Сон святослава в слове о полку игореве сочинение

Сон святослава в слове о полку игореве сочинение thumbnail

Каждого, любящего русскую литературу, интересует вопрос о том, кем написано гениальное «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð¾ о полку Игореве». Единственным источником, который может дать нам некоторые сведения об авторе «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð°», остается само его творение, его текст. Мы не можем пренебречь малейшей возможностью, верно, прочесть не совсем ясные места текста «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð°», образовавшиеся, из-за неправильно раскрытых его первыми исследователями букв, произвольно в достаточно большом числе случаев расставленных знаков препинания и т. п. Сон великого князя Святослава

Всеволодовича, как он изображен в «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ðµ», это представшая ему картина собственной смерти. Традиционное в литературе определенно «Ð²ÐµÑ‰Ð¸Ð¼» требует уточнения в том смысле, что это по сон, почто «Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ð¹», «Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹ загадочных образов».

Сон Святослава — это четкое описание обрядов князем в древней Руси. Это не «ÑÐ¼ÑƒÑ‚Ð½Ñ‹Ð¹» сон в современном нам значении слова. В своем «ÐžÐ±ÑŠÑÑÐ½Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð¼ переводе» памятника Д. С. Лихачев отметил переносное значение этого слова: «Ñ‚яжелый… сон», или в другом толковании — «Ð½ÐµÑÑÐ½Ñ‹Ð¹», «Ð½ÐµÑÐ¿Ð¾ÐºÐ¾Ð¹Ð½Ñ‹Ð¹».

Ряд сопоставлений приводит нас

к выводу, что «ÑÐ¸Ð½ÐµÐµ вино» — это спирт, может быть с чем-то смешанный. Вливание спирта — одно из важнейших действий, представлявших собой первичное бальзамирование тела князя. М. М. Герасимов обнаружил на мумифицированных трупах почитаемых людей тех времен надрезы на покровных тканях, через которые, по-видимому, и вводился спирт.

Использование спирта для этой же цели на Руси в сочетании с настоями трав подтверждается двояко — упоминанием «Ñ…Ð»ÐµÐ±Ð½Ð¾Ð³Ð¾» вина в «Ð˜Ð·Ð±Ð¾Ñ€Ð½Ð¸ÐºÐµ» 1076 г.5 и советами лечебника, указывающего на следующее употребление водки: «Ð’ино жжено горячее ив человека умершего налияти того же вина и воня зла не исходит от него».

В истории развития каждого национального общества бывают моменты, когда сознание его представителей вдруг сразу, скачкообразно поднимается на новую ступень, приобретая способность для более широких и глубоких обобщений, выводов. В развитии нашего общества одним из таких моментов становится опубликование в 1800 г. «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð° о полку Игореве». Событие это имело огромное значение не только для расширения существовавших тогда горизонтов художественной культуры нашего народа, но и для развития всей нашей науки о литературе.

К концу XVIII в. у наших историков литературы складывается представление, что собственно письменное художественное творчество, «Ð¸Ð·ÑÑ‰Ð½Ð°Ñ словесность», поэзия как искусство появились в России где-то на рубеже XVII-первой трети XVIII вв. В. Тредиаковский считает первым русским поэтом Симеона Полоцкого. Несмотря на некоторые расхождения в определении времени появления в России первого поэта, наши историки литературы того времени сходились в одном, что по крайней мере до второй половины XVII в. в нашей стране не было письменной изящной словесности, не было поэзии, не было подлинно художественного письменного творчества.

Правда, во второй половине XVIII в. было открыто и стало достоянием науки немало имен древнерусских писателей. В основном это были летописцы, составители хроник, авторы исторических сочинений и житий.

Н. М. Карамзина, одного из первых читателей «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð°», поразили достоинства произведения, созданного в XII в. безымянным русским поэтом. Он увидел, что автором «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð°» был великий поэт. Но еще больше поразило его обращение автора «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð°» к неизвестному дотоле Бояну.

Эта «Ð´Ð°Ð½ÑŒ уважения» была реальным свидетельством современника о том, что «Ð¸ до него на Руси были великие певцы», а значит, он читал или слышал их великие творения. Наглядным ручательством тому, что эти творения несомненно были великими, являлись высочайшие художественные достоинства самого «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð° о полку Игореве». И древнерусская литература предстала перед глазами Карамзина в совершенно ином свете, во всем возможном ее художественном богатстве и своеобразии, заставляя его сокрушаться о невосполнимых утратах.

Открытие «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð° о полку Игореве» было открытием древнерусской литературы как поистине великого искусства, о чем и спешил поведать европейскому читателю Карамзин. Три года спустя «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð¾» было опубликовано и стало достоянием всего образованного человечества. Уже фактом своего появления «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð¾ о полку Игореве» перечеркнуло существовавшие в то время представления о нашем национальном литературно-художественном богатстве и его историческом объеме, в основе которого, как полагали паши историки литературы тех лет, лежали исключительно творческие достижения русских писателей XVIII в. Оказалось, что русская письменная литература — одна из древнейших в современной Европе, что ее произведения могут стоять на равных с виднейшими литературными памятниками народов Европы и Азии.

Читайте также:  Во сне вцепилась в руку собака

Перед взорами наших читателей и писателей открылись широкие исторические дали, которые манили к себе исследователей, вызывая неизвестный до того интерес к нашей национальной литературе, побуждая на поиски новых, веками сокрытых художественных ее сокровищ: может быть не все «Ð¿Ð¾Ð³Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½Ð¾ в веках»?

В историко-литературном сознании России в это время начинает возникать и формироваться совершенно новое понятие — древнерусская художественная литература. До этого литературное наследие Древней Руси было представлено лишь летописями да переводными книгами религиозного содержания, которые так же, как и народные песни, былины, сказки, нельзя было никак отнести к разряду «Ð¸Ð·ÑÑ‰Ð½Ð¾Ð¹ словесности». «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð¾ о полку Игореве» воочию показало всем, что наши предки имели и свою оригинальную, подлинно художественную письменную, а не только Все это приводит к качественным изменениям нашего историко-литературного сознания.

Уже невозможно было утверждать, что русская «Ð¸Ð·ÑÑ‰Ð½Ð°Ñ словесность», русская поэзия начались где-то в конце XVII-первой трети XVIII в. Истоки ее отодвигались, по крайней мере, к XII в. — времени создания «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ð° о полку Игореве». Одновременно вставал вопрос: неужели за пять последующих веков в русской литературе не было создано ничего примечательного, не уступающего в художественном отношении «Ð¡Ð»Ð¾Ð²Ñƒ»? В сознании нашей литературной общественности не укладывалось, что такое действительно могло быть. Но тогда, где же все это богатство?

Погибло, или лежит никому неизвестное в библиотеках — частных, государственных, церковных? Делами первостепенной важности становятся поиски памятников художественного наследия «Ð´Ñ€ÐµÐ²Ð½ÐµÐ¹» и «ÑÑ€ÐµÐ´Ð½ÐµÐ¹» литературы нашей и исследование всего многовекового — а не столетнего, как полагали до этого, — исторического пути ее развития.

Источник

Почему сон Святослава назван вещим?

Снежн­аяЗим­а
[79.1K]

4 месяца назад

Вещий сон Святослава — яркий отрывок из бессмертного произведения неизвестного автора, описывающего неудачный поход князя Игоря против половцев. В символическом сне Святослава выражены сомнения и беспокойство относительно судьбы великого князя. В нем предрекается исход его похода, трагические события, которыми он закончится. Читая последовательно «Слово о полку Игореве», можно проследить ход событий. Князь Игорь поступает самонадеянно, стремясь одолеть половцев. Тревожные знаки он игнорирует, стремясь к славе и предвкушая легкую победу. Сначала его действия успешны, но впоследствии события разворачиваются трагически. Войско князя разбито, сам он оказывается в плену. Святослав, скорбя об участи Игоря и разобщенности князей, изрекает выдающееся «Золотое слово», являющееся не менее ярким эпизодом всего повествования, наряду с вещим сном Святослава.

Сон Святослава описан так (в переводе Жуковского):

Сон святослава в слове о полку игореве сочинение

Символические образы, увиденные Святославом, предрекают трагические события.

Тисовое ложе является символом гроба. Князь видит, как его покрывают черной пеленой, словно умершего. Такое видение предвещает трагедию. Символ жизни — вино видится Святославу горьким и отравленным, что предвещает жизнь, наполненную печалью. Терем без конька может означать гибель, гибель самого Святослава. Жемчуг же символизирует слезы. Их немало будет пролито после пленения Игоря и гибели его войска. Крики воронов также предвещают беду, источником которой станут враги земли Русской. Весь сон наполнен страшными символами, он содержит дурные предзнаменования. Все события, которые произошли с Игорем и его войском, соответствуют тревожному сну. Он действительно оказывается вещим.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Божья коров­ка
[146K]

более года назад

Вещий сон Святослава можно прочитать прямо здесь, привожу отрывок из произведения:

Сон святослава в слове о полку игореве сочинение

Конечно, сон не стоит понимать буквально, он символичен. Давайте попробуем объяснить сон Святослава.

Вещим сон назван потому, что он нашел свое исполнение. Князь Игорь потерпел поражение, которое обернулось поражением всей Руси.

А теперь подробности.

Тисовая кровать символизирует гроб, что в свою очередь — смерть, поражение.

Черная пелена — помутнение разума или его потеря.

Отравленное вино, горькое зелье — предвещание тяжелой жизни.

Терем без конька, мы уже читаем в тексте, — предвещание горя, гибель члена семьи.

Сыпали жемчуг из вражеских колчанов — возможно пролитие слез, крови, вместе с вином — упиваться горем.

Вот такой мрачный сон приснился Святославу.

Илта
[279K]

4 месяца назад

Смутный сон Святослава предрек поражение войска Игоря и то, что сам князь попал в половецкий плен. Святославу снилось, что его на кровати «тисовой» покрыли «чёрной пеленой» и напоили отравленным вином пророча скорбь и беды. Этот сон не стоит понимать буквально, тут надо расшифровывать образы. Например жемчужины — это слезы жен, которые плакали на Руси после неудачного похода князя Игоря. Вражеские колчаны — это поражение Игоря и его войска, когда их половцы обстреляли из луков. «Златоверхий терем без конька» — это смерть Святослава. Вражеский ворон — горе. Тисовая кровать — гроб. Черная пелена — сумасшествие. Отравленное — вино — трудная и тяжелая жизнь.

maksi­menko
[234K]

4 месяца назад

В «Слове о полку Игореве» автор описывает вещий сон Святослава.

Горевал князь о том, что не дождавшись подмоги, пошли за счастьем Игорь с Всеволодом одни.

Понимал князь, что не одолеть врага в одиночку, вот и кручинилась его головушка. Потому и сны приходили горестные.

Душой болел он за землю свою.

А сон действительно оказался вещим. Князь Игорь не только потерпел поражение, но и сам в плен попал.

Пали знамена Игоревы!

Обильна печаль потекла по земле Русской.

Сон делится на две части.

Одна часть относится к самому Святославу.

А вторая подчеркивает, что даже силы природы усиливают зловещее впечатление ото сна.

Сон святослава в слове о полку игореве сочинение

На кровати тесовой – эти слова предсказывают поражение.

Вино, с горечью смешанное — предвестник тяжелой жизни.

Сыпали мне пустыми колчанами Жемчуг — пролитые слезы.

Самым трудным для исследователей оказалось расшифровать смысл, заложенный в строку про кровлю без князька.

Князек в древнерусском варианте – «кнес».

«Кнеса» нет на тереме, и это окончательно разъясняет все предыдущие приметы сна – Святославу грозит гибель.

Стрым­брым
[301K]

5 месяцев назад

Слово о полку Игореве.

В этом произведении неизвестного автора рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь Святославович в 1185 году.

Видимо, сон Святослава назван вещим потому, что в этом сне происходит то, что в дальнейшем произошло наяву с Игорем и другими участниками этого бесславного похода.

В этом сне, грозный и великий князь Святослав, сидящий «в Киеве на горах», видит себя не в столице Киевской Руси, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка Плесньска.

Вместо символизирующего киевскую власть и могущество, «золотого стола», во сне, князь оказывается в погребальных санях, которые несут его к символу того света — морю и, одновременно, в плен к половцам.

В этом сне, присутствуют также тисовая кровать, символизирующая смерть, чёрная пелена, символизирующая помутнение рассудка, отравленное вино, как предупреждение о тяжёлых временах, терем без конька — предвестник гибели члена семьи и жемчуг из вражеских колчанов, как пролитую кровь.

Go Green
[458K]

4 месяца назад

Одним из ключевых моментов «Слова о полку Игореве» является сон Святослава.

Не случайно Святослав делится своим сном, рассказывает его, ведь сон предсказывает плохое, тревожное будущее его сыновей Игоря и Всеволода ( в реальной истории Игорь и Всеволод были не сыновьями, а двоюродными братьями Святославу, который был старше ).

Читаем описание сна Святослава ниже:

Все символы, представленные здесь — и черная пелена (покрывало), и тисовая кровать (гроб), и отравленное зелье (яд), и терем без конька (гибель близкого человека, одного из членов семьи), и ворон (предвестник горя) — все предсказывало разгромное поражение для Игоря. И все. что было показано Святославу во сне, сбылось. Потому сон Святослава и назван вещим.

СТЭЛС
[212K]

4 месяца назад

Святославу приснился сон, в котором не однозначно было ведение о его собственных похоронах. Будто он лежит, его покрывают саваном, дают пить вино. При этом птица-предвестник смерти, черный ворон летает рядом. Вот полный текст описания этого сна —

Кстати, только в этом произведении, нашел свидетельство подтверждающее сакральный смысл такого элемента архитектуры как «конек» (верхние доски кровли избы) Об этом же слышал и от стариков. Свернутый или сломанный конек, сулил горе живущим в этом доме.

Элени­я
[405K]

4 месяца назад

Поэма «Слово о полку Игореве» — одно из самых необыкновенных произведений в русской литературе, памятник истории, выразительное сказание, художественно-поэтич­ное, лиричное, написанное невероятно талантливо.

Одно из самых ярких мест во всем «Слове…» — это часть, которая начинается вещим сном Святослава, а также Золотое слово Святослава.

Какой сон видит киевский князь? Ему приходит пророческий сон, который еще до того, как сообщили произошедшие события бояре, подсказывает, что произошло несчастье — сыновья Игорь, Владислав Святославовичи отправились в поход на половцев своими силами, желая снискать славы, разрозненно от других князей. Этот сон и весть о произошедшем помогают понять самое главное мудрому князю, он понимает, что сила княей в «единении».

Сон Святослава позволяет многое понять, если внимательно присмотреться к деталям, верно интерпретировать сказанное. Сон мутный, тяжелый, непонятный, чтобы понять, надо верно уметь истолковать.

Здесь говорится, что одевали «черной паполомою», — черным покрывалом «на кровати тисовой», а паполомою накрывали покойников, тис — это самое дорогое дерево, которое служит материалом для гроба, таким образом кровать из тиса символизирует гроб. Видеть себя на кровати во сне тоже трактуется, как к болезни, печали. Вино символизирует «жизнь», но здесь вино «горчит», оно отравлено, жизнь тоже нелегкая. Рассыпанный жемчуг — это «слезы», да еще из колчана врагов. Украшение «конек» — это символ, не просто украшение, увидеть дом без конька — это разрушение, дом без семейства, которое «в изгнании», крики ворона с дальней стороны — это крики с вражеской стороны, слово «поганый» относится к врагам, к «нехристям», «басурманам».

Сон святослава в слове о полку игореве сочинение

Ander­t
[58.3K]

4 месяца назад

Интересное древнерусское произведение «Слово о Полку Игореве» рассказывает нам о событиях тысячелетней давности. В нем князь Игорь терпит поражение от половцев.

Мы можем увидеть, что князю Святославу снится сон — он пьет во сне отравленное зелье и покрывается черной пеленой, и находится он не в Киеве, а в другом месте, в Плесенске

Конечно, все это символизирует скорый проигрыш Игоря — князь (то есть отец Игоря), чувствует, что его сыновьям угрожает опасность и через вещий сон все это предвидит, поэтому данный сон нужно воспринимать только как метафору.

Действительно — вскоре опасения Святослава сбываются и князь Игорь вместе с Владимиром терпят поражение.

Сон святослава в слове о полку игореве сочинение

Peres­vetik
[798K]

4 месяца назад

Суть сна Святослава был в том, что будет поражено войско Игоря, а сам княже попадет в плен к половцам.

Ему приснилось, что его накрыли черной пеленой, когда он лежал на кровати, которую он называет тисовой.

И якобы напоили отравленным вином. Этот сон нужно было расшифровать, чтобы понять его суть. Ведь образы всегда требуют расшифровки, чтобы понять реальность их значения.

К примеру жемчуг обозначает слезы , а черный ворон это большое горе, тисовой кроватью назывался гроб. Если накрыли черной пеленой, это это значит сумасшествие. Если речь идет про отравленное вино, то это значит очень тяжелую жизнь.

Знаете ответ?

Источник

Читайте также:  Как узнать вещий ли сон тебе приснился