Ты мне снишься википедия

«Три го́да ты мне сни́лась» — популярная песня композитора Никиты Богословского на стихи Алексея Фатьянова, написанная для кинофильма «Большая жизнь» (вторая серия) режиссёра Леонида Лукова, созданного в 1946 году и выпущенного в прокат в 1958 году.
История[править | править код]
Мне тебя сравнить бы надо
С песней соловьиною,
С тихим утром, с майским садом,
С гибкою рябиною.
С вишнею, с черёмухой,
Даль мою туманную,
Самую далёкую,
Самую желанную.
Как всё это случилось,
В какие вечера?
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера.
И сердцу вдруг открылась,
Что мне любить пора.
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера.
Отрывок из песни
Фильм «Большая жизнь» (вторая серия) был создан в 1946 году. Его режиссёром был Леонид Луков, сценаристом — Павел Нилин, а композитором — Никита Богословский[1]. Алексей Фатьянов написал для фильма тексты двух песен — «Три года ты мне снилась» и «Всё поля да поля»[2]. Кроме этого, в фильме также были песни на стихи Владимира Агатова и Бориса Ласкина[1]. В фильме песню «Три года ты мне снилась» под гитару исполнил Марк Бернес, игравший роль инженера Петухова[3][4].
Никита Богословский вспоминал, что сначала Бернес отказался петь песню «Три года ты мне снилась», и это вызвало у них серьёзную ссору: «С первого раза песня ему не понравилась, „не пошла“ у него. Он сказал, что это не „его“ песня и петь её он вообще не будет. Отказывается». Тем не менее режиссёр Леонид Луков приказал Бернесу выучить песню и назначил запись на следующее утро. По словам Богословского, утром Бернес «явился на студию тихий и ласковый», поскольку «за ночь он „впелся“ в музыку, „сжился“ со словами — песня уже не казалась ему чужой, она ему уже нравилась, он легко её напевал». После этого запись прошла успешно, а песня навсегда вошла в репертуар Бернеса и стала одной из его самых любимых[5].
4 сентября 1946 года вышло постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О кинофильме „Большая жизнь“», в котором фильм подвергся резкой критике. В частности, там отмечалось, что фильм «порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении». Досталось и прозвучавшим там песням, среди которых была «Три года ты мне снилась» — в постановлении было написано, что «для связи отдельных эпизодов в фильме служат многократные выпивки, пошлые романсы», а «введённые в фильм песни (композитор Н. Богословский, авторы текстов песен А. Фатьянов, В. Агатов) проникнуты кабацкой меланхолией и чужды советским людям»[6][7].
После этого фильм был запрещён к показу — его премьера состоялась только через 12 лет, в декабре 1958 года[1]. Марк Бернес, исполнивший в фильме песню «Три года ты мне снилась», полушутя упрекал Алексея Фатьянова, с которым он был в приятельских отношениях: «Ты что написал такие слова? Ты что в мои уста вложил кабацкую меланхолию? Ты что наделал, брат?»[4].
В 1969 году, незадолго до смерти, Марк Бернес сам выбрал песни, которые должны были звучать на церемонии прощания с ним — это были «Три года ты мне снилась», «Почему ж ты мне не встретилась?» («Романс Рощина»), «Я люблю тебя, жизнь» и «Журавли»[8].
Отзывы[править | править код]
Литературовед Сергей Небольсин писал, что с песни «Три года ты мне снилась» начинался послевоенный Фатьянов. 27-летний поэт, недавно вернувшийся с войны, вкладывал особое значение в слова про «три года», каждый день в течение которых мог оказаться последним. Обсуждая исполнение песни, Небольсин писал: «Так не хочется, чтобы сегодня терялась та нота, которую голос Бернеса сохранял даже в самой простой, самой мирной манере»[9].
