Снятся ли андроидам сны

Снятся ли андроидам сны thumbnail

«Мечта́ют ли андро́иды об электроо́вцах?» (в поздних изданиях также известный как «Бегущий по лезвию бритвы» или «Бегущий по лезвию») или «Снятся ли андроидам электроовцы?» (англ. Do Androids Dream of Electric Sheep?, вариант перевода «Снятся ли андроидам электроовцы?») — научно-фантастический роман американского писателя Филипа Дика, написанный в 1968 году. В романе рассказывается история «охотника за головами» Рика Декарда, который преследует андроидов — существ, почти неотличимых от человека, объявленных вне закона на Земле. Действие происходит в отравленном радиацией и частично заброшенном Сан-Франциско будущего.

Наряду с «Человеком в высоком замке» этот роман является одним из самых известных произведений Дика. Это одно из классических фантастических произведений, в котором исследуются этические проблемы создания андроидов — искусственных людей.

По мотивам романа английский режиссёр Ридли Скотт снял в 1982 году фильм «Бегущий по лезвию». В нём роль Рика Декарда исполнил американский актёр Харрисон Форд. Сценарий фильма, написанный Хэмптоном Фэнчером и Дэвидом Пиплсом, довольно сильно отличается от сюжета книги. В 2017 году вышло продолжение фильма под названием «Бегущий по лезвию 2049», действие которого разворачивается спустя тридцать лет после событий оригинального фильма. Действие компьютерной игры «Бегущий по лезвию» происходит в той же фантастической вселенной, но во многих отношениях игра ближе к роману, чем кинематографическая интерпретация.

Сюжет[править | править код]

Концепции и предыстория[править | править код]

Действие романа происходит в 1992 году (в более поздних редакциях — в 2021), через несколько лет после того, как Завершающая мировая война опустошила значительную часть Земли. После войны ООН стала активно пропагандировать эмиграцию во внеземные колонии, чтобы защитить человечество от пагубных эффектов радиоактивной пыли. В качестве дополнительного стимула каждому эмигранту в качестве работника-слуги предоставлялся бесплатный андроид (уничижительно называемый а́нди) любой марки, на выбор.

Люди, оставшиеся на Земле, живут в полузаброшенных городах, где радиационное заражение вызывает серьёзные заболевания и генетические отклонения. Все животные либо вымерли, либо находятся под угрозой вымирания. Поэтому обладание и уход за животным считается добродетелью, практически долгом каждого, а вид домашнего животного во многом определяет социальный статус его владельца. Торговля животными идёт по ценам, указанным в каталоге Сидни, для вымерших видов указывается цена последней проданной особи. Многие люди, которые не могут позволить себе домашнего питомца, покупают искусственное животное-робота. У главного героя, Рика Декарда, была овца, которая умерла от столбняка и была им заменена на электроовцу, чтобы создать видимость владения животным.

Андроиды используются только на планетах-колониях, но многие из них совершают побег, убив своих хозяев, и отправляются на Землю, чтобы освободиться от своего рабского положения. Андроиды — полностью биологические создания и физически почти неотличимы от людей. В связи с тем, что клетки их организма не способны делиться, андроиды живут не больше четырёх лет. Охотники за головами (англ. bounty hunters) выслеживают и «усыпляют» беглых андроидов, которые скрываются на Земле, выдавая себя за людей. У каждого усыплённого андроида берут анализ костного мозга, который позволяет определить, что это действительно был андроид, а не человек. Охотники обязаны проводить проверки, такие как придуманный в СССР тест Войта-Кампфа на эмпатию (сочувствие), чтобы отличить андроида от человека. Этот тест измеряет мозговую активность и движение глаз в ответ на эмоционально-заряженные вопросы, большинство из которых связаны с причинением вреда животным. Так как андроиды не способны к эмпатии, их реакция радикально отличается от реакции людей. Более простой тест Бонелли определяет скорость рефлекторной реакции ганглиев грудного отдела спинного мозга.

Мерсеризм  — распространённое на Земле религиозно-философское движение будущего. Оно основано на легендах об Уилбере Мерсере, человеке, жившем до войны. Последователи мерсеризма сжимают рукоятки электронного прибора под названием «эмпатоскоп» и смотрят на его экран, коллажи на котором не имеют смысла для стороннего наблюдателя. При контакте с эмпатоскопом чувства и сознание зрителя воспринимают мир Мерсера, где как бы сливаются с ним и со всеми остальными, кто пользуется прибором в данный момент. Мерсеризм объединяет архетип умирающего и воскресающего божества с этическими ценностями единения и сочувствия. По легенде, Уилбер Мерсер обладал даром оживления погибших животных, но власти сперва запретили ему использовать эту способность, а потом и уничтожили позволявшую делать это аномалию в мозгу радиоактивным кобальтом. Из-за этого Мерсер попал в Загробный мир (Tomb world). Мерсер пытается остановить распад Загробного мира и вернуться на Землю, карабкаясь на вершину огромного холма под ударами брошенных в него камней. Но даже если он достигает вершины, его сбрасывают обратно в Загробный мир и восхождение начинается снова.

Ещё одно ключевое устройство в книге — модулятор настроения Пенфилда (названный в честь невролога Уайлдера Пенфилда). С помощью модулятора пользователь может выбрать себе настроение, набрав числовой код на панели устройства. Примеры из книги включают «деловое, профессиональное отношение к работе», «удовольствие от признания превосходства мужского здравомыслия в любых жизненных ситуациях», «шестичасовую депрессию с уклоном в самобичевание», «желание смотреть любую телепередачу», код 3, вызывающий желание выбирать настроение с помощью модулятора и др. У многих пользователей есть ежедневный график выбора настроений.

Самая известная культурная икона Земли в «Андроидах» — Бастер Френдли (букв. Дружелюбный), ведущий развлекательного ток-шоу. Оно транслируется по радио и телевидению по 23 часа в сутки, из чего следует, что Бастер — андроид. Он, по всей видимости, ведёт борьбу с мерсеризмом за контроль над умами людей, вплоть до прямых нападок на мерсеризм.

Краткое содержание[править | править код]

Перед самым началом истории романа лучший охотник за головами Сан-Франциско и окрестностей Дейв Холден был тяжело ранен андроидом, оснащённым искусственным мозгом новейшей модели «Нексус-6». Всего на Землю нелегально прибыло восемь андроидов c мозгом данного типа. Охотнику Рику Декарду поручено найти и усыпить оставшихся шестерых. Задача усложняется тем, что данный тип андроидов обладает сверхинтеллектом и довольно сложно отличить андроидов с мозгом «Нексус-6» от обычных людей.

Читайте также:  К чему снится что нянчишь ребенка

Декард рассчитывает потратить премиальные за это задание на покупку живой овцы, так как уход за искусственным животным — электроовцой — вызывает у него психологический дискомфорт. Тем временем, его жена также переживает кризис. Она не выходит из дома, изо дня в день модулируя себе депрессию на специальном модуляторе настроения.

Перед началом охоты Декард летит в Сиэтл на встречу с представителями корпорации Роузена — производителями искусственного мозга «Нексус-6», — чтобы убедиться, что тест Войта — Кампфа работает и для этой новой модели. Там он встречается с Рейчел Роузен, которая представляется как наследница компании. Рейчел первой проходит тест, который показывает, что она андроид. Тем не менее Роузены сообщают Декарду, что Рейчел провела первые четырнадцать лет своей жизни на борту космического корабля; у неё шизоидное расстройство личности, она — человек, а не андроид, следовательно, тест Войта — Кампфа несостоятелен и необходим новый тест. Декард проводит последнюю проверку, говоря Рейчел, что его портфель сделан из кожи ребёнка, и её запоздалая реакция позволяет ему убедиться, что она всё-таки андроид. Декард возвращается к работе, но его уверенность в принципиальном отличии андроидов от людей подорвана.

