Сон обломова и его место в романе

Сон обломова и его место в романе thumbnail

сон обломова

Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова – это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это художественный прием автора. Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.

Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова – анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.

Обломовка – крепостнический заповедник лени

глава сон обломова

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.

Школа, не изменившая жизненную позицию

обломов сон обломова анализ

Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», — решил Ильюша и остался во власти лени.

Читайте также:  Во сне видел крысу к чему это

Вывод

С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.

Источник

Анонимный вопрос  ·  11 декабря 2017

4,5 K

Разнопрофильный специалист, мама 4х деток

Роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.

Кто виновен в разрыве отношений Ольги и Обломова?

Ищу прекрасное в жизни. Его, оказывается, так много!

Любовь хорошо, но они были слишком разными. Виновны различия их характеров: Ольга была молодой, веселой и живой, ей нужен был такой же активный спутник жизни. А Обломову было сложно за ней угнаться, у него были другие ценности. Ему больше подошла хозяйственная Пшеницына.

Прочитать ещё 1 ответ

Роман Преступление и наказание с каким великим историком сравнивает себя раскольников и почему?

Раскольников сравнивает себя с Наполеоном, вырабатывая при этом свою собственную идеологию, основанную на жизненных принципах Бонапарта. Родион считал, что люди делятся на две категории: «тварей дожащих» и «власть имеющих» в том смысле, что есть бесполезные люди, вроде старухи процентщицы, которые не приносят пользу обществу и только вредят; и люди, которые могут избавить мир от этих вредителей. Родион думал, что убийством старухи он сделает благое дело для всех. А это убийство можно загладить множеством добрых дел.

Так он считал до того момента, когда он убил старуху. После этого герой понял, что он не относится к людям высшей категории, потому что не ожет справиться со своей совестью и страхом перед наказанием.

Прочитать ещё 1 ответ

Какое влияние старшие могут оказать на своих детей ? по роману обломов

Знаток в области красоты, стиля, здоровья, фитнеса. Увлекаюсь кино и…

Посмотрим на главного героя романа «Обломов». Его лень безгранична, его любимое занятие — лежать на диване, предаваясь фантазиям и воспоминаниям. Кажется, что ни одна сила не способна поднять его с дивана и заставить вести активный образ жизни. Если задуматься о том, почему Обломов стал таким, становится понятно, что такой образ жизни он усвоил с самого детства. И эпизод, в котором Обломову снится его детство, лишь подтверждает, что он с малых лет был приучен к праздности и безделью. Если бы родители с детства воспитывали в нем тягу к активности и деятельности, Обломов вырос бы совершенно другим человеком. Именно родители играют огромную роль в формировании характера и привычек человека. Ребенок вырастет с тем, что в него заложили в детстве.

Читайте также:  Негра видеть во сне что означает

Почему Мастер из романа Булгакова «не заслужил света»?

Член Европейской академии, профессор Литературного института (Москва)

Обработав в начале 1970-х годов архив Булгакова в Отделе рукописей Государственной библиотеки, я стала готовить обзор этого архива. Напечатанной в 1976 году в «Записках Отдела рукописей» после огромных трудностей прохождения через все виды цензуры обширной (120 машинописных страниц) работы суждено было стать первым очерком никому не известной биографии писателя. Процитирую то, что удалось напечатать в глубоко советское время о загадочной реплике. «14 мая 1939 года внесены были важные изменения в финал романа «Мастер и Маргарита». …Появился Левий Матвей и разговор его с Воландом, где произнесены были слова «Он не заслужил света, он заслужил покой», составляющие до сих пор загадку для критиков; однако полную ее “разгадку” вряд ли можно отыскать, не выйдя за пределы романа…Роман “к сожалению, не окончен”, говорит Воланд Мастеру, указывая на Пилата. Роман не окончен, пока не развязана проблема вины; не окончена многолетняя духовная работа, пока не развязан этот узел, страшно скрутивший не одного лишь героя последнего романа. … Мастер входит в роман без прошлого, без биографии… И, значит, ему виднее, Мастеру, и тому, чью волю нетрадиционным образом выполняет в романе Воланд, что заслужил усталый Мастер – свет ли, покой ли, и все ли сказал, что знал, видел и передумал. Романтический Мастер тоже в белом плаще с кровавым подбоем, но подбой этот невидим никому, кроме автора».

