В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их
Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон? (Горе от ума)
В данном эпизоде, который является экспозицией комедии, Софья рассказывает отцу о своем сне. В словах о «милом человеке», который «вкрадчив и умен», можно разглядеть образ Чацкого, но в то же время и Молчалина, который «робок» и «в бедности рожден». Она предсказывает развязку событий, связанных со сватовством претендентов на ее руку. Рассказывая о каких-то «не людях» и «не зверях», она будто бы описывает предстоящий бал у Фамусова, на котором московское общество поднимает «стон, рев, хохот, свист чудовищ». В этих словах угадывается тема сплетни о сумасшествии Чацкого, пущенная перед его отъездом из города. Таким образом, придуманный Софьей сон претворяется в жизнь.
В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А.С.
Грибоедова?
Сны героев описаны в таких произведениях, как роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
Петр Гринев, герой Пушкина, видит во сне мужика с черной бородой в образе своего отца, который с топором в руках требует взять у него благословение. Как и в случае со сном Софьи, гриневский сон предвещает дальнейшие события: мужик оказывается бунтовщиком Пугачевым, который поднимает настоящую крестьянскую войну.
Герой Достоевского, Родион Раскольников, перед убийством видит сон о забитой кляче, которую он бежит спасать от рук пьяного мужика. Подобно сну Софьи, сон Раскольникова раскрывает внутренний мир героя: мы понимаем, что он не способен на убийство и по натуре милосерден. Софья же выявляет свою противоречивую натуру.
Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?
В данном эпизоде представлен диалог между Чацким, Натальей Дмитриевной и ее мужем. Платон Михайлович – старый друг Чацкого, знакомый ему в те поры, когда он был еще молод и весел. Ему стыдно перед ним и собой за то, каким он стал после последней встречи с Чацким: унылым, под вечным контролем жены, ленивым. Наталья Дмитриевна же опасается, что Чацкий с его напоминаниями о прошлой жизни мужа выведет его из-под ее власти, и она не сможет больше опекать его. Для этого она придумывает ему всяческие болезни и занятия, которые ему не по душе, потому что так легче управлять им. Именно поэтому слова Чацкого не нравятся ни ей, ни ее мужу.
В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?
Герои-антиподы представлены в таких произведениях, как роман И.А. Гончарова «Обломов» и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Антипод – это герой, противопоставленный по какому-то критерию главному герою. Антиподами являются гончаровские Обломов и Штольц, друзья с детства. Так же как и Чацкий, Штольц деятелен и активен, а Обломов, подобно Платону Михайловичу, спокоен и ленив.
Как и в «Горе от ума», в романе Тургенева антиподы – Базаров и Павел Петрович – имеют разные взгляды на жизнь. Это становится причиной разногласий и непониманий.
Как характеризует Чацкого его рассказ о госте из Бордо?
В данном эпизоде Чацкий произносит важный для понимания его образа монолог. Рассказывая о госте из Бордо, который, приехав в Россию, не увидел ничего русского, а только заимствованное, Чацкий возмущается, что Россия потеряла свою самобытность. Его раздражает то, что русские не ценят своей культуры, своего языка, а глупо перенимают все у иностранцев. Несмотря на то, что его осмеивают за его взгляды, он не отказывается от них, оставаясь при своем мнении, что русский народ не должен терять своей души. Таким образом, Чацкий в данном эпизоде предстает человеком глубоко патриотичным и ценящим все русское.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id31872
Произведение
Смысл сна
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Сон о забитой кляче
Раскольников во сне видит себя ребёнком, что особенно важно для писателя, как важна для него тема детства, восприятие жизни глазами чистоты, непорочности. Человек изначально чист, добр, но беззащитен в своём протесте против насилия – такова идея Достоевского. Герой ощущает себя ребёнком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Эту лошадь в тупой злобе хозяин забивает насмерть.
Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует приём противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Смех пьяных седоков, разгульная песня противостоят страданиям измученной, забиваемой лошади.
Это тоже как бы уличная сценка. Но в ней до такой степени всё сгущается, что она явно выбивается из реальной жизни. Обычное, повседневное становится необычным.
Страшная картина. Мечется в бессилии ребёнок, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик – хозяин клячонки. Эта сцена насилия над беззащитным существом, когда насилие теряет цель и превращается в насилие ради насилия.
Образ лошади соотносится с кроткими, смиренными людьми (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны, которая впоследствии сравнит себя с заезженной клячей. Миколка – хозяева жизни – лужины и свидригайловы.
Маленький ребёнок протестует против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствует чужой боли. Так автор показывает, что у Раскольникова изначально тонкая, добрая душа.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Сон Раскольникова в эпилоге
Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных — тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же, «властелины», по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми. Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это — люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели.
Сон подчеркивает и наметившееся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «… людей с новою мыслию… необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.
И.А.Гончаров «Обломов»
Сон Обломова
Это условный сон – мечта. Гончаров показывает идиллию детства героя, идиллию поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни. Пора детства для человека очень важна, в детстве формируется его нравственный фундамент, способность любить, ценить близких людей, семью, родной дом.
Именно в Обломовке истоки формирования жизненной позиции: «душа не рвётся, ум спит спокойно»
Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Сны Катерины Львовны символичны. В них появляется образ кота, какого-то сверхъестественного существа («как туман, так мимо пальцев у неё и проходит»). Во втором сне кот принимает облик Бориса Тимофеевича, убитого свёкра Катерины Львовны («голова у того кота Бориса Тимофеевича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку так и вертится, так и вертится!»). Кот напоминает нечистую силу, это олицетворённый грех героини, её совесть.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» — это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости.
А.Н.Островский «Гроза»
Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.
В.Быков «Сотников»
В повести «Сотников» показан сон героя накануне его казни. Во сне Сотников видит отца, вспоминает эпизод из детства, когда взял оружие отца и нечаянно выстрелил. Как бы ни боялся он в детстве отца, но мать уговорила сына самого признаться в содеянном. Отец сердился, но не наказал его. Герой честен перед собой, непреклонен.
Сон — это своеобразное объяснение читателям, откуда в этом больном и тщедушном человеке кроется сила, которая помогает бойцу не сломаться, выстоять, погибнуть, но остаться человеком, не изменить себе и своим принципам.
Авлач 9 месяцев назад Мотив сна достаточно распространен в русской классике. Имеет многовековые традиции . Вспомним «Слово о полку Игореве». Сон Станислава , предвещающий роковые события для князя Игоря и его дружины. Сон Светланы в одноименной балладе Жуковского. В «Горе от ума» главная героиня рассказывает о своем сне отцу, чтобы отвести его подозрения. Правда, этот сон выдуман Софьей. В ряде произведений А.С.Пушкина герои видят сны: Татьяна в «Евгении Онегине,» Петр Гринев в «Капитанской дочке», а в повести «Гробовщик» сон главного героя — в основе сюжета. Сон Обломова в романе И.А.Гончарова открыавет читателю истоки обломовщины. Сон Раскольникова в «Преступлении и наказании» … Это далеко не полный перечень. Сон героя может предвосхищать какие-то события или объяснять определенные нюансы событий прошедших. Данный мотив как устойчивый элемент многих произведений русской классики способствует оригинальному решению авторского замысла и более более глубокому воплощению авторской идеи . автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Белая ночь 9 месяцев назад В романе «Евгений Онегин» сон Татьяны Лариной оказывается пророческим. Очень выразителен сон Гринева в «Капитанской дочке», У Пушкина есть еще сон Прохорова в рассказе «Гробовщик» и царя Додона в «Золотом петушке». Гениально описал тройной сон Лермонтов в стихотворении «Сон». В «Преступлении и наказании» описаны сны Раскольникова и Свидригайлова. В «Тихом Доне» о своем сне рассказывает генерал Корнилов. Сон Пилата и Никанора Босого в «Мастере и Маргарите» Булгакова. Его же «Бег» вобще состоит из 8 снов. В пьесе «Гроза» сны Катерины — штрихи к ее образу. Снятся сны и героям Толстого — Карениной, Безухову. Добавлю сон Обломова, чеховской Душечки, Макара в одноименном рассказе Короленко. Добавлю повторяющийся кошмар Катерины Львовны в «Леди Макбет Мценского уезда». Помнится, очень впечатлил сон Катерины в гоголевской «Страшной мести». Танаэль 2 месяца назад Описаний снов героев в русской классической литературе (и не только русской, не только классической) существует великое множество. Дело в том, что этот литературный приём для писателей — одно из самых надёжных, простых и, в то же время, чрезвычайно глубоких и тонких средств передачи состояния внутреннего мира героя, его чувств и переживаний. Поэтому сложно даже решить, с какого края начинать.) У Достоевского, например, сны, разного содержания и значения для произведения, видят практически все персонажи. В «Братьях Карамазовых» сны снятся всем трём братьям — Иван видит знаменитый сон про «чёрта», Митя про «дитё», Алёша и Лиза Хохлакова видят одинаковые сны. У Льва Толстого тоже можно найти немало примеров — например, известный повторяющийся кошмарный сон Анны Карениной про маленького страшного мужичка, бормочущего что-то непонятное по-французски. Из школьной программы вспоминается романтическая баллада Жуковского «Светлана», где почти весь текст посвящён описанию тревожного сна девушки. Да что там, примеров много. Даже чеховская Каштанка видела во сне дворника, гонявшегося за ней с метлой.) Юлия панночка 9 месяцев назад Ну, насчет героев ничего не помню, а вот с героинями другой камуфлет — как же можно забыть четыре сна Веры Павловны из бессмертного произведения Чернышевского «Что делать?». Что делать, что делать!? А ничего не делать — честно говоря я ни один из четырех снов Веры, свет, Павловны не помню — мне своих кошмаров хватает. И, к,сожалению, у меня их не четыре, а около четырех тысяч — вот у вас от такого количества кошмаров башню не снесет? А я вот ничего — смотрю, живу и наслаждаюсь. Я писательница — иногда думаю — а чё еще придумывать — написать свои сны — вот вам хоррер. СТЭЛС 3 месяца назад Н.А. Некрасов описывал в своем одноименном произведении «Сон» сновидения героя, которого ангел остановил на краю гибели. Ну а песня «Ой при лужке, да при лужке» — разве не русская классика? В ней тоже повествователь рассказывает о своем сне. Знаете ответ? |
Рай на земле, кровавые расправы, политические программы и групповой секс. Да-да! Это было в тех книжках, что все мы с вами читали в школе. Если вы считаете, что вам сегодня снился какой-то бред, то советуем ознакомиться со снами героев классической русской литературы.
Вещие сны Татьяны и Гринева
Александр Пушкин очень любил вещие сны, и ничего хорошего его героям они не сулили. Начнем с самого главного — сновидения Татьяны из «Евгения Онегина», которое занимает значительную часть пятой главы. Во время святок Татьяна, как и другие девушки, гадает на суженого. Понятно, кого она ожидает увидеть во сне. Она и увидит, вот только дальше что-то пойдет не так: Онегин будет пировать в компании чудовищ и прочих «адских привидений», а потом пронзит длинным ножом оказавшегося в том же доме Владимира Ленского.
С одной стороны, страшное видение готовит читателя к дальнейшим драматическим событиям, с другой — еще раз подчеркивает впечатлительность Татьяны. Она, конечно же, знает, что в святки человек заигрывает с нечистой силой, но все равно гадает. Поэтому-то все черти, ведьмы и чудовища во главе с желанным суженым настигают ее во сне.
Петр Гринев из «Капитанской дочки» — натура менее впечатлительная, но ему тоже снится сон, который предрекает страшные события. Причем не только герою, но и всей России. В нем он приезжает домой, где мать встречает его на крыльце и зовет проститься с отцом. На месте отца Гринев видит мужика с черной бородой. Он не хочет просить у самозванца благословения, и тот вскакивает с постели, достает топор и начинает размахивать им. В этот момент герой пробуждается. Этот сон он видит после странной встречи с безымянным мужиком, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым.
Самый сладкий. Сон Ильи Обломова
Сон заглавного героя романа «Обломов» занимает целую главу. И в нашем стремительном мире его можно использовать как интеллектуальную альтернативу разным релакс-приложениям, предлагающим смотреть на красивую картинку и ничего не делать в течение пары минут.
Попробуем сжать полные счастья и света страницы до нескольких предложений. Илье Ильичу снится родная Обломовка. Маленького Илюшу все любят, погода отличная, кормят прекрасно. Короче говоря, там очень хорошо. Настолько хорошо, что покидать деревню и не хочется. И вот взрослый Обломов буквально даже не встает с дивана, потому что этот образ земного рая для него недостижим.
Сон является ключом не только к характеру главного героя, но и к главной философской идее романа Ивана Гончарова. Конечно, у каждого из нас есть своя Обломовка, где трава зеленее и время замерло в высшем пике наслаждения. Но этот недостижимый идеал — не повод опускать руки и ничего не делать, иначе рискуешь свой рай потерять. А вот если двигаться вперед, то вполне можешь обрести земное подобие рая, которое в конце романа получают Штольцы. Одним словом, две минуты на релакс-приложение — и работать дальше.
Самые противоречивые. Сны Анны Карениной
В романе Льва Толстого «Анна Каренина» животная любовь Анны и Вронского противопоставляется возвышенным отношениям Левина и Китти Щербацкой. И у тех, и у других сильная до телепатии связь. Правда, пока Левин и Китти по первым буквам слов, выведенных на зеленом сукне, читают мысли друг друга, Каренина и Вронский видят один и тот же страшный сон.
С одной стороны, он навеян обстоятельствами их первой встречи, с другой — выступает в качестве обещания трагической развязки. Оба героя видят мужичка с всклокоченной бородой, копошащегося в мешке и бормочущего что-то по-французски. Анна отчетливо слышит слова: «Родами, родами умрете, родами, матушка». Конечно, речь пойдет не о настоящих родах, которые героиня благополучно переживет, а о «родах души» незадолго до гибели.
В книге Анна видит и еще один сон. В нем некоторые толкователи улавливают намек на групповой секс: «Одно сновиденье почти каждую ночь посещало ее. Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж».
Самые многообещающие. Сны Веры Павловны
Есть вещие сны, есть сны по Фрейду, а есть сны-политические программы. Такие снятся Вере Павловне — героине романа Николая Чернышевского «Что делать?».
В первом сне еще просто Верочка Розальская, заточенная в подвале, выбирается на свободу. Она встречает прекрасную женщину, которая всем помогает, и тоже рвется делать добро всем встречным. Сон символизирует, конечно, освобождение от собственного окружения и его ложных представлений о мире.
Во втором сне Вера слышит рассуждения Лопухова и Мерцалова о реальной и фантастической грязи. Реальная служит почвой для начала новой жизни, вторая же, лишенная движения, бесплодна. Эти два типа символизируют людей труда и бездельников, живущих за счет других.
В третьем (пожалуй, самом личном) сновидении Вера Павловна в компании знаменитой певицы читает свой дневник и понимает, что не любит своего мужа, а любит Александра Кирсанова.
А вот знаменитый четвертый сон — полноценная утопия с новым мировым устройством, где люди труда получают по справедливости, нет тунеядцев и трутней и вообще все счастливы. Понятно, что утопия эта находится в России.
Композиционный ход Чернышевского, который в сны героини вложил свои идеи, не оставил без внимания Виктор Пелевин. Он написал рассказ «Девятый сон Веры Павловны», вышедший в сборнике «Синий фонарь» в 1991 году.
Самые страшные и безупречные. Сны Родиона Раскольникова
Федор Достоевский — самый щедрый на сновидения отечественный классик. Сны видят Алеша и Иван в «Братьях Карамазовых», Ставрогин и Верховенский в «Бесах», Ипполит Терентьев в «Идиоте», а также герои «Подростка», «Двойника» и других произведений писателя. Не говоря уж про фантастический рассказ «Сон смешного человека».
Но, пожалуй, самые важные и характерные для творчества Достоевского сновидения — у Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». Они безупречны — максимально приближены к реальным нелогичным видениям обычного человека, полны странных и страшных образов, символов и отсылок к текущим переживаниям героя и его жизни в целом. Если коротко, сны Раскольникова — мечта психоаналитика.
Так, накануне убийства герой видит сон о забитой лошади, который явно навеян старыми детскими впечатлениями. Родион переживает за животное, хотя в реальности готовит безжалостное убийство старухи-процентщицы. После убийства все его видения — воплощение страха о разоблачении. А эмоциональный последний сон Раскольникова-каторжанина о моровой язве, идущей из глубин Азии на Европу, сулит выздоровление его души.