихую спокойную музыку, при приглушенном свете.

  1. «Потянулись».

     И.п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.

     Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться.

     Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх.

     Пауза – расслабиться.

     Повторить упражнение со сменой положения рук.

  1. «Растишка».

     И.п.: лежа на спине;  обе руки вытянуть за головой.

     Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.

     Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.

     Пауза – расслабиться.

  1. «Аист».

      И.п.: лежа на спине;  руки вытянуть вдоль туловища.

      Вдох – правую ногу тянуть с напряжением мышц, носок на себя; выдох – расслабиться.

      Вдох – расслабиться, выдох – тянуть ногу с напряжением мышц, носок на себя.

      Пауза – расслабиться.

      Выполнить упражнение левой ногой.

  1. «Гвоздик».

     И.п.: лежа на спине;  руки вытянуть за головой.

     Вдох – руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя; выдох – расслабиться.

     Вдох – расслабиться, выдох — руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя.

      Пауза – расслабиться.

  1. Надуй шарик».

     И.п.: лежа на спине;  руки согнуть в локтях, ладони сложить на животе.

     Вдох – напрягая мышцы пресса, живот надуть; выдох – живот втянуть.

     Повторить упражнение 3-4 раза.

  1. «Ворон».

     И.п.: стоя на коленях, пальцы рук сцепить в «замок» за головой.

     Вдох – руки отвести как можно дальше назад, шею вытянуть вверх; выдох – расслабиться

     Повторить упражнение 3-4 раза.

Мышечная релаксация перед сном

     Проводится в сочетании с воздушными ваннами. Каждое упражнение повторяется 3 раза.

     И.п.: лежа на кровати, на спине, руки вытянуть вдоль туловища.

  1. Упражнение на расслабление мышц рук.

     С этого упражнения начинаются все занятия по мышечной релаксации перед сном. Установка на состояние общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

     Мы умеем танцевать,

     Бегать, прыгать, рисовать,

     Но не все пока умеем

     Расслаблять, отдыхать.

     Есть у нас игра такая-

     Очень легкая, простая.

     Замедляется движенье,

     Исчезает напряженье…

     И становится понятно…

     Расслабление приятно!

     Руки с силой выпрямляем-

     (Руки поднять, вытянуть за головой, потянуться).

     Мы как будто подрастаем.

     (Глубокий вдох, пауза).

     А теперь их расслабляем,

     Плавно, мягко опускаем.

     (На выдохе руки опустить вдоль туловища, мышцы расслабить).

  1. Упражнение на расслабление мышц ног.

     Что за странные пружинки

      Распрямили наши спинки?

      ( Потянуть носки ног на себя, пятками упереться в спинку кровати).

      Ты носочки поднимай

      И смотри, не опускай!

      (Пауза).

      Ноги расслабляются,

      (Расслабить мышцы ног).

      Отдохнуть стараются.

     3. Упражнение на расслабление мышц живота. (Положить ладони на область диафрагмы).

     Шарик надуваем,

     (Вдох, живот надуть).

     Руками проверяем.

     Шарик наш сдувается,

     Мышцы расслабляются,

     (Выдох, живот втянуть).

     Дышится легко, ровно, глубоко.

  1. Самомассаж лица и шеи.

     Разотрем ладошки,

     Согреем их немножко,

     (Потереть ладони одну о другую).

     И теплыми ладошками

     Умоемся как кошки.

     (Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз).

     Грабельки сгребают все плохие мысли,

     (Пальцами провести от середины лба к вискам).

     Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.

     (Пальцами легко постукивать по щекам).

  1. Общая релаксация.
Читайте также:  Покупка дома во сне к чему

     Ресницы опускаются…

     Глаза закрываются…

     Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)

     Сном волшебным засыпаем…

     Наши руки отдыхают…

     Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

     Шея не напряжена,

     А расслаблена она…

     Губы чуть приоткрываются…

     Так приятно расслабляются. (2 раза)

     Дышится легко…ровно…глубоко…

     Мы чудесно отдыхаем,

     Сном волшебным засыпаем…

Гимнастика после дневного сна

Растягивание.

  1. «Потянулись».
  2. «Растишка».
  3. «Паучок».

     И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны.

     Вдох – напрячь и тянуть руки и ноги в стороны, выдох – расслабиться.

Корригирующие упражнения (каждое выполняется по 6 раз).

  1. «Колобок».

    И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны.

     На счет 1-3 – группировка (подтянуть колени к груди, обхватить их руками) на счет 4 – вернуться а и.п.

  1. «Пальчики спрятались».

     И.п.: лежа на спине.

     На счет 1-3 – одновременно приподнять голову и одну ногу, посмотреть на носок, на счет 4 – вернуться в и.п.

     Выполнить упражнение другой ногой.

  1. «Потянем носочек».

     И.п.: лежа на спине.

     На счет 1 – ноги поднять вертикально, на счет 2-7 – двигать стопами на себя – от себя, на счет 8 – вернуться в и.п.

  1. «Рыбка».

     И.п.: лежа на животе, руки под подбородком.

     На счет 1-3 приподнять голову, руки и ноги тянуть вверх, на счет 4 – вернуться в и.п.

  1. «Кошечка».

     И.п.: стоя на четвереньках.

     На счет 1-2 – прогнуть спину вниз, на счет 3-4 – выгнуть спину вверх.

  1. «Носок — пяточка».

     И.п.: сидя на кровати, ноги опустить на пол.

     Прокатить мяч от носка к пятке одной, затем другой ногой. (10-15 раз).

  1. «Цапля».

     И.п.: стоя на массажном коврике, ноги вместе,  руки за головой.

     На счет 1-7 поднять ногу, согнутую в колене, и удержать ее, на счет 8 – вернуться в и.п. То же повторить другой ногой.

  1. «Ракета».

     И.п.: стоя на массажном коврике, руки опустить вниз.

     На счет 1-7 – встать на носки, руки вверх, потянуться, на счет 8 – вернуться в и.п.

     9.Самомассаж спины роликовым массажером (до 1 минуты).

          Комплекс завершается ходьбой по массажной дорожке, коррекцией осанки у вертикальной опоры.

Источник

Четыре комплекса гимнастики (на четыре недели месяца) для  релаксации детей перед сном, которая проводится ежедневно на кроватях. Гимнастики собраны из разных источников и адаптированы для детей с нарушением ОДА.

Воспитатели:

Аникеева С.Г.

Бавтрушко Н.А.

Комплекс № 1

Лежа на кровати, на спине, руки вдоль туловища.

Руки с силой выпрямляем –

(руки поднять, вытянуть за головой, потянуться)

Мы как будто подрастаем. (глубокий вдох, пауза)

А теперь их расслабляем,

Плавно, мягко опускаем.

Что за странные пружинки?

Распрямились наши спинки!

(потянуть носки ног на себя)

Ты носочки поднимай

И смотри, не опускай!

(пауза)

Ноги расслабляются,

(расслабить мышцы ног)

Отдохнуть стараются.

(положить ладони на область диафрагмы)

Шарик надуваем,

(вдох, живот надуть)

Руками проверяем.

Шарик наш сдувается,

Мышцы расслабляются,

(выдох, живот втянуть)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Разотрем ладошки,

Согреем их немножко,

(потереть ладони одну о другую)

И теплыми ладошками умоемся как кошки.

(ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли,

(пальцами провести от середины лба к вискам)

Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.

Ресницы опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются.

Дышится легко… ровно…глубоко…

Мы чудесно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

Комплекс № 2

«Буратино».

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Буратино — это деревянная кукла, поэтому его руки, ноги и туловище жесткие.

Лягте поудобнее. Представьте, что вы   деревянные   человечки,   которые очень устали и хотят отдохнуть.

Медленно закройте глаза.

Дышите  спокойно.   Вдох  —   задержка   дыхания   (5   сек.)   —   выдох
(повторить 5—6 раз).

