Сон обломова ключ к пониманию характера героя

Сон обломова ключ к пониманию характера героя thumbnail

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

План.

I. Место эпизода «Сон Обломова» в произведении.

II. Сон Обломова как шаг к уяснению обломовщины.

1. Идиллический пейзаж Обломовки.

2. Гармоничность и размеренность жизни «благословенного богом уголка»:

3. Время и пространство Обломовки:

а) ограниченность пространства;

б) неизменность жизни обломовцев.

4. Обычаи и обряды обломовцев:

а) мифическое сознание людей;

б) особое отношение к приметам.

5. Мифический характер сна.

III. Сон Обломова – ключ к пониманию характера героя.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» ключевое место занимает эпизод «Сон Обломова». Он помогает более полно и глубоко

раскрыть образ главного героя. Рассмотреть его мечты представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью

сна.

Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта,

незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить

обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.

Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы когти дикого зверя,

а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира

Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми

уголок и жить никому неведомым счастьем».

«Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом

«благословенном богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча

не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно,

ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим

видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия.

Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки.

Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти

верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, “что за Питером

живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые

чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая

держит на себе землю”.

Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там — чужое, враждебное, их вполне устраивает

счастливое “житьё-бытьё”, и их мир — самостоятельный, целостный и завершённый.

Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее

жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг».

Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть —

вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной

жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо

верили… душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня,

увлечения страстей”. Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев.

Существенное место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего Ильи Ильича начали…

открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины,

свадьба, похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных

праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и

улыбок”.

Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Всё это свидетельствует об

особом сознании людей — мифическом сознании. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь

возведено в ранг мистического бытия — обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к

времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет

жизнью людей. Есть здесь и таинственные места — овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала

“не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.

Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в

зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” — скажет непременно кто-нибудь”, и дальше

начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто

не сомневается. Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны для

аналитического ума. Вопрос “почему?” — это не обломовский вопрос. “Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю,

— они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то

Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придёт спросить, отчего баран стал

не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да ещё накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.

Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым

обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.

4. Мифический характер сна.

Масштаб сна позволяет разглядеть в нём черты античного мира. Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте

сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там, кажется… ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее

стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью… чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих

невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом — Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира,

который весь заключён в любовные объятия; он несёт в себе утопию “золотого века”.

Вернёмся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря вызывает у автора неприятие? Всё это

не соответствует умиротворённости жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть

опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где всё говорит об идиллическом восприятии мира.

Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?

Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие — всё это

утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги.

В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие,

мягкость, утончённость. Все эти черты — результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, её мифологизация.

Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера

героя. “Сон Обломова — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, — был

первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной”, — писал критик Александр Васильевич Дружинин.

Читайте также:  Ловец снов своими руками пошаговая инструкция

Источник

Цель:

— проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).

Задачи урока:

выявить роль сна в романе «Обломов»

развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;

воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Формы работы учащихся фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблемув учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Классифицировать по заданным основаниям.

8. Определять понятия.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Тип урока Изучение нового материала

Ожидаемые результаты.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.

На доске тема

«_____Обломова» — ключ к разгадке_______героя»

Ход урока

II. Организация начала урока:

— Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Зовут меня Марина Николаевна Устинова. Сегодня урок литературы проведу у вас я. Надеюсь, что наше общение будет приятным и полезным.

— В названии темы нашего урока отсутствуют два слова. После просмотра видеофрагмента нам нужно восстановить одно из них.

(просмотр видеофрагмента)

— Как вы думаете, события какой главы содержатся в видеофрагменте?

(«Сон Обломова», IX глава)

— Вот и восстановили первое слово: СОН.

(внести в название темы слово СОН)

Какие бы цели вы перед собой поставили? Что хотели бы выяснить для себя?

Читайте также:  Хороший надувной матрас для сна отзывы

(-проанализировать сон

-какова функция сна Обломова в романе?

-каково жанровое своеобразие главы?

-почему И.А. Гончаров опубликовал «Сон

Обломова» раньше, чем первую часть романа?)

Каковы будут результаты работы на уроке?

— А какие ассоциации вызывает у вас слово СОН?

Запишите несколько из них в рабочие листы.

Назовите.

— О сновидениях нам расскажет________________________________

(заранее подготовленное сообщение ученика(цы)

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния. Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную (взгляд в прошлое) и прогностическую функции. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы многозначны.

— Давайте вспомним, в каких ранее изученных произведениях вы встречались с эпизодами сна?

Произведение

Смысл сна

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»

сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» — это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости.

А.Н.Островский «Гроза»

Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.

В.А.Жуковский «Светлана»

Все неспокойные события во сне, отражение страхов, счастье искать в реальном мире)

А.С.Грибоедов

«Горе от ума»

Сон Софьи — Сон в самом начале произведения. Предсказывают дальнейшие события.

Н.В.Гоголь

«Ревизор»

Сон Городничего. Страх создает ситуацию заблуждения, связывают сон с приездом ревизора, он ему на голову свалился.

И.А.Гончаров «Обломов»

Сон Обломова

?

1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как предвидение будущего.

— Какую же функцию выполняет сон в романе «Обломов» И.А. Гончарова? Ответить на этот вопрос поможет работа в группах.

— Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?

( «Сон Обломова» состоит из 3-х частей:

  1. «Благословенный уголок земли»

  2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира. Сказки няни.

  3. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

— Каждая группа анализируют свою часть сна, выделяя ключевые слова. Вопросы и тезисы вам в этом помогут. Затем делаем обзор каждой части.

Выступление групп

— Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей.

Природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование ЧЕГО??? – (Характера главного героя.)

(появляется слайд «+» и «-» стороны обломовской жизни)

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу.

1. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

— Какие черты характера сформировались у Обломова? Запишите в таблицу Рабочего листа. (дети записывают,)

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечность

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

— Назвать несколько….

— Итак, в таблице отражены противоположные стороны жизни Обломова. И чаще всего, самого героя оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Перед вами два высказывания критиков. Прочитайте их. Какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Читайте также:  Алла пугачева концерт сны о любви

— Кто их них, по-вашему, прав?

(ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова, и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.)

— Теперь вернитесь к своим ассоциациям к слову «сон».

— Есть ли в характере Обломова то, что вы отметили в ассоциациях.

— Значит роль сна в романе мы определили верно.

Итог урока

— С какими мыслями вы уйдете с урока?

— Сегодня мы совершили с Обломовым путешествие в его детство, под лингвистическим микроскопом рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нем много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. В итоге порядочный, неглупый человек превратился в апатичного, и имя его стало нарицательным.

— Сегодняшняя беседа полезна для вас и как для будущих родителей. «Обломов» – пример того, как не надо воспитывать. И.А.Гончаров писал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом»

Д/з

— Попробуйте дома на каждую букву фамилии героя подобрать слово, относящееся к характеру героя.

О –

Б –

Л –

О –

М –

О –

В –

Источник

Характер у Ильи Обломова был двойственным,
поэтому и само произведение разделено на две части, к
оторые связывает глава»Сон Обломова».
«Сон Обломова» является своего рода ответом на
множество вопросов, в частности, и почему сам
Обломов такой человек.
Он не только дает разъяснения, но еще и помогает
раскрыть самого героя, а также говорит, что сущность
Обломова идет из его иаленькой родины,
полной материнской заботы.
Обломовка заложила в главного героя множество
различных качеств и оказала большое влияние как на него
самого, так и на его жизнь.

“Сон Обломова” — своеобразная мечта Обломова,
воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни.
Сон даёт представление об окружавшей маленького мальчика
атмосфере, описывается вся будущая жизнь главного героя.
Гончаров описал жизнь барина «от черты до черты»,показал,
как Обломов становится нравственно «мертвым»,постепенно
охладевает к жизни.
Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце,
чистое небо.
Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое,
но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное
время, придавая новые силы и людям, и природе.
Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно
крестьянину.
Никогда “… не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги
морозами… ”.
Всё идет по календарю.
В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце,
просыпается лес.
Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий.
Горы в Обломовке — это не мрачные отвесные скалы, а плодородные
холмы.
Речка весело течет, шаля и играя своими водами.
“Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и
мастерски нарисовано”.
Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет
именно так, а не иначе.
Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще
долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
В Обломовке царили свои естественные законы.
Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией,
никто не писал ни книг, ни картин.
Главным наказанием для обломовцев был труд,
Илья Ильич воспринимал его также.
Всё время проходило в праздном поглощении пищи,
созерцании мира, а чаще всего во сне.
Сон и еда стали важными занятиями в доме.
Что приготовить на ужин, продумывалось весь день,
а готовка начиналась с обеда.
Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог
противиться возможности поспать часок-другой после о
бильного обеда.
Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам.
Главной своей обязанностью родители считали накормить
и оградить любимое чадо от всего опасного.
Ильюша, росший в барской семье, ничем не был обременен.
Его естественное любопытство постепенно угасало,
он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал
жизни в гордом созерцании чужого труда.
Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой
стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год
ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы
да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и
“по хотению” лентяя.
Где запросто тебя женят на неслыханной красавице
Милитрисе Кирбитьевне.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали
детей.
Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
Детство, отрочество — в них начало судьбы Обломова,
недаром картины патриархальной жизни в родном доме
(вечерние зимние часы, история с письмом, кормление
булочками… ) навсегда остались для Ильи
Ильича идеалом настоящей жизни — спокойной и сытой.
Герой отказывается от движения, он является
продолжением Обломовки.
И никакие последующие влияния — книги,
университетский быт,
служба в Москве — не смогли его серьезно поколебать.

Источник