Исполнители[править | править код]
За свою историю, начиная с исполнения Марка Бернеса во второй серии фильма «Большая жизнь», песня «Три года ты мне снилась» входила в репертуар многих известных певцов и певиц, таких как Алексей Покровский, Муслим Магомаев[10], Джордже Марьянович, Людмила Гурченко, Владимир Макаров, Ежи Поломский, Сергей Захаров, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский, Дмитрий Бобров, Евгений Дятлов и другие.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Большая жизнь (2-я серия) (HTML) (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино — 2011.russiancinema.ru. Дата обращения 29 июля 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Алексей Фатьянов. — М.: Современник, 1984. — С. 98. — 184 с. — (Литературные портреты).
- ↑ Марк Бернес. — М.: Искусство, 1976. — С. 87—89. — 151 с. — (Мастера советского театра и кино).
- ↑ 1 2 Т. Н. Дашкевич. Фатьянов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 131. — 326 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-02658-6.
- ↑ Н. В. Богословский. Ну что сказать, мой старый друг… // Марк Бернес в воспоминаниях современников / . — М.: Молодая гвардия, 2005. — С. 85. — 496 с. — (Библиотека мемуаров. Близкое прошлое). — ISBN 5-235-02840-6.
- ↑ А. Н. Сохор. Русская советская песня. — М.: Советский композитор, 1959. — С. 352. — 506 с.
- ↑ Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О кинофильме „Большая жизнь“», 4 сентября 1946 г. (HTML). Исторический факультет МГУ — www.hist.msu.ru (29 февраля 2012). Дата обращения 18 июля 2017.
- ↑ Ни с кем я не сравню… // Марк Бернес в воспоминаниях современников / . — М.: Молодая гвардия, 2005. — С. 407. — 496 с. — (Библиотека мемуаров. Близкое прошлое). — ISBN 5-235-02840-6.
- ↑ С. А. Небольсин. Прошлое и настоящее: статьи о литературе. — М.: Современник, 1986. — С. 75. — 301 с.
- ↑ М. М. Магомаев. Любовь моя — мелодия. — М.: Вагриус, 1999. — С. 287. — 320 с. — (Мой 20 век). — ISBN 5-264-00001-8.
Ссылки[править | править код]
- Стихи и ноты на сайте a-pesni.org
- Песня «Три года ты мне снилась» в исполнении Марка Бернеса (из фильма и студийная запись), Алексея Покровского (фрагмент фильма-концерта «Любимые женщины»), Джордже Марьяновича, Муслима Магомаева, Людмилы Гурченко, Владимира Макарова, Сергея Захарова, Ежи Поломского, Иосифа Кобзона, Дмитрия Хворостовского, Дмитрия Боброва и Евгения Дятлова на YouTube
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 марта 2019;
проверки требуют 10 правок.
Дискография ВИА «Синяя птица».
Синяя птица (1976) (Г62-05217-18)[править | править код]
- Слова (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
- Только море (Б. Терентьев — Я. Халецкий)
- Клён (Ю. Акулов — Л. Шишко)
- Родина (Б. Терентьев — Е. Евтушенко)
Для вас, Женщины! (1976)[править | править код]
- Ты мне не снишься (В. Добрынин — М. Рябинин)
Синяя птица (1976) (33С62-08213-14)[править | править код]
- Ты мне не снишься (В. Добрынин — М. Рябинин)
- Первая любовь моя (Б. Терентьев — В. Харитонов)
- Прости (С. Каминский — В. Харитонов)
- На перепутье (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
Синяя птица (1977)[править | править код]
- Мамина пластинка (С. Дьячков — Л. Дербенёв, И. Шаферан)
- Нелётная погода (Т. Ефимов — Д. Усманов)
- Горько (В. Добрынин — Л. Дербенёв, И. Шаферан)
