Роль сна татьяны в романе евгений онегин

Роль сна татьяны в романе евгений онегин thumbnail

«Евгений Онегин» – роман в стихах, одно из самых известных произведений Пушкина. Великий русский писатель посветил ему семь лет своей жизни. Работа над романом продолжалась с 1823 года по 1830 год. Важную роль в произведении имеет сон Татьяны Лариной.

Образ Татьяны

Татьяна Ларина – главная героиня романа «Евгений Онегин». Молодая 18-летняя девушка, живущая в провинции, мечтает о большой любви. В отличии от своей младшей сестры Ольги она не так красива и весела, а, наоборот, задумчива и меланхонична. Видя сестер Лариных в первый раз, Онегин удивляется, почему его друг Ленский влюбился в Ольгу, ведь она поверхностна и неинтересна. По мнению Евгения, поэт (Владимир Ленский был поэтом) должен быть очарован татьяниной грустью и сложностью характера.

Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина и пишет ему любовное письмо, что было совершенно не типично для девушки того времени. Однако, хоть главный герой и считает девушку интересной, не любит ее, и отвечает ей отказом. Для Татьяны это был большой удар, все ее мечты разрушились. Через несколько лет она выходит замуж за нелюбимого человека и становится светской дамой. Встретив ее, Онегин влюбляется без памяти, понимает, каким глупцом он был и, опьяненный своей любовью, пишет ей письмо. Главная героиня по-прежнему любит его, но отвечает, что слишком поздно и между ними ничего не может быть: «но я другому отдана и буду век ему верна»

Татьяна – женский образ, ставший олицетворением женственности, пылкой и страстной любви, но в то же время верности и целомудренности.

Сон Татьяны

На кануне крещения Татьяна, как и многие незамужние девушки на Руси того времени, решает погадать на суженного. Автор пишет, что девушка была суеверной:

«Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.»

В последний момент Татьяна пугается, ее посещает какая-то странная тревожность о будущем. Так и не решившись на гадание, она ложится спать. Во сне девушка видит огромного лохматого медведя, которого очень пугается. Он помогает ей перебраться через бурный поток, а она «ни жива, ни мертва» следует за ним. Когда она падает, он подхватывает ее и тащит в избушку, которая наполнена фантастическими животными:

«Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордой,

Там карла с хвостиком,

а вот Полужуравль и полукот.»

Среди этих мифических существ Татьяна узнает своего возлюбленного. Во сне Татьяны Евгений Онегин является хозяином этого странного общества. Увидев ее, он направляется в ее сторону, и на какое-то время они остаются наедине. Однако скоро в комнате появляются Владимир Ленский с Ольгой, что очень злит Онегина. Между приятелями завязывается ссора и главный герой в порыве гнева убивает своего друга.

Через некоторое время оказывается, что Татьянин сон оказался пророческим.

Значение сна Татьяны

«Пророческий сон» – один из излюбленных элементов А.С. Пушкина. Такой сон является частью сюжета в «Капитанской дочке». В сказке «Жених» Пушкин ведет повествование также посредством сна, только в ней сон не пророческий, а придуманный: главная героиня выдает свои сновидения за реальность. Проведя анализ произведения, можно сделать вывод, что «сон», как элемент повествования, встречается в таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова и «Светлана» Жуковского.

Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.

Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме «Сон Татьяны в «Евгении Онегине». В статье раскрывается смысл пророческого сна Татьяны, проводятся параллели с другими произведениями русской литературы, где сны главных героев играют важную роль в произведении.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи. Кроме того, этот эпизод является своего рода связующим звеном между главами и событиями произведения.

Не секрет, что для Пушкина Татьяна была настоящей русской девушкой, близкой к народу, любящей деревню. Потом и сон её наполнен элементами русского фольклора, народности. Например, девушка встречается в своём сне с медведем, а ведь медведь – это частый герой русских сказок

Сам сон девушки очень логичен, события идут одно за другим, выстраиваясь в сюжетную цепь, без резких скачков: девушка идёт по лесу, где встречает медведя, который помогает ей пробираться через сугробы, животное страшит её, поэтому Татьяна лишается чувств, но медведь несёт её в дом, где девушка видит своего возлюбленного, Евгения, в окружении разных чудищ. Когда они видят девушку в сенях, поднимается шум, но Онегин-хозяин прогоняет их и остаётся с Татьяной наедине. Но после появляется Ленский и Онегин во сне убивает его.

