Выразительные средства в стихотворении сон лермонтова

Выразительные средства в стихотворении сон лермонтова thumbnail

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры“дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 45.

Источник

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения М.Ю. Лермонтова «Сон» по плану. Здесь он отразит идейно-тематические особенности стихотворения, его место в творчестве поэта, а также приведет примеры средств художественной выразительности и обозначит главные черты уникального стиля автора.

История создания 

Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций  и переживаний Михаила Юрьевича. 

Читайте также:  Павел корнев черные сны читать бесплатно

Пророческое стихотворение «Сон» было написано накануне его смерти — в 1841 году. В этом произведении поэт буквально пересказал свою смерть. Стихотворение было записано в блокнот, который был подарен его приятелем Владимиром Одоевским. Друг дал его, когда поэт отправлялся во вторую ссылку на Кавказ. К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле. Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки». 

Жанр, направление, размер

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление произведения «Сон» – романтизм. 

  • К чертам этого художественного метода можно отнести детальное воплощение идеального мира лирического героя. В его представлении та самая гармония с возлюбленной достигается именно благодаря духовному воссоединению, несмотря ни на что, будь это смерть или другие преграды. Любовь способна одолеть все, что угодно, она помогает героям воссоединиться. Именно сон является иллюстрацией романтической мечты лирического «я» поэта. 
  • Горная местность тоже является маркером романтизма. Ведь именно экзотический пейзаж наделяет произведение атмосферой мистики и неизвестности. Экзотика в романтизме сравнима с неведомым миром в мыслях самого героя, его иллюзией или даже призрачным воплощением.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

В полднев/ный жар/ в доли/не да/геста/на
С свинцом/ в груди/ лежал/ недви/жим я;

Смысл названия

Название стихотворения «Сон» напрямую связано с лирическим сюжетом произведения. Сон фигурирует как в образе героя, так и его возлюбленной. Название является одним из основных элементов романтического начала стихотворения.

Сон в стихотворении Лермонтова означает не только свое прямое значение (то, что привиделось девушке), но и смерть — «мертвый сон» лирического героя. Таким образом, временный уход из реального мира — это маленькая смерть, которая переносит человека в паранормальный мир, где уже не действуют законы мироздания.

Именно в этом мире суждено в последний раз встретиться нашим героям. Сон соединяет их души и сливается воедино: она мысленно оказывается там, где он заснул мертвым сном. 

Композиция

Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части. 

  1. В первых двух строфах перед читателем раскрывается картина смерти лирического героя. Он лежит на «уступе скалы» со свежей раной от выстрела, которая продолжает «дымиться», а «кровь точиться» на пыльную землю Дагестана. Дым от раны указывает на недавнюю смерть героя. В конце этой части он погружается в «мертвый» сон. 
  2. Вторая часть обрамлена тремя строфами. Она начинается радостно с картин описания его родины, куда еще не донеслись вести о гибели героя. Это композиционный центр стихотворения. Здесь появляется образ лирической героини, его возлюбленной. Она будто чувствует неладное, ощущает грусть, которая крепко засела в ее груди. Перед читателем предстает форма повествования «сон во сне». Теперь героине снится, что случилось с ее возлюбленным. Она видит «знакомое» тело на кровавой земле в «долине Дагестана». В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь. 

Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.

Образы и символы

Как уже было сказано, экзотический  пейзаж предстает в образе скалистого Дагестана. Именно образ отдаленного места, обгороженного горами символизирует отрешенность от общества, мотив изгнания. «Уступы скал теснилися кругом», — этими строчками герой отдаляет себя от мира людей, обрекая на смерть в одиночестве. 

Образ сна героя – явный знак пророчества, которому суждено сбыться. Такой прием писатели и поэты часто используют в своих работах. При помощи снов протагонистов они раскрывают душевное состояние героя, его желание и мысли и зачастую их судьбу. 

Кроме того, в этой мрачной картине находятся и другие образы–символы, которые задают настроение и тему стихотворения.

Солнце является символом всего живого. Но, играя на антитезе, оно продолжает щедро ослеплять своими лучами мертвое тело. Тем самым показывая, что от его смерти мир не пошатнулся, ничего не поменялось. Солнце, как светило, так и продолжает. 

Образ лирического героя окрашен всеми потернами романтизма: это одинокий, отважный и отвергнутый всем миром человек, который, наконец, покинул грешную землю и ушел в идеальный мир, где есть место только любви.

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Сон» будут дополнены, если в этом есть необходимость, о которой стоит сообщить Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • Работы поэта пронизывает одиночество, которое является лейтмотивом и одновременно одной из тем произведения «Сон». Описание палящего солнца, чувство отчужденности от общества за пластами гор и скал, — все это указывает на нахождение героя в Дагестане против своей воли. Скорее всего он находится в ссылке, как и сам Лермонтов.  
  • Смерть выступает основной темой произведения «Сон». Она напрямую связана с темой любви. Существуя вместе, они будто символизируют добро и зло. Первое всегда побеждает второе, но без зла мира бы не было. Именно с этой идеей примиряется герой, полностью осознавая и принимая свою смерть. 
Читайте также:  Видеть свои похороны во сне к чему это

Настроение стихотворения «Сон» задается не только внутренними переживаниями героя и героини, но и в первую очередь пейзажем. Природа в стихотворении представляет собою острые голые и такие же одинокие как сам герой скалы. Над ними возвышается солнце, выжигающее все живое. Мертвый и сухой пейзаж передает характер лирического «я» Лермонтова. Чувство обреченности и безысходности из всего букета эмоций умирает последним вместе с дымящимся телом. Этим и ознаменовывается трагический пафос стихотворения. 

Проблема одиночества человека остается неразрешенным открытым вопросом. Герой рождается и умирает совершенно один. Даже любимой нет рядом, он лишь в ее сне, но не с ней. 

Основная идея

Главная мысль в произведении «Сон» завязывается на духовной нерушимой связи двух влюбленных. Даже смерть неспособна пресечь чувство любви, простирающееся на километры. Герой умирает не на руках лирической героини, а в одиночестве. Никто еще и не знает о его гибели. Но даже при этом их таинственная интимная связь выходит за рамки понимания сущности любви. 

Смысл стихотворения «Сон» можно истолковать и по-другому: любовь и смерть сталкиваются между собой, и добро побеждает зло, ведь даже мертвый сон не смог отделить главного героя от героини. Они встречаются в последний раз, но все же искренние чувства отвоевали им право на эту встречу у самой смерти.

Средства выразительности

Поэтика произведения «Сон» богата и насыщена средствами выразительности и художественными оборотами. 

  • Эпитеты наполняю атмосферу произведения чувством одиночества  безысходности:  «полдневный жар», «хладеющей струей», «желтые вершины», «грустный сон».
  • Метафоры раскрывают душевное состояние, весь спектр эмоций героя накануне смерти. «Дымилась рана», «чернеет рана», «по капле точилась кровь», — герой будто смотрит на себя со стороны и пересказывает все то, что видит и ощущает. Скалы можно сравнить со стервятниками, которые выжидают смерти героя, чтобы навсегда забрать его без остатка: «уступы скал теснилися кругом». 

Мысль, заложенная в работе, позволяет читателю окунуться с головой в атмосферу смерти и обреченности. Вот, что будет с нами, когда закончится наш путь. Это осознание наталкивает на поиски смысла в нашем существовании. Это необходимо, чтобы не закончить так же одиноко и печально. Ведь еще не поздно все изменить, повернуть сюжетную линию нашей жизни в другую сторону, обрести счастье.

Автор: Полина Борискина

Источник

В стихотворении «Сон» Лермонтова, написанном в последний период творчества (май — июль 1841 г.), любовь предстает «грустным сном», в который душа погружена «Бог знает чем» (строфа 4). Он видится и лирическому герою, и его возлюбленной, одной из «юных жен, увенчанных цветами» (строфа 3), оставшейся в родимой стороне и разлученной с предметом своих дум («Сидела там задумчиво одна…» — строфа 4), находящимся в Дагестане, то есть на Кавказской войне.

Мотив смерти в стихотворении имеет реальное основание, подтвержденное обстоятельствами жизни автора, в 1837 г. переведенного в Нижегородский драгунский полк, участвовавший в боевых действиях. Свинец в груди, пулевое ранение, кровь, смерть — все это привычные, обыденные детали, не поражающие лирического героя, как и знакомые приметы пейзажа: песок долины, уступы скал, желтые на солнце вершины гор, жара. Он сознает, что их трагический смысл скрыт и от тех, кто занят веселым разговором на вечернем пиру: если для участника событий, видящего их изнутри, в них неизбежное следствие войны, то наслаждающимся радостями жизни в родимой стороне они непонятны.

Понимание глубины страданий доступно лишь чувствующему личную связь с другим человеком. В первом из пяти четверостиший (пятистопный ямб, перекрестная рифмовка) возникает картина, где центром является лирический герой (я, моя). Во второй строфе на полотне появляются новые детали, благодаря которым оно воспринимается как обрисовка действительно происходившего.

Попытки связать лирическое излияние «Сна» с прототипической основой были в истории литературоведения, но можно обратить внимание и на другое: характеристики центрального образа предстают вариацией повторяющегося во многих стихотворениях Лермонтова мотива. Лирический герой одинок, обречен на гибель, ранен в столкновении с реальностью, обжигающей его своим палящим прикосновением. В стихотворении «Сон» Лермонтова, анализ которого нас интересует, он сравнивается с истекающим кровью воином, умирающим на песке у скал, страдающим от обжигающих лучей южного солнца. Ощутимость этой картины помогает почувствовать состояние человека, сознающего, что его душа в реальности «спит мертвым сном»:

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня — но спал я мертвым сном.

