Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна словно белою косынкой принакрылася сосна

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна словно белою косынкой принакрылася сосна thumbnail

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
  • Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Тучи

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Сергей Есенин — Пороша на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÏÓØÊÈÍ

ÇÈÌÍßß ÄÎÐÎÃÀ

Ñêâîçü âîëíèñòûå òóìàíû
Ïðîáèðàåòñÿ ëóíà,
Íà ïå÷àëüíûå ïîëÿíû
Ëüåò ïå÷àëüíî ñâåò îíà.
Ïî äîðîãå çèìíåé, ñêó÷íîé
Òðîéêà áîðçàÿ áåæèò,
Êîëîêîëü÷èê îäíîçâó÷íûé
Óòîìèòåëüíî ãðåìèò.
×òî-òî ñëûøèòñÿ ðîäíîå
 äîëãèõ ïåñíÿõ ÿìùèêà:
Òî ðàçãóëüå óäàëîå,
Òî ñåðäå÷íàÿ òîñêà……
Íè îãíÿ, íè ÷åðíîé õàòû,
Ãëóøü è ñíåã…. Íà âñòðå÷ó ìíå
Òîëüêî âåðñòû ïîëîñàòû
Ïîïàäàþòñÿ îäíå…

ÂÎÒ ÑÅÂÅÐ, ÒÓ×È ÍÀÃÎÍßß (îòðûâîê èç ïîýìû «Åâãåíèé Îíåãèí»)

Âîò ñåâåð, òó÷è íàãîíÿÿ,
Äîõíóë, çàâûë – è âîò ñàìà
Èäåò âîëøåáíèöà-çèìà,
Ïðèøëà, ðàññûïàëàñü; êëîêàìè
Ïîâèñëà íà ñóêàõ äóáîâ,
Ëåãëà âîëíèñòûìè êîâðàìè
Ñðåäè ïîëåé âîêðóã õîëìîâ.
Áðåãà ñ íåäâèæíîþ ðåêîþ
Ñðàâíÿëà ïóõëîé ïåëåíîþ;
Áëåñíóë ìîðîç, è ðàäû ìû
Ïðîêàçàì ìàòóøêè-çèìû.
 
ÑÍÅÆÎÊ

ÍÈÊÎËÀÉ ÍÅÊÐÀÑÎÂ

Ñíåæîê ïîðõàåò, êðóæèòñÿ,
Íà óëèöå áåëî.
È ïðåâðàòèëèñü ëóæèöû
 õîëîäíîå ñòåêëî.

Ãäå ëåòîì ïåëè çÿáëèêè,
Ñåãîäíÿ — ïîñìîòðè! —
Êàê ðîçîâûå ÿáëîêè,
Íà âåòêàõ ñíåãèðè.

Ñíåæîê èçðåçàí ëûæàìè,
Êàê ìåë, ñêðèïó÷ è ñóõ,
È ëîâèò êîøêà ðûæàÿ
Âåñåëûõ áåëûõ ìóõ.

ÎÏßÒÜ ÇÈÌÀ

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÒÂÀÐÄÎÂÑÊÈÉ

Êðóæàñü ëåãêî è íåóìåëî,
Ñíåæèíêà ñåëà íà ñòåêëî.
Øåë íî÷üþ ñíåã ãóñòîé è áåëûé —
Îò ñíåãà â êîìíàòå ñâåòëî.
×óòü ïîðîøèò ïóøîê ëåòó÷èé,
È ñîëíöå çèìíåå âñòàåò.
Êàê êàæäûé äåíü, ïîëíåé è ëó÷øå,
Ïîëíåé è ëó÷øå íîâûé ãîä…

ÇÈÌÍÈÅ ÊÀÐÒÈÍÊÈ

Ùåíêà ïðîãóëèâàåò òåòÿ.
Ùåíîê ðàññòàëñÿ ñ ïîâîäêîì.
È âîò íà áðåþùåì ïîëåòå
Ëåòÿò âîðîíû çà ùåíêîì.
Ñâåðêàåò ñíåã…
Êàêàÿ ìàëîñòü!
Ïå÷àëü, êóäà æå òû äåâàëàñü?
 
