Снится еще илье ильичу большая темная гостиная

Надо, впрочем, отдать хозяевам справедливость: иной раз в беде или неудобстве они очень обеспокоятся, даже погорячатся и рассердятся.

Как, дескать, можно запускать или оставлять то и другое? Надо сейчас принять меры. И говорят только о том, как бы починить мостик, что ли, через канаву или огородить в одном месте сад, чтоб скотина не портила деревьев, потому что часть плетня в одном месте совсем лежала на земле.

Илья Иванович простёр свою заботливость даже до того, что однажды, гуляя по саду, собственноручно приподнял, кряхтя и охая, плетень и велел садовнику поставить поскорей две жерди: плетень благодаря этой распорядительности Обломова простоял так всё лето, и только зимой снегом повалило его опять.

Наконец даже дошло до того, что на мостик настлали три новые доски, тотчас же, как только Антип свалился с него, с лошадью и с бочкой, в канаву. Он ещё не успел выздороветь от ушиба, а уж мостик отделан был заново.

Коровы и козы тоже немного взяли после нового падения плетня в саду: они съели только смородинные кусты да принялись обдирать десятую липу, а до яблонь и не дошли, как последовало распоряжение врыть плетень как надо и даже окопать канавкой.

Досталось же и двум коровам и козе, пойманным на деле: славно вздули бока!

Снится ещё Илье Ильичу большая тёмная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жёстким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и одним большим кожаным креслом.

Наступает длинный зимний вечер.

Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почёсывая по временам спицей голову.

Подле неё сидит Настасья Ивановна да Пелагея Игнатьевна и, уткнув носы в работу, прилежно шьют что-нибудь к празднику для Илюши, или для отца его, или для самих себя.

Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперёд, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнёт опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов. Потом понюхает табаку, высморкается и опять понюхает.

В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.

Это частью делалось по привычке, частью из экономии. На всякий предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до крайности скупы.

Они с радушием заколют отличную индейку или дюжину цыплят к приезду гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же гость самовольно вздумает сам налить себе в рюмку вина.

Впрочем, такого разврата там почти не случалось: это сделает разве сорванец какой-нибудь, погибший в общем мнении человек; такого гостя и во двор не пустят.

Нет, не такие нравы были там: гость там прежде троекратного потчеванья и не дотронется ни до чего. Он очень хорошо знает, что однократное потчеванье чаще заключает в себе просьбу отказаться от предлагаемого блюда или вина, нежели отведать его.

Не для всякого зажгут и две свечи: свечка покупалась в городе на деньги и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно считались и прятались.

Вообще там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за неё выдавались всегда с великим соболезнованием, и то если издержка была незначительна. Значительная же трата сопровождалась стонами, воплями и бранью.

Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже привыкали не считать их неудобствами, чем тратить деньги.

1<<636465>>252

В тексте попалась красивая цитата? Добавьте её в коллекцию цитат!

