Сон в жизни человека исследовательская работа

г.Нижнекамск,2018 г.

Содержание

1.Вступление…………………………. 3 стр.

2.Свои исследования………………… . 4 — стр.

3. Как спят животные…………………. 5 стр.

4.Вовремя ли вы ложитесь спать?……… 6 стр.

5.Если вам пришлось в силу обстоятельств лечь поздно спать….. 7 стр.

6. Правила здорового сна…………………………8 стр.

7.Выводы……………………………… 9 стр.

8.Литература……………………………..- 10 стр.

9.Приложения…………………………. 11 стр.

Введение.

Пока мама в отъезде, моя прабабаушка заставляет меня ложиться спать рано. Я не хочу вечером рано ложиться спать ,начинаю спорить и капризничать. Когда прабабушка велит мне идти спать, и воспринимаю это как наказание.

Цель исследования:

Я решила провести исследование и ответить на вопрос:

Кто прав, прабабушка или я?

Почему надо вовремя ложиться спать?

Актуальность:

Сегодня нарушение сна можно встретить не только у взрослых, но и у детей. Сон – это наше здоровье, а в современном мире так важно следить за своим здоровьем и делать все возможное для того, чтобы его сохранить.

Гипотеза:

Приступая к изучению данной темы, я выдвинула две гипотезы, которые постараюсь доказать или опровергнуть в ходе своего исследования:

1. Допустим, прабабушка укладывают меня спать, чтобы я не мешали ей.

2.Она заботится обо мне, потому что точно знает: сон влияет на мое здоровье.

Для исследования мне нужно:

  • изучить доступную литературу по теме;

  • провести анкетирование учащихся своего класса;

  • провести беседу с медсестрой школы;

  • узнать мнение нашего классного руководителя;

  • обобщить свои личные наблюдения и опыт;

  • найти недостающий материал в сети Интернет.

Свои исследования я провела по схеме

1.Думаю самостоятельно.

Сколько человеку необходимо спать? Я попробовала обратиться к рекомендациям учёных. И тут я выяснила, что единого мнения по этому поводу до сих пор у ученых нет. Одни считают, что идеальная продолжительность сна — от пяти до шести с половиной часов, другие считают, что на сон достаточно 7 часов. В современной медицине, самое оптимальное время для сна равно 8 часам. По мнению медиков именно за это время организм успевает полностью восстановиться. Что касается продолжительности детского сна, то ученые советуют детям в возрасте с 5-10лет спать 10-11 часов, детям  старше 10 лет около 9 часов в сутки.

Исходя из противоречивости полученной информации и больше основываясь на собственные ощущения в потребности моего организма во сне, я допускаю, что на сон детям в возрасте 10 лет лучше выделять до 10 ч.

Ребята из моего класса добираются в школу не издалека.

Если учесть, что занятия в школе начинаются в 8-00, а на путь в школу ребята тратят 5-10 минут, то утренний подъем должен быть не позднее 7 часов. И, следовательно, спать мы должны ложиться не позднее 22 часов.

2. Изучу энциклопедическую литературу

Некоторые ребята нашего класса, как и я, имеют лишь некоторые представления о том, что такое здоровый сон, но полной информацией не владеют. Возникла необходимость обратиться за помощью к справочникам.

В толковом словаре С.И. Ожегова я нашла определение, что такое «сон». «Сон- наступающее через определенные промежутки состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражители».

Так же я выяснила, заглянув в Википедию, что многие люди: ученые, медики, психологи занимаются изучением этого явления. Есть даже целая наука, изучающая сон и все проблемы с ним связанные —сомнология.

Оказывается, что у каждого из нас есть два сна: сон “медленный” и сон “быстрый». За 6–8 часов сна «медленный» сон, продолжительностью 80-90 минут, несколько раз меняется быстрым на 10– 15 мину. В это время человек видит сны.

Существует специальный прибор электроэнцефалограф, с помощью которого можно записать сигналы мозга. Для этого к голове человека прикрепляют тонкие проводки, по которым и идет этот самый сигнал. А врач, рассматривая запись этих сигналов, может определить, когда мозг активно работает, а когда бездействует.

Так было обнаружено, что и во сне мозг продолжает работать.

Известно немало случаев, когда во сне происходили самые разные открытия. Например, Дмитрий Иванович Менделеев любил рассказывать, что идея периодической системы пришла ему во сне. Нильс Бор “увидел”во сне структуру атома. Многие писатели и художники видят свои произведения во сне. Так, Моцарт во сне слышал целые симфонии, Пушкин видел свои стихи.

Видят сны не только люди. Я наблюдала за собачкой. Моя собачка во сне иногда дергает лапкой.. В науке есть объяснение, что это происходит потому, что ночью одна часть мозга животных расслабляет мышцы тела, а другая в это же время посылает им команду двигаться, т.е. Кнопка тоже видит сны!

3. Спрошу у одноклассников

Для моего исследования мне потребовалась помощь одноклассников.

Я провела анкету, через которую выяснила, что ребята думают по интересующему меня вопросу.

Анкета

1.Вовремя ли вы ложитесь спать?

2.Если вам пришлось в силу обстоятельств лечь поздно спать, как вы себя чувствовали утром?

4.Вовремя ли вы ложитесь спать?

Проанализировав ответ на первый вопрос анкеты, я выяснила, что 28 моих одноклассников из 20 ложатся спать вовремя, 8- спорят и вредничают, откладывая сон на более позднее время,.

Причиной позднего сна ребята назвали телевизор, компьютер, позднюю подготовку уроков.

Ученые подсчитали, что в среднем на сон уходит треть жизни, примерно 22 года жизни человека или 200 тысяч часов. Это пустяки в сравнении с кошками! Кошки спят до двух третей суток! Только такой отдых даёт им силы для ловли мышей.

Полноценный сон является одним из обязательных условий нормальной жизнедеятельности организма. За время, отведенное на сон, в организме человека происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ

Полноценный сон является одним из обязательных условий нормальной жизнедеятельности организма. За время, отведенное на сон, в организме человека происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.

4.1.Чем занимаешься за 30 минут до сна?

4% — ничего

11% — читают, кушают, играют

70% — смотрят телевизор

15% — занимаются гигиеной

4.2.Что чаще всего видишь во сне?

7% ничего

10% семью

20% мультфильмы, смешное

40% знакомых ,друзей

23% страшное

4. 3.Какие сны снятся?

— цветные 80%

-чёрно — белые 20%

А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе — любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.

4.4.В какой позе ты чаще всего спишь?

-на спине 15%

-на животе 45%

— на боку 30%

-калачиком -10%

Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине». Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.

«Калачиком» — крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.

Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе» . Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.

Читайте также:  Спектакль дядюшкин сон в театре вахтангова отзывы

«На боку» — эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.

5.Если вам пришлось в силу обстоятельств лечь поздно спать, как вы себя чувствовали утром?

Результаты анкеты показали: все мои одноклассники хотя бы раз побывали в такой ситуации. Вот, что они говорили:

«хочется спать, об учебе не думаю»,

«играть сил нет»,

«настроения нет и играть не хочется»

«я поэтому и на уроки опаздываю, не высыпаюсь»

«веселья нет, одна усталость»

«посмотрел на себя в зеркало — синяки под глазами»

Для подтверждения результата я обратилась с просьбой к классному руководителю помочь провести небольшой эксперимент: как простое недосыпание влияет на детский организм. Мы решили провести «пятидневку непослушания». В течение 5 дней мы должны ложиться спать позднее обычного. Участие в «ночном эксперименте» разрешили только 11 родителей.

Таким образом, у нас получилось 2 группы: обычная и экспериментальная.

Контроль проводился по трем показателям: скорость вычислительных навыков, питание, двигательная активность.

Результат: 1и 2 дни эксперимента особых изменений в поведении ребят не показали. После третьего дня общего «недосыпа» ситуация начала меняться.

Скорость вычислительных навыков в экспериментальной группе упала, в столовой ребята кушали медленно, долго и, в конце- концов, пища осталась до конца не съеденной. На переменках участники эксперимента подвижным играм предпочли настольные игры, кто-то рисовал, а кто-то просто скучал, сидя на своем месте.

Вывод: детям нужно много спать, чтобы восполнить энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы. От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребенок теряет аппетит. Особенно нужен отдых мозгу.

6. Узнала мнение нашего классного руководителя.

Затем  я раздала ребятам задание, которое помогло   мне выяснить, сколько всё-таки времени уходит на сон у  них в течение недели

Я  составил таблицу (Приложение 3) и мне удалось подсчитать количество времени, отводимого на сон, у учащихся в течение недели, а так же вывел среднее количество времени на сон в сутки.

Так как, по мнению специалистов, младшие школьники  в среднем должны спать по 9 часов, то по проведённому  исследованию видно, что74 %  ребят спят положенное время и больше.

Однако стоит помнить: по данным всестороннего исследования природы сна, даже один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребёнка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером.

Далее я обратилась за помощью к своему учителю, Ранизе Залифовне, чтобы она помогла мне сопоставить успеваемость ребят и  продолжительность  их сна за сутки.

Вот что получилось: 37% ребят учатся на удовлетворительные  отметки и спят они в среднем 8-9 часов в сутки, а 63%- учатся на хорошо и отлично и спят от 9-13 часов в сутки.

По мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся писать.

Таким образом, я наблюдаю прямую зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребёнок спит, тем ниже его успеваемость.

Как же можно помочь  моим одноклассникам улучшить успеваемость? Я предложила Ранизе Залифовне провести классный час на тему «Роль сна в  жизни человека», подготовила ребятам буклеты с рекомендациями. Думаю, что это в какой-то мере   поможет ребятам пересмотреть свой режим дня и уделить внимание полноценному сну.

Действительно младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и  влияет на успеваемость.

Вывод: не следует использовать время, положенное на сон, как дополнительный резерв для выполнения тех или иных дел. Систематически недостаточный сон приводит к нарушениям в функционировании нервной системы, снижению работоспособности, к повышению утомляемости, раздражительности.

7 . Прочитаю рассказы из книг о том, что исследую.

Из книг я узнала, интересные факты о сне животных. 

Самый большой лежебока — это барсук. Барсука увидеть трудно, потому что он любит поспать. Летом спит весь день, а зимой — день и ночь. Лишь изредка он просыпается и бродит по лесу. Чаще всего это случается во время большого дождя, когда вода попадает в нору и будит лежебоку. Барсук — аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Перед тем, как улечься спать, барсук сгребает лапами в нору опавшие листья, устраивает себе мягкую постель.

Еж в зимней спячке проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он, свернувшись клубком в логове, под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом. Так еж спит всю зиму до весеннего солнышка.

Многие животные спят в весьма причудливых позах.

Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы.

Львы, панды, и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются, как попало.

Жирафы «подремывают» стоя.

Слоны спят стоя или лежа на животе, упираясь бивнями в землю.

Коровы могут спать стоя, так как, когда они лежат, они просто отдыхают. 
Чёрные стрижи спят в полёте. 
У морских котиков и дельфинов спит только одна половина мозга. 
Змеи спят с открытыми глазами. 
Аисты и фламинго спят стоя на одной ноге. 

Вывод: сон нужен всем: и людям, и животным. Это способ восстановить силы и снова быть бодрым и активным.

А еще я нашла много:

  • загадок,

  • пословиц и поговорок:

  • колыбельных песен: раскрывающих суть сна:

 Вывод: человек ещё в далеком прошлом считал, что сон необходим людя

В завершении работы остался один вопрос.

10. Обращусь за помощью к специалисту.

Возникла необходимость обратиться за помощью к медицинской сестре Шакуровой Резеде Хайдаровне.

Мы пригласили ее к нам в класс с просьбой познакомить нас с правилами здорового сна.

Вот что она сказала в итоге:

1.Нужно обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время.

2.Перед сном необходимо совершить прогулку, принять теплый душ.

3.Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, читать волнующие книги. Все это будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться.

4.Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за 1-2 часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придется изо всех сил трудиться.

5.Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете.

6.Спать в хорошо проветренном помещении , при открытой форточке . Идеальная температура в спальне – 20 градусов.

7. Спать на ровной постели. Высокие подушки и слишком мягкие матрацы приводят к искривлению позвоночника.

8.Спать лучше на спине или на правом боку.

11.К какому выводу я пришла?

Прабабушка права!!!

Мы должны ложиться спать вовремя. Сон – важная составляющая деятельности человека. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день. Сон — это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя в форме, мыслим ясно. Он позволяет нам сконцентрироваться на работе в течение всего дня. Наилучший способ сделать все, что мы запланировали – это дать нашему телу время отдохнуть во сне.

Читайте также:  Видеть во сне корабль большой на воде

12.Что мне дала эта работа?

Я узнала очень много нового и интересного о таком явлении, как сон.

Просветительская работа послужит для укрепления здоровья моих друзей.

Общение с одноклассниками сплотило коллектив.

Я научилась создавать презентацию, набирать текст на компьютере, искать информацию в Интернете.

Список используемой литературы.

1.Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Российская АН;Рос. Фонд культуры, М.: АЗЪ, 1995г.

2.«Детская энциклопедия», т.6, Человек. Под ред. Благой Д.Д., АПН РСФСР, 1960 (с. 199-206)

3. «Что такое? Кто такой?». ДЭ. Печко Л.Н., Рубин В.И., «Просвещение», М.; 1968 (с.250)

4. «Я познаю мир». Детская энциклопедия.; Медицина. Сост. Буянова Н.Ю. М.;ТКО «АСТ», 1996 (с.215-223)

5. Энциклопедия для детей «Аванта +», т.18, ч.1. Человек. Под. ред. В. Володин, М.; Аванта +, 2004 (с. 274-275)

6.«Гребень буйвола», Рассказы. Плавильщиков Н.Н., М.: Детская литература, 1971г. (с. 168-174)

7.«Зачем барану рога, а воробью розовые очки?» Рассказы. Старикович С.Ф. М.: Детская литература, 1991г. (с. 166-172)

8.«Школа Доктора Природы или 135 уроков здоровья», Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., М.: Вако, 2004г.

9. Интернет- ресурсы.

12

Источник

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

______________________________________________________________________________________

V-я РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ПЕРВЫЙ ШАГ — 2014»

Сон и здоровье

Выполнил:

Данильченко Никита, 3 «Б» класс

Руководитель:

Робова Лариса Валентиновна,

учитель начальных классов

МКОУ ШР «СОШ №5»

Шелехов

2014

Содержание

I. Введение …………………………………………………………………

3

II. Основная часть: Сон и здоровье…………………………………..

4

1. Зачем мы спим?…….……………………………………………………..

2. Сновидения……. ………………………………………………………..

4

5

3. Третьеклассники и сон …… …………………………………………

5

4. Эксперимент…………………………………………………………….

6

III. Заключение …………………………………………………………….

7

Список используемых источников ………………………………………

8

Приложение 1 Анкета для учащихся …………………………………..

8

Приложение 2 Анализ анкеты в диаграммах……………………………

9

Приложение 3 Памятка ………………………………………………….

9

Введение

С наступлением вечера все вокруг затихает, люди начинают зевать и укладываются спать. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон?

Я заметил, что по утрам могу быть бодрым, а иногда – вялым, даже если не болею. От чего это зависит? Может, от того, как я спал?

Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Актуальность темы – в необходимости сохранения самого большого достояния каждого человека – его здоровья. Я решил разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:

Объект исследования:

— сон человека.

Предмет исследования:

— условияполноценного сна младшего школьника.

Цель:

-изучить роль сна в сохранении здоровья человека.

Задачи:

— исследовать сон, как процесс;

— выявить связь сна и здоровья;

— изучить особенности организации сна учащихся 3 классов школы № 5;

— разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.

Методы исследования:

— сбор и анализ информации из различных источников;

— беседа;

— анкетирование;

— опыты.

Гипотеза исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.

С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнал много нового и интересного. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.

Основная часть

  1. Зачем мы спим?

Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным.

Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний — анабиоза («спячки» у животных), гипнотического сна, комы, обморока, летаргического сна.

Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья. 

Эксперименты со сном проводились в разное время. Известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.

Ученые сделали открытие, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) несколько раз сменяется быстрым — на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Их у нас бывает 4-5 за ночь. Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. Ни одна минута такого сна не проходит даром, каждая стадия необходима для полноценного восстановления организма. Но, к сожалению, большинство современных людей уже забыли, что значит здоровый сон. Различные нарушения сна, неправильный подход к его организации – это выбивает из колеи даже самых здоровых людей. 

Итак, определяем главную роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А ещё – оздоравливает во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».

  1. Сновидения

Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое? Сновиде́ние — субъективное  восприятие  образов, возникающих в сознании  спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.

Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне.

3.Третьеклассники и сон

Сколько же должны спать наши третьеклассники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:

с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки; 
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 3 класса);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки. 

Читайте также:  Сон со среды на четверг вещий или нет

В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна — мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых — с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.

Чтоб проанализировать, правильно ли организуют свой сон наши ребята, мы провели анкетирование среди 50 учащихся 3А и 3Б классов. (Приложение 1)Результаты оказались грустными.

Ответы на первые два вопроса показали, что 68% детей спят меньше 10 часов, а значит – недосыпают. Эти же дети ответили, что не чувствуют себя выспавшимися и бодрыми. Значит, недостаток сна сказывается на их самочувствии. Ответ на вопрос о сновидениях показал, что 36% детей чаще видят тревожные сны, 24% — вообще страшные, и только 32%- хорошие сны (при этом 8% детей утверждают, что сны не видят). Те же дети, кто видит тревожные и страшные сны, просыпаются по ночам – 56% и с трудом засыпают – 52%. Итак, наши третьеклассники не только недостаточно спят, но еще и сон их не является полноценным. (Приложение 2) Возможно, причина кроется в том, что они просто не знают, какие правила нужно соблюдать, чтоб сон приносил максимальную пользу? Это подтвердили и ответы детей на соответствующий вопрос. Донести до ребят правила и необходимость их соблюдения – важная задача. Мы нашли эти правила в разных источниках. Они практически одинаковые. Попросили дать рекомендации школьного врача – Людмилу Васильевну. Но требовалось экспериментально убедиться, что они действуют. Я провел такой эксперимент на себе.

Эксперимент

В течение 5 дней я менял время сна и условия засыпания. Вот что получилось.

День 1.

Время сна – 8 часов. Перед сном играл на компьютере 1 час. Комнату решил не проветривать. Съел перед сном яблоко.

Спал спокойно. Утром – встал хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда был внимателен, допускал ошибки. Настроение не очень.

День 2.

Время сна – 7 часов. Перед сном смотрел фильм по телевизору. Комнату не проветривал. Перед сном плотно покушал.

Долго не мог уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе был невнимательным, из-за всего сердился. После обеда чувствовал усталость.

День 3.

Время сна – 6 часов. Перед сном снова играл на компьютере. Комнату не проветривал. Немного поел перед сном.

Уснул быстро. Ночью просыпался 1 раз. Сон не помню. Встал утром с трудом. В школе устал уже на втором уроке. Всё раздражает.

День 4.

Время сна – 10 часов. Перед сном принял душ. Немножко почитал. Проветрил комнату. Выпил стакан кефира.

Уснул сразу. Спал, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулся утром легко. Чувствовал себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.

День 5.

Время сна – 10 часов. Перед сном поиграл на компьютере, принял душ. Комнату не проветрил. Немного поел перед сном.

Заснул не сразу. Ночью просыпался 1 раз. Приснился страшный сон. Встал утром легко. В школе почти все хорошо. Устал во второй половине дня.

Вывод: рекомендации врача действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спал. Удивил 4 день. После трех дней недосыпания я восстановил силы за 1 ночь! Теперь можно рассказать об этом и выпустить памятку с рекомендациями для ребят и их родителей. (Приложение 3)

Заключение

Наша гипотеза, подтвердилась: проведенное нами исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.

В процессе работы я выяснил, что при выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон. Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в памятке. Работа имеет практическое значение.

Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.

Список используемых источников

1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.

2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). — Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.

3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 592 с.

4. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология.  М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. 432 с.

5. https://sonan.ru/news/normy_sna_dlja_detej/2012-05-21-125

6. https://www.medinfo.ru/sovety/gig/01.phtml

Приложение 1

Анкета для учащихся

1.

Во сколько ты ложишься спать?

2.

Во сколько ты встаёшь в рабочие дни?

3.

Чувствуешь ли ты себя бодрым и выспавшимся?

4.

Видишь ли ты сны? Какие (радостные, страшные, тревожные)?

5.

Просыпаешься ли ты ночью?

6.

Как быстро ты засыпаешь (сразу, через небольшой промежуток времени, долго не можешь заснуть)?

7.

Какие правила нужно соблюдать, чтоб хорошо отдохнуть во время сна?

Приложение 2

1.Сколько времени спят третьеклассники

32%

68%%

2. Какие сны ты видишь?

32%

24%

36%

3. Просыпаешься ли ты по ночам?

56%

44%

4. Как быстро ты засыпаешь?

52%

38%

10%

Приложение 3

Памятка

Перед сном:

1. Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна.

2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы.

3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.

4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока.

5. Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну.

Как спать:

6. Спи в тишине и полной темноте.

7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло.

8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом.

hello_html_m6ff8d2d5.jpg

Источник