Сны в художественных произведениях и их роль

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.

В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.

Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века.

Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.

Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи, представленные на слайде.

Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение. Например, сон путешественника из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Спасская Повесть»). 

Сон у Радищева имеет аллегорический характер, слу жит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объемен, логичен, детален.

Интересен  мистический сон главной героини баллады  В.А. Жуковского «Светлана». В произведении нам представлена антитеза — противопоставление добрых сил злым, сна — действительности. Причём грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые просят героиню   Светлану загадать « в чистом зеркале стекла».

Грань между явью и сном стёрта. И это факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню. Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; её фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил — явление мертвого жениха — оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он всё же  создан для счастья:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана… Будь вся жизнь её светла,

Будь веселость, как была,

Дней   её подруга…

Другая героиня из  пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но… выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова оправдывается … Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим.

Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: «…рев, хохот, свист чудовищ…»

Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует «ее связь с народной жизнью, фольклором… Сон Татьяны — органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов».

Известный пушкинист Д. Д. Благой писал: «Во сне Татьяны — в нарочитом искажении, в чудовищных гротесках поэт зарисовывает то же мелкопоместное дворянство, которое несколькими строками позднее предъявляет в его собственном, почти не уступающем ему (сну) виде — в шумной галерее карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным». Благой сделал текстовые сопоставления: Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога…

Сон литературного героя — это часть истории его души. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в её сне по таинственному лесу к странной избушке, где «полужуравль и полукот». И узнаём её русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островской мы улетаем из «тёмного царства» Кабанихи и Дикого в светлый мир грёз. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки.

Глава «Сон  Обломова»  в романе Гончарова  «Обломов» имеет  самостоятельное значение. В предисловии к роману литературовед В. И. Кулешов пишет: «Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный «Сон Обломова», придав ему в общей композиции своего рода символическое значение. Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова». «Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова. С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежий ветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежними визитерами. Штольц честен, умен, деятелен. Он искренне хочет вывести Обломова из спячки. В чем причина того, что возможности Обломова не осуществились, внутренние силы остались без применения? Безусловно, коренится она в Обломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сон Обломова является как бы фокусом романа.

Своеобразие Достоевского как художника в том, что он принес с собой новые формы художественного видения и поэтому сумел открыть и увидеть новые стороны человека и его жизни. Одной из таких форм является сон.

Сны проходят настоящим лейтмотивом в творчестве  Достоевского. Сон у этого писателя – незаменимый способ художественного познания, основанный на законах самой человеческой натуры. Через сон он ищет « в человеке человека». В снах у  него и « невысказанное, будущее слово». Таким образом,  сон для писателя это  не уход от действительности а, напротив, стремление постигнуть ее в ее собственных своеобразных формах, осмыслить ее художественно.

Сон — это  великое духовное (  и художественное ) событие.  И при этом у Достоевского здесь нет мистики. Сны у Достоевского, как ни у кого их прежних писателей,  являются мощным  орудием художественного  познания человека и мира.

В снах истинные мотивы деятельности человека обнажаются и теснее соотносятся с судьбой человеческого рода (обычно  через судьбу самых близких и родных ему людей).

«Преступление и наказание» — самый насыщенный сновидениями роман Ф.М. Достоевского. «Эти сны неравномерно распределены по тексту романа. Первый и второй включены в первую часть романа. Это сны, которые Раскольников видит до убийства. Третий и четвертый сны соответственно включены во вторую и третью части романа. Рассказ о последних снах возникает в Эпилоге. Первый сон сам герой называет «страшным сном», «безобразным сном».

Читайте также:  Что значит когда во сне душить свою бывшую девушку

В разных образах сна перед нами как бы четыре роли, которые играет Раскольников в жизни: роль жертвы (кляча), роль убийцы (Миколка), роль свидетеля страданий (толпа), роль борца за униженных (мальчик). Все эти четыре роли живут и спорят в душе Раскольникова, но роль убийцы временно берет верх.

Это  и сон — обман, который посылает судьба душе преступника накануне испытаний. И сон о повторном убийстве старухи. Действие как бы возвращается вспять, но теперь трагедия убийства оборачивается комедией. И сон-катастрофа, который ставит героя перед выбором: покаяние или безумие и самоубийство.Последнее, пятое сновидение Эпилога существенно отличается от предыдущих.

Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис  и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне и революции.Одновременно — это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели. сна.

Одновременно — это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели.

Другой характер имеют сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Здесь нет никакой «выстроенности», заданности. Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». В этих снах — мечтательность, поэтичность Катерины.

Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого».

Таким образом,   через сны   литературных героев в произведениях русских писателей 19 века  мы постигаем действительность, учимся  раскрывать внутренний мир героев, понимать истинные мотивы деятельности человека.

Сон может иметь  аллегорический характер, служить  не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения,  но и предсказывать события.  Таким образом,  сон для писателя это  не уход от действительности а, напротив, стремление постигнуть ее в собственных своеобразных формах, осмыслить художественно и донести до читателя. Стал очевиден приём использования сна писателями, а кроме того — его значение для того или иного произведения, когда через сон раскрывается характер героя, его сокровенные мысли, чувства и желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу героя.

Мы убедились, что обращаясь к снам, поэты и писатели стремились выразить свои сокровенные мысли и чувства, сон помогал им в такие моменты, когда обычные выразительные средства не давали желаемого эффекта. И нет никаких сомнений в том, что тема снов и сновидений получит дальнейшее развитие в произведениях современных писателей. Сон — это всегда попытка заглянуть в будущее, или, как сказал философ: “В сновидениях человек готовится к грядущей жизни”. Этим, на наш взгляд, обусловлена востребованность темы сна в художественной литературе.

В дальнейшем мы планируем  продолжить работу по изучению  места  и роли  сна литературных героев  в произведения   русских писателей.

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Лицей №7”

Проект
“Роль снов в литературе ”

Секция: Литература

                                                                               Выполнила ученица 10В класса

Рязанцева София

Руководитель Манерова П.В

Бердск
2017-2018 год

Оглавление

Введение        2

Что такое сны? Откуда они берутся?        3

Сон и сновидение        4

Хронология темы сна и сновидений в литературе        5

Сны и сновидения в русском фольклоре        6

Сны и сновидения в русской литературе        7

Сон Светланы        8

Сон Татьяны  (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)        9

Сны Родиона Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)        10

Вывод        11

Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию, сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее — наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи…

Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить ее как можно больше. Мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь большую роль в литературе.

Цель: Выяснить, какую роль играет сон в художественных произведениях русской литературы.

Задачи:

  1. Найти определения понятия “сон” в разных словарях (мифологический, толковый) и других источниках.
  2. Найти информацию об истории сновидений в литературе.
  3. Найти произведения, где присутствуют картины сна.
  4. Проанализировать отрывки, сопоставить картину сна с героем, с сюжетной линией.

«Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме»

   Джанетт Рейнуотер

«Сны — нераспечатанное письмо от Бога»

 Из «Талмуда»

«Сон – вторая жизнь, которая построена не тобой,

 а твоими интересами и желаниями.

Ты  живёшь ею, не осознавая этого»

                                                                                                              Иван Масалитин

Что такое сны? Откуда они берутся? Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее — наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Почему, закрыв глаза, мы переживаем удивительные приключения, совершаем странствия туда, где никогда не были, говорим с теми, с кем незнакомы? Почему обычный мир превращается в причудливый, волшебный и абсолютно непредсказуемый? Древние говорили – от Бога, врачи считают – из наших мыслей, толкователи снов – из будущего. Что значат увиденные нами сны? И стоят ли они того, чтобы о них думать?

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Что же такое сон и сновидение?  Сновидение — субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.

Читайте также:  Смотреть онлайн мультик онлайн хранители снов

Сон – состояние, периодически возникающее у человека, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы.

С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и в литературе. Древнегреческий поэт Гомер различал вещие сны и ложные сны. Ложные сны, как полагал он, посылались богами специально, чтобы обмануть человека или за что-то наказать его.

