Зачем автор описывает сны чарткова перед тем как он находит в раме деньги

Зачем автор описывает сны чарткова перед тем как он находит в раме деньги thumbnail

«Портре́т» — одна из петербургских повестей Николая Гоголя. Принадлежит к характерному для романтизма жанру повести о преступных художниках, восходящему к гофмановским новеллам «Церковь иезуитов» и «Мадемуазель де Скюдери». Существует в двух редакциях:

  • Версия 1833-34 гг., опубликованная в сборнике повестей «Арабески» (1835);
  • Версия рубежа 1841 и 1842 гг., напечатанная в третьей книге «Современника» за 1842 год.

Сюжет[править | править код]

Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукином дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека — старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется хозяин квартиры и квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.

Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожать их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.

Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.

Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.

Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от ненавистного всеми ростовщика, человека скупого и одинокого. Поскольку он давно думал о том, чтобы изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и, в конце концов, бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его.

Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.

Анализ[править | править код]

Основная мысль, которую хотел показать автор — это зло, сокрытое в деньгах. У ростовщика глаза злые, потому что он весь поглощён деньгами. Гоголь (и главный герой) не просто так сравнивают его с дьяволом. В этом и скрывается аллегория, что деньги и есть нечто сатанинское; нечто такое, от чего надо избавиться (но не растратить). Деньги вызывают болезнь, горячку, которая и описывается в конце повести, точнее в конце первой ее части. Вторая часть излагает ту истину, что в искусстве допустимы только культурные, этичные и гуманные тематики; а постольку поскольку Гоголь сам был очень религиозен, то он подводит ещё одну — приступать к созданию произведения нужно с очищенной душой; то есть надо покаяться перед Богом в своих грехах; что и сделал художник-старец, ласкающий камни и питающийся одними кореньями. Правда конец у автора не оптимистичный — портрет исчез; то есть зло продолжило своё существование и «за пределами» повести.

Экранизации[править | править код]

Сохранившийся момент из немого фильма «Портрет» (1915)

Литература[править | править код]

  • Баль Вера Юрьевна. Мотив «Живого портрета» в повести Н. В. Гоголя «Портрет»: Текст и контекст // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 323.

Ссылки[править | править код]

  • «Портрет» в библиотеке Максима Мошкова
  • О постановке в «Театре Нины Чусовой»

Источник

Зачем автор описывает сны чарткова перед тем как он находит в раме деньги

Возраст Чарткова — 22 года: «…заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.» Чартков — бедный молодой человек: «Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. <…> Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.»  «…должен был выслушать терпеливо бедный живописец.» Чартков — обедневший дворянин. У него есть один единственный крепосной крестьянин — слуга Никита: «Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.» Художник Чартков одевается бедно и не заботится о своей внешности: «Старая шинель и нещегольское платье…»  «…не имел времени заботиться о своем наряде…»  «…надел свой крепко и сильно заношенный халат.» Чартков снимает скормную комнату в доме на 15-ой линии Васильевского острова: «…в своей лачужке на Васильевском острове.»  «…дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.»  «…в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом…»  «…уселся он на своем оборванном диване…» Художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большое успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…»  «Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»  

Читайте также:  Как сделать чтобы во сне приснился ответ на вопрос

Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству: «…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…» К сожалению, Чартков нетерпелив и эта черта становится для него роковой. Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть. Он не хочет жить в нищете ради искусства: «Но ты нетерпелив.»  «Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?»  «Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.» Однажды Чартков покупает портрет одного старика. В раме портрета он обнаруживает 1000 червоных (то есть 3000 рублей) — эти деньги переворачивают всю его жизнь: «Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет…» На деньги из портрета Чартков начинает новую жизнь. Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную квартиру в центре и т.д.: «Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…» Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться. Для этого он заказывает в газете рекламную статью о своих картинах. В результате у него появляются богатые клиенты, которые заказывают ему свои портреты: «В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. <…> На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи…» Вскоре Чартков становится модным художником и вращается в светском обществе: «Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться… <…> одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда‑то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.» Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант. Ему надоедает рисовать одни и те же портреты. Его кисть «охладевает» и «тупеет»: «Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их…»  «Кисть его хладела и тупела…»  «А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант… напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке…» us.ru : Мир русской литературы

Источник

3.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

3.2. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (из списка для самостоятельной работы)

3.3. Выполнить анализ стихотворений «Дума» и второго стихотворения на выбор (из папки заданий)

4. Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Портрет».

4.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

4.2. Письменно ответить на вопросы:

1) Почему художник, написавший портрет ростовщика, берётся за эту работу? Какие чувства он испытывает? Как вы думаете, искупает ли он свой грех? Обоснуйте свой ответ.

2) Как вы думаете, зачем автор описывает сны Чарткова, перед тем как он находит в раме портрета деньги?

3) Как изменяется жизнь художника после того, как он находит червонцы? А что происходит с его душой?

4.3. Устная беседа с преподавателем по тексту произведения.

Русская литература второй половины XIX века

5.1. Выполнить конспект (папка)

5.2. Устно ответить по материалам конспекта.

6. А.Н. Островский. Сведения из биографии. Драма «Гроза»

6.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.Н.Островского»

Дата Событие Произведение
   
 
 

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

6.2. Письменно ответить на вопросы:

1) Смысл названия произведения

2) Почему Катерина решается на самоубийство?

6.3. Устная беседа с преподавателем.

6.4. Выучить наизусть монолог Катерины или Кулигина (из списка для самостоятельной работы)

6.5. Выполнить тест по пьесе «Гроза»

7. И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов».

7.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество И.А.Гончарова»

Читайте также:  Красить пол во сне в коричневый цвет
Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

7.2. Заполнить таблицу «Гости Обломова»

Гость Что предлагает? Реакция Обломова (соглашается или нет, чем мотивирует)
     

7.3. Письменно ответить на вопросы:

1) Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «наше имя – легион…»?

2) Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?

7.4. Написать творческую работу на одну из предложенных тем (объём работы – 1 лист):

1) Смысл названия произведения?

2) «История души человеческой»

3) Роль главы «Сон Обломова» в развитии композиции романа.

4) «Обломовщина» как социальное явление и её проявление в романе.

7.5. Устная беседа с преподавателем.

8. И.С. Тургенев. Сведения из биографии. «Отцы и дети».

8.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество И.С. Тургенева»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

8.2. Заполнить таблицу «Спор Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова»

Момент спора Евгений Базаров Павел Петрович
1. Взгляд на природу Цитата Цитата
2. Взгляд на искусство Цитата Цитата
3. Взгляд на аристократию Цитата Цитата
4. Взгляд на народ Цитата Цитата

Вывод: ответить на вопрос: Кто прав? Почему?

8.3. Выполнить тест по Тургеневу (жизнь, творчество, роман «Отцы и дети»)

8.4. Ответить письменно на вопросы:

1) Случайно ли в романе повторяются «путешествия Базарова»? Имеет ли такой композиционный приём отношение к конфликту «отцов и детей» и внутреннему конфликту между чувством любви и долга у Базарова и его потребностью освободиться от этого чувства?

2) Почему разошлись Базаров и Аркадий? В критической литературе взгляды Аркадия относят к взглядам «отцов». Докажите или опровергните эту точку зрения примерами из текста романа.

3) Объясните, в чём суть конфликта «Отцов и детей».

4) Выдержал ли Базаров «испытание любовью»? Поставила ли любовь под сомнение нигилистическую позицию Базарова?

8.5. Сдать устный зачёт по роману.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ:

1. Охарактеризуйте Николая Петровича Кирсанова. Расскажите его историю. Как складываются его отношения с сыном Аркадием?

2. Охарактеризуйте Евгения Базарова. Что мы о нём знаем?

3. Охарактеризуйте хозяйственную деятельность Николая Петровича Кирсанова по управлению имением. Почему в округе его даже называли «красным»? Что это значит?

4. Как характеризует Павла Петровича Кирсанова его биография? Зачем она рассказана? Почему он оказывается главным противником Базарова?

5. Какое впечатление произвели друг на друга Базаров и Павел Петрович? Что мы узнаем о взглядах Базарова до начала его споров с Павлом Петровичем?

6. Почему Базаров говорит о Николае Петровиче, что его «песенка спета» и что он «человек отставной»? Как реагирует на эти слова Николай Петрович?

7. Расскажите о родителях Базарова, охарактеризуйте их.

8. Охарактеризуйте Анну Сергеевну Одинцову.

9. Почему Одинцова не ответила на любовь Базарова? Могла ли быть у Базарова счастливая любовь? Чего искала в жизни Анна Сергеевна?

10. Почему не сложились отношения Базарова и Аркадия? Почему дружба перешла во вражду и отчуждение?

11. По чьей инициативе начинается спор между Базаровым и Павлом Петровичем? В чем состоит оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу?

12. Почему Базаров отвергает искусство и уверяет, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»?

13. Прокомментируйте утверждение Базарова:

14. — Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

15. Прав ли Базаров, отрицая зависимость человека от времени и эпохи, отрицая романтизм в отношениях людей и сводя все к физиологии? Опровергнет ли жизнь его взгляды?

16. Почему Павла Петровича ужасает, что Базаров отрицает ВСЁ? Что под этим «ВСЁ» имеется в виду?

17. Смысл заглавия романа.

18. Охарактеризуйте Фенечку и отношение к ней Николая Петровича, Павла Петровича, Базарова, Аркадия.

19. Аркадий и Базаров – друзья или враги?

9. Н.Г. Чернышевский. Сведения из биографии. Роман «Что делать?»

9.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

9.2. Знать основных героев романа «Что делать?», проблематику произведения.

Источник

Художник И. Гуганава

Повесть «Портрет» принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Портрет»

Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя

Главный герой повести «Портрет» — молодой художник Чартков, житель Петербурга:

«…проходивший мимо молодой художник Чартков.»

Возраст Чарткова — 22 года:

«…заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.»

Чартков — бедный молодой человек:

«Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. <…> Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.» 

«…должен был выслушать терпеливо бедный живописец.»

Чартков — обедневший дворянин. У него есть один единственный крепостной крестьянин — слуга Никита:

«Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.»

Художник Чартков одевается бедно и не заботится о своей внешности:

«Старая шинель и нещегольское платье…» 

«…не имел времени заботиться о своем наряде…» 

«…надел свой крепко и сильно заношенный халат.»

Чартков снимает скормную комнату в доме на 15-ой линии Васильевского острова:

«…в своей лачужке на Васильевском острове.» 

«…дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.» 

«…в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом…» 

«…уселся он на своем оборванном диване…»

Художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большое успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться:

«Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…» 

«Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»

Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству:

«…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…»

К сожалению, Чартков нетерпелив и эта черта становится для него роковой. Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть. Он не хочет жить в нищете ради искусства:

«Но ты нетерпелив.» 

«Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?» 

«Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.»

Однажды Чартков покупает портрет одного старика. В раме портрета он обнаруживает 1000 червоных (то есть 3000 рублей) — эти деньги переворачивают всю его жизнь:

«Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет…»

На деньги из портрета Чартков начинает новую жизнь. Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную квартиру в центре и т.д.:

«Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…»

Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться. Для этого он заказывает в газете рекламную статью о своих картинах. В результате у него появляются богатые клиенты, которые заказывают ему свои портреты:

«В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. <…> На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи…»

Вскоре Чартков становится модным художником и вращается в светском обществе:

«Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться… <…> одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда‑то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.»

Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант. Ему надоедает рисовать одни и те же портреты. Его кисть «охладевает» и «тупеет»:

«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их…» 

«Кисть его хладела и тупела…» 

«А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант… напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке…»

Вкусив славы и богатства, Чартков обращает всю свою страсть к деньгам. Золото делается его иделом и целью:

«И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем…»

Однажды Чартков видит талантливую работу одного своего товарища, которая потрясает его. Чартков понимает, что он стал бездарностью и больше не может нарисовать ничего талантливого. Он осознает, что пониает, что сам убил в себе талант, который невозможно возродить:

«Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди…» 

«Да, – проговорил он отчаянно, – у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы…»

После этого случая Чартков начинает безумно завидовать талантливым художникам. Он скупает все лучшие картины и уничтожает их у себя дома:

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. <…> Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

В конце концов Чартков сходит с ума и умирает:

«Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. <…> Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания.»

Это был цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни художника Чарткова в цитатах.

Читайте также:  Как сделать чтобы во сне приснился ответ на вопрос

Смотрите: Все материалы по повести «Портрет»

Источник