Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна словно белою косынкой подвязалася

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна словно белою косынкой подвязалася thumbnail

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
  • Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Тучи

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Сергей Есенин — Пороша на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Матушка в Купальницу по лесу ходила…

 
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
 
 
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
 
 
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
 
 
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
 
 
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
 
 
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
 
 
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
 

[1912]

Задымился вечер, дремлет кот на брусе…

 
Задымился вечер, дремлет кот на брусе.
Кто-то помолился: «Господи Исусе».
 
 
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
 
 
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворенной
                                                  клети…
 
 
У лесной поляны – в свяслах копны
                                                    хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.
 
 
Закадили дымом под росою рощи…
В сердце почивают тишина и мощи.
 

[1912]

Ночь

 
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
 
 
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
 
 
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
 
 
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
 

[1911–1912]

Береза

 
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
 
 
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
 
 
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
 
 
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
 

[1913]

Пороша

 
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
 
 
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
 
 
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
 
 
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
 

[1914]

Троицыно утро, утренний канон…

 
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
 
 
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
 
 
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
 
 
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
 
 
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
 

[1914]

Край любимый! Сердцу снятся…

 
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
 
 
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
 
 
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
 
 
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
 

[1914]

Пойду в скуфье смиренным иноком…

 
Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком —
Туда, где льется по равнинам
Березовое молоко.
 
 
Хочу концы земли измерить,
Доверясь призрачной звезде,
И в счастье ближнего поверить
В звенящей рожью борозде.
 
 
Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари.
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари.
 
 
Глядя за кольца лычных прясел,
Я говорю с самим собой:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Бродяжной палкой и сумой.
 
 
Счастлив, кто в радости убогой,
Живя без друга и врага,
Пройдет проселочной дорогой,
Молясь на копны и стога.
 

[1914]

Осень

Р. В. Иванову

 
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
 
 
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
 
 
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
 
 
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
 

[1914–1916]

Не ветры осыпают пущи…

 
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.
 
 
Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.
 
 
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста».
 
 
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.
 
 
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях – крылья херувима,
А под пеньком – голодный Спас.
 

[1914]

Источник

Читайте также:  Картинки спокойной ночи сладких снов любимому мужчине бесплатно
«Пороша» . Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.

Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.

Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс.

В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры.

Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”.

Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…

,,,,
Стихотворение С. Есенина «Пороша» .

Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией) .

Ход урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша» . Ребята, вы понимаете слово «пороша» ? (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега) .

Пороша — снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.

Первичный синтез

Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть) .

Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем) .

Анализ

Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует) .

Найдите в тексте сказочные образы.

Ребята, а как вы будете читать это стихотворение? (Спокойно, неторопливо, задумчиво и в конце быстро) .

Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон) .

Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н] , [м] , [з] , [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором) .

Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись) .

Читайте также:  Что означает во сне сломанный ноготь

Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.

Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне — она подвязалась белой косынкой и похожа на человека) .

Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному) .

Источник

* * *

Матушка в купальницу по лесу ходила,

Босая с подтыками по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,

Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

1912

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

<<1913>>

* * *

На небесном синем блюде

Желтых туч медовый дым.

Грезит ночь. Уснули люди,

Только я тоской томим.

Облаками перекрещен,

Сладкий дым вдыхает бор.

За кольцо небесных трещин

Тянет пальцы косогор.

На болоте крячет цапля;

Четко хлюпает вода,

И из туч глядит, как капля,

Одинокая звезда.

Я хотел бы в мутном дыме

Той звезды поджечь леса

И погинуть вместе с ними,

Как зарница в небеса.

1913 или 1914

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

<<1914>>

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

<<1914>>

* * *

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.

Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик.

Ах, не выйти в жены девушке весной,

Запугал ее приметами лесной.

На березке пообъедена кора —

Выживают мыши девушку с двора.

Бьются кони, грозно машут головой, —

Ой, не любит черны косы домовой.

Запах ладана от рощи ели льют,

Звонки ветры панихидную поют.

Ходит девушка по бережку грустна,

Ткет ей саван нежнопенная волна.

1914

В хате

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

1914

* * *

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы, кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, всю приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

1914

Источник

Матушка в Купальницу по лесу ходила…

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,

Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

[1912]

Задымился вечер, дремлет кот на брусе…

Задымился вечер, дремлет кот на брусе.

Кто-то помолился: «Господи Исусе».

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где-то мышь скребется в затворенной

                                                  клети…

У лесной поляны – в свяслах копны

                                                    хлеба,

Ели, словно копья, уперлися в небо.

Закадили дымом под росою рощи…

В сердце почивают тишина и мощи.

[1912]

Ночь

Читайте также:  Турецкие сериалы на русском языке смотреть онлайн 2017 сон

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

[1911–1912]

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

[1913]

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

[1914]

Троицыно утро, утренний канон…

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

[1914]

Край любимый! Сердцу снятся…

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

[1914]

Пойду в скуфье смиренным иноком…

Пойду в скуфье смиренным иноком

Иль белобрысым босяком —

Туда, где льется по равнинам

Березовое молоко.

Хочу концы земли измерить,

Доверясь призрачной звезде,

И в счастье ближнего поверить

В звенящей рожью борозде.

Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари.

Сгребая сено на покосах,

Поют мне песни косари.

Глядя за кольца лычных прясел,

Я говорю с самим собой:

Счастлив, кто жизнь свою украсил

Бродяжной палкой и сумой.

Счастлив, кто в радости убогой,

Живя без друга и врага,

Пройдет проселочной дорогой,

Молясь на копны и стога.

[1914]

Источник

Образовательные задачи:

  • учить детей составлять рассказ- описание по
    картине
  • использовать для описания зимы образные слова и
    выражения
  • упражнять в подборе синонимов
  • прививать любовь к звучащему поэтическому
    слову
  • упражнять в чтении слогов

Материалы и оборудование:

  • иллюстрация картины К. Юона “Зимнее солнце”
  • кубики Зайцева
  • складовые картинки Зайцева “Что вокруг меня
    растет”

Ход занятия

Вводная часть.

Рассматривание картины К. Юона “Зимнее
солнце”.

Вам нравится эта картина? Она называется
“Зимнее солнце”.

— Какое у вас создается настроение, когда вы
смотрите на этот великолепный пейзаж?

— Как вы думаете, картина яркая, светлая или
темная, мрачная?

— Она просто залита солнечным светом. Скажите,
пожалуйста, солнце какое?

(Дети отвечают, потом загибают пальчики на
ладошке и все вместе повторяют, солнце какое?
Яркое, ослепительное, золотое, удивительное,
зимнее)

— Кто-нибудь из вас бывал в таком лесу?
Расскажите.

— Давайте внимательно посмотрим, снег какой?
Только, пожалуйста, не называйте слово “белый”.
(Дети отвечают.) Солнышко необыкновенно
преобразило снег: он и розовый, и золотой, и синий.
(Дети снова загибают пальчики на ладошке и
повторяют, какой снег.)

— Картина очень красивая, она радует на глаз, и,
правда, хочется побывать в таком лесу.

Физкультминутка.

Основная часть.

Педагог читает отрывок стихотворения
С.Есенина.

Заколдован невидимкой,,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

— Очень красивые стихи, правда? Они звучат, как
сказка. Давйте мы с вами превратимся в
волшебников на некоторое время, возьмем в руки
карандаши, которые лежат у вас на столе. Это и не
карандаши вовсе, а волшебные палочки, взмахнём
ими, и лес сразу преобразится.

— Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

— Скажите, пожалуйста, кто такой невидимка?

— Лес зимой дремлет, что это значит?

— Лес сладко засыпает, слушая сказку. А кому из
вас мама перед сном рассказывает сказку или поёт
колыбельную?

(Дети показывают, как лес спит.)

— Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

— Что такое косынка? Почему сосна подвязалася
белой косынкой?

Давайте покажем, как можно подвязать косынку.)

— А почему бедная сосна понагнулась, как
старушка? И нам её жалко.

— Что значит, оперлася на клюку?

— Поднимем ручки вверх, и представим, что на
самой макушке дятел. Кто из вас видел дятла?

(Дети вместе с педагогом еще раз рассказывают
стихи, используя жесты. Стихи звучат, как сказка,
это главное, и своё восхищение нужно передать
детям. Это не правило по русскому языку.)

Заключительная часть.

Игра с кубиками Н. Зайцева “Классификация-1”.

(Дети приносят “склады” с буквами “а” и “я”.)

Чтение “ складовых” картинок на тему “Что
вокруг меня растёт. Деревья.”

Источник