Тогда еще никто не знал текста первой публикации Булгакова осенью 1919 (статья «Грядущие перспективы» была обнаружена Г.Файманом в газете «Грозный», видимо, в начале 80-х; впервые опубликована в «Жизнеописании Михаила Булгакова» в 1988 г.). Оказалось, что мои рассуждения о вине поколения довольно точно предугадали ход мысли Булгакова – начиная с катастроф 1917 года. Он считал, что его поколению придется долго «платить за прошлое» — «Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских…»

Булгаков был, пожалуй, единственным среди писателей-современников, кто признал Октябрьский переворот и развязанную вслед за ним братоубийственную войну, унесшую миллионы жизней, национальной виной.

Вот почему Мастер «не заслужил света».

Прочитать ещё 6 ответов

Как вы понимаете значение слова «выбор» пример из горе от ума?

Вопросы выбора — смысловое ядро произведения «Горе от ума». В итоге решающий выбор делают сразу двое персонажей пьесы.

Во-первых, Чацкий. Он не желает играть по правилам фамусовского общества. То есть сделал выбор в пользу собственных принципов и высоких нравственных идеалов.

Во-вторых, выбор делает и Софья. И выбирает она не просто между двумя мужчинами, а между двумя моделями семейных взаимоотношений. Подконтрольный и зависимый Молчалин оказывается для нее более предсказуемым, а значит и более подходящим выбором, чем порывистый и гордый Чацкий. Софья делает выбор, который будет одобрен тем обществом, в котором ей приходится вращаться. И хотя читатель этого выбора не одобряет, сама девушка о нём нисколько не жалеет.

Читайте также:  Пробуждение после сна в детском саду

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

(435 слов) Роман Гончарова «Обломов» — это, наверное, один из самых поэтичных русских романов; он наполнен удивительной любовью к родной земле, к ее скромной красоте и необъятной широте ее просторов. С такой же сердечной теплотой относится писатель и к своим героям. Не найдется в романе ни одного отрицательного персонажа, не найдется ни слова осуждения. Особую мягкость и лиричность слог автора приобретает в главе «Сон Обломова», создавая совершенно особое настроение у читателя, проникающего в самую глубину души Ильи Ильича Обломова – главного героя романа. Невероятной нежностью сознание героя отзывается на дорогие сердцу воспоминания о детстве, о родной деревне, семье и дворовых. «Сон Обломова» — одна из самых важных глав романа, она дает нам ключ к пониманию характера героя и его судьбы.

Из сна мы узнаем о том месте, где провел свое детство Обломов, где сформировался его характер и привычки. Сама Обломовка становится отражением внутреннего мира героя. «Нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого» в этом месте. «Небо так, кажется, напротив, ближе жмется к земле…разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью», как «родительская надежная кровля», оно стремится защитить от любых невзгод.

Так и в душе Обломова царит неспешное, безмятежное движение, прекрасное для того, кто смог его понять. Не зря автор пишет об Обломовке: «измученное волнениями …сердце так и просит спрятаться в этот забытый всеми уголок». К Илье Ильичу так же тянутся тревожные, погруженные в шторм жизненных невзгод и радостей сердца окружающих, например, его друга Штольца и возлюбленной Ольги. Сам Обломов далек от шумного морского прибоя жизни, он смущает его разум и волнует «хрустальное» сердце, кажется, оставшееся совсем детским, привыкшее к опеке и постоянной ласке. Как у ребенка, у него «выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы» при встрече с матерью в своем удивительном сне.

Нередко няня Обломова называет его «баловнем». Сложно поспорить с тем, что мальчик, как коконом, был окружен вниманием домашних и дворовых. Конечно, леность Обломова, беспечность его быта и привычки – результат воспитания. Герой – само олицетворение неспешной жизни русского дворянства, умного, талантливого, но растратившегося свои силы, увядшего среди полуразрушенной романтики старого мира. В мире новом, в мире реформ и свершений, такие, как Обломов, становятся лишними; героями величают «штольцев», деятельных и предприимчивых.

Пробудившись ото сна, Илье Ильичу неизбежно придется столкнуться с реальным миром, который для героя остается чужим, враждебным местом, где запущена и разграблена деревня Обломовка, где незаметно, подобно мертвенной тоске, замерла жизнь его, далекая от греющих душу пасторалей.

Обломов – это образ, в котором Гончаров показал трагедию дворянского сословия с их разоряющимися гнездами и невоплощенными мечтами. Сон Обломова – канувшая в прошлое сказка. Окончательно сон Ильи Ильича растворяется, как дымка, когда вдруг сам герой понимает, что спит, горько называя не только свой недуг, но и недуг целой эпохи своим именем – «обломовщиной».

Автор: Екатерина Озаровская

Источник