- Здравствуй, песенка (Б. Терентьев — И. Шаферан)
ВИА Синяя птица[править | править код]
- Мамина пластинка (С. Дьячков — Л. Дербенёв, И. Шаферан)
- Первая любовь (Б. Терентьев — В. Харитонов)
- Не обижайся (В. Добрынин — М. Танич)
- Жасмин (С. Дьячков — Л. Ошанин)
- Прости (С. Каминский — В. Харитонов)
- Родина (Б. Терентьев — Е. Евтушенко)
- На перепутье (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
- Нелётная погода (Т. Ефимов — Д. Усманов)
- Горько (В. Добрынин — Л. Дербенёв, И. Шаферан)
- Здравствуй, песенка (Б. Терентьев — И. Шаферан)
- Клён (Ю. Акулов — Л. Шишко)
Для вас, женщины! (1978)[править | править код]
- Мамина пластинка (С. Дьячков — Л. Дербенёв, И. Шаферан)
От сердца к сердцу[править | править код]
- От сердца к сердцу (В. Лозовой — И. Машбаш , перевод В. Твороговой)
- Это ошибка (Я. Френкель — И. Шаферан)
- Не обещай меня любить (А. Днепров — В. Харитонов)
- Купи мне шарик (С. Дьячков — Ю. Цейтлин)
- Жёлтый зонтик (Г. Гаспарян — Н. Олев)
- Не забывается, что не сбывается (Б. Ривчун — В. Семернин)
- Между мною и тобою (В. Добрынин — Л. Дербенёв)
- Неужели (В. Семёнов — Н. Шумаков)
- Мы ведём дороги (Я. Френкель — В. Харитонов)
- Хочешь, я стану дождиком (Т. Ефимов — С. Каминский)
- Не узнаёшь (А. Днепров — В. Харитонов)
- Урок сольфеджио (Кациопанасис , русский текст В. Лугового)
Не ищи покоя сердце[править | править код]
Песни и танцевальная музыка Зиновия Бинкина
- Ветерок надежды (З. Бинкин — В. Гин)
- Не ищи покоя, сердце (З. Бинкин — И. Шаферан)
ВИА Синяя птица[править | править код]
- Прогулка (В. Кретов , В. Добрынин — В. Гин)
- Золотая весна (В. Семёнов — Л. Федин)
- Я ухожу на север (Р. Болотный — С. Каминский)
- Не ищи покоя сердце (З. Бинкин — И. Шаферан)
Наедине с собой[править | править код]
- Наедине с собой (С. Дьячков — Л. Ошанин)
- Мне не забыть (С. Дьячков — Ю. Цейтлин)
- Первая любовь (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
- На перепутье (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
- Записка (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
- Зачем ты вернулся (С. Дьячков — Л. Ошанин)
- Купи мне шарик (С. Дьячков — Ю. Цейтлин)
- Мамина пластинка (С. Дьячков — Л. Дербенёв, И. Шаферан)
Моя любовь жива[править | править код]
- От крутого бережка (М. Болотный — И. Шаферан)
- Так вот какая ты (В. Добрынин — Л. Дербенёв)
- Восьмое чудо (Т. Ефимов — В. Лозовой)
- Последнее письмо (В. Семёнов — В. Дюнин)
- Ты одна (М. Болотный — И. Шаферан)
- Знаешь ты (М. Болотный — Л. Дербенёв)
- Я тебя не прощу (В. Добрынин — И. Кохановский)
- То не зорька ясная (С. Левкин — В. Бурыгин)
- Моя любовь жива (Р. Болотный — И. Кохановский)
- От любви не убегай (М. Болотный — С. Каминский)
Синяя птица во Дворце спорта в Лужниках[править | править код]
- Мы ведём дороги (Я. Френкель — В. Харитонов)
- Юля (В. Семёнов — Л. Федин)
- Марья (С. Левкин — Р. Болотный)
Здравствуй, любовь[править | править код]
Песни Зиновия Бинкина
- С любовью не шутят (З. Бинкин — В. Гин)
Синяя птица во Дворце спорта в Лужниках[править | править код]
- Лишь увижу я тебя (С. Дроздов — Р. Болотный)
- Юля (В. Семёнов — Л. Федин)
- Марья (С. Левкин — Р. Болотный)
Цветные звуки[править | править код]
- Я иду тебе навстречу (Ю. Антонов — В. Дюнин)
- Цветные звуки (Ю. Антонов — В. Харитонов)
Синяя птица во Дворце спорта в Лужниках[править | править код]
