Тебе не наскучило каждому сниться анализ стихотворения

Тебе не наскучило каждому сниться анализ стихотворения thumbnail

Ярославна

«Слово о полку Игореве» – начало всех начал русской литературы, а Ярославна – первая женщина-героиня в русской литературе и русской культуре: с неё начинается тема женской доли. На заре русского искусства появился образ самоотверженной, любящей женщины с колоссальной силой – силой любви. Героический характер русской женщины определён с самого начала. Вот почему образ Ярославны всегда привлекал внимание русских поэтов. Героические черты русской женщины, столь явно ощутимые в Ярославне, мы увидим и в Татьяне, и в Катерине, и в некрасовских женщинах, и в обобщённом образе России у Блока. О Ярославне вспоминают в самые важные моменты жизни, когда приходит испытание…

 

Арсений Тарковский

Тебе не наскучило каждому сниться,
Кто с князем твоим горевал на войне.
О чём же ты плачешь, княгиня зегзица,
О чём ты поёшь на кремлёвской стене?
Твой Игорь не умер в плену от печали,
Погоне назло доконал он коня,
А как мы рубились на тёмной Каяле,
Твой князь на Каяле оставил меня.
И впору бы мне тетивой удавиться,
У каменной бабы воды попросить.
О том ли в Путивле кукуешь, родная,
Что некому раны мои остудить?
Так долго я спал, что по русские очи
С калёным железом пришла татарва,
А смерть твоего кукованья короче,
От крови моей почернела трава.
Спасибо тебе, что стонала и пела.
Я ветром иду по горячей золе,
А ты разнеси моё смертное тело
На сизом крыле на родимой земле.

Владимир Соколов
Любовь

Утешь меня. Скажи мне: всё неправда.
И я поверю. Я хочу поверить.
Я
   должен
                верить
                             через не могу.
На отдалённом синем берегу
Моей реки, зовущейся Непрядва,
На камушке сидишь ты. Злая челядь –
На противоположном берегу.

Утешь меня. Скажи мне: всё, что было,
Случайность, наважденье, не закон.
И я влюблённо, а не через силу
Тебе отвечу русским языком.

Утешь меня. Чтоб впредь не попрекали.
Ведь я силён. Ещё сильней – со зла.
…И я погибну на реке Каяле,
Чтоб ты, как Русь, как девочка жила.

О Ярославне вспоминают в самые важные моменты жизни, когда приходит испытание огнём, например. Именно тогда пишет одно из самых сильных своих стихотворений поэт Арсений Тарковский. Идёт война, большая и злая война. И тогда появляются эти строки. В этом стихотворении интересна позиция лирического героя. Он – один из соратников Игоря, один из тех, кого «оставил» князь на реке Каяле. Но сила любви и сострадания Ярославны так велика, что и этот безымянный ратник будет бессмертен на русской земле в её плаче и горе.

К Ярославне обращаются и тогда, когда приходит испытание любовью. Стихотворение Владимира Соколова так и называется «Любовь». Это русская любовь. Недаром поэт говорит о любви на «русском языке». Ибо русские в любви ищут прежде всего доброту, милосердие, всепонимание. Герой стихотворения боится гибели любви не потому, что одной любовью станет меньше, а потому, что он «силён, ещё сильней со зла»: он боится стать злым. И эта традиция идёт от «Слова о полку Игореве».

    Плач Ярославны – это лирическая тема «Слова о полку Игореве». Ярославна – женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи. Достаточно представить одинокую женскую фигурку на крепостной стене, всматривающуюся в даль, и сердце сожмется от жалости.
    Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И Ярославна в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов. Она обращается к Ветру, к Солнцу, к Днепру. Ветер Ярославна упрекает в том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны. К Днепру Ярославна обращается потому, что он силен и могуч – «каменные горы в землях половецких ты пробил», был верным союзником Святослава в его походе против половцев. Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем. К Солнцу Ярославна обращается со словами упрека. Солнце всем дарит свет и тепло, но его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.

По книге: Грачева И.С. Уроки русской литературы: Методическое пособие. — СПб.: «Велень», 1994. — с. 197-229.

на главную страницу сайта

Источник

Цели и задачи урока:

– выявление исторической и литературной значимости “Слова” в культуре России;
– формирование навыков выразительного чтения, работы с художественным текстом;
– воспитание патриотизма, интереса к отечественной истории и литературе Древней
Руси;
– активизация интеллектуальной деятельности, развитие творческого воображения,
памяти, речи, обогащение эмоционального мира учащихся;
– формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, учебники
литературы.

ПО: презентация Microsoft Office Power Point.

Формы и методы:

– фронтальная;
– наглядный;
– словесный;
– практический.

Ожидаемые результаты урока:

– показать значимость поэмы “Слово о полку Игореве” для русского искусства,
культуры;
– активизировать интеллектуальную деятельность, обогатить эмоциональный мир
учащихся.

План урока:

  1. Организационно-мотивирующий этап.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа с текстом.
  4. Рефлексия.
  5. Информация о домашнем задании.

Ход урока

1. Целеполагание учащихся.

Слово учителя.

<Рисунок 1>.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия “Отражение поэмы “Слово о полку
Игореве” в различных видах искусства”.

Цель нашего урока – выявить историческую и культурную значимость “Слова” для
русской культуры, проследить влияние поэмы на различные виды отечественного
искусства.

2. Изучение нового материала.

Слово учителя.

В одной из своих статей, посвященных “Слову о полку Игореве”, академик Д.С.
Лихачев писал: “Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и
свое. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое
новому, и они всегда современны”. На протяжении веков слово волнует умы и души
писателей, поэтов, художников, композиторов. Это произведение вдохновляло
Василия Жуковского и Апполона Майкова, Константина Бальмонта и Николая
Заболоцкого, Николая Рериха и Илью Глазунова, Александра Бородина и многих
других.

Более 20 авторов сделали переводы и переложения “Плача Ярославны”.

<Рисунок 2>.

Поэты также использовали образы “Слова” в своих произведениях Известны слова
писателя и критика Евгения Осетрова о Ярославне (главном женском образе поэмы):
“Я знаю о Ярославне больше, чем автор “Слова”. Мое преимущество в том, что мне
известно, какой облик примет Ярославна в столетиях.

Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой. Это она, миновав леса,
озера и реки, ходила в “землю басурманскую”, вызволяла пленных из неволи; она –
Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на
ратный подвиг; она – старостиха Василиса в памятном 1812 году.

Читайте также:  К чему снится вкус крови во рту

Поэт – наш современник – в пору Отечественной войны отлично выразил
настроение фронтовиков: “В любой я бабе видел Ярославну, в ручье любом Непрядву
узнавал”.

<Рисунок 3>.

Поэтесса Ольга Берггольц, которая в суровые годы ВОВ находилась в блокадном
Ленинграде, использовала в своем стихотворении образ тоскующей Ярославны.

Выразительное чтение учеником стихотворения Ольги Берггольц “… Я буду сегодня
с тобой говорить…”.

<Рисунок 4>.

Слово учителя. В годы ВОВ многие поэты обращались к образам великой
древнерусской поэмы. В 1943 поэтесса Людмила Татьяничева создает стихотворение
“Ярославна”.

Выразительное чтение учеником стихотворения Л. Татьяничевой “Ярославна”.

Снова дует неистовый ветер –
Быть кровавому, злому дождю.
Сколько дней, сколько длинных столетий
Я тебя, мой единственный, жду.

Выйду в поле – то едешь не ты ли
На запененном верном коне?
Я ждала тебя в древнем Путивле
На высокой на белой стене.

Я навстречу зегзицей летела,
Не страшилась врагов-басурман.
Я твое богатырское тело
Столько раз врачевала от ран.

Проходили согбенные годы
Через горы людской маеты,
И на зов боевой непогоды
Откликался по-воински ты.

Не считал ты горячие раны,
И на землю не падал твой меч.
Откатилась орда Чингисхана
Головою, скошённою с плеч.

И остался на вечные веки
Ты грозой для пришельцев-врагов.
Омывают российские реки
С рук твоих чужеродную кровь.

…Снова ветер гудит, неспокоен,
Красный дождь прошумел по стране.
Снова ты, мой возлюбленный воин,
Мчишься в бой на крылатом коне.

Труден путь твой, суровый и бранный,
Но нетленной останется Русь,
И тебя я, твоя Ярославна,
В славе подвигов ратных дождусь.

Слово учителя.

< Рисунок 5>.

Писатель, литературный критик, Евгений Осетров в своей книге “Иду путем
Игоря” рассказывает нам о том, что ему довелось воевать в тех местах, где
происходили события поэмы “Слово о полку Игореве”, идти почти по тем же дорогам,
по которым шел князь со своим войском. Поэму Е. Осетров знал наизусть с детства.
Выразительное чтение учеником отрывка из книги Е. Осетрова “Иду путем Игоря”.

“Счет дням давно потерян. Мы идем днем и ночью. Я забыл, когда мне
приходилось спать. Я иду по следам князя Игоря, героя древней лиро-эпической
поэмы “Слово о полку Игореве”. Ноги одеревенели в походе, и кажутся мне чужими.
Они напоминают сказочные сапоги-скороходы, что в одно прекрасное утро сбежали от
хозяина. Надо идти вперед и поэтому о ногах не следует думать,– иначе они
откажутся шагать. Стану размышлять совсем о другом. Еще раз проверю, не
улетучились ли из памяти за эти месяцы строки, которые я еще в детские годы
вытвердил наизусть. С трудом разжимая запекшиеся губы, я повторяю слова, что
придают мне силу и бодрость. Слова сверкают перед глазами, как сказочный скатный
жемчуг.

“Прыснуло море полночью, идут смерчи мглами… Погасли вечером зори. Игорь
спит, Игорь бдит, Игорь мыслью поля мерит…”

“Игорь спит, Игорь бдит…” Ведь это же сказано про меня или про моего друга,
шагающего с вещевым мешком по пыльным дорогам войны. Ведь это у моего друга от
многодневного бдения воспалены глаза. Это он – спит и не спит, это я – шагаю и
не шагаю. Вражеская оборона взломана. Передний край – выжженная снарядами
“катюш” земля – далеко позади, мы днем и ночью преследуем убегающих к Днепру
немецких оккупантов”.

Слово учителя.

Многое, из происходящего на фронте, Евгений Иванович Осетров сопоставлял со
строками поэмы.

<Рисунок 6>.

Выразительное чтение учеником отрывка из книги Е. Осетрова “Иду путем Игоря”.

“На десятки верст раскинулось безлесное пустынное пространство,
поблескивающее островками полусожженного серебристого ковыля. Древняя степь,
считавшаяся некогда окраиной Половецкого поля. Без труда можно представить, как
на одиноких холмах пылали костры кочевий, чернели шатры, и раздавалось дикое
конское ржание.

Пожухлые степные травы расцветут весной. Прорастет омытая дождями зелень. Мы
не увидим вешнюю пору. В небе гудят бомбардировщики. В нашу сторону пикирует
назойливая “рама”. Не знаю, дождемся ли мы рассвета. Не надо, не надо об этом
думать. И я вслух говорю: “Что мне шумит, что мне звенит рано-рано перед
зорями?”

Короткой предлетней ночью, когда усердно заливались курские соловьи, мои
одногодки-друзья ушли, натянув на себя плащ-палатки, в долину, повитую пеленой
тумана. Они не вернулись из разведки. Они навсегда остались лежать в черной
курской земле, обильно политой кровью на протяжении веков. На травянистых буграх
лесного ручья появилось несколько могильных холмиков. За знакомой строкой
“кровавые берега не добром были посеяны: посеяны костьми русских сынов” мне
виделись близкие, родные лица…”

Выразительное чтение учеником отрывка из книги Е. Осетрова “Иду путем Игоря”.

“Разрывы то утихают, то возобновляются. Темноту леса озаряют вспышки. Я тихо
повторяю про себя стихи:

“Земля гудит, реки мутно текут, прах поля покрывает…”

Взломав вражескую оборону, мы вырвались на Украину и погнали врага в
междуречье Дона и Днепра. Подсолнухи поворачивали черные головы навстречу
солнцу; на дорогах стояла пыль, и в криницах вода была родниково-холодной и
непередаваемо вкусной. Такой приятной воды я потом уже не пил никогда.Днем мы
узнали, что нам приказано взять город Путивль.

Володя Смирнов услышал по телефону новость, которая вскоре облетела все роты:
ночью будет лунное затмение. Было приказано не обращать на темноту никакого
внимания и преследовать врага. Как давно я не спал! Но сегодня я и впрямь иду
путем Игоря”.

Слово учителя.

И даже, когда годы войны уже давно отгремели, из-под пера участницы ВОВ,
поэтессы Юлии Друниной, рождается стихотворение, в котором выведен образ
Ярославны.

<Рисунок 7>.

Выразительное чтение учеником стихотворения Ю. Друниной “Ярославны”.

Каленые стрелы косили
Дружинников в далях глухих.
И трепетно жены России
Мужей ожидали своих.

“Любимый мой, Игорь мой славный!
Бескрайни тревожные дни!..” –
Вновь милых зовут Ярославны,
Но смотрят на небо они.

Не в поле – меж звездами где-то
Двадцатого века маршрут!
Послушные кони – ракеты –
Своих властелинов несут.

А ежели “всадник” задремлет,
Слетают счастливые сны:
Все видит желанную Землю
Он в облике милой жены.

Слово учителя.

<Рисунок 8>.

Лирическим героем стихотворения Арсения Тарковского “Тебе не наскучило
каждому сниться…” является воин князя Игоря. Он один из тех, кто остался на реке
Каяле. Но сила любви Ярославны делает его бессмертным.

Выразительное чтение учащимся стихотворения Арсения Тарковского “Тебе не
наскучило каждому сниться…”

Арсений Тарковский

Тебе не наскучило каждому сниться,
Кто с князем твоим горевал на войне.
О чём же ты плачешь, княгиня зегзица,
О чём ты поёшь на кремлёвской стене?

Твой Игорь не умер в плену от печали,
Погоне назло доконал он коня,
А как мы рубились на тёмной Каяле,
Твой князь на Каяле оставил меня.

 
И впору бы мне тетивой удавиться,
У каменной бабы воды попросить.
О том ли в Путивле кукуешь, родная,
Что некому раны мои остудить?

Так долго я спал, что по русские очи
С калёным железом пришла татарва,
А смерть твоего кукованья короче,
От крови моей почернела трава.

Спасибо тебе, что стонала и пела.
Я ветром иду по горячей золе,
А ты разнеси моё смертное тело
На сизом крыле по родимой земле.

Слово учителя.

Читайте также:  Если человек снится он о тебе думает или он о тебе

В “Слове” черпали вдохновение многие великие композиторы. Во всем мире
известна опера А.П. Бородина “Князь Игорь”.

Сообщение учащегося об идейном содержании и образах оперы.

Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

Слово учителя.

Большому успеху оперы А.П. Бородина “Князь Игорь” способствовали
замечательные декорации, выполненные по рисункам Николая Константиновича Рериха.
В разные десятилетия ХХ века брался Николай Константинович за оформление этой
оперы. Темы Древней Руси и Востока всегда волновали Николая Константиновича, а
музыка Бородина создавала простор для творческого выражения.

В 1942 году Рерих пишет картину “Поход Игоря”.

<Рисунок 9>.

– Какой эпизод “Слова” изображен на картине?

Слово учителя.

Одним из самых известных иллюстраторов “Слова” является художник, мастер
книжной графики, искусствовед, сценограф, педагог и теоретик изобразительного
искусства В.А. Фаворский. Он на протяжении 15 лет работал над гравюрами на
дереве к изданиям “Слова”.

<Рисунок 10>.

3. Работа с текстом.

Подобрать к изображенным на слайдах гравюрам соответствующие цитаты из поэмы
“Слово о полку Игореве”.

<Рисунки 11, 12,
13, 14
>.

Слово учителя.

Кроме гравюр В. А. Фаворского известны иллюстрации к поэме “Слово о полку
Игореве”, выполненные художником В. Носовым. Какие фрагменты поэмы изображены на
них?

<Рисунок 15>.

Слово учителя.

Поэма явилась источником вдохновения для таких художников, как Илья Глазунов,
Константин Васильев, Борис Ольшанский. Каким настроением проникнуты эти работы.
Какие чувства у вас вызывают?

<Рисунки 16,
17>.

Слово учителя.

Закончить наш урок хочется цитатой поэта Николая Заболоцкого: “В пустыне
веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления,
стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Невольно
хочется глазу найти в нем знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных
мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нем этих сечений, все в нем полно
особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как
трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит – это
загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива
культура русская”.

4. Рефлексия.

Слово учителя.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какой этап урока показался вам наиболее интересным?
– Какие трудности вы испытывали?
– Оцените свою работу на уроке.

Ребята! У каждого из вас на парте лежит по два магнита. На одном из них
изображено сияющее солнце, а на другом – лунное затмение. Если вам понравился
наш урок, прикрепите на доску магнит с солнцем, а если нет, то магнит с
затмением.

Домашнее задание.

Творческая работа: составить коллаж по мотивам поэмы “Слово о полку Игореве”.

Источник

Арсений Тарковский

Поэзия

Творческие дебюты отца и сына Тарковских состоялись в 1962 году. Первая книга стихов отца «Перед снегом» и выход фильма «Иваново детство» сына, получивший в 1963 году премию Венецианского кинофестиваля и принесший автору мировую известность. А потом Арсению Тарковскому пришлось пережить гонения на сына, его отъезд из страны и смерть Андрея в 1986 году на чужбине, во Франции. Замечательный поэт жил в безвестности почти 35 лет. И с годами все более очевидней становилась неразрывность кровного и духовного родства отца и сына. Арсений вспоминал, что был воспитан в преклонении перед законами человечности, уважения к личности и достоинству людей. Самым главным считал добро, идею добра во всех воплощениях.

В четверть шума я слышал, вполсвета

                                                   я видел,

но зато не унизил ни близких, ни трав,

равнодушием отчей земли не обидел.

Учащимся предлагаем индивидуальные и групповые задания.

  1. Используя материалы, помещенные в трехтомнике Тарковского подготовить биографический очерк о поэте.
  2. Проследить, как отразились в творчестве Тарковского образы и идеи «Слова о полку Игореве».
  3. Сравнить стихотворение Тарковского «Рифмы» со стихотворением Е. Баратынского «Рифма».
  4. Подумать, что новое внес Тарковский в тему поэта и поэзии.
  5. Проанализировать циклы стихов Тарковского «Памяти М. И. Цветаевой» и «Памяти А. А. Ахматовой».
  6. Сопоставить образ зеркала в одноименном фильме и в поэзии Тарковского («Зеркало» «Мосфильм» 1974)

Материал, отобранный учениками.

Арсений Александрович родился 25 июня 1907 года в городе Елизаветграде Херсонской губернии. Отец его, Александр Карлович, в молодости был народовольцем, за что сидел. А позднее отправлен в Сибирь. В ссылке вел подробные записи о жизни в Туруханском крае, о людях, о политике. Вернувшись из ссылки, женился на Марии Дмитриевне Рачковской. В семье было трое детей: дочь Александра Карловича от первого брака (первая жена умерла) и двое сыновей: Валерий и Арсений. Дети, живя в одном доме, переписывались между собой, издавали на даче рукописный журнал. Отец Арсения Александровича знал более 10 языков. Детство у Арсения было безоблачным и счастливым.

Никогда я не был

Счастливей, чем тогда.

В фильме «Зеркало» с особой остротой выразилась тоска героя по детству. Брат Арсения Валерий Александрович (Валя) был убит во время гражданской войны в 1919 году. В 1924 году Арсений закончил Единую трудовую школу-семилетку, и семья переехала в Москву. В 1925 году, сдав экзамены, состоявшие из чтения собственных стихов и разговоров о литературе, он был принят на Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. Учителем для Арсения стал поэт и переводчик Георгий Шенгели, который не дал молодому поэту умереть с голоду. Шенгели уступил свое место в «Гудке» (газета). Конец 20-х – начало 30-х годов – время становления А. Тарковского как поэта. В начале творчества Тарковский был подвержен влиянию О. Мандельштама, с которым познакомился в конце 20-х годов. Влияние акмеситов сказалось во многих стихах конца 20-х – начала 30-х годов.

Читайте также:  К чему снится собака которая ласкается

Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном,

Вот и осталась мне самая малость

Шороха осени в доме моем.

И все же Тарковскому удалось стать самостоятельным поэтом. Творческая судьба была тяжелой. Рапповцы обвинили его в «мистицизме», из-за чего он лишился работы на радио. Русская классическая традиция – вот в чем нашел Тарковский основу для поэтического творчества. В 1946 году Тарковский решился, наконец, выпустить свою первую книгу. Ее набрали в типографии, но вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», книга была рассыпана. Удар был сильный, только в 1960 году Тарковский снова решился на издание книги. Сборник стихов «Перед снегом» — неожиданный и драгоценный подарок читателю. Самое поразительное то, что слова, которые мы произносим каждую минуту, делались в стихах неузнаваемыми, облеченными в тайну.

Я тот, кто жил во времена мои,

Но не был мной.

На фронт Тарковский ушел добровольцем в декабре 1941 года. С 1941 по 1943 год был военным корреспондентом фронтовой газеты «Боевая тревога» и участвовал в боевых действиях под Москвой, на Западном, Брянском, Втором Белорусском и Первом Прибалтийском фронтах. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной 1 степени. В декабре 1943 года был тяжело ранен, перенес ампутацию ноги и был демобилизован в 1944 году в звании капитана гвардии. У Тарковского есть жуткие стихи о войне:

…снег сошел, и ранняя весна

На цыпочки привстала и деревья

Окутала своим платком зеленым

(«Полевой госпиталь»)

Оживают искалеченные деревья, оживает душа поэта. Тема защиты родины от врагов вечная. Яркий образ ветра – один из любимых в поэзии Тарковского. Восходит к фольклору. Идет жестокая война. Тарковский обращается к «Слову о полку Игореве». В стихотворении «Тебе не наскучило каждому сниться» центральный образ Ярославны. Это монолог воина, погибшего на Каяле. Кукушка Ярославна горюет обо всех. В ее плаче бессмертны все безымянные бойцы, сложившие головы за русскую землю. И вот это уже не героиня древнерусской литературы, а любимая поэта, обернувшись кукушкой, выручает его из беды. Эта женщина – его спасение и надежда в безумстве войны. В стихотворении «Кони ржут за Сулою» — продолжена тема исторической памяти и защиты родины. Поэт верит, что Россия спасет и сохранит себя, потому что в ней таится силы, которую врагу не пересилить. Эта мысль ярко выражена в стихотворении «Земля» (1944)

К тебе, истомившись, потянутся руки

С такой наболевшей любовью объять,

Я снова пойду за Великие Луки,

Чтоб снова мне крестные муки принять.

Горькая память о войне не дает покою поэту. Тема памяти. Тема вины перед убитыми переплетается и в поэзии Тарковского в темой нравственного долга перед ними:

Мы делили

Одну судьбу. Они достойней были

И умерли, а я еще живу.

«Памяти друзей» 1945

В стихах переплетается личное и общее, горе и любовь, смерть и жизнь, война и мир. Земля – родина. Эти понятия святы для поэта, святы для каждого из нас. Отстоять родину – значит защищать свой дом, землю предков, свою культуру, самобытность. В 1966 году выходит второй сборник стихов Арсения Тарковского «Земле – земное». В него вошли стихи периода 1941-1966 годов.  Любовь, время, смысл человеческой жизни, загадка творчества и судьбы поэта в этом мире – вот основные темы сборника. Цикл стихов «Памяти М.И. Цветаевой». Цветаева предстает в стихах упрямой, гордой, но несчастной и уставшей – она устала бороться с судьбой. Устала от одиночества, просто устала отстаивать любовь и талант. Здесь же продолжена тема личной утраты, смешанной с острым чувством вины, которая на совести поэта. «Я слышу, я не сплю» (1946).так случилось, что Арсению Тарковскому была подарена последняя дружеская привязанность Цветаевой, ему же посвящено последнее стихотворение. Цветаева откликнулась на стихотворение Тарковского «Стол накрыт на  шестерых». В очередном сборнике Арсения Тарковского «Вестник» (вышел в 1969 году) стихотворение, ставшее эстрадным шлягером. Спокойная мудрость, грусть, сдержанность и лиризм.

Вот и лето прошло,

Словно и не бывало,

На пригреве тепло,

Только этого мало.

Все, что сбыться могло, мне, как лист пятипалый,

Прямо в руку легло,

Только этого мало.

В это время Тарковский признал, что он мэтр стиха. Признание пришло ему на склоне лет. Государственная премия СССР оказалась посмертной.

Жизнь брала под крыло,

Берегла и спасала,

Мне и вправду везло,

Только этого мало.

Самый значительный образ поэзии Тарковского – зеркало. Это предмет для поэзии традиционной. Для поэта – это возможность вернуться в прошлое, ведь молодость, творчество, любовь – вся прошедшая жизнь поэта – навсегда остались в мире зазеркалья:

Вся жизнь моя прошла и стала рядом,

Как будто вправду много лет прошло,

И мне чужим, зеленоватым взглядом

Ответило зеркальное стекло.

«Посвящение»

Зазеркальный мир  — это мир сбывшихся надежд, счастливой любви. То, что порой не случается в жизни действительной, может произойти там, за гранью реальности, как в стихотворении «Первые свидания». Главное назначение зеркала – отражать окружающий мир правдиво и честно, не обманывая и не приукрашивая. Фильм «Зеркала» назван так не случайно. За кадром звучат 4 стихотворения поэта. Фильм рассказывает о доме, семье, об отце. Вглядываясь в прошлое, герой пытается осознать себя в настоящем, по-новому взглянуть на отношения с близкими людьми. И зеркало, которое никогда не лжет, примиряет его с собственной жизнью и судьбой. Для него важны понятия – личность, достоинство, дом, семья, род, традиция. Дом тоже зеркало, в котором остаются «сны», воспоминания, забытые надежды и желания. В  доме вещи несут отпечаток прошлого. Дом – люди, живущие в нем, и те, которым еще только предстоит прийти сюда. Неразрывна связь времен: прошлого, настоящего, будущего. Неразрывна и связь поколений: отца и сына, деда и внука. Годы, которые поэт жил вне литературы научили его не суетиться, жить спокойно и мудро. Для него едины душа и Вселенная, как едины человек и природа.

Все на земле живет порукой круговой:

Созвездье, и земля, и человек, и птица.

«Дума»

Время, выпавшее на долю поэта было не простым. Сменялись политические авторитеты, поэтические пристрастия. Многие имена, прежде громко звучавшие, ныне прочно забыты. Но настало время тех, кто слушал время, доверял своему сердцу и таланту, не изменял высокому предназначенью поэта.

За хлеб мой насущный, за каждую

каплю воды

Спасибо скажу.

За этот пророческий, этот

бессмысленный дар,

За то, что нельзя

Ни словом, ни птичьим заклятьем

спастись от беды,

спасибо скажу.

Источник