В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был более популярной книгой, чем календарь. Эти суеверия пережили даже эпоху Возрождения. Именно в эпоху Ренессанса Кальдерон написал драму «Жизнь есть сон», а Шекспир устами Просперо из «Бури» сказал:

Мы сами созданы из сновидений,

И эту нашу маленькую жизнь

Сны окружают…

Нужно сказать, что отношение к использованию мотива сна в художественном произведении у писателей разных литературных школ и направлений менялось. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Романтикам реальная действительность представлялась горьким сном. Романтическая литература охотно изображала сновидения и одновременно развивала мотив жизни-сна. Она стирала грань между реальностью и сновидением, так что жизнь начинала казаться продолжением сна. Яркий пример такого взгляда на сон и явь можно увидеть в балладе В.А. Жуковского «Светлана».  

После В.А. Жуковского самыми замечательными мастерами в изображении сновидений в русской литературе были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. Из пушкинских сновидений наиболее яркими считаются сон Андриана Прохорова в «Гробовщике», а также сны Гришки Отрепьева в «Борисе Годунове» и Германна в «Пиковой даме».

Сновидения у Н.В. Гоголя еще более разнообразны, драматичны, порою загадочны. В «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголь блестяще разработал ошеломляющий эффект мнимого пробуждения, благодаря которому он «вставляет» одно сновидение в другое, подобно фигуркам матрёшки.

Особенно сны привлекали поэтов: ведь именно лирика, а не проза непосредственно выражает чувства творческой личности, автора.

«Все ж чаще бы сон возвращался с видением тем же!

Нет свидетеля сну, но есть в нем подобье блаженства»

Овидий Назон

Известно немало фактов, когда решение житейской или научной задачи приходило на ум не днём, а ночью, в сновидении. Так, немецкий химик Кекуле увидел во сне структурную формулу бензола. Дмитрию Ивановичу Менделееву сон помог создать периодическую таблицу химических элементов.

«Сном пользовались боги, чтобы сообщить людям свою волю», — говорил Гомер. В древней Спарте особые чиновники – эфоры – при обсуждении трудных государственных дел ложились спать в храмах, чтобы во сне увидеть правильное решение.

Русская народная пословица гласит: «Утро вечера мудренее». Это верно хотя бы  потому, что вечером мозг человека устаёт, он не так «работоспособен», как, скажем, утром или днём. Поэтому все запланированные дела, как советовали наши предки, лучше делать утром. Тогда и результат будет лучше.

Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Об этом свидетельствуют многие пословицы, поговорки, некоторые поверья. Довольно часто можно услышать вот такое высказывание: «Сонный, что мертвый». Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни. К тому же, наши предки были уверены, сто во время сна душа покидает тело и путешествует в различных пластах времени. Именно поэтому, как утверждают древние поверья, нельзя резко будить спящего человека. Иначе жди беды.

На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.

На Руси, кстати, боялись как быстрого и глубокого сна, так и бессонницы, поэтому существовали и многие рецепты усыпления. Например, в Тверской области пекли хлеб – «дрема», он имел форму подушки, его раздавали детям, чтобы хорошо засыпали. В борьбе с бессонницей использовали даже заговоры. Заговаривающий обращался к вечеру, звездам, месяцу, зверям, птицам. Предлагал забрать бессонницу в далекие и тайные места. Чтобы проснуться, тоже существовали магические действия. Боясь проспать, человек должен был большим пальцем постучать о кровать, число ударов должно было соответствовать времени подъема.

В русском фольклоре мотив сна встречается в совершенно разных жанрах. Он присутствует как в лирике, так и в прозаических произведениях. Сон выполняет эстетическую функцию, может быть сюжетообразующим мотивом или же быть просто явлением. Иногда сон становится структурным элементом текста, а символика сна — распространяется на все произведение в целом. Сон в фольклорных текстах — это серьезный и опасный мистический инструмент, таинственное явление.

