Режиссер фильма полеты во сне и наяву

Режиссер фильма полеты во сне и наяву thumbnail

Полёты во сне и наяву кадры из фильма

Актеры

Олег Янковский, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Костина, Олег Меньшиков, Любовь Руднева, Александр Адабашьян, Никита Михалков, Елена Михайлова, Алёна Одинокова (II)

Производство

Киностудия им. А.Довженко

Жанр

эксцентрическая драма

Накануне своего сорокалетия герой фильма — инженер конструкторского бюро Сергей Макаров пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа… Он вдруг начинает понимать, что жизнь его пуста. Да и окружающие его близкие чувствуют, что за бравадой Макарова ровно ничего нет…

последнее обновление информации: 11.05.19

Государственная премия СССР 1987 года Олегу Янковскому.

В образе Сергея, главного героя фильма есть нечто, что заставляет вспомнить и Мюнхгаузена, и писателя-кудесника из «Обыкновенного чуда». Это — непримиримость и презрение ко всему серенькому, суетному, мелочному, это неистовость души, жажда света и чуда, жажда невозможного, это «мильон терзаний» сердца, которое не хочет и не может жить в ритме в маятника незатейливых домашних «ходиков». Для Сергея — это работа, вовсе переставшая приносить удовлетворение, это круг сослуживцев, прискучивших «соседей по кульманам», это семья, в которой все милое, горячее, живое словно затянулось застывшей коркой лавы, это каждодневный обман, в который с отчаянным упрямством вовлекает себя герой, это — яростные попытки прорваться, обрести ясность, гармонию, целесообразность жизни.
Бывает ли такое с нами? Редко. Но бывает… Особенно когда подступает первая усталость прожитых сорока лет. Герою так и не удается прорвать «заколдованный круг», воспарить в небо. И драматическая сцена финала, сыгранная Олегом Янковским, быть может, заставит вас припомнить его Мюнхгаузена, на глазах у тысяч людей шагающего к пушке, в которую… «забыли» положить порох. Там героя хотели погубить. Но ведь он все-таки взлетел! Искусство всегда живет надеждой, пробуждает ее в наших сердцах… И пусть в «Полетах во сне и наяву» мы не увидели победы героя (жизнь — не сказка), во многое заставляет вас поверить в то, что настанет и его час.

Кинокритик Андрей Зоркий

кинокритик Андрей Зоркий

«Спутник кинозрителя», февраль 1983 года

«Полеты во сне и наяву» в чем-то напоминают «Утиную охоту» Вампилова, «Осенний марафон» Данелия и другие истории о жизненном кризисе российского интеллигента. Ассоциаций может возникнуть немало, но при всем том «Полеты…»- оригинальное , талантливое произведение сложившихся мастеров. Главную роль архитектора Сережи сыграл в фильме Олег Янковский. Его герой — само обаяние и остроумие. В ситуациях, мучительно постыдных для героя «Осеннего марафона», он чувствует себя как рыба в воде, не страдая от собственной непорядочности по отношению к жене, сослуживцам, приятелям. Но в один прекрасный день он убеждается, что без него окружающие, оказывается, вполне могут обойтись. Жена измучилась, устала и согласна воспитывать дочь одна. Бывшие возлюбленные тоже готовы оборвать с ним все связи…
Что же делать? Неужели осталось одно — покончить с жизнью? И вот Сергей, словно примеривается к этому «варианту». Сначала падает «замертво» на улице, дабы привлечь к себе внимание юного создания женского пола. Затем после неудачной попытки помешать расхищению «народного добра» из товарного вагона лежит «бездыханно», до полусмерти пугая путевую обходчицу. И наконец, разыгрывает роль «утопленника»…
Финал фильма поставлен мастерски. Тут напряженная музыка Вадима Храпачева сменяется разухабистой песенкой, которая в контрасте с щемяще-прозрачными тонами неброского речного пейзажа подчеркивает драму героя.
@..Вот Сергей в промокшей одежде прячется за деревом и наблюдает, как только что веселившаяся компания сосредоточенно ищет в реке его тело. Но в итоге выходит как в басне о пастухе и волке. Пастух тоже испытывал готовность людей прийти на помощь стаду ложными тревогами. Результат известен — в третий раз появился настоящий волк, а вот люди уже не поверили крикам пастуха. Так случилось и с героем фильма Романа Балаяна: в глазах окружающих он стал выглядеть шутом, паяцем…
Олег Янковский играет драму человека, которому многое было дано, но так и не реализовано. Перед нами судьба неординарного человека, зашедшего в тупик. Образ заставляющий задуматься, взглянуть на себе со стороны. В свое время иные критики писали, что кризис героя «Полетов…» связан-де с общественной ситуацией «эпохи застоя». Время показало, что «лишние люди», не имеющие возможности для самореализации, вовсе не продукт «развитого социализма»…

Читайте также:  Рингтон эта ночь нам покажется сном скачать

Александр Федоров

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

«Юморист»: Смешить бы рад

29 января

29 января, 22:45, TV1000 Русское кино

Александр Гордон: «Творческий кризис режиссера – это просто невыносимо»

7 июня 2018

Режиссер фильма «Дядя Саша» – о Чехове, Вайнштейне и Березовском.