Источник

Вот теперь и хорошо: опять надолго!
Кто-то напомнил ему, что вот кстати бы уж и ворота исправить и крыльцо
починить, а то, дескать, сквозь ступеньки не только кошки — и свиньи
пролезают в подвал.
— Да, да, надо, — заботливо отвечал Илья Иванович и шел тотчас
осмотреть крыльцо.
— В самом деле, видишь ведь как, совсем расшаталось, — говорил он,
качая ногами крыльцо, как колыбель.
— Да оно и тогда шаталось, как его сделали, — заметил кто-то.
— Так что ж, что шаталось? — отвечал Обломов. — Да вот не развалилось
же, даром что шестнадцать лет без поправки стоит. Славно тогда сделал
Лука!..
Вот был плотник, так плотник… умер — царство ему небесное! Нынче
избаловались: не сделают так.
И он обращал глаза в другую сторону, а крыльцо, говорят, шатается и до
сих пор и все еще не развалилось.
Видно, в самом деле славный был плотник этот Лука.
Надо, впрочем, отдать хозяевам справедливость: иной раз в беде или
неудобстве они очень обеспокоятся, даже погорячатся и рассердятся.
Как, дескать, можно запускать или оставлять то и другое? Надо сейчас
принять меры. И говорят только о том, как бы починить мостик, что ли, через
канаву или огородить в одном месте сад, чтоб скотина не портила деревьев,
потому что часть плетня в одном месте совсем лежала на земле.
Илья Иванович простер свою заботливость даже до того, что однажды,
гуляя по саду, собственноручно приподнял, кряхтя и охая, плетень и велел
садовнику поставить поскорей две жерди: плетень благодаря этой
распорядительности Обломова простоял так все лето, и только зимой снегом
повалило его опять.
Наконец даже дошло до того, что на мостик настлали три новые доски,
тотчас же, как только Антип свалился с него, с лошадью и с бочкой, в канаву.
Он еще не успел выздороветь от ушиба, а уж мостик отделан был заново.
Коровы и козы тоже немного взяли после нового падения плетня в саду:
они съели только смородинные кусты да принялись обдирать десятую липу, а до
яблонь и не дошли, как последовало распоряжение врыть плетень как надо и
даже окопать канавкой.
Досталось же и двум коровам и козе, пойманным на деле: славно вздули
бока!
Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме, с
ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным,
неуклюжим и жестким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и
одним большим кожаным креслом.
Наступает длинный зимний вечер.
Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский
чулок, зевая и почесывая по временам спицей голову.
Подле нее сидит Настасья Ивановна да Пелагея Игнатьевна и, уткнув носы
в работу, прилежно шьют что-нибудь к празднику для Илюши, или для отца его,
или для самих себя.
Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном
удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить,
внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов. Потом понюхает табаку,
высморкается и опять понюхает.
В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только
в зимние и осенние вечера. В летние месяцы все старались ложиться и вставать
без свечей, при дневном свете.
Это частью делалось по привычке, частью из экономии. На всякий предмет,
который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до
крайности скупы.
Они с радушием заколют отличную индейку или дюжину цыплят к приезду
гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же
гость самовольно вздумает сам налить себе в рюмку вина.
Впрочем, такого разврата там почти не случалось: это сделает разве
сорванец какой-нибудь, погибший в общем мнении человек; такого гостя и во
двор не пустят.
Нет, не такие нравы были там: гость там прежде троекратного потчеванья
и не дотронется ни до чего. Он очень хорошо знает, что однократное
потчеванье чаще заключает в себе просьбу отказаться от предлагаемого блюда
или вина, нежели отведать его.
Не для всякого зажгут и две свечи: свечка покупалась в городе на деньги
и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно
считались и прятались.
Вообще там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но
деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием, и то если
издержка была незначительна. Значительная же трата сопровождалась стонами,
воплями и бранью.
Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже
привыкали не считать их неудобствами, чем тратить деньги.
От этого и диван в гостиной давным-давно весь в пятнах, от этого и
кожаное кресло Ильи Иваныча только называется кожаным, а в самом-то деле оно
— не то мочальное, не то веревочное: кожи-то осталось только на спинке один
клочок, а остальная уж пять лет как развалилась в куски и слезла; оттого же,
может быть, и ворота все кривы и крыльцо шатается. Но заплатить за
что-нибудь, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей
казалось им чуть не самоубийством.
Услыхав.. что один из окрестных молодых помещиков ездил в Москву и
заплатил там за дюжину рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги
и сорок рублей за жилет к свадьбе, старик Обломов перекрестился и сказал с
выражением ужаса, скороговоркой, что «этакого молодца надо посадить в
острог».
Вообще они глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости
быстрого и живого обращения капиталов, об усиленной производительности и
мене продуктов. Они в простоте души понимали и приводили в исполнение
единственное употребление капиталов — держать их в сундуке.
На креслах в гостиной, в разных положениях, сидят и сопят обитатели или
обычные посетители дома.
Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все
видятся ежедневно друг с другом; умственные сокровища взаимно исчерпаны и
изведаны, а новостей извне получается мало.
Тихо; только раздаются шаги тяжелых, домашней работы сапог Ильи
Ивановича, еще стенные часы в футляре глухо постукивают маятником да
порванная время от времени рукой или зубами нитка у Пелагеи Игнатьевны или у
Настасьи Ивановны нарушает глубокую тишину.
Так иногда пройдет полчаса, разве кто-нибудь зевнет вслух и перекрестит
рот, примолвив: «Господи помилуй!»
За ним зевает сосед, потом следующий, медленно, как будто по команде,
отворяет рот, и так далее, заразительная игра воздуха в легких обойдет всех,
причем иного прошибет слеза.
Или Илья Иванович пойдет к окну, взглянет туда в скажет с некоторым
удивлением: «Еще пять часов только, а уж как темно на дворе!»
— Да, — ответит кто-нибудь, — об эту пору всегда темно; длинные вечера
наступают.
А весной удивятся и обрадуются, что длинные дни наступают. А
спросите-ка, зачем им эти длинные дни, так они и сами не знают.
И опять замолчат.
А там кто-нибудь станет снимать со свечи и вдруг погасит — все
встрепенутся: «Нечаянный гость!» — скажет непременно кто-нибудь.
Иногда на этом завяжется разговор.
— Кто ж бы это гость? — скажет хозяйка. — Уж не Настасья ли Фаддеевна?
Ах, дай-то господи! Да нет; она ближе праздника не будет. То-то бы радости!
То-то бы обнялись да наплакались с ней вдвоем! И к заутрене и к обедне
бы вместе… Да куда мне за ней! Я даром что моложе, а не выстоять мне
столько!
— А когда, бишь, она уехала от нас? — спросил Илья Иванович. — Кажется,
после ильина дня?
— Что ты, Илья Иваныч! Всегда перепутаешь! Она и семика не дождалась, —
поправила жена.
— Она, кажется, в петровки здесь была, — возражает Илья Иванович.
— Ты всегда так! — с упреком скажет жена. — Споришь, только
срамишься…
— Ну, как же не была в петровки? Еще тогда все пироги с грибами пекли:
она любит…
— Так это Марья Онисимовна: она любит пироги с грибами — как это не
помнишь! Да и Марья Онисимовна не до ильина дня, а до Прохора и Никанора
гостила.
Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным
семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа.
Может быть, это происходило частью и оттого, что, кроме самого Обломова,
прочие все путали и названия месяцев и порядок чисел.
Замолчит побежденный Илья Иванович, и опять все общество погрузится в
дремоту. Илюша, завалившись за спину матери, тоже дремлет, а иногда и совсем
спит.
— Да, — скажет потом какой-нибудь из гостей с глубоким вздохом, — вот
муж-то Марьи Онисимовны, покойник Василий Фомич, какой был, бог с ним,
здоровый, а умер! И шестидесяти лет не прожил — жить бы этакому сто лет!
— Все умрем, кому когда — воля божья! — возражает Пелагея Игнатьевна со
вздохом. — Кто умирает, а вот у Хлоповых так не поспевают крестить:
говорят, Анна Андреевна опять родила — уж это шестой.
— Одна ли Анна Андреевна! — сказала хозяйка. — Вот как брата-то ее
женят и пойдут дети — столько ли еще будет хлопот! И меньшие подрастают,
тоже в женихи смотрят; там дочерей выдавай замуж, а где женихи здесь? Нынче,
вишь, ведь все хотят приданого, да все деньгами…
— Что вы такое говорите? — спросил Илья Иванович, подойдя к
беседовавшим.
— Да вот говорим, что…
И ему повторяют рассказ.
— Вот жизнь-то человеческая! — поучительно произнес Илья Иванович. —
Один умирает, другой родится, третий женится, а мы вот все стареемся: не то
что год на год, день на день не приходится! Зачем это так? То ли бы дело,
если б каждый день как вчера, вчера как завтра!.. Грустно, как подумаешь…
— Старый старится, а молодой растет! — сонным голосом кто-то сказал из
угла.
— Надо богу больше молиться да не думать ни о чем! — строго заметила
хозяйка.
— Правда, правда, — трусливо, скороговоркой отозвался Илья Иванович,
вздумавший было пофилософствовать, и пошел опять ходить взад и вперед.
Долго опять молчат; скрипят только продеваемые взад и вперед иглой
нитки.
Иногда хозяйка нарушит молчание.
— Да, темно на дворе, — скажет она. — Вот, бог даст, как дождемся
святок, приедут погостить свои, ужо будет повеселее, и не видно, как будут
проходить вечера. Вот если б Маланья Петровна приехала, уж тут было бы
проказ-то! Чего она не затеет! И олово лить, и воск топить, и за ворота
бегать; девок у меня всех с пути собьет. Затеет игры разные… такая, право!
— Да, светская дама! — заметил один из собеседников. — В третьем году
она и с гор выдумала кататься, вот как еще Лука Савич бровь расшиб…
Вдруг все встрепенулись, посмотрели на Луку Савича и разразились
хохотом.
— Как это ты, Лука Савич? Ну-ка, ну, расскажи! — говорит Илья Иванович
и помирает со смеху.
И все продолжают хохотать, и Илюша проснулся, и он хохочет.
— Ну, чего рассказывать! — говорит смущенный Лука Савич. — Это все вон
Алексей Наумыч выдумал: ничего и не было совсем.
— Э! — хором подхватили все. — Да как же ничего не было? Мы-то умерли
разве?.. А лоб-то, лоб-то, вон и до сих пор рубец виден…
И захохотали.
— Да что вы смеетесь? — старается выговорить в промежутках смеха Лука
Савич. — Я бы… и не того… да все Васька, разбойник… салазки старые
подсунул… они и разъехались подо мной… я и того…
Общий хохот покрыл его голос. Напрасно он силился досказать историю
своего падения: хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до
девичьей, объял весь дом, все вспомнили забавный случай, все хохочут долго,
дружно, несказанно, как олимпийские боги. Только начнут умолкать, кто-нибудь
подхватит опять — и пошло писать.
Наконец кое-как с трудом успокоились.
— А что, нынче о святках будешь кататься, Лука Савич? — спросил,
помолчав, Илья Иванович.
Опять общий взрыв хохота, продолжавшийся минут десять.
— Не велеть ли Антипке постом сделать гору? — вдруг опять скажет
Обломов. — Лука Савич, мол, охотник большой, не терпится ему…
Хохот всей компании не дал договорить ему.
— Да целы ли те… салазки-то? — едва от смеха выговорил один из
собеседников.
Опять смех.
Долго смеялись все, наконец стали мало-помалу затихать: иной утирал
слезы, другой сморкался, третий кашлял неистово и плевал, с трудом
выговаривая:
— Ах ты, господи! Задушила мокрота совсем… насмешил тогда, ей-богу!
Такой грех! Как он спиной-то кверху, а полы кафтана врозь…
Тут следовал окончательно последний, самый продолжительный раскат
хохота, и затем все смолкло. Один вздохнул, другой зевнул вслух, с
приговоркой, и все погрузилось в молчание.
По-прежнему слышалось только качанье маятника, стук сапог Обломова да
легкий треск откушенной нитки.
Вдруг Илья Иванович остановился посреди комнаты с встревоженным видом,
держась за кончик носа.
— Что это за беда? Смотрите-ка! — сказал он. — Быть покойнику: у меня
кончик носа все чешется…
— Ах ты, господи! — всплеснув руками, сказала жена. — Какой же это
покойник, коли кончик чешется? Покойник — когда переносье чешется. Ну, Илья
Иваныч, какой ты, бог с тобой, беспамятный! Вот этак скажешь в людях
когда-нибудь или при гостях и — стыдно будет.
— А что ж это значит, кончик-то чешется? — спросил сконфуженный Илья
Иванович.
— В рюмку смотреть. А то, как это можно: покойник!
— Все путаю! — сказал Илья Иванович. — Где тут упомнишь: то сбоку нос
чешется, то с конца, то брови…
— Сбоку, — подхватила Пелагея Ивановна, — означает вести; брови чешутся
— слезы; лоб — кланяться: с правой стороны чешется — мужчине, с левой —
женщине; уши зачешутся — значит, к дождю, губы — целоваться, усы — гостинцы
есть, локоть — на новом месте спать, подошвы — дорога…
— Ну, Пелагея Ивановна, молодец! — сказал Илья Иванович. — А то еще
когда масло дешево будет, так затылок, что ли, чешется…
Дамы начали смеяться и перешептываться; некоторые из мужчин улыбались;
готовился опять взрыв хохота, но в эту минуту в комнате раздалось в одно
время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются
броситься друг на друга. Это загудели часы.
— Э! Да уж девять часов! — с радостным изумлением произнес Илья
Иванович. — Смотри-ка, пожалуй, и не видать, как время прошло. Эй, Васька!
Ванька, Мотька!
Явились три заспанные физиономии.
— Что ж вы не накрываете на стол? — с удивлением и досадой спросил
Обломов.
— Нет, чтоб подумать о господах? Ну, чего стоите? Скорей, водки!
— Вот отчего кончик носа чесался! — живо сказала Пелагея Ивановна. —
Будете пить водку и посмотрите в рюмку.
После ужина, почмокавшись и перекрестив друг друга, все расходятся по
своим постелям, и сон воцаряется над беспечными головами.
Видит Илья Ильич во сне не один, не два такие вечера, но целые недели,
месяцы и годы так проводимых дней и вечеров.

Читайте также:  К чему снится молоко в коробке

| весь текст сразу | следующая часть —>

Источник

Äà, â ñàìîì äåëå êðåï÷å: ïðåæäå íå òîðîïèëèñü îáúÿñíÿòü ðåáåíêó çíà÷åíèÿ æèçíè è ïðèãîòîâëÿòü åãî ê íåé, êàê ê ÷åìó-òî ìóäðåíîìó è íåøóòî÷íîìó, íå òîìèëè åãî íàä êíèãàìè, êîòîðûå ðîæäàþò â ãîëîâå òüìó âîïðîñîâ, à âîïðîñû ãëîæóò óì è ñåðäöå è ñîêðàùàþò æèçíü.

Íîðìà æèçíè áûëà ãîòîâà è ïðåïîäàíà èì ðîäèòåëÿìè, à òå ïðèíÿëè åå, òîæå ãîòîâóþ, îò äåäóøêè, à äåäóøêà îò ïðàäåäóøêè, ñ çàâåòîì áëþñòè åå öåëîñòü è íåïðèêîñíîâåííîñòü, êàê îãîíü Âåñòû. Êàê ÷òî äåëàëîñü ïðè äåäàõ è îòöàõ, òàê äåëàëîñü ïðè îòöå Èëüè Èëüè÷à, òàê, ìîæåò áûòü, äåëàåòñÿ åùå è òåïåðü â Îáëîìîâêå.

Î ÷åì æå èì áûëî çàäóìûâàòüñÿ è ÷åì âîëíîâàòüñÿ, ÷òî óçíàâàòü, êàêèõ öåëåé äîáèâàòüñÿ?

Íè÷åãî íå íóæíî: æèçíü, êàê ïîêîéíàÿ ðåêà, òåêëà ìèìî èõ, èì îñòàâàëîñü òîëüêî ñèäåòü íà áåðåãó ýòîé ðåêè è íàáëþäàòü íåèçáåæíûå ÿâëåíèÿ, êîòîðûå ïî î÷åðåäè, áåç çîâó, ïðåäñòàâàëè ïðåä êàæäîãî èç íèõ.

È âîò âîîáðàæåíèþ ñïÿùåãî Èëüè Èëüè÷à íà÷àëè òàê æå ïî î÷åðåäè, êàê æèâûå êàðòèíû, îòêðûâàòüñÿ ñíà÷àëà òðè ãëàâíûå àêòà æèçíè, ðàçûãðûâàâøèåñÿ êàê â åãî ñåìåéñòâå, òàê ó ðîäñòâåííèêîâ è çíàêîìûõ: ðîäè’íû, ñâàäüáà, ïîõîðîíû.

Ïîòîì ïîòÿíóëàñü ïåñòðàÿ ïðîöåññèÿ âåñåëûõ è ïå÷àëüíûõ ïîäðàçäåëåíèé åå: êðåñòèí, èìåíèí, ñåìåéíûõ ïðàçäíèêîâ, çàãîâåíüÿ, ðàçãîâåíüÿ, øóìíûõ îáåäîâ, ðîäñòâåííûõ ñúåçäîâ, ïðèâåòñòâèé, ïîçäðàâëåíèé, îôèöèàëüíûõ ñëåç è óëûáîê.

Âñå îòïðàâëÿëîñü ñ òàêîþ òî÷íîñòüþ, òàê âàæíî è òîðæåñòâåííî.

Åìó ïðåäñòàâëÿëèñü äàæå çíàêîìûå ëèöà è ìèíû èõ ïðè ðàçíûõ îáðÿäàõ, èõ çàáîòëèâîñòü è ñóåòà. Äàéòå èì êàêîå õîòèòå ùåêîòëèâîå ñâàòîâñòâî, êàêóþ õîòèòå òîðæåñòâåííóþ ñâàäüáó èëè èìåíèíû — ñïðàâÿò ïî âñåì ïðàâèëàì, áåç ìàëåéøåãî óïóùåíèÿ. Êîãî ãäå ïîñàäèòü, ÷òî è êàê ïîäàòü, êîìó ñ êåì åõàòü â öåðåìîíèè, ïðèìåòó ëè ñîáëþñòè — âî âñåì ýòîì íèêòî íèêîãäà íå äåëàë íè ìàëåéøåé îøèáêè â Îáëîìîâêå.

Читайте также:  К чему снится кровь после родов

Ðåáåíêà ëè âûõîäèòü íå ñóìåþò òàì? Ñòîèò òîëüêî âçãëÿíóòü, êàêèõ ðîçîâûõ è óâåñèñòûõ êóïèäîíîâ íîñÿò è âîäÿò çà ñîáîé òàìîøíèå ìàòåðè. Îíè íà òîì ñòîÿò, ÷òîá äåòè áûëè òîëñòåíüêèå, áåëåíüêèå è çäîðîâåíüêèå.

Îíè îòñòóïÿòñÿ îò âåñíû, çíàòü åå íå çàõîòÿò, åñëè íå èñïåêóò â íà÷àëå åå æàâîðîíêà. Êàê èì íå çíàòü è íå èñïîëíÿòü ýòîãî?

Òóò âñÿ èõ æèçíü è íàóêà, òóò âñå èõ ñêîðáè è ðàäîñòè: îòòîãî îíè è ãîíÿò îò ñåáÿ âñÿêóþ äðóãóþ çàáîòó è ïå÷àëü è íå çíàþò äðóãèõ ðàäîñòåé, æèçíü èõ êèøåëà èñêëþ÷èòåëüíî ýòèìè êîðåííûìè è íåèçáåæíûìè ñîáûòèÿìè, êîòîðûå è çàäàâàëè áåñêîíå÷íóþ ïèùó èõ óìó è ñåðäöó.

Îíè ñ áüþùèìñÿ îò âîëíåíèÿ ñåðäöåì îæèäàëè îáðÿäà, ïèðà, öåðåìîíèè, à ïîòîì, îêðåñòèâ, æåíèâ èëè ïîõîðîíèâ ÷åëîâåêà, çàáûâàëè ñàìîãî ÷åëîâåêà è åãî ñóäüáó è ïîãðóæàëèñü â îáû÷íóþ àïàòèþ, èç êîòîðîé âûâîäèë èõ íîâûé òàêîé æå ñëó÷àé — èìåíèíû, ñâàäüáà è ò. ï.

Êàê òîëüêî ðîæäàëñÿ ðåáåíîê, ïåðâîþ çàáîòîþ ðîäèòåëåé áûëî êàê ìîæíî òî÷íåå, áåç ìàëåéøèõ óïóùåíèé, ñïðàâèòü íàä íèì âñå òðåáóåìûå ïðèëè÷èåì îáðÿäû, òî åñòü çàäàòü ïîñëå êðåñòèí ïèð, çàòåì íà÷èíàëîñü çàáîòëèâîå óõàæèâàíüå çà íèì.

Ìàòü çàäàâàëà ñåáå è íÿíüêå çàäà÷ó: âûõîäèòü çäîðîâåíüêîãî ðåáåíêà, áåðå÷ü åãî îò ïðîñòóäû, îò ãëàçà è äðóãèõ âðàæäåáíûõ îáñòîÿòåëüñòâ. Óñåðäíî õëîïîòàëè, ÷òîá äèòÿ áûëî âñåãäà âåñåëî è êóøàëî ìíîãî.

Òîëüêî ëèøü ïîñòàâÿò íà íîãè ìîëîäöà, òî åñòü êîãäà íÿíüêà ñòàíåò åìó íå íóæíà, êàê â ñåðäöå ìàòåðè çàêðàäûâàåòñÿ óæå òàéíîå æåëàíèå ïðèèñêàòü åìó ïîäðóãó — òîæå ïîçäîðîâåå, ïîðóìÿíåå.

Îïÿòü íàñòàåò ýïîõà îáðÿäîâ, ïèðîâ, íàêîíåö ñâàäüáà, íà ýòîì è ñîñðåäîòî÷èâàëñÿ âåñü ïàôîñ æèçíè..

Ïîòîì óæå íà÷èíàëèñü ïîâòîðåíèÿ: ðîæäåíèå äåòåé, îáðÿäû, ïèðû, ïîêà ïîõîðîíû íå èçìåíÿò äåêîðàöèè, íî íåíàäîëãî: îäíè ëèöà óñòóïàþò ìåñòî äðóãèì, äåòè ñòàíîâÿòñÿ þíîøàìè è âìåñòå ñ òåì æåíèõàìè, æåíÿòñÿ, ïðîèçâîäÿò ïîäîáíûõ ñåáå — è òàê æèçíü ïî ýòîé ïðîãðàììå òÿíåòñÿ áåñïðåðûâíîé îäíîîáðàçíîþ òêàíüþ, íåçàìåòíî îáðûâàÿñü ó ñàìîé ìîãèëû.

Читайте также:  К чему снится любовь с другом

Íàâÿçûâàëèñü èì, ïðàâäà, ïîðîé è äðóãèå çàáîòû, íî îáëîìîâöû âñòðå÷àëè èõ ïî áîëüøåé ÷àñòè ñ ñòîè÷åñêîþ íåïîäâèæíîñòüþ, è çàáîòû, ïîêðóòèâøèñü íàä ãîëîâàìè èõ, ì÷àëèñü ìèìî, êàê ïòèöû, êîòîðûå ïðèëåòÿò ê ãëàäêîé ñòåíå è, íå íàéäÿ ìåñòå÷êà ïðèþòèòüñÿ, ïîòðåïåùóò íàïðàñíî êðûëüÿìè îêîëî òâåðäîãî êàìíÿ è ëåòÿò äàëåå.