ÂÅ×ÅÐ ÒÈÕÈÉ È ÌÎÐÎÇÍÛÉ

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ

Âå÷åð òèõèé è ìîðîçíûé.
Òîëüêî ñíåãà íåò è íåò.
Çà îêíîì âêëþ÷èëè çâåçäû,
 äîìå âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà òó÷à âûøëà
Äîì ïðèòèõ è çàìîë÷àë
Íî÷üþ êòî-òî åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè ñòó÷àë,
À ïîä óòðî â ñåðåáðèñòîé
Áåëîñíåæíîé òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé è ïóøèñòûé
Íà ìîåì ëåæàë îêíå.

ÏÎÐÎØÀ

ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ

Åäó. Òèõî. Ñëûøíû çâîíû.
Ïîä êîïûòîì íà ñíåãó,
Òîëüêî ñåðûå âîðîíû
Ðàñøóìåëèñü íà ëóãó.

Çàêîëäîâàí íåâèäèìêîé,
Äðåìëåò ëåñ ïîä ñêàçêó ñíà,
Ñëîâíî áåëîþ êîñûíêîé
Ïîäâÿçàëàñÿ ñîñíà.

Ïîíàãíóëàñü, êàê ñòàðóøêà,
Îïåðëàñÿ íà êëþêó,
À íàä ñàìîþ ìàêóøêîé
Äîëáèò äÿòåë íà ñóêó.

Ñêà÷åò êîíü, ïðîñòîðó ìíîãî,
Âàëèò ñíåã è ñòåëåò øàëü.
Áåñêîíå÷íàÿ äîðîãà
Óáåãàåò ëåíòîé âäàëü.

ÇÈÌÍÈÉ ÂÅ×ÅÐ

ÌÈÕÀÈË ÈÑÀÊÎÂÑÊÈÉ

Çà îêîøêîì â áåëîì ïîëå –
Ñóìðàê, âåòåð, ñíåãîâåé…
Òû ñèäèøü, íàâåðíî, â øêîëå,
 ñâåòëîé êîìíàòêå ñâîåé.

Çèìíèé âå÷åð êîðîòàÿ,
Íàêëîíèëàñü íàä ñòîëîì:
Òî ëè ïèøåøü, òî ëü ÷èòàåøü,
Òî ëè äóìàåøü î ÷åì.

Êîí÷åí äåíü – è â êëàññàõ ïóñòî,
 ñòàðîì äîìå òèøèíà,
È òåáå íåìíîæêî ãðóñòíî,
×òî ñåãîäíÿ òû îäíà.

Èç-çà âåòðà, èç-çà âüþãè
Îïóñòåëè âñå ïóòè,
Íå ïðèäóò ê òåáå ïîäðóãè
Âìåñòå âå÷åð ïðîâåñòè.

Çàìåëà ìåòåëü äîðîæêè, –
Ïðîáèðàòüñÿ íåëåãêî.
Íî îãîíü â òâîåì îêîøêå
Âèäåí î÷åíü äàëåêî.

ÄÅÊÀÁÐÜÑÊÎÅ ÓÒÐÎ

Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ

Íà íåáå ìåñÿö — è íî÷íàÿ
Åøå íå òðîíóëàñÿ òåíü,
Öàðèò ñåáå, íå ñîçíàâàÿ,
×òî âîò óæ âñòðåïåíóëñÿ äåíü,-

×òî õîòü ëåíèâî è íåñìåëî
Ëó÷ âîçíèêàåò çà ëó÷îì,
À íåáî òàê åùå âñåöåëî
Íî÷íûì ñèÿåò òîðæåñòâîì.

Íî íå ïðîéäåò äâóõ-òðåõ ìãíîâåíèé,
Íî÷ü èñïàðèòñÿ íàä çåìëåé,
È â ïîëíîì áëåñêå ïðîÿâëåíèé
Âäðóã íàñ îõâàòèò ìèð äíåâíîé…

 
×ÓÄÍÀß ÊÀÐÒÈÍÀ

ÀÔÀÍÀÑÈÉ ÔÅÒ

×óäíàÿ êàðòèíà,
Êàê òû ìíå ðîäíà:
Áåëàÿ ðàâíèíà,
Ïîëíàÿ ëóíà,

Ñâåò íåáåñ âûñîêèõ,
È áëåñòÿùèé ñíåã,
È ñàíåé äàëåêèõ
Îäèíîêèé áåã.
 
ÁÅШÇÀ

ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ

Áåëàÿ áåðåçà
Ïîä ìîèì îêíîì
Ïðèíàêðûëàñü ñíåãîì,
Òî÷íî ñåðåáðîì.

