Роль снов веры павловны в романе что делать

Роль снов веры павловны в романе что делать thumbnail

Николай Гаврилович Чернышевский — создатель произведения особого жанра — художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини — Веры Павловны, так как роман из-за цензурных соображений написан в иносказательной форме.

Писатель в многочисленных публицистических отступлениях объясняет свои взгляды на окружающих, роль литературы в формировании общественного мнения.

Чернышевский своей деятельностью старался приблизить построение справедливого, разумного строя, в условиях которого бы каждый человек мог развивать свои способности, работая на себя и на государство. Не вина писателя, что на протяжении веков многие стремились к этой утопии. Николай Гаврилович дает конкретные рецепты: что необходимо делать, чтобы стать счастливым и богатым, построить ту общественную формацию, которая была бы универсально приемлемой для всех.

В снах героини автор показывает путь мыслящей девушки к вершинам профессионализма. Надо учесть, что роман писался в то время, когда в России не было системы женского образования. Женщинам отводилась второстепенная роль: хранительниц очага, воспитательниц детей, которым дано будет жить в новом мире, но матери, жены, сестры и дочери не могли рассчитывать на более широкий круг общественной деятельности. Лишь “крохи с барского стола” могла поднять женщина.

Герои Чернышевского — новые люди. Они по-иному смотрят на женщину и ее роль в общественной жизни. Не случайно Лопухов предоставляет Вере Павловне полную свободу после замужества. Он “выпустил ее из подвала” жизни, теперь она вправе сама выбирать свой путь. Она становится создательницей женской артельной мастерской. Но вскоре Вера Павловна понимает, что это не то дело, которому бы она хотела посвятить жизнь. Дела в швейной мастерской налажены, она дает стабильный доход и хозяевам и работницам, участвующим в доле прибылей, а Вера Павловна становится ассистенткой своего второго мужа — врача Кирсанова. Это ли не свободный выбор женщины?!

В снах Веры Павловны писатель объясняет или предсказывает то, что последует потом в жизни героев или России в целом. Четвертый сон Веры Павловны — это утопическое видение Чернышевским будущего справедливого общественного устройства страны. Своего рода это классическое описание коммунистического устройства страны, к которому впоследствии шла Россия на протяжении ряда лет.

Не вина писателя, что мечтам и планам его не дано было сбыться. Художник имеет право на вымысел, а Чернышевский завоевал это право той подвижнической деятельностью и жизнью, которую положил на алтарь прекрасного будущего.

Сейчас, с высоты XXI века, легко давать оценки, судить прошлое и предков, тем более, что оппоненты не могут ответить. Их легко обвинить во всех грехах, даже своих собственных. Но история хранит неопровержимые доказательства, что свою деятельность Чернышевский подчинял не корысти, собственническим интересам, карьере, будущей славе, а высокому служению России. Он не столько великий писатель, сколько самоотверженный и честный человек, сумевший прожить в ладу с собой, а это очень не просто и заслуживает уважения потомков.

Задачи и тесты по теме «Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора»

Источник

Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.

Первый сон

О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.

Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.

Читайте также:  Переехать во сне в большую квартиру

Второй сон

О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.

Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.

Третий сон

О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.

Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.

Четвертый сон

О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.

Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.

Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.

Автор: Виктория Арутюнян

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник

Роман Николая Чернышевского «Что делать?» является уникальным не только в своем идейном направлении, но и в построении сюжета. Смысл и значение снов Веры Павловны в романе «Что делать?» аллегоричны. Ведь через них автор противопоставил свои представления о светлом будущем и несправедливости настоящего. Они описали не только судьбу самой главной героини, но и всего женского рода.

Читайте также:  Почему после сна на губах белый налет

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?»

Герои романа

В своих снах главная героиня видела множество персонажей, некоторых из них она знала в жизни, а другие были лишь плодом ее воображения. Всего сны Веры заняли в романе 4 главы — Чернышевский отвел на описание каждого из них по одной.

Вера Павловна

Вера Розальская — главный персонаж романа, история ее жизни может послужить основой сочинения по роману.

Девушка выросла в Петербурге в многоэтажке на Гороховской улице. В 12 лет мать отдала ее в пансион. Еще будучи ребенком, она научилась шить, с 14 шила на всю семью, а с 16 сама учила других девушек пансиона. По характеру героиня общительная и веселая, несмотря на мещанскую угнетающую атмосферу, царившую в родном доме. Вера желает покинуть его и выходит замуж за любящего ее учителя своего брата — Дмитрия Сергеевича. Девушка не прониклась к нему чувствами, а потому жили они в разных комнатах.

