Режим дня ребенка 4 лет без дневного сна

Режим дня ребенка 4 лет без дневного сна thumbnail

Зачастую режимом дня ребенка в 4 года занимаются в дошкольном учреждении. Родителям остается только подстроиться под него. Такой подход вполне оправдан, потому как в детском саду при составлении графика учитываются медицинские нормы. А вот взрослым, чьи дети большую часть времени находится дома, стоит ознакомиться с рекомендациями врачей и педагогов на этот счет.

Коротко о нормах развития

Возраст 4 года – это время непоседливости, шалостей, подвижных игр. Ребенок много спрашивает и пробует рассуждать, иногда выдавая «перлы», которые так смешат родителей. Четырехлетка активно заводит друзей, устанавливает различные социальные связи и пробует самоутвердиться – например, посредством демонстрации интересных игрушек или физических умений.

Если обратиться к медицине, то нормы развития для 4 лет таковы:

  1. Речь. Ребенок строит предложения из 6-8 слов, правильно употребляет предлоги, пересказывает сказки, знает 2-3 стиха наизусть. Он может найти предмет по описанию, рассказать о событиях за день, знает свои фамилию, имя и адрес проживания. Речевой арсенал – 1000–3000 слов.
  2. Мышление. Ребенку легко дается счет до 9,он соотносит звуки и буквы, отгадывает загадки и осиливает простые головоломки. Ему по силам собрать конструктор по нарисованному примеру, найти отличия на картинке, вставить недостающие детали пазла. Длительность концентрации внимания увеличивается до 5 минут.
  3. Физические способности. К 4 годам совершенствуются координация, ловкость, мелкая моторика. Ребенок способен нанизать на леску крупные бусины, начертить непрерывную линию, заштриховать простую фигуру. Он может застегнуть молнию на одежде, развязать шнурки, хорошо владеет вилкой и ложкой.

В 4 года ребенок испытывает потребность проявить себя как личность. Иногда его поведение оставляет желать лучшего. Задача родителей не ругать, а поддержать и направить силы малыша в правильное русло.

Рекомендации по организации дня

Организовать день четырехлетки не так просто, как кажется на первый взгляд. В этом возрасте детям свойственно всему противоречить. Чтобы нововведения прошли безболезненно, важно сделать переход плавным. При этом родитель должен четко понимать, для чего режим дня нужен, и не отступать от задуманного.

Главные правила:

  1. Не принуждать ребенка силой. Только увлекать, предлагая схожие альтернативные варианты.
  2. Соблюдать систематичность. Не отступать от графика ни на день, за исключением действительно веских причин (путешествие, тяжелая болезнь).
  3. Сохранять спокойствие и проявлять терпение. Раздражение и нервозность родителя – знак для ребенка, что его ждет что-то неприятное.

Сон

Для ребенка 4 лет дневной сон все еще остается обязательным. По мнению медиков, детям необходим отдых вплоть до 7 лет. Беспрерывное бодрствование с утра до позднего вечера перегружает нервную систему, истощает физические силы, сказывается на развитии и здоровье малыша. Ближе к ночи ребенок становится плаксивым, капризным, может устраивать беспричинные истерики, часто просыпаться ночью.

Нормы официальной медицины для 4 лет:

  • общее количество сна – 12-13 часов;
  • дневной сон – 2-2,5 часа;
  • оптимальный ночной промежуток – с 21:00 до 08:00, дневной – с 12:00 до 15:00.

Исключением из правил являются случаи, когда отсутствие сна днем ребенок переносит безболезненно. Однако поправка распространяется только на детей старше 5 лет.

Если ребенок категорически противится дневному сну, стоит предложить альтернативу – отдохнуть лежа в течение 1-2 часов. Можно включить спокойную музыку, сделать полумрак в комнате, задернув шторы. Почитать сказку. С большей вероятностью через 6-7 таких сеансов малыш начнет засыпать.

Еда

Ребенок в 4 года очень активен и расходует много энергии на игры. От качества питания зависит выносливость малыша, способность к обучению, рост. Лучше всего, если ребенок ест по часам. Прием пищи в одинаковое время способствует выработке желудочного сока. В результате повышается аппетит, еда хорошо переваривается и усваивается.

Педиатры дают следующие рекомендации по питанию ребенка 4 лет.