Íà ïóøèñòûõ âåòêàõ
Ñíåæíîþ êàéìîé
Ðàñïóñòèëèñü êèñòè
Áåëîé áàõðîìîé.

È ñòîèò áåðåçà
 ñîííîé òèøèíå,
È ãîðÿò ñíåæèíêè
 çîëîòîì îãíå.

À çàðÿ, ëåíèâî
Îáõîäÿ êðóãîì,
Îáñûïàåò âåòêè
Íîâûì ñåðåáðîì.

×ÀÐÎÄÅÉÊÎÞ ÇÈÌÎÞ

Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ

×àðîäåéêîþ Çèìîþ
Îêîëäîâàí, ëåñ ñòîèò,
È ïîä ñíåæíîé áàõðîìîþ,
Íåïîäâèæíîþ, íåìîþ,
×óäíîé æèçíüþ îí áëåñòèò.
È ñòîèò îí, îêîëäîâàí,
Íå ìåðòâåö è íå æèâîé —
Ñíîì âîëøåáíûì î÷àðîâàí,
Âåñü îïóòàí, âåñü îêîâàí
˸ãêîé öåïüþ ïóõîâîé…

Читайте также:  Как сделать из ивы обруч для ловца снов

Ñîëíöå çèìíåå ëè ìå÷åò
Íà íåãî ñâîé ëó÷ êîñîé —
 í¸ì íè÷òî íå çàòðåïåùåò,
Îí âåñü âñïûõíåò è çàáëåùåò
Îñëåïèòåëüíîé êðàñîé.

«ÇÈÌÀ. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà…»

 ÍÈÊÎËÀÉ ÇÀÁÎËÎÖÊÈÉ

 Çèìà. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà.
 Äåðåâüåâ ãðîìêèé òðåñê çâó÷èò, êàê êàíîíàäà.
 Ãëóáîêèé ìðàê íî÷åé âûâîäèò òåðåìà
 Ñâåðêàþùèõ ñíåãîâ íàä âûñòóïàìè ñàäà.
 Â îäåæäå êðèñòàëëè÷åñêîé ñâîåé
 Ñòîÿò äåðåâüÿ.
 Ò¸ìíûå âîðîíû,
 Ñøèáàÿ ñíåã ñ îïóùåííûõ âåòâåé,
 Øàðàõàþòñÿ, íåìîùíû è ñîííû.
 Â îòòåíêàõ ãðèôåëÿ êëóáèòñÿ âîðîõ òó÷,
 È çâ¸çäû, ïðîáèâàÿñü ïîñðåäèíå,
 Ñâîé ñèíåâàòûé äâèæóùèéñÿ ëó÷
 Åäâà âëà÷àò ïî ëåäÿíîé ïóñòûíå.
 Íî ëèøü çàðÿ ïðîðåæåò íåáîñêëîí
 È âñòàíåò ñîëíöå, êàê, ïîäîáíî ÷óäó,
 Ñâåò òûñÿ÷è îãíåé âîçíèêíåò îòîâñþäó,
 ×àñòèöàìè ñíåãîâ â ïðîñòðàíñòâî îòðàæ¸í.
 È äåâñòâåííûé ïîæàð ÿíâàðñêîãî îãíÿ
 Âäðóã óïàä¸ò íà øêîëüíûé ïàëèñàäíèê,
 È õîðû ïåòóõîâ ñâåäóò ñ óìà êóðÿòíèê,
 È çèìíèé äåíü âñïëûâ¸ò, ëèêóÿ è çâåíÿ.
 Â òàêîå óòðî ðóññêèé ÷åëîâåê,
 Êàêîå á ñ íèì íè ïðèêëþ÷èëîñü ãîðå,
 Íå ìîæåò òîñêîâàòü.
 Êîãäà íà êîñîãîðå
 Âäðóã çàñêðèïåë ïîä âàëåíêàìè ñíåã
 È áîëüøåãëàçûõ ðîçîâûõ äåòåé
 Îïÿòü ìåëüêíóëè ðàäîñòíûå ëèöà…
 

ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ

ÂËÀÄÈÌÈÐ ËÓÃÎÂÑÊÎÉ
 
Âîò è âûïàë ïåðâûé ñíåã,
ïåðâûé ñíåã,
Îí ïîêðûë äîëèíû ðåê —
ïåðâûé ñíåã.
À ðåêà òå÷¸ò ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Âñÿ ëþáîâü ìîÿ ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Ëüäîì ïîêðîåòñÿ îíà,
ïåðâûé ñíåã,
Íî íà ñâåòå åñòü âåñíà,
ïåðâûé ñíåã!
ß ïðèâåòñòâóþ òåáÿ,
ïåðâûé ñíåã,
Íå æàëåÿ, íå ñêîðáÿ,
ïåðâûé ñíåã.
Õîòü íåâåñåëî èäòè,
ïåðâûé ñíåã,
Íà ñåäîì òâî¸ì ïóòè,
ïåðâûé ñíåã.

ÙÅÍÎÊ È ÑÍÅÃ

ËÅÎÍÈÄ ÄÜßÊÎÍÎÂ

Íà ïåðâûé ñíåã âçãëÿíóë ùåíîê
È íè÷åãî ïîíÿòü íå ìîã.
— Îòêóäà ñòîëüêî áåëûõ ìóõ
Íàáèëîñü ê íàì íà äâîð?
À ìîæåò ýòî ïòè÷èé ïóõ
Ëåòèò ÷åðåç çàáîð?..
Îí ïàñòü ðàñêðûë — è ñíåãó õâàòü —
È ñòàë çàäóì÷èâî æåâàòü.
Æóåò, æóåò, íî âîò áåäà!
Íà ÿçûêå îäíà âîäà.
Ñîâñåì ñêîíôóçèëñÿ ùåíîê
È â êîíóðó îáðàòíî ëåã.
Îí áûë íå ãëóï, à ïðîñòî ìàë
È ñíåã âïåðâûå óâèäàë…

ÏÎÄ ÓÒÐÎ

ÂËÀÄÈÌÈÐ ÎÐËÎÂ

Âå÷åð òèõèé
È ìîðîçíûé,
Òîëüêî ñíåãà
Íåò è íåò.
Çà îêíîì
Âêëþ÷èëè çâ¸çäû,
 äîìå
Âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà
Òó÷à âûøëà.
Äîì ïðèòèõ
È çàìîë÷àë.
Íî÷üþ êòî-òî
Åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè
Ñòó÷àë.
À ïîä óòðî
 ñåðåáðèñòîé,
 áåëîñíåæíîé
Òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé
È ïóøèñòûé
Íà ìî¸ì ëåæàë
Îêíå.
***

ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ

Íèêîëàé Ðóáöîâ

Àõ, êòî íå ëþáèò ïåðâûé ñíåã
 çàì¸ðçøèõ ðóñëàõ òèõèõ ðåê,
 ïîëÿõ, â ñåëåíüÿõ è â áîðó,
Ñëåãêà ãóäÿùåì íà âåòðó!

 äåðåâíå ïðàçäíóþò äîæèíêè,
È íà ãàðìîíü ëåòÿò ñíåæèíêè.
È âåñü â ñâåòÿùåìñÿ ñíåãó,
Ëîñü çàìèðàåò íà áåãó
Íà îòäàëåííîì áåðåãó.

***
ÂÑÞÄÓ ÑÍÅÃ

À. Áðîäñêèé

Âñþäó ñíåã, â ñíåãó äîìà —
Ïðèâåçëà åãî çèìà.
Ê íàì ñïåøèëà ïîñêîðåé,
Ïðèâåçëà íàì ñíåãèðåé.
Îò çàðè è äî çàðè
Ñëàâÿò çèìó ñíåãèðè.
Äåä Ìîðîç, êàê ìàëåíüêèé,
Ïëÿøåò ó çàâàëèíêè.
À ÿ òîæå ìîãó
Òàê ïëÿñàòü íà ñíåãó.

Источник

Матушка в Купальницу по лесу ходила…

 
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
 
 
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
 
 
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
 
 
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
 
 
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
 
 
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
 
 
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
 

[1912]

Задымился вечер, дремлет кот на брусе…

 
Задымился вечер, дремлет кот на брусе.
Кто-то помолился: «Господи Исусе».
 
 
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
 
 
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворенной
                                                  клети…
 
 
У лесной поляны – в свяслах копны
                                                    хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.
 
 
Закадили дымом под росою рощи…
В сердце почивают тишина и мощи.
 

[1912]

Ночь

 
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
 
 
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
 
 
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
 
 
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
 

[1911–1912]

Береза

 
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
 
 
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
 
 
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
 
 
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
 

[1913]

Пороша

 
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
 
 
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
 
 
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
 
 
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
 

[1914]

Троицыно утро, утренний канон…

 
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
 
 
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
 
 
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
 
 
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
 
 
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
 

[1914]

Край любимый! Сердцу снятся…

 
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
 
 
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
 
 
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
 
 
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
 

[1914]

Пойду в скуфье смиренным иноком…

 
Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком —
Туда, где льется по равнинам
Березовое молоко.
 
 
Хочу концы земли измерить,
Доверясь призрачной звезде,
И в счастье ближнего поверить
В звенящей рожью борозде.
 
 
Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари.
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари.
 
 
Глядя за кольца лычных прясел,
Я говорю с самим собой:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Бродяжной палкой и сумой.
 
 
Счастлив, кто в радости убогой,
Живя без друга и врага,
Пройдет проселочной дорогой,
Молясь на копны и стога.
 

[1914]

Осень

Р. В. Иванову

 
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
 
 
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
 
 
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
 
 
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
 

[1914–1916]

Не ветры осыпают пущи…

 
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.
 
 
Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.
 
 
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста».
 
 
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.
 
 
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях – крылья херувима,
А под пеньком – голодный Спас.
 

[1914]

Источник

Читайте также:  Вытаскивать кости из рыбы во сне

*SPACE*

Искусственный Интеллект

(247289)

10 лет назад

«Пороша» . Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.

Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.

Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс.

В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры.

Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”.

Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…

,,,,
Стихотворение С. Есенина «Пороша» .

Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией) .

Ход урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша» . Ребята, вы понимаете слово «пороша» ? (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега) .

Пороша — снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.

Первичный синтез

Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть) .

Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем) .

Анализ

Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует) .

Найдите в тексте сказочные образы.

Ребята, а как вы будете читать это стихотворение? (Спокойно, неторопливо, задумчиво и в конце быстро) .

Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон) .

Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н] , [м] , [з] , [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором) .

Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись) .

Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.

Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне — она подвязалась белой косынкой и похожа на человека) .

Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному) .

* Машута *

Профи

(629)

10 лет назад

Сергей Есенин

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

1914 год

Все правельно, зайка.

Рада Корниенко

Профи

(657)

4 года назад

Стихотворение было написано поэтом в 1914 году, является одним из популярнейших лирических стихов Есенина.
Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге. В этом стихотворении есть олицетворение. сосну Есенин сравнивает со старушкой, но строками ,, А над самою макушкой
Долбит дятел на суку. ,,показывает, что не всё в сосне так мертво.
В этом стихотворении нет предисловия. Нет в нём и концовки, кажется, что дальше ещё будет продолжение.

Дарья Коновалова

Ученик

(143)

4 года назад

Стихотворение было написано поэтом в 1914 году, является одним из популярнейших лирических стихов Есенина.
Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге.

Ангелина Бобырь

Знаток

(272)

4 года назад

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества — тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. В ходе анализа стихотворения, мы попробуем разобраться не только с внешним планом изображения, но и с внутренним смыслом произведения.
и там дальше))))

Актан Жолборс

Ученик

(195)

4 года назад

Акцентологический уровень

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике Сергея Есенина. Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.

Фонетический уровень

Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под сказку сна, / Словно белою косынкой / Подвязалася сосна».

Читайте также:  Во сне лошадей с наездниками видеть

В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Понагнулась, как старушка, / Оперлася на клюку».

Лексический уровень

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Синтаксический уровень

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Лексико-синтаксический уровень

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Идейный уровень

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

Юляшка Бочкина

Знаток

(251)

3 года назад

Стихотворение было написано поэтом в 1914 году, является одним из популярнейших лирических стихов Есенина.
Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге.

Александр Skill

Знаток

(285)

3 года назад

Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства. Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы. И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.

Ina Mnatsakanyan

Знаток

(258)

3 недели назад

«Пороша» . Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.

Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.

Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс.

В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры.

Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”.

Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…

,,,,
Стихотворение С. Есенина «Пороша» .

Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией) .

Ход урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша» . Ребята, вы понимаете слово «пороша» ? (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега) .

Пороша — снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.

Первичный синтез

Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть) .

Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем) .

Анализ

Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует) .

Найдите в тексте сказочные образы.

Ребята, а как вы будете читать это стихотворение? (Спокойно, неторопливо, задумчиво и в конце быстро) .

Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон) .

Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н] , [м] , [з] , [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором) .

Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись) .

Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.

Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне — она подвязалась белой косынкой и похожа на человека) .

Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному) .

Источник