Розальская решается открыть швейную мастерскую

Розальская решается открыть швейную мастерскую, которая в будущем стала приносить ей хороший доход. Прибыль от дела она распределяет между работницами. Девушка влюбляется в друга своего мужа — Александра Кирсанова и это оказывается взаимно. Лопухов, узнав об этом, спокойно разводится с ней и Вера находит свое счастье с любимым мужчиной.

Кирсанов и Лопухов

Кирсанов Александр стал вторым мужем Веры и был другом ее первого супруга. У мужчины привлекательная внешность, темно-русые волосы, продолговатое бледное лицо, глубокие голубые глаза и прямой нос. Он выглядит сильным и мускулистым.

Кирсанов Александр стал вторым мужем Веры

Александ Матвеич родился в семье писца уездного суда. И начиная с двенадцатилетнего возраста помогал отцу на работе, а с четвертого класса гимназии давал уроки.

Александр выучился в медицинской академии и теперь возглавляет в ней кафедру и работает врачом.

Дмитрий Сергеич Лопухов был первым супругом Веры. Он родился в семье помещика. Мужчина умный, окончил гимназию, а на жизнь зарабатывал тем, что преподавал. Лопухов так сильно влюбился в девушку, что стал всячески добиваться ее. Но женившись, ему пришлось оставить обучение в медицинской академии еще до получения диплома.

Со временем мужчина осознает, что супруга влюблена в Кирсанова. Тогда он принимает решение имитировать самоубийство и уехать в Америку. Тем самым он освободил девушку от брачных уз. После того как двое его близких людей поженились, он вернулся на родину. Но тогда мужчина уже носил имя Чарльз Бьюмонт. Вскоре он женился на Екатерине Полозовой и раскрыл правду о своем поступке другу и бывшей жене. Тогда две семьи поселились рядом.

Первое сновидение

Сон  Веры Павловны

В первом из четырех снов Вера Павловна оказалась заточена в темнице. Но она внезапно вырвалась из страшного плена и очутилась посреди поля желтых спелых колосков. Героине показалось, что в момент, когда она переместилась, она словно исцелилась от какой-то страшной болезни, подобной параличу. Ведь оказавшись в поле, она тут же начала чувствовать себя в разы лучше и дышать стало легче.

С Верой заговорила девушка, которая была невестой ее жениха, этим образом Чернышевский хотел отобразить любовь к людям. После разговора героиня романа пошла гулять по улицам города, помогая всем на своем пути. Она доставала женщин из темниц и исцеляла их, ведь новая знакомая попросила ее сделать это.

Первый сон можно расшифровать, как символ спасение Веры от пошлых людей старого типа мышления. В подвале душный воздух — это рабство, а темнота — непросвещенность, отсутствие знания. Родители девушки закованы в цепи условностей и стереотипов, а потому мама наставляла ее выходить замуж только за богатого мужчину, по расчету, а не по любви. В их головах крепко засела мысль, что женщина в своей жизни больше ни на что не сгодиться.

Оставив семью, Вера испытала чувство облегчения, ведь больше не было надобности стараться продать себя подороже.

Ранее она боялась из-за вечного давления со стороны матери, но теперь к ней пришла настоящая любовь к людям. Но все же именно горький жизненный опыт помог героине осознать нужды человечества и то, что она должна вызволить девушек из темниц, помочь им начать жить независимо и добродетельно. А потому, чтобы дать возможность им честно работать, Вера открывает швейную мастерскую.

Второй сон

Второй сон Веры Павловны

Краткое содержание второго сна следует начать с описания картины, где Мерцалов и муж Веры шагают по полям и рассуждают о видах грязи. В реальной грязи, по мнению Лопухова, может зародиться новая жизнь, а фантастическая же лишена плодородия и всякого смысла. Наблюдая за мужчинами, Вера замечает свою маму, поглощенную заботами о пропитании семьи и о том, как выкарабкаться из бедности. Но в этот момент она впервые за долгое время увидела на ее уставшем лице улыбку.