Образ сна в стихотворении является многозначным — лирический герой во сне видит себя убитым в дагестанской долине, смерть метафорически называется сном. Третье значение возникает в связи с антитезой между страданиями и холодностью, безответностью, с которыми их встречает общество. В третьей строфе речь идет о продолжении сна, действие которого переносится в родную сторону. Там идет веселый пир, сияют огни, радуют взор юные жёны. Упоминание о вечернем пире и юных женах вызывает у читателя ассоциацию с произведениями А.С. Пушкина («Веселый пир», 1820; «Вакхическая песня», 1825). Но у такой ассоциации полемическая цель: если для пушкинского лирического героя веселье является знаком радостного приятия жизни, господства в ней мысли и творческого порыва, то в контексте анализируемого «Сна» Лермонтова веселый разговор идет между теми, кому не слышны беды и страдания других. Третьей мотивировкой названия становится мысль о сне разума, характеризующем бездушное общество.

Читайте также:  Беременная видит во сне что родила девочку

Смысловое противопоставление усилено благодаря использованию фонических средств. В первой — второй строфах настойчиво звучит повтор, имитирующий тревожный звон колокола (ономатопея с использованием звуков «д», «н», «л»):

В полдневный жар в долине Дагестана…

Лежал один я на песке долины…

В третьей строфе колокол смолкает (о его звоне напоминает только ощущение «родимой стороны», она, словно далекая мать, чувствует бедствия сына). А вот в четвертой снова появляется, так как мысль лирического героя обращается к той единственной из юных жен, кто помнит о нем, у кого сопереживание вызывает «грустный сон»:

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена…

Во сне появляется картина, соответствующая видению в начале, совпадают даже детали: долина Дагестана, смертельная рана в груди, струя крови. Однако это сон, привидевшийся «ей» (четвертое значение названия), той, для кого лирический герой — дальний «знакомый».

Перекличка, возникающая между переживаниями людей, разделенных пространством (Дагестан — родимая сторона), судьбой (смерть — веселый разговор на пиру), свидетельствует о существовании родства душ:

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Общение между душами находится на грани земного и ирреального, оно неощутимо, как дым (в первом и заключительном четверостишиях сходство между двумя снами проявляется в том, что героям видится, как «дымится» рана). Но именно такое иллюзорное бытие предстает истиной, которую лирический герой готов подтвердить своей гибелью. Сон выступает как омоним, разные значения коего выражают в сконцентрированном виде особенности мироощущения. Открытые для духовной связи могут совершить чудо, как это происходит в стихотворении, где в «мертвом сне» (строфа 2) «снится» (строфа 3) «сон души ее», грустный в отличие от веселой бездумности всех (строфа 4), совпадающий с видением лирического героя (строфа 1). Все четыре значения названия совмещаются, и внутри их слитности видна антитеза, выражающая романтическое противостояние внутреннего и внешнего, личности и общества, идеала и действительности.

Фонические средства выразительности в стихотворении «Сон» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, важны не только для проявления мотива вины общества, не прислушивающегося к гремящим на весь мир, как колокол, страданиям личности, но и в связи с тем, что в состоянии лирического героя есть скрытая доминанта. Помимо тревожного «д» текст пронизан аллитерационным звуком «л». Интенсивность его повторения выглядит как внесмысловой показатель связи между душами: наиболее часто «л встречается в строфах, где речь идет о снах героев друг о друге. Если в третьем и четвертом четверостишиях, передающих впечатления от вечернего пира, «л» звучит три и четыре раза, то в первом, втором, пятом — около десяти раз (1—8, 2—10, 5—9).

Певучий сонорный вносит умиротворенность даже в страшную картину смерти. Кроме того, он напоминает о ключевом в характеристике чувств лирического героя слове («люблю»). О нем можно догадаться в связи с вниманием к «одной», проявляющемся в том, как значим для того, кто думает о ней в разлуке, каждый нюанс ее состояния: задумчивость, грусть, как важно, что оно вступает в противоречие с общим «разговором веселым» (в третьей — четвертой строфах образ дважды повторяется, свидетельствуя о подавляющем впечатлении от пребывания на пиру жизни), что ее мысли о лирическом герое печальны и таинственны (она не вступает в «разговор веселый» о нем — строфа 3). Любовь предстает, благодаря этому, центральным переживанием в стихотворении, эмоциональная окраска которого включает целый спектр (от лат. «видимое», совокупность значений величины, характеристика процесса в целом) ощущений — от мрачных предчувствий до отклика на веселую болтовню.

В многообразии волнующих лирического героя впечатлений выделяется одно, о чем свидетельствует повтор картин смерти в горном ущелье. Как антитеза гибели, любовь становится высшим выражением идеи жизни, желанной, но недоступной. Соединение любящих возможно только в мечтах, и такое существование напоминает «грустный сон», в который погружены на земле жаждущие идеального бытия души. На этом завершим анализ стихотворения «Сон» Лермонтова.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005

Источник