Немного Крыма и немного любви: Какое авторское кино поддержало Минкультуры?

12 июля 2017

Описания всех проектов, которые получат в этом году государственные деньги

Скончалась актриса Людмила Иванова

7 октября 2016

Исполнительница роли Шуры в «Служебном романе» ушла из жизни в возрасте 83 лет.

Все новости >>

Источник

Идея снять фильм о человеке, который на пороге сорокалетия решил оглянуться на прожитую жизнь, пришла к Роману Балаяну, когда он переживал не лучший период в жизни. Режиссёру был 41 год, поэтому переживания героя ему были понятны, кроме этого после удачной экранизации рассказов Ивана Тургенева «Бирюк» перед ним как будто закрылись двери в кино. Пять лет он не мог пробить ни один сценарий. Ему предлагали снимать фильмы про рабочих, а он хотел снимать совсем другое кино про других людей…

Своими идеями и переживаниями Балаян поделился со своим другом и коллегой Никитой Михалковым, и тот посоветовал обратиться к сценаристу Виктору Мережко. Тот сначала отказался, говорил, что не знает о чём писать. «Напиши про меня. Все время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу вниз. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена ругается, что денег нет, дети орут — кушать хотят…» — сказал Балаян, и Мережко сразу придумал название «Полёты во сне и наяву». Потом вспомнил историю брата, который в сорок лет не мог найти себя, и сел за сценарий.

В главной роли сценарист видел Никиту Михалкова и писал героя «под него». Но Балаян посмотрел фильм «Мы, нижеподписавшиеся» с Олегом Янковским и попросил Мережко познакомить его с актёром. Никита Михалков потом обижался на сценариста — он знал, что роль пишется для него, а друг пошёл на поводу у режиссёра… В фильме Михалков все-таки появился — специально для него был придуман эпизод со съёмками, в котором он сыграл режиссёра. Для главной роли режиссёр посчитал его слишком оптимистичным и жизнерадостным.

В эпизоде со съёмками фильма герой Олега Янковского обращается к одному из актёров: «Кузнечик, да?». Это на самом деле был Кузнечик — актёр Сергей Иванов, который играл лейтенанта с таким прозвищем в фильме «В бой идут одни старики».

Самому Янковскому пришлось разрываться между Владимиром, где снимались «Полёты…», Подмосковьем, где шли съёмки комедии «Влюблён по собственному желанию», и Москвой — спектакли в Ленкоме никто не отменял. Актёр спал по 3−4 часа, а большую часть свободного времени проводил за рулем по пути от сцены до какой-нибудь из съёмочных площадок. Этот период он называл «Бермудский треугольник», а к своим героям — Сергею Макарову и Игорю Брагину — относился как одному человеку в разных проявлениях.

По сценарию Сергей Макаров в финале фильма должен был погибнуть — на пикнике он падал с дерева и разбивался. Но такой финал не нравился ни режиссёру, ни исполнителю главной роли… Новый финал придумал сам Роман Балаян — по дороге на съёмочную площадку он увидел стога сена в тумане и катающихся между ними мальчишек на велосипедах. Картина показалась ему очень атмосферной и в конце фильма Макаров бежит за мальчиками, а потом падает в стог сена.

Многие актёры в фильме появились по воле случая. Жену главного героя сыграла супруга Олега Янковского — актриса Людмила Зорина, она пришла на съёмочную площадку вместе с мужем. Олег Меньшиков появился уже по ходу съёмок — режиссёр решил, что главному герою надо противопоставить кого-то помоложе и пободрее. На стадии озвучания к творческой группе присоединился актёр Юрий Богатырёв — он говорил за уехавшего в командировку Александра Адабашьяна.

Олег Янковский за роль Сергея Макарова получил Государственную премию, а вот фильму была присвоена только вторая прокатная категория — его показывали на окраинах крупных городов. Но именно этот факт заинтересовал зарубежных прокатчиков, они решили, что это запрещённый в СССР фильм и поэтому охотно его покупали. Сценаристы предложили режиссёру снять продолжение и даже написали черновой сценарий под названием «Каждый третий, или Дальше будут драконы», но Балаян отказался со словами, что это будет самоцитирование и самоистязание. Однако режиссёр настолько сработался с Олегом Янковским, что снял его ещё в пяти фильмах.

Источник

Автор:

16 марта 2018 08:57

Как Олег Янковский попал в «Бермудский треугольник», каким должен был быть финал и почему Никита Михалков обиделся на друга.

Источник:

Ссылки по теме:

Режиссер фильма полеты во сне и наяву

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

Источник

Первый раз, в подростковом возрасте, когда эмоции не терпели полутонов, фильм вызвал возмущение и скуку. Раздражали все «лишние» сцены, явный вызов главного героя.

