Сколько вдохов делает ребенок во сне
Загрузка…
Дыхание является показателем нормального функционирования всего организма (сердечной мышцы, легочной и нервной систем). Важно обращать внимание на частоту и глубину вдохов и выдохов у детей. При отклонении значений от нормы, требуется консультация педиатра и пульмонолога, кардиолога.
Специалисты проводят полное обследование с учетом изменения данных по возрастам.
Особенности работы дыхательной системы у ребенка
В период внутриутробного развития плода осуществляется закладка и развитие жизненно важных органов. Завершение их формирования происходит после рождения. Дыхательная система начинает функционировать в полную силу только во взрослом возрасте.
Отличительные черты органов дыхания у детей:
- с рождением ребенок делает первый вдох и происходит раскрытие легких. Их объем гораздо меньше, чем размеры грудной клетки. Но содержится достаточное количество кровеносных сосудов. Для насыщения органов кислородом дети совершают дыхательные движения чаще, чем взрослые;
- большое количество дыхательных движений детей обусловлено и тем, что основная масса кислорода поступает через носовые проходы. У детей они узкие и короткие и содержат большое количество лимфатических и кровеносных сосудов. При малейшем раздражении (попадание пыли, инфекции или аллергенов) происходит отек слизистой, что еще больше затрудняет прохождение воздуха в легкие.
Дети плохо умеют дышать через ротовую полость, поэтому родителям рекомендуется чаще прочищать носовые проходы.
Способы подсчета скорости дыхания у ребенка
Частота дыхания у детей (норма по возрастам имеет существенные различия) проверяется педиатрами при ежемесячных осмотрах и сравниваются с показателями по возрасту ребенка. Подсчет количества вдохов и выдохов можно произвести родителями самостоятельно. При определении показателей нужно учитывать возраст ребенка, его весовую категорию, общее состояние здоровья и время суток.
Последовательность выполнения процедуры на дому:
- Определить тип дыхания у ребенка. До 4 лет у детей преобладает дыхание животом, то есть, при вдохах и выдохах происходит подъем и опускание брюшины (живота). С 4 до 10 лет отмечается преимущественно грудное дыхание. Визуально отмечается подъем и опускание грудной клетки. После 10 лет у мужского пола преобладает дыхание животом, а женского, грудное дыхание.
- После определения типа дыхания требуется подготовить часы с наличием секундной стрелки и привести ребенка в спокойное состояние. Игра, просмотр мультиков или испуг о предстоящей процедуре не позволит получить точные данные. У грудничков рекомендуется производить замеры в период сна. Показатель будет чуть ниже, чем в период бодрствования.
- Удобной позой для правильного подсчета вдохов и выдохов является лежачее положение. Детей с 1 года до 5 лет можно успокаивать погремушкой или спокойной беседой. В данном случае потребуется участие 2 родителей.
- Оценивать количество дыхательных движений можно визуально или путем прикладывания руки к животу или ребрам.
- Наиболее точными считаются показатели, замеренные за 1 мин. Если ребенок непоседа, то разрешено производить подсчеты по 15 или 30 сек. Полученное число умножить на 4 или 2. Но данные будут с погрешностью.
- Для повышения точности замера, процедуру требуется производить 3-4 раза. Полученное среднее арифметическое значение даст точное число, которое нужно сравнить с нормой по возрасту.
Одновременно рекомендуется измерять количество сердечных сокращений. При наличии отклонения показателей, ребенка нужно показать педиатру. Специалистом производится повторный замер показателем с учетом сопровождающих факторов (лишний вес, наличие насморка).
Цель исследований
Сравнение частоты дыхания с нормативами требуется для оценки развития дыхательной системы и работы сердца. Изменение показателей в любую сторону может свидетельствовать о наличии патологии (инфекционной и неинфекционной природы).
Своевременное определение отклонений в развитии увеличивает вероятность полного выздоровления ребенка, без развития осложнений. Если замеры производились на протяжении нескольких дней, то их нужно показать педиатру. Данные позволят быстрее установить диагноз.
