Самообразование оздоровительная гимнастика после дневного сна ее значение

Самообразование оздоровительная гимнастика после дневного сна ее значение thumbnail

План работы по теме самообразования воспитателя д/с «Солнышко» Трусовой Елены Александровны на 2013-2015 уч.г.

Тема: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».

Цель:

— создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей,

— формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

— Формировать умение выполнять комплексы упражнений

— Формировать умение выполнять коллективные комплексы упражнений, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья

— Развивать стремление к здоровому образу жизни.

Задачи:

— охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

— формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

— привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

— Расширять представление о многообразии комплексных упражнений;

— Формирование навыков выполнения оздоровительной гимнастики

— Воспитывать стремление к ЗОЖ.

Актуальность темы:

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Мы применяем народные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут) .

• Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены».

• Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений.

Упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов.

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

1. Изучение методической литературы по теме:

1. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М. : 1999.

2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС, 2003

3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002.

4. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005

5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004

6. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000.

7. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004.

8. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003.

2. Изучение педагогического опыта.

Внедрение в практику:

1. Разработка перспективного плана

2. Консультации для родителей

3. Составить конспект занятий «оздоровительная гимнастика после дневного сна»

4. Мастер-класс по проведению занятий «оздоровительной гимнастики после дневного сна»

Представление опыта работы:

1. Мастер-класс по проведению занятия «Оздоровительная гимнастика после дневного сна»

2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

3. Консультация для родителей «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение»

4. Отчёт по теме самообразования

Источник

РАБОТА ПЕДАГОГОВ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФИО педагога

Тема самообразования, проекта

Форма и срок отчета

ТулутуноваЕ.В

«Оздоровительная гимнастика после сна и ее значение»

Выступление на педсовете

Май2020г

План работы по самообразованию

воспитателя Тулутунова Елена Викторовна

на 2019 / 2020 учебный год

Тема: «Оздоровительная гимнастика после сна и ее значение»

Актуальность:        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагают обязательное включение гимнастики после дневного сна. Гимнастике после дневного сна стали уделять внимание относительно недавно. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей была предложена в программе «Здоровье».

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать после дневного сна именно оздоровительную направленность. Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако, на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. Группу посещают более 25 детей, поэтому при проведении закаливания индивидуальный подход обязателен. Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности и последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому, в гимнастике после сна включаются щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений. Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями.

        Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую схему:

  • Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки, или сидя на стульчиках;

  • Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;

  • Закаливающие процедуры.

        Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.

Читайте также:  Сонник уволили с работы во сне меня

       В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика должна проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика.

        Тихий час – это неотъемлемая часть режима дня детей дошкольного возраста, после него, дети просыпаются отдохнувшими, с новыми силами. Важно постепенно включать детей в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию. Но каждый ребенок имеет свои особенности пробуждения. Одни детки встают после дневного сна бодрыми и веселыми. Другие еще длительное время остаются в полусонном состоянии. Гимнастика пробуждения в детском саду как раз и разработана, чтобы детки любого возраста смогли безболезненно, без слез и капризов, перейти от дневного сна к полноценной игровой деятельности. Гимнастика после дневного сна помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Во время проведения гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.

Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю) — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, выносливости. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов.

Цель работы по самообразованию: Изучить понятие «оздоровительной гимнастики после дневного сна» и ее влияние на здоровье детей.

Задачи: помочь снизить заболеваемость детей в дошкольных         учреждениях;

  • способствовать плавному переходу от сна к бодрствованию

  • учить правильно дышать при выполнении упражнений

  • укреплять правильную осанку

  • упражнять ходьбе на внутренней и внешней стороне стоп

  • укреплять своды стоп

Дата начала работы над темой сентябрь2019

Предполагаемая дата окончания работы май2020г.

№ п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

1

Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный) – прохождение курсов повышения квалификации; получение высшего профессионального образования; посещение лекций;

изучение научно-методической литературы; детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения; и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных:

_______________________________

2

Внедрение в практику:

________________________________

3

Представление опыта работы – доклад на педагогическом совете, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, разработка конспектов мероприятий с детьми и т. д.:

________________________________

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
_____________________________________________________________________________

(разнообразные материалы, разработанные педагогом: статьи, конспекты мероприятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр.)

Дата

оформления

материала

Информационный банк по работе

с детьми (конспекты ООД, развлечений, проектов; картотеки, тематические копилки, мультимедийные презентации, фото детских работ и т. д.)

Информационный банк участия

в методической работе(доклады к педагогическим советам,

творческие отчеты и т. д.)

Место

хранения

материалов

Сентябрь

1.Выбор темы. Подбор методической литературы по теме

Список метод. литературы

Октябрь

2Создание картотеки

оздоровительной гимнастики после сна для детей старшей группы

Картотека

Ноябрь

Изготовление атрибутов для

проведения гимнастики после сна

Атрибуты

декабрь

Разработать комплекс дыхательной гимнастики

Комплекс дыхательной гимнастики

Январь

Обучение детей самомассажу лица и стоп (медработник)

Февраль

Март

Досуг «здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Конспект досуга

Апрель 2020г

Спортивный праздник «День здоровья»

Сценарий к спортивному празднику

Май

Создание фотовыставки «Если хочешь быть здоров- закаляйся»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С родителями
_____________________________________________________________________________

(разнообразные материалы, разработанные педагогом: статьи, конспекты мероприятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр.)

Дата

оформления

материала

Информационный банк по работе

с родителями (конспекты ООД, развлечений, проектов; картотеки, тематические копилки, мультимедийные презентации, фото детских работ и т. д.)

Информационный банк участия

в методической работе (доклады к родительским собраниям, презентации, папки- передвижки, консультации, беседы

творческие отчеты и т. д.)

Место

хранения

материалов

Сентябрь

Выбор темы. Подбор методической литературы по теме

Список метод. литературы

Октябрь

Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»

Анкеты

Ноябрь

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для проведения гимнастики после сна

Выставка атрибутов для гимнастики после сна

Декабрь

Папка –передвижка Оздоровительная гимнастика пробуждения

Папка -передвижка

Январь

Буклет «Дыхательная гимнастика»

Буклеты

Февраль

Беседы с родителями о проведении гимнастики после сна дома

Конспект беседы

Март

Мастер-класс по оздоровительной гимнастике после сна

Конспект мастер- класса

Апрель

Оформление стенгазет «Мама, папа, я- здоровая семья»

Стенгазета

Май

Доклад на родительском собрании

«Гимнастика пробуждения и ее польза для дошкольников

Конспект доклада

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С педагогами
_____________________________________________________________________________

(разнообразные материалы, разработанные педагогом: статьи, конспекты мероприятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр.)

Дата

оформления

материала

Информационный банк по работе

с педагогами (конспекты ООД, развлечений, проектов; картотеки, тематические копилки, мультимедийные презентации, и т. д.)

Информационный банк участия

в методической работе (доклады к педагогическим советам,

творческие отчеты и т. д.)

Место

хранения

материалов

Сентябрь

Октябрь

1 Выбор темы. Подбор методической литературы по теме

Подбор музыкального сопровождения

Список литературы

Ноябрь

Семинар- практикум «Игровая гимнастика после сна»

Конспект семинара

Декабрь

Консультация «Оздоровительная гимнастика после сна в дошкольном учреждении и ее польза для жизни детей»

Консультация

Январь

Папка- передвижка «Закаливание день за днем

Консультация

Февраль

Консультация «Гимнастика после сна»

Консультация

Март

Презентация «Оздоровительная гимнастика пробуждения в нашей группе»

Презентация

Апрель

Май

Выступление на педсовете. «Гимнастика пробуждения и ее польза для здоровья детей»

Конспект выступления

Ожидаемые результаты

• улучшение здоровья, иммунитета и опорно-двигательного аппарата детей;

• улучшение эмоционального состояния;

• развитие координации движений;

• научить дышать через нос;

• способствовать воспитанию привычки к здоровому образу жизни.

Методическая литература по теме:

1. Е.Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 3-7 лет»

М, Сфера 2006 г («Гимнастика после сна; дыхательная гимнастика; релаксация с речевым сопровождением; коррекционные упражнения).

Читайте также:  Видеть мясо во сне к чему

2. Е.Борисова «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» М, Сфера 2006 г (Гимнастика в постели после сна; двигательная активность детей на прогулке; место дыхательно-звуковой гимнастики в утренней гимнастике, занятии, на прогулке).

3.О.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (практическое пособие) Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005 г (Задачи ритмической гимнастики; Ритмическая гимнастика в детском саду).

4. Н.Голицына «Физкультурный калейдоскоп для дошкольников (практическое пособие). М, «Скрипторий 2003» 2006 г (Содержание двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении).

5. Журнал «Воспитание школьников» М, 2005 г «Физическая культура в семье, ДОУ, начальной школе» (Физкультминутки, физкультурные паузы).

6. Э.Степаненкова «Методика физического воспитания» М, Издательский дом 2005 г  (Формы организации а)утренняя гимнастика б)физкультминутки;

в) индивидуальная работа и активный отдых).

7. В.Алямовская «Физкультура в детском саду» М, «Чистые пруды» 2005 г

(Методика организации утренней гимнастики, методика организации гимнастики после сна, методика организации оздоровительного бега).

8. В.Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления» (программно-методическое пособие) М, Линка-Пресс 2000 г (Организация двигательно-оздоровительных моментов на не физкультурных занятиях дошкольников в группе).

