Тень несозданных созданий колыхается во сне брюсов

Тень несозданных созданий колыхается во сне брюсов thumbnail

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова

Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.

«Творчество» было написано в марте 1895 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия.

В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.

Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».

Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.

Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1-м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).

Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.

  • Следующий стих → Валерий Брюсов — В Вильно
  • Предыдущий стих → Валерий Брюсов — Тайна деда

Читать стих поэта Валерий Брюсов — Творчество на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

  • Анализ стихов
  • Брюсов
  • Творчество

Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении «Творчество» представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю на первый взгляд. Они лишены динамики («трепещит тень», «тень колышется», «руки полусонно чертят»).

Автор будто со стороны наблюдает за равномерностью в исполнении задуманного. Путь создания долог. Начало стихотворения представляет мысли поэта в предвкушении рождения нового, долгожданного труда как результата долгих раздумий и мечтаний.

Создавая необычные формы («месяц обнаженный», «звуки ластятся», «фиолетовые руки»), творец дает знать, что он поэт своего времени — времени, когда властвуют символы. Использование своеобразной лексики (луна, ночь, тишины, тайна) происходило в момент вдохновения поэта, которое не покидает его на протяжении всего произведения. Лишь в последней строфе, чувствуя развязку, он с удовлетворением говорит о тайнах «созданных созданий». Этот путь окутан тайной. Связано это с тем, что творческий процесс индивидуален. Каждый, кто имеет талант, имеет и право на свободу самовыражения, таит в душе загадку. Тайна раскрывается лишь тогда, когда поэт достигнет желаемого.

Композиция стихотворения необычна. Последняя строка в каждом из пяти четверостиший занимает место второй строки последующей строфы. Подобный повтор ставит акцент на фразах, которые автор выделяет на фоне остальных. Все, что вначале было тенью, призрачным, к концу стихотворения приближается к моменту истины, мысли приобретают формы, становятся реальностью.

Читайте также:  Классическая музыка для малышей перед сном

Образы в стихотворении не выразительны. В их изображении отсутствует четкость границ, смысловая нагрузка. Это приводит к мысли о том, что процесс, в результате которого возникает творческий шедевр,также выглядит нелепо в начале пути. Сначала заметны лишь наброски будущих произведений («лопасти латаний», «прозрачные киоски»), которые впоследствии должны вылиться в «создание».

Среди художественных средств особое место занимает аллитерация, насыщенная звуками (р), (с), (з). Они передают необычную атмосферу, завораживающую музыкальность.

Читая текст, не остается сомнений, что поэт описывает состояние в момент подъема сил, эмоций, в момент воодушевления. К использованным средствам, которые имеют выразительность, относятся олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»), эпитеты (звонко-звучная тишина, обнаженный месяц). Они подчеркивают спутанность сознания в начале создания работы.

Направление, которого придерживался В.Я. Брюсов, дает возможность читателю додумать, предлагает свободу воображению.

Анализ стихотворения Творчество Брюсова

Валерий Брюсов был незаурядным человеком. Он был представителем символизма и развивал это течение согласно постулатам Рембо, Верлена, Маларме. Брюсов мог посвятить целое стихотворение бледным ногам. Но обычно героями произведений поэта становились сильные и также незаурядные люди. Брюсов находился под влиянием философии Ницше, и это заметно.

В стихотворении «Творчество», однако, конкретного героя нет. Повествование ведётся от лица некоего наблюдателя, отрешённого от происходящего. Он смотрит и описывает. И делает это причудливым языком, странными образами, которые, однако, образуют чёткую и ясную картину.

«Творчество» сложно описывать, как сложно описывать творческий процесс. Стихотворение воздействует больше на зрение, чем на слух. «Тень несозданных созданий колыхается во сне» — как это перевести в привычный язык? И тем не менее, образ довольно понятный. Его можно назвать причудами воображения того, кто увлечён творческим процессом.

Этот человек чертит звуки фиолетовыми руками на эмалевой стене. Здесь нельзя отождествить образ с созданием картины пальцами, потому что на стенах картины мало кто создаёт. Скорее, герой просто водит по стене руками. Почему они фиолетовые? Потому что действие происходит ночью. Посмотрите ночью на свои руки. Какого они цвета?

И тишина звонко-звучная. В ней происходит действо. Почему тишина звучит? Потому что работает воображение, память. Отсутствие звуков снаружи компенсируется наличием звуков внутри. Сознание воспроизводит свои звуковые картины, и их тоже можно назвать тенью несозданных созданий. Вот так тишина может звучать.

Из-под рук чудом вырастают прозрачные киоски, лазоревая луна. Как такое возможно? Здесь, по-видимому, описан процесс чистого творчества, божественного творчества, по недоразумению природы совершаемого человеком. Он просто водит руками по стене, и создаётся целый мир. Может, это ему только снится. Сон, где человек творит новую реальность. Язык стихотворения не опровергает эту интерпретацию.

И то, что было тенью несозданных созданий, стало тайнами созданных созданий. Творчество совершилось, и оно мило создателю. Непостижимый процесс творчества всё же можно выразить словами, что доказал Брюсов в своём произведении.

Вариант №3

Стихотворение В.Брюсова «Творчество» датировано 1-м марта 1895 года. Это яркое и резонансное творение своего времени относится к символизму – новому течению в русской литературе, «Золотой век» которой в конце XIX века сменился «Серебряным». Это была другая, новая, свободная от условностей литература. Простые, постижимые произведения пушкинской поры уступили место сложным, загадочным и многогранным.

Так о чём же стихотворение Брюсова, сотканное из туманных и витиеватых выражений? На грани двух миров – зримого и незримого, между сном и явью происходит священнодействие, именуемое творчеством. Явления из сна и реальности переплетаются, синхронизируются. Для поэта творческий процесс начинается с колыхания теней «несозданных созданий», с присутствия неких хаотичных звуков в пространстве, из которых впоследствии родится его детище. В то время, как «тень несозданных созданий колыхается во сне», то в физическом мире полусонному взгляду поэта открывается «колыхание латаний на эмалевой стене». По мере того, как шаг за шагом рождается его творение, меняется и картина реальности, где тени латаний превращаются в «фиолетовые руки», что «чертят звуки». Затем ощущается нарастание тона, ведь вырастающие, «словно блестки», «прозрачные киоски»– это кульминация, заработавший с максимальной интенсивностью процесс творения. Похоже, вызвавший в своё время немало вопросов «обнажённый месяц» при лазоревой луне и есть тот абстрактный символ творения, плод, логическое завершение процесса созидания.

Читайте также:  Во сне поймать большую рыбу женщине

В последнем четверостишии чувствуется умиротворение и блаженство, какое наступает после проделанной работы. И звуки, уже »прирученные», нежно ластятся к творцу.

Несмотря на необычное содержание, «Творчество» написано в классической форме, четырёхстопным хореем и перекрёстной рифмой. Брюсов использовал много эпитетов (фиолетовые руки, звонко-звучная тишина, прозрачные киоски, месяц обнаженный), применил повторы (при лазоревой луне, на эмалевой стене), аллитерацию (звуки [з], [н]).

Примечательно, что поэт не уходит полностью в свой мистический мир, а словно держит под контролем реальный, который ограничивается эмалевой стеной и тенями на ней. «На эмалевой стене» повторяется трижды на протяжении всего стихотворения и завершает его.

Картинка к стихотворению Творчество

Творчество Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Бал

    19 век – время потрясающих балов, галантных манер и прекрасных танцующих пар. Эти торжества красоты и грации с восхищением описывали русские классики. Главным символом того времени стал «первый бал Наташи Ростовой»,

  • Анализ стихотворения Пастернака Иней

    Пастернак написал данное произведение в 1941 году, в то время, когда немецкие солдаты практически стояли у Москвы. Люди находятся в панике и не знают, что их ждет. Поэт очень рвался воевать. Автор много времени проводил в лесах и думал о том,

  • Анализ стихотворения Некрасова Орина мать солдатская

    Особое место в поэзии Н. А. Некрасова занимает тема печальной судьбы русских женщин. Независимо от сословия они были совершенно бесправны. Прототипом несчастных женщин в творчестве поэта стала мать Некрасова,

  • Анализ стихотворения Есенина Слушай поганое сердце

    Стихотворение «Слушай поганое сердце», написанное Есениным, в то время, когда он вернулся с войны. Судя по самому стихотворению, состояние у поэта было довольно таки депрессивное. Отчетливо приходит понимание самого смысла,

  • Северянин

Источник

Валерий Брюсов, новое:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят…

Воздух холодеет и густеет,
И не так отчётливо вдали
Очерк белой церкви тяготеет;
Зыбкий пар поднялся от земли.

Здравствуй, вечер, тихий час…

…я вернулся на яркую землю,
Меж людей, как в тумане, брожу,
И шумящему говору внемлю,
И в горящие взоры гляжу.

Но за ропотом снежной метели…

Ковёр персидский — круг поляны;
Весенний лес — цветущий сад;
Как маленькие монопланы,
Стрекозы синие трещат.

Кто так изысканно и тонко
Изрезал…

Холодная луна стоит над Пасаргадой.
Прозрачным сумраком подёрнуты пески.
Выходит дочь царя в мечтах ночной тоски
На каменный помост — дышать…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

У Татарского создалось ощущение, что он прыгает вверх и ловит руками вежливо молчащую пустоту.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Валерий Брюсов, самые читаемые стихотворения:

  1. Я много лгал и лицемерил,
    И много сотворил я зла,
    Но мне за то, что много верил,
    Мои отпустятся дела.

    Я дорожил минутой каждой,
    И каждый час…

  2. Когда торжественный Закат
    Царит на дальнем небосклоне
    И духи пламени хранят
    Воссевшего на алом троне, —
    Вещает он, воздев ладони,
    Смотря, как с…

  3. Я люблю тебя и небо, только небо и тебя,
    Я живу двойной любовью, жизнью я дышу, любя.

    В светлом небе — бесконечность: бесконечность милых глаз….

  4. Эта светлая ночь, эта тихая ночь,
    Эти улицы, узкие, длинные!
    Я спешу, я бегу, убегаю я прочь,
    Прохожу тротуары пустынные.
    Я не в силах восторга…

  5. Казался ты и сумрачным и властным,
    Безумной вспышкой непреклонных сил;
    Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
    Ты демонски-мятежное любил!

    Ты…

  6. В лицо мне веет ветер нежащий,
    На тучах алый блеск погас,
    И вновь, как в верное прибежище,
    Вступаю я в вечерний час.

    Вот кто-то, с ласковым…

  7. Люблю одно: бродить без цели
    По шумным улицам, один;
    Люблю часы святых безделий,
    Часы раздумий и картин.

    Я с изумленьем, вечно новым,
    Весной…

  8. Вспоминаю под жалобы скрипки,
    В полусне ресторанных огней,
    Ускользающий трепет улыбки —
    Полудетской, желанной, твоей.

    С тихим вальсом, знакомо…

  9. Свежей и светлой прохладой
    Веет в лицо мне февраль.
    Новых желаний — не надо,
    Прошлого счастья — не жаль.

    Нежно-жемчужные дали
    Чуть орумянил…

  10. Серебро, огни и блёстки, —
    Целый мир из серебра!
    В жемчугах горят берёзки,
    Чёрно-голые вчера.

    Это — область чьей-то грёзы,
    Это —…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Источник

Валерий Брюсов, новое:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят…

Воздух холодеет и густеет,
И не так отчётливо вдали
Очерк белой церкви тяготеет;
Зыбкий пар поднялся от земли.

Здравствуй, вечер, тихий час…

…я вернулся на яркую землю,
Меж людей, как в тумане, брожу,
И шумящему говору внемлю,
И в горящие взоры гляжу.

Но за ропотом снежной метели…

Ковёр персидский — круг поляны;
Весенний лес — цветущий сад;
Как маленькие монопланы,
Стрекозы синие трещат.

Кто так изысканно и тонко
Изрезал…

Холодная луна стоит над Пасаргадой.
Прозрачным сумраком подёрнуты пески.
Выходит дочь царя в мечтах ночной тоски
На каменный помост — дышать…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Одно из самых главных последствий войны состоит в том, что люди в конце концов разочаровываются в героизме.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Валерий Брюсов, самые читаемые стихотворения:

  1. Я много лгал и лицемерил,
    И много сотворил я зла,
    Но мне за то, что много верил,
    Мои отпустятся дела.

    Я дорожил минутой каждой,
    И каждый час…

  2. Когда торжественный Закат
    Царит на дальнем небосклоне
    И духи пламени хранят
    Воссевшего на алом троне, —
    Вещает он, воздев ладони,
    Смотря, как с…

  3. Я люблю тебя и небо, только небо и тебя,
    Я живу двойной любовью, жизнью я дышу, любя.

    В светлом небе — бесконечность: бесконечность милых глаз….

  4. Эта светлая ночь, эта тихая ночь,
    Эти улицы, узкие, длинные!
    Я спешу, я бегу, убегаю я прочь,
    Прохожу тротуары пустынные.
    Я не в силах восторга…

  5. Казался ты и сумрачным и властным,
    Безумной вспышкой непреклонных сил;
    Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
    Ты демонски-мятежное любил!

    Ты…

  6. В лицо мне веет ветер нежащий,
    На тучах алый блеск погас,
    И вновь, как в верное прибежище,
    Вступаю я в вечерний час.

    Вот кто-то, с ласковым…

  7. Люблю одно: бродить без цели
    По шумным улицам, один;
    Люблю часы святых безделий,
    Часы раздумий и картин.

    Я с изумленьем, вечно новым,
    Весной…

  8. Вспоминаю под жалобы скрипки,
    В полусне ресторанных огней,
    Ускользающий трепет улыбки —
    Полудетской, желанной, твоей.

    С тихим вальсом, знакомо…

  9. Свежей и светлой прохладой
    Веет в лицо мне февраль.
    Новых желаний — не надо,
    Прошлого счастья — не жаль.

    Нежно-жемчужные дали
    Чуть орумянил…

  10. Серебро, огни и блёстки, —
    Целый мир из серебра!
    В жемчугах горят берёзки,
    Чёрно-голые вчера.

    Это — область чьей-то грёзы,
    Это —…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Максим Горький - Мещане

«Мещане» Максима Горького — это небольшая интеллектуально привлекательная пьеса о конфликте отцов и детей, существенно походящая на одноимённое…

Источник