Заревел медведь со сна и в густом лесу вздрогнув стукнула

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Типы
 
 
Совпадение
Омоформы Омофоны Омографы
 
Омонимичные Неомонимичные Омонимичные Неомонимичные
в написании + + +
в звучании + + + +
в частеречной принадлежности + + +
Примеры: летать –
лечу,
лечить –
лечу
печь –
(сущ.)
печь
(глагол)
грусть –
груздь
старожил
– сторожил
ýточка –
утóчка

Образец установления типа омонимии

В этих строчках вывод простой:

Рабочий, уничтожь и гульбу и простой!

В. Маяковский

Журавлиные станицы

Гонит времени опала.

С тополей вблизи станицы

Желтая листва опала

Я. Козловский

Простой (имя прилагательное) – простой (имя существительное): совпадают в написании и звучании, принадлежат к разным частям речи. Вывод: это неомонимичные омоформы.

Станицы (то же, что стая) – станицы (большое селение в казачьих районах): совпадают в написании, звучании, принадлежат к одной части речи, имеют одинаковые грамматические формы. Вывод: это полные лексические омонимы. В Словаре омонимов О.С. Ахмановой они рассматриваются как омонимы, возникшие в результате незавершившегося распада полисемии.

Опала (имя существительное) – опала (форма прошедшего времени глагола – «опасть»): совпадают в написании, звучании, принадлежат к разным частям речи. Вывод: это неомонимичные омоформы.

Задание 2. Подберите к указанным ниже словам омонимы и определите тип омонимии (лексическая, графическая, грамматическая).

Походить, сечь, тьма, живой, избегáться, зáворот, убить, тут, предание, застукать, всыпать, актив, лицо, поносить, ужинáть, масса, загонять, намочить, острить, безвыходно, курсы, лавка, распахивать, узел, бакáн, древние, утóпать, печать, истопить, высадить, башмак, график, железистый, забаловáть, гавáнский, жировать, благо, молочница, скат, утóчка, запаснóй, вóльно, слоник, точка, гранат, горн, тромб, флюс, штат, чуднó. бунт, верхи, дача, империал, икáть, мат, дотушить, шайка, эмиссия, золотой, японка, щур, плита, тур, спеть, былина, ветреница, гражданка, охотник, экипаж, банкет, винт, заготовка, мостик, тикáть, апорт, байка, забор, лихой, рóды, следствие, стопка, убыть, фокус, ветрено, бур, грести, лаз, мех, уписать, халатный, цвет, черви, цыганочка, квартирные, чары, двор, директриса, отбиться, редко, городок, досадить, наказать, посол, каждый, плестись, строчка, уж, фракция, новенький, тухнуть, заказать, амуры, пломбир, чекан, искупаться, глохнуть, финка, казачок, глухой, кабардинка, ливер, перекаты, ссылаться, накладная.

Задание 3.Прочитайте предложения и найдите в них омонимы иомоформы.

1. Снег сказал: «Когда я стаю, станет речка голубей, потечёт, качая стаю отражённых голубей». 2. Рыбачьей удалью блесну и в речке возле леса поймаю щуку на блесну. Эх, выдержала б леса! 3. Эй, скворец, начинается сев, даром клюв о сучок ты не три. Время завтракать. На поле сев, слопай гусениц дюжины три! 4. Справа лес всё чаще, конь несётся рысью, услыхав, что в чаще ветер фыркнул рысью. 5. Воспоминанье берегу о том, как я на берегу влез однажды на подводу и с неё нырнул под воду (Я. Козловский).

Задание 4.Перепишите, подчеркните одной чертой слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному (омографы), двумя чертами – слова и сочетания слов, одинаково звучащие (омофоны).