- Белый теплоход (Ю. Антонов — В. Дюнин)
- До свадьбы заживёт (Ю. Антонов — И. Шаферан)
- Берегите женщин (Ю. Антонов — Л. Фадеев)
- Подорожник ( Т. Ефимов — В. Дюнин)
- Когда с тобою любовь (С. Левкин — В. Гин)
- Я иду тебе навстречу (Ю. Антонов — В. Дюнин)
- Цветные звуки (Ю. Антонов — В. Харитонов)
- Дикие лошади (Ю. Антонов — В. Дюнин)
- Трудовая Москва (Ю. Антонов — М. Виккерс)
- С тобой хорошо мне (Ю. Антонов — Л. Фадеев)
С новым годом![править | править код]
- Цветные звуки (Ю. Антонов — В. Харитонов)
Осенний этюд[править | править код]
- Ушло наше лето (Р. Болотный — Л. Федин)
- Не уходи (М. Болотный — В. Дюнин)
- Твой сон (Р. Болотный — И. Лазаревский)
- И вас прошу об этом (С. Дроздов — С. Осиашвили)
- Что же ты молчишь (И. Крутой — А. Жигарев , С. Алиханов)
- Мальчик с одуванчиками (С. Дроздов , Д. Галицкий — С. Осиашвили)
- Со скоростью света (Т. Ефимов — Д. Усманов)
- День как день (М. Болотный — О. Жуков)
- Осенний этюд (С. Левкин — Р. Болотный)
- Листопад (Д. Галицкий — С. Капутикян , перевод Е. Николаевской)
Место встречи Дискотека[править | править код]
- И вас прошу об этом (С. Дроздов — С. Осиашвили)
Подземный переход[править | править код]
- Подземный переход (В. Шаинский — С. Алиханов , А. Жигарев)
- Когда-нибудь (М. Минков — А. Макаревич)
- Здравствуй, как ты живёшь? (Т. Ефимов — С. Осиашвили)
- Памяти Эдит Пиаф (Т. Ефимов — Д. Усманов)
- Дождь за окном (В. Камоликов — М. Каневский)
- Я без тебя — не я (Ю. Саульский — Л. Завальнюк)
- Детство (Р. Болотный — С. Лапиков)
- Всё не так у взрослых (И. Крутой — И. Шаферан)
- День рождения лета (С. Левкин — С. Осиашвили)
Белый причал[править | править код]
- День открытых дверей (М. Болотный — С. Осиашвили)
- Шаги (С. Сметанин — И. Лазаревский)
- Кафе на Моховой(Д. Галицкий — С. Огарков)
- В море ходят пароходы (И. Крутой — И. Шаферан)
- Белый причал (Р. Болотный — И. Лазаревский)
- Мир на холсте (С. Левкин — И. Лазаревский)
- Видеомагнитофон (С. Дроздов — С. Осиашвили)
- На закате в среду (С. Левкин — С. Огарков)
- Осень настала (С. Левкин — Ю. Ласский)
Ты мне не снишься[править | править код]
- Клён (Ю. Акулов — Л. Шишко)
- Ты мне не снишься (В. Добрынин — М. Рябинин)
- Задумчивая грусть (Т. Ефимов — Д. Усманов)
- Не оставляй любовь (С. Касторский — М. Сонин)
- Слова (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
- Знаешь ты (М. Болотный — Л. Дербенёв)
- Первая любовь (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
- Не обещай меня любить (А. Днепров — В. Харитонов)
- Не уходи (М. Болотный — В. Дюнин)
- Ушло наше лето (Р. Болотный — Л. Федин)
- Записка (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
- На перепутье (С. Дьячков — О. Гаджикасимов)
- Так вот какая ты (В. Добрынин — Л. Дербенёв)
- Детство (Р. Болотный — С. Лапиков)
- Здравствуй, как ты живёшь ? (Т. Ефимов — С. Осиашвили)
- Радуга (М. Болотный — Н. Шумаков)
- На закате в среду (С. Левкин — С. Огарков)
Белый теплоход[править | править код]
- Белый теплоход (Ю. Антонов — В. Дюнин)
- В семь часов у Никитских ворот (Т. Ефимов — М. Любезнов)
- Я иду тебе навстречу (Ю. Антонов — В. Дюнин)
- В море ходят пароходы (И. Крутой — И. Шаферан)
- Не узнаешь (А. Днепров — В. Харитонов)
- Дождь за окном (В. Камоликов — М. Каневский)
- Пусть я ошибусь (В. Добрынин — И. Шаферан)
- Белый причал (Р. Болотный — И. Лазаревский)
- Осенний этюд (С. Левкин — Р. Болотный)
- Когда — нибудь (М. Минков — А. Макаревич)
- Подорожник (Т. Ефимов — В. Дюнин)
- Цветные звуки (Ю. Антонов — В. Харитонов)
- Не обижайся (В. Добрынин — М. Танич)
- Шаги (С. Сметанин — И. Лазаревский)
- Наедине с собой (С. Дьячков — Л. Ошанин)
- Зачем ты вернулся ? (С. Дьячков — Л. Ошанин)
Мамина пластинка[править | править код]
- Мамина пластинка (С. Дьячков — Л. Дербенёв, И. Шаферан)
- Последнее письмо (В. Семёнов — В. Дюнин)
- Горько (В. Добрынин — Л. Дербенёв, И. Шаферан)
- Нелётная погода (Т. Ефимов — Д. Усманов)
- Подземный переход (В. Шаинский — А. Жигарев , Сю Алиханов)
- Моя любовь жива (Р. Болотный — И. Кохановский)
- Осень настала (С. Левкин — Ю. Ласский)
- Хочешь я стану дождиком (Т. Ефимов — С. Каминский)
- Что же ты молчишь ? (И. Крутой — А. Жигарев , С. Алиханов)
- Три Аккорда (Т. Ефимов — С. Дитятев)
- Твой сон (Р. Болотный — И. Лазаревский)
- День рождения лета (С. Левкин — С. Осиашвили)
- Полевая улица (М. Болотный — В. Прокопчук)
- Прости (С. Каминский — В. Харитонов)
- От крутого бережка (М. Болотный — И. Шаферан)
Когда с тобою любовь[править | править код]
- Когда с тобою любовь (С. Левкин — В. Гин)
- Лишь увижу я тебя (С. Дроздов — Р. Болотный)
- И вас прошу об этом (С. Дроздов — С. Осиашвили)
- Марья (С. Левкин — Р. Болотный)
- Урок сольфеджио (Кадзиапанасис — В. Луговой)
- Неужели (В. Семёнов — Н. Шумаков)
- Видеомагнитофон (С. Дроздов — С. Осиашвили)
- Пол — дороги (В. Семёнов — Я. Гальперин)
- Мальчик с одуванчиками (С. Дроздов , Д. Галицкий — С. Осиашвили)
- Со скоростью света (Т. Ефимов — Д. Усманов)
- Цветы последние (В. Семёнов — Д. Усманов)
- Всё как у взрослых (И. Крутой — И. Шаферан)
- Первая любовь моя (Б. Терентьев — В. Харитонов)
- То не зорька ясная (С. Левкин — В. Бурыгин)
- Жасмин (С. Дьячков — Л. Ошанин)
- Мне помнится (Г. Гаспарян — Я. Гальперин)
- Памяти Эдит Пиаф (Т. Ефимов — Д. Усманов)
Мир на холсте[править | править код]
- Между мною и тобою (В. Добрынин — Л. Дербенёв)
- Мир на холсте (С. Левкин — И. Лазаревский)
- Юля (В. Семёнов — Л. Федин)
- Я буду ждать весну (С. Левкин — Р. Болотный)
- Ты сказала Нет (С. Касторский — М. Рябинин)
- Восьмое чудо (Т. Ефимов — В. Лозовой)
- От любви не убегай (М. Болотный — С. Каминский)
- Купи мне шарик (С. Дьячков — Ю. Цейтлин)
- Синий туман твоих глаз (В. Семёнов — Я. Гальперин)
- День открытых дверей (М. Болотный — С. Осиашвили)
- Родина моя (Б. Терентьев — Е. Евтушенко)
- Желтый зонтик (Г. Гаспарян — Н. Олев)
- Я тебя не прощу (В. Добрынин — И. Кохановский)
- Любовь прекрасна (М. Болотный , С. Левкин — В. Гин)
- Ты одна (М. Болотный — И. Шаферан)
- Только море (Б. Терентьев — Я. Холецкий)
Здравствуй и прощай[править | править код]
- Карусельная лошадка (А. Пружинин — В. Окунь)
- Прощай , прощай (В. Барков)
- Здравствуй и прощай (Е. Войнов — М. Эльтерман)
- Уезжают соседи (М. Болотный — М. Танич)
- Тебе на завтра (Е. Войнов — М. Дудин)
- Пустой трамвай (Ю. Банковский — Л. Федин)
- Путешествие по карте (С. Дроздов — Ю. Хумарьян)
- Амазонка (И. Крутой — И. Шаферан)
- Приезжай поскорей (Ю. Банковский — Л. Федин)
- Аттракцион (М. Болотный — Ю. Хумарьян)
- Только ты (Т. Ефимов — В. Лозовой)
- Главный приз (М. Болотный — М. Танич)
- Корабли (А. Пружинин — Я. Лившиц)
- Эй , парень (В. Гапонов)
Ссылки[править | править код]
- Тексты песен ВИА «Синяя птица» на сайте LyricWiki.
Источник
Алексей Мажуков ушел на 77-ом году жизни.
Если бы композитор Алексей Мажуков написал всего только три песни: «Очень хорошо!», «Ты снишься мне» для Аллы Пугачёвой, и «Красная стрела» для Софии Ротару, то он уже был бы достоин войти в золотой фонд российской музыки. Однако его творческая биография включает в себя встречи и работу со знаменитым Эдди Рознером, неповторимой Клавдией Шульженко, Геленой Великановой, Эдитой Пьехой, Иосифом Кобзоном и многими-многими другими. «Только до Утёсова не удалось добраться — он рано умер!» — шутит Мажуков.
Некоторыми историями Алексей Сергеевич поделился с нашим корреспондентом.
— Ходили слухи, что вас связывают какие-то родственные отношения с Эдди Рознером. Это правда?
— В пятидесятые годы джаз-оркестр Эдди Рознера был очень популярен. И однажды в минуту душевного расслабления он мне сказал: «Лёша, возьми фамилию Рознер! Я тебя усыновлю, будешь моим наследником!» Сыновей у него не было, дочь музыкой особо не интересовалась, и он очень переживал, что ему некому будет передать дело всей своей жизни — свой знаменитый оркестр. Мы посмеялись, но фамилию его взять я отказался — это было бы просто несправедливо перед моими родителями. Вот и вся история с «родственными связями».
Фото: Ирина БАРЫШЕВА |
— Алексей Сергеевич, сейчас, за давностью лет, вы помните свою первую песню?
— Мою самую первую песню «Всё до поры» исполнила очень популярная в те годы певица Нина Бродская, которая сейчас живёт в Америке. А уже в 1976 году «Очень хорошо!» в исполнении Аллы Пугачёвой стала лауреатом фестиваля «Песня года».
— Это было ваше первое сотрудничество с Пугачёвой?
— Нет, годом раньше в Болгарии, на конкурсе «Золотой Орфей» она наряду с «Арлекино» пела «Ты снишься мне», тоже написанную мной. Причем, эта песня попала на конкурс совершенно случайно. Примерно за неделю до отъезда на «Орфей» Алла пришла ко мне вместе с Павлом Слободкиным, руководителем группы «Веселые ребята», и попросила сделать аранжировки к конкурсным песням. Я спросил: «Чьи песни ты будешь петь?» Она отвечает: «Добрынина». Я её упрекнул: «А что же тогда за аранжировками ко мне пришла? Вот к нему и иди!» Она заинтересовалась: «А у вас есть для меня что-то?» Я предложил «Ты снишься мне», которая ей сразу понравилась, и она взяла её на конкурс.
— Как вы на Аллу вышли?
— Это она на меня вышла! Я тогда был известным человеком – гораздо известнее, чем она. Пугачёва мне сама позвонила, назначила встречу, приехала ко мне домой. Вот так мы познакомились, и судьбе было угодно, чтобы в её репертуаре появилось несколько моих песен. Потом она ещё спела романс и песенку «Весёлый ковбой» за кадром в музыкальном телевизионном спектакле «Когда-то в Калифорнии». Но постепенно наши пути разошлись: после 1976-го она стала работать с Зацепиным, с Паулсом, потом сама стала «композитором Борисом Горбоносом»… И больше ни она, ни я не проявляли взаимного интереса.
Фото: Ирина БАРЫШЕВА |
— А вы встретились с Софией Ротару…
— С Ротару мы очень долго не могли подобраться друг к другу. Подтолкнул меня к этому питерский поэт Николай Зиновьев, который впоследствии написал для Аллы «Паромщика». А тогда он только еще начинал этим заниматься. У меня была музыка, которая существовала уже года два . На неё пробовали написать текст несколько поэтов, в том числе и Илья Резник. (у него было название «Чистые пруды»). Показал я её и Зиновьеву. Сначала он написал что-то совершенно банальное про любовь, что уже сто раз было. Потом звонит и говорит: » У меня есть образ — красные сады!» Я тоже это отверг. Наконец, родилась «Красная стрела», что мне очень понравилось. Ведь поезда — это целая жизнь: любовь, встречи, разлуки… Зиновьев посоветовал предложить эту песню Ротару. София снималась в Останкино в какой-то передаче — я подошел к ней, она это восприняла очень интеллигентно и спокойно, только попросила подождать перерыва и поискать пока свободную студию, где я мог бы показать ей песню. Она пришла, я сел за рояль, сыграл – гробовое молчание. Меня даже холод пробрал – ну, всё, думаю, не понравилось! Вдруг она говорит: «Сыграй ещё!» Я сыграл второй раз, потом третий… В результате песню она взяла, мы назначили день записи. И тут она меня снова поразила своим отношением к работе. Ротару сделала четыре дубля: первый, прямо скажем, — неважно, второй немного лучше. Она начала нервничать: «Лёша, я не знаю, что делать! У меня не получается, мне всё это не нравится!» Я подсказал ей кое-какие штрихи, в результате третий раз спела она просто замечательно! Но всё равно не остановилась на этом и сама решила сделать ещё дубль. Ведь раньше артист не записывал песню по слову, по фразе до тех пор, пока все не будет звучать идеально. Песня в студии исполнялась сразу целиком, и ошибиться было нельзя. Несмотря на все волнения, Ротару эти четыре дубля записала меньше, чем за час.
— Это была единственная ваша работа с ней?
— Нет, у неё есть ещё одна моя песня «А музыка звучит». Кстати, с «Красной стрелой» был связан один интересный эпизод, о котором мне уже позже рассказал сам Зиновьев. Как-то они сидели в ресторане ЦДРИ в компании, где была и Пугачева. Алла похвалила «Красную стрелу», говорит: «Да, из последних песен это самая яркая. Но я бы спела её лучше!»
— Ну и отдали бы еще и Пугачевой! Ведь раньше было нормой, что одну и ту же известную песню исполняют сразу несколько артистов, учитывая то, что песни тогда исполнители у авторов не покупали…
— Да, действительно, некоторые авторы отдавали свои песни двум-трем исполнителям, чтобы она чаще звучала и чтобы они могли получить больше авторских от исполнения. Грешили этим многие. Но отдавать старались не кому-нибудь, а именно известным артистам – это гарантия того, что песня быстрее раскрутится и «пойдёт в народ». Ведь Россия – огромная страна, и со всех городов и ресторанов набегала приличная сумма – не то что сейчас. Но ведь существует ещё и радио, где любой певец мог услышать новую песню, которая ему понравится, и взять её в свой репертуар. Но я считаю, что это просто неэтично и неприлично. Лично мне совесть никогда не позволяла «сталкивать» артистов между собой.
— В самом начале творческого пути таких артистов, как Пугачёва и Леонтьев, подвергали нещадной критике за то, что они «не так» одевались, «не теми» голосами пели… А лично вы как композитор не подвергались гонениям со стороны Союза композиторов за то, что сотрудничали с ними?
— Прямых выпадов не было. Зато косвенных – не счесть! Это как в детской игре, когда определённого игрока стараются всеми силами или вытолкнуть из круга или не пустить туда…
Источник