Значение сна раскольникова о замученной лошади

Значение сна раскольникова о замученной лошади thumbnail

Роль сна Раскольникова о лошади в произведении Достоевского – раскрытие внутреннего психологического состояния героя. Писатели часто используют такую форму в повествовании, чтобы подать нечто скрыто, иносказательно и более ярко.

Страхи из детства

Сон возвращает Родиона в детство – ему около 7 лет. Автор затрагивает воспоминания героя из реальной жизни: он крайне тяжело переносит плохое отношение к животным, не раз наблюдает, как люди бьют лошадей (в гневе, неистово, незаслуженно, и страшнее всего – по глазам). Во сне главный герой возвращается в детство, в беззаботный период, когда рядом с ним отец, а значит он под защитой. Однако во сне Родион не испытывает покоя и едва ли его можно назвать радостным.

Он видит пьяную компанию, которая пытается заставит лошадь ехать “вскачь”. Она маленькая и тощая. Несправедливость ситуации налицо: кобыла не в состоянии сдвинуться с места, а желающих прокатиться всё больше. Мальчику неистово больно оттого, что страдает животное, но окружающие, кажется, не замечают абсурдности ситуации: хлещут кобылу по бокам, стегают по морде и глазам. От вопиющей несправедливости у ребёнка случается истерика, он хочет спасти животное, помочь ему, но не физически, не морально не в состоянии достучаться до убийц.

Значение сна

В толковании сна исследователи творчества Ф.М.Достоевского практически однозначно сходятся во мнении, что его суть – неготовность персонажа преступить закон, проверить свою теорию в действительности. Сон говорит о том, что у Раскольникова слишком много человечности, он не готов к убийству, которое планирует совершить. Душа молодого человека слишком тонкая, он чувствителен и эмоционален. Раскольников готовится проверить свою теорию о том, что все люди делятся на “материал” и тех, кто способен преступить закон, совесть, если это необходимо.

Однако сам герой не относится ко второй категории людей. Он слишком долго доказывает самому себе, что смерть старухи-процентщицы – великое добро по отношению к тем, кто находится у неё в “кабале”. Решение принято, но Раскольников не готов к убийству, он не осознаёт всей сути задуманного. Душа персонажа сопротивляется, она борется с рассудком, именно это и подчёркивает сон о “забитой кляче”. Важно, что сновидение случается накануне задуманного убийства, оно подсказывает герою, что он не тот, кто должен “спасать мир” путём уничтожения зла собственными руками.

Провал теории

Повествование о избиении лошади настолько реалистично, что читатель невольно становится участником изображаемой ситуации. Ему также жалко животное и невыносимо от того, что невозможно остановить толпу. Автор использует много восклицательных предложений, чтобы подчеркнуть ужас, суматоху, атмосферу происходящего. А страшнее всего – общее безразличие к происходящему: никто не пытается помочь животному, лишь робкие реплики напоминают о том, что хозяин поступает не по-человечески. Кровавая расправа над животным, слезы убитой лошади – каждая деталь, увиденная глазами маленького ребёнка – это сигнал о том, что он не принимает убийство никаким образом. Сострадая животному, он собирается убить реального человека – подсознание героя противится этому. Теория Раскольникова терпит крах – он не относится к тем, кто способен убивать.

Анализ сна Раскольникова о лошади важен для понимания образа героя, его внутреннего мира и моральных качеств.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник

Дом Раскольникова.
Иллюстрация И. Глазунова

Сон Раскольникова о лошади это один из самых трогательных эпизодов в романе «Преступление и наказание». 

В своем творчестве Достоевский вкладывал особый смысл в сновидения героев. В чем же смысл сна Раскольникова о лошади? И почему этот сон снится герою именно накануне преступления?

Знаменитый критик К. В. Мочульский провел анализ сна о лошади в своей работе «Достоевский. Жизнь и творчество» (1945 г.).

Как известно, до убийства Раскольников разрывается между добром и злом, между преступлением и милосердием. Доброта души Раскольникова борется с его же бесчеловечными идеями.

Критик Мочульский считает, что сон Раскольникова о лошади отражает борьбу добра и зла в его душе. 

«… «натура» дает генеральный бой «безобразной мечте»…» (К .В. Мочульский)

Во сне о лошади отражены все сострадание и боль Раскольникова. Мы видим, что он все-таки еще способен сострадать и у него есть сердце:

«…В сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет клячу по глазам оглоблей, приканчивает ее ломом. Герой видит себя ребенком…» (К .В. Мочульский)

Раскольников, будучи еще ребенком, видит своими глазами, как совершается убийство. Раскольников не хочет быть таким же, безжалостным убийцей, как мужик Миколка.

