Врубель из цикла бессонница

Врубель из цикла бессонница thumbnail

В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства.

Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних скорбных лет жизни гениального художника, который до конца жизни был верен творчеству.

Врубель из цикла бессонница

«Демон поверженный», 1901-1902

1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».

Врубель из цикла бессонница

«Демон сидящий», 1890 (до болезни)

Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.

Врубель из цикла бессонница

Михаил Врубель с женой, Надеждой Ивановной Забелой-Врубель, 1892 (до болезни)

Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.

Врубель из цикла бессонница

«Портрет сына художника», 1902 (начало болезни, но до первой госпитализации)

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.

Врубель из цикла бессонница

«Пан», 1899 (до болезни)

В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.

Врубель из цикла бессонница

«Царевна Лебедь», 1900 (до болезни)

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.

Врубель из цикла бессонница

«Сирень», 1900 (до болезни)

18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы. 3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.

Врубель из цикла бессонница

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1904 (во время болезни)


После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

Врубель из цикла бессонница

Один из вариантов работы «Жемчужина», написанный пастелью, ориентировочно 1904 (во время болезни)

На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

Врубель из цикла бессонница

«Автопортрет с раковиной», 1905 (во время болезни)

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.

Врубель из цикла бессонница

«Кувшинки», 1890 (до болезни)

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.

Врубель из цикла бессонница

«Гамлет и Офелия», 1884 (до болезни)

В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

Врубель из цикла бессонница

«Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни)

К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.

Читайте также:  Капли в нос бессонница

Врубель из цикла бессонница

«Портрет доктора Ф. А. Усольцева», 1904 (во время болезни)

Переезд в клинику Усольцева принес удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.

Врубель из цикла бессонница

Ограда психиатрической больницы, на этом месте находилась клиника Усольцева

После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.

Врубель из цикла бессонница

«Утро», 1897 (до болезни)

В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.

Врубель из цикла бессонница

«Жемчужина», 1904 (во время болезни)

К началу 1905 года жена стала замечать у Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

Врубель из цикла бессонница

«После концерта» (Портрет жены художника), 1905 (во время болезни)

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

Врубель из цикла бессонница

«Портрет поэта В. Я. Брюсова», 1906 (во время болезни)

Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: 

«Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений»

Врубель из цикла бессонница

Фотография поэта Брюсова

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

Врубель из цикла бессонница

«Гадалка», 1894-1895 (до болезни)

Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения: художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош.

Врубель из цикла бессонница

«Шестикрылый Серафим», 1905 (до болезни)

Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

Врубель из цикла бессонница

«Валькирия (Портрет княгини Тенишевой)», 1899 (до болезни)

Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.

Врубель из цикла бессонница

«Гензель и Гретель», 1896 (до болезни)

Последний год жизни художник все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали Врубеля, иногда он говорил, что «устал жить».

Врубель из цикла бессонница

«Серафим», 1904-1905 (во время болезни)

Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.

Врубель из цикла бессонница

Фотография М. А. Врубеля, 1897 (до болезни)

Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию художеств — свою alma mater.

Читайте также:  Смотреть фильм похожий на бессонницу в хорошем качестве

Врубель из цикла бессонница

«Кровать» (из цикла «Бессонница»), 1903-1904 (во время болезни)

Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: 

«Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров»

Врубель из цикла бессонница

«Роза в стакане», 1904 (во время болезни). 
www.vamart.ru

Автор: Дарья Евсеева

Из: 
Сameralabs

Источник

Андрей Зимоглядов

Когда Михаил Врубель сделал предложение певице Надежде Забеле, она его совсем не знала. Общие знакомые рассказали ей, что Михаил Александрович крепко выпивает. Что зарабатывает он  эпизодически, а тратит широко и безоглядно, и потому живет практически впроголодь. Что он — мягко говоря, с причудами. Словом, предложение было на редкость заманчивым. Немного поразмыслив, Надежда Ивановна ответила «да».

Любовь и так далее

На момент знакомства с будущей женой Михаилу Врубелю исполнилось 40. По части отношений он к тому времени имел изрядный и в основном трагический опыт. Первая большая любовь приключилась с  Михаилом Александровичем в 1884-м — ему тогда было 27. Известный археолог, историк искусства  Адриан Прахов пригласил молодого художника в Киев для реставрационных работ в Кирилловской церкви. Там Врубель познакомился с красавицей Эмилией.

Голова женщины (Портрет Э. Праховой). Этюд к картине «Богоматерь с младенцем». Михаил Александрович Врубель. 1885, 36×26 см

Эмилия была талантливой пианисткой, ученицей Ференца Листа. Она содержала в Киеве литературный салон и была, по воспоминаниям ее внучки — Александры — «дамой с придурью». Кроме того, она была женой работодателя Врубеля. Это досадное недоразумение не остановило юношу — как честный человек, он предупредил Прахова, что непременно женится на Эмилии. Прахов пожал плечами: это был не первый и не последний раз, когда ради таланта Врубеля окружающие мирились с некоторой эксцентричностью его натуры. Первое время ухаживания Врубеля даже забавляли чету Праховых, но вскоре наскучили обоим, и  Врубель был командирован в Италию — изучать византийское искусство.