9 М.Картушина «Зеленый огонек здоровья» старшая группа С-П, Детство-Пресс, 2004 г (Физкультминутки, пальчиковый игротренинг).

10.  , Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.; 1999

11.  — Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.; 2007

12.  Под редакцией – Оздоровление детей в условиях детского сада. // Москва – 2007 г.//

13.  — Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 75.

14.  — Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

15.  Волошина Л. -Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

16.  — Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.

17.  Борисова Е.Н — Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.// Москва-Глобус ,2009 г.

18. Интернет ресурсы

Источник

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Ее задачи.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В настоящее время первое, что можно заметить у детей, — их слабое физическое развитие.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Физкультурно — оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна, спортивные игры, физкультминутки , закаливание и др.

Я хочу поговорить о гимнастике после дневного сна. Она является неотъемлемой составляющей микроцикла двигательной активности.

 В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.

 В связи с тем, что когда группу посещает 20-30 детей, на практике трудно осуществить эффективное закаливание детей во время гимнастики после сна, с учетом предъявляемых требований. Об индивидуальном подходе  при проведении закаливания не может и идти речи. К примеру: один ребенок регулярно посещает детский сад, другой – часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводилось регулярное закаливание, четвертый — вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т.д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку.

В комплексы бодрящей гимнастики включаются упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, самомассаж, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

Основная цель гимнастики после дневного сна – помочь проснуться детскому организму, поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно . Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций .

Задачи гимнастики:

-обеспечивать детям плавный переход от сна к

бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;

-укреплять опорно-двигательный аппарат;

-совершенствовать и развивать координацию движений;

-укрепить иммунитет;

-закреплять навыки проведения самомассажа рук,

 головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически

 активные точки;

-проводить профилактику плоскостопия;

-формировать правильную осанку;

-воспитывать привычку здорового образа жизни

Методика проведения гимнастики после дневного сна

Бодрящую гимнастику необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, температура с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов.

Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию.

Комплекс гимнастики после дневного сна продолжается  не менее 12-15 минут (ст. возраст), 7-10 минут (мл. возраст)  и  состоит из нескольких частей:

  1. разминочные упражнения в постели,
  2.  выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика),
  3. ходьба по массажным дорожкам
  4. танцевально- ритмические упражнения в помещении с контрастной температурой воздуха
  5. выполнение дыхательной  гимнастики
  6. Умывание прохладной водой или контрастное обливание  (рук или ног).

 В любой вариант комплекса следует включать упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Гимнастика в постели

 Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—б упражнений общеразвивающего характера. Гимнастика может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

 Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.

«Игровой самомассаж»

включает в себя элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д.

Читайте также:  Что означает если во сне парень изменил

Чередуются  самомассажи: стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы,  лица.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.

                                                   «Вот какая борода»

          Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

    Да – да – да – есть у деда борода.               Потереть ладони друг о друга

    Де – де – де – есть сединки в бороде.         Руками провести по шее от              

                                                                           затылка до яремной ямки.

    Ду – ду – ду – расчеши бороду.                    Большими пальцами мягко

                                                                      провести по шее от подбородка вниз

    Да – да – да – надоела борода.                    Сжав руки в кулаки,

                                                               возвышениями больших пальцев быстро

                                                                              растереть крылья носа

    Ду – ду – ду – сбреем деду бороду.             Положить три пальца на лоб

                                                                    всей плоскостью и, мягко надавливая,

                                                                              поглаживать лоб.

    Ды – ды – ды – больше нет бороды.          Раздвинув указательный и

                                                                       средний пальцы, положить их перед

                                                                     и за ушами и с силой растирать кожу.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках  по массажным дорожкам.

Где проводится танцевально-ритмическая гимнастика под аудио или видео сопровождение (2-3 минуты)

Детям дошкольного возраста интересна бодрящая гимнастика игрового плана, гимнастика с музыкальным сопровождением, видео сопровождением, танцевально-ритмическая гимнастика. Музыка положительно влияет на детей, создает хорошее настроение, вселяет радость, бодрость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.

Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.

После этого выполняется комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (в положении сидя на стуле или сидя на ковре). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.

Заканчивается комплекс дыхательными  упражнениями – 3-4 имитационных движения.

Заключительный этап гимнастики – водные процедуры. Под руководством воспитателя дети выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой, контрастное умывание, полоскание горла водой комнатной температуры т.п.)

Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов. В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний.

Гимнастика после дневного сна, в сочетании  с контрастными воздушными ваннами и  музыкальным сопровождением,  помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, оздоравливает детей, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Литература.

  1. Моргаева Елена Владимировна Консультация для воспитателей

         «Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна».

  1. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. —  

СПб.:()()() «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 96 с

Источник