Сон обломова урок 10 класс презентация

Сон обломова урок 10 класс презентация thumbnail

Инфоурок

Литература
›Презентации›Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме «Анализ главы «Сон Обломова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Глава 9. «СОН ОБЛОМОВА» Презентация составлена учителем русского языка и лите

Описание слайда:

Глава 9. «СОН ОБЛОМОВА» Презентация составлена учителем русского языка и литературы высшей кв. категории Павловой В.Г.

2 слайд

Три цели урока: 1. …. 2. …. 3. …. проанализировать главу «Сон Обломова» роман

Описание слайда:

Три цели урока: 1. …. 2. …. 3. …. проанализировать главу «Сон Обломова» романа И.А.Гончарова «Обломов» сказывать расширить уже сложившуюся в нашем представлении характеристику заглавного героя определить смысловую роль главы в общей композиции романа

3 слайд

Актуален ли роман «Обломов» сегодня? (ассоциативный ряд)

Описание слайда:

Актуален ли роман «Обломов» сегодня? (ассоциативный ряд)

4 слайд

Сон обломова урок 10 класс презентация

5 слайд

 СОН ОБЛОМОВА – МИР ЗАСПАННОЙ И ПОЭТИЧЕСКОЙ ДУШИ

Описание слайда:

СОН ОБЛОМОВА – МИР ЗАСПАННОЙ И ПОЭТИЧЕСКОЙ ДУШИ

6 слайд

«Увертюра всего романа» - так охарактеризовал Гон­чаров «Сон Обломова». Расск

Описание слайда:

«Увертюра всего романа» — так охарактеризовал Гон­чаров «Сон Обломова». Рассказ «Сон Обломова» опередил выход романа на десятилетие. Он был опубликованный как са­мостоятельное произведение в «Иллюстрированном сборни­ке» при журнале «Современник» в 1849 году. Сам роман «Обломов» был опубликован в 1959 году в журнале «Отечественные записки».

7 слайд

Что такое сон? В каких произведениях мы уже встречали сны героев? Зачем автор

Описание слайда:

Что такое сон? В каких произведениях мы уже встречали сны героев? Зачем авторы использовали сны героев в своих произведениях?

8 слайд

«Слово о полку Игореве»

Описание слайда:

«Слово о полку Игореве»

9 слайд

Сон обломова урок 10 класс презентация

10 слайд

В. Жуковский «Светлана»

Описание слайда:

В. Жуковский «Светлана»

11 слайд

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Описание слайда:

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

12 слайд

Буран свирепствовал, и мы блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота

Описание слайда:

Буран свирепствовал, и мы блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на двор нашей усадьбы. Я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, – говорит она, – отец при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» – «Все равно, Петруша, – отвечала мне матушка, – это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из‑за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…» Ужас и недоумение овладели мною… И в эту минуту я проснулся.

13 слайд

 А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Описание слайда:

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

14 слайд

Поделим текст на смысловые части. Составим план. 1.Благословенный уголок земл

Описание слайда:

Поделим текст на смысловые части. Составим план. 1.Благословенный уголок земли. 2. Быт и нравы обитателей Обломовки. 3. Один день из жизни Илюши Обломова, ребенка. 4. Сказки, на которых воспитывался Обломов. 5. Как Илья учился. 6. Отношение к еде в Обломовке. 7. Вечера в родительском доме. Неожиданное письмо. Отношение к чтению. 8. Илюше 14 лет.

15 слайд

 I часть сна. Благословенный уголок земли.

Описание слайда:

I часть сна. Благословенный уголок земли.

16 слайд

Да или нет? Аргумент письменно. Вывод. Как соотносится мир природы Обломовки

Описание слайда:

Да или нет? Аргумент письменно. Вывод. Как соотносится мир природы Обломовки с жизнью человека?

17 слайд

Быт и нравы обитателей Обломовки. - Найдите в тексте эпизод, подходящий к да

Описание слайда:

Быт и нравы обитателей Обломовки. — Найдите в тексте эпизод, подходящий к данной иллюстрации. — Какую роль играет этот фрагмент? — С какими чувствами описывает автор обломовский мир?

18 слайд

- Что однажды случилось в Обломовке, о чём нельзя было умолчать? - Какими был

Описание слайда:

— Что однажды случилось в Обломовке, о чём нельзя было умолчать? — Какими были обитатели Обломовки? Чем занимались? Какими обладали знаниями? — К какому эпизоду можно отнести данную иллюстрацию? Какие качества проявили обломовцы?

19 слайд

Один день из жизни Илюши Обломова, ребенка. ПЕРЕСКАЗ.

Описание слайда:

Один день из жизни Илюши Обломова, ребенка. ПЕРЕСКАЗ.