Читайте также:  Видеть во сне у себя вшей на голове

 Столь же логично вплетение самого этого эпизода в текст произведения. Сон девушки является своего рода отражением событий романа. К примеру, видеть во сне медведя – к замужеству, а когтистая лапа, на которую опирается во сне Татьяна, сулит богатую жизнь. В конце романа Татьяна действительно оказывается замужем за генералом, она становится светской дамой и живёт в достатке.  Следовательно, медведь символизирует её будущего мужа-генерала во сне, и Татьяна, как мы помним, хотя и напугана, идёт за ним.

Увиденные девушкой во сне чудовища символизируют неприятности, которые не заставят себя ждать и в реальной жизни героев. Кроме того, их пир символизируют похороны, которые также случатся после гибели Ленского. Как мы уже знаем, во главе стола сидел Евгений, который и будет «предводителем» всех этих неприятностей, включая убийство юного поэта.

Часть, где Евгений остаётся с Татьяной наедине, отражает мечты девушки о любви. Она влюблена в Онегина и жаждет взаимности, и во сне она эту взаимность получает: мужчина ласков с ней так, как никогда не был в жизни.

Далее сон показывает дальнейшие события романа абсолютно буквально: появляется Ленский, и Онегин убивает его. В произведении же их вскоре после сна ждёт дуэль, где Ленский также будет убит и похоронен. Благодаря некому предчувствию девушки, сон становится вещим.

Таким образом, эпизод сна выполняет в произведении две важнейшие функции: раскрывает характер Татьяны, её мечты, подчёркивает её близость к русскому народу, а также является аллюзией на события романа, предвосхищая судьбы его главных героев.

2 вариант

Сон, приснившийся Татьяне описан в пятой главе, которая как раз предшествует трагическим событиям романа. На Святки Ларина вместе с другими девушками гадает, после чего засыпает с зеркалом под подушкой. Сны, увиденные в это время, на Руси приятно считать вещими.

Сон Татьяны также является по-своему пророческим. Его можно условно разделить на две части.

Начинается сон с того, что девушка стоит на берегу ручья. Ручей этот символизирует ее страх, сомнения, неопределенность. Текущая вода — знак скорых перемен. Они страшат Татьяну, она ждет кого-то, кто помог бы ей перейти на другой берег. Тут из чащи леса появляется медведь. Этот образ в русском фольклоре символизирует мудрость, достаток, благополучие. Сначала девушка пугается медведя, но потом следует за ним в его дом. Это можно назвать предсказанием будущего мужа Татьяны, взрослого, солидного, обеспеченного генерала. С медведем ей спокойно и безопасно, но душа к нему не лежит.

Во второй структурной части сна появляется Евгений. Когда он возникает, Татьяна думает, что теперь она спасена от кошмара, но Онегин из сна пугает ее еще сильнее. Этот отрывок можно рассматривать как пророчество и для него. Сначала Онегин пирует с домовыми, ведьмами, чудовищами, он пьет, смеется и веселится. Это может символизировать жизнь, полную забав и удовольствий, которую он вел в Петербурге и которую начнет вести снова. И там происходит встреча с Татьяной. Говоря: «Мое!» он вторгается в ее жизнь как сделал это в конце романа. После происходит их роковая стычка с Ленским, все случается быстро: ссора, нож, удар, мертвое тело. Как и в жизни, никто не успевает ничего понять.

Сон Татьяны можно рассматривать как немного мистического в романе. «Евгений Онегин» — очень светское произведение, но в какой-то момент автор решает добавить совсем чуть-чуть неизведанного и пугающего. Ведь Татьяна — весьма чувствительная и восприимчивая девушка, кому как не ей мог быть послан такой сон. А может, она, совсем не разбираясь еще в жизни, интуитивно чувствовала, как все может обернуться, и подсознание подсказало это во сне. Этот эпизод сильно повлиял на Татьяну. Кто знает, возможно, она через много лет, именно вспомнив свой сон, отказала Онегину.

Также читают:

Картинка к сочинению Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Гнев твой враг твой по пословице 7 класса

    Личность каждого человека состоит из многих элементов, когда мы взрослеем, то начинаем яснее осознавать эту многогранность. В самом раннем детстве трудно понять власть многих эмоций.

  • Сочинение на тему Зимние сумерки 8 класс

    Сложно найти человека, который не любил бы лето. Яркое палящее солнце и цветущая природа – все это ассоциируется у нас лишь с положительными эмоциями. А что насчет зимы? Неужели найдется человек, которому были бы по душе зимние стужи

  • Анализ главы Тамань (Герой нашего времени) сочинение 9 класс

    Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань

  • Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма рассуждение

    Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе Телеграмма

  • Сочинение на тему Котенок

    Говорят, что все в детстве милые – даже крокодилы и шакалы. Но, по-моему, кошки, всё-таки, в детстве милее всех! Котята такие всегда маленькие, симпатичные.

Читайте также:  Видеть во сне плакать сильно самой

Источник

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Ольга ПАВЛОВА, школа № 57, Москва
Учитель — Надежда Ароновна Шапиро

Сон Татьяны в пятой главе пушкинского романа
“Евгений Онегин” – самое загадочное место во
всём произведении. Эпиграф к этой главе (“О, не
знай сих страшных снов ты, моя Светлана!”) взят из
известной баллады Жуковского “Светлана”,
главная героиня которой засыпает и видит
различные ужасы. Существует также традиция
сравнения сна Татьяны со сном Наташи из баллады
“Жених”, которая была написана Пушкиным
примерно в то же время, что и пятая глава (правда,
в балладе Наташа только описывает
действительность, выдавая её за страшный сон).
Однако обе баллады (и Жуковского, и Пушкина)
заканчиваются благополучно (Наташа разоблачает
злодея в финале, а Светлана просыпается и узнаёт
о возвращении своего жениха; кошмарные сны не
имеют продолжения и никакого влияния на
последующую жизнь героинь), тогда как сон Татьяны
– зловещий знак её судьбы (Татьяна недоумевает и
во сне, и после пробуждения, ищет толкование сна в
соннике). Сновидение Татьяны – вещее (в
творчестве Пушкина не раз встречались такие сны:
например, видел Пугачёва в пророческом сне
Гринёв).

Татьяна верила в приметы (“…предчувствий
горестных полна, ждала несчастья уж она”),
святочные гадания (которые сулили ей утраты в ту
зиму). Хотя Татьяна и находила тайную прелесть “в
самом ужасе”, ворожить она не решилась, положив
зеркальце под подушку (здесь существует явная
параллель со Светланой, которая гадала с
зеркалом, о чём и упоминает Пушкин в этой строфе).
Снится ей “чудный сон”: она “идёт по снеговой
поляне” (вообще, сама пятая глава начинается с
описания зимних пейзажей; “Татьяна… с её
холодною красою любила русскую зиму…”). Тема
зимы будет сопровождать героиню всё время. В
Москву, “на ярманку невест”, она поедет по
зимнему пути (но в тот момент Татьяна уже не рада
“проказам матушки зимы”, ей страшно). Встреча
Татьяны и Евгения в Петербурге происходит в это
же время года, а сама она при встрече с Онегиным
“окружена крещенским холодом”, и холод этот –
броня Татьяны. Так от любви к зиме она переходит к
страху перед ней, а потом зима (равнодушие и
усталость) поселяется внутри неё. Отзовётся в
реальной жизни и ещё один мотив из сна: Татьяна
видит “дрожащий, гибельный мосток”; потом она на
пути в Москву заметит, как “мосты забытые
гниют”.

В хижине, куда затем попадает Татьяна, –
веселье (яркий свет, “крик и звон стакана”). Но
Пушкин сразу говорит: “Как на больших
похоронах”, что и не предвещает героине ничего
хорошего, и одновременно намекает на
потустороннюю силу. Действительно, пируют там
страшные чудища: “один в рогах с собачьей
мордой”, “другой с петушьей головой”, “ведьма с
козьей бородой”, “карла с хвостиком” и т.д. Но
главное, кроме них, Татьяна видит и того, кто “мил
и страшен ей”, Евгения, и причём в роли
“хозяина” (все ему подчиняются), атамана шайки
нечисти, который затем убивает Ленского. В этот
момент Татьяна просыпается и сразу видит Ольгу,
которая являет собой полный контраст (“…Авроры
северной алей и легче ласточки…”) мрачному сну с
убийством её, Ольги, суженого; эта ситуация
отражается позже: после действительного
убийства Ленского Ольга очень быстро
оправляется и выходит замуж за улана (“Увы!
невеста молодая своей печали неверна. Другой
увлёк её вниманье…”), в противоположность
Татьяне (“Но я другому отдана; я буду век ему
верна”).

Сон этот интригует Татьяну, она ищет ответа у
Мартына Задеки, ей непонятен, загадочен и сам
Онегин, она не может постичь его сущность. Ответ
(или это опять неверный ответ?) она найдёт гораздо
позже, когда, разглядывая книги Онегина в его
доме, скажет: “Уж не пародия ли он?” Но в этот
момент (в пятой главе) Татьяна находит решение
прямо противоположное. Во всей главе Онегин
обрисован самыми мрачными красками: он и лихой
молодец, предводитель шайки домовых, герой тех
книг, которые описаны в третьей главе:

Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.

Онегин повторяет некоторые жесты этих героев
во сне Татьяны (хотя она сама с этими
произведениями незнакома). Ещё в третьей главе
Онегин предстаёт перед Татьяной “грозной
тенью”, “блистая взорами” (в её сне он “взорами
сверкает”, “дико… очами бродит”). Когда же
Онегин увлекает её в угол и “клонит голову свою к
ней на плечо”, он предположительно играет роль
Вампира, обречённого питаться кровью молодых и
прекрасных женщин, которых он любит. В романе
“Жан Сбогар” также есть похожая ситуация:
героиня рассказывает своему жениху ужасный сон,
в котором она тоже была среди всякой нечисти, а
повелевал ею её жених. Действительно, в
сновидении Онегин воистину “сатанический урод”
и “демон” (слова эти появляются в восьмой главе,
указывая, скорее всего, на сон Татьяны).

Другая часть пятой главы посвящена именинам
Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её
сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно
напоминают адских созданий из сна (например,
“уездный франтик Петушков” – “другого с
петушьей головой”, а остальные – “Буянов, в
пуху, в картузе с козырьком”, “Флянов… обжора,
взяточник и шут”, “мосье Трике, остряк, недавно
из Тамбова, в очках и в рыжем парике” – настолько
нелепы и смешны, что похожи на описания тех
“домовых”). В хижине – “лай, хохот, пенье, свист
и хлоп, людская молвь и конский топ”, у Татьяны –
“толкотня”, “тревога”, “лай мосек”, “чмоканье
девиц”, “шум”, “хохот”, “давка”, “поклоны”,
“шарканье гостей”; во сне героини – “крик и
звон стакана”, на именинах – “рюмок звон”,
“никто не слушает, кричат”. Но и на этом пиру
Онегин проявляет свою демоническую сущность:
сердитый на весь мир, он решает “отмстить”
Ленскому (непонятно за что, ведь он сам
согласился приехать), а результатом его плохого
настроения является дуэль, глупая и никому не
нужная. При описании состояния героини и во сне, и
на празднике (она равно чужая и там, и здесь)
употребляются похожие эпитеты, а одна фраза
(“Татьяна чуть жива”) повторяется дословно.
Кстати, на её вопрос в письме к Онегину: “Кто ты,
мой ангел ли хранитель или коварный
искуситель…” – дан достаточно ясный и
однозначный ответ. Пушкин и раньше называл
Онегина “искусителем роковым” (и это отчасти
правда: в последней главе Татьяна действительно
подвергнется большому искушению), а Ленский
считает его “развратителем”. Единственное
светлое место для Татьяны во всей пятой главе –
строфа тридцать четвёртая, где “взор… очей”
Онегина “был чудно нежен”.

Читайте также:  Можно ли стричь ребенка во сне

Итак, в день именин самой светлой героини
совершается вакханалия самых чёрных сил зла
(причём эпиграф ещё раз подчёркивает это: светлая
героиня (Светлана) – “страшные сны”).

Тема сна будет сопровождать Онегина на
протяжении всего романа. Резко контрастирует его
“сладостный, безгрешный сон” после получения
письма Татьяны и “страшный, непонятный сон”, в
котором он чувствует себя на дуэли (он горько
будет сожалеть об этой “минуте мщенья” на балу,
да и Оленьку тот котильон томил, “как тяжкий
сон”). Не зря он проспал время дуэли (“…Ещё над
ним летает сон”). Затем этот мотив появляется в
восьмой главе, после встречи Онегина и Татьяны.
Он вспоминает: “…Та девочка… иль это сон?..”, он
спрашивает себя: “Что с ним? в каком он странном
сне!”

Как ранее Татьяна, Онегин полон недоумения: та,
что раньше казалась такой простой, такой
доверчивой и понятной, теперь оказалась на
недосягаемой высоте. Татьяна – неприступная
богиня, “величавая” “законодательница зал”. Но
сама героиня видит всё по-другому. Её впечатления
от первых балов в Москве (“теснота, волненье, жар,
мельканье”, “шум, хохот, беготня, поклоны,
галоп” – в общем, “волненье света”) очень
напоминают “адской сволочи скаканье” из сна
(светская толпа – “ряд докучных привидений”).
Опять Пушкин перечисляет гостей (как во сне и на
именинах): “…Проласов, заслуживший известность
низостью души…”, “…другой диктатор бальный
стоял картинкою журнальной, румян, как вербный
херувим…”, “…путешественник залётный,
перекрахмаленный нахал…” и т.д. Скорее всего,
для Татьяны эти люди ничем не лучше персонажей из
её сна. Но по иронии судьбы, теперь она – хозяйка
бала, хотя и ничуть не дорожит этой “ветошью
маскарада”, “блеском”, “шумом” и “чадом”. А
Онегин, видя её среди всего этого, не может
понять, как она могла так измениться. Он на балах
в Петербурге оказывается в роли Татьяны на
шабаше. Как и Татьяна, он пытается найти этому
объяснение, но не в соннике, а в литературе, читая
“Гиббона, Руссо, Манзони” “без разбора”. Но
“меж печатными строками читал духовными глазами
другие строки”: “то были тайные преданья
сердечной, тёмной старины” (Татьяна “верила
преданьям простонародной старины”, гадала), “ни
с чем не связанные сны” (опять тема сна!),
“угрозы, толки, предсказанья” (Мартын Задека
Татьяны), “длинной сказки вздор живой” (а сам сон
героини и есть сказка, с явными волшебными
мотивами), “письма девы молодой” (аналог письма
Татьяны). Перед встречей с Татьяной он сам на
“мертвеца” похож.

Сон Татьяны предопределил их будущее. Да, в
конце концов они меняются местами (классическая
для романов ситуация несовпадения), но это далеко
не так важно, как то, что вся жизнь Татьяны и
Евгения не удалась (они оба чужие на этом
празднике жизни), она похожа на дурной сон. Ни его,
ни её никто в окружающем мире не понимает. Даже
друг для друга они не очень реальны. Татьяна
“мечтой стремится… в сумрак липовых аллей, туда,
где он являлся ей”. И Онегин возвращается в
мыслях к деревенской жизни: “…То сельский дом –
и у окна сидит она… и всё она!..”

Итак, вещий сон Татьяны – один из самых важных и
интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста
он расположен в пятой главе – ровно посередине
романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие
событий в жизни героев, предсказывая не только
ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более
отдалённое. В предпоследней строфе романа Пушкин
в последний раз упоминает ключевое слово “сон”:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне, –

замыкая этот “сонный” круг.

 

Источник