Итак, все вы деревянные куклы. Ваша правая нога поднимается вверх.
Она прямая и жесткая, как палочка. Держим ее 5 сек. и опускаем на пол,
расслабляемся.

Ваша левая нога тоже поднимается   вверх,   удерживаем   ее   5   сек.   И опускаем вниз, отдыхаем.

Поднимаются  ваши руки.  Удерживаем   их   5   сек.,   они   прямые   и напряженные.  Опустили.  Руки упали отдыхают.

Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею. Удерживаем это положение в течение 5 сек. Опускаем спокойно голову на пол.

Буратино отдыхает. Расслабляется все тело от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук.

Расслаблены ноги, руки, туловище. Напряжение уходит.

Дыхание спокойное. Шея расслаблена, голова лежит неподвижно.

Мышцы лица тоже расслаблены. Буратино отдыхает.

Буратино   потянулся, он открыл глаза и сел – руки перед собой, прямые.

Влево — вправо посмотрел, ручкой, ножкой повертел и превратился снова в ребенка.

Комплекс  № 3

«Сказочный дворец»

Лежа на кровати, на спине, руки вдоль туловища. Выполнять движения в соответствии с текстом.

В сказочном дворце

На высоком крыльце

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ.

«Кто сумеет заниматься

Так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать

Нашим царством управлять.

Гусли – гусли — самогуды

Распевают песни всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Зарядку нам начать пора.

Вот и музыка звучит,

Ровно весь народ лежит.

Начинаем заниматься,

Слушать и не баловаться.

На кроватке я лежу,

Прямо в потолок гляжу,

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки,

Спинка ровная прямая.

Поздоровались с друзьями,

Головою покачали,

Влево – вправо повернулись

И друзьям всем улыбнулись.

Ухом тянемся к плечу,

Быть здоровым я хочу.

Щеки, носик в пляс пошли,

Брови нежно подними,

Губы вытянулись в трубку.

Отдохни одну минутку.

Ой, пустились плечи в пляс

Читайте также:  Получить во сне в подарок золотые серьги во сне

Веселей, еще хоть раз.

Пальцы, локти скачут вместе,

Ну, а тело – то на месте.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Ноги стали подниматься,

Им ведь тоже заниматься.

Поднимись и опустись,

Весь в зарядке пригодись.

Рад живот поупражняться,

Живот научим напрягаться.

Вдох и выдох – напрягись

И в пружинку превратись!

Вот и спинка.

Все  прогнулись

Колобком все обернулись.

Ты пекись, пекись, дружок,

Будет славный пирожок.

Помассируем пока

Позвоночник и бока.

А теперь все отдыхаем,

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах,

О невиданных краях.

Наше тело расслабляется,

Позвоночник выпрямляется.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Комплекс № 4

Весёлая неделька.

Начинаем гимнастику сидя на кровати, и далее движения по тексту.

Мы пришли и сели, Играем на трубе.

Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу.

А теперь легли в кроватку

Распрямили спины,

Потянули пятки

Все друг другу улыбнулись

И начали зарядку.

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

Потом повторим все опять-

Раз, два, три, четыре, пять.

Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Источник

Ирина Дылгырова
Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению, и как результат – к депрессии. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Упражнения на релаксациюс сосредоточением на дыхании:

“Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

“Ленивая кошечка”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражненияна расслабление мышц лица:

“Озорные щечки”.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

“Рот на замочке”.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы.Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Читайте также:  Толкование снов по дням недели и числам месяца

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

“Злюка успокоилась”.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот,зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражненияна расслабление мышц шеи:

“Любопытная Варвара”.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение,расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение,расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение,расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражненияна расслабление мышц рук:

“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон”и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

“Вибрация”.

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

Упражненияна расслабление мышц ног:

“Палуба”.

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

“Лошадки”.

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

“Слон”.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражненияна расслабление всего организма:

“Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

“Бубенчик”.

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

“Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксацияпод звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

“Замедленное движение”.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную,негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

“Тишина”.

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток.Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Источник