Русская народная песня сон ходит по терему читать
На сголовьице, да на здоровьице.
Ты спи камушком, да вставай перышком.
Баю-бай, баю-бай.
Баю-бай, баю-бай.
Баю-бай, баю-бай.
Баю-бай, баю-бай.
Баю-бай, баю-бай.
Баю-бай, баю-бай.
Баю-бай, баю-бай.
Баю-бай, баю-бай.
Баю-бай, баю-бай.
Баю-бай, баю-бай.
У балабаечку играть.
Мою детку забавлять.
Он не беден, не богат.
Полна горенка ребят.
Все по лавочкам сидят.
Кашку с маслицем едят.
А бай, бай, бай, бай, бай, бай, бай.
И потащит во лесок.
Сам заплакал и пошел.
Поклевали кашенку.
Вы послушайте мои.
Вы мои приветочки.
О, баю, баю, баю.
А-а-а-а, а-а-а-а.
А-а-а-а, а-а-а-а.
А-а-а-а, а-а-а-а.
А-а-а-а, а-а-а-а.
А-а-а-а, а-а-а-а.
О, Баю, баю, баюшки
О, о,о,
Баю, баю, баюшки,
Лю-лю, лю-лю, люлюшки,
О, о, о,
Спи-ко, маленькая, аккуратненькая,
Лю, лю-лю,
Лю-лю, люлюшки, лю-лю,
Тебя, баюшка, люблю,
О, о, о,
Баю, баю, баю, бай,
Ничего ты да не бай,
Ничего не говори,
Только, баюшки, лежи,
Бай-бай.
Ой, мороз, мороз, мороз
Ой, мороз, мороз, мороз, не показывай нам нос, Лю
Уходи скорей домой, уводи стужу с собой, Лю
А мы саночки возьмем и на улочку пойдем, Лю
Мы на улочку пойдем и кататься начнем, Лю
Сядем в саночки- самокаточки, Лю
У саней была подушечка бархатная, Лю
Золотом обшита, кисти шелковиты, Лю
А заломочки у ней все серебряные, Лю
А и шишечки-кукушечки золоченые, Лю
А оглобельки у санок кипарисовые, Лю
И мороз-то не уходит, еще вьюгу-то зовет, Лю
А и вьюга идет, жалобнешенько поет, Лю
Она ходит под окошком, стучит ставешком, Лю
А снежиночки-пушиночки в окошечко глядят, Лю
Все в окошечко глядят и кататься не велят, Лю
Спи в кроватке усни, лучше в теплой полежи, Лю
Больно холодно, больно ветрено, Лю
А на улке есть проулочка, бежит серый коток, Лю
Бежит серенький коток, познобил свой коготок, Лю
А и шубка на нем позаиндевела, Лю
А и брови-то усы позакорживели, Лю
Котя в сеночках ревет, в избу просится, Лю
Бабушка пустила, кота выстегала, Лю
От метелки голичком, не ходи, кот, босиком, Лю
Ходи в валенках, в теплых варежках, Лю
А пойдешь во двор – то иди в один притвор, Лю
Котик осердился, да на печку ушел, Лю
Все на печку ушел, кирпич тепленький нашел, Лю
Лежит котик на печи, на горячем кирпичи, Лю
А головку котеночка лапкой обнял, Лю
А и хвостиком он приокутался, Лю.
Уж вы котики-коты
Уж вы котики-коты, полосатые хвосты,
По загону бегали, они сына искали,
Они сынку не нашли, потерялись да пошли,
Ай, баюшки-баюшки, не ложись на краюшке,
Придёт серенький коток, схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок, и утащит во лесок.
Ай, баю, баю, баю, баю дитятку мою,
Пошёл котик во лесок – принёс котик поясок,
А ребята отняли, да и Коленьке отдали,
Пошёл котик на торжок – принёс котик пирожок,
А ребята отняли, да и Коленьке отдали,
Пошёл котик за гору – принёс котик сон-дрему,
А ребята отняли, да и Коленьке отдали.
