Выход медитация нирвана сон одним словом

Выход медитация нирвана сон одним словом thumbnail

Выход медитация нирвана сон одним словом

все ассоциации        
мужские/женские

Со словом «нирвана» ассоциируются слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Выход медитация нирвана сон одним словом

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова внимательность (существительное):

Слово «нирвана»
ассоциируется со
словами

Синонимы к слову «нирвана&raquo

Предложения со словом «нирвана»

  • Умиротворяющая атмосфера погружала в состояние нирваны, и только дуновения ветерка и шелест волн не давали полностью потерять связь с реальностью.
  • Только тот, кто полностью отказался от мирской жизни, достигнет нирваны (блаженства и просветления) — главный тезис тхеравады.
  • Половина этих поучений относится к нашей ситуации в этом мире, другая посвящена способам выхода за пределы сансары, то есть достижения нирваны.
  • (все
    предложения)

Цитаты из русской классики со словом «нирвана»

  • Буддизм видит в страдании сущность бытия и лишь в освобождении от бытия, в небытии, нирване видит спасение от страдания.
  • – Тогда это неравенство! Это, значит, деление людей на касты. Одни, как калмыцкие попы, прямо погружаются в блаженную страну – Нирвану – и сливаются с Буддой [Будда Гаутам (VI—V век до н. э.) – основатель буддийской религии.], а другие – чернь, долженствующие работать, размножаться и провалиться потом в страну Ерик – к дьяволу.
  • Лихонин находился в том одновременно расслабленном и приподнятом настроении, которое так знакомо каждому человеку, которому случалось надолго выбиться из сна. Он как будто бы вышел из пределов обыденной человеческой жизни, и эта жизнь стала для него далекой и безразличной, но в то же время его мысли и чувства приобрели какую-то спокойную ясность и равнодушную четкость, и в этой хрустальной нирване была скучная и томительная прелесть.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «нирвана»

  • НИРВА́НА, -ы, ж. Блаженное состояние покоя, достигаемое, согласно мистическому учению буддистов, путем полного отрешения от всего житейского. (Малый академический словарь, МАС)

    Смотреть все
    значения слова НИРВАНА

Смотрите также

НИРВА́НА, -ы, ж. Блаженное состояние покоя, достигаемое, согласно мистическому учению буддистов, путем полного отрешения от всего житейского.

Все значения слова «нирвана»

  • Умиротворяющая атмосфера погружала в состояние нирваны, и только дуновения ветерка и шелест волн не давали полностью потерять связь с реальностью.

  • Только тот, кто полностью отказался от мирской жизни, достигнет нирваны (блаженства и просветления) — главный тезис тхеравады.

  • Половина этих поучений относится к нашей ситуации в этом мире, другая посвящена способам выхода за пределы сансары, то есть достижения нирваны.

(все
предложения)

  • небытие
  • блаженство
  • благодать
  • нирвана
  • будда
  • (ещё синонимы…)
  • в полной нирване
  • в нирвану сна
  • погрузиться в нирвану
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • буддийская
  • полная
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «нирвана»

Источник

МедитацияМедитация – основная духовная практика, ведущая к состоянию Будды. В этой статье я кратко изложу основы буддийского учения «Вишуддхи магга» – о восьми стадиях медитации. Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена – «Многообразие медитативного опыта».

Путь очищения

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие-сознание-блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке – как символ высшей исконной реальности чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами используют духовные имена в связке с термином «ананда». Например, Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой», Муктананда — освобождением, Брахмананда — Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. у него нет привязанностей и соответственно — нет цепляний за конкретные состояния. Умалчивают, как я полагаю, чтобы искатели двигались хотя бы ради попутных временных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий.

Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации – в нирване присутствует тончайшее блаженство. Вряд ли это так, потому что мастера о нирване говорят, как о явлении за пределами всех возможных переживаний и характеристик. Даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно – есть оно или нет, потому что как только начинаешь им увлекаться, медитация обращается в блуждания ума, и блаженство уходит.

«Вишуддхи Мага» можно перевести как «путь очищения». Это учение – один из главных буддийских текстов по медитации. Практика в нем разделяется на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, которые сопутствуют медитации практикующих в той последовательности, в какой они перечислены ниже.

Стадии медитации

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации. Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

Читайте также:  Если во сне кусает змея к чему это

На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне». Практика становится устойчивой.

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание не исчезает, но прекращает свою деятельность. На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения (см статью «реальности не существует»).

Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» — ни существования, ни отсутствия существования.

Разночтения

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, т.к. полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, т.к. на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

Одно можно сказать наверняка — теоретическая сторона не столь важна, как практическая — она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Этой теме на progressman.ru посвящена статья о мировоззрении. Путаница в терминологии не должна вызывать волнений. В практике разных людей в зависимости от данных подсознания могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой.

Говорят, что высший пилотаж осознанности и медитации – это «сахаджа самадхи» — пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации – даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к простым смертным.

Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства — все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации

Источник

Чаще всего используются ассоциации: тишина, сон, покой, отдых, спокойный. Слово «спокойствие» является ассоциацией к утешение, стабильность, хладнокровие, сдержанность, упоение.

Ассоциации к слову «спокойствие»:

  1. тишина
  2. сон
  3. покой
  4. отдых
  5. спокойный
  6. мир
  7. тихо
  8. человек
  9. спокойно
  10. умиротворение
  11. гармония
  12. нервы
  13. безмятежность
  14. равновесие
  15. состояние
  16. ночь
  17. характер
  18. медитация
  19. душа
  20. одиночество
  21. тихий
  22. дом
  23. природа
  24. море
  25. релакс
  26. чувство
  27. йога
  28. вода
  29. тишь
  30. уравновешенность
  31. успокоение
  32. уют
  33. любовь
  34. расслабление
  1. счастье
  2. кровать
  3. жизнь
  4. лес
  5. только
  6. семья
  7. смерть
  8. хорошо
  9. радость
  10. психолог
  11. успокоительное
  12. музыка
  13. чай
  14. мысли
  15. штиль
  16. успокойся
  17. гладь
  18. спать
  19. больница
  20. ребёнок
  21. уверенность
  22. комфорт
  23. день
  24. невозмутимость
  25. работа
  26. только спокойствие
  27. терпение
  28. молчание
  29. вечер
  30. аура
  31. воздух
  32. дзен
  33. огонь
  34. старость
  1. таблетки
  2. темнота
  3. усталость
  4. благодать
  5. равнодушие
  6. эмоции
  7. небо
  8. время
  9. гроб
  10. дети
  11. книга
  12. мама
  13. настроение
  14. река
  15. снотворное
  16. тепло
  17. умиротворённость
  18. школа
  19. шум
  20. друг
  21. спокойствие только спокойствие
  22. нирвана
  23. релаксация
  24. валерьянка
  25. уединение
  26. беспокойство
  27. выдержка
  28. волнение
  29. церковь
  30. блаженство
  31. мудрость
  32. грусть

Слово «спокойствие» ассоциируется со словами:

  1. утешение
  2. стабильность
  3. хладнокровие
  4. сдержанность
  5. упоение
  6. безопасно
  7. удовлетворение
  8. затишье
  9. облегчение
  10. безопасность
  11. благополучие
  12. обнимашки
  13. беруши
  14. транс
  15. рай
  16. валидол
  17. безмолвие
  18. смирение
  19. дисциплина
  20. дзэн
  21. суета
  22. характер человека
  23. охранять
  24. мирный
  25. арфа
  26. йог
  1. глухомань
  2. надёжность
  3. душевный
  4. корвалол
  5. парк
  6. буддизм
  7. гавань
  8. покойный
  9. Будда
  10. скромность
  11. духовность
  12. молчать
  13. нарушитель
  14. обстановка
  15. стабилизация
  16. доверие
  17. кайф
  18. хранитель
  19. веранда
  20. выдох
  21. невроз
  22. шёпот
  23. наслаждение
  24. охранник
  25. домик
  26. зелень
  1. квартира
  2. родители
  3. диван
  4. тревога
  5. халат
  6. аквариум
  7. свобода
  8. ярость
  9. благо
  10. психология
  11. удовольствие
  12. дождь
  13. крыша
  14. волны
  15. храм
  16. дыхание
  17. воскресенье
  18. госбезопасность
  19. одеяло
  20. простынь
  21. улыбка
  22. отпуск
  23. постель
  24. атмосфера
  25. закат
Читайте также:  Кот леопольд во сне и наяву мультфильм

Источник

Нирва́на, Нибба́на (от санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna — «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме[1]. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в сансаре.

В буддизме нирвана:

  • свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);
  • освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
  • состояние сознания, в котором элементы «санатаны» (дхармы) — потока сознания пребывают в покое;
  • высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»)[2].

Помимо «нирваны с остатком» в палийских суттах различают «нирвану без остатка» (паринирвана). Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении (шанти) или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару. В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие
«естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпа (состоянием Изначального будды Самантабхадры).

По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахманом.

Нирвана в буддизме[править | править код]

Общие понятия[править | править код]

В палийском каноне есть «Махапариниббана сутта» («Сутта сутра о великом переходе Будды в покой нирваныниббаны»). Как и в других местах палийского канона нирване здесь даётся определение как «несозданной», «неопределимой», «блаженной», «свободной от привязанностей» и т. д.

Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страданий больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости (в сутрах махаяны), разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.

Сутта-питака характеризует нирвану как «освобождённый ум (читта), не имеющий более привязанностей». Ум более не идентифицируется с феноменами бытия, он становится непреходящим, тем самым становясь освобождённым. В то же время Будда избегает говорить о «вечности» или «не-вечности» нирваны, о наличии у реализовавшего её «личностных качеств» или отсутствии оных и т. п. «Апофатический» метод описания нирваны, тем не менее, не мешает воспринимать её в позитивном ключе. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего ум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). Нирвана является и необусловленной реальностью, и благородным умом, постигшим Истину одновременно.

Через 500 лет после Будды Нагарджуна в своём трактате «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») говорит:

Неверно, что нирвана есть небытие.
Но разве [можно представить] её бытие?
Прекращение раздумий о бытии и небытии
Называется нирваной.

[3]

Е. А. Торчинов описывает буддийское понимание нирваны следующим образом:

«Как правило, буддийские тексты не содержат позитивного описания нирваны. Более того, вопрос о природе и характеристиках нирваны относился к тем, в ответ на которые Будда хранил „благородное молчание“: состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания. Поэтому лучшим определением нирваны может быть или молчание, или отрицательное определение (типа „не то, не то“), или перечисление того, чем нирвана не является. В целом же можно сказать, что нирвана в буддизме — некая принципиально отличная от эмпирической форма внеличностного бытия. Следует отметить, что, согласно абхидхармистской философии, нирвана является одной из асанскрита дхарм, то есть потенциально присутствующим (но не актуализирующимся в профаническом состоянии, не „являющимся“) в сознании каждого живого существа элементарным психическим состоянием. Именно из этой теории ведут своё происхождение позднебуддийские концепции о наделенности всех живых существ природой будды или о присутствии в каждом живом существе „зародыша“ состояния будды (татхагатагарбха)»[4].

В. Г. Лысенко, рассуждая о том, можно ли считать «невыразимость нирваны» отказом Будды говорить о существовании или не-существовании нирваны, связывает позицию Будды с его позицией при ответе на бесполезные вопросы и делает вывод, что из-за принципиальной необъяснимости нирвана является «предметом только практики, а не рассуждений»[5].

Нирвана и сансара[править | править код]

В соответствии с доктринами изначального буддизма, нирвана поначалу рассматривалась как контраспект сансары. Позже, со времён Нагарджуны, появились учения, объявляющие нирвану тождественной сансаре[6]. Эти учения и составили философский фундамент Махаяны.

Тхеравада сохранила раннебуддийское противопоставление нирваны и сансары в ранге основной проблемы обретения освобождения. Данное противопоставление считается определяющим в избежании страданий сансары и достижении освобождения через нирвану. В отличие от махаянистских школ, тхеравада продолжает считать двойственность нирваны и сансары непреодолимой, два этих контраспекта действенны для всех, до периода ухода в нирвану без остатка — паринирвану, включая Будду и архатов. Как показательный пример этой двойственности, приводится история Будды до перехода его в паринирвану, когда он был ещё на земле: он уже достиг нирваны, но с остатком, то есть ещё пребывал в сансаре, ибо был воспринимаем органами чувств окружающих.

Читайте также:  Устроиться на работу во сне к чему это

Нирвана в индуизме[править | править код]

В индуизме освобождение из колеса сансары и преодоление эгоцентрированного существования известно как мокша. Состояние нирваны достижимо только как следующая ступень после мокши[7]. Нирвана упоминается в нескольких частях Махабхараты с разными оттенками понимания. В Бхагавад-гите используется понятие «нирвана Брахмо» («Брахманирвана»):

Кто может уже здесь, ещё не свободный от тела, преодолеть стремление, возникающее от вожделения и гнева, тот предан, тот счастливый человек.

Кто счастлив внутри, радуется внутри, кто также озаряется изнутри, тот, йогин, достигает сущности Брахмо, нирваны Брахмо.

Получают нирвану Брахмо риши, уничтожившие грехи, расторгшие двойственность, обуздавшие себя, радующиеся благу всех.

Для отрешившихся от вожделения и гнева, подвизающихся, обуздавших мысли, познавших Атмана, близко пребывает нирвана Брахмо[8].

К. Н. Упадхая в работе «Влияние раннего буддизма на индуистскую мысль» высказал мнение, что термин «нирвана» был заимствован индуистами у буддистов, поскольку он не встречается в добуддистских Упанишадах[9]. Однако Б. Л. Смирнов в комментарии к своему переводу Бхагавад-гиты указал, что слово «нирвана» было известно ещё до возникновения буддистской философии[10].

Нирвана в джайнизме[править | править код]

В джайнизме нирвана (мокша, «освобождение») понимается как освобождение от кармического вещества и достигается в процессе религиозной практики при отсутствии притока новых карм (в джайнизме кармы — это разновидности особого вещества, составляющие кармическое тело дживы). У освобождённого дживы возникают абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и совершенство (сиддхатва). Сразу после достижения нирваны джива взлетает вверх и летит до вершины вселенной, где находится обитель сиддхов — Сиддхакшетра. Несмотря на то, что все освобождённые дживы, достигшие Сиддхакшетры, в равной мере наделены праведностью, всеведением и познанием, они отличаются друг от друга по ряду параметров. Также, как и в других индийских религиях, у джайнов нирвана определяется негативно, то есть как «свобода от», а не «свобода для»[11].

См. также[править | править код]

  • Авадхута
  • Бог в буддизме
  • Паринирвана
  • Анитья
  • Счастье
  • Сатори
  • Самадхи
  • Мокша
  • Асава

Примечания[править | править код]

  1. Лысенко В. Г. Нирвана // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Андросов В. П. Учение Нагарджуны о срединности / Ответственный редактор академик РАН Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. — С. 705—706. — 846 с. — 1300 экз. — ISBN 5–02–018488–8.
  3. Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты / Под ред. Т. М. Швецова. — Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — С. 142. — 799 с. — 2000 экз. — ISBN 5–02–018115–3.
  4. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998.
  5. ↑ Лысенко, 2003, с. 174.
  6. ↑ Торчинов, 2000, с. 57—59.
  7. Hindson, Ergun; Caner. The Popular Encyclopedia of Apologetics: Surveying the Evidence for the Truth of Christianity (англ.). — Harvest House Publishers (англ.)русск., 2008. — P. 264. — ISBN 9780736920841.
  8. ↑ Махабхарата II. Бхагавадгита, V, 23-26 / Пер. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: Издательство АН ТССР, 1956. — 360 с. — 1000 экз.
  9. ↑ K.N. Upadhaya, The Impact of Early Buddhism on Hindu Thought. Архивная копия от 28 июня 2011 на Wayback Machine // Philosophy East and West. — Vol. 18. — 1968. — pp.163-173
  10. ↑ Махабхарата II. Бхагавадгита / Пер. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: Издательство АН ТССР, 1956. — 360 с. — 1000 экз..
  11. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / Под ред. профессора М. Т. Степанянц. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. — 383 с. — (История восточной философии). — 4000 экз. — ISBN 5-02-017770-9.

Литература[править | править код]

  • Нирвана // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 306. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Кутасова И. М. Нирвана // Философская энциклопедия: в 5 т / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1967. — Т. 4 : Наука логики — Сигети. — 591 с. — 66 000 экз.
  • Лучина В. П. Нирвана // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 436—437. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Лысенко В. Г. Отношение Будды к метафизическим вопросам // Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
  • Пятигорский А. М. Лекции по буддийской философии.// Непрекращаемый разговор. — СПб.: «Азбука-классика», 2004. — C. 38-102.
  • Радхакришнан С. Индийская философия. Том первый.М., 1956.
  • Радхакришнан С. Индийская философия. Том второй.М., 1957.
  • Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии.// Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. с. 44-254, 6-17.
  • Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8.
  • Щербатской Ф. И. Концепция буддийской нирваны.// Ф. И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988, с.199-262.
  • Махапариниббана сутта. Пер. с пали. М.1997

Ссылки[править | править код]

  • Сайт о Нирване
  • — Ниббана сутра
  • От блаженства к нирване

Источник