  1. Четыре приема пищи за день: завтрак, обед, полдник, ужин. Второй завтрак добавляется исходя из потребностей конкретного ребенка.
  2. Разовая порция – 500 грамм вместе с питьем.
  3. Суточный объем калорий – 1700. Из них по 20-25% должны приходится на завтрак и ужин, 40-45% – на обед, остаток – на полдник.
  4. Объем выпиваемой жидкости за день – 1 л.
  5. Ежедневный рацион должен обязательно включать 100-200 г нежирного мяса, 250 г фруктов и овощей, 300 г каши, 15-30 г сливочного или растительного масла.
  6. Еженедельно необходимо есть 2 раза рыбу (по 200 г), 4 раза куриное яйцо, 3-4 раза творог (по 120 г).
  7. Разнообразие продуктов: не менее 25 разновидностей в неделю (разные каши, ягоды, овощи, зелень, йогурты, сметана, сыры, птица, говядина, нежирная свинина, морепродукты).
  8. С 4 лет необходимо вводить в рацион лук и чеснок: по 1 зубчику (перу) 2-3 раза в неделю.
  9. Минимум сладостей, копченостей, жареной еды. Перекусы – полдник, второй завтрак. Сладкие блюда подаются на десерт, после приема основной пищи.

Наверняка ребенок уже имеет свои предпочтения в еде и отказывается от некоторых полезных продуктов. Не нужно заставлять их есть силой. Лучше прибегнуть к хитрости. Например, угостить друга малыша нелюбимой пищей. Дети в этом возрасте склонны подражать своим сверстникам.

Занятия

В 4 года рекомендуется начинать готовить ребенка к школе. При этом задача родителей не в штудировании материала. Все, что нужно,–  вызвать заинтересованность, подготовить пальчики к письму, повысить усидчивость и концентрацию внимания.

Читайте также:  Сонник собирать грибы видеть во сне собирать

Игры и занятия для малышей в 4 года:

  • ознакомление с чтением, счетом и письмом при помощи иллюстрированных книг, планшетов, плакатов, кубиков, других игрушек;
  • тренировка мелкой моторики: рисование, разукрашивание, черчение по точкам, лепка, вырезание простых фигур из бумаги;
  • подвижные игры: с мячом, «море волнуется раз», «классики», «прятки», катание на горке, занятия на невысоких турниках;
  • приобщение к домашнему труду: поливание цветов, вытирание пыли, уборка игрушек, посильная помощь в готовке (посолить, натереть, помешать);
  • развитие талантов ребенка: посещение секций, самостоятельные занятия танцами, пением, футболом и т. д.

Развивать ребенка нужно всесторонне, особо внимание уделяя тем занятиям, к которым он сам проявляет интерес.

Примерный график

Представленный ниже вариант режима дня можно и нужно корректировать под своего ребенка. Главное – оставить 4 приема пищи с перерывом в 3-4 часа, 1 дневной сон, 1 час образовательных занятий, 3-4 часа игр на свежем воздухе.

Итак, пример распорядка дня для ребенка 4-5 лет:

  • 7:30 – пробуждение, гигиенические процедуры;
  • 7:45 – зарядка;
  • 8:15 – завтрак;
  • 9:00 – развивающие, обучающие игры;
  • 9:45 – прогулка на свежем воздухе;
  • 11:30 – свободное время;
  • 12:00 – обед;
  • 12:45 – дневной сон;
  • 14:45 – просмотр мультфильма, чтение книг или помощь по дому;
  • 15:30 – полдник;
  • 16:00 – вечерняя прогулка;
  • 18:30 – свободное время;
  • 19:00 – ужин;
  • 19:30 – обучающие занятия, игры, общение с семьей;
  • 20:30 – водные процедуры, чтение книги;
  • 21:30 – ночной сон.

Соблюдение определенного распорядка в течение дня не просто прихоть, а необходимость для любого человека. Повтор одинаковых действий в одно и то же время делает работу организма слаженной, повышает работоспособность, обеспечивает эмоциональную стабильность. Родители должны помочь ребенку выработать правильные привычки. Тогда малыш будет всегда радостным и полным сил. Его развитие будет происходить согласно нормам. Режим дня – это еще и профилактика болезней пищеварительной, дыхательной систем и многих других. Не стоит умалять его значение. Лучше уже сейчас начать организовывать распорядок 4-летки, чтобы через 2-4 недели лично убедиться в результате.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

Дети очень любят порядок, в том числе, и в собственной жизни. И нарушение привычного распорядка дня приводит к ухудшению настроения, капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, – к ослаблению иммунитета.

Особенно важно соблюдение режима дня для здоровья ребенка младшего возраста. В это время идет не только формирование хороших привычек, но и закладка основ здорового образа жизни в дальнейшем. И роль родителей в установлении правильного режима дня, конечно, первостепенна.

Что же нужно знать для того, чтобы выполнить эту задачу? Главное – понимать, что правильный режим строится в зависимости от ритмичности физиологических процессов организма. Известно, что в течение суток с определенной закономерностью изменяются температура тела, деятельность внутренних органов и систем человека. Вот почему так важно выстраивать режим с учетом биологических ритмов – это непременное условие для сохранения энергии, сил, роста, развития и здоровья ребенка в целом.

Так, например, режим питания. При правильно организованном питании вырабатывается рефлекс на выделение пищеварительных соков, способствующих наиболее полному перевариванию пищи. При нарушении ритма питания происходит срыв сокоотделения, что сначала приводит к развитию дискинезий желудочно-кишечного тракта, а затем и хронических заболеваний.

Показателями правильно организованного режима дня являются хороший аппетит, спокойный сон, бодрое настроение, активное поведение ребенка и, как следствие, устойчивость к простудным и другим заболеваниям. И еще один немаловажный момент: как бы правильно не был выстроен распорядок дня, по мере взросления ребенка режим необходимо корректировать. И делать это нужно постепенно, внимательно наблюдая за состоянием здоровья и настроем малыша.

Особенности режима дня для детей 1-2 лет

2-й год имеет особое значение в жизни ребенка. Чем же он характерен? В этот период дети активно овладевают ходьбой, закрепляют навыки, полученные на первом году жизни, учатся говорить, становятся все более самостоятельными. И тем не менее, до 1,5 лет дети остаются физически очень ранимы, быстро устают, легко заболевают, что во многом объясняется физиологическими особенностями возраста. Одна из них – высокая двигательная активность при недостаточной координации движений.

Читайте также:  Анимашки спокойной ночи сладких снов прикольные картинки

В этот же период у детей резко повышается работоспособность нервной системы, расширяются возможности умственного развития и разнообразной деятельности. Появляются и развиваются подражательные действия, которым их обучают взрослые. И как следствие – построение режима дня в этом возрасте имеет ряд особенностей. Привычная схема: сон – кормление – бодрствование – немного изменяется, поскольку эмоциональная и физическая насыщенность периода бодрствования возрастает. Вместо 2,5–3 часов ребенок может бодрствовать до 3,5–4 часов, но днем, как и в годовалом возрасте, спит два раза.

Такого режима сна важно придерживаться как минимум до 1,5 лет. Более ранний перевод на один дневной сон может привести к переутомлению, что отразится не только на поведении ребенка – он может стать капризным, раздражительным, – плохо спать ночью. Повышенная возбудимость, а затем и хроническое переутомление малыша приводят к снижению иммунологической защищенности, повышению восприимчивости к вирусно-бактериальным инфекциям.

Вывод о том, что ребенок готов спать только 1 раз в день, можно сделать, если он активно себя ведет до самого конца бодрствования, не утомляется, не болеет. Переведя малыша на однократный дневной сон, необходимо понаблюдать, как он себя чувствует, подходит ли ему этот режим, готов ли он к нему. Первые признаки утомления, связанные с ранним отказом от второго сна, такие, как вялость, снижение аппетита, неустойчивость настроения, повышенная капризность, появляются у ребенка на второй-третьей неделе после перевода на новый режим. В этом случае целесообразно пощадить его нервную систему и вновь укладывать ребенка спать днем дважды в течение 2–3 недель.

Важно правильно организовать период бодрствования ребенка, в это время происходит максимально насыщенное общение малыша с окружающим миром, его активное познание, развитие сенсорных и моторных навыков. Как уже отмечалось, дети на втором году жизни очень подвижны, они с восторгом осваивают новые территории, преодолевают относительно большие расстояния. В это время очень важно, чтобы ребенок носил свободную одежду, которая бы не сковывала его движений.

Ограничение подвижности, в том числе обилие запретов, которыми мы нередко стараемся оградить его от опасностей, ведет к понижению эмоционального тонуса ребенка, он хуже развивается, быстрее утомляется, становится плаксивым, раздражительным. При этом по отношению к движению недостаток не так заметен, не всегда удовлетворяется сразу, что может привести вначале к формированию у ребенка хронически плохого настроения, недовольства окружающим миром, а затем и к развитию различных заболеваний. Это и нарушения работы опорно-двигательного аппарата, и работы внутренних органов (типичный пример – запоры у малоподвижных, ленивых малышей, которые приводят к постоянной интоксикации и, в конечном итоге, срыву всех адаптационных возможностей организма).

Промежутки между кормлениями на втором году жизни колеблются от 3 до 4 часов. Первый завтрак обычно организуется не позже чем через час после пробуждения, последнее кормление – не позднее чем за час до укладывания, что обеспечивает более спокойное засыпание. Общее количество приемов пищи – 5 до 1,5 лет, затем – 4. Наиболее питательная часть рациона должна приходиться на завтрак и обед. При этом дети не могут долго ждать, когда голодны, у них наступает голодное возбуждение. Если его не удовлетворить, то малыш совсем откажется от еды. Несмотря на голод, у него сформируется отрицательное отношение к процессу.

Важнейшим режимным моментом в этом возрасте становится обучение ребенка определенным, последовательным действиям, которые очень быстро становятся хорошими привычками.

Например, полуторагодовалого малыша мама может научить мыть руки перед приемом пищи, пользоваться салфеткой, столовыми приборами. Дети в этом возрасте очень радуются возможности сделать что-либо самостоятельно, «как взрослые». Необходимо поощрять это стремление, создавать благоприятные условия для формирования правильных привычек у ребенка. Повторим, что соблюдение режима питания способствует полноценному перевариванию пищи, нормализации работы пищеварительных желез, повышает аппетит, является профилактикой заболеваний органов желудочно-кишечного тракта.

Важность прогулок на свежем воздухе для детей

Полезны и регулярные прогулки на свежем воздухе. Возросшая двигательная активность ребенка повышает его потребность в кислороде. В это время необходимо гулять не реже двух раз в день, в общей сложности не менее 2,5–3 часов. Поводом для отказа от прогулки может служить лишь очень холодная ветреная погода (ниже 15°С) и нездоровье малыша.

Для улучшения состояния защитных возможностей ребенка, его закаливания, важно не укутывать малыша, гулять он должен с открытым лицом. Ориентировочное количество одежды для улицы – на  1 слой больше, чем носите вы сами. Большое количество одежды делает его неповоротливым, ограничивает подвижность. Ребенок, лишенный возможности передвигаться, не только не получает удовольствия от прогулки, но и не может полноценно насыщать свой организм кислородом. Если есть возможность, оба дневных сна малыш также может проводить на улице.

Купание ребенка второго года жизни проводится перед ночным сном. Так он будет постепенно привыкать к проведению гигиенических процедур, успокаиваться перед сном. Ванна является хорошей расслабляющей процедурой, помогает снять накопившееся за день напряжение. Малыш лучше спит ночью, восстанавливает силы.

Ну а перед сном ему нужно напомнить о том, что следует почистить зубы, поскольку большое количество сладостей, которое нередко потребляют дети младшего возраста, приводит к раннему кариесу, воспалительным заболеваниям полости рта. А в целом чистить зубы можно приучать с момента их появления. Тогда на втором году жизни эта процедура войдет в привычку.

Читайте также:  Видеть во сне людей в черной одежде

Ежедневная, не менее двух раз в день, чистка зубов профилактическими зубными пастами имеет доказанную эффективность для предупреждения заболеваний полости рта и десен.

Режим дня для ребенка 2-3 лет

Для ребенка третьего года жизни характерна высокая двигательная и познавательная активность. Малыш становится физически более вынослив. При этом иммунитет уже довольно неплохо защищает его. В возрасте от 2 до 3 лет (конечно, если ребенок не посещает ясли) он болеет все реже. При этом он по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Все особенности данного возрастного периода предполагают большие возможности в организации режима дня, максимально благоприятного для физического и умственного развития ребенка.

На протяжении третьего года жизни происходят дальнейшие изменения в длительности активного бодрствования и сна детей. Активное бодрствование в этом возрасте составляет 6–6,5 часов. Общее время сна – 11,5–12 часов, из которых 10 часов – ночной сон и 2–2,5 дневной. Однако если ребенок физически ослаблен, недавно переболел или быстро утомляется, время его сна можно увеличить. Более продолжительный сон восстанавливает силы ребенка после болезни, повышает его защитные возможности, бережет нервную систему. По сравнению с детьми второго года, малыш на третьем году значительно быстрее ест, затрачивает меньше времени на одевание и умывание, поэтому периоды его бодрствования можно заполнить самыми разнообразными занятиями. При этом в силу особенностей развития нервной системы ребенок пока не может длительное время заниматься одним и тем же: однообразные действия и движения утомляют его.

Правильное распределение занятий в течение дня, с учетом его пожеланий и склонностей, а также своевременная смена видов деятельности позволят добиться положительного результата: большую часть дня ребенок будет пребывать в хорошем настроении, испытывать положительные эмоции. Такое состояние послужит для него прекрасной защитой от заболеваний, а иммунитет станет менее уязвимым. И, наоборот, доказано, что постоянный пониженный эмоциональный фон ребенка приводит к быстрой утомляемости, снижению защитных сил организма, частым простудным и другим заболеваниям.

Питание ребенка третьего года жизни становится все более разнообразным. Режим дня для этого возраста предусматривает 4-разовое кормление. Во время еды нужно следить, чтобы ребенок не отвлекался, кушал аккуратно, учился пользоваться столовыми приборами, салфеткой, благодарил после еды. Практически все дети к этому возрасту могут съедать самостоятельно всю порцию. Важно формировать правильное, уважительное отношение к еде. А вот кормление вопреки желанию ребенка приводит к закреплению негативного отношения к ней.

Прогулки совершаются по-прежнему два раза в день, причем вечерняя прогулка особенно важна в связи с возрастающим к концу дня утомлением малыша. Его пребывание на свежем воздухе, смена обстановки, впечатлений положительно сказываются и на поведении. После вечерней прогулки ребенок обычно быстрее засыпает, его сон более спокойный и продолжительный, что очень важно и для нервной системы, и для здоровья в целом. Длительность каждой прогулки зимой – около 1,5 часов, летом – до 2–2,5 часов. Одежда для прогулок должна быть достаточно свободной и удобной, чтобы ребенок мог активно играть на улице.

В режиме дня обязательно должно быть выделено время для закаливающих процедур.

На третьем году жизни умения и навыки правильного поведения, которые сформировались у ребенка, очень непрочны и, если нет постоянства в требованиях взрослых, ребенок быстро все забывает. При этом очень важно, чтобы родители и старшие члены семьи не противоречили друг другу, выступали «единым фронтом» во время приучения малыша к режимным моментам. Разнобой требований ведет к разрушению устойчивых условных связей. Ребенок не может приспособиться к меняющимся правилам и просьбам взрослых, становится капризным и агрессивным.

Необходимо учитывать состояние ребенка перед началом проведения режимных мероприятий, так как, например, настроение малыша перед едой или сном сильно влияют на его аппетит или засыпание и последующий сон. Не следует перед сном или едой проводить веселые подвижные игры, которые возбуждают ребенка, после них трудно сосредоточиться или заснуть. Если ребенок плачет или недоволен, его надо сначала успокоить, а потом начинать кормить.

Большинство родителей к концу третьего года жизни ребенка устраивают его в детский сад. Доказано, что смена окружения – приход даже здорового ребенка в детский сад – сопровождается нагрузкой на нервную систему. Не каждый малыш спокойно переносит разлуку с семьей и резко изменившиеся условия жизни. Дополнительной нагрузкой становится «знакомство» с большим количеством новых вирусов и бактерий. Поэтому перед поступлением в дошкольное учреждение, помимо психологической подготовки, формирующей положительное отношение к предстоящему событию, необходимо еще и выполнять определенные действия, благоприятные для его адаптации в новой среде. Рекомендуется соблюдать режим дня детского сада как минимум за 1–2 месяца до начала его посещения. Это часы кормления, прогулки, дневной сон, бодрствование. Максимально щадящее отношение к ребенку в это время поможет ему без излишней психологической нагрузки приспособиться к новому образу жизни и, соответственно, меньше болеть.

Возможно, вам будут интересны статьи «Детский режим дня» и «Ребенок идет в детский сад» на сайте mamaexpert.ru

Source: www.2mm.ru

Источник