1. Веснушкам нету сноса, не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, нос терпеливо мыла, – зависело б от мыла, веснушки я б отмыла. 2. На двери замка нет замка. Живёт щегол здесь – первый щёголь, и утром белка из белка ему сбивает гоголь-моголь. 3. Заревел медведь со сна, и в густом лесу, вздрогнув, стукнула сосна шишкою лису. 4. Сосёт Алёнушка ирис, а вышивает ирис. 5. Нет хуже удела, чем быть не у дела. 6. Косит косец, а зайчишка косит, трусит трусишка, а ослик трусит. 7. Кто не сводит с книг очей, тот зовётся книгочей. 8. Солнце ещё облаков не задело, трава на лугу ещё росы пила, а плотник проснулся и взялся за дело. Слышится, как зазвенела пила. 9. Хороша у Алёны коса, и трава на лугу ей по косу. Скоро лугом пройдётся коса: приближается время к покосу. 10. Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель! Я слышу звон апрельских капель, поёт весенняя капель. 11. Нёс медведь, шагая к рынку, на продажу мёду крынку, вдруг на Мишку – вот напасть, – осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть, жалили куда попало, – им за это и попало (Я. Козловский).

Задание 5. Из Словаря омонимов О.С. Ахмановой (вначале внимательно прочитайте, как пользоваться словарём) выпишите лексические омонимы, возникшие благодаря распаду полисемии, совпадению в звучании русского и иноязычного слов, а также омонимы, возникшие благодаря омонимии основ и аффиксов.

Задание 6. Определите лексическое значение слов, ограничивая слова-омонимы от многозначного слова. Составьте предложения с каждым словом, учитывая его различные значения.

Бригадир, гвардия, гласный, жать, мех, косяк, круг, спор, увязать, след, утка, ханжа, цвет, чело.

Читайте также:  Хор новая волна я хочу во сне летать

Задание 7.Упражнения для выполнения на практическом занятии. Лабораторная работа №7 (варианты №№1, 2, 3, 4) в пособии: Современный русский язык. Лабораторные работы. Под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1982. – С. 18-19.

План практического занятия №4 по курсу «Лексикология».

Тема. Синонимы.

Время – 4 часа.

Вопросы:

1. Понятие о синонимии и синонимах.

2. Типы синонимов:

а) по степени синонимичности (абсолютные и относительные);

б) по характеру выполняемых функций (семантические, стилистические, семантико-стилистические);

в) по структуре (разнокоренные и однокоренные).

3. Различия между синонимами по степени современности слов, сфере употребления, сочетаемости с другими словами.

4 Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда.

5. Пути возникновения общеязыковых синонимов.

6. Контекстуальные синонимы.

7. Словари синонимов.

Задание 1. Внимательно изучите приведённый ниже материал.

Синонимы

Синонимия (в переводе с греческого – одноименность) заключается в полном или частичном совпадении в значении языковых единиц. Синонимия присуща лексической, фразеологической, словообразовательной, грамматической и другим уровням языка.

Таблица 3

.

Источник

Карта сайта

КВН по русскому языку для учеников 2 класса

КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС

Цель:

Вызвать интерес к родному языку
Задачи:

1. Закрепить в игровой форме

· знание пословиц,

· фразеологизмов,

· безударных гласных в слове,

· написание слов с ъ и ь разделительными знаками

· знание однокоренных слов,

· написание слов с сочетаниями чк- чн

1. Приветствие и выбор начинающей игру команды

Лишь прямо в шахматной игре
Позволено ходить ладье.
Ладье другой простор морской.
И бури, шторм всё нипочём.
В ладье старинной мы плывем
К знаний острову прямиком.
Ведут нас к тайнам языка.
Узнать омонимы пора!

Плывем сегодня на чудной ладье
Она из прошлого страница
Но есть ещё и другая ладья —
На шахматном поле царица.
Два слова- омонимы,
Как крылья у птицы.
Помогут нам в знаниях
Успеха добиться

Выбор цвета (вариант заданий). Белые начинают.
Одна ладья, как талисман,
Пусть принесёт удачу и успех.
А в лодке-ладье без труда к
океане
Сквозь шквал заданий проплывём мы все.
Но если сегодня заданья
Кому-то покажется трудным,
У нас словари и желанье
Всё сложное сганет доступным.
2. Слово ведущего и команд о русском языке

Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Мудрым никто не родился, а научился.
Начнешь в учении с малого, постигнешь и большое.

Вот, что говорили о русском языке талантливые писатели, имена которых известны всему миру.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите частоту языка, как святыню!

