Сон в летнюю ночь опера мариинский театр отзывы

Сон в летнюю ночь опера мариинский театр отзывы thumbnail

© Афиша

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

© пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

Фото пользователя

Сон в летнюю ночь опера мариинский театр отзывы

Рецензия «Афиши» на спектакль

9

Сон об императорской Мариинке

Еще десять лет назад эта премьера считалась бы очень радикальным жестом — с воем противников и экстазом сторонников. Активная экспансия Мариинки в область американской неоклассики ХХ века казалась предвестием конца света для одних и началом новой эры для других. В результате, правда, не случилось ни того ни другого. Балеты Баланчина превратились в нормальную репертуарную рутину. Ну еще один балет Баланчина теперь — ну и что? А вот что.

«Сон в летнюю ночь» не принадлежит к коллекции золотых хитов, обязательных в наборе каждого уважающего себя театра, который хочет, чтобы его уважали другие. Это вам не «Серенада», «Драгоценности», «Четыре темперамента» или «Агон». Если он и попадает на DVD в сборники Баланчина, то толь­ко по принципу «а еще он умел вот так». Положа руку на сердце, великим спектаклем «Сон» не назовешь. Но выдающимся — можно: из общего корпуса баланчинских текстов он действительно выдается, вместе с еще несколькими своими собратьями. Среднестатистический «балет Баланчина» — это бессюжетная композиция на полчаса — сорок минут, танец наедине с музыкой, никаких декораций, весь дизайн сосредоточен на свете и пачках, а часто вместо пачек — простые черные репетиционные купальники. А в «Сне» великого аскета развязывает по полной программе: есть и либретто по мотивам Шекспира, и разнообразные костюмы, и пантомима, и комикование, и стремление быть «понятным» и «понятно красивым» (девочки-стрекозы на пуантах изящно складывают ручки), и даже искры пошловатости — мол, народное такое искусство, нос не задирает. Не то чтобы это случай, описанный Набоковым как «аскету снится пир, от кото­рого чревоугодника бы стошнило», от «Сна» вовсе не тошнит, хотя сперва имен­но так и кажется. Баланчин был эмигрантом и русским беглецом, которому вторая родина дала и славу, и насыщенную жизнь, ее объятия были теплы. Но стать «бывшим эмигрантом», видимо, нельзя, как и бывшим графом. Всю жизнь Баланчин, возводивший американский балет, нет-нет да останавливался — и строил себе маленький русский балет: например, «Бриллианты» или «Ballet Imperial» — сверкающую, чуть тронутую инеем грезу об идеальном русском императорском балете в параллельном мире, где не случилось революции, а Георгий Мелитонович Баланчивадзе стал главным хореографом Мариинского театра в столице конституционной монархии. Но то были дворцы. А «Сон в летнюю ночь» — его русская дача, построенная по рецептам старинных феерий и комедий Петипа. Типа «Дон Кихота», только покороче. И если присмотреться, видно, что автор был, говоря словами другого эмигранта, Иосифа Бродского, «не жлоб, не сноб, не либерал, а грустных мыслей генерал».

Лучшие отзывы о спектакле «Сон в летнюю ночь»

Фото Johannes Rauh

Фото Johannes Rauh

9

Почти чистый классический балет сделанный как будто вчера. Все новое, чистое, свежее. Пачки, трико, позолота, стразы, пасторальные быстроменяющиеся декорации, слаженный и синхронный кордебалет (на этой постановке репетиторы, видимо, не зря хлеб едят), минимум драмбалета, минимум совковой мутной напыщенности. Да и труппу как будто подменили — кроме кривоногих, низкорослых и ленивых у Мариинки оказывается есть и нормальные танцоры, способные поднимать руки и прыгать не вразнобой. Из минусов только встречающееся местами американское комикование на грани клоунады, но все в рамках приличий. Жаль, что такой отличный балет стоит в афише два-три раза в году.

7

Не знаю зачем потащился на балет. Как не понимал ничего, так и не понимаю. Нет, танцуют определенно хорошо, спортивные… но не мое это, не мое

9

Отличная хореография, декорации, красивые костюмы, ярко, красочно и динамично. Получили огромное удовольствие.

Источник

Действие I
Лес вблизи Афин. Темнеет. Пак прерывает работу фей, сообщая, что скоро прибудет Оберон. Царь эльфов Оберон ссорится со своей супругой Титанией из-за мальчика, которому она покровительствует. Титания, разгневавшись на Оберона, отказывается отдать ему ребенка.
Оберон отправляет Пака за волшебным цветком, сок которого, попав на веки Титании, заставит ее влюбиться в первое живое существо, которое она увидит после пробуждения. Он собирается похитить мальчика, пока она будет во власти чар. Неподалеку от Афин встречаются Лизандр и Гермия. Они бегут, спасаясь от жестокого закона, который позволяет отцу Гермии насильно выдать ее за Деметрия. Влюбленные решают скрыться, тайно обвенчаться и поселиться в лесах.
Елена предупреждает Деметрия, что любимая им Гермия покидает Афины. Деметрий пускается за ней в погоню, а его преследует Елена, безнадежно влюбленная в него. Деметрий презрительно отталкивает Елену и устремляется в лес. Оберон, ставший невольным свидетелем их ссоры, приказывает Паку найти Деметрия и капнуть сок волшебного цветка на его веки, чтобы он влюбился в Елену.
За городом собрались шестеро мастеровых, чтобы вдали от посторонних глаз обсудить спектакль, который они собираются исполнить на свадьбе Тезея, герцога Афинского, и Ипполиты – королевы амазонок. Между ними возникает размолвка по поводу ролей, но в конце концов Боттом и Флейта соглашаются сыграть Пирама и Фисбу – несчастных влюбленных, именем которых названа пьеса. Куинс – автор и режиссер спектакля – раздает актерам роли и просит вызубрить их наизусть перед ночной репетицией в лесу. Лизандр и Гермия блуждают по лесу. Утомившись, они ложатся на траву и засыпают. Пак, приняв Лизандра за Деметрия, капает сок волшебного цветка на его глаза. Деметрий, за которым по-прежнему идет Елена, в ярости убегает от нее в ночной лес, полный опасностей. Блуждая в потемках, Елена натыкается на спящего Лизандра и будит его. Под действием «любовного сока» он тут же влюбляется в нее. Елена думает, что он насмехается над ней, и в гневе убегает. Лизандр устремляется за ней.
Гермии снится страшный сон, и она пробуждается в полном одиночестве.
В лесной чаще феи убаюкивают царицу Титанию. К ней прокрадывается Оберон и смазывает ее веки любовным соком.

Читайте также:  Отдавать деньги во сне мелочь деньги

«Будь то волк, медведь иль кот,
Иль с щетиной жесткой боров –
Для твоих влюбленных взоров
Станет он всего милей.
Как придет, проснись скорей!»

Действие II
Лесная чаща, та же ночь. Куинс и мастеровые собираются на репетицию. Сценарий вызывает определенные трудности, но Боттом придумывает, как их устранить. Начинается репетиция. Пак, наблюдающий за актерами, решает развлечься и превращает Боттома в осла. При виде этого необычного превращения остальные разбегаются в страхе. Боттом, оставшись один, начинает громко петь, чтобы побороть страх.
Его пение пробуждает Титанию, которая сразу же влюбляется в него. С помощью фей ей удается заманить его к себе в постель. Оберон в восторге от того, что Титания влюбилась в осла, но недоволен тем, что Деметрий до сих пор преследует Гермию. А появление Лизандра, который гонится за Еленой, окончательно подтверждает, что волшебный сок Пака попал не на того юношу. Деметрий, отвергнутый Гермией, в изнеможении засыпает, и Оберон смазывает соком его веки. Возвращается Елена, уязвленная признаниями Лизандра. Деметрий, проснувшись, видит Елену и влюбляется в нее. Это окончательно убеждает девушку в том, что мужчины, сговорившись, насмехаются над ней. Положение ухудшается, когда появляется Гермия, которую с негодованием отвергает Лизандр.
Оберон и Пак наблюдают за ожесточенной ссорой четверых смертных. Оберон взбешен промахом Пака. Он дает ему волшебную траву, которая станет противоядием для Лизандра. Подражая голосам соперников, Пак уводит их разными путями, пока каждый из них не погружается в сон. Затем он протирает травой глаза Лизандра.

Действие III
Лесная чаща, перед рассветом. Оберон расколдовывает Титанию. Проснувшись, она видит своего милого супруга и ужасается тому, что смогла влюбиться в осла. Рассвет будит и четверых влюбленных. Деметрий по-прежнему влюблен в Елену, а Лизандр вновь полюбил Гермию. Боттом, которому вернули человеческий облик, вспоминает свой странный сон о том, как он превратился в осла. Пока друзья разыскивают его в лесу, он идет в город. Мастеровые уже собираются прекратить поиски, когда Боттом приносит радостную весть: их спектакль будет показан на свадьбе Тезея.
Вернувшись в Афины, влюбленные молят Тезея о прощении за то, что ослушались афинских законов. Тезей решает, что обе пары обвенчаются в тот же день, что и они с Ипполитой.
Посмотрев спектакль «Пирам и Фисба» в исполнении Флейты и его труппы, влюбленные пары расходятся. Оберон, Титания и феи благословляют постели новобрачных.

Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь», которую соавтор Бриттена, тенор Питер Пирс переработал в оперное либретто, – настоящая английская феерия, где действуют персонажи из разных миров: влюбленные, феи с эльфами и ремесленники; одним словом, это фэнтези. Каждая из трех групп персонажей наделена собственным музыкальным языком, и здесь не последнюю роль играет вокальная тесситура. Так, главная мужская роль – Оберона – написана для контратенора.

Звуковой мир «Сна в летнюю ночь» – совершенно особенный. Вместо традиционного смешанного хора в опере занят детский хор. В эльфийских сценах, и не только в них, оркестр звучит легко, прозрачно, словно невесомо. В замечательном оркестровом вступлении ко второму акту «Лес» слышатся отзвуки музыки Мендельсона к «Сну в летнюю ночь». Бриттен передает малейшие вибрации лесного воздуха, малейшие движения крылышек эльфов – это музыкальная живопись самого высокого класса.

Иногда партитура Бриттена приобретает совершенно романтический колорит, как в нежных эпизодах сцены Титании и Боттома из второго акта. Иногда попадаются вкрапления абсолютно детской музыки, иногда – легкой, почти популярной. А местами композитор обращается к впечатлениям своих путешествий по Азии, и тогда возникают причудливые звучности балийского гамелана – оркестра ударных инструментов. Бриттен позаботился об ушах слушателей, сделав музыку легкой для восприятия, «общительной» и насытив ее жизнерадостной энергией.
Анна Булычёва

Исполняется с разрешения Boosey & Hawkes Music Publishers Limited

Мировая премьера: 11 июня 1960 года, Джубили-холл, Олдборо
Премьера в Концертном зале Мариинского театра: 21 июля 2011 года, Санкт-Петербург

Продолжительность спектакля 3 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория: 12+

Источник

Дети и акробаты сделали симпатичное чудо из оперы Бриттена

Из всего бывают исключения. Из правила, что у постановщика, впервые встретившегося с оперным искусством, никогда ничего путного не получается, тоже. Под занавес общероссийского оперного сезона, в котором Валерий Гергиев со своими «Звездами белых ночей» держится до последнего, была дана премьера оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь», имевшая очевидный успех.

Опера, либретто к которой композитор вместе со своим партнером по жизни и по искусству Питером Пирсом составил из знаменитой шекспировской комедии, попадает в бескрайний список тех названий, что у нас считаются редкими. Хотя благодаря просветительскому пылу Геннадия Рождественского, исполнившего ее еще в дремучие советские времена, мариинская постановка оперы, датированной таким недавним, по музыкантским меркам, 1960-м годом, чудесным образом не называется «российской премьерой».

Читайте также:  Рейтинг диванов для ежедневного сна москва 2017

Казалось бы, особенного успеха этой постановке ничто не предвещало. Опять эксперимент с любимым Гергиевым концертным залом, попытка объединить оперу с чем угодно еще, всякие непроверенные методы. Режиссер — подозрительно элегантная и молодая Клаудиа Шолти, прежде занимавшаяся кино и драматическим театром, а в музыкальном мире известная исключительно как дочь великого дирижера. Бриттеновский стиль с инструментальными голосами и тонким граненым оркестром даже после здешнего успешного «Поворота винта» еще не стал своим (хотя в преддверии приближающегося столетия Бриттена в 2013 году, конечно, необходимо его осваивать). А плохой английский, на котором надо петь Бриттена, — это даже смешнее, чем плохой немецкий, необходимый для Вагнера.

Правда, сразу были в этом проекте и бесспорные козыри. Это — волшебная акустика Мариинки-3, почти идеально, может даже, излишне эффектно высвечивающая все детали бриттеновской партитуры. Это — сам Гергиев, как известно, умеющий поколдовать, что не может не украсить оперу, полную эльфов, фей и прочей нечисти. И, наконец, это темнокожий бас-баритон по фамилии Уайт, прекрасный певец и актер-актерыч, навеки полюбившийся мариинской публике после прошлогодней постановки бартоковского «Замка герцога Синяя Борода». На премьерном вечере он в качестве специального гостя исполнил одну из своих фирменных партий — ткача Боттома, превратив этого комического ослоподобного персонажа в главную драгоценность спектакля. Непросто постановке будет дальше катиться без него (как, впрочем, и без Гергиева).

По ходу дела нашлись и другие козыри. Например, каким-то чудом возникший сильный, красивый контратенор Артема Крутько, необходимый для партии царя эльфов Оберона (Бриттен написал его для легендарного Альфреда Деллера). Или выразительная четверка молодых людей, каждые 15 минут, но с одинаковым эмоциональным накалом меняющая свои объекты любви и ненависти: Юлия Маточкина (Гермия), Ирина Матаева (Елена), Александр Тимченко (Лизандр), Владимир Мороз (Деметрий). Колоратурам упрямой супруги Оберона Титании Ольга Трифонова добавила теплоты русских оперных героинь. Помимо Уилларда Уайта в компании одержимых театральными подмостками мастеровых, всю дорогу оттеняющей своим неотесанным искусством сказочную ирреальность основного сюжета, можно порадоваться и легкому тенору Олега Лосева (починщик раздувальных мехов Флейта), и бездонному басу Владимира Миллера (столяр Снаг). В разговорно-гимнастической роли шалуна Пака обаятельно держится Алексей Солдатов. Ответственные и очень непростые партии детских голосов, без которых у Бриттена никогда не обойтись, а в этой опере особенно, назубок выучены под руководством хормейстера детского хора Дмитрия Ралко.

Но это далеко не все, что есть в постановке огромной, трехактной оперы, которую приходится называть пугающим словом «современная», почти автоматически равняющимся со словом «скучная». Мариинский «Сон» совсем не скучен. Конечно, тут немалая заслуга самого Бриттена, написавшего музыку редкой красоты, благородства и одновременно доступности. Но и постановочная работа сотворила с ней некое симпатичное чудо.

«Сон в летнюю ночь» — редчайший, особенно для ХХ века, пример оперы, где совсем не все грустно и безнадежно. Хотя сарказма там, конечно, достаточно. Но импортная постановочная команда, в основном состоящая из улыбчивых стройных женщин (Изабелла Байуотер — художник-постановщик, Дженнифер Шривер — художник по свету, Нина Данн — видеодизайнер), не стала его акцентировать. В их спектакле две стихии. Та, что поприземленнее, держится на актерских талантах Уайта со товарищи. Та, что повозвышеннее, прямо-таки парит в воздухе.

Как и в случае с недавней здешней «Аидой», в гергиевском зале по полной программе задействовано огромное и хорошо механизированное пространство над сценой. Благодаря воздушным акробатам (постановщик их номеров — Дэвид Доуни) оно очень плотно населено удивительными существами, живущими своей странной, сонной, мечтательной жизнью, то спускающимися, то поднимающимися под потолок и замирающими там надолго. К этим полуживым декорациям, к их кучковатым очертаниям, светящимся крылышкам или прикрепленным на спине древесным кронам сладко привыкаешь, они придают запутанному сюжету приятную вневременную сонливость, а спектаклю — хорошо запоминающуюся атмосферу. В общем, исключения иногда случаются.

Источник

Мариинский театр продолжает активно внедрять в репертуар произведения композиторов-современников. Так, под занавес ежегодного Международного фестиваля «Звёзды белых ночей», Валерий Гергиев представил премьеру оперы Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь», которая стала большим событие, как для фестиваля, так и для оперы в целом. Опера впервые поставлена силами Мариинской труппы. (Последнее обращение к Бриттену в России было в 1965 году, когда на сцене Большого театра, оперу ставил сам Борис Покровский.)

Опера была поставлена на сцене Концертного зала Мариинского театра, который отдан для экспериментов и пробных работ. Нынешняя премьера была также экспериментом и, что особенно важно, дебютом для постановщика. Режиссёром-постановщиком стала — Клаудиа Шолти, которая впервые как режиссёр, поставила оперный спектакль. И надо сказать — дебют более чем удачный. Успех этой постановки «переплюнул» экспериментальную премьеру оперы Верди «Аида», которая была поставлена месяцем ранее Даниэлем Финци Паска на сцене Концертного зала в рамках фестиваля. Таких бурных и продолжительных аплодисментов, после премьеры, я не слышал давно. Зал, переполненный в этот день, был объят единым порывом. Постановка оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» в Мариинском театре — ярчайшее событие в мире оперы, о котором будут говорить, и то, что это название будет в афише театра не один сезон — это факт.

Редко, когда режиссёр не ставивший ни разу оперу, да к тому же если он кинорежиссёр, берётся за оперное произведение — делает это хорошо. Даже в истории Мариинского театра были неудачные тому примеры. Но Клаудиа Шолти взяла за основу интересную и привлекательную концепцию постановки, которая оказалась беспроигрышной. Кроме того, успех действа был создан воплощением сценического пространства художником-постановщиком Изабеллой Байуотер. Сама по себе эта опера — фэнтези, со сказочными персонажами, эльфами, феями, летающими созданиями, со сказочными превращениями. Опера Бриттена была написана по знаменитой сказке Вильяма Шекспира, которую композитор написал меньше чем за год. Мировая премьера постановки случилась в 1960 году, и только сейчас дошла до нас, во многом, благодаря риску, который в этот раз оправдался. В опере есть и трагедия, и юмор, и нелепые случайности, в которые попадают герои, над которыми «шутят из вне».

Читайте также:  Видеть блох во сне на человеке

Сцена, переполненного в день премьеры концертного зала, представляет собой сказочный лес, в котором всё действие оперы и разворачивается. Нашему вниманию режиссёр представляет мир сказочный и обычный. Во время действия эльфы сказочного леса общаются с простыми смертными, но люди их конечно же не замечают. Клаудиа Шолти хорошо даёт понять, как хорошо в царстве лесных эльфов, где все дружны, веселы и добродушны, где не существует проблем и забот, в противовес нашему, земному миру, где существуют измены, страх, боязнь и враньё. Так, с юмором исполняется квартет Лизандра, Деметрия, Гермии и Елена, которые запутались в своих чувства, запутались в непонимание — кто кого любит и где чей возлюбленный, а эльф Пак, живущий в мистическом лесу, запутывает несчастных смертных ещё больше, тем самым забавляясь.

О самом актёре Алексее Солдатове, который исполняет эльфа Пака, — нужно сказать отдельно. Его трактовка образа — сродни открытию. Сама партия — разговорная и акробатическая. Задорно и искромётно, дурачась и паясничая, Алексей на протяжении всего действа взмывает вверх и кувыркается в воздухе, как и подобает сказочному существу, которыми наполнен лес. Артисты миманса в этой постановке представляют собой то кусты, то гигантские деревья, и всё это перемещается в воздухе, словно по взмаху неведомой волшебной палочки. Хозяин всего это — Оберон, царь эльфов. Его исполнял контратенор Артём Крутько, располагающий удивительным голосом, один из талантливейших оперных голосов России. Царицу эльфов, Титанию, исполняла звонкое сопрано Мариинского театра — Ольга Трифонова. Среди звёзд Мариинки в этот вечере была также Ирина Матаева, исполняющая партию Елены, которая великолепна не только в русских классических операх, но также органично живёт и в музыкальном мире Бриттена. Ну, а главным сюрпризом премьеры в этот вечер, кроме блестящей постановки, стало заявленное исполнение Уилларда Уайта — одного из лучших исполнителей Боттома на сегодня. Мировая оперная сцена признала его — выдающимся, чего, пусть не покажусь невеждой, я не узрел в его исполнении. За дирижёрским пультом, как и подобает в день премьеры, стоял сам маэстро — Валерий Гергиев.

Музыка у Бенджамина Бриттена не из простых, но музыкальная основа настолько мелодична и приятна, что вслушиваясь, ты представляешь себе таинственный лес с чудными эльфами, а сцена оформленная Изабеллой Байуотер дополняет сказочность и мистичность фэнтазийного мира, который создаётся на сцене благодаря музыке, режиссуре и работе артистов.

В спектакле задействован детский хор, который занят как в больших хоровых кусках, так и в небольших сольных партиях эльфов. Взрослые гораздо хуже справились с премьерным волнением. Так, в финальной части оперы, Александр Морозов, исполняющий Тезея, забыл слова, а Екатерина Крапивина — Ипполита — не всегда знала когда нужно вступать и откровенно смотрела на дирижёра ожидая команды к вступлению, что было отчётливо видно сидя в четвёртом ряду партера. Быть может, в премьерной спешке и была срочная замена не совсем готовых артистов, но ведущие партии были подготовлены безупречно, а главное, большое место отдано в постановке юмору с Шекспировским размахом. Условностям тут нету места. Сказочные персонажи волшебного леса летают по воздуху, то стремительно взмывая и опускаясь, то застыв парили в воздухе, а превращения Боттома в Осла не даёт повода для сомнений в волшебстве; чувство любви, которое испытывает Титания к Ослу, под влиянием волшебного цветка — правдиво.

Постановка красивая, интересная, много необычных приёмов и актёрских откровений. Ну, а главное откровение — режиссёрский дебют Клаудиа Шолти, которая подарила Мариинскому театру блестящую постановку оперы «Сон в летнюю ночь», что в дальнейшем сулит предложение от Гергиева о дальнейшем сотрудничестве, которое я как зритель — буду ждать. На второй премьерный показ, после того, как слух облетел о премьере — билеты были сразу раскуплены. Таким образом, фестиваль «Звёзды белых ночей» принёс новое название в афишу, на которое нужно будет постараться попасть. В афише концертного зала на октябрь и ноябрь, стоит по два спектакля, и пока ещё билеты есть (22-23 октября, 5-6 ноября). Желающим посмотреть, посоветую приобрести билеты заранее, и четырёх часовое погружение в музыку Бриттена будет совершенно необременительным, а оставит лишь приятное воспоминание о спектакле, на который захочется придти ещё раз.

Источник