20 слайд

Ю.С. Гершкович. «Илюша с нянькой» И.Я. Коновалов. «Илюша с няней» Отношения И

Описание слайда:

Ю.С. Гершкович. «Илюша с нянькой» И.Я. Коновалов. «Илюша с няней» Отношения Ильи и няни

21 слайд

Сон обломова урок 10 класс презентация

22 слайд

Сон обломова урок 10 класс презентация

23 слайд

Читайте также:  Сон в воскресенье утром что означает

Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь

Описание слайда:

Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Сын Штольца, Андрей, подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. Он помогал Обломову делать уроки, развивая в Обломове привычку к лени. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно. Отношение к образованию

24 слайд

«Сам Обломов-старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукосн

Описание слайда:

«Сам Обломов-старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.» Все при делах или полное безделье?

25 слайд

Верно ли, что судьба Обломова «прочитывается» в его имени? Илья. Древнееврейс

Описание слайда:

Верно ли, что судьба Обломова «прочитывается» в его имени? Илья. Древнееврейское «божья помощь» . Илья – пророк, взятый живым на небо. В то время, когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию. Илья Ильич- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались. Илья Муромец – богатырь. Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем). Илья –Илиада. Многолетняя борьба древних // борьба человека с самим собой.

26 слайд

Какую роль в жизни Обломова сыграла патриархальная Обломовка? «Началось с неу

Описание слайда:

Какую роль в жизни Обломова сыграла патриархальная Обломовка? «Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить». Н.А.Добролюбов

27 слайд

Какова же роль «Сна Обломова» в композиции всего произведения? Причины: привы

Описание слайда:

Какова же роль «Сна Обломова» в композиции всего произведения? Причины: привычка к праздности, нелюбовь к труду как физическому, так и умственному, достаток (деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна); с колыбели усвоенное стремление к поэтическому идеалу и неготовность принимать реальность.

28 слайд

Обратимся к плану. Обо всем ли мы поговорили? 1.Благословенный уголок земли.

Описание слайда:

Обратимся к плану. Обо всем ли мы поговорили? 1.Благословенный уголок земли. 2. Быт и нравы обитателей Обломовки. 3. Один день из жизни Илюши Обломова, ребенка. 4. Сказки, на которых воспитывался Обломов. 5. Как Илья учился. 6. Отношение к еде в Обломовке. 7. Вечера в родительском доме. Неожиданное письмо. Отношение к чтению. 8. Илюше 14 лет.

29 слайд

Синквейн. 1ряд «Обломов – поэтическая душа»; 2 ряд «Обломов – заспанная душа».

Описание слайда:

Синквейн. 1ряд «Обломов – поэтическая душа»; 2 ряд «Обломов – заспанная душа».

30 слайд

Домашнее задание: Часть 2, главы 1-5. 1. Рассказ о Штольце 2. Взаимоотношения

Описание слайда:

Домашнее задание: Часть 2, главы 1-5. 1. Рассказ о Штольце 2. Взаимоотношения Обломова и Штольца 3. Рассказ об Ольге Ильинской 4. Взаимоотношения Обломова и Ольги.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация поможет учителю в проведении урока, посвященного анализу 9 главы романа Гончарова «Обломов» «Сон Обломова».

В ходе урока учащиеся обращаются к тексту, работают с художественным произведением, анализируют прочитанное, углубляют свои представления о характере заглавного героя. Используется также приемы создания ассоциативного ряда к слову «Обломов», составление синквейна как подведение итогов урока. Акцентируется внимание на теме сна, ранее затронутой автором «Слова о полку Игореве», В.Жуковским, А.Пушкиным. Подчеркивается актуальность произведения.

Общая информация

К учебнику:
«Литература. 10 класс. В 2 ч. Лебедев Ю.В. 3-е изд. — М.: 2016. Ч.1 — 367с.»,

К уроку:
Полнота и сложность характера Обломова

Номер материала:

ДБ-704336

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайд 1

И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, — до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев

Слайд 2

Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Слайд 3

Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Слайд 4

Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». И.А.Гончаров

Слайд 5

В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Читайте также:  Период сна и бодрствования грудного ребенка

Слайд 6

Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .

Слайд 7

Понятие «обломовщина» Обломовка – созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». «обломовщина» — это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Слайд 8

Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Слайд 9

Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Слайд 10

Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Слайд 11

Экспозиция романа Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

Слайд 12

Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

Слайд 13

Развитие действия VI — XI главы этой части — развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.

Слайд 14

Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Слайд 15

Развязка романа Этому посвящены XI — XII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Слайд 16

Постпозиция романа В четвертой части — дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

Слайд 17

Эпилог романа В эпилоге ( XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

Слайд 18

Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Слайд 19

Сюжет романа Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Слайд 20

Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.

Слайд 21

Язык романа Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Слайд 22

Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.

Слайд 23

Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г. Белинский

Читайте также:  Во сне выпал зуб без крови и боли белый

Слайд 24

Критические отклики «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения». А.Ф.Кони

Источник

Инфоурок

Литература
›Презентации›Презентация по литературе. Анализ главы «Сон Обломова». 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Сон обломова урок 10 класс презентация

2 слайд

1. Сон - выявление духовного состояния героя, средство психологического анали

Описание слайда:

1. Сон — выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа. 2. Сон — идиллия, мечта. 3. Сон — предвидение будущего.