Едва вернувшись, он сделал Эмилии предложение. Врубель был влюблен не на шутку. Он написал с  Эмилии Праховой икону «Богоматерь с младенцем», и вообще возвел вокруг нее настоящий романтический культ. Будучи отвергнутым, он долго переживал. Однажды, много позднее, он пошел купаться со своим приятелем Константином Коровиным, и тот, заметив у него на груди множество больших белых шрамов, спросил, откуда они. «Не знаю, поймете ли вы». — Ответил Врубель. — «Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в  невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Богоматерь с младенцем. Михаил Александрович Врубель. 1885, 203×87 см

Потом были другие романы — чаще мимолетные, но неизменно бурные и, в том или ином смысле,  разрушительные.

Однажды Михаил Врубель написал для коллекционера Ивана Терещенко картину «Моление о чаше». Зная привычку художника переделывать готовые работы, Терещенко взял с него клятву, что он не  прикоснется к готовому (и, говорят, великолепному) полотну, и заплатил с условием, что заберет картину через пару дней.

Дальнейшие события описывал Михаил Нестеров: «В это время в киевском цирке появилась некая Анна Гаппе — наездница, проделывающая очень сложные номера, перепрыгивая под музыку через ряд обручей, что по ее пути держали „рыжие“. Наш Михаил Александрович успел увидеть, познакомиться,  плениться и пленить (ведь он в тот час был „богачом“, продав свое „Моление о чаше“ Терещенко) очаровательную, единственную, ни с кем не сравненную наездницу. И как-то после представления, после всех удивительных номеров, что проделывала в этот вечер Анна Гаппе, после ужина, Михаил Александрович очутился у себя в меблирашках, объятый непреодолимым желанием написать Анну Гаппе. На несчастье, не оказалось холста, но тут Михаил Александрович увидел свое изумительное „Моление о  чаше“ — и тотчас же у него сверкнула „счастливая“ мысль: на этом холсте, не откладывая ни минуты, под свежим впечатлением написать, хотя бы эскизно, тот момент, когда очаровательная Анна Гаппе появляется на арене цирка, стоя на коне, и под звуки музыки и директорского хлыста начинает свои полеты через ряд обручей. Михаил Александрович с утра до вечера проработал над Анной Гаппе, и, лишь когда совсем стемнело, на холсте от „Моления о чаше“ остался лишь небольшой незаписанный угол».

Словом, Михаил Врубель был натурой мятущейся, порывистой и влюбчивой. Когда он сделал предложение Надежде Забеле, близкие не сомневались, что он это не всерьез и ненадолго. Они ошиблись: Надежда стала главной и последней любовью Михаила Врубеля.

Муза. Михаил Александрович Врубель. 1896

Экспансивный, но вполне порядочный

Выпускница Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, Надежда Забела дебютировала в качестве оперной певицы в 1893 году. Ее карьера сразу задалась — критики отмечали  «хрустальную прозрачность тембра» и «прелестное мецца воче в высоком регистре». Ей рукоплескали в  Киеве, Москве и Петербурге, а Римский-Корсаков, услышав пение Забелы, вскоре начал писать специально «под нее».

Мнения современников касательно ее внешности разнились. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко, расставленные сказочные глаза,  пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки…» — писал о ней Михаил Гнесин.

Надежда Забела-Врубель в образе Морской Царевны (опера «Садко», 1900 г.)

В то же время сестра певицы — Екатерина Ге вспоминала: «В наружности сестры не было ничего классического и правильного, и я слышала отзыв, что Врубель выдумал красоту сестры и осуществил в  портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему».

Читайте также:  Бессонница это плата за богатое воображение

Так или иначе, Надежда Забела умела очаровывать. Врубель увидел ее в 1896-м на репетиции оперы  «Гензель и Гретель» в Панаевском театре, где работал художником-оформителем.

Гензель и Гретель (Портрет Н.И. Забелы и Т.С. Любатович). Михаил Александрович Врубель. 1895

В перерыве он подбежал к ней, целовал руки, бледнел, краснел, сыпал сбивчивыми комплиментами. Певица была обескуражена столь мощной и стремительной атакой. «Стоявшая здесь Т. С. Любатович  (Татьяна Любатович исполняла партию Гензеля — ред.) поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился», — вспоминала она.

Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете «Ампир», исполненном по замыслу художника. Михаил Александрович Врубель. 1898, 124×75 см

Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде Ивановне предложение (сестре он писал, что непременно покончил бы с собой в случае отказа). Как ни странно, та согласилась.

Вскоре Надежда Забела уехала выступать в Швейцарию. Врубель, спешно окончив текущие дела,  отправился следом. Венчание проходило в Крестовоздвиженском соборе Женевы. От вокзала к собору Врубель шел — или, вернее, почти бежал — пешком: денег на извозчика по обыкновению не было.

Царевна-Лебедь. Михаил Александрович Врубель. 1900, 142.5×93 см

Счастливы вместе

Михаил Врубель и Надежда Забела прожили вместе пять счастливых лет. Брак этот изменил их обоих. Катерина Ге вспоминала, что сестра ее «сделалась как-то по-особенному моложава и интересна — от  атмосферы влюбленности, которой ее окружал этот Врубель». Музыкальные критики стали находить в ее  голосе новые, более теплые и мягкие оттенки.

Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель (1896 г.)

«В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я  безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и  мне удастся иметь на него влияние», — писала она в письме.

Что касается Врубеля, он обрел музу, а вместе с ней — большую уверенность в своих силах. Он стал взвешеннее, спокойнее. Впервые за долгие годы он казался близким счастливым. Метафорические и  реальные шрамы от былых романов окончательно затянулись.

М.А. Врубель в кабинете коллекционера Я. Е. Жуковского (1897 г.)

Зная за мужем привычку сорить деньгами, Надежда Ивановна — разумно и трезво — распоряжалась бюджетом. Впрочем, бытовые аспекты не слишком заботили Врубелей. Это был союз творческих людей,  скрепленный не только романтическим чувством, но и обоюдным уважением к таланту другого.

Портрет Н.И. Забелы-Врубель в кресле на фоне обоев. Михаил Александрович Врубель. 1904, 21.1×30.6 см

Врубель был чрезвычайно музыкален, старался не пропускать выступлений жены — по ее подсчетам,  только постановку «Садко» Михаил Александрович посмотрел не менее 90 раз.

Н. И. Забела-Врубель в спектакле «Садко»

Надежда Забела доверяла его мнению и считалась с его советами. Кроме того, Врубель взял на себя обязанности ее костюмера и гримера — в этом качестве он был таким же неуемным перфекционистом, как и в живописи.

После концерта. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель у камина, в платье, исполненном по замыслу художника. Михаил Александрович Врубель. 1905, 168.5×191.5 см

Сказка с несчастливым концом

В 1901 году у Врубелей родился сын — событие это положило идиллии конец. Мальчик (названный в честь Мамонтова Саввой) родился с расщепленным небом — в народе такое называют «заячьей губой». Это произвело на Врубеля тягостное впечатление, он видел в, казалось бы, пустяковом дефекте дурной знак.

Портрет сына художника. Михаил Александрович Врубель. 1902, 53×69 см

Чтобы ухаживать за сыном, Забела временно оставила сцену, и Врубелю пришлось обеспечивать семью самостоятельно — к такой ответственности он не привык. Он работал по 14 часов в сутки (против привычных четырех), но к каким-либо результатам не приближался. Врубель в это время работал над  «Демоном поверженным». Практически готовую картину он переделывал снова и снова — перфекционизм превращался в одержимость и исступление. В 1902-м Врубеля впервые госпитализировали с диагнозом  «острое психическое расстройство».

Еще через год внезапно заболел и умер Савва — нестабильной психике Врубеля был нанесен страшный удар.

Характеристика «безумный гений» перестала быть по отношению к Врубелю фигурой речи. Одна клиника следовала за другой, депрессия и апатия сменялись нездоровой оживленностью, мегаломания — припадками самоуничижения. Время от времени — когда хватало сил — Врубель уходил в запой,  становясь притом особенно буйным. Надежде Забеле случалось спасаться бегством и пережидать кризис у родственников в Рязани.

Кровать. Из цикла «Бессонница». Михаил Александрович Врубель. 1905, 23×33 см

В моменты просветления Врубель с удовольствием слушал ее пение. Для оркестрового звучания он был уже слишком слаб, но «прелестное мецца воче» жены любил как прежде.

Кроме прочего художник начал слепнуть. До самого конца он рисовал Надежду Забелу, воссоздавая милые черты по памяти, практически на ощупь.

После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель. Михаил Александрович Врубель. 1905, 44.2×38.8 см

В 1910-м Михаила Врубеля не стало. Надежда Забела изо всех сил старалась жить дальше, продолжала выступать. «Теперь, разучивая что-нибудь, я думаю о том — как бы это понравилось М. А. Но, увы, его уже нет» — писала она.

Дама в лиловом. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель. Михаил Александрович Врубель. 1905, 160×130 см

Гнесин, слушавший ее в Мариинском театре, вспоминал: «Внешний облик ее, да и пение были для меня обаятельны по-прежнему, и все же это была по сравнению с прежним как бы нежная и несколько тусклая акварель, лишь только напоминающая картину, написанную масляными красками».

Надежда Забела пережила мужа всего на 3 года. Она умерла в 1913 в возрасте 45 при несколько туманных обстоятельствах. Некоторые биографы утверждают, что это было самоубийство.

artchive.ru

Источник