Русская народная песня сон ходит по терему читать

Русская народная песня сон ходит по терему читать thumbnail

На сголовьице, да на здоровьице.

Ты спи камушком, да вставай перышком.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

У балабаечку играть.

Мою детку забавлять.

Он не беден, не богат.

Полна горенка ребят.

Все по лавочкам сидят.

Кашку с маслицем едят.

А бай, бай, бай, бай, бай, бай, бай.

И потащит во лесок.

Сам заплакал и пошел.

Поклевали кашенку.

Вы послушайте мои.

Вы мои приветочки.

О, баю, баю, баю.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

О, Баю, баю, баюшки

О, о,о,

Баю, баю, баюшки,

Лю-лю, лю-лю, люлюшки,

О, о, о,

Спи-ко, маленькая, аккуратненькая,

Лю, лю-лю, 

Лю-лю, люлюшки, лю-лю,

Тебя, баюшка, люблю, 

О, о, о,

Баю, баю, баю, бай,

Ничего ты да не бай, 

Ничего не говори, 

Только, баюшки, лежи,

Бай-бай.

Ой, мороз, мороз, мороз

Ой, мороз, мороз, мороз, не показывай нам нос, Лю

Уходи скорей домой, уводи стужу с собой, Лю

А мы саночки возьмем и на улочку пойдем, Лю

Мы на улочку пойдем и кататься начнем, Лю

Сядем в саночки- самокаточки, Лю

У саней была подушечка бархатная, Лю

Золотом обшита, кисти шелковиты, Лю

А заломочки у ней все серебряные, Лю

А и шишечки-кукушечки золоченые, Лю

А оглобельки у санок кипарисовые, Лю

И мороз-то не уходит, еще вьюгу-то зовет, Лю

А и вьюга идет, жалобнешенько поет, Лю

Она ходит под окошком, стучит ставешком, Лю

А снежиночки-пушиночки в окошечко глядят, Лю

Все в окошечко глядят и кататься не велят, Лю

Спи в кроватке усни, лучше в теплой полежи, Лю

Больно холодно, больно ветрено, Лю

А на улке есть проулочка, бежит серый коток, Лю

Бежит серенький коток, познобил свой коготок, Лю

А и шубка на нем позаиндевела, Лю

А и брови-то усы позакорживели, Лю

Котя в сеночках ревет, в избу просится, Лю

Бабушка пустила, кота выстегала, Лю

От метелки голичком, не ходи, кот, босиком, Лю

Ходи в валенках, в теплых варежках, Лю

А пойдешь во двор – то иди в один притвор, Лю

Котик осердился, да на печку ушел, Лю

Все на печку ушел, кирпич тепленький нашел, Лю

Лежит котик на печи, на горячем кирпичи, Лю

А головку котеночка лапкой обнял, Лю

А и хвостиком он приокутался, Лю.

Уж вы котики-коты

Уж вы котики-коты, полосатые хвосты,

По загону бегали, они сына искали, 

Они сынку не нашли, потерялись да пошли,

Ай, баюшки-баюшки, не ложись на краюшке,

Придёт серенький коток, схватит Колю за бочок,

Схватит Колю за бочок, и утащит во лесок.

Ай, баю, баю, баю, баю дитятку мою, 

Пошёл котик во лесок – принёс котик поясок,

А ребята отняли, да и Коленьке отдали,

Пошёл котик на торжок – принёс котик пирожок,

А ребята отняли, да и Коленьке отдали,

Пошёл котик за гору – принёс котик сон-дрему,

А ребята отняли, да и Коленьке отдали.