Раскольников отрекается от своего плана и своей теории. Сон о лошади пробуждает в Раскольникове его человечность и милосердие:

«… Мистический ужас перед злодеянием охватывает его. Впервые он видит убийство не как алгебраический знак, а как пролитую кровь — и отшатывается. И он будет убивать, как Миколка… потечет кровь, липкая, теплая кровь. Раскольников отрекается от своего замысла…» (К .В. Мочульский)

Как известно из романа, Раскольников был в детстве религиозным ребенком. Он ходил с родителями в церковь:

«… Сон о детстве воскрешает детскую веру, и безбожник обращается к Господу. Он рос в религиозной семье…» (К .В. Мочульский)

После этого сна о лошади Раскольников освобождается от страшных планов и идей:

«…«Натура» выбрасывает из себя яд — мысль о преступлении. Раскольников радуется освобождению…» (К .В. Мочульский)

К сожалению, этот сон не помогает Раскольникову вернуть свою человечность. Он уже находится под магнетизмом своей теории. Этот душераздирающий сон о лошади не спасает его от ошибки — от страшного преступления:

«… победа добра не прочна. Идея уже проникла в подсознание и, после последней вспышки бунта, становится движущей силой, роком. Герой не управляет своей жизнью — он влеком; таинственные случаи неуклонно ведут убийцу к жертве. Случайно попадает он на Сенную и случайно узнает, что завтра в семь часов старуха будет одна…» (К .В. Мочульский)

В результате, Раскольников совершает преступление. Таким образом, его страшные мысли одерживают победу над человечностью.

Читайте также:  Что значит во сне целоваться с бывшим мужем в губы

Критик Н. Д. Ашхарумов в своей работе «О романе «Преступление и наказание»» (1867 г.) также провел анализ сна Раскольникова о лошади:

«… он уснул от утомления. Страшный сон еще мерещится ему наяву. Весь ужас того, что ему предстоит, разом обрисовался в его глазах, и он вдруг решил, что этого быть не может, что этому не бывать… Свобода от этих чар, от колдовства, обаяния, наваждения показалась ему возможна еще. Собрав последние силы, он торжественно отрекся от всего им задуманного и шел уж домой с чувством отрадного успокоения на душе…» (Н. Д. Ашхарумов)

Ашхарумов считает, что сон о лошади это борьба Раскольникова с «чарами» теории. Но этот сон уже не спасает Раскольникова от греха:

«… вдруг, совершенно нечаянно, он попал на Сенную <…> узнал, что завтра <…> старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна. Этот ничтожный сам по себе случай стал для него приговором судьбы…»

Сон о лошади исцелил душу Раскольникова, но только на время. Когда Раскольников узнает, что старуха останется завтра одна, он возвращается к своей идее и завтра совершает преступление.

Итак, это была взгляд критиков на сон Раскольникова о лошади. Читайте онлайн другие материалы о Раскольникове, материалы о других героях романа «Преступление и наказание», а также:

  • Сны Раскольникова по главам: описание и суть снов
  • Сон Раскольникова об убийстве старухи: анализ эпизода

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Сон Раскольникова о лошади

Сны, которые видит во сне человек, передают психологическое состояние самого человека. Очень много писателей используют такой прием для того, чтобы более точно и ярко описать внутреннее состояние главных или второстепенных героев. Сон о лошади, который видит Раскольников, также несет в себе нечто таинственное, что поможет понять его внутренние переживания и эмоции.

Сон возвращает Раскольникова в его детство, где ему около 7 лет. С самого детства, мальчик не переносил жестокого обращения с животными, и когда он видел, как бьют лошадей разными предметами, могут что-то засунуть в  глаза, в нем загоралась жестокая злость к этим людям. Так как сон вернул теперь уже молодого человека в детство, нельзя сказать, что он слишком счастливый в этот период своей жизни, хоть и находится под защитой своего отца, в самый беззаботный период жизни.

Любовь к животным можно увидеть в сцене, когда маленький Раскольников увидел компанию из пьяных мужчин, которые уж очень желали покататься на лошади. Лошадь была очень худая, и совсем не в состоянии сдвинуться с места, но с каждой минутой все больше и больше человек хотели именно сейчас на ней покататься.

От своей невозможности помочь бедному животному, и хоть как-то усмирить живодеров, у маленького мальчика случается истерика. Он прекрасно понимает, что ни физически, ни морально, он не может помочь лошади.

Эта сцена со сном показывает Раскольникова совсем с другой стороны. Его душа очень ранимая и эмоциональная. Он совсем не готов совершать противоправные действия, которые ему хочется спланировать и совершить. Он слишком человечен по отношению к людям. Можно смело сказать, что Раскольников хочет узнать, правдива ли его теория о людях «материалах», и людях, которые в любой ситуации могут наплевать на свою совесть и сердце, и пойти против закона.

В ситуации с забитой старушкой, которая постоянно начисляла проценты за снятие жилья, Раскольников пытается долгое время переубедить себя и свою совесть, что именно в этом действии умысел был добрый, ведь он спас тех людей, которые остались доживать свои дни в снятых комнатах.

Очень интересно, что сон-воспоминание о лошади из детства снится ночью перед тем днем, когда Раскольников совершает злодеяние. Именно этот сон показывает ему, что не он должен спасать этот мир от таких ужасных и черных людей. Кто-то другой, но точно не он, и тем более не собственными руками.

К сожалению, и детские воспоминания, и ситуация после убийства подтверждают тот факт, что Раскольников не тот человек, который переступит через свою совесть.

2 вариант

Прежде чем начать работу над анализом сна, надо понять кто же такой автор Ф.М. Достоевский. Это не просто писатель, прежде всего это очень сильный психолог, его дар дан ему с рождения. Он не просто пишет, он проникает вглубь души читателя, он заставляет переживать вместе с героем, радоваться, сопереживать, злиться. «Поэтому Достоевского называют не просто автором писателем, а писателем психологом» — говорил А.В. Луначарский.

Автор в сочинении «Преступление и наказание» показывает нам Раскольникова очень характерным парнем, он противоречив: он постоянно в сомнениях. В нем постоянно борется гордость, злость, а также холодность противопоставляется мягкости, доброте и отзывчивости к другим. Мы видим, как автор ставить персонажа в непросто сложившуюся ситуацию, когда в его душе идет борьба. Убить старуху процентщицу для него означает доказать самому себе, что он не какой то там трус, а должен это сделать, что он из тех, которым все дозволено. Из тех, кто могут, решать как будет лучше, для которых отказаться от своего намерения – признать свое ничтожество, собственную не избранность.

Читайте также:  Беруши для сна какие лучше где купить в москве

Сон возвращает его в детство. С самого детства Родиона воспитывали как христианина и очень чувствительного и отзывчивого мальчика, а особенностью Родиона была большая любовь к животным. И вот во сне он видит, как большая компания пьяниц плохо обращается с красивой, но очень худой лошадкой. Лошадь уже с ног валится, а желающих на ней прокатится все больше. От сильной несправедливости у Родиона случается истерика, он хочет помочь животному, но он не в состоянии достучаться к убийце.

После сна Родиона начали мучить сомнения, кто он такой, какой он тип. Он слишком долго был уверен, что если он убьет старуху процентщицу то этим он сильно поможет тем, кто находится у неё в кабале. Раскольников не готов пойти на убийство, он не осознаёт всей сути задуманного. Он не из типа людей, которые смогут взять на себя тяжелый груз как убийство. Не только один персонаж мог задуматься, но и так же сами читатели, «или можно злом сотворить добро». Этот сон для него стал как знак свыше, что нельзя убивать кого-то, чтобы сделать добро. Поэтому, проанализировав этот сон, мы приходим к выводу, что писатель учит нас совершать поступки благоразумно и не причинять вред другим.

Также читают:

Картинка к сочинению Сон Раскольникова о лошади

Популярные сегодня темы

  • Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького

    Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы.

  • Сочинение Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор» 8 класс

    Комедия «Ревизор» вышла в свет в 1836 год, вызвав сильный резонанс в обществе. Эта комедия также подарила множество крылатых выражений и нарицательных слов, одним из которых является «хлестаковщина».

  • Почему Чичиков — главный герой поэмы Мертвые души?

    Гоголь написал огромное количество разных произведений. И одним из главных и популярных произведений является «Мертвые души». Автор старается рассказать и показать, что будет дальше в нашей жизни и как дальше меняться будет

  • Алена Дмитриевна и Кирибеевич сочинение

    Чтобы понять суть данного произведения, мы должны узнать некую характеристику Алёны Дмитриевны, а также Кирибеевича. Для чего же это нам надо? Всё просто! Не поняв характеристику данных героев, можно и вовсе не понять весь

  • Лирический герой в стихотворениях Есенина

    Время, в которое жил и творил русский поэт С.А. Есенин считается одной из сложных эпох российского государства, и может быть своего рода лирических эпох. Эта эпоха особенно повлияло на судьбы людей обладающих сверхчувствительностью.

Источник

Анонимный вопрос  ·  1 апреля 2018

156

Откуда эти строки: «Все смешалось, кони, люди»?

бегаю марафоны, люблю Таню

Эта строка, а точнее «Смешались в кучу кони, люди» из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Прочитать ещё 3 ответа

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского ?

Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом». Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую «напоили и обманули», то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

Читайте также:  Тату на ребрах у девушек ловец снов

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались «отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу». Это происходит с ним в реальном времени. В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его «городом полусумасшедших». Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько «мрачных, резких и странных влияний на душу человека». Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

Прочитать ещё 1 ответ

Употреблял ли наркотики Сальвадор Дали?Или какое ещё есть объяснение его метаморфозным и загадочным холстам?

Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек…

В молодости он наверняка экспериментировал и пробовал наркотики! Почему бы нет? Но вас интересует создавал ли он свои картины под действием наркотических веществ? Однозначно — НЕТ! И я объясню почему нет. Кто хоть раз видел полотна Дали вблизи мог убедиться, что его техника письма настолько совершенна, настолько изощрённа, что она не допускает малейшей неуверенности и слабости. Это железная рука! Это рука человека очень точно знающего КАК и ЧТО надо делать.  У Дали была невероятная фантазия и удивительные способности воплотить эти фантазии. Его картины, особенно периода 40 — 50 годов, поражают техническим совершенством и математической точностью.Он владеет ремеслом на уровне Микеланджело и Рафаэля.Это абсолютно невозможно достигнуть в наркотическом полусне.Посмотрите картины наркоманов и сумасшедших и сравните с полотнами Дали и вам сразу станет ясно где железная рука гения, а где вялая лапа накроши.

Прочитать ещё 1 ответ

Было ли психическое расстройство у Раскольникова? Если да, то какое?

Мне кажется, что нет. После убийства старухи у Раскольникова действительно стали шалить нервишки, что, в общем-то, естественно: зарубить двух человек топором и вынести драгоценности из квартиры, а затем попытаться себя не выдать — это тяжелая задача для психики. Преступника начинает терзать совесть, после он начинает заболевать физически — все это вполне логично, если мы говорим о человеке, который испытывает хоть какие-то чувства и эмоции (коих нет, например, у Лужина). До преступления, кажется, у Раскольникова также не наблюдалось никаких психических расстройств: да, его терзали сомнения, да, он был одержим идеей «убить старушку — гадкую вошь», он хотел самому себе доказать, что может переступить нравственный закон и убить человека. Все вышеперечисленное сложно назвать психическими отклонениями.

P.S. Когда я пытаюсь вспомнить персонажей различных произведений с именно что психическими отклонениями, мне на ум приходят в первую очередь: [ЗДЕСЬ МОГУТ БЫТЬ СПОЙЛЕРЫ!] Тайлер Дерден («Бойцовский клуб», неконтролируемое и самодостаточное альтер-его Рассказчика), Кевин («Сплит», множественное расстройство личности), «Авиатор» (обессивно-компульсивное расстройство);  «Человек дождя» (аутизм); «Игры разума» (шизофрения).

В чем биологический смысл сна? Возможно ли сложным организмам жить без сна?

Эксперт в области популяризации науки.

За время сна все живые организмы освобождаются от токсинов, различные органы работают в щадящем режиме, отдыхают и восстанавливаются. Некоторые живые организмы не спят или спят очень мало. Среди млекопитающих живущих на суше, меньше всех спят слоны и жирафы, им достаточно спать по два часа в день. Сон у дельфинов не похож да других млекопитающих, они отключают попеременно полушария своего мозга чтобы постоянно дышать атмосферным воздухом , а киты могут не спать по несколько месяцев, засыпая они медленно погружаются в воду, и спят  до момента касания о дно, после чего всплывают и делают глоток воздуха . Не спят акулы, так как они не имеют плавательного пузыря, и им нужно постоянно двигаться чтобы кислород поступал через жабры. Ранее считалось что не спят муравьи, однако сейчас уже стало извстно, что они спят около двух минут в день, а абсолютный рекордсмен среди насекомых по отсутствию сна — паденка, она не спит никогда, но жизненный цикл её во взрослом состоянии непродолжителен. Среди земноводных никогда не спит австралийская жаба бык. Интересно что черви спят всю жизнь, но при этом пищеварительная система червей всегда работает и находится в состоянии бодрствования. Этот факт наталкиват на мысль, что простейшие организмы созданы для жизни во сне, в состоянии сна их нервная система лучше обрабатывает и командует сигналами необходимыми для пищеварения, чем организм более сложный, тем меньше времени ему нужно на сон, пищеварительная система и само питание сложных организмов подстроено под необходимость сна, и скорее всего бодорствование это результат  эволюционного развития организмов. Сон это более естественное и простое состояние любого организма, когда все органы работают с минимальной нагрузкой, он лучше чем бодрствование и сложная работа организма,  направленая на износ при максимальной нагрузке на все органы.  Можно предположить, что любой живой организм можно адаптировать для существования без сна, сохранив его жизнеспособность, однако образ жизни будет максимально упрощён, питание должно быть максимально простым и полезным, работа мозга минимизирована, физическая деятельность ограничена,  такие организмы должны будут постоянно находиться в состоянии полудрёма. Существующие технологии пока не могут обеспечить такой режим существования организмов  никакими  методами.

Прочитать ещё 2 ответа

Источник