Тебе не наскучило каждому сниться анализ

Тебе не наскучило каждому сниться анализ thumbnail

Ярославна

«Слово о полку Игореве» – начало всех начал русской литературы, а Ярославна – первая женщина-героиня в русской литературе и русской культуре: с неё начинается тема женской доли. На заре русского искусства появился образ самоотверженной, любящей женщины с колоссальной силой – силой любви. Героический характер русской женщины определён с самого начала. Вот почему образ Ярославны всегда привлекал внимание русских поэтов. Героические черты русской женщины, столь явно ощутимые в Ярославне, мы увидим и в Татьяне, и в Катерине, и в некрасовских женщинах, и в обобщённом образе России у Блока. О Ярославне вспоминают в самые важные моменты жизни, когда приходит испытание…

 

Арсений Тарковский

Тебе не наскучило каждому сниться,
Кто с князем твоим горевал на войне.
О чём же ты плачешь, княгиня зегзица,
О чём ты поёшь на кремлёвской стене?
Твой Игорь не умер в плену от печали,
Погоне назло доконал он коня,
А как мы рубились на тёмной Каяле,
Твой князь на Каяле оставил меня.
И впору бы мне тетивой удавиться,
У каменной бабы воды попросить.
О том ли в Путивле кукуешь, родная,
Что некому раны мои остудить?
Так долго я спал, что по русские очи
С калёным железом пришла татарва,
А смерть твоего кукованья короче,
От крови моей почернела трава.
Спасибо тебе, что стонала и пела.
Я ветром иду по горячей золе,
А ты разнеси моё смертное тело
На сизом крыле на родимой земле.

Владимир Соколов
Любовь

Утешь меня. Скажи мне: всё неправда.
И я поверю. Я хочу поверить.
Я
   должен
                верить
                             через не могу.
На отдалённом синем берегу
Моей реки, зовущейся Непрядва,
На камушке сидишь ты. Злая челядь –
На противоположном берегу.

Утешь меня. Скажи мне: всё, что было,
Случайность, наважденье, не закон.
И я влюблённо, а не через силу
Тебе отвечу русским языком.

Утешь меня. Чтоб впредь не попрекали.
Ведь я силён. Ещё сильней – со зла.
…И я погибну на реке Каяле,
Чтоб ты, как Русь, как девочка жила.

О Ярославне вспоминают в самые важные моменты жизни, когда приходит испытание огнём, например. Именно тогда пишет одно из самых сильных своих стихотворений поэт Арсений Тарковский. Идёт война, большая и злая война. И тогда появляются эти строки. В этом стихотворении интересна позиция лирического героя. Он – один из соратников Игоря, один из тех, кого «оставил» князь на реке Каяле. Но сила любви и сострадания Ярославны так велика, что и этот безымянный ратник будет бессмертен на русской земле в её плаче и горе.

К Ярославне обращаются и тогда, когда приходит испытание любовью. Стихотворение Владимира Соколова так и называется «Любовь». Это русская любовь. Недаром поэт говорит о любви на «русском языке». Ибо русские в любви ищут прежде всего доброту, милосердие, всепонимание. Герой стихотворения боится гибели любви не потому, что одной любовью станет меньше, а потому, что он «силён, ещё сильней со зла»: он боится стать злым. И эта традиция идёт от «Слова о полку Игореве».

    Плач Ярославны – это лирическая тема «Слова о полку Игореве». Ярославна – женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи. Достаточно представить одинокую женскую фигурку на крепостной стене, всматривающуюся в даль, и сердце сожмется от жалости.
    Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И Ярославна в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов. Она обращается к Ветру, к Солнцу, к Днепру. Ветер Ярославна упрекает в том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны. К Днепру Ярославна обращается потому, что он силен и могуч – «каменные горы в землях половецких ты пробил», был верным союзником Святослава в его походе против половцев. Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем. К Солнцу Ярославна обращается со словами упрека. Солнце всем дарит свет и тепло, но его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.

По книге: Грачева И.С. Уроки русской литературы: Методическое пособие. — СПб.: «Велень», 1994. — с. 197-229.

на главную страницу сайта

Источник

Арсений Тарковский

Поэзия

Творческие дебюты отца и сына Тарковских состоялись в 1962 году. Первая книга стихов отца «Перед снегом» и выход фильма «Иваново детство» сына, получивший в 1963 году премию Венецианского кинофестиваля и принесший автору мировую известность. А потом Арсению Тарковскому пришлось пережить гонения на сына, его отъезд из страны и смерть Андрея в 1986 году на чужбине, во Франции. Замечательный поэт жил в безвестности почти 35 лет. И с годами все более очевидней становилась неразрывность кровного и духовного родства отца и сына. Арсений вспоминал, что был воспитан в преклонении перед законами человечности, уважения к личности и достоинству людей. Самым главным считал добро, идею добра во всех воплощениях.

В четверть шума я слышал, вполсвета

я видел,

но зато не унизил ни близких, ни трав,

равнодушием отчей земли не обидел.

Учащимся предлагаем индивидуальные и групповые задания.

  1. Используя материалы, помещенные в трехтомнике Тарковского подготовить биографический очерк о поэте.

  2. Проследить, как отразились в творчестве Тарковского образы и идеи «Слова о полку Игореве».

  3. Сравнить стихотворение Тарковского «Рифмы» со стихотворением Е. Баратынского «Рифма».

  4. Подумать, что новое внес Тарковский в тему поэта и поэзии.

  5. Проанализировать циклы стихов Тарковского «Памяти М. И. Цветаевой» и «Памяти А. А. Ахматовой».

  6. Сопоставить образ зеркала в одноименном фильме и в поэзии Тарковского («Зеркало» «Мосфильм» 1974)

Материал, отобранный учениками.

Арсений Александрович родился 25 июня 1907 года в городе Елизаветграде Херсонской губернии. Отец его, Александр Карлович, в молодости был народовольцем, за что сидел. А позднее отправлен в Сибирь. В ссылке вел подробные записи о жизни в Туруханском крае, о людях, о политике. Вернувшись из ссылки, женился на Марии Дмитриевне Рачковской. В семье было трое детей: дочь Александра Карловича от первого брака (первая жена умерла) и двое сыновей: Валерий и Арсений. Дети, живя в одном доме, переписывались между собой, издавали на даче рукописный журнал. Отец Арсения Александровича знал более 10 языков. Детство у Арсения было безоблачным и счастливым.

Читайте также:  К чему во сне снится своя свадьба

Никогда я не был

Счастливей, чем тогда.

В фильме «Зеркало» с особой остротой выразилась тоска героя по детству. Брат Арсения Валерий Александрович (Валя) был убит во время гражданской войны в 1919 году. В 1924 году Арсений закончил Единую трудовую школу-семилетку, и семья переехала в Москву. В 1925 году, сдав экзамены, состоявшие из чтения собственных стихов и разговоров о литературе, он был принят на Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. Учителем для Арсения стал поэт и переводчик Георгий Шенгели, который не дал молодому поэту умереть с голоду. Шенгели уступил свое место в «Гудке» (газета). Конец 20-х – начало 30-х годов – время становления А. Тарковского как поэта. В начале творчества Тарковский был подвержен влиянию О. Мандельштама, с которым познакомился в конце 20-х годов. Влияние акмеситов сказалось во многих стихах конца 20-х – начала 30-х годов.

Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном,

Вот и осталась мне самая малость

Шороха осени в доме моем.

И все же Тарковскому удалось стать самостоятельным поэтом. Творческая судьба была тяжелой. Рапповцы обвинили его в «мистицизме», из-за чего он лишился работы на радио. Русская классическая традиция – вот в чем нашел Тарковский основу для поэтического творчества. В 1946 году Тарковский решился, наконец, выпустить свою первую книгу. Ее набрали в типографии, но вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», книга была рассыпана. Удар был сильный, только в 1960 году Тарковский снова решился на издание книги. Сборник стихов «Перед снегом» — неожиданный и драгоценный подарок читателю. Самое поразительное то, что слова, которые мы произносим каждую минуту, делались в стихах неузнаваемыми, облеченными в тайну.

Я тот, кто жил во времена мои,

Но не был мной.

На фронт Тарковский ушел добровольцем в декабре 1941 года. С 1941 по 1943 год был военным корреспондентом фронтовой газеты «Боевая тревога» и участвовал в боевых действиях под Москвой, на Западном, Брянском, Втором Белорусском и Первом Прибалтийском фронтах. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной 1 степени. В декабре 1943 года был тяжело ранен, перенес ампутацию ноги и был демобилизован в 1944 году в звании капитана гвардии. У Тарковского есть жуткие стихи о войне:

…снег сошел, и ранняя весна

На цыпочки привстала и деревья

Окутала своим платком зеленым

(«Полевой госпиталь»)

Оживают искалеченные деревья, оживает душа поэта. Тема защиты родины от врагов вечная. Яркий образ ветра – один из любимых в поэзии Тарковского. Восходит к фольклору. Идет жестокая война. Тарковский обращается к «Слову о полку Игореве». В стихотворении «Тебе не наскучило каждому сниться» центральный образ Ярославны. Это монолог воина, погибшего на Каяле. Кукушка Ярославна горюет обо всех. В ее плаче бессмертны все безымянные бойцы, сложившие головы за русскую землю. И вот это уже не героиня древнерусской литературы, а любимая поэта, обернувшись кукушкой, выручает его из беды. Эта женщина – его спасение и надежда в безумстве войны. В стихотворении «Кони ржут за Сулою» — продолжена тема исторической памяти и защиты родины. Поэт верит, что Россия спасет и сохранит себя, потому что в ней таится силы, которую врагу не пересилить. Эта мысль ярко выражена в стихотворении «Земля» (1944)

К тебе, истомившись, потянутся руки

С такой наболевшей любовью объять,

Я снова пойду за Великие Луки,

Чтоб снова мне крестные муки принять.

Горькая память о войне не дает покою поэту. Тема памяти. Тема вины перед убитыми переплетается и в поэзии Тарковского в темой нравственного долга перед ними:

Мы делили

Одну судьбу. Они достойней были

И умерли, а я еще живу.

«Памяти друзей» 1945

В стихах переплетается личное и общее, горе и любовь, смерть и жизнь, война и мир. Земля – родина. Эти понятия святы для поэта, святы для каждого из нас. Отстоять родину – значит защищать свой дом, землю предков, свою культуру, самобытность. В 1966 году выходит второй сборник стихов Арсения Тарковского «Земле – земное». В него вошли стихи периода 1941-1966 годов. Любовь, время, смысл человеческой жизни, загадка творчества и судьбы поэта в этом мире – вот основные темы сборника. Цикл стихов «Памяти М.И. Цветаевой». Цветаева предстает в стихах упрямой, гордой, но несчастной и уставшей – она устала бороться с судьбой. Устала от одиночества, просто устала отстаивать любовь и талант. Здесь же продолжена тема личной утраты, смешанной с острым чувством вины, которая на совести поэта. «Я слышу, я не сплю» (1946).так случилось, что Арсению Тарковскому была подарена последняя дружеская привязанность Цветаевой, ему же посвящено последнее стихотворение. Цветаева откликнулась на стихотворение Тарковского «Стол накрыт на шестерых». В очередном сборнике Арсения Тарковского «Вестник» (вышел в 1969 году) стихотворение, ставшее эстрадным шлягером. Спокойная мудрость, грусть, сдержанность и лиризм.

Вот и лето прошло,

Словно и не бывало,

На пригреве тепло,

Только этого мало.

Все, что сбыться могло, мне, как лист пятипалый,

Прямо в руку легло,

Только этого мало.

В это время Тарковский признал, что он мэтр стиха. Признание пришло ему на склоне лет. Государственная премия СССР оказалась посмертной.

Жизнь брала под крыло,

Берегла и спасала,

Мне и вправду везло,

Только этого мало.

Читайте также:  Как снятся в порно фильме

Самый значительный образ поэзии Тарковского – зеркало. Это предмет для поэзии традиционной. Для поэта – это возможность вернуться в прошлое, ведь молодость, творчество, любовь – вся прошедшая жизнь поэта – навсегда остались в мире зазеркалья:

Вся жизнь моя прошла и стала рядом,

Как будто вправду много лет прошло,

И мне чужим, зеленоватым взглядом

Ответило зеркальное стекло.

«Посвящение»

Зазеркальный мир — это мир сбывшихся надежд, счастливой любви. То, что порой не случается в жизни действительной, может произойти там, за гранью реальности, как в стихотворении «Первые свидания». Главное назначение зеркала – отражать окружающий мир правдиво и честно, не обманывая и не приукрашивая. Фильм «Зеркала» назван так не случайно. За кадром звучат 4 стихотворения поэта. Фильм рассказывает о доме, семье, об отце. Вглядываясь в прошлое, герой пытается осознать себя в настоящем, по-новому взглянуть на отношения с близкими людьми. И зеркало, которое никогда не лжет, примиряет его с собственной жизнью и судьбой. Для него важны понятия – личность, достоинство, дом, семья, род, традиция. Дом тоже зеркало, в котором остаются «сны», воспоминания, забытые надежды и желания. В доме вещи несут отпечаток прошлого. Дом – люди, живущие в нем, и те, которым еще только предстоит прийти сюда. Неразрывна связь времен: прошлого, настоящего, будущего. Неразрывна и связь поколений: отца и сына, деда и внука. Годы, которые поэт жил вне литературы научили его не суетиться, жить спокойно и мудро. Для него едины душа и Вселенная, как едины человек и природа.

Все на земле живет порукой круговой:

Созвездье, и земля, и человек, и птица.

«Дума»

Время, выпавшее на долю поэта было не простым. Сменялись политические авторитеты, поэтические пристрастия. Многие имена, прежде громко звучавшие, ныне прочно забыты. Но настало время тех, кто слушал время, доверял своему сердцу и таланту, не изменял высокому предназначенью поэта.

За хлеб мой насущный, за каждую

каплю воды

Спасибо скажу.

За этот пророческий, этот

бессмысленный дар,

За то, что нельзя

Ни словом, ни птичьим заклятьем

спастись от беды,

спасибо скажу.

Источник

Арсений Тарковский

Поэзия

Творческие дебюты отца и сына Тарковских состоялись в 1962 году. Первая книга стихов отца «Перед снегом» и выход фильма «Иваново детство» сына, получивший в 1963 году премию Венецианского кинофестиваля и принесший автору мировую известность. А потом Арсению Тарковскому пришлось пережить гонения на сына, его отъезд из страны и смерть Андрея в 1986 году на чужбине, во Франции. Замечательный поэт жил в безвестности почти 35 лет. И с годами все более очевидней становилась неразрывность кровного и духовного родства отца и сына. Арсений вспоминал, что был воспитан в преклонении перед законами человечности, уважения к личности и достоинству людей. Самым главным считал добро, идею добра во всех воплощениях.

В четверть шума я слышал, вполсвета

                                                   я видел,

но зато не унизил ни близких, ни трав,

равнодушием отчей земли не обидел.

Учащимся предлагаем индивидуальные и групповые задания.

  1. Используя материалы, помещенные в трехтомнике Тарковского подготовить биографический очерк о поэте.
  2. Проследить, как отразились в творчестве Тарковского образы и идеи «Слова о полку Игореве».
  3. Сравнить стихотворение Тарковского «Рифмы» со стихотворением Е. Баратынского «Рифма».
  4. Подумать, что новое внес Тарковский в тему поэта и поэзии.
  5. Проанализировать циклы стихов Тарковского «Памяти М. И. Цветаевой» и «Памяти А. А. Ахматовой».
  6. Сопоставить образ зеркала в одноименном фильме и в поэзии Тарковского («Зеркало» «Мосфильм» 1974)

Материал, отобранный учениками.

Арсений Александрович родился 25 июня 1907 года в городе Елизаветграде Херсонской губернии. Отец его, Александр Карлович, в молодости был народовольцем, за что сидел. А позднее отправлен в Сибирь. В ссылке вел подробные записи о жизни в Туруханском крае, о людях, о политике. Вернувшись из ссылки, женился на Марии Дмитриевне Рачковской. В семье было трое детей: дочь Александра Карловича от первого брака (первая жена умерла) и двое сыновей: Валерий и Арсений. Дети, живя в одном доме, переписывались между собой, издавали на даче рукописный журнал. Отец Арсения Александровича знал более 10 языков. Детство у Арсения было безоблачным и счастливым.

Никогда я не был

Счастливей, чем тогда.

В фильме «Зеркало» с особой остротой выразилась тоска героя по детству. Брат Арсения Валерий Александрович (Валя) был убит во время гражданской войны в 1919 году. В 1924 году Арсений закончил Единую трудовую школу-семилетку, и семья переехала в Москву. В 1925 году, сдав экзамены, состоявшие из чтения собственных стихов и разговоров о литературе, он был принят на Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов. Учителем для Арсения стал поэт и переводчик Георгий Шенгели, который не дал молодому поэту умереть с голоду. Шенгели уступил свое место в «Гудке» (газета). Конец 20-х – начало 30-х годов – время становления А. Тарковского как поэта. В начале творчества Тарковский был подвержен влиянию О. Мандельштама, с которым познакомился в конце 20-х годов. Влияние акмеситов сказалось во многих стихах конца 20-х – начала 30-х годов.

Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном,

Вот и осталась мне самая малость

Шороха осени в доме моем.

И все же Тарковскому удалось стать самостоятельным поэтом. Творческая судьба была тяжелой. Рапповцы обвинили его в «мистицизме», из-за чего он лишился работы на радио. Русская классическая традиция – вот в чем нашел Тарковский основу для поэтического творчества. В 1946 году Тарковский решился, наконец, выпустить свою первую книгу. Ее набрали в типографии, но вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», книга была рассыпана. Удар был сильный, только в 1960 году Тарковский снова решился на издание книги. Сборник стихов «Перед снегом» — неожиданный и драгоценный подарок читателю. Самое поразительное то, что слова, которые мы произносим каждую минуту, делались в стихах неузнаваемыми, облеченными в тайну.

Читайте также:  Снится мужчина который нравится что значит

Я тот, кто жил во времена мои,

Но не был мной.

На фронт Тарковский ушел добровольцем в декабре 1941 года. С 1941 по 1943 год был военным корреспондентом фронтовой газеты «Боевая тревога» и участвовал в боевых действиях под Москвой, на Западном, Брянском, Втором Белорусском и Первом Прибалтийском фронтах. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной 1 степени. В декабре 1943 года был тяжело ранен, перенес ампутацию ноги и был демобилизован в 1944 году в звании капитана гвардии. У Тарковского есть жуткие стихи о войне:

…снег сошел, и ранняя весна

На цыпочки привстала и деревья

Окутала своим платком зеленым

(«Полевой госпиталь»)

Оживают искалеченные деревья, оживает душа поэта. Тема защиты родины от врагов вечная. Яркий образ ветра – один из любимых в поэзии Тарковского. Восходит к фольклору. Идет жестокая война. Тарковский обращается к «Слову о полку Игореве». В стихотворении «Тебе не наскучило каждому сниться» центральный образ Ярославны. Это монолог воина, погибшего на Каяле. Кукушка Ярославна горюет обо всех. В ее плаче бессмертны все безымянные бойцы, сложившие головы за русскую землю. И вот это уже не героиня древнерусской литературы, а любимая поэта, обернувшись кукушкой, выручает его из беды. Эта женщина – его спасение и надежда в безумстве войны. В стихотворении «Кони ржут за Сулою» — продолжена тема исторической памяти и защиты родины. Поэт верит, что Россия спасет и сохранит себя, потому что в ней таится силы, которую врагу не пересилить. Эта мысль ярко выражена в стихотворении «Земля» (1944)

К тебе, истомившись, потянутся руки

С такой наболевшей любовью объять,

Я снова пойду за Великие Луки,

Чтоб снова мне крестные муки принять.

Горькая память о войне не дает покою поэту. Тема памяти. Тема вины перед убитыми переплетается и в поэзии Тарковского в темой нравственного долга перед ними:

Мы делили

Одну судьбу. Они достойней были

И умерли, а я еще живу.

«Памяти друзей» 1945

В стихах переплетается личное и общее, горе и любовь, смерть и жизнь, война и мир. Земля – родина. Эти понятия святы для поэта, святы для каждого из нас. Отстоять родину – значит защищать свой дом, землю предков, свою культуру, самобытность. В 1966 году выходит второй сборник стихов Арсения Тарковского «Земле – земное». В него вошли стихи периода 1941-1966 годов.  Любовь, время, смысл человеческой жизни, загадка творчества и судьбы поэта в этом мире – вот основные темы сборника. Цикл стихов «Памяти М.И. Цветаевой». Цветаева предстает в стихах упрямой, гордой, но несчастной и уставшей – она устала бороться с судьбой. Устала от одиночества, просто устала отстаивать любовь и талант. Здесь же продолжена тема личной утраты, смешанной с острым чувством вины, которая на совести поэта. «Я слышу, я не сплю» (1946).так случилось, что Арсению Тарковскому была подарена последняя дружеская привязанность Цветаевой, ему же посвящено последнее стихотворение. Цветаева откликнулась на стихотворение Тарковского «Стол накрыт на  шестерых». В очередном сборнике Арсения Тарковского «Вестник» (вышел в 1969 году) стихотворение, ставшее эстрадным шлягером. Спокойная мудрость, грусть, сдержанность и лиризм.

Вот и лето прошло,

Словно и не бывало,

На пригреве тепло,

Только этого мало.

Все, что сбыться могло, мне, как лист пятипалый,

Прямо в руку легло,

Только этого мало.

В это время Тарковский признал, что он мэтр стиха. Признание пришло ему на склоне лет. Государственная премия СССР оказалась посмертной.

Жизнь брала под крыло,

Берегла и спасала,

Мне и вправду везло,

Только этого мало.

Самый значительный образ поэзии Тарковского – зеркало. Это предмет для поэзии традиционной. Для поэта – это возможность вернуться в прошлое, ведь молодость, творчество, любовь – вся прошедшая жизнь поэта – навсегда остались в мире зазеркалья:

Вся жизнь моя прошла и стала рядом,

Как будто вправду много лет прошло,

И мне чужим, зеленоватым взглядом

Ответило зеркальное стекло.

«Посвящение»

Зазеркальный мир  — это мир сбывшихся надежд, счастливой любви. То, что порой не случается в жизни действительной, может произойти там, за гранью реальности, как в стихотворении «Первые свидания». Главное назначение зеркала – отражать окружающий мир правдиво и честно, не обманывая и не приукрашивая. Фильм «Зеркала» назван так не случайно. За кадром звучат 4 стихотворения поэта. Фильм рассказывает о доме, семье, об отце. Вглядываясь в прошлое, герой пытается осознать себя в настоящем, по-новому взглянуть на отношения с близкими людьми. И зеркало, которое никогда не лжет, примиряет его с собственной жизнью и судьбой. Для него важны понятия – личность, достоинство, дом, семья, род, традиция. Дом тоже зеркало, в котором остаются «сны», воспоминания, забытые надежды и желания. В  доме вещи несут отпечаток прошлого. Дом – люди, живущие в нем, и те, которым еще только предстоит прийти сюда. Неразрывна связь времен: прошлого, настоящего, будущего. Неразрывна и связь поколений: отца и сына, деда и внука. Годы, которые поэт жил вне литературы научили его не суетиться, жить спокойно и мудро. Для него едины душа и Вселенная, как едины человек и природа.

Все на земле живет порукой круговой:

Созвездье, и земля, и человек, и птица.

«Дума»

Время, выпавшее на долю поэта было не простым. Сменялись политические авторитеты, поэтические пристрастия. Многие имена, прежде громко звучавшие, ныне прочно забыты. Но настало время тех, кто слушал время, доверял своему сердцу и таланту, не изменял высокому предназначенью поэта.

За хлеб мой насущный, за каждую

каплю воды

Спасибо скажу.

За этот пророческий, этот

бессмысленный дар,

За то, что нельзя

Ни словом, ни птичьим заклятьем

спастись от беды,

спасибо скажу.

Источник