Уж я Вовушку люблю

Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,

Бай-бай, бай-бай, бай-бай,

Спи-ка, Вовушка, в добре, да на соломке, на ковре,

Бай-бай, бай-бай,

Что занавеска шелкова, сидит пестунья толкова,

Люлю-бай, люлю-бай, спи-ка, Вова, усыпай,

Спи-ка дружок, некошеный твой лужок, 

Бай-бай, бай-бай,

Некошеный твой лужочек, неограблен бережочек, 

Бай-бай, бай-бай, бай-бай,

Что не граблен бережочек, да не сметанный стожочек,

Люлю-бай, люлю-бай, спи-ка, Вова, усыпай,

Бай да лю-лю, я дружочка не браню, 

Бай-бай, бай-бай,

Я дружочка не браню – его не за что бранить, 

Бай-бай, бай-бай,

Бранить не за что, да журить не по что, 

Бай-бай, бай-бай, бай-бай,

Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,

Лю-лю-лю, лю-лю, лю-лю-люшеньки, лю-лю,

Это ангел с небеси, да больше сна Вове неси,

Бай-бай, бай-бай,

Милого, хорошего, да паренька пригожего,

Бай, бай, бай-люлю, уж я Вову укладу.

Люлю, люлю, люленьки

Люлю, люлю, люленьки,

Налетали гуленьки, 

Прямо Шуре в люленьку,

Сели гули на края,

Уронили перышка,

Прямо Шуре в люленьку.

Стали гули гулевать, 

Стала Шура засыпать, 

Бай, бай, бай,

Спи-ка, Шуренька, поспи,

Ручки белые прижми, 

Глазки, милая, сожми,

Бай, бай, бай.

Стали гули гулевать,

Стали гули ворковать,

Чем нам Шуреньку питать?

Сахарком ли, медком,

Или кашкой с молочком?

Она сахару не ест, 

Меда в рот не берет,

Бай, бай, бай.

Уж мы съездим во торжок, 

Купим Шуреньке горшок,

Крупки маленький мешок,

Будем печку топить, 

Будем кашку варить, 

Будем Шуреньку кормить, 

Лю-лю-лю, лю-лю-лю-люлю,

Лю-лю-люленьки, лю-лю,

Баю-баюшки, баю.

Бай, да побай

Бай, да побай, ты живи, не умирай, 

Ты живи не умирай, отца мать не покидай, 

Баю-бай, люли-лю

Если мамушку покинешь, 

Голова твоя погибнет,

Баю-бай, люли-лю.

Поспи теплая свеча, до закату не печаль,

До закату, до зари, не разбудим никоды,

Баю-бай, люли-лю

Мы не будем, не приложим, 

С Богом спанюшкать положим,

Баю-бай, люли-лю.

Повалим ребенка спать, да на тесовую кровать, 

А на мягконьку, пухову на подушечку,

Баю-бай, люли-лю

Бай, да побай, поди бука на сарай, 

Поди бука на сарай, мою детку не пугай,

Баю-бай, люли-лю.

Мою детушку спугаешь, 

Сто рублей деньги отдашь,

Баю-бай, люли-лю

Сто рублей никак не денежки, пятьсот — не живот,

Пятьсот — не живот, моя детонька живет,

Баю-бай, люли-лю.

Бай, да побай, поди бука на сарай,

На сарае — кирпичи, буке некуда лечти,

Баю-бай, люли-лю

Баю, да побаю, тебя рощу-подымаю,

Тебя рощу-подымаю, много время занимаю, 

Баю-бай, люли-лю.

Все просижены денечки, 

Само лучше времечко,

Баю-бай, люли-лю

Все просижены денечки, не прядутся простенечки,

Не прядутся простенечки, не мотаются моточки, 

Баю-бай, люли-лю.

Ты моя сугревушка, 

Паренек да девушка, 

Баю-бай, люли-лю

Уродилась девушка, будет белошвеюшка, 

Будет белошвеюшка, прялки попрядеюшка,

Баю-бай, люли-лю.

Уродился паренек, 

В чистом поле пахарек,

Баю-бай, люли-лю

Будет пашенку пахать, огородку городить,

Огородку городить, на озерушках ловить.

Баю-бай, люли-лю.

Он и рыбки наловит, 

Всех соседей накормит,

Баю-бай, люли-лю

Бай да побай, дитя мило засыпай,

Свои глазки закрывай и скорее засыпай, 

Баю-бай, люли-лю.

Лилю в люлю укладу

Бай, бай, бай-люлю,

Лилю в люлю укладу,

Спи-ко, Лилюшка, усни, 

Угомон себе возьми,

Да поболе порасти,

Сон да Дрема,

По подзыбочке брела,

К Лиле в люлюшку легла,

О, о, о,о.

Баю, баюшки, баю, 

Живет Федор на краю,

Читайте также:  Кольцо потеряла и нашла во сне

Он не беден, не богат,

У него много ребят, 

Все по лавочкам сидят, 

Все по корочке едят,

О, о, о-люлю.

Спи-ко, Лилюшка, усни,

Люлю, люлю, лю-лю-лю,

После банюшки-пару, 

Не ходи по ветерку,

То настынешь и помрешь, 

Во сыру землю пойдешь.

Спи-ко мила, до той поры,

Не подымай-ко головы,

После будет пора,

Разбужу, Лиля, тебя,

Баю, баю, баю, бай,

Баю, баюшки, лю-лю,

О, о, о.

Спи-дитятко, почивай

Спи-дитятко, почивай, свои глазки закрывай,

Стану петь я, распевать, колыбель твою качать,

Ходит Сон по сенечкам, Дрема под окошечком,

А как Сон-то говорит, я скорее усыплю,

А Дрема-то говорит, я скорее удремлю, 

А как Сон-то говорит, где бы колыбель найти?

Где-бы колыбель найти, поскорее усыпить?

Висит колыбелька, во высоком терему,

Во высоком терему, в шитом-браном пологу,

На серебряных кольцах, на кленовом очепу, 

На кленовом очепу, на шелковом поясу,

Васька-кот, не ходи, мою детку не буди,

Спи, дитятко, здорово, вставай весело,

Вставай весело, на улице рассвело.

Ай, ту-ту

Ай, ту-ту, ту-ту, ту-ту,

Не вари кашку круту,

Вари жиденькую,

Молочненькую.

Куму поминать,

А где кума?

А где кума?

За ворота ушла.

А где ворота?

Вода унесла.

А где вода?

За горы ушла.

А где гора?

Черви выточили.

А где черви?

Гуси выклевали.

А где гуси?

Во тростник ушли.

А где тростник?

Девки выломали.

А где девки?

За мужья ушли.

А где мужья?

На войну ушли.

А где война?

Война выгорела.

А где пепелок?

Унес ветерок.

А где ветерок?

Улетел на восток.

А где восток?

Там, где солнышко встает.

Татары шли, ковылку жгли

Татары шли, ковылку жгли, кашу варили,

Поевши кашу, людей делили,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Досталася сестра брату, а теща – зятю, 

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Вот брат сестру на Русь пустил, 

А зять тещу в служанки взял,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

И дал он ей три дела делать – 

Вот глазками гусей стеречь, 

А ручками – ковыль травку прясть,

А ножками – дитя качать,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай,

Старушенька прибаюточки ему говорила,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай,

Ты по батюшке татарин сын, 

А поматушке – внучик мой,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Служаночки по сеням ходят,

Поди-ка, барыня, сюда,

И послушай, что старунюшка поет,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

И барыня в избу вошла, и спрашивать у ней стала,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Какие прибаюточки ты, служаночка, поешь?

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

А я тебе не служаночка, 

А я тебе родимая матушка,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Ты погляди – у тебя на правой ноженьке мизинчика нету,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

И барыня постелюшку пуховую пластала,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Ложися, моя мамушка, и отдохни в постелюшке,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Уставши, моя родная, бери коня любого, 

И поезжай в Россиюшку,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Иванушка-сокол

Иванушка-сокол вылетал высоко, 

Выше церковки, выше маковки, 

Уронил сапожок на зеленый лужок,

Маруся, сестричка, подай сапожок.

Мне некогды подать, я ширинку шью, 

Я ширинку шью, Макаринку шью,

Женихи на дворе, скоро в избу войдут,

Скоро в избу войдут, Марусю уведут.

Люльки-полюльки, кто бежит по улке?

Кат-катышок, это мой малышок,

Бай, да побай, мы поедем во Китай, 

Мы поедем во Китай, привезем подарки.

Мамке – китайки, отцу – кумацу, 

Брату – ластовицу, 

Сестрице – рукавицы 

Из конопляной костицы.

Бай, бай, бай, поскорее засыпай,

Уж как Сон ходит по лавкам, 

Дрема – по терему,

Они ищут Иванушку в высоком терему.

Уж как Сон-то говорит – 

Я Ивана усыплю,

А Дрема-то говорит – 

Я Ивана удремлю,

Ай, бай, бай, бай, мое дитя засыпай.

Источник

[3]

1. Сон да Дрёма,
Поди дитятку в глаза!
Лю-лю, лю-лю!

2. Сон-от говорит:
«Я дитя усыплю!»
Лю-лю, лю-лю!

3. Дрёма говорит:
«Я милого удремлю!»
Лю-лю, лю-лю!

4. Сон ходит по сеням,
Дрёма – по терему.
Лю-лю, лю-лю!

5. Ищут они
Да колыбелочки.
Лю-лю, лю-лю!

6. Где-то здесь
Колыбелочка висит?
Лю-лю, лю-лю!

7. Висит колыбелка
В высоком терему.
Лю-лю, лю-лю!

8. В высоком терему
Да на кленовом очепу.
Лю-лю, лю-лю!

9. На серебряных на кольцах,
На шелковом поясу.
Лю-лю, лю-лю!

10. Лежит мой [ имярек ]
В шитом-браном пологу.
Лю-лю, лю-лю!

[4]

Висит колыбелка
Во высоком терему;
Во высоком терему,
В шитом-браном пологу,
5. На серебряных на кольцах,
На кленовом очепу;
На кленовом очепу,
На шелковом поясу.
Спи-тко, мило́й,
10. Даусни-тко, дорогой!
Спи-усни здорово́,
Вставай весело́!
Вставай весело́,
На улице рассвело;
15. На улице рассвело,
Да мы по́йдем на село!

[5]

Сон ходит по терему,
Дрёма по высоку.
Сон с Дрёмой
Да перессорились.
5. Как Дрёма-то говорит:
«Удремлю, удремлю!»
Сон-то говорит:
«Усыплю, усыплю!»
На всю тёмную ночь
10. И на весь белый день,
Пусть-ка выспится мой младень
И не ломается,
И не карается!

[6]

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
«Я спати хочу!»
5. Дремота говорит:
«Я дремати хочу!»
По полу, по лавочкам
Похаживают,
[ имярек ] в зыбочку
10. Заглядывают,
Заглядывают —
Спать укладывают!

[7]

Сон идёт по сеням,
Дрёма по терему.
Сон говорит:
«Усыплю да усыплю!»
Дрёма говорит:
«Удремлю даудремлю!»

[8]

Ходит Сон по лавке,
А Дремота по избе,
Ищет-поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать укладёт!

[9]

Спи, усни,
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми!
Сон да Дрёма в глазах,
5. Кунья-то шуба
У тя в ногах,
Соболина-то шапка
У тя в головах.
Спи, посыпай,
10. Бай, бай, бай!

[10]

Спи, [ имярек ], усни,
Угомон тебя возьми!
Спи по ночам,
Расти по часам;
Вырастешь велик,
Будешь в золоте ходить,
В серебре почивать,
Своих детушек качать;
Своих детушек качать,
Родителей величать!

[11]

Спи-ко, спи-ко, баю-бай,
Свои глазки закрывай!
Поскорее засыпай,
Баю, баю, баю, бай!
5. Ходит Сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!
А Сониха по другой,
10. Сарафанец голубой.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!

[12]

Сон да Дрёма —
Да младенцу во глаза!
Серые коты
Из заморья шли,
Моему-то младенцу
Много снов принесли.
Спи, мой сыночек,
Всю долгую ночку!
Спи, ты усни!

[13]

Сон да Дрёма
Моей дочке во очи!
Серые коты Из заморья шли,
5. Моей-то дочке
Много снов принесли.
Спи-тко, моя дочка,
Да во всю-то ночку,
С Велесом, с Макошею,
10. Спи, моя хорошая!

Читайте также:  Жизнь как сон сериал 2014 смотреть онлайн

[14]

У кота-воркота
Была мачеха лиха.
Она била кота
По серёдке живота.
5. Она била кота, Приговаривала:
Не ходи-ка ты, коток,
К старой бабке в погребок,
К старой бабке в погребок
10. По сметану и творог!

[15]

Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да [ имярек ] положить!
5. [ Имярек] будет спать,
Котик – [ имярек ] качать
Да, серенький, величать:
«Сон да Дрёма, приходите,
[ имярек ] усыпите!
10. [ имярек ], мой хороший,
[ имярек ], мой пригожий!»

[16]

Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да [ имярек ] положить.
5. Детка будет спать,
Котик – люлечку качать.
Пошёл котик на гору,
Принёс котик Сон-Дрему,
А и Сон-то говорит:
10. «Я [ имярек ] усыплю!»
А и Дрёма говорит:
«Я [ имярек ] удремлю!»
Пошёл котик за горку,
Набрал котик соломку,
15. Мягкую соломку —
Стелить под головку!

[17]

Ой, ты, котенька-коток,
Котик – серенький хвосток!
Ходи, котик, ночевать,
Нашу деточку качать,
5. Приговаривать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшинчик молока!
10. А ещё заплачу —
Бел-платочек повяжу,
Надену сапожки —
Лаковы носочки!
Будешь, котик, ты плясать,
15. Будешь детку потешать!

[18]

Пошёл котик во лесок,
Принёс котик поясок,
Привязал за люлечку,
Покачал [ имярек ]:
5. Баюшки-баю,
Баю детку мою!
Моё дитятко, спи,
А кота домой пусти.
Серому коту,
10. Ему дома недосуг:
Коту сына женить,
Сладки мёды варить,
Всех гостей напоить!
Баюшки-баю,
15. Баю детку мою!

[19]

А баю, баю, баю,
Спать укладываю,
Приговориваю:
«Не ходи ты, коток,
5. По чужим дворам;
Не качай ты, коток,
Чужих деточек,
Малолеточек;
Приди, котик, ночевать,
10. Моё дитятко качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога,
15. Ушки вызолочу,
Лапки высеребрю!»

[20]

Уж как серые коты
Из-за моря шли;
Из-за моря шли,
Много снов принесли;
Много снов принесли,
Всё по зыбочкам трясли!

[21]

Баю-баюшки, бай-бай,
Спи-ко, [ имярек ], не вставай!
Шёл по улочке Бабай,
Скажет: «[Имярек] отдай!»
Я ведь [ имярек ] не отдам,
Пригодится [ имярек ] нам!

[22]

Спи-тко, [ имярек ], здорово́,
А вставай весело́!
Уж ты спи камушком,
Вставай пёрышком!

[23]

Ай, качи, качи, качи,
Под подушкой калачи,
В ручках – прянички,
В ножках – яблочки!

[24]

Люшеньки, люли,
Спи, дитя, усни!
До Утренней Зари,
До свежей росы!

[25]

Сон да покой,
Дитя мило успокой,
Лю-лю, лю-лю!
Баю-баюшки-баю,
Баю детку мою,
Лю-лю, лю-лю!