Òàê, íàïðèìåð, îäíàæäû ÷àñòü ãàëåðåè ñ îäíîé ñòîðîíû äîìà âäðóã îáðóøèëàñü è ïîãðåáëà ïîä ðàçâàëèíàìè ñâîèìè íàñåäêó ñ öûïëÿòàìè, äîñòàëîñü áû è Àêñèíüå, æåíå Àíòèïà, êîòîðàÿ óñåëàñü áûëî ïîä ãàëåðååé ñ äîíöåì, äà íà òó ïîðó, ê ñ÷àñòüþ ñâîåìó, ïîøëà çà ìî÷êàìè.

 äîìå ñäåëàëñÿ ãâàëò: âñå ïðèáåæàëè, îò ìàëà äî âåëèêà, è óæàñíóëèñü, ïðåäñòàâèâ ñåáå, ÷òî âìåñòî íàñåäêè ñ öûïëÿòàìè òóò ìîãëà ïðîõàæèâàòüñÿ ñàìà áàðûíÿ ñ Èëüåé Èëüè÷îì.

Âñå àõíóëè è íà÷àëè óïðåêàòü äðóã äðóãà â òîì, êàê ýòî äàâíî â ãîëîâó íå ïðèøëî: îäíîìó — íàïîìíèòü, äðóãîìó — âåëåòü ïîïðàâèòü, òðåòüåìó — ïîïðàâèòü.

Âñå äàëèñü äèâó, ÷òî ãàëåðåÿ îáðóøèëàñü, à íàêàíóíå äèâèëèñü, êàê ýòî îíà òàê äîëãî äåðæèòñÿ!

Íà÷àëèñü çàáîòû è òîëêè, êàê ïîïðàâèòü äåëî, ïîæàëåëè î íàñåäêå ñ öûïëÿòàìè è ìåäëåííî ðàçîøëèñü ïî ñâîèì ìåñòàì, íàñòðîãî çàïðåòèâ ïîäâîäèòü ê ãàëåðåå Èëüþ Èëüè÷à.

Ïîòîì, íåäåëè ÷åðåç òðè, âåëåíî áûëî Àíäðþøêå, Ïåòðóøêå, Âàñüêå îáðóøèâøèåñÿ äîñêè è ïåðèëà îòòàùèòü ê ñàðàÿì, ÷òîá îíè íå ëåæàëè íà äîðîãå. Òàì âàëÿëèñü îíè äî âåñíû.

Ñòàðèê Îáëîìîâ âñÿêèé ðàç êàê óâèäèò èõ èç îêîøêà, òàê è îçàáîòèòñÿ ìûñëüþ î ïîïðàâêå: ïðèçîâåò ïëîòíèêà, íà÷íåò ñîâåùàòüñÿ, êàê ëó÷øå ñäåëàòü — íîâóþ ëè ãàëåðåþ âûñòðîèòü èëè ñëîìàòü è îñòàòêè, ïîòîì îòïóñòèò åãî äîìîé, ñêàçàâ: «Ïîäü ñåáå, à ÿ ïîäóìàþ».

Ýòî ïðîäîëæàëîñü äî òåõ ïîð, ïîêà Âàñüêà èëè Ìîòüêà äîíåñ áàðèíó, ÷òî âîò-äå, êîãäà îí, Ìîòüêà, ñåãî óòðà ëàçèë íà îñòàòêè ãàëåðåè, òàê óãëû ñîâñåì îòñòàëè îò ñòåí è, òîãî ãëÿäè, ðóõíóò îïÿòü.

Òîãäà ïðèçâàí áûë ïëîòíèê íà îêîí÷àòåëüíîå ñîâåùàíèå, âñëåäñòâèå êîòîðîãî ðåøåíî áûëî ïîäïåðåòü ïîêà ñòàðûìè îáëîìêàìè îñòàëüíóþ ÷àñòü óöåëåâøåé ãàëåðåè, ÷òî è áûëî ñäåëàíî ê êîíöó òîãî æå ìåñÿöà.

— Ý! Äà ãàëåðåÿ-òî ïîéäåò îïÿòü çàíîâî! — ñêàçàë ñòàðèê æåíå. — Ñìîòðè-êà, êàê Ôåäîò êðàñèâî ðàññòàâèë áðåâíà, òî÷íî êîëîííû ó ïðåäâîäèòåëÿ â äîìó! Âîò òåïåðü è õîðîøî: îïÿòü íàäîëãî!

Êòî-òî íàïîìíèë åìó, ÷òî âîò êñòàòè áû óæ è âîðîòà èñïðàâèòü è êðûëüöî ïî÷èíèòü, à òî, äåñêàòü, ñêâîçü ñòóïåíüêè íå òîëüêî êîøêè — è ñâèíüè ïðîëåçàþò â ïîäâàë.

— Äà, äà, íàäî, — çàáîòëèâî îòâå÷àë Èëüÿ Èâàíîâè÷ è øåë òîò÷àñ îñìîòðåòü êðûëüöî.

— Â ñàìîì äåëå, âèäèøü âåäü êàê, ñîâñåì ðàñøàòàëîñü, — ãîâîðèë îí, êà÷àÿ íîãàìè êðûëüöî, êàê êîëûáåëü.

— Äà îíî è òîãäà øàòàëîñü, êàê åãî ñäåëàëè, — çàìåòèë êòî-òî.

— Òàê ÷òî æ, ÷òî øàòàëîñü? — îòâå÷àë Îáëîìîâ. — Äà âîò íå ðàçâàëèëîñü æå, äàðîì ÷òî øåñòíàäöàòü ëåò áåç ïîïðàâêè ñòîèò. Ñëàâíî òîãäà ñäåëàë Ëóêà!.. Âîò áûë ïëîòíèê, òàê ïëîòíèê… óìåð — öàðñòâî åìó íåáåñíîå! Íûí÷å èçáàëîâàëèñü: íå ñäåëàþò òàê.