Декард обыскивает квартиру первого андроида из своего списка, Макса Полокова. Затем встречается с агентом Русского отдела Всемирного полицейского управления Шандором Кадали, который внезапно оказывается Полоковым. Декарду удаётся застрелить андроида из своего «Магнума» 38-го калибра (автор, наверное, имел в виду 357 Магнум), когда тот набросился на него в кабине ховера. Следующей в его списке значится оперная певица Люба Люфт. Попытка проверить её на тесте Войта — Кампфа проваливается, так как Люба вызывает полицию, обвинив Декарда в сексуальных домогательствах. Декарда доставляют в управление, о существовании которого он даже и не подозревал. Там его поручают офицеру Гарленду, который, как обнаруживается, есть в декардовском списке на усыпление. Для того чтобы понять, что происходит, вызывают охотника за головами Фила Реша, который приписан к управлению. После того как анализом костного мозга подтверждается, что Полоков был андроидом, Реш и Гарленд вступают в спор о целесообразности применении теста Бонелли к сотрудникам управления. Реш выходит за оборудованием, а Гарленд признаётся Декарду, что он и все сотрудники его управления, включая Реша, являются андроидами, проникшими на Землю с Марса. Однако, по словам Гарленда, Реш ещё не знает, что он сам и все его коллеги — андроиды, так как ему вживили искусственную память. После этого Гарленд достаёт лазерный пистолет, но колеблется, применять ли его. Реш возвращается, убивает Гарленда и вместе с Декардом покидает управление.

После того как они вдвоём усыпляют Любу Люфт, Декард проводит тест Войта — Кампфа на Реше, который уже и сам боится, что он андроид. Декард же в этом почти уверен, видя, с какой готовностью и удовольствием Реш усыпляет андроидов, но результаты теста не подтверждают его подозрения. Декард всё более обеспокоен тем сочувствием, которое вызывают у него андроиды, в особенности женщины. В депрессии он покупает в кредит козу чёрной нубийской породы, потратив все премиальные на первый взнос.

Последние три андроида с мозгом модели «Нексус-6» скрываются в заброшенном пригородном доме вместе с Джоном Изидором, «пустоголовым» (так называют людей, чей мозг слишком пострадал от радиации; им запрещено эмигрировать с Земли). Изидор относится к андроидам дружелюбно, хотя они относятся к нему безразлично. Отняв у Джона Изидора найденного им живого паука, они, не задумываясь и не обращая внимания на протесты Джона, отрывают пауку лапки одну за одной, чтобы проверить, сколько ему нужно, чтобы передвигаться.

Начальник Декарда настаивает, чтобы он усыпил оставшихся трёх «анди» (так пренебрежительно называют андроидов) в тот же день, пока они не перебрались в другое место. Декард решает, что ему нужна помощь Рейчел Роузен и назначает ей встречу в отеле в Сан-Франциско. При встрече они пьют настоящий довоенный бурбон и после беседы о трёх оставшихся андроидах занимаются сексом. Рейчел признаётся, что спала со многими охотниками за головами и все они, кроме Фила Реша, оставили работу. Тогда Декард грозится убить её, но осознаёт, что не может. Роузены добились определённого успеха, но Декард всё же продолжает своё задание.

Декард прибывает в дом Изидора, чтобы «усыпить» оставшихся андроидов. Появляется Мерсер и даёт Декарду силы убить Прис Стрэттон — точную копию Рейчел. После этого Декард легко усыпляет двух оставшихся андроидов. Вернувшись домой, он узнаёт, что Рейчел убила козу, столкнув её с крыши. Декард отправляется в последнее путешествие на своём ховере, в орегонскую пустыню. Там он поднимается на холм, подобно Мерсеру, но в него попадает камень, и он идёт обратно к машине. По пути он находит живую жабу (в каталоге Сидни жабы обозначены как вымерший вид) и возвращается домой. Но дома его жена Айрен обнаруживает, что жаба искусственная. Когда Декард засыпает, она заказывает для жабы фунт электромух.

Награды[править | править код]

Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был номинирован на «Небьюлу» 1968 года. В 1998 году он занял 51-е место в списке «Лучшие НФ-романы всех времён до 1990 года» (Locus Poll Award).

Использование идей и мотивов в других произведениях[править | править код]