[1]

Храните, все Боги, а бо́ле – Велесе,
Мой сон-почивание!
Лодьею быстрою, лёгкою мыслею,
В отдохновение от трудов Праведных,
5. Перенесите мя в Ино Заречное!
Мару да Мо́рока, страхи, прито́роки,
Чары Кикиморы, Навии, Иновы
Узы да наузы смойте-отвадите!
В ладе, в усладе со мною пребудьте,
10. Чтоб в здраве проснуться,
В Явь возвернуться! Гой!

[2]

Сон да мне в очи,
Да во сей ночи,
А за дня дела —
Поклоном чела
5. Богам Родным многим,
Чьи Пути-Дороги
По весь мой век
Творят Оберег.
Тут сну достаток,
10. Новудню початок.
Боги со мной!
Велесе, гой!

[3]

Сон да мне в очи Да во сей ночи,
Стани до утра В Оберег чела!
Тут сну достаток,
Нову дню початок,
А боле всего
Оберег – добро ! Гой!

[4]

Домовой Хозяин,
Хозяюшка-Матушка
С малыми детушками!
Благословите на всю ночку спать
Меня, внука Даждьбожьего [ имярек ],
Родных моих: [ имярек ],
Да гостей моих: [ имярек ]! Гой!

[5]

Даруй, Велесе,
Мне сон-угомон —
На всю ночку спать,
На доброе здравие!
Мир Всемирью! Гой!

[6]

Спать ложусь я,
Внук Даждьбожий [имярек]:
Сварог – в окошках,
Перун – в дверях,
Велес – в головах,
Чур с печатью – в ногах!
Все Ро́дны Боги со мной —
От вечера и до утра,
От века до века! Гой!

[7]

Спать ложусь
Я, внучка Даждьбожья [ имярек ],
На бок повернусь —
Худого не боюсь,
Лихого не страшусь!
Лада-Матушка при мне,
Что Матери, то и мне! Гой-Ма!

[8]

Велес Вещий, Сторож Добрый!
Стереги меня до полуночи,
А от полуночи до Рассвета,
А от дня до века! Гой!

[9]

Батюшка Велес!
Во сне храни,
Мару прочь гони! Гой!

[10]

Заря-Заряница,
Красна девица
По полю гуляла,
Травы сбирала:
На сон, на угомон
На доброе здравие! Гой-Ма!

[11]

Заря-Заряница,
Красна девица,
Дай мне сон-угомон,
Доброе здравие! Гой-Ма!

Источник

hello_html_mce56b09.png

муниципальное общеобразовательное учреждение

«школа № 116 города донецка»

hello_html_m3198f07.jpg

Внеклассное чтение

Русские народные песни

«Пошел котик во лесок», «Сон ходит по терему»

для 3 класса

Подготовила

Зятина Вита Владимировна

учитель начальных классов

Донецк

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Педагогические задачи:

— актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

— углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Планируемые результаты

Предметные: способствовать формированию способности полноценного восприятия литературного текста;

содействовать совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения целыми словами;

обучать анализу художественного произведения с эстетических позиций. 

Метапредметные:

способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, создавать мотивацию к самостоятельному чтению произведений.

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные:
ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их чувств;
с помощью фольклорных произведений формировать любовь к родному языку;
способствовать воспитанию в детях эстетических чувств;

воспитывать любовь и уважение к родителям.​

Базовые и сопутствующие технологии: стратегия  ЖИГСО, «Вызов», «Антиципация» , «Интерпретация», « «Корректировка интерпретации»; викторина-диалог, виртуальное путешествие в страну Фольклор.

Читайте также:  Видеть себя голой среди людей во сне

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебники, презентации, мультимедийный проектор, ноутбук, кукла.

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности учащегося

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку

Внимание!

— Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Приветствие учащихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Сообщение темы урока.

Проблемное изложение материала

Задает вопросы.

— Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами.

— Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии. Кто поможет восстановить порядок?

— Что же у нас получилось?

-Сформулируйте, пожалуйста, ребята, тему урока самостоятельно.

Комментирует ответы

— Наш урок мы посвящаем русским народным песням:

«Пошел котик во лесок», «Сон ходит по терему».

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

Читают запись на слайде № 1-2.

Слайд №3.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять анализ. Аргументировать свою точку зрения.

Строить

речевое высказывание в устной форме

Изучение нового материала.

Проблемное изложение материала

Работа в парах.

Проводит беседу по теме урока.

— «Устное народное творчество» — это очень удивительная страна. А что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока, мы узнаем из ваших докладов.

— Мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное народное творчество”?

— Правильно.

-«Устное» — передавалось «из уст в уста», не записывалось.

«Народное» — сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.

«Творчество» — это когда что-то придумывают, творят.

— То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора.

Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.

-Ребята, а что относится к устному народному творчеству?

— Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

— Какие колыбельные песенки знаете вы?

— Давайте исполним самую знаменитую колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!

— Для кого поют колыбельные песни?

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Устное — уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ) — так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста

Творчество-

придумывать, сочинять.

Анализируют свои

ответы

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Для детей.

Осуществлять анализ произведения.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

деятельности.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнения соседей по группе. Осуществлять контроль по результату.

Чтение и анализ песни

«Сон ходит теремом».

Физминутка.

Чтение и обсуждение русской народной песни

— Сейчас я буду читать стих к  песне «Сон ходит по терему», а вы внимательно слушайте. (Чтение песенки учителем).

— О чем говорится в песне?

— А теперь прочитайте песенку самостоятельно:

а) глазами,

б) шепотом,

в) громче.

— Произведение какого жанра вы прочитали?

— Можно ли стихотворение назвать песней?

— Кто автор?

— Какая это песня?

— Что значит народная?

-Какое настроение вызвали у вас песни? 

-Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.

— Какая мелодия больше соответствует песне: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

– Почему так считаете?

Включает видеозапись физминутки

Самостоятельное чтение.

(Жужжащее чтение).

Выразительное чтение песенки учащимися

Выполняют физминутку

Презентация

Слайды № 7-15

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять главное. Делать выводы.

Выразительно читать. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Чтение и анализ песни

«Пошёл котик во лесок»).

Работа в парах.

— Всем людям, независимо от возраста, нужны колыбельные песни, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром.

— С какой целью сочинялись колыбельные песни?

– Какие особенности есть у колыбельных?

— От каких слов произошло слово “колыбельная”?

— Кто мог быть создателем колыбельных песен?

Звучит аудиозапись русской народной песни «Пошёл котик во лесок»).

-Прочтите выразительно колыбельную «Пошел котик во лесок».

-Как исполнялась эта песня?

-Попробуйте исполнить своему другу по парте.

— Что захотелось сделать?

-В чём долговечность колыбельных песен?

– Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни?

— А взрослым зачем?

— Мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

Слайды № 16

Класс делится на малые группы (пары) для организации работы.

Укладывать спать маленьких детей.

Они лирические

Проверяют свои ответы

Слушают

аудиозапись песни

Нежность, любо

Могут возникнуть затруднения с ответом.

Учащиеся доказывают свою гипотезу.

Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Домашнее задание

Вспомнить колыбельные, которые пели вам мамы или бабушки вашим родителя

Работают в дневниках

Сохранять учебные задачи

Итог урока. Рефлексия

Ребята, сегодня мы с вами много нового и интересного узнали! Давайте вспомним

В какую страну мы путешествовали?

— С чем мы знакомились на уроке?
— С какими песнями познакомились?

— Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему? Всех, кому дорога колыбельная песенка, просим выйти из-за парты и исполнить любимую колыбельную, которая подарила вам мама.

Учащиеся читают вопрос

в слайде № 17

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Источник