Уж я Вовушку люблю
Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,
Бай-бай, бай-бай, бай-бай,
Спи-ка, Вовушка, в добре, да на соломке, на ковре,
Бай-бай, бай-бай,
Что занавеска шелкова, сидит пестунья толкова,
Люлю-бай, люлю-бай, спи-ка, Вова, усыпай,
Спи-ка дружок, некошеный твой лужок,
Бай-бай, бай-бай,
Некошеный твой лужочек, неограблен бережочек,
Бай-бай, бай-бай, бай-бай,
Что не граблен бережочек, да не сметанный стожочек,
Люлю-бай, люлю-бай, спи-ка, Вова, усыпай,
Бай да лю-лю, я дружочка не браню,
Бай-бай, бай-бай,
Я дружочка не браню – его не за что бранить,
Бай-бай, бай-бай,
Бранить не за что, да журить не по что,
Бай-бай, бай-бай, бай-бай,
Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,
Лю-лю-лю, лю-лю, лю-лю-люшеньки, лю-лю,
Это ангел с небеси, да больше сна Вове неси,
Бай-бай, бай-бай,
Милого, хорошего, да паренька пригожего,
Бай, бай, бай-люлю, уж я Вову укладу.
Люлю, люлю, люленьки
Люлю, люлю, люленьки,
Налетали гуленьки,
Прямо Шуре в люленьку,
Сели гули на края,
Уронили перышка,
Прямо Шуре в люленьку.
Стали гули гулевать,
Стала Шура засыпать,
Бай, бай, бай,
Спи-ка, Шуренька, поспи,
Ручки белые прижми,
Глазки, милая, сожми,
Бай, бай, бай.
Стали гули гулевать,
Стали гули ворковать,
Чем нам Шуреньку питать?
Сахарком ли, медком,
Или кашкой с молочком?
Она сахару не ест,
Меда в рот не берет,
Бай, бай, бай.
Уж мы съездим во торжок,
Купим Шуреньке горшок,
Крупки маленький мешок,
Будем печку топить,
Будем кашку варить,
Будем Шуреньку кормить,
Лю-лю-лю, лю-лю-лю-люлю,
Лю-лю-люленьки, лю-лю,
Баю-баюшки, баю.
Бай, да побай
Бай, да побай, ты живи, не умирай,
Ты живи не умирай, отца мать не покидай,
Баю-бай, люли-лю
Если мамушку покинешь,
Голова твоя погибнет,
Баю-бай, люли-лю.
Поспи теплая свеча, до закату не печаль,
До закату, до зари, не разбудим никоды,
Баю-бай, люли-лю
Мы не будем, не приложим,
С Богом спанюшкать положим,
Баю-бай, люли-лю.
Повалим ребенка спать, да на тесовую кровать,
А на мягконьку, пухову на подушечку,
Баю-бай, люли-лю
Бай, да побай, поди бука на сарай,
Поди бука на сарай, мою детку не пугай,
Баю-бай, люли-лю.
Мою детушку спугаешь,
Сто рублей деньги отдашь,
Баю-бай, люли-лю
Сто рублей никак не денежки, пятьсот — не живот,
Пятьсот — не живот, моя детонька живет,
Баю-бай, люли-лю.
Бай, да побай, поди бука на сарай,
На сарае — кирпичи, буке некуда лечти,
Баю-бай, люли-лю
Баю, да побаю, тебя рощу-подымаю,
Тебя рощу-подымаю, много время занимаю,
Баю-бай, люли-лю.
Все просижены денечки,
Само лучше времечко,
Баю-бай, люли-лю
Все просижены денечки, не прядутся простенечки,
Не прядутся простенечки, не мотаются моточки,
Баю-бай, люли-лю.
Ты моя сугревушка,
Паренек да девушка,
Баю-бай, люли-лю
Уродилась девушка, будет белошвеюшка,
Будет белошвеюшка, прялки попрядеюшка,
Баю-бай, люли-лю.
Уродился паренек,
В чистом поле пахарек,
Баю-бай, люли-лю
Будет пашенку пахать, огородку городить,
Огородку городить, на озерушках ловить.
Баю-бай, люли-лю.
Он и рыбки наловит,
Всех соседей накормит,
Баю-бай, люли-лю
Бай да побай, дитя мило засыпай,
Свои глазки закрывай и скорее засыпай,
Баю-бай, люли-лю.
Лилю в люлю укладу
Бай, бай, бай-люлю,
Лилю в люлю укладу,
Спи-ко, Лилюшка, усни,
Угомон себе возьми,
Да поболе порасти,
Сон да Дрема,
По подзыбочке брела,
К Лиле в люлюшку легла,
О, о, о,о.
Баю, баюшки, баю,
Живет Федор на краю,
Он не беден, не богат,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят,
Все по корочке едят,
О, о, о-люлю.
Спи-ко, Лилюшка, усни,
Люлю, люлю, лю-лю-лю,
После банюшки-пару,
Не ходи по ветерку,
То настынешь и помрешь,
Во сыру землю пойдешь.
Спи-ко мила, до той поры,
Не подымай-ко головы,
После будет пора,
Разбужу, Лиля, тебя,
Баю, баю, баю, бай,
Баю, баюшки, лю-лю,
О, о, о.
Спи-дитятко, почивай
Спи-дитятко, почивай, свои глазки закрывай,
Стану петь я, распевать, колыбель твою качать,
Ходит Сон по сенечкам, Дрема под окошечком,
А как Сон-то говорит, я скорее усыплю,
А Дрема-то говорит, я скорее удремлю,
А как Сон-то говорит, где бы колыбель найти?
Где-бы колыбель найти, поскорее усыпить?
Висит колыбелька, во высоком терему,
Во высоком терему, в шитом-браном пологу,
На серебряных кольцах, на кленовом очепу,
На кленовом очепу, на шелковом поясу,
Васька-кот, не ходи, мою детку не буди,
Спи, дитятко, здорово, вставай весело,
Вставай весело, на улице рассвело.
Ай, ту-ту
Ай, ту-ту, ту-ту, ту-ту,
Не вари кашку круту,
Вари жиденькую,
Молочненькую.
Куму поминать,
А где кума?
А где кума?
За ворота ушла.
А где ворота?
Вода унесла.
А где вода?
За горы ушла.
А где гора?
Черви выточили.
А где черви?
Гуси выклевали.
А где гуси?
Во тростник ушли.
А где тростник?
Девки выломали.
А где девки?
За мужья ушли.
А где мужья?
На войну ушли.
А где война?
Война выгорела.
А где пепелок?
Унес ветерок.
А где ветерок?
Улетел на восток.
А где восток?
Там, где солнышко встает.
Татары шли, ковылку жгли
Татары шли, ковылку жгли, кашу варили,
Поевши кашу, людей делили,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
Досталася сестра брату, а теща – зятю,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
Вот брат сестру на Русь пустил,
А зять тещу в служанки взял,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
И дал он ей три дела делать –
Вот глазками гусей стеречь,
А ручками – ковыль травку прясть,
А ножками – дитя качать,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай,
Старушенька прибаюточки ему говорила,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай,
Ты по батюшке татарин сын,
А поматушке – внучик мой,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
Служаночки по сеням ходят,
Поди-ка, барыня, сюда,
И послушай, что старунюшка поет,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
И барыня в избу вошла, и спрашивать у ней стала,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
Какие прибаюточки ты, служаночка, поешь?
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
А я тебе не служаночка,
А я тебе родимая матушка,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
Ты погляди – у тебя на правой ноженьке мизинчика нету,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
И барыня постелюшку пуховую пластала,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
Ложися, моя мамушка, и отдохни в постелюшке,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
Уставши, моя родная, бери коня любого,
И поезжай в Россиюшку,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай,
А баю-бай, бай-бай, бай-бай.