3 слайд

Все мы родом из детства. Анализ эпизода “Сон Обломова”. «Кто я?...Отчего я та

Описание слайда:

Все мы родом из детства. Анализ эпизода “Сон Обломова”. «Кто я?…Отчего я такой?…» И.И. Обломов «Вся эта большая сказка должна, кажется, сделать впечатление». И.А. Гончаров

4 слайд

Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

Описание слайда:

Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

5 слайд

Почему эта часть – ключевая к пониманию всего романа, в общем, и образа Ильи

Описание слайда:

Почему эта часть – ключевая к пониманию всего романа, в общем, и образа Ильи Ильича Обломова, в частности?

6 слайд

Группа № 1. 1.	Пейзаж. Какие эпитеты использует при описании природы? 2.	Каки

Описание слайда:

Группа № 1. 1. Пейзаж. Какие эпитеты использует при описании природы? 2. Какие средства выразительности употребляет Гончаров при описании «чудного края»? 3. Можно ли назвать описание природы идиллическим? Найдите в словаре значение слова «идиллия». 4. Как автор описывает времена года, природные явления? 5. Каковы взаимоотношения природы и человека? 6. Если изобразить графически мир природы в Обломовке – это…? 7. Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти? Как называется этот приём?

7 слайд

Группа № 2. 1.	Описание деревни. Значение названия. 2.	Жизнь в деревне. С чем

Описание слайда:

Группа № 2. 1. Описание деревни. Значение названия. 2. Жизнь в деревне. С чем можно сравнить жизнь в деревне? Найдите сказочные приметы. 3. Выпишите ключевые фразы и слова, характеризующие жизнь в деревне (обряды, обычаи) 4. Каковы представления обломовцев о мире, о жизни? 5. Какой эпитет использует автор для жителей деревни? 6. Что нарушает привычный уклад жизни обломовцев? 7. Как показана отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического? 8. Почему обломовцы настороженно отнеслись к человеку в канаве? 9. Отношение к труду. 10. Назовите три главных акта жизни обломовцев. 11. Изображение пространства и времени в эпизоде. 12. Если изобразить графически жизнь обломовцев – это…?

8 слайд

Группа № 3. 1.	Найдите описание утра Илюши. 2.	Каковы ощущения ребёнка? Какие

Описание слайда:

Группа № 3. 1. Найдите описание утра Илюши. 2. Каковы ощущения ребёнка? Какие эмоции он испытывает? 3. В чём особенность интонации повествования? 4. Отношения в семье. 5. Символом чего в тексте является овраг? Почему он так манит Илюшу? 6. Чем наполнен день Илюши? 7. Охарактеризуйте Илюшу? С чем его сравнивает автор? В чём смысл сравнения? 8. Воспитание мальчика. Воспитание детей в Обломовке. Каковы результаты такого воспитания? 9. Образование мальчика.

9 слайд

Группа № 4. 1.	Как налажен быт в доме? 2.	Какой «была первая и главная жизнен

Описание слайда:

Группа № 4. 1. Как налажен быт в доме? 2. Какой «была первая и главная жизненная забота в Обломовке»? 3. Символом чего является пирог? 4. Символическое значение образа сна. 5. О чём няня рассказывает сказки: сюжеты, герои? 6. Почему сказки так важны в жизни обломовцев? 7. Какую роль играет образ няни? 8. Какую роль сыграли в жизни Ильи Ильича Обломова сказки, рассказанные няней? 9. Каковы мечты домочадцев о будущем Илюши? 10. С какой целью в повествование введена история с письмом? 11. Отношение к чтению, книгам.

10 слайд

Жанр – идиллия. Изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы.

Описание слайда:

Жанр – идиллия. Изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. Мирное, счастливое существование. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка) Отличительные черты: -идеальный пейзаж -единение человека и природы -замкнутость пространства -неопределённость времени -мифический характер -бессюжетность -бесконфликтность

11 слайд

Отчего я такой?... Положительные черты Доброта Человеколюбие Честность Совест

Описание слайда:

Отчего я такой?… Положительные черты Доброта Человеколюбие Честность Совестливость Мягкосердечность «голубиная» кротость Умение чувствовать красоту Самокритичность Способность к самообвинению Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава) Стремление к гармонии в душе Отрицательные черты Апатия Неумение преодолевать трудности Безволие Нерешительность Инертность Барская спесь Надежда на «авось» Пассивность Эгоизм Пустая мечтательность

12 слайд

Как вы понимаете слова Добролюбова: «В каждом из нас сидит значительная часть

Описание слайда:

Как вы понимаете слова Добролюбова: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова?»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

К учебнику:
«Литература (базовый уровень), 10 класс, Курдюмова Т.Ф. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф., Изд. «ДРОФА»»,

Номер материала:

ДБ-1556417

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник