Влияние сна на успеваемость и здоровье младших школьников

Влияние сна на успеваемость и здоровье младших школьников thumbnail

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» — 2013

Естественные науки (от 8 до 10 лет)

«ВЛИЯНИЕ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Муратов Руслан, 9 лет

ученик 3-го класса

Руководители работы:

,

,

учителя начальных классов,

ГУ СОШ № 39 инновационного типа с гимназическими классами

г. Павлодар, Казахстан

2013 г.

Содержание

Введение

3

1 Теоретическая часть

5

1.1 Основной компонент режима дня – сон

5

1.2 Режим дня младшего школьника

8

2 Практическая часть

10

2.1 Исследование продолжительности ночного сна, отношения к здоровью, успеваемости учащихся 2 «Д» класса

10

2.2 Работа, направленная на увеличение продолжительности ночного сна

17

2.3 Повторное тестирование. Сравнение результатов

20

Заключение

24

Список использованных источников

25

Приложение А

Приложение Б

Введение

Как-то раз я поздно лег спать, а утром меня рано разбудили, чтобы идти в школу. Я в этот день был какой-то рассеянный, допускал много ошибок в тетрадях, и все шло как-то не так. Я пришел со школы, поел, хотел сесть за уроки, но чуть не заснул над тетрадью, тогда я решил лечь спать. Проснулся часа через полтора. И все нормализовалось. Я задумался, как же сон влияет на мои успехи в школе и на мое здоровье?

Я начал изучать литературу. Оказалось, что вопросами здоровья младших школьников занимаются многие ученые (, , и другие), а вот про влияние сна на здоровье и успеваемость учащихся сказано немного. Я решил изучить этот вопрос.

Вопросам здоровья детей в Республике Казахстан уделяется много внимания, так как без решения этих вопросов у страны нет будущего.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально–экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Как показали исследования, влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

1) наследственность – определяет здоровье на 20%;

2) условия внешней среды – на 20%;

3) деятельность системы здравоохранения – на 10%;

4) образ жизни человека – на 50%.

Из данного соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.

Говоря о факторах, оказывающих влияние на успеваемость и здоровье ребенка младшего школьного возраста, ученые (, )

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные иг­ры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное вре­мя), прием пищи, личная гигиена.

Как видим, сон ученые выдвигают на первое место среди компонентов режима дня.

Все сказанное выше определило выбор темы нашего исследования: «Влияние сна на успеваемость и здоровье младших школьников».

Цель исследования: установить фактическое количество часов ночного сна учащихся и сравнить эти данные с показателями успеваемости и здоровья учащихся младших классов.

Объект исследования: сон младших школьников.

Предмет: влияние сна на успеваемость и здоровье младших школьников.

Гипотеза: если сон будет длительный и здоровый, то улучшится здоровье и успеваемость учащихся младших классов.

Задачи исследования:

1)  изучить литературу по теме «Сон младших школьников и его влияние на здоровье и успеваемость»;

2)  проанализировать и обобщить изученный материал;

3)  провести экспериментальную работу;

4)  разработать систему упражнений на расслабление и релаксационных настроев, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, а также способствующих эффективному сну.

Методы исследования:

1) анализ литературы;

2) наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование;

3) эксперимент.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе 3 класса СОШ №39 инновационного типа с гимназическими классами города Павлодара.

1 Теоретическая часть

1.1 Основной компонент режима дня – сон

Влияние сна на успеваемость и здоровье младших школьников

Я постарался выяснить в книгах, что же такое сон? Про сон написано много интересного: и про фазы, структуру сна, сновидения и другое. Но там много медицинских терминов, которые мне пока еще не понятны. И я извлек из книг ту информацию и представляю её вам (в переработанном виде), которая понятна мне.

СОН – состояние, периодически возникающее у человека и других теплокровных животных, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы.

Природа сна всегда вызывала повышенный интерес и служила поводом для множества догадок и предположений. Это неудивительно, поскольку треть жизни человек проводит во сне. В древних культурах существовали разнообразные божества, покровительствовавшие сну. В греческой мифологии бог сна назывался Гипносом, в римской – Сомнусом. Морфей, бог сновидений, был одним из тысячи сыновей Сомнуса. Бог сна считался братом бога смерти, и оба они были сыновьями богини ночи.

Современные исследования значительно обогатили наши представления о сне. В лабораториях, занимающихся изучением сна, создаются специальные условия, позволяющие оценить влияние на сон определенных факторов.

Читайте также:  Во сне разговариваю на непонятном языке

На основании научных исследований было доказано, что существует два типа сна: «быстрый» сон – со сновидениями, и «медленный» сон – без сновидений. Основной отличительной особенностью «быстрого» сна является наличие быстрых движений глазных яблок. Определить видит ли человек сон можно даже без специальной аппаратуры. Нужно просто понаблюдать за его закрытыми глазами. Если глазные яблоки быстро двигаются под веками, то человек видит сон. Если его разбудить в этот момент, то он сможет достаточно подробно рассказать содержание сновидений. Обычно за ночь регистрируется 5-7 эпизодов быстрого сна общей продолжительностью 1,5 – 2 часа. «Медленный» сон также неоднороден и делится на 4 стадии, каждая из которых имеет свои важные физиологические особенности, хотя и не различимые без соответствующей аппаратуры.

Функции сна:

1.  Сон обеспечивает отдых организма.

2.  Сон способствует переработке и хранению информации.

3.  Сон – это приспособление организма к изменению освещённости.

4.  Сон восстанавливает иммунитет путём активизации необходимых веществ и процессов в организме, борющимися с вирусными заболеваниями.

В ходе изучения литературы, выявлена необходимая продолжительность сна для человека.

Индивидуальная потребность во сне у человека может колебаться от 3 до 12 часов. Причем время сна, необходимое конкретному человеку, удивительно постоянно. Хотя сегодня вы можете спать дольше, чем завтра, в зависимости от обстоятельств, однако количество часов сна за неделю или месяц почти одно и то же – разница от недели к неделе обычно не превышает получаса. Продолжительность сна у новорожденных, взрослых и пожилых людей составляет 12–16, 6–8 и 4–6 ч в сутки соответственно.

Специалисты рекомендуют следующее количество часов на каждом возрастном этапе:

– Младенцы (от 3 до 11 месяцев): от 14 до 15 часов;

– Дети, начавшие ходить: от 12 до 14 часов;

– Дошкольники: от 11 до 13 часов;

– Дети младшего школьного возраста: от 10 до 11 часов.

Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, третьекласснику необходимо спать 10,5 часов в сутки.

У здорового человека длительность сна практически постоянная на протяжении жизни – от 20 до 75 лет. Ученые называют тех, кто спит менее 6 часов в сутки, короткоспящими, а тех, кто спит более 9 часов, – долгоспящими. Известно, что Наполеон спал 4-6 часов в сутки, а Эйнштейн, наоборот был долгоспящим, так же как и многие другие одаренные личности.

Также я узнал, что выделяют группы людей по аналогии с птицами, в зависимости от того, кто, когда встает и ложится спать:

—  «жаворонки»;

—  «голуби»;

—  «совы».

Первые рано просыпаются, но и рано ложатся спать, последние – просыпаются поздно, высоко активны ночью, могут ложиться очень поздно. «Голуби» занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами». Они среди взрослых составляют половину от общей численности.

В ходе работы над проектом, я узнал, как спят животные.

Лошади и овцы могут спать стоя или лёжа, однако во сне в положении стоя не проявляется фаза быстрого движения глаз. Кошки спят около 16 часов в сутки. Жирафы спят на коленях, заворачивая шею вокруг ног; львы лежат на спине, сложив передние лапы на груди, крысы укладываются на бок, а хвост закручивают к голове. Так же спят и лисы. Летучие мыши засыпают, только подвесившись вниз головой.

Хладнокровные животные, вроде ящериц, черепах и рыб тоже спят, хотя ранее считалось, что они просто замирают с наступлением ночи.

Птицы так же могут спать сидя, стоя, а некоторые даже на лету или «на плаву» (например, утки). Мигрирующие птицы выработали интересный механизм, который позволяет им спать во время длительных перелетов: каждые 10-15 минут птица залетает в центр стаи и лишь слегка машет крыльями. Она парит на воздушных потоках, которые создает вся стая. Потом птицы меняются местами.

1.2 Режим дня младшего школьника

Работая над проектом, я выяснил, что такое рациональный режим дня?

Итак, рационально организованный режим дня это:

—  точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий ребенка;

—  достаточный отдых на свежем воздухе;

—  регулярное и полноценное питание;

—  достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет осо­бое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая, а с другой стороны – новые условия жизни, необходимость адап­тации к нелегким для организма ребенка физическим и психиче­ским нагрузкам, связанным с обучением, предъявляют повышенные требования ко всем физиологи­ческим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адапта­ции к условиям школы, а нарушения режима дня приводят к серьезным от­клонениям в здоровье ребенка.

Читайте также:  Гадание во сне на суженого во сне

Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспо­койство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физи­ческом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима – одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления детей.

Очень важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма яв­ляется условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов. Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают.

У первоклассников и второклассников работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться – то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство – защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления. Слова, окрики, упреки не помогают, поскольку дети не отдают себе отчета в том, почему это с ними происходит. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребенка.

Рационально организованный режим дня для младшего школьника выглядит примерно следующим образом:

Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим.

Занятия в школе.

Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть – и ни в коем случае не садится сразу же за уроки.

Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении – не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, и по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему.

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых – полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.

2 Практическая часть

2.1 Исследование продолжительности ночного сна, отношения к здоровью, успеваемости учащихся 3 «Д» класса

C:UsersЛенаDocumentsработаВ эксперименте участвовало 26 школьников (ребят моего класса) средней общеобразовательной школы №39 инновационного типа с гимназическими классами города Павлодара.

На первом этапе практической работы было проведено анкетирование учащихся и их родителей с помощью анкеты «Хорошо ли вы спите?» .

Представим результаты первичного анкетирования.

1. Хорошо ли вы спите?

А) Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью – 18 человек;

Б) Не всегда, бывает я часто просыпаюсь – 5 человека;

В) Просыпаюсь почти каждую ночь – 3 человека.

2. Во сколько вы засыпаете?

В 20.00 – 1 человек;

в 21.00 – 7 человек;

в 22.00 – 14 человек;

в 23.00 – 4 человека.

3. Во сколько вы просыпаетесь?

В 6.00 – 5 человек;

В 7.00 – 21 человек.

4. Посчитайте и запишите время своего сна.

8 часов – 6 человек;

9 часов – 14 человек;

10 часов – 6 человек.

5. Во время сна я:

А) много двигаюсь (переворачиваюсь, кручусь) – 6 человек;

Б) мало двигаюсь – 10 человек;

В) сплю спокойно – 10 человек.

6. Случаются громкие вскрикивания, вскакивания из сна

А) часто – 0 человек;

Б) редко – 8 человек;

В) не случаются – 18 человек.

7. Утром просыпаюсь в:

А) хорошем настроении – 18 человек;

Б) плохом настроении – 4 человека;

В) непонятном состоянии – 4 человека.

8. Днем отмечается:

А) сонливость – 7 человек;

Б) активность – 14 человек;

В) перемена настроения – 5 человек.

9. К вечеру становлюсь:

А) раздражительным, трудноуправляемым – 0 человек;

Б) спокойным, усидчивым – 15 человек;

В) активным – 11 человек.

10. Я всегда засыпаю:

А) долго – 6 человек;

Б) быстро – 9 человек;

В) когда как – 11 человек.

11. Утром меня разбудить:

А) легко – 8 человек;

Б) трудно – 12 человек;

В) сам просыпаюсь в нужное время – 6 человек.

При анализе полученных данных, были вычислены школьники, продолжительность сна которых в учебные дни:

—  укладываются в возрастные нормативы – 0 человек;

—  школьники, которые недосыпают 0,5 часа – 6 человек;

—  школьники, которые недосыпают 1,5 часа – 14 человек;

—  школьники, которые недосыпают 2,5 часа – 6 человек.

Итак, исследуемые школьники недосыпают от 0,5 до 2,5 часа. По результатам первичного анкетирования видно, что ни один ученик нашего класса не спит 10,5 часов в сутки (в соответствии с возрастными нормами). Имеются дети, которых трудно разбудить утром, так как они не высыпаются, просыпаются они в плохом или непонятном состоянии, и соответственно, у них днем наблюдается сонливость и перемена настроения. Всё это сказывается на состоянии здоровья и успеваемости младших школьников.

Читайте также:  Со чжи соп so ji sub сон сын хон поженились

C:UsersЛенаDocumentsработаС целью определения отношения школьников к своему здоровью проводилось анкетирование.

Анкета «Будем здоровы!» ().

Уважаемый участник! Перед Вами лежит анкета, позволяющая определить твое отношение к формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

1) Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

А) Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;

Б) Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

В) Вы вообще не придерживаетесь какого–либо режима.

2) Регулярно ли вы делаете зарядку?

А) Да, это для меня необходимость;

Б) Иногда делаю;

В) Нет, не делаю вовсе.

3) Часто ли вы с родителями используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

А) Регулярно (как минимум два раза в месяц);

Б) Иногда (2 – 3 раза в пол года);

В) Никогда или очень редко.

4) Часто ли вы болеете?

А) Очень редко (не чаще 1 раза в год);

Б) Болею 3 – 4 раза в год;

В) Болею очень часто (чаще 5 раз в год).

5) Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?

А) Нет;

Б) Затрудняюсь ответить;

В) Да.

6) Соблюдаете ли вы правильный режим дня?

А) Да, стараюсь всегда его соблюдать;

Б) Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;

В) Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.

7) Часто ли вы устаете после уроков?

А) Почти никогда не устаю;

Б) Иногда устаю очень сильно;

В) Да, почти всегда сильно устаю.

8) Доставляет ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?

А) Да, вы всегда ходите на него с удовольствием;

Б) Он вас, в общем–то, устраивает;

В) Вы ходите на него без особой охоты.

9) Занимаетесь ли вы каким–либо видом спорта?

А) Да, я регулярно посещаю спортивную секцию;

Б) Периодически посещаю спортивные секции;

В) Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 балльной шкале. При анализе анкеты за каждый ответ «а» присуждалось 4 балла, за «б» – 2 балла и за «в» – 0.

36-33 баллов – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью.

32 – 28 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная сформированность других.

27 баллов и ниже – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании.

Общие результаты отношения школьников к своему здоровью представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровни отношения школьников к своему здоровью

Уровни отношения школьников к своему здоровью

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

2 человека

17 человек

7 человек

Также была отслежена частота заболеваний учащихся. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Частота заболеваний учащихся

№ п/п

Ф. И. учащегося

Частота заболеваний

1.

Андреев Ярослав

1 раз в месяц

2.

Бадулин Никита

1 раз в 3 месяца

3.

Байдильдин Темир

1 раз в месяц

4.

Белокрылова Ангелина

2 раза в месяц

5.

Валиулина Ясмин

1 раз в 1,5 месяца

6.

Гергерт Владимир

1 раз в 4 месяца

7.

Гульван Данил

2 раза в месяц

8.

Долженко Данила

1 раз в 1,5 месяца

9.

Ермекбаев Аян

2 раза в месяц

10.

Жукова Владислава

1 раз в 3 месяца

11.

Жумабаева Айжан

1 раз в 2 месяца

12.

Каримова Алина

1 раз в 3 месяца

13.

Кормилицын Олег

1 раз в 2 месяца

14.

Миллер Ангелина

1 раз в 1,5 месяца

15.

Митрошина Алина

1 раз в 2 месяца

16.

Муратов Руслан

1 раз в 4 месяца

17.

Осипова Анастасия

1 раз в 2 месяца

18.

Плескач Александр

1 раз в 3 месяца

19.

Романенко Дарья

1 раз в 2 месяца

20.

Рудоквасова Дарья

2 раза в месяц

21.

Сагинова Аружан

1 раз в 2 месяца

22.

Смагулов Эльдар

1 раз в 2 месяца

23.

Тимохина Елена

1 раз в 2 месяца

24.

Ченцова Елена

1 раз в месяц

25.

Шораева Наргиз

1 раз в месяц

26.

Яськова Эвелина

2 раза в месяц

Результаты успеваемости представлены в таблице 3.

Влияние сна на успеваемость и здоровье младших школьников

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3

Источник