И. С. Тургенев.

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.

А. С. Пушкин.

Русский язык в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен.

3. Разминка

Подлинная красота языка создастся точностью, ясностью, звучностью слов. Наш народ очень бережно относится к слову. Из поколения в поколение передавались точные, меткие, мудрые изречения — пословицы.

!. Блицтурнир.
Закончи пословицу. Например: Слово толковое стоит … (целкового).

(излечивает).
Острый язык — дарование, а острый

(наказание).

Больше слушай, поменьше говори, не зря у тебя два уха и один…
     (язык). Сперва подумай, потом…
Человеческое слово стрелы …
(острее).
Не всегда говори, что знаешь по всегда знай, что …
(говоришь).
Плохо, коль слово сказано, не спросясь …

(говори).

Короткую речь хорошо слушать, под долгую речь хорошо…
     (думать). Не спеши с языком, торопись с…
     (делом). Правдивое слово, как лекарство,
(разума).
Петь хорошо вместе, а. говорить…
(порознь).
В умной беседе ума наберёшься, в глупой — свой…
(растеряешь).
часто горько, зато…
Одно тёплое слово и в жестокий мороз…
(согреет).
2. Фразеологический словарь.
Вспомни фразеологизмы со словом «язык».
Усердней с каждым днем смотрю в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдёт искусство, Держа в руке свой потайной фонарь.
С. Я. Маршак.

Как говорят, если… Трудно молчать, хочется сказать…
     (язык чешется).
Мастер хорошо говорить…
     (язык хорошо подвешен).
О болтливом человеке говорят, что у него язык…
(длинный).
Достичь взаимопонимания, согласия…
(найти общий язык).
Заставляют говорить…
     (тянут за язык).
О сплетниках и клеветниках
     (злые языки).
Спохватившись, внезапно умолкнуть…
     (прикусить язык).
Совершенно не понимать друг друга…
(говорить на разных языках).

4. Домашнее задание

* Разыграть сценку, придумав речевую ситуацию, чтобы словосочетание «язык проглотить» имело бы два разных значения.

 Ходом шахматного коня расшифровать пословицу.

кре

бя

дс

О

лом

я

за

зы

зал

пи

ком

ся

Я

ет

от

го

в а

ет

зык

ча

бол

ве

л о

та

Обязался языком, закрепи делом.

Язык болтает, голова отвечает.

5. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Вспомнить фразеологизмы со словом «душа».
— Кто-либо волнуется, сильно переживает. . . (душа болит).
— Очень дружно, в полном согласии… (душа в душу).
— Испытывать сильный страх. . . (душа в пятки ушла).
— Очень откровенный, чистосердечный . . . (душа нараспашку).
Нет желания делать что-либо, нет расположения к кому-либо…
     (душа не лежит). Безгранично любить… (души не чаять).
6. Конкурс грамотеев

— Эстафета.
Команды получают карточки со словами. Нужно вставить пропущенную гласную, выделить корень, передать сидящему рядом. Игрок, написавший последнее слово, передаёт лист с заданием в жюри.

гр .за
з .
мля
с . лач
 т .гренок
зв . рек
тр . ва
н .га
стр . ла

кр . чать
б . жать
д . жди
м . ря
т . шина
м . сты
к . льцо
ч . сы

в . рить
п . ро
л . цо
 з . ма
л . сток
сн . га
в . лна
р . ка

Физкультминутка
.
Проверка «а-о».
Если безударная гласная «о» — сомкнуть руки над головой.
Если безударная гласная «а» — руки в стороны.
(Гроза, трава, нога, кольцо, часы, дожди, волна, варить).
     Услышать два слова, которые произносятся по-разному. Показать руками, какую гласную надо писать.
Мама простыни стирала И на речке полоскала. К дочке кошка подбежала, Дочка кошку поласкала.
Шарады.
(Командам и болельщикам).
Какие два слова пишутся по-разному, а произносятся одинаково?

С «и» недолго сделать кошке, Если есть сметана в плошке. С «е» же делать нелегко, Коль забрался высоко.