В сказках выделяется четыре вида особенного сна:

  1. богатырский,
  2. вещий,
  3. навеянный с помощью колдовства,
  4. вызванный употреблением особых напитков (пищи).

Богатырский сон выполняет две основные функции: он служит одним из признаков богатырской силы и помогает отличить богатыря от других персонажей сказки.

Вещий сон не закреплён за конкретным сказочным персонажем, а используется в том случае, когда этот сон необходим для развития сюжета сказки. Если вещий сон видят (или якобы видят) положительные персонажи, то это приносит им пользу, а если его видят (или как будто видят) герои-злодеи, то это причиняет или может причинить вред герою.

Сном от колдовства спят, как правило, персонажи, ставшие жертвами злодеев. Сон, вызванный употреблением зелья, обычно навевается злым персонажем сказки, стремящимся навредить добрым героям.

В русской литературе сны всегда играют не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делают сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Ведь, по сути, сон – это время, когда освобождается подсознание человека, когда оно не сковано какими-то условностями, не позволяет лгать, притворяться или прикрываться масками. Наверное, из-за этого авторы так часто прибегали и прибегают к раскрытию личности персонажа через его сон.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять личные переживания героев. Есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служили и служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Самыми яркими примерами сновидений героев в русской литературе являются сон Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, сон Светланы из одноимённой баллады В.А. Жуковского. Во всех этих книгах авторы отводят снам серьёзную идейно-художественную роль.

В своём реферате я рассмотрю роль снов именно в этих произведениях.

Сон Светланы 
(баллада В.А. Жуковского «Светлана»)

В.А. Жуковский один из первых  в своём произведении — баллада «Светлана» использовал сон — как литературный приём.

Содержание сна. 

Светлане снится жених, который зовёт её с собой, чтобы обвенчаться: «Едем! Поп уж в церкви ждет/С дьяконом, дьячками;/Хор венчальну песнь поет;/Храм блестит свечами». Девушка соглашается, они садятся в сани и едут в церковь. На улице вьюга, метель: «Вдруг метелица кругом;/Снег валит клоками». Жених всю дорого молчалив, уныл и бледен. Она предчувствует что-то неладное. Затем в одно мгновение всё исчезает: и сани, и кони, и жених. Светлана остаётся одна посреди заснеженной степи, но, к счастью, она видит вдали свет в избушке, в которую решается зайти. Зайдя в избушку, Светлана видит горящую свечу, стол, накрытый белой скатертью, а на столе иконка и гроб. Девушка начинает молиться. Затем к Светлане спускается Белый голубок , садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился. Так и есть — покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнёт свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишённый силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу. Вдруг Светлана увидела, что мертвец-это её жених: «Глядь, Светлана… о творец! / Милый друг ее — мертвец!» И тут наступает долгожданное пробуждение.

Читайте также:  Что обозначает видеть во сне себя беременной

Роль сна.

В данном случае, Жуковский построил своё произведение таким образом, что сон стал его центральной частью. Василий Андреевич вводит сон, для того чтобы отразить страхи, мучившие девушку, а также показать, как  глубокая вера в Бога, в Божью милость, молитва помогает в трудную минуту. Также с помощью сна раскрывается полностью характер девушки.

А.С. Пушкин  же использует сон в своих произведениях, для того чтобы стереть границы между реальностью и чем-то фантастическим. Этот приём, несущий огромную смысловую нагрузку также используется автором для характеристики героев.

Содержание сна.

Татьяне снится, как она идёт по снежной поляне, потом внезапно из сугроба появляется медведь , который начинает гнаться за ней. Когда силы у героини кончаются, то девушка падает, а медведь хватает её и  несёт в какой-то шалаш.  Очнувшись, Татьяна оказывается в сенях, через щёлку видит, как сидят чудовища кругом: «Один в рогах, с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полу-журавль и полу-кот». Потом героиня замечает «меж гостей/ Того, кто мил и страшен ей/ Героя нашего романа!/ Онегин за столом сидит/И в дверь украдкою глядит». В тот момент, когда Татьяна с Евгением остались наедине, внезапно в избу заходят  Ольга и Ленский. Онегин начинает бранить незваных гостей. В конце концов, ссора заканчивается тем, что Евгений убивает Владимира ножом. После этого девушка просыпается.

Роль сна.

Этот сон оказывается вещим. Но главным по большой мере является не это. Данное сновидение помогает нам прочувствовать героиню, увидеть её душевное состояние, то есть раскрыть чувства и переживания девушки. Также этот сон является неким дополнением образа «милого идеала» Пушкина.

Сон является одним из любимых приёмов Ф.М. Достоевского. Писатель был уверен, что с помощью сна можно раскрыть все стороны характера, а также сделать полную характеристику того или иного героя.

Содержания первого сна.

Родиону снится, как он ещё малолетний гуляет с отцом по улице, они видят пьяниц возле кабака. Один из них-Миколка,  из-за того что лошадь не хотела идти, начинает избивать её и, в конце концов, убивает. Маленький Родион хотел было броситься на помощь лошади, но отец не пустил мальчика.

Роль сна.

Не случайно сон снится Раскольникову перед убийством старухи. Этот приём используется в данном фрагменте, чтобы показать, некое внутреннее противоречие в душе главного героя. С одной стороны, есть замысел об убийстве, с другой стороны, Родион обладает такими качествами, как доброта, жалость, сочувствие, сострадание.

Содержание второго сна.

В этом сне герою снилась старуха-процентщица, которую он ударил топором: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «боится!» Но она не упала, даже не пошевельнулась. Когда он заглянул ей в лицо, то увидел, как старуха смеётся Злобным смехом. Потом Родион стал бить старуху, а она всё чаще и громче смеяться.

Роль сна.

В данном случае сон показывает в каком истощённом, истерзанном  состоянии находится душа героя, после всех произошедших событий, как мучает Родиона совесть. Также с этого момента мы  отчётливо видим, как его теория о «тварях дрожащих» и тех, кто право имеет, терпит крушение.

Содержание третьего сна.

В этом сне говорится о «моровой язве». Раскольников видит такое явление: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей,— люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные… всякий думал, что в нем одном и заключается истина… не могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе… Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей…» .

Роль сна.

Этот сон играет одну из главных и решающих ролей. Именно после этого сна Родион убеждается в полном провале его теории. Какие последствия ожидали её, если бы каждый из людей ознакомился с этой теорией и понял её. После этого сна герой переосмысляет и переоценивает свою жизнь, также начинается его душевное очищение, обновление, возрождение.

Вывод

Итак, мы узнали, что сон – это удивительное, до сих пор не познанное в полном объёме, средство раскрытия самых глубоких и сокровенных основ душевного склада героя, это ключ к пониманию его души. Поэтому сон играет большую роль в русской, а также в зарубежной литературе. А задолго до появления письменной литературы с помощью сновидений древние греки и славяне пытались объяснить многие непонятные явления окружающего мира

Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли на правильный путь, давали отдых и одновременно искушали, испытывали и ставили перед сложным выбором.

Начиная с литературы эпохи классицизма, авторы стали использовать сон для создания таинственной атмосферы, для объяснения причин тех или иных поступков персонажей, для передачи их эмоционального состояния.

Кроме того, художественный приём сновидения писатели и поэты применяли для усиления фантастического, мистического, а иногда и сатирического эффекта.

Таким образом, получается, что сон, действительно, является достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также полностью раскрыть героя как личность. Также сны героев позволяют лучше понять причины их поступков, отношение к людям и к себе. 

В одних произведениях сон является чуть ли не ключевой частью, в других же — дополнением. Сон — это некое откровение героя, которое не несёт никакой угрозы для него.

Сон — как литературный приём несёт огромную смысловую нагрузку,  также играет большую, а иногда решающую роль в литературных произведениях.

Так чем же уникальны сны? Сновидения, по моему мнению, вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста.

Сны и видения  исключительно важны для понимания движения сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то «предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у читателей.

Источник