Нормы скорости дыхания у новорожденных
У новорожденных детей отмечаются самые высокие показатели частоты дыхания. Причем у недоношенных детей, значение может иметь уменьшенный диапазон из-за неритмичности вдохов и выдохов. Отклонения от нормы может определить только педиатр.
Допустимый диапазон частоты дыхания у детей до года:
Возрастной параметр | Количество дыхательных движений в 1 мин | |
Доношенные дети | Недоношенные | |
С рождения до 14 дней | 40-60 | 20-80 |
С 15 дня до 3 месяцев | 40-45 | 35-50 |
С 3 до 6 месяцев | 30-40 | 35-45 |
Старше 6 месяцев и до года | 30-35 | 30-35 |
К году диапазон частоты дыхания у доношенных и недоношенных детей сужается. У детей рожденных раньше срока остановка дыхания на 10-15 сек, считается нормой, если нет посинения конечностей и нарушения развития ребенка. При наличии отклонений необходим срочный осмотр у педиатра.
Нормы частоты дыхания у детей по возрасту в период бодрствования
Частота дыхания у детей (норма по возрастам, представленная в таблице, не учитывает особенности состояния ребенка) постепенно снижается до достижения ребенком 18 лет. Так как происходит полное раскрытие легких (на всю грудную клетку), изменяется состояние носовых проходов и ребенок учится осуществлять дыхание через рот.
Показатели частоты дыхания детей от года до 18 лет:
Возрастные диапазоны | Минимальное количество вдохов в мин | Максимальное количество вдохов в мин |
С 1 года до 2 лет | 30 | 35 |
С 2 до 3 лет | 25 | 35 |
С 3 до 4 лет | 25 | 30 |
С 4 до 5 лет | 20 | 30 |
С 5 до 7 лет | 20 | 25 |
С 7 до 10 лет | 18 | 25 |
С 10 до 14 лет | 18 | 20 |
С 14 до 18 лет | 16 | 20 |
При измерении частоты вдохов и выдохов самостоятельно, рекомендуется обращать внимание на глубину вдохов.
Если дыхание поверхностное, тогда оно естественным образом будет более частым, для восполнения дефицита кислорода. Если ребенок дышит полной грудью, но часто, то это сигнализирует о развитии патологии. Необходимо обследование легочной и сердечно-сосудистой систем.
Как часто дети должны дышать во сне
Показатели ритмичности и частоты дыхания в период ночного сна отличаются от значений в момент бодрствования. У грудничков, во время отдыха, может отмечаться периодическое дыхание (рассмотрено ниже) или апноэ (остановка дыхания на 10-15 сек с кратностью повторений не менее 15 раз в течение 1 часа).
В момент сна происходит отдых всего организма (расслабление мышц и нервной системы, замедление сердечных сокращений), в результате потребление кислорода снижается, как следствие уменьшается частота и глубина вдохов и выдохов. При сомнении, дышит ребенок или нет, можно определить наличие вдохов по поднятиям и опусканию ребер или брюшины.
Не рекомендуется будить ребенка каждые 5-10 мин. Это навредит его нервной системе.
При наличии апноэ у недоношенных детей, родителям рекомендовано наблюдать за ритмичностью дыхания. Иногда малыш не может возобновить дыхательных процесс во сне из-за расслабления мышц. Рекомендуется будить ребенка, при отсутствии реакции срочно вызывать неотложную помощь, дополнительно принимать необходимые меры по восстановлению дыхательного процесса.
По мере взросления ритмичность и частота дыхания в период сна стабилизируются. В редких случаях данные отклонения наблюдаются у взрослого.
Причины снижения частоты дыхания
Факторы уменьшения частоты вдохов и выдохов могут иметь естественную и патологическую природу:
Естественные процессы | Патологические процессы |
Частые приступы апноэ. | Травмы в области грудной клетки. Возможно, повреждение легочной ткани, или из-за ушиба процесс дыхания может сопровождаться сильными болями, что будет препятствовать нормальному ритму дыхания. |
Сильное расслабление дыхательных мышц в период сна. | Повреждение клеток головного мозга отвечающих за дыхательный рефлекс. |
Физиологическая особенность организма (редкая частота дыхания). | Наличие инородного предмета в дыхательных путях. |
Формирование легочной системы при взрослении ребенка. | Повреждение или воспаление нервных клеток регулирующих частоту вдохов и выдохов. |
Понижение температуры | Нарушение состояния или функционирования бронхов. |
Побочное действие от приема лекарственных средств. | |
Удар током может привести к замедлению процесса дыхания. | |
Нарушение кровоснабжения, отек или опухолевые образования в головном мозге, влияющие на функционирование органов дыхания. | |
Травмирование позвоночника. Возможно нарушение нервных клеток регулирующих работоспособность мышечной ткани, отвечающей за дыхательные сокращения. | |
Сильное отравление организма ядами. Происходит сбой в работе всех органов и систем. | |
Атрофия мышечной ткани в результате паралича или длительного бездействия мышц. | |
Искривление позвоночника или рахитизм с последующей деформацией грудной клетки. | |
Патологические процессы в сердечно-сосудистой системе. |
Видео о том, как поступать в случае задержки у ребенка дыхания:
Является ли нарушение процесса дыхания патологией или естественным процессом, возможно, определить при регулярном наблюдении за ребенком и полном обследовании у педиатра и пульмонолога.
О чем говорит учащенное дыхание у детей
Частота вдохов и выдохов может отклоняться от норм по возрасту в большую сторону, также, вследствие воздействия естественных и патологических факторов. Данная патология встречается чаще у детей, так как они еще не могут нормально регулировать процесс дыхания.
Естественные процессы | Патологические процессы |
Слишком сухой, горячий, разреженный (встречается в горах) воздух. | Наличие насморка. Происходит заложенность и отечность носовых проходов. В результате ребенок вынужден совершать частые дыхательные процессы через рот. |
Наличие физических нагрузок и быстрая ходьба. | Заболевания бронхов. В результате происходит ухудшение питания тканей кислородом. Мозг посылает сигналы об увеличении частоты дыхания. |
Волнение, страх или плачь у ребенка. | Повышенная температура тела в следствии попадания инфекции. |
Засорение носовых проходов корочками отработанной слизи. | Нарушение функционирования клеток мозга вследствие травмы, наличия опухоли или нарушении кровоснабжения. |
Большой вес ребенка. Для нормального функционирования всех органов требуется большее количество кислорода. | Опухолевые образования (любой природы) в дыхательной системе. |
Индивидуальная особенность функционирования легочной системы. | Травмирование грудной клетки. Боль не дает делать глубокие вдохи, в результате ребенок переходит на частое, поверхностное дыхание. |
Перегрев организма | Нарушение функционирования органов сердечно-сосудистой системы. Из-за плохого кровообращения организм испытывает недостаток кислорода. Мозг посылает сигналы к его увеличению (повышается частота дыхания). |
Колики в области пищеварительного тракта. Боли не дают дышать полной грудью. Менее болезненно частое и поверхностное дыхание. | |
Нарушение функционирования нервной системы, участков отвечающих за ритмичность и глубину дыхания. | |
Наличие бронхиальной астмы. | |
Из-за действия аллергенов. | |
Повышенное содержание токсинов или отравление ядами, медикаментами. | |
Побочное действие лекарственных средств. | |
Недостаток железа в крови. Вследствие этого для достаточного снабжения тканей кислородом, увеличивается частота дыхания. |
Частота дыхания у детей: норма должна проверяться педиатром при ежемесячном осмотре и сравниваться с показателями согласно возрасту ребенка
При отсутствии естественных факторов нарушения дыхательного процесса требуется осмотр ребенка у педиатра.
Что такое периодическое дыхание, опасно ли оно?
Периодическое нарушение ритма и глубины дыхания возможно 4 видов:
- Чейна-Стокса. Данному типу характерно вначале редкое и поверхностное дыхание с постепенным увеличением амплитуды вдоха и глубины. При достижении максимального порога происходит постепенное снижение частоты и глубины вдохов, после этого возможен интервал до 1,5 мин. Далее процесс повторяется.
- Биотта. Ритмичное дыхание прерывается паузами, от 30 сек и более.
- Куссмауля. Дыхательный процесс сопровождается глубокими, но редкими вдохами и с сопровождением шума.
- Грокко. Дыхание происходит по типу Чейна-Стокса, но вместо пауз отмечается поверхностное слабое дыхание.
Данные виды дыхательных процессов наносят вред, как взрослому, так и детскому организму:
- у детей происходит нарушение развития дыхательной системы;
- периодически возникает кислородное голодание тканей и органов, что влияет на их работоспособность. Это снижение функционирования мозга, сердечнососудистой и нервной системы;
- возможно развитие патологий в данных системах, а также ухудшение слуха, зрения и наличие постоянных головных болей;
- происходит регулярное ощущение слабости. При пике частого дыхание возможна потеря сознания из-за переизбытка кислорода. При пике заниженного дыхание обморок возможен из-за недостатка кислорода;
- нарушаются обменные процессы, что ведет к задержке развития ребенка (умственной, весовой и физической).
При обнаружении патологического дыхания у новорожденного или у ребенка старше, рекомендовано обращение к педиатру для проведения обследования. Также специалист объяснит, как вести себя родителям при длительной остановке дыхания и правила проведения неотложной помощи до приезда скорой.
Взаимосвязь частоты дыхания и скорости сердцебиения
Частота дыхания у детей (норма по возрастам часто измеряется совместно с показателем сердцебиения) и биения сердца в спокойном состоянии:
Возрастной показатель | Диапазон значений | |
Частоты дыхания | Частоты сокращений сердца | |
С рождения до 14 дней | 40-60 | 110-160 |
С 15 дня до 3 месяцев | 40-45 | 135-160 |
С 3 до 6 месяцев | 30-40 | 130-140 |
Старше 6 месяцев и до года | 30-35 | 105-155 |
С 1 года до 2 лет | 30-35 | 100-150 |
С 2 до 3 лет | 25-35 | 95-150 |
С 3 до 4 лет | 25-30 | 90-145 |
С 4 до 5 лет | 20-30 | 85-130 |
С 5 до 7 лет | 20-25 | 80-125 |
С 7 до 10 лет | 18-25 | 70-115 |
С 10 до 14 лет | 18-20 | 65-105 |
С 14 до 18 лет | 16-20 | 60-95 |
При изменении частоты сокращений сердца происходит нарушение процесса дыхания и наоборот.
Учащенное и замедленное дыхание при нормальном пульсе
Увеличение или уменьшение значения частоты дыхания при нормальных значениях пульса возможно при следующих отклонениях:
- индивидуальная физиологическая особенность детского организма;
- плохое качество воздуха в помещении (горячий, сухой, загрязненный);
- возрастные изменения в организме ребенка;
- наличие колик в пищеварительном тракте;
- засорение дыхательных путей (засохшая слизь).
Данные причины не относятся к патологической природе и проходят самостоятельно, без врачебного вмешательства. При наличии сомнений нужно пройти осмотр у педиатра.
При ускоренном пульсе
Увеличение количества сердечных сокращений сопровождается изменением частоты дыхания.
Факторы, вызывающие нарушение:
- физические нагрузки, бег, а также стресс, страх или повышенное волнение;
- повышенная температура тела при перегреве;
- нарушение работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
- при попадании в организм инфекции;
- сильное отравление токсинами и ядами;
- побочное действие от приема медикаментов;
- развитие онкологии;
- наличие внутреннего или внешнего кровотечения;
- попадание инородного предмета в дыхательные пути. Тело препятствует нормальному дыханию, а из-за испуга повышается показатель сокращений сердца.
Данные симптомы (повышенный или пониженный показатель частоты дыхания совместно с увеличением числа сердечных сокращений) требуют обращения к специалистам (педиатр, пульмонолог, кардиолог) для проведения обследования.
При медленном сердцебиении
При замедлении биений сердца нарушение процесса дыхания происходит в следующих случаях:
- патологические процессы в сердечнососудистой системе;
- нарушение деятельности клеток мозга;
- удар током;
- при переохлаждении организма;
- действие инфекции;
- побочный эффект от приема лекарственных средств.
Пониженные показатели пульса и частоты дыхания наблюдаются у детей занимающихся спортом. Если ребенок не ведет спортивную деятельность, то изменение показателей означает развитие патологий. Требуется обследование.
Зависимость частоты дыхания от температуры тела
Частота дыхания у детей (норма по возрастам является условным показателем, так как при заболеваниях и некоторых особенностях организма дыхание зачастую учащено или замедлено) зависит от температурных показателей тела.
До достижения ребенком 2 месяцев, при повышении температуры, происходит только увеличение частоты дыхания, сердцебиение остается в норме. После достижения ребенком 2 месяцев, происходит увеличение обоих показателей. Данная реакция организма обусловлена защитной и восстановительной реакцией организма.
Как нормализовать частоту дыхания
Для восстановления частоты дыхания требуется:
- в период ночного отдыха принимать горизонтальное положение на спине, но в момент приступа класть ребенка на спину не рекомендовано;
- изменить пищевой рацион с увеличением количества свежих овощей и фруктов;
- производить дыхательные упражнения с ребенком по 15-20 мин по 3 раза в сутки (медленный вдох носом, выдох через рот);
- в игровой форме дышать с ребенком в пакет и надувание шаров;
- если приступ вызван испугом, стрессом, то нужно дать детские успокоительные средства или отвары трав;
- при отсутствии дыхания (при длительном приступе апноэ) нужно растормошить ребенка, дать понюхать нашатырный спирт (аккуратно, чтобы не обжечь слизистую носа). Иногда рекомендуется подержать малыша вверх ногами 1-3 мин. при этом нужно пошлепывать малыша по ягодицам. После этого побрызгать лицо ребенка холодной водой или умыть.
При сильном нарушении частоты дыхания необходимо вызвать неотложную помощь.
Медикаменты, кроме успокоительных препаратов в жидкой форме, давать ребенку нельзя, до устранения симптомов и выяснения причины. Нормализация частоты вдохов и выдохов у детей изменяется по возрастам в сторону снижения показателя. При наличии отклонений рекомендовано обращение к педиатру, для определения причины нарушения процесса дыхания. Самолечение недопустимо.
Автор: Котлячкова Светлана
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о норме частоты дыхания ребенка
Видео, в котором рассказывается обо особенностях дыхания новорожденного:
27 августа 2011, 21:43
Недавно наткнулась на заметку, что врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать. Вернее, они не умеют дышать правильно. А ведь правильно дышать для детейкрайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма.
Большинство детей Малыш странно дышит во сне… так страшно! =((( и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, малыш не дает своей дыхательной системе возможности хорошо «проветриться». Получается, что свежий воздух не поступает во все отделы легких, обновляя лишь наружную их часть. В итоге большая часть легких практически никогда не обновляется и не избавляется от остатков «подержанной» атмосферы, которая является просто идеальной средой для вирусов простуды, гриппа и всяким аллергенам.
Как оказалось, медики уже давно разработали специальные компьютерные программы, созданные дляконтроля за детским дыханием. Программы носят название БОС – биологическая обратная связь с организмом. К сожалению, такими системами оборудованы лишь крупные пульмонологические центры. Смысл оборудования заключается в следующем. Ребенок садится перед экраном монитора, на котором он видит луг с цветами или сценку из мультика про Винни Пуха. Перед ребенком ставится задача – заставить бабочку сесть на цветочек или «уговорить» Винни Пуха принести к своему дому как можно больше меда. Выполнить задание удастся лишь в том случае, если малыш дышит правильно – медленно, глубоко, ритмично и к тому же еще соотносит дыхательный цикл с деятельностью сердца. Дети с удовольствием включаются в задание. Результаты подобной игры действительно впечатляют. У почти 70% детей-астматиков уже нет необходимости использовать специальные ингаляторы и все их показатели возвращаются к норме.
Но мы можем и сами без всяких аппаратов провести диагностику дыхания своего ребенка.
Правильно ли дышит ваш ребенок?
Определить, правильно ли дышит ваш малыш несложно. Устройте его поудобнее, можно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Важное условие – ребенок должен быть здоров.
1. Смотрите на часы с секундной стрелкой и считайте, сколько вдохов ребенок сделает за одну минуту.
Норма для детей разного возраста отличается. Для новорожденных крошек – это 50 вдохов в минуту, для деток до года – 25-40 вдохов, 1-3 лет – 25-30 вдохов, а для 4-6 летних детей – 25 вдохов в минуту в спокойном расслабленном состоянии. Если результат вашего ребенка в пределах нормы – это прекрасно. Так обычно дышат закаленные, крепкие и тренированные детки, которых с раннего возраста приобщают к длительным прогулкам и активным занятиям. Физиотерапевты такое дыхание считают эффективным и экономным. Когда ребенок дышит полной грудью, его легкие расправляются, вентилируются и становятся практически недоступными и неуязвимыми для респираторных инфекций, вирусов и аллергии.
Если малыш 1-3 лет совершает 30-35 вдохов минуту, а 4-6 лет – 25-30 вдохов – то это довольно-таки неплохой результат. Так дышит большинство деток, и вы попали точно в золотую середину. Конечно, простуды у таких детей не редкость, но шансов их избежать будет больше, если научить ребенка правильному, физиологично эффективному дыханию.
Стоит задуматься и проявить беспокойство, если ребенок 1-3 лет совершает больше 35, а 4-6 лет больше 30 вдохов в минуту. Такоедыхание считается поверхностным и частым. В этом случае в легкие попадает совсем мало свежего воздуха, основная его часть «зависает» в трахее и бронхах, которые не принимают участия в газообмене. Для того, чтобы легкие хорошо вентилировались такого дыхания явно недостаточно. Неудивительно, что ребенок часто более разнообразными ОРЗ и ОРВИ. К тому, у детей, которые дышит так часто и неглубоко, возникает риск развития бронхиальной астмы или астматического бронхита, что не может не настораживать родителей. Нужно обязательно выяснить причину, которая не позволяет ребенку дышать полной грудью. Это может быть сидячий образ жизни, недостаток активных прогулок, спорта, закаливающих процедур, привычка сутулиться, нарушение осанки, избыточный вес или повышенное газообразование в кишечнике. Источник проблемы нужно обязательно прояснить и устранить, тогда и малыш будет болеть реже.
2. Наблюдая за дыханием ребенка и считая его вдохи, обратите внимание на особенности дыхания у ребенка, на ритм дыхания, то есть на соотношение вдоха и выдоха, на паузы между ними.
Ритм дыхания. Здоровые активные дети обычно дышать по схеме:удлиненный вдох – пауза –короткий выдох. Так уж устроен наш организм, что вдох является возбуждающим активность фактором, а выдох играет успокаивающую и расслабляющую роль
Успокаивающий дыхательный ритм. Чувствуете, что ваш ребенок разволновался, перенервничал и вот-вот расплачется? Предложите ему успокаивающую дыхательную «таблетку» по схеме: энергичный короткий вдох – длинный растянутый выдох – пауза. Такойритм дыхания воздействует на нервную систему, расслабляет мышцы, избавляет от стресса и напряжения.
Вздохи. Ребенок начал часто вздыхать? Значит, детский организм мягко напоминает, что пора отдохнуть, полежать и сделать паузу в занятии.
Неправильный дыхательный ритм. Характеризуется нечетким, рваным темпом, с неодинаковыми вдохами и выдохами или периодической их задержкой. Если дыхание ребенка к тому же поверхностное и частое, то риск подхватить простудное заболевание или вирус повышается неоднократно. К тому же очаги воспаления могут возникать не только в легких, но и в миндалинах, пазухах носа и даже внутренних органах. Объясняется это тем, что неправильное дыхание не только не обновляет «атмосферу» легочного пространства, но и приводит к нарушениям движения диафрагмы, которые отвечают за нормальную работу сердца и кровообращение в брюшной полости. Получается, что иного выхода, как научить ребенка правильно дышать, нет!
Тип дыхания вашего ребенка
Наблюдая за дыханием ребенка, присмотритесь, какой у него тип дыхания:
Брюшной тип – ребенок дышит, надувая и втягивая живот.
Грудной тип – ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку.
Смешанный тип – ребенок совмещает первый и второй типы дыхания.
Брюшное дыхание оптимально для малышей, именно так и должны дышать маленькие детки. Поэтому следите за тем, что одежда не давила им на животик, избавьтесь от тесных трусиков, джинс и колготок с тугой резинкой, не затягивайте ремень на поясе. Если одежда оставляет розовое полосы на коже, значит, она слишком тугая. То же относится и к пижаме. Помните, как поступали наши предки? Укладывали и мальчишек, и девчонок спать в просторных длинных ночных рубашках.
Никогда не требуйте у вашего ребенка втянуть живот, в этом случае мышцы живота прекращают участвовать в процессе дыхания, и работа легких ухудшается.
Упражнение для тренировки брюшного дыхания
https://yoga-mama.ru/yoga/yoga_dlya_detej/osobennosti-dyxaniya-detej-pravilno/attachment/olympus-digital-camera-2/Детская йога предлагает множество дыхательных упражнений, которые можно успешно применять на занятиях с детьми, что мы сейчас и сделаем.
Уложите ребенка на коврик. Пусть подложит ладошки под голову и немного согнет ноги в коленях. Попросите его, совершая вдох, надувать животик наподобие воздушного шарика. А на выдохе представьте, что шарик резко сдулся, и попросите ребенка как следует напрячь мышцы живота и втянуть его внутрь из всех сил. Пусть малыш задержит дыхание после выдоха и начнет новый вдох только тогда, когда почувствует в этом необходимость. Повторите 5-10 раз.
Упражнение тренирует не только дыхательную систему, но и укрепляет мышцы брюшного пресса и оказывает мягкое массажное действие на внутренние органы, стимулируя и улучшая их работу.
Грудное дыхание, как правило, используемый в основном женщинами тип дыхания. Однако, дети и мужчины тоже использую такой тип дыхания, когда находятся в сидячем положении. Грудное дыхание также нужно развивать и выполнять правильно, чтобы дыхательный процесс происходил эффективно и функционально.
Упражнение для грудного дыхания
https://yoga-mama.ru/yoga/yoga_dlya_detej/osobennosti-dyxaniya-detej-pravilno/attachment/olympus-digital-camera-3/Опять возьмем упражнение из детской йоги. Пусть ребенок примет позу льва или сфинкса. Но название «лев» хотя и не соответствует строго этой позе, ребенку будет понятнее. Ребенок ложится на живот, выпрямляет ножки и опирается на ладони и предплечья согнутых рук. Грудная клетка приподнимается над поверхностью. Теперь нужно сделать глубокий полный вдох и набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка еще больше приподнялась и раскрылась. Пусть ребенок задержит дыхание на несколько секунд (посчитайте до трех), а потом быстро и энергично выдохнет, расслабляя мышцы и опускаясь. Тут тоже нужно сделать небольшую паузу и повторить упражнения сначала еще несколько раз.
Смешанное дыхание, когда в процессе дыхания участвуют и мышцы пресса и грудная клетка, считается самым здоровым. Когда выосвоите с ребенком брюшное и грудное дыхание, нужно будет соединить приобретенные навыки. Но об этом в следующей статье: Как научить ребенка правильно дышать.
источник: https://yoga-mama.ru/