Позже фильм не смотрела, «пробегала», выхватывая фрагменты. Но эти фрагменты уже завораживали, останавливали.

Читайте также:  Во сне выпал зуб к чему

Потребовалось много лет, чтобы понять, что это, действительно, шедевр. Даже не множество скрытых смыслов создают это ощущение, а заложенное в нем пророчество. А еще это кино — хороший тест для любого общества. Рецензии на фильм — лучшее описание «истории болезни».

Кадр из фильма Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru

Роман Балаян снял «Полеты во сне и наяву» в 1982 году. Главного героя, сорокалетнего Сергея Макарова, сыграл Олег Янковский. Великолепный актерский состав: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Костина, Никита Михалков, Александр Адабашьян (его озвучил Юрий Богатырев), Олег Меньшиков.

Сергей Макаров показан накануне своего сорокалетнего юбилея, времени переосмысления жизни. Не случайно многие пишут, что этот фильм о кризисе среднего возраста. Разумеется, этот фильм и о кризисе, но мне кажется, что герой показан в критическое время, чтобы высветить остроту «спрятанных» проблем.

У него есть жена и маленькая дочка, есть молодая любовница Алиса, есть коллега, бывшая любовница Лариса Юрьевна, он пользуется ее машиной и без всякого стеснения кредитуется. Коллегу-любовницу играет Людмила Гурченко. В Ларису Юрьевну влюблен начальник, а по совместительству и друг Макарова — Николай Павлович (в исполнении Олега Табакова).

Сергей Макаров мечется между женщинами, работой, подобно мотыльку. Грезя полетами над всей этой иллюзией жизни. Иногда кажется, что он и есть единственный живой человек в «механической» реальности. Человек, которому не хватает воздуха без Неба. Удивительная харизма притягивает к нему и женщин, и друзей.

Казалось бы, совершенно незаслуженное внимание, внимание к человеку, который за поиском потерял сам предмет этого поиска. Он не способен любить, ему чужды и другие человеческие чувства. Будто испытывает близких на прочность, постоянно провоцируя. Но это провокация себя через них, словно стремится достигнуть собственного дна, стремится исчезнуть, но исчезнуть красиво — в полете.

Многие писали, что это фильм о невозможности свободы в эпоху позднего застоя, да и сам режиссер как-то обмолвился о «лишнем человеке», невозможном для него расписанном пути (холодильник, ковер, квартира). Но через тридцать с лишним лет все видится иным.

Герой Михалкова (странно видеть в эпизоде) — человек будущего, человек, созданный для нашего сегодняшнего времени. Он в любом балагане — главный, ведь только он, созданный из цинизма, умеет «договариваться», умеет убедить любого, особенно «человека летающего». От него веет беспринципной прагматичностью.

И герой Табакова вползет в будущее, потому как ему и надо-то немного. Потому как таких — большинство, они основа. Им важна любовь, важна дружба, они ответственны, но их не смущает ложь «во благо», они готовы многое стерпеть…

Кадр из фильма Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»

А как много героинь Людмилы Ивановой! Зайдите на любой форум, включите ток-шоу. Они всегда «знают, как надо», они жизнь свою положили на «экспертную деятельность».

И молодому другу юной любовницы Алисы в роли Олега Меньшикова тоже есть место, а уж пресловутые 90-е были и вовсе его временем. А вот «летающему Макарову» места нет, кончилось его время. И то, что в конце застоя воспринималось тюрьмой для полетов, теперь выглядит иначе. Это остатки атмосферы для них, пусть уже и «кислотной».

Фильм многоплановый, воспринимается зрителями по-разному. Интересный и ненавязчивостью образов, которые раскрывают смыслы. Общую фальшивость «рисует» музыка, сцены непонятной свадьбы, съемок странного фильма. Путешествия по мирам, сны наяву — как свобода от каких-либо привязанностей. Не случайно он забывает о юной любовнице, когда она пряталась в машине от знакомых.

Афиша фильма Афиша фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru

Почему этот человек обладает такой манкостью, таким притяжением? Вытянутый серый свитер, который он не снимает все время действия, подчеркнутая стертость образа, и только глаза — в которых какой-то иной блеск, а может, просто жизнь?

И финальная сцена, сцена, в которой герой становится совершеннейшим ребенком, бегая с мальчишками, а потом — сворачиваясь эмбрионом в стоге сена, мучаясь от холода, «рождаясь наоборот», умирая…

Тема детства присутствует все время, не зря же постоянны обращения к матери. Но у героя инфантилизм как вызов, как инструмент провокации, полета. Он «улетел», остались только те, которых придавило притяжение. Остался и инфантилизм, только как новое правило существования, как основа нового мира. В котором комфортно глупенькой Алисе, осуждающим «экспертам», всем героям, не жаждущим полетов.

Источник