È îí îáðàùàë ãëàçà â äðóãóþ ñòîðîíó, à êðûëüöî, ãîâîðÿò, øàòàåòñÿ è äî ñèõ ïîð è âñå åùå íå ðàçâàëèëîñü.

Âèäíî, â ñàìîì äåëå ñëàâíûé áûë ïëîòíèê ýòîò Ëóêà.

Íàäî, âïðî÷åì, îòäàòü õîçÿåâàì ñïðàâåäëèâîñòü: èíîé ðàç â áåäå èëè íåóäîáñòâå îíè î÷åíü îáåñïîêîÿòñÿ, äàæå ïîãîðÿ÷àòñÿ è ðàññåðäÿòñÿ.

Êàê, äåñêàòü, ìîæíî çàïóñêàòü èëè îñòàâëÿòü òî è äðóãîå? Íàäî ñåé÷àñ ïðèíÿòü ìåðû. È ãîâîðÿò òîëüêî î òîì, êàê áû ïî÷èíèòü ìîñòèê, ÷òî ëè, ÷åðåç êàíàâó èëè îãîðîäèòü â îäíîì ìåñòå ñàä, ÷òîá ñêîòèíà íå ïîðòèëà äåðåâüåâ, ïîòîìó ÷òî ÷àñòü ïëåòíÿ â îäíîì ìåñòå ñîâñåì ëåæàëà íà çåìëå.

Èëüÿ Èâàíîâè÷ ïðîñòåð ñâîþ çàáîòëèâîñòü äàæå äî òîãî, ÷òî îäíàæäû, ãóëÿÿ ïî ñàäó, ñîáñòâåííîðó÷íî ïðèïîäíÿë, êðÿõòÿ è îõàÿ, ïëåòåíü è âåëåë ñàäîâíèêó ïîñòàâèòü ïîñêîðåé äâå æåðäè: ïëåòåíü áëàãîäàðÿ ýòîé ðàñïîðÿäèòåëüíîñòè Îáëîìîâà ïðîñòîÿë òàê âñå ëåòî, è òîëüêî çèìîé ñíåãîì ïîâàëèëî åãî îïÿòü.

Íàêîíåö äàæå äîøëî äî òîãî, ÷òî íà ìîñòèê íàñòëàëè òðè íîâûå äîñêè, òîò÷àñ æå, êàê òîëüêî Àíòèï ñâàëèëñÿ ñ íåãî, ñ ëîøàäüþ è ñ áî÷êîé, â êàíàâó. Îí åùå íå óñïåë âûçäîðîâåòü îò óøèáà, à óæ ìîñòèê îòäåëàí áûë çàíîâî.

Êîðîâû è êîçû òîæå íåìíîãî âçÿëè ïîñëå íîâîãî ïàäåíèÿ ïëåòíÿ â ñàäó: îíè ñúåëè òîëüêî ñìîðîäèííûå êóñòû äà ïðèíÿëèñü îáäèðàòü äåñÿòóþ ëèïó, à äî ÿáëîíü è íå äîøëè, êàê ïîñëåäîâàëî ðàñïîðÿæåíèå âðûòü ïëåòåíü êàê íàäî è äàæå îêîïàòü êàíàâêîé.

Äîñòàëîñü æå è äâóì êîðîâàì è êîçå, ïîéìàííûì íà äåëå: ñëàâíî âçäóëè áîêà!

Ñíèòñÿ åùå Èëüå Èëüè÷ó áîëüøàÿ òåìíàÿ ãîñòèíàÿ â ðîäèòåëüñêîì äîìå, ñ ÿñåíåâûìè ñòàðèííûìè êðåñëàìè, âå÷íî ïîêðûòûìè ÷åõëàìè, ñ îãðîìíûì, íåóêëþæèì è æåñòêèì äèâàíîì, îáèòûì ïîëèíÿëûì ãîëóáûì áàðêàíîì â ïÿòíàõ, è îäíèì áîëüøèì êîæàíûì êðåñëîì.

Íàñòóïàåò äëèííûé çèìíèé âå÷åð.

Ìàòü ñèäèò íà äèâàíå, ïîäæàâ íîãè ïîä ñåáÿ, è ëåíèâî âÿæåò äåòñêèé ÷óëîê, çåâàÿ è ïî÷åñûâàÿ ïî âðåìåíàì ñïèöåé ãîëîâó.

Ïîäëå íåå ñèäèò Íàñòàñüÿ Èâàíîâíà äà Ïåëàãåÿ Èãíàòüåâíà è, óòêíóâ íîñû â ðàáîòó, ïðèëåæíî øüþò ÷òî-íèáóäü ê ïðàçäíèêó äëÿ Èëþøè, èëè äëÿ îòöà åãî, èëè äëÿ ñàìèõ ñåáÿ.

Îòåö, çàëîæèâ ðóêè íàçàä, õîäèò ïî êîìíàòå âçàä è âïåðåä, â ñîâåðøåííîì óäîâîëüñòâèè, èëè ïðèñÿäåò â êðåñëî è, ïîñèäåâ íåìíîãî, íà÷íåò îïÿòü õîäèòü, âíèìàòåëüíî ïðèñëóøèâàÿñü ê çâóêó ñîáñòâåííûõ øàãîâ. Ïîòîì ïîíþõàåò òàáàêó, âûñìîðêàåòñÿ è îïÿòü ïîíþõàåò.

 êîìíàòå òóñêëî ãîðèò îäíà ñàëüíàÿ ñâå÷êà, è òî ýòî äîïóñêàëîñü òîëüêî â çèìíèå è îñåííèå âå÷åðà.  ëåòíèå ìåñÿöû âñå ñòàðàëèñü ëîæèòüñÿ è âñòàâàòü áåç ñâå÷åé, ïðè äíåâíîì ñâåòå.

Ýòî ÷àñòüþ äåëàëîñü ïî ïðèâû÷êå, ÷àñòüþ èç ýêîíîìèè. Íà âñÿêèé ïðåäìåò, êîòîðûé ïðîèçâîäèëñÿ íå äîìà, à ïðèîáðåòàëñÿ ïîêóïêîþ, îáëîìîâöû áûëè äî êðàéíîñòè ñêóïû.

Îíè ñ ðàäóøèåì çàêîëþò îòëè÷íóþ èíäåéêó èëè äþæèíó öûïëÿò ê ïðèåçäó ãîñòÿ, íî ëèøíåé èçþìèíêè â êóøàíüå íå ïîëîæàò è ïîáëåäíåþò, êàê òîò æå ãîñòü ñàìîâîëüíî âçäóìàåò ñàì íàëèòü ñåáå â ðþìêó âèíà.

Âïðî÷åì, òàêîãî ðàçâðàòà òàì ïî÷òè íå ñëó÷àëîñü: ýòî ñäåëàåò ðàçâå ñîðâàíåö êàêîé-íèáóäü, ïîãèáøèé â îáùåì ìíåíèè ÷åëîâåê, òàêîãî ãîñòÿ è âî äâîð íå ïóñòÿò.

Íåò, íå òàêèå íðàâû áûëè òàì: ãîñòü òàì ïðåæäå òðîåêðàòíîãî ïîò÷åâàíüÿ è íå äîòðîíåòñÿ íè äî ÷åãî. Îí î÷åíü õîðîøî çíàåò, ÷òî îäíîêðàòíîå ïîò÷åâàíüå ÷àùå çàêëþ÷àåò â ñåáå ïðîñüáó îòêàçàòüñÿ îò ïðåäëàãàåìîãî áëþäà èëè âèíà, íåæåëè îòâåäàòü åãî.

Íå äëÿ âñÿêîãî çàæãóò è äâå ñâå÷è: ñâå÷êà ïîêóïàëàñü â ãîðîäå íà äåíüãè è áåðåãëàñü, êàê âñå ïîêóïíûå âåùè, ïîä êëþ÷îì ñàìîé õîçÿéêè. Îãàðêè áåðåæíî ñ÷èòàëèñü è ïðÿòàëèñü.

Âîîáùå òàì äåíåã òðàòèòü íå ëþáèëè, è êàê íè íåîáõîäèìà áûëà âåùü, íî äåíüãè çà íåå âûäàâàëèñü âñåãäà ñ âåëèêèì ñîáîëåçíîâàíèåì, è òî åñëè èçäåðæêà áûëà íåçíà÷èòåëüíà. Çíà÷èòåëüíàÿ æå òðàòà ñîïðîâîæäàëàñü ñòîíàìè, âîïëÿìè è áðàíüþ.

Îáëîìîâöû ñîãëàøàëèñü ëó÷øå òåðïåòü âñÿêîãî ðîäà íåóäîáñòâà, äàæå ïðèâûêàëè íå ñ÷èòàòü èõ íåóäîáñòâàìè, ÷åì òðàòèòü äåíüãè.

Îò ýòîãî è äèâàí â ãîñòèíîé äàâíûì-äàâíî âåñü â ïÿòíàõ, îò ýòîãî è êîæàíîå êðåñëî Èëüè Èâàíû÷à òîëüêî íàçûâàåòñÿ êîæàíûì, à â ñàìîì-òî äåëå îíî — íå òî ìî÷àëüíîå, íå òî âåðåâî÷íîå: êîæè-òî îñòàëîñü òîëüêî íà ñïèíêå îäèí êëî÷îê, à îñòàëüíàÿ óæ ïÿòü ëåò êàê ðàçâàëèëàñü â êóñêè è ñëåçëà, îòòîãî æå, ìîæåò áûòü, è âîðîòà âñå êðèâû è êðûëüöî øàòàåòñÿ. Íî çàïëàòèòü çà ÷òî-íèáóäü, õîòü ñàìîíóæíåéøåå, âäðóã äâåñòè, òðèñòà, ïÿòüñîò ðóáëåé êàçàëîñü èì ÷óòü íå ñàìîóáèéñòâîì.

Óñëûõàâ… ÷òî îäèí èç îêðåñòíûõ ìîëîäûõ ïîìåùèêîâ åçäèë â Ìîñêâó è çàïëàòèë òàì çà äþæèíó ðóáàøåê òðèñòà ðóáëåé, äâàäöàòü ïÿòü ðóáëåé çà ñàïîãè è ñîðîê ðóáëåé çà æèëåò ê ñâàäüáå, ñòàðèê Îáëîìîâ ïåðåêðåñòèëñÿ è ñêàçàë ñ âûðàæåíèåì óæàñà, ñêîðîãîâîðêîé, ÷òî «ýòàêîãî ìîëîäöà íàäî ïîñàäèòü â îñòðîã».

Источник