  • Роман «Бегущий по лезвию — 2» (в оригинале называется «The Edge of Human») Кевина Уэйна Джетера, продолжение романа Дика, выпущенный в 1995 году (на русском языке выходил в 1997-м).
  • В компьютерной игре Fallout 4 присутствует тайная организация «Институт», занимающаяся созданием человекоподобных андроидов, называемых «синтами». В середине игры становится известно, что в руинах Содружества (место, где разворачиваются действия четвёртой части) находятся синты-охотники, предназначенные для ловли беглых андроидов. Это является отсылкой к основным действиям сюжета книги.
  • Часть идей произведения, вероятно, заимствована из более раннего рассказа Ли Брекетт «Танцовщица с Ганимеда» (1950 год): объявление андроидов вне закона, охота на них специально подготовленными людьми, пренебрежительное к ним отношение, высокое интеллектуальное развитие андроидов при низком развитии эмоциональной сферы, перемещение группы андроидов, состоящих из нескольких мужчин и женщины, отличающейся внешней привлекательностью и др.
  • Фильмы «Бегущий по лезвию» и «Бегущий по лезвию 2049».
  • Музыкальная композиция «Nexus 6» (в стиле IDM) исполнителя Аndrew Bayer, из его альбома 2011 года под названием «It’s Artificial».
  • В игре «WarCraft 3» шаман орков произносит фразу «Мечтают ли орки об электросвиньях?», которая является прямой отсылкой к названию данного произведения.
  • Аниме Bubblegum Crisis (OVA, 1988—1992 гг.) — использована идея охоты людей на андроидов. Имя главной героини — Асагири Присс (один из персонажей фильма «Бегущий по лезвию»); музыкальная группа, в которой она поёт, в американском дубляже называется Priss and the Replicants.
  • Аниме Покемон (TV, 1997—2002 гг.) — в оригинальном сериале, не адаптированном американцами, 30-я серия называется «Мечтает ли Койру об электрической мыши?», что является прямой отсылкой к названию данного произведения.
  • Аниме EVE no Jikan (ONA, 2008—2009 гг.) — многочисленные аллюзии на произведение Филипа Дика (андроиды в рабстве у людей, обсуждаются их права и наличие у них чувств и разума, помимо самообучающегося искусственного интеллекта; также в сериале дословно цитируются «три закона робототехники» Айзека Азимова).
  • Сериал Грань (2008—2012 гг.) — в названии четвёртого эпизода третьего сезона «Мечтают ли оборотни об электроовцах?» (Do Shapeshifters Dream of Electric Sheep?) явно просматривается ссылка на данное произведение.
  • Южнокорейский фильм en:Natural City, использующий сюжетные линии «Бегущего по лезвию».
  • Название проекта распределённых вычислений в области компьютерной графики electric sheep является отсылкой к данному произведению. Каждая заставка названа «электроовцой». Заставки сгенерированы компьютерами разных пользователей, запустивших эту программу и обменивающихся ими друг с другом через Интернет.
  • В компьютерной игре Serious Sam 3:BFE есть скрытая надпись: «Мечтают ли гнаары о бомбоовцах?»
  • 13 серия 5 сезон MLP:FIM называется: «Do Princesses Dream of Magic Sheep?», что переводится как: «Мечтают ли принцессы о магических овцах?»
  • Аниме Psycho-Pass (2012-2013 гг.) — в 15 эпизоде Сёго Макисима для знакомства с творчеством Филипа Дика советует прочитать «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».
  • Мультсериал «Американский папаша» — в серии «Every Which Way But Lose» команда Стива называется «Андроиды Нексус-6».
  • В цикле Олега Дивова «Профессия: инквизитор» в книге «Настоящие индейцы» федеральный агент Йен Йоханссон спрашивает у андроида Федора Доброва: «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Андроид презрительно отвечает, что не мечтает о подобном.
  • Аниме Plastic Memories (2014-2015 гг.) — используется общая тема произведения Ф. К. Дика, да и само аниме снято по мотивам данного произведения и рассказывает о работе терминального отдела корпорации SAI, занимающегося поимкой и уничтожением андроидов с искусственным интеллектом после истечения их девятилетнего срока службы, а также о психологических проблемах, возникающих и решаемых в ходе этой работы.
  • Аниме Shimoseka (2015 г.) — 9-я серия называется «Мечтают ли андроиды об электромассажёрах?». В серии фигурирует вопрос «Чувак учился на трёх законах робототехники?!» после оглашаемых киборгоподобной мораловедом 5 положений, что модулируют поведение относительно опекаемого существа, в том числе вопрос конфликта воли субъекта и правил.
  • В игре Danganronpa 2: Goodbye Despair четвёртая глава называется «Мечтают ли абсолютные роботы об электрических часах».
  • Композиция шведского эмбиент-проекта Sync24 из альбома «Source» называется «Replicant».
  • Альбом 2004-го года японской психоделик-рок группы Acid Mothers Temple называется «Does The Cosmic Shepherd Dream Of Electric Tapirs?».
  • В компьютерной игре «Гвинт» от польской студии CD Projekt Red карта «Страж», на которой изображен голем, при размещении на поле произносит фразу: «Do Golems Dream Of Magic Sheep?»
  • В сериале «Агенты Щ. И. Т.» доктор Рэдклиф сказал о своей помощнице-андроиде Аиде, что та думает. Агент Мей удивилась данному факту, а Фил Колсон шутя предположил, что Аида думает об электроовцах.
  • В игре «Detroit: Become Human» была взята идея из этой книги. Также в игре упоминается бестселлер, написанный андроидом, под названием «Мечтают ли люди о теплокровных овцах».
  • В игре «Wasteland 2» можно отыскать экземпляр данной книги. Если отдать её в музей Пустынных Рейнджеров, управляющий музеем отметит, что эта книга рассказывает об искусственном интеллекте и тесте на личность до того, как был изобретён ИИ. Также сюжет первой и второй части Wasteland построен на ИИ, который сошёл с ума и стал насылать роботов, которые уничтожали людей.
  • В игре The Talos Principle в терминале есть текстовый квест, в котором рассказывается о пастухе, выпасывающем электроовец для добычи электричества. Также сама игра развивает идею того, что искусственный интеллект может обрести самосознание и свою личность.
Читайте также:  К чему снится прыгнуть с парашютом

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» в библиотеке Максима Мошкова

Источник

Текст Андрея Скворцова:

И как перед битвой, решительной битвой,
стою у каждогого перекрестка… (с)

СНЯТСЯ ЛИ АНДРОИДАМ СНЫ…

Недавно посмотрел замечательный клип Хелависы «Саламандра». Тот случай, когда образы и звуки вытесняют в голове слова, и ты начинаешь жить ощущениями: танцевать, подпрыгивать при ходьбе… А слова? Слова и фразы из-за этого проскакивают незамеченными в самое сердце, ты их запоминаешь не все, но в итоге они становятся такими знакомыми, памятными. Перед нами тот случай, когда хочется побывать в выдуманном мире – окунуться в него по ту сторону экрана. И знаете что? Дело не в красивой картинке или мастерском монтаже, дело не в блестяще рассказанном сценарии и даже не в отменной операторской работе, перемежающей монохромное ретро с разноцветием цифрового мира, сталкивающей современные технологии с кукольной анимацию. Олд-скул и нью-эйдж, все по соседству.

Дело в другом. В эстетике восьмидесятых годов, которой пронизано все видео. Она сквозит между кадрами, впечатывая зрителя в воображаемое складное кресло старого кинотеатра. Это не что иное, как путешествие во времени. Хочется выйти на улицу и глотнуть свежего морозного воздуха (так стало жарко), но не можешь. Происходящее захватывает тебя, мой друг, поглощает тебя и ты не в состоянии вырваться из цепких объятий сказки нового «старого» времени.

Лично для меня этот клип – путешествие в глубины собственного сердца, когда я был маленьким и смотрел с отцом «Седьмое путешествие Синдбада», старый — престарый фильм 1958 года… Тогда отец увлекательно объяснял мне, кто такие циклопы и кто такой Одиссей (заметьте не Синдбад). «Ты же понимаешь, сынок, что не так все было, совсем не так?» А как, папочка? Я проваливаюсь на секунду в прошлое и выныриваю на поверхность… Я скучаю…

Читайте также:  К чему снится поймать вора с поличным

Циклоп из моего детства и из детства моего отца, именно его нужно одолеть по сюжету юной бесстрашной художнице. Смотрите, вглядывайтесь в ее повторяющийся сон: одноглазое чудище из компьютерной игры, в которую играет во сне и наяву главная героиня – это первый, и может быть главный триггер, который цепляет и не отпускает. Это же чудовище у меня ассоциируется с самым первым черно-белым фильмом про «Кинг-конга», который ревет, сбивает аэропланы и лезет вверх по башне-небоскребу двадцатых годов прошлого века. Меня снова выкидывает в современные реалии и я вижу кадры из фильма Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться»: передо мной сами знаете какой «босс», размахивающий волосатыми лапами. Его во что бы то ни стало нужно пройти, чтобы получить ключ, чтобы выиграть, победить.

Итак, одна зацепка, один триггер найден, а сколько их еще. Я вижу пасхалки за пасхалками, куда же от них деваться? Цитаты, еще цитаты… От них не спрятаться, не скрыться… И вопрос, надо ли! Сопротивленье, мой друг, бесполезно. Вот девушка достает кассетный плеер с наушниками, прямая отсылка к «Стражам галактики», вот во сне у главных героев появляется боевая раскраска подобно размазанной вокруг глаз туши. Еноты, настоящие еноты. Точно такой же «макияж» был у девушки-репликанта в «Бегущем по лезвию бритвы». Друзья, давайте улыбнемся и помашем Дерил Ханне и Ридли Скотту, и скажем им спасибо. А камео Натальи Андреевны? Всего на секунду перед нами предстает изысканная и опасная Медуза-Горгона с подведенным правым оком. Смотрите только на ее отражение – иначе окаменеете. Не таков ли был грим у Малькольма Макдауэлла в киношедевре Стенли Кубрика «Заводной апельсин»? Асимметрия лица, она должна быть, должна…
Да что там говорить! Сама главная героиня: ее наклон головы, осанка мимика напоминает мне замечательную актрису Джульет Льюисс из «Прирожденных убийц». Восьмидесятые, прыжок в девяностые, а потом и в недалекое будущее.

Я не знаю, сделано ли это было нарочно или все получилось совершенно случайно (совпадений в этом мире достаточно), да и не это главное. Главное в том, что это не выглядит лоскутным, штопаным-перештопанным.
Все это смотрится как единое и неделимое полотно, так что хочется задать вопрос в стиле великого фантаста Филиппа Дика, «снятся ли андроидам электроовцы».

О снах можно говорить до бесконечности в них иначе ощущаешь окружающий мир, окружающую действительность. Давным-давно, когда я читал «Сон в летнюю ночь» Шекспира и «Золотой горшок» Гофмана, я обратил внимание, что время в этих книгах течет совершенно по-другому, чем можно было ожидать, непоследовательно: то тянется, то стремительно летит. Авторы его выстраивают так, как захотят, проводят некий своеобразный монтаж. А значит, время творца, время автора всегда нелинейно. Оно как материя, которую можно пробивать насквозь, резать на полоски, перекраивая любой наряд. Также и с видео. Перед нами не просто видеоклип, а целый мир со своими законами и логикой, сотворенный песенным демиургом. Мы видим лишь надземную часть айсберга, всего нам здесь не покажут, но, поверьте, он есть…

Если обратите внимание, по сюжету девушка мечтает рисовать комиксы и снимать мультипликационные фильмы. И главная героиня ее рисунков, которые нещадно разбрасывает злобный начальник, анимированный персонаж из клипа «Шей-шей-шей». Для меня она, с одной стороны, огненно-рыжеволосая дочь архивариуса Линдгорста-Саламандра, змейка Серпентина, а с другой стороны девушка из Матрицы, снимающая шлем виртуальной реальности.

Роль шлема в клипе выполняют наушники плеера, погружающие в сон. И всегда! Понимаете, всегда в мире творца есть альтернатива, другое измерение, живущее по своим законам, но отражающее и преломляющее привычную картину реальности. Ведьмы и маги живут одновременно в нескольких мирах. Параллельные прямые пересекаются по ночам, если очень нужно. Так, если сможешь пройти монстра из компьютерной игры во сне, сможешь одолеть вполне конкретную преграду наяву. Для главной героини это шеф, босс, яростно вращающий глазом, выставляющий в камеру свое уродливое бельмо. Как это сделать? Например, держа за руки близкого человека.

Потому что «снег летит вертикально вверх», потому что заезженную пластинку, незакрытый гештальт, можно и нужно закрывать, вытаскивая иглу патефона с винила. Это помогает творить дальше, жить и любить, радоваться и танцевать, нацепив беспроводные наушники-улитки и вновь возвратившись в двадцатые годы третьего тысячелетия. Я знаю, что рассказанная история оставляет так много вопросов без ответов, но ответы впереди: в будущем, никак не в прошлом, потому что мы люди и нам снятся сны. Потому что «нет ничего проще времени».

Источник