(Слизать — слезать).

 Занимательные диктанты.

С буквой «е» ты делай в хоре И таланта не таи. Принял горькое лекарство — Делай быстро с буквой «и».

По одному человеку от команды. Задания командам и болельщикам.

Раскрыть скобки.

Веснушкам нету (с) носа:
 Не исчезают (с) носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б (от) мыла,
Веснушки б я (от) мыла.
Заревел медведь (со) сна.
И в густом лесу,
Вздрогнув, стукнула (со) сна
Шишкою лису.

7. Конкурс скороговорочников

Произнести скороговорку, потом проговорить скороговорку, приготовленную соперниками.
У крошки матрешки пропали серёжки, Серёжки Сережа нашел на дорожке
Как страшно мышке жить в норушке, У кошки ушки на макушке
Дятел дуб долбил, да не додолбил Говори, говори, да не заговаривайся.

 Хоккей. «Ловкий вратарь».
(На шайбах написаны слова с ъ и ь разделительными знаками)
Ведущий быстро произносит слова. Одному капитану нужно выбрать
слова с ъ разд., другому с ь разд.
* Игра. « Я знаю 5 имён…(мальчиков, девочек)».
Все согласные мягкие. ( Лёня, Витя, Петя, Сеня… Л ил я, Оля).

* Найди пару.
азбука — алфавит
час — часто
конь — конец
сад — досада
дорога — подорожник
вода — водитель
стол — столбы
пень — пенка
коза — козлёнок
ком — комната
день — деньги
лимон — апельсин

* Прочитай без запинки.
3 К X 111 Щ И П Т Ч Ц Л МР С Ф
9. Конкурс «Кто больше?

Запоминай-ка!
Запиши слова с сочетаниями ч к- чн.
Кто быстрее всех читает Речка, ручка, птичка,
И слова запоминает: Шуточка, минуточка.
Ёлочка и белочка, Дочка, прибауточка,
Тучка, щучка, стрелочка. Овечка, печка, строчка,
Бочка, почка, спичка, Булочка и точка.
* Как зовут мастера?
Баян, барабан, стол, сапог, пожар, гитара, груз, касса, комбайн, рыба,
трактор, машина, мотор.
Придумать слова с суффиксом — ист — (профессии).
10. Конкурс весельчаков

* Ребусы и кроссворды.
* «Гостеприимный хозяин».
Это было в воскресенье Так кружились, так вертелись,
У слона на дне рожденья. Что па части разлетелись.
Гости пели, веселились. Раз, два, три, четыре, пять!
В хороводе так кружились, Помоги гостей собрать!

     ан
л о — ти — ди — па — ко — дил ко — кро — шим — ко — зе — пан — рил на — мот — ге — бе — раф — е — ги
 мур — го — л а — ле — бра — браз — жи
(Антилопа, крокодил, шимпанзе, бегемот, жираф, дикобраз, гиена,
лемур, кобра, горилла).
* Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает.
(Можно сделать цветик-семицветик, на лепестках которого написать
слова).
      сапохар, перачеиье, хадулва, васуренье, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, коранфеты, патустила, балиранки, пинорожки, оребрихи.
     
11. Подведение итогов

Михеева Н.А.,
зам. директора по УВР 332 школы,
учитель начальных классов

Источник

Цель урока:

  • развивать умение различать и писать приставки и предлоги;
  • правильно употреблять их в речи и писать;
  • развивать орфографическую зоркость, мышление;
  • обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
  • воспитание интереса к предмету русского языка.

Оборудование: Презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!

Начинается урок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели, ноги вместе.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать.
И учиться лучше всех.

(Слайд 2)

2. Разминка. Кто быстрее ответит?

  • Бывает устная, бывает письменная.
  • Из чего состоит наша речь?
  • Из каких небольших частей состоит предложение?
  • Какие знаки нужны, чтобы написать слово?
  • Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.
  • Как называется общая часть всех родственных слов?
  • Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в
    предложении?
  • Как называется часть слова, которая стоит между корнем и окончанием?
  • Что обозначает имя существительное?
  • Какая часть речи обозначает действие предмета?
  • Что обозначает прилагательное?
  • Как называются главные члены предложения?
  • Какие еще бывают члены предложения?
  • Чем заменяется парный звонкий согласный на конце слова при произношении?
  • Как проверяется безударная гласная в корне?

3. Словарно-орфографическая работа.
(Слайд 3)

  • (под)резать (под)корень
  • (с)пускался (с)горы
  • (в)плести (в)косу
  • (до)ехал (до)рощи
  • (за)шел (за)деревню
  • (по)ехал (по)тропе
  • (от)толкнул (от)берега

– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно
разделить находящиеся в них слова?

  • Можно разделить на слова из словаря и не из него.
  • На глаголы и существительные.
  • На слова с приставками и слова с предлогами

.

– Что же у нас получилось: одни и те же сочетания букв могут быть как
приставками, так и предлогами. (Слайд 4 и 5)

Беседа по вопросам:

– Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите
слова с приставками.

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова,
которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
.)

– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не
разделяется, пишется слитно
.)

– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать
однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: подрезать-резать,
вплести – плести, зашел – шел
и так далее.)

– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.

(под корень, с горы, до рощи, в гору и .д.)

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое
служит для связи слов в предложении
.)

– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами
пишется раздельно
.)

– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо
между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово
.)

Подрезать под большой корень, спускался с большой горы и т. д.

Вывод. (Слайд 6)

4. Обобщение и закрепление материала.

а) Сам. работа. (Слайд 7)

Выдели приставку, если она есть.

  • Собрать, сосна, сонный, сосулька, сошел, содрогнулся.
  • Поездка, поплелся, полено, полоса, подоконник, поленился, полено.
  • Нарыть, настенный, наряд, надежда, набег. Проверка. (Слайд 8)

– Что мы должны помнить, когда определяем приставку?

Вывод: Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
Между приставкой и корнем – нельзя.

б) Конкурс “Не ошибись!” (Слайд 9)

(В) тополиную метель
(По) терял дорогу шмель.
(Про) мелькнул (над) огородом,
(В) дом (на) кухню (за) летел
И (над) синей чашкой (с) медом
По- хозяйски (за) гудел.

Проверка. (Слайд 10)

в) Устно. (Слайд 11) Игра. “Найди пару!”

(с)мел
(на)шли
(по)гулял
(в)ходить
(под)прыгнул
(по)ехали
((по)парку
(с) крыльца
((под)потолок
(в)класс
(по)дороге
(на)поляне

5. Физкультминутка.

С ПРИ – приставкою присесть,
С ПО – приставкою подняться
С ПОД – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО – приставкой посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО – зарядку повторять.
С ЗА – зарядку завершать

6. Устно.

Заревел медведь со сна
И в густом лесу,
Вздрогнув, стукнула сосна
Шишкою лису.

– Есть одинаково звучащие слова? Объясните их значение и правописание.

Проверка. (Слайд 12)

7. Загадка.


Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех
предлогов. (Слайд 13)

8. Работа в парах. (Слайд 14)

а) Исправь ошибки:

  • Жила ф саду пивунья. Она была жолтенькая, на галофке хохолок.
  • Славный был унее голосок. Приятно было ее слушат. Но скоро певунья
    зазналась и по теряла голос. Теперь никто не обращал на нее внимания.

Сколько ошибок?

б). Составь пословицу. (Слайд 16)

Меньше говори,
Доброе слово человеку, 
Слово не воробей,
Сначало подумай –
что дождь в засуху
вылетит не поймаешь
потом говори
больше дела твори

9. Игра “Я волшебник”.

а) “Приставки” – превратить слова с предлогами в слова с приставками.

  •  Календарь на стене, повязка на рукаве, переход под землей,
  • камни под водой, час перед рассветом, участок при школе, укол под кожу

(Слайд 17)

б) “Предлоги” – наоборот.

Настольная книга, бесконечный разговор, поднебесная даль, межпланетный
спутник, придорожное кафе, безошибочная работа, доврачебный осмотр.

(Слайд 18)

9. Рефлексия.

– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя.

Слайд 19, 20.

Источник