Читайте также:  К чему во сне потерять золотую серьгу

Сцена меняется, и девушка видит себя, сидящей на коленях у офицера. Уже в следующее мгновенье она пытается устроиться работать. Тогда ее знакомая, Любовь к людям, начала ей объяснять, как важно для самой Веры простить свою мать. Мария Алексеевна всю свою жизнь неустанно старалась вывести семью из злыдней, оттого и стала такой жестокой в мире, что поставил ее в невыносимо трудные условия бытия.

Первые 2 сна Веры в романе «Что делать» отображают ее взаимоотношения с людьми прошлого. Их можно называть пошлыми и злыми, но такими они стали под влиянием тяжелых обстоятельств жизни. Несмотря на жаркое рвение им никак не выбраться в люди. Работа сможет их прокормить, но не поменять условия жизни. Настоящая грязь — это мир этих затоптанных нищей жизнью людей, которые все же трудятся и приносят пользу. Все они все еще могут стать нравственными добродетельными людьми, но для этого у них должна появиться возможность начать жить по-настоящему.

Фантастическая гнилая грязь отображает общество, незаслуженно названных благодетелями горожан, которые не приносят никакой пользы. Каждого из этих людей беспокоят лишь нелепые, не ценные вещи, а их мировоззрение бедное и жалкое, несмотря на наличие у них богатства. Весь их класс появился искусственным путем, а потому среди его представителей не найти по-настоящему искренних людей, способных улучшать себя и окружающий мир.

На примере этих сюжетов Чернышевский отображает социальный состав русского общества тех лет, который делится на бедных и богатых. По его мнению, на хорошей почве зарождается трудовая жизнь, которая есть единственно правильная. Только на ней могут прорасти колоски морали. Гнилым и фантастическим выступает отсутствие труда.

Осознание любви

Осознание любви

В третьем сне девушка видит певицу, держащую в руках ее дневник. Они вместе садятся и начинают его читать. Вера видит, что на страницах своего дневника, она изложила историю отношений с Лопуховым. Приближаясь все ближе к последней странице, она понимает, что хотела бы, но никогда в жизни не сможет полюбить своего мужа. Вера его всей душой уважает и очень ценит, но это не имеет ничего общего с любовью. Истинные чувства она испытывает к Кирсанову.

Проведя анализ этого сновидения, девушка осознает, кого она любит на самом деле. И понимает, что она сама вольна распоряжаться собой и своим телом, не обращая при этом внимания на узы брака. Ведь главное в этой жизни — к кому лежит сердце. И если оно стало симпатизировать другому человеку, нужно идти вслед за этим чувством, а не оставаться пленником ненавистных отношений в страхе быть осужденным обществом. Это осознание является ключевым элементом эмансипации, который дает женщинам возможность самостоятельно собой управлять. Ведь только она сама вправе решать с кем быть и кого любить.

Обретение свободы

В четвертом сне Вера снова оказывается посреди поля. На этот раз оно наполнено цветами и благоухающими ароматами. Она видит, как по нему навстречу ей шагают богини:

  • Астрата — рабыня мужа;
  • Афродита — приносящая наслаждение другим;
  • непорочная Богоматерь.

Вслед за ними в хронологическом порядке идут другие великие женщины, а в конце девушка видит, как одна из богинь ведет за руку ее саму. Но во сне она другая — независимая и волевая представительница новой эпохи женского рода. Проводница девушки сообщает ей, что царство трех цариц пало, и теперь она новая богиня. Она нарекает ее на равноправие. После этого Вера видит прекрасный сад, в котором все люди равны, а труд доброволен. В этом месте уже никто никого не принуждает.

Четвертый сон Веры Павловны

Значение сна в романе «Что делать?» заключается в отображении автором России будущего. В этой новой переродившейся стране будут править 3 ключевых принципа:

  • свобода;
  • равенство;
  • братство.

Каждая из цариц отображает роль и место женщины в обществе, которое с течением времени ушло от предмета наслаждения до эмансипации.

Теперь представительницы женского пола такие же полноправные члены общества, имеющие множество ролей в социуме, как и мужчины. А потому Вера, как и ее сверстницы — это сильная девушка, уважаемая мужчинами, а не использованная ними.

Если первое сновидение — это лишь аллегория, в которой не только Вера покидает старый мир, но и все девушки обретают свободу, то независимыми они становятся лишь в четвертом сне, непосредственно повлиявшем на мышление главной героини. Все человечество перерождается и начинает мыслить по-новому.

Источник