Иванушка-сокол
Иванушка-сокол вылетал высоко,
Выше церковки, выше маковки,
Уронил сапожок на зеленый лужок,
Маруся, сестричка, подай сапожок.
Мне некогды подать, я ширинку шью,
Я ширинку шью, Макаринку шью,
Женихи на дворе, скоро в избу войдут,
Скоро в избу войдут, Марусю уведут.
Люльки-полюльки, кто бежит по улке?
Кат-катышок, это мой малышок,
Бай, да побай, мы поедем во Китай,
Мы поедем во Китай, привезем подарки.
Мамке – китайки, отцу – кумацу,
Брату – ластовицу,
Сестрице – рукавицы
Из конопляной костицы.
Бай, бай, бай, поскорее засыпай,
Уж как Сон ходит по лавкам,
Дрема – по терему,
Они ищут Иванушку в высоком терему.
Уж как Сон-то говорит –
Я Ивана усыплю,
А Дрема-то говорит –
Я Ивана удремлю,
Ай, бай, бай, бай, мое дитя засыпай.
[3]
1. Сон да Дрёма,
Поди дитятку в глаза!
Лю-лю, лю-лю!
2. Сон-от говорит:
«Я дитя усыплю!»
Лю-лю, лю-лю!
3. Дрёма говорит:
«Я милого удремлю!»
Лю-лю, лю-лю!
4. Сон ходит по сеням,
Дрёма – по терему.
Лю-лю, лю-лю!
5. Ищут они
Да колыбелочки.
Лю-лю, лю-лю!
6. Где-то здесь
Колыбелочка висит?
Лю-лю, лю-лю!
7. Висит колыбелка
В высоком терему.
Лю-лю, лю-лю!
8. В высоком терему
Да на кленовом очепу.
Лю-лю, лю-лю!
9. На серебряных на кольцах,
На шелковом поясу.
Лю-лю, лю-лю!
10. Лежит мой [ имярек ]
В шитом-браном пологу.
Лю-лю, лю-лю!
[4]
Висит колыбелка
Во высоком терему;
Во высоком терему,
В шитом-браном пологу,
5. На серебряных на кольцах,
На кленовом очепу;
На кленовом очепу,
На шелковом поясу.
Спи-тко, мило́й,
10. Даусни-тко, дорогой!
Спи-усни здорово́,
Вставай весело́!
Вставай весело́,
На улице рассвело;
15. На улице рассвело,
Да мы по́йдем на село!
[5]
Сон ходит по терему,
Дрёма по высоку.
Сон с Дрёмой
Да перессорились.
5. Как Дрёма-то говорит:
«Удремлю, удремлю!»
Сон-то говорит:
«Усыплю, усыплю!»
На всю тёмную ночь
10. И на весь белый день,
Пусть-ка выспится мой младень
И не ломается,
И не карается!
[6]
Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
«Я спати хочу!»
5. Дремота говорит:
«Я дремати хочу!»
По полу, по лавочкам
Похаживают,
[ имярек ] в зыбочку
10. Заглядывают,
Заглядывают —
Спать укладывают!
[7]
Сон идёт по сеням,
Дрёма по терему.
Сон говорит:
«Усыплю да усыплю!»
Дрёма говорит:
«Удремлю даудремлю!»
[8]
Ходит Сон по лавке,
А Дремота по избе,
Ищет-поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать укладёт!
[9]
Спи, усни,
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми!
Сон да Дрёма в глазах,
5. Кунья-то шуба
У тя в ногах,
Соболина-то шапка
У тя в головах.
Спи, посыпай,
10. Бай, бай, бай!
[10]
Спи, [ имярек ], усни,
Угомон тебя возьми!
Спи по ночам,
Расти по часам;
Вырастешь велик,
Будешь в золоте ходить,
В серебре почивать,
Своих детушек качать;
Своих детушек качать,
Родителей величать!
[11]
Спи-ко, спи-ко, баю-бай,
Свои глазки закрывай!
Поскорее засыпай,
Баю, баю, баю, бай!
5. Ходит Сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!
А Сониха по другой,
10. Сарафанец голубой.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!
[12]
Сон да Дрёма —
Да младенцу во глаза!
Серые коты
Из заморья шли,
Моему-то младенцу
Много снов принесли.
Спи, мой сыночек,
Всю долгую ночку!
Спи, ты усни!
[13]
Сон да Дрёма
Моей дочке во очи!
Серые коты Из заморья шли,
5. Моей-то дочке
Много снов принесли.
Спи-тко, моя дочка,
Да во всю-то ночку,
С Велесом, с Макошею,
10. Спи, моя хорошая!
[14]
У кота-воркота
Была мачеха лиха.
Она била кота
По серёдке живота.
5. Она била кота, Приговаривала:
Не ходи-ка ты, коток,
К старой бабке в погребок,
К старой бабке в погребок
10. По сметану и творог!
[15]
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да [ имярек ] положить!
5. [ Имярек] будет спать,
Котик – [ имярек ] качать
Да, серенький, величать:
«Сон да Дрёма, приходите,
[ имярек ] усыпите!
10. [ имярек ], мой хороший,
[ имярек ], мой пригожий!»
[16]
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да [ имярек ] положить.
5. Детка будет спать,
Котик – люлечку качать.
Пошёл котик на гору,
Принёс котик Сон-Дрему,
А и Сон-то говорит:
10. «Я [ имярек ] усыплю!»
А и Дрёма говорит:
«Я [ имярек ] удремлю!»
Пошёл котик за горку,
Набрал котик соломку,
15. Мягкую соломку —
Стелить под головку!
[17]
Ой, ты, котенька-коток,
Котик – серенький хвосток!
Ходи, котик, ночевать,
Нашу деточку качать,
5. Приговаривать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшинчик молока!
10. А ещё заплачу —
Бел-платочек повяжу,
Надену сапожки —
Лаковы носочки!
Будешь, котик, ты плясать,
15. Будешь детку потешать!
[18]
Пошёл котик во лесок,
Принёс котик поясок,
Привязал за люлечку,
Покачал [ имярек ]:
5. Баюшки-баю,
Баю детку мою!
Моё дитятко, спи,
А кота домой пусти.
Серому коту,
10. Ему дома недосуг:
Коту сына женить,
Сладки мёды варить,
Всех гостей напоить!
Баюшки-баю,
15. Баю детку мою!
[19]
А баю, баю, баю,
Спать укладываю,
Приговориваю:
«Не ходи ты, коток,
5. По чужим дворам;
Не качай ты, коток,
Чужих деточек,
Малолеточек;
Приди, котик, ночевать,
10. Моё дитятко качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога,
15. Ушки вызолочу,
Лапки высеребрю!»
[20]
Уж как серые коты
Из-за моря шли;
Из-за моря шли,
Много снов принесли;
Много снов принесли,
Всё по зыбочкам трясли!
[21]
Баю-баюшки, бай-бай,
Спи-ко, [ имярек ], не вставай!
Шёл по улочке Бабай,
Скажет: «[Имярек] отдай!»
Я ведь [ имярек ] не отдам,
Пригодится [ имярек ] нам!
[22]
Спи-тко, [ имярек ], здорово́,
А вставай весело́!
Уж ты спи камушком,
Вставай пёрышком!
[23]
Ай, качи, качи, качи,
Под подушкой калачи,
В ручках – прянички,
В ножках – яблочки!
[24]
Люшеньки, люли,
Спи, дитя, усни!
До Утренней Зари,
До свежей росы!
[25]
Сон да покой,
Дитя мило успокой,
Лю-лю, лю-лю!
Баю-баюшки-баю,
Баю детку мою,
Лю-лю, лю-лю!
[1]
Храните, все Боги, а бо́ле – Велесе,
Мой сон-почивание!
Лодьею быстрою, лёгкою мыслею,
В отдохновение от трудов Праведных,
5. Перенесите мя в Ино Заречное!
Мару да Мо́рока, страхи, прито́роки,
Чары Кикиморы, Навии, Иновы
Узы да наузы смойте-отвадите!
В ладе, в усладе со мною пребудьте,
10. Чтоб в здраве проснуться,
В Явь возвернуться! Гой!
[2]
Сон да мне в очи,
Да во сей ночи,
А за дня дела —
Поклоном чела
5. Богам Родным многим,
Чьи Пути-Дороги
По весь мой век
Творят Оберег.
Тут сну достаток,
10. Новудню початок.
Боги со мной!
Велесе, гой!
[3]
Сон да мне в очи Да во сей ночи,
Стани до утра В Оберег чела!
Тут сну достаток,
Нову дню початок,
А боле всего
Оберег – добро ! Гой!
[4]
Домовой Хозяин,
Хозяюшка-Матушка
С малыми детушками!
Благословите на всю ночку спать
Меня, внука Даждьбожьего [ имярек ],
Родных моих: [ имярек ],
Да гостей моих: [ имярек ]! Гой!
[5]
Даруй, Велесе,
Мне сон-угомон —
На всю ночку спать,
На доброе здравие!
Мир Всемирью! Гой!
[6]
Спать ложусь я,
Внук Даждьбожий [имярек]:
Сварог – в окошках,
Перун – в дверях,
Велес – в головах,
Чур с печатью – в ногах!
Все Ро́дны Боги со мной —
От вечера и до утра,
От века до века! Гой!
[7]
Спать ложусь
Я, внучка Даждьбожья [ имярек ],
На бок повернусь —
Худого не боюсь,
Лихого не страшусь!
Лада-Матушка при мне,
Что Матери, то и мне! Гой-Ма!
[8]
Велес Вещий, Сторож Добрый!
Стереги меня до полуночи,
А от полуночи до Рассвета,
А от дня до века! Гой!
[9]
Батюшка Велес!
Во сне храни,
Мару прочь гони! Гой!
[10]
Заря-Заряница,
Красна девица
По полю гуляла,
Травы сбирала:
На сон, на угомон
На доброе здравие! Гой-Ма!
[11]
Заря-Заряница,
Красна девица,
Дай мне сон-угомон,
Доброе здравие! Гой-Ма!
муниципальное общеобразовательное учреждение
«школа № 116 города донецка»
Внеклассное чтение
Русские народные песни
«Пошел котик во лесок», «Сон ходит по терему»
для 3 класса
Подготовила
Зятина Вита Владимировна
учитель начальных классов
Донецк
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Педагогические задачи:
— актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;
— углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
Планируемые результаты
Предметные: способствовать формированию способности полноценного восприятия литературного текста;
содействовать совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения целыми словами;
обучать анализу художественного произведения с эстетических позиций.
Метапредметные:
способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, создавать мотивацию к самостоятельному чтению произведений.
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные:
ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их чувств;
с помощью фольклорных произведений формировать любовь к родному языку;
способствовать воспитанию в детях эстетических чувств;
воспитывать любовь и уважение к родителям.
Базовые и сопутствующие технологии: стратегия ЖИГСО, «Вызов», «Антиципация» , «Интерпретация», « «Корректировка интерпретации»; викторина-диалог, виртуальное путешествие в страну Фольклор.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебники, презентации, мультимедийный проектор, ноутбук, кукла.
Организационная структура урока
Этапы урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
Формируемые способы деятельности учащегося
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку
Внимание!
— Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Приветствие учащихся.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Сообщение темы урока.
Проблемное изложение материала
Задает вопросы.
— Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами.
— Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии. Кто поможет восстановить порядок?
— Что же у нас получилось?
-Сформулируйте, пожалуйста, ребята, тему урока самостоятельно.
Комментирует ответы
— Наш урок мы посвящаем русским народным песням:
«Пошел котик во лесок», «Сон ходит по терему».
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
Читают запись на слайде № 1-2.
Слайд №3.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Осуществлять анализ. Аргументировать свою точку зрения.
Строить
речевое высказывание в устной форме
Изучение нового материала.
Проблемное изложение материала
Работа в парах.
Проводит беседу по теме урока.
— «Устное народное творчество» — это очень удивительная страна. А что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока, мы узнаем из ваших докладов.
— Мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное народное творчество”?
— Правильно.
-«Устное» — передавалось «из уст в уста», не записывалось.
«Народное» — сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.
«Творчество» — это когда что-то придумывают, творят.
— То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора.
Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.
-Ребята, а что относится к устному народному творчеству?
— Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.
— Какие колыбельные песенки знаете вы?
— Давайте исполним самую знаменитую колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
— Для кого поют колыбельные песни?
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
Устное — уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ) — так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста
Творчество-
придумывать, сочинять.
Анализируют свои
ответы
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Для детей.
Осуществлять анализ произведения.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
деятельности.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнения соседей по группе. Осуществлять контроль по результату.
Чтение и анализ песни
«Сон ходит теремом».
Физминутка.
Чтение и обсуждение русской народной песни
— Сейчас я буду читать стих к песне «Сон ходит по терему», а вы внимательно слушайте. (Чтение песенки учителем).
— О чем говорится в песне?
— А теперь прочитайте песенку самостоятельно:
а) глазами,
б) шепотом,
в) громче.
— Произведение какого жанра вы прочитали?
— Можно ли стихотворение назвать песней?
— Кто автор?
— Какая это песня?
— Что значит народная?
-Какое настроение вызвали у вас песни?
-Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
— Какая мелодия больше соответствует песне: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
– Почему так считаете?
Включает видеозапись физминутки
Самостоятельное чтение.
(Жужжащее чтение).
Выразительное чтение песенки учащимися
Выполняют физминутку
Презентация
Слайды № 7-15
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять главное. Делать выводы.
Выразительно читать. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Чтение и анализ песни
«Пошёл котик во лесок»).
Работа в парах.
— Всем людям, независимо от возраста, нужны колыбельные песни, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром.
— С какой целью сочинялись колыбельные песни?
– Какие особенности есть у колыбельных?
— От каких слов произошло слово “колыбельная”?
— Кто мог быть создателем колыбельных песен?
Звучит аудиозапись русской народной песни «Пошёл котик во лесок»).
-Прочтите выразительно колыбельную «Пошел котик во лесок».
-Как исполнялась эта песня?
-Попробуйте исполнить своему другу по парте.
— Что захотелось сделать?
-В чём долговечность колыбельных песен?
– Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни?
— А взрослым зачем?
— Мы постараемся найти ответ на этот вопрос.
Слайды № 16
Класс делится на малые группы (пары) для организации работы.
Укладывать спать маленьких детей.
Они лирические
Проверяют свои ответы
Слушают
аудиозапись песни
Нежность, любо
Могут возникнуть затруднения с ответом.
Учащиеся доказывают свою гипотезу.
Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Домашнее задание
Вспомнить колыбельные, которые пели вам мамы или бабушки вашим родителя
Работают в дневниках
Сохранять учебные задачи
Итог урока. Рефлексия
Ребята, сегодня мы с вами много нового и интересного узнали! Давайте вспомним
В какую страну мы путешествовали?
— С чем мы знакомились на уроке?
— С какими песнями познакомились?
— Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему? Всех, кому дорога колыбельная песенка, просим выйти из-за парты и исполнить любимую колыбельную, которая подарила вам мама.
Учащиеся читают вопрос
в слайде № 17
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности