Сон обломова глава 9 часть 1 план
1. Илья Обломов видит во сне родное имение Обломовка. Здесь царит тишина и спокойствие. Вокруг Обломовки раскинулись веселые, но скромные и простенькие пейзажи:
«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей.»
«…общим видом этой скромной и незатейливой местности.»
«Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!»
2. Жители Обломовки отличаются невозмутимым спокойным нравом, поэтому в этой местности не бывает серьезных преступлений. Обломовцы почти не общаются с жителями других деревень и редко выезжают куда-то по делам. Продолжительность жизни в Обломовке очень высока благодаря их образу жизни:
«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.»
«Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.»
«В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.»
3. Далее Илья Обломов видит себя во сне 7-летним мальчиком в родной Обломовке. Это обычный день из жизни маленького Илюши. Мальчик хочет резвиться и исследовать мир вокруг, но родители слишком опекают его, так как боятся, что он поранится, заболеет и т.д.:
«Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело.«
«Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг…»
4. Мать и отец Обломова являются очень ленивыми людьми, как и все обломовцы. Отец весь день сидит у окна и делает вид, что управляет имением. Мать тоже почти не занимается хозяйством:
«Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.»
«И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку…» (автор иронично о матери Обломова)
5. В ленивой Обломовке главной заботой является пища и вкусные обеды. Обломовцы выращивают отличную птицу, делают прекрасные варенья и соленья и т.д.:
«Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом…»
«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!»
«Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
6. Обеденный сон является важнейшей частью жизни в Обломовке. Каждый день и хозяева, и крестьяне ложатся спать, бросив все свои дела. В эти моменты резвый Илюша делает все, что хочет:
«И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.»
«Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.»
«А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь. Он был как будто один в целом мире; он на цыпочках убегал от няни…» (об Илье)
7. Затем Обломову снится зимний вечер, когда няня рассказывает мальчику сказки. В Обломовке не только дети, но и взрослые верят в небылицы и чудищ. Во взрослой жизни Обломов будет страдать от привитых ему суеверий (от страха темноты и др.):
«Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса…»
«Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть — едва знает, и на каждом шагу все ждет чего-то страшного и боится. И теперь еще, оставшись в темной комнате или увидя покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски; смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером.»
8. Далее Обломов видит себя 13-14-летним мальчиком. Избалованный и ленивый Илюша с трудом учится в пансионе немца Штольца. К этому возрасту юный Обломов уже во многом похож на свою ленивую родню, и старику Штольцу не удается перевоспитать его:
«Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.»
«Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.»
9. Обломов видит во сне множество обычаев, которые соблюдаются в Обломовке. Обломовцы не задумываются о смысле жизни, ее целях и т.д. — они просто следуют обычаям и традициям, отмечая крестины, свадьбы и т.д., а в перерывах погружаются в обычную апатию:
«И вот воображению спящего Ильи Ильича начали так же по очереди, как живые картины, открываться сначала три главные акта жизни, разыгрывавшиеся как в его семействе, так у родственников и знакомых: роди́ны, свадьба, похороны.
Потом потянулась пестрая процессия веселых и печальных подразделений ее: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слез и улыбок.»
«Они с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, пира, церемонии, а потом, окрестив, женив или похоронив человека, забывали самого человека и его судьбу и погружались в обычную апатию, из которой выводил их новый такой же случай — именины, свадьба и т.п.»
10. Однажды в Обломовке рушится часть дома, из-за чего погибает наседка с цыплятами. Это вызывает переполох в имении, но затем ремонт дома, как обычно, откладывается на неизвестный срок:
«Так, например, однажды часть галереи с одной стороны дома вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами…»
«Потом, недели через три, велено было Андрюшке, Петрушке, Ваське обрушившиеся доски и перила оттащить к сараям, чтоб они не лежали на дороге. Там валялись они до весны.»
11. Далее Обломов видит во сне зимний вечер в родительском доме. Вся семья сидит в гостиной при одной свече. Обломовцы очень экономны и неохотно покупают то, что сами не производят. Автор рассказывает о скупости обломовцев, которая порой доходит до абсурда:
«Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме…»
«В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера.»
«Не для всякого зажгут и две свечи: свечка покупалась в городе на деньги и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно считались и прятались.»
«Вообще там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием, и то если издержка была незначительна. Значительная же трата сопровождалась стонами, воплями и бранью.»
12. Обычный зимний вечер в доме Обломовых проходят скучно и однообразно. Собравшись в гостиной, члены семьи обычно молчат, так как у них нет новостей; иногда они обсуждают какие-то мелочи, иногда смеются. Обломовцам нравится такая скучная жизнь, и они не хотят перемен. Илья Обломов видит во сне много таких однообразных вечеров в доме:
«На креслах в гостиной, в разных положениях, сидят и сопят обитатели или обычные посетители дома.Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом…»
«Видит Илья Ильич во сне не один, не два такие вечера, но целые недели, месяцы и годы так проводимых дней и вечеров.
Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья; а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него.»
«Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора, или, собираясь в кружок, рассказывали, что кто видел ночью во сне.»
13. Однажды в Обломовку кто-то присылает письмо. Это вызывает невиданный переполох в имении. На четвертый день обломовцы решают распечатать письмо. Оказывается, что один знакомый просит прислать ему рецепт пива. Родители Обломова откладывают ответ на потом и, вероятно, никогда не посылают рецепт приятелю:
«Все обомлели; хозяйка даже изменилась немного в лице; глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму.
— Что за диковина! От кого это? — произнесла наконец барыня, опомнившись.»
«Наконец не вытерпели и на четвертый день, собравшись толпой, с смущением распечатали. Обломов взглянул на подпись.»
«Оказалось, что Филипп Матвеевич просит прислать ему рецепт пива, которое особенно хорошо варили в Обломовке.»
14. Обломову снится один из тех понедельников, когда родители разрешают ему не ехать в школу. Такие понедельники случаются часто: родители нередко оставляют Илюшу дома, чтобы тот не уезжал на всю неделю в пансион. Отец и мать находят массу предлогов, чтобы сын пропускал занятия и отдыхал дома. В итоге Илюша по нескольку недель не ездит на уроки:
«Впрочем, Илье Ильичу снятся больше такие понедельники, когда он не слышит голоса Васьки, приказывающего закладывать пегашку, и когда мать встречает его за чаем с улыбкой и с приятною новостью:— Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?»
«И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. За предлогами, и кроме праздников, дело не ставало. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает.»
15. Далее Обломов видит свой обычный день, когда ему 14 лет. Избалованный Илюша уже привык, что слуги все делают за него. Иногда резвому Илье хочется что-то сделать самому, но родители тут же присекают эту инициативу:
«…ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:
— Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..
И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя.После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и сам выучился покрикивать: «Эй, Васька! Ванька! подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!»…»
16. Иногда Илюше удается вырваться из дома и поиграть, например, со снегом. Но бдительные родители тут же пресекают эту шалость и держат ребенка три дня в кровати, чтобы предотвратить простуду:
«Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»
«…потом напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной и продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки…»
На этом заканчивается «Сон Обломова» — одна из центральных глав знаменитого романа «Обломов» Гончарова.
Анонимный вопрос · 14 ноября 2018
4,6 K
Художник, иллюстратор, болею за «Арсенал», постоянно в дороге, люблю мотоциклы…
План:
«Благословенный уголок земли»
Обломов в семь лет в родительском доме:
распорядок дня ребенка
восприятие окружающей действительности ребенком
занятия воспитанием и обучением мальчика
Чудесная страна. Сказки няни.
Обломов в возрасте 12-13 лет:
образование
взгляды жителей Обломовки на существование
«Сон Обломова» — это вставной и внесюжетный элемент, который нужен только для того, чтобы ярче показать характер Обломова. Автор в главе встает на место главного героя, рассказывая о «благословенном уголке земли». Он говорит таким языком, который создает ощущение деревенского быта, сказки, где все живое и одухотворенное: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, что б обнять её покрепче, с любовью», «Река бежит весело, шаля и играя».
Избы тоже похожи на сказочные, на избушки Бабы Яги: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».
Вся Обломовка пропитана ленью и довольством, люди похожи друг на друга, независимо от сословия. Показательно, что «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком, который все хочет узнать, но мать и няня не дают этого сделать. «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку — буде болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!» Свободен он был только во время дневного сна, когда все засыпали, а Илюша занимался тем, чем хотел.
Дальше он видит себя 12-13-летним мальчиком, который уже почти смирился с тем, что надо жить, как его родители. Он не хочет учиться, потому считает – незачем это делать. Его мать всегда следила, чтобы он был толст, весел и здоров, а остальное было второстепенным. И мальчик это запомнил.
Няньку в это время сменил Захар, которые одевает Илью, напоминает, что нужно умываться. В Обломовке у мальчика не осталось ни любознательности, ни резвости. Причины ясно показаны в этом моменте: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание… Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?»
Сон показывает, как проходило детство Обломова, как деятельную натуру полностью загубила забота домашних. И даже будучи взрослым он продолжает переносить свои сны в реальную жизнь
Какая цитата или отрывок из художественного произведения изменили ваше мировосприятие?
Думаю, Женя, никакая цитата не может изменить мировоззрения. Но есть авторы, слова которых способны заставить серьёзно задуматься. Вот, к примеру, такие : «Человеческие объединения, их смысл определены лишь одной главной целью, — завоевать людям право быть разными, особыми, по-своему, по-отдельному чувствовать, думать, жить на свете.
Чтобы завоевать это право, или отстоять его, или расширить, люди объединяются. И тут рождается ужасный, но могучий предрассудок, что в таком объединении во имя расы, Бога, партии, государства — смысл жизни, а не средство. Нет, нет, нет! В человеке, в его скромной особенности, в его праве на эту особенность — единственный, истинный и вечный смысл борьбы за жизнь.». Василий Гроссман.
Прочитать ещё 2 ответа
В каких произведениях поднимается тема уходящего лета?
«Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, там вся книжка про все лето, про начало, середину и конец тоже.
И вдруг лето кончилось.
Дуглас обнаружил это, когда они однажды шли по улице. Том ахнул, схватил его за руку и ткнул пальцем в витрину дешевой лавчонки. Они остановились как вкопанные: из витрины невозмутимо, с ужасающим спокойствием на них глядели предметы совсем иного мира.
— Карандаши, Дуг, десять тысяч карандашей!
— Тьфу ты, пропасть!
— Блокноты, грифельные доски, ластики, акварельные краски, линейки, компасы — сто тысяч штук!
— Не смотри. Может, это просто мираж!
— Нет, — в отчаянии простонал Том. — Это школа.
Самая настоящая школа! Ну с какой стати паршивые лавчонки выставляют все это напоказ, когда лето еще не кончилось? Половину каникул отравили!
***
Дедушка поглядел вверх, в оконце погреба, на предосенние деревья — листва шелестела под ветром, и ветер уже дышал прохладой.
— Конечно, ты его запомнишь. Том, — сказал он. — Конечно, запомнишь.
И они оторвались от мягкого мерцанья вина из одуванчиков и вышли из погреба: надо было совершить последние обряды лета, ибо настал последний день и последняя ночь. А к вечеру они вдруг спохватились — оказывается, вот уже три дня, как веранды пустеют совсем рано. И в воздухе пахнет как-то по-другому, суше, и бабушка поговаривает теперь не о ледяном чае, а о горячем кофе; открытые окна, в которых трепетали белые занавески, понемногу закрываются; холодные закуски уступают место горячему мясу. На верандах больше нет москитов, они покинули поле боя — и тут войне со Временем настал конец, люди тоже отступили, укрылись в теплых комнатах.
***
Дуглас закрыл глаза.
Июньские зори, июльские полдни, августовские вечера — все прошло, кончилось, ушло навсегда и осталось только в памяти. Теперь впереди долгая осень, белая зима, прохладная зеленеющая весна, и за это время нужно обдумать минувшее лето и подвести итог. А если он что-нибудь забудет — что ж, в погребе стоит вино из одуванчиков, на каждой бутылке выведено число, и в них — все дни лета, все до единого. Можно почаще спускаться в погреб и глядеть прямо на солнце, пока не заболят глаза, а тогда он их закроет и всмотрится в жгучие пятна, мимолетные шрамы от виденного, которые все еще будут плясать внутри теплых век, и станет расставлять по местам каждое отражение и каждый огонек, пока не вспомнит все, до конца…
С этими мыслями он уснул.
И этим сном окончилось лето тысяча девятьсот двадцать восьмого года.
Мог ли Обломов измениться и перебороть свой «сон»?
Вот во второй раз отвечаю на подобный вопрос (первый был о Татьяне и Онегине) и да, это максимально субъективно, но я убеждена, что герои литературных произведений априори не могли бы поступить иначе, чем поступили или прожить иную жизнь, чем проживают внутри произведения, ведь они были созданы для этой конкретной судьбы, характера, линии поведения. Если бы герой мог иначе, то книги бы не было — автор несёт свою идею, хуманизируя её, если угодно, в образе героя. Персонаж — это заданный вектор, всё что мы мыслим как его «потенциальное» — это домысливания с опорой на быт и реальность, которая не соответствует и не равняется реальности художественного произведения.
Поэтому — нет, не только Обломов, но и любой герой (по крайней мере НЕ в постмодернизме) не мог бы реализовать иную судьбу, чем та, которой его наделил «всевидящий автор».
Прочитать ещё 2 ответа
Чем объяснить необычайно громкую славу Зощенко?
Основатель проекта Zotopatique. Литература, культура, кино, репрессии · vk.com/zotoculture
Почему Зощенко стал популярным:
1) писал короткие рассказы, которые могли осилить широкие массы (это вам не роман на сто страниц, который вряд ли будет прочтен большинством граждан в условиях первых лет после революции);
2) писал смешно, а люди воспринимали чтение рассказа как отдых и развлечение.
Теперь подробнее о том, почему всем было так смешно.
Литературоведы и критики отмечали феномен языка Зощенко как основной фактор его популярности. Вспомните присущую одному ему манеру изложения. Он писал как бы от лица простого человека, обывателя, используя для достижения комического эффекта явные речевые ошибки советских граждан. У писателя был богатый житейский опыт и редкое умение уловить манеру речи и спародировать её.
Корней Чуковский писал об этом феномене следующее:
«С самой ранней юности он [Зощенко] весь с головой погружен во внелитературную речевую стихию: недаром исколесил всю страну, ездил даже на звериный промысел на Новую Землю. Ему не было еще двадцати семи лет, а он успел побывать и столяром, и сапожником, и телефонистом, и штабс-капитаном 16-го гренадерского мингрельского полка, и милиционером, и плотником, и актером, и красным командиром, и агентом угрозыска, и бухгалтером, и контролером на железной дороге,- словно специально готовился к своей единственной важнейшей профессии — изобразителя нравов современных ему людей и людишек.
Ученик оказался на диво способный и памятливый, с тонким, восприимчивым слухом. Он так успешно усвоил современное ему просторечие и c такой точностью (в сгущенном, концентрированном виде) воспроизвел его в своих сочинениях, что стоило нам в вагоне или на рынке услышать чей-нибудь случайный разговор, мы говорили: «Совсем как у Зощенко».
Канцелярские штампы обывательской речи, которые получили такое развитие в лексике тридцатых и сороковых годов, были зорко подмечены Зощенко еще при своем зарождении.
Канцелярит всегда вызывал негодование Зощенко. В его новелле «История болезни» некто, побывавший в больнице, рассказывает:
«…Тут сестричка подскочила:
— Пойдемте, — говорит, — больной, на обмывочный пункт.
От этих слов меня тоже передернуло.
— Лучше бы, — говорю, — называли не обмывочный пункт, а ванна. Это, — говорю, — и красивей и возвышает больного. И я, — говорю, — не лошадь, чтоб меня обмывать».
Своими рассказами Зощенко сигнализировал нам, что нарождается целое поколение людей, для которых «обмывочный пункт» куда милее, чем ванна, для которых лес — зеленый массив, шапка — головной убор, телега — гужевой транспорт т. д. Их бедное мышление порабощено всеми этими казенными терминами.»
Рекомендую к прочтению воспоминания о Михаиле Зощенко К.И. Чуковского, который был свидетелем литературного взлёта писателя и очень сочно описал эти события: www.chukfamily.ru/kornei/prosa/knigi/sovremenniki/zoshhenko
Прочитать ещё 3 ответа