Сон обломова урок 10 класс презентация
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме «Анализ главы «Сон Обломова»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Глава 9. «СОН ОБЛОМОВА» Презентация составлена учителем русского языка и литературы высшей кв. категории Павловой В.Г.
2 слайд
Описание слайда:
Три цели урока: 1. …. 2. …. 3. …. проанализировать главу «Сон Обломова» романа И.А.Гончарова «Обломов» сказывать расширить уже сложившуюся в нашем представлении характеристику заглавного героя определить смысловую роль главы в общей композиции романа
3 слайд
Описание слайда:
Актуален ли роман «Обломов» сегодня? (ассоциативный ряд)
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
СОН ОБЛОМОВА – МИР ЗАСПАННОЙ И ПОЭТИЧЕСКОЙ ДУШИ
6 слайд
Описание слайда:
«Увертюра всего романа» — так охарактеризовал Гончаров «Сон Обломова». Рассказ «Сон Обломова» опередил выход романа на десятилетие. Он был опубликованный как самостоятельное произведение в «Иллюстрированном сборнике» при журнале «Современник» в 1849 году. Сам роман «Обломов» был опубликован в 1959 году в журнале «Отечественные записки».
7 слайд
Описание слайда:
Что такое сон? В каких произведениях мы уже встречали сны героев? Зачем авторы использовали сны героев в своих произведениях?
8 слайд
Описание слайда:
«Слово о полку Игореве»
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
В. Жуковский «Светлана»
11 слайд
Описание слайда:
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
12 слайд
Описание слайда:
Буран свирепствовал, и мы блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на двор нашей усадьбы. Я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, – говорит она, – отец при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» – «Все равно, Петруша, – отвечала мне матушка, – это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из‑за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…» Ужас и недоумение овладели мною… И в эту минуту я проснулся.
13 слайд
Описание слайда:
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
14 слайд
Описание слайда:
Поделим текст на смысловые части. Составим план. 1.Благословенный уголок земли. 2. Быт и нравы обитателей Обломовки. 3. Один день из жизни Илюши Обломова, ребенка. 4. Сказки, на которых воспитывался Обломов. 5. Как Илья учился. 6. Отношение к еде в Обломовке. 7. Вечера в родительском доме. Неожиданное письмо. Отношение к чтению. 8. Илюше 14 лет.
15 слайд
Описание слайда:
I часть сна. Благословенный уголок земли.
16 слайд
Описание слайда:
Да или нет? Аргумент письменно. Вывод. Как соотносится мир природы Обломовки с жизнью человека?
17 слайд
Описание слайда:
Быт и нравы обитателей Обломовки. — Найдите в тексте эпизод, подходящий к данной иллюстрации. — Какую роль играет этот фрагмент? — С какими чувствами описывает автор обломовский мир?
18 слайд
Описание слайда:
— Что однажды случилось в Обломовке, о чём нельзя было умолчать? — Какими были обитатели Обломовки? Чем занимались? Какими обладали знаниями? — К какому эпизоду можно отнести данную иллюстрацию? Какие качества проявили обломовцы?
19 слайд
Описание слайда:
Один день из жизни Илюши Обломова, ребенка. ПЕРЕСКАЗ.
20 слайд
Описание слайда:
Ю.С. Гершкович. «Илюша с нянькой» И.Я. Коновалов. «Илюша с няней» Отношения Ильи и няни
21 слайд
22 слайд
23 слайд
Описание слайда:
Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Сын Штольца, Андрей, подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. Он помогал Обломову делать уроки, развивая в Обломове привычку к лени. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно. Отношение к образованию
24 слайд
Описание слайда:
«Сам Обломов-старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.» Все при делах или полное безделье?
25 слайд
Описание слайда:
Верно ли, что судьба Обломова «прочитывается» в его имени? Илья. Древнееврейское «божья помощь» . Илья – пророк, взятый живым на небо. В то время, когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию. Илья Ильич- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались. Илья Муромец – богатырь. Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем). Илья –Илиада. Многолетняя борьба древних // борьба человека с самим собой.
26 слайд
Описание слайда:
Какую роль в жизни Обломова сыграла патриархальная Обломовка? «Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить». Н.А.Добролюбов
27 слайд
Описание слайда:
Какова же роль «Сна Обломова» в композиции всего произведения? Причины: привычка к праздности, нелюбовь к труду как физическому, так и умственному, достаток (деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна); с колыбели усвоенное стремление к поэтическому идеалу и неготовность принимать реальность.
28 слайд
Описание слайда:
Обратимся к плану. Обо всем ли мы поговорили? 1.Благословенный уголок земли. 2. Быт и нравы обитателей Обломовки. 3. Один день из жизни Илюши Обломова, ребенка. 4. Сказки, на которых воспитывался Обломов. 5. Как Илья учился. 6. Отношение к еде в Обломовке. 7. Вечера в родительском доме. Неожиданное письмо. Отношение к чтению. 8. Илюше 14 лет.
29 слайд
Описание слайда:
Синквейн. 1ряд «Обломов – поэтическая душа»; 2 ряд «Обломов – заспанная душа».
30 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Часть 2, главы 1-5. 1. Рассказ о Штольце 2. Взаимоотношения Обломова и Штольца 3. Рассказ об Ольге Ильинской 4. Взаимоотношения Обломова и Ольги.
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данная презентация поможет учителю в проведении урока, посвященного анализу 9 главы романа Гончарова «Обломов» «Сон Обломова».
В ходе урока учащиеся обращаются к тексту, работают с художественным произведением, анализируют прочитанное, углубляют свои представления о характере заглавного героя. Используется также приемы создания ассоциативного ряда к слову «Обломов», составление синквейна как подведение итогов урока. Акцентируется внимание на теме сна, ранее затронутой автором «Слова о полку Игореве», В.Жуковским, А.Пушкиным. Подчеркивается актуальность произведения.
Общая информация
К учебнику:
«Литература. 10 класс. В 2 ч. Лебедев Ю.В. 3-е изд. — М.: 2016. Ч.1 — 367с.»,
К уроку:
Полнота и сложность характера Обломова
Номер материала:
ДБ-704336
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Слайд 1
И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, — до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев
Слайд 2
Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Слайд 3
Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Слайд 4
Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». И.А.Гончаров
Слайд 5
В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.
Слайд 6
Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Слайд 7
Понятие «обломовщина» Обломовка – созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». «обломовщина» — это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.
Слайд 8
Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.
Слайд 9
Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Слайд 10
Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Слайд 11
Экспозиция романа Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Слайд 12
Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.
Слайд 13
Развитие действия VI — XI главы этой части — развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.
Слайд 14
Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Слайд 15
Развязка романа Этому посвящены XI — XII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Слайд 16
Постпозиция романа В четвертой части — дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Слайд 17
Эпилог романа В эпилоге ( XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Слайд 18
Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.
Слайд 19
Сюжет романа Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Слайд 20
Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.
Слайд 21
Язык романа Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Слайд 22
Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.
Слайд 23
Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г. Белинский
Слайд 24
Критические отклики «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения». А.Ф.Кони
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе. Анализ главы «Сон Обломова». 10 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
1. Сон — выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа. 2. Сон — идиллия, мечта. 3. Сон — предвидение будущего.
3 слайд
Описание слайда:
Все мы родом из детства. Анализ эпизода “Сон Обломова”. «Кто я?…Отчего я такой?…» И.И. Обломов «Вся эта большая сказка должна, кажется, сделать впечатление». И.А. Гончаров
4 слайд
Описание слайда:
Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.
5 слайд
Описание слайда:
Почему эта часть – ключевая к пониманию всего романа, в общем, и образа Ильи Ильича Обломова, в частности?
6 слайд
Описание слайда:
Группа № 1. 1. Пейзаж. Какие эпитеты использует при описании природы? 2. Какие средства выразительности употребляет Гончаров при описании «чудного края»? 3. Можно ли назвать описание природы идиллическим? Найдите в словаре значение слова «идиллия». 4. Как автор описывает времена года, природные явления? 5. Каковы взаимоотношения природы и человека? 6. Если изобразить графически мир природы в Обломовке – это…? 7. Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти? Как называется этот приём?
7 слайд
Описание слайда:
Группа № 2. 1. Описание деревни. Значение названия. 2. Жизнь в деревне. С чем можно сравнить жизнь в деревне? Найдите сказочные приметы. 3. Выпишите ключевые фразы и слова, характеризующие жизнь в деревне (обряды, обычаи) 4. Каковы представления обломовцев о мире, о жизни? 5. Какой эпитет использует автор для жителей деревни? 6. Что нарушает привычный уклад жизни обломовцев? 7. Как показана отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического? 8. Почему обломовцы настороженно отнеслись к человеку в канаве? 9. Отношение к труду. 10. Назовите три главных акта жизни обломовцев. 11. Изображение пространства и времени в эпизоде. 12. Если изобразить графически жизнь обломовцев – это…?
8 слайд
Описание слайда:
Группа № 3. 1. Найдите описание утра Илюши. 2. Каковы ощущения ребёнка? Какие эмоции он испытывает? 3. В чём особенность интонации повествования? 4. Отношения в семье. 5. Символом чего в тексте является овраг? Почему он так манит Илюшу? 6. Чем наполнен день Илюши? 7. Охарактеризуйте Илюшу? С чем его сравнивает автор? В чём смысл сравнения? 8. Воспитание мальчика. Воспитание детей в Обломовке. Каковы результаты такого воспитания? 9. Образование мальчика.
9 слайд
Описание слайда:
Группа № 4. 1. Как налажен быт в доме? 2. Какой «была первая и главная жизненная забота в Обломовке»? 3. Символом чего является пирог? 4. Символическое значение образа сна. 5. О чём няня рассказывает сказки: сюжеты, герои? 6. Почему сказки так важны в жизни обломовцев? 7. Какую роль играет образ няни? 8. Какую роль сыграли в жизни Ильи Ильича Обломова сказки, рассказанные няней? 9. Каковы мечты домочадцев о будущем Илюши? 10. С какой целью в повествование введена история с письмом? 11. Отношение к чтению, книгам.
10 слайд
Описание слайда:
Жанр – идиллия. Изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. Мирное, счастливое существование. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка) Отличительные черты: -идеальный пейзаж -единение человека и природы -замкнутость пространства -неопределённость времени -мифический характер -бессюжетность -бесконфликтность
11 слайд
Описание слайда:
Отчего я такой?… Положительные черты Доброта Человеколюбие Честность Совестливость Мягкосердечность «голубиная» кротость Умение чувствовать красоту Самокритичность Способность к самообвинению Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава) Стремление к гармонии в душе Отрицательные черты Апатия Неумение преодолевать трудности Безволие Нерешительность Инертность Барская спесь Надежда на «авось» Пассивность Эгоизм Пустая мечтательность
12 слайд
Описание слайда:
Как вы понимаете слова Добролюбова: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова?»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«Литература (базовый уровень), 10 класс, Курдюмова Т.Ф. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф., Изд. «ДРОФА»»